Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖЬЮ В СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖЬЮ В СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЁЖЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ОДАРЁННОСТЬ / СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОДАРЁННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / TALENTED YOUTH / IDENTIFICATION / GIFTEDNESS / STATE PROGRAM SYSTEMS / EDUCATION / GIFTED EDUCATION / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснева А. А.

В статье рассмотрено понятие «молодёжь», молодёжная политика в США, хронологический аспект формирования и развития программ для талантливой молодёжи. Для того, чтобы рассмотреть систему государственных программ одарённого образования, необходимо было выяснить, как в США идентифицируют талантливую молодёжь. В статье проанализированы подходы и программы для одарённых студентов в области образования США и систематизированы преимущества и недостатки каждого подхода и одарённого образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Береснева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PROGRAM SYSTEM WORKING WITH TALENTED YOUNG PEOPLE IN THE UNITED STATES OF AMERICA

The article discusses the concept of "youth", youth policy in the United States, and the chronological aspect of the formation and development of programs for talented youth. In order to consider the system of state programs for gifted education, it was necessary to find out how talented young people are identified in the United States. The article analyzes approaches and programs for gifted students in the field of education in the United States and systematizes the advantages and disadvantages of each approach and gifted education in General.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖЬЮ В СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ»

УДК 316.061

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖЬЮ В СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

А.А. Береснева

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье рассмотрено понятие «молодёжь», молодёжная политика в США, хронологический аспект формирования и развития программ для талантливой молодёжи. Для того, чтобы рассмотреть систему государственных программ одарённого образования, необходимо было выяснить, как в США идентифицируют талантливую молодёжь. В статье проанализированы подходы и программы для одарённых студентов в области образования США и систематизированы преимущества и недостатки каждого подхода и одарённого образования в целом.

Ключевые слова: талантливая молодёжь, идентификация, одарённость, системы государственных программ, образование, одарённое образование, молодёжная политика.

В понятие «молодёжь», в США попадают граждане в возрасте от 13 до 29 лет. На законодательном уровне каждого штата данный возраст может варьироваться. Молодёжные программы в США обычно фокусируются на возрастной категории от 15 до 24 лет. Основными инструментами воспитания молодёжи, широко применяемыми в США, можно назвать привлечение молодёжи к общественной деятельности (Youth Service) и активное обучение через опыт (Service Learning) [1].

Молодёжная политика в США не имеет отдельной сферы деятельности в органах государственной власти, поскольку воспитание молодых людей - составляющая часть системы образования. На федеральном уровне не существует единого министерства или ведомства, которое бы занималось молодёжной политикой как таковой, однако проблемами молодёжи занимается ряд министерств: федеральный департамент молодёжной политики

© Береснева А.А., 2020 203

(U.S. Department of State) и Агентство США по международному развитию (U.S. Agency for International Development) [1].

Прямое участие в молодёжных программах и программах развития детей и студентов принимают департаменты (министерства) здравоохранения и социальной защиты, образования, труда. Они определяют направления молодёжной политики в области образования, составляют ежегодные отчёты о состоянии молодёжи и деятельности департаментов. Например, в области образования, в ВУЗах США существуют многочисленные программы поддержки студентов. Также для школьников созданы специальные курсы для ускоренного прохождения школьной программы и поступления в ВУЗ [1].

В 1972 г. появился доклад Марленд: «Официальное образование одарённых и талантливых: доклад Конгрессу» (Marland Report), который содержал понятие одарённости: «Одарённые и талантливые дети являются социально ограниченными и могут переживать психологические травмы и страдать от постоянного обесценивания их способностей» [2].

Определения понятий «одарённый» и «талантливый» на федеральном уровне указаны в государственном документе «No Child Left Behind» (2002 и 2004 гг.), где указано, что «термин «одарённые и талантливые» употребляется по отношению к студентам, детям или молодёжи, которые проявляют способность к высоким достижениям в таких сферах, как интеллектуальная, творческая, художественная, лидерская или в отдельных академических областях. Такие учащиеся и дети нуждаются в особых видах деятельности для обеспечения развития указанных способностей» [3].

Понятие «одарённый ученик (студент)» раскрыто Национальной ассоциацией одарённых детей (National Association for Gifted Children - NAGC). Ассоциация рассматривает талантливых детей, «которые проявляют выдающийся уровень способностей, определённых как исключительная способность к мышлению и обучению, или компетенций в одной или нескольких сферах. Сферы включают структурные виды деятельности, связанные с системой знаков (математика, музыка, язык) и/или рядом сенсомоторных навыков (рисование, танцы, спорт)» [4].

Государственная политика США в области образования более ста лет поддерживает молодых людей, которые проявляют свои

таланты. Первая программа, направленная на талантливую молодёжь, была реализована в 1870 г. в штате Миссури. Программа предлагала одарённым детям закончить школьную программу меньше, чем за 8 учебных лет. К 1886 г. такие «ускоренные программы» распространились в Массачусетсе, Нью-Джерси и Нью-Йорке. По всей стране создавались специальные классы для школьников с высоким уровнем интеллекта. Талантливые ученики получали стипендии и принимали участие во внешкольных мероприятиях, которые были направлены на развитие их интеллектуальных способностей.

В 1920-1930-е гг. во время Великой депрессии многие программы были закрыты из-за недостатка финансирования. После второй мировой войны (1939-1945 гг.) интерес к изучению одарённости только возрос ещё сильнее. В 1950 г. Актом Национального научного фонда (National Science Foundation) появилась федеральная поддержка программ в области науки и инноваций. Большое внимание стало уделяться техническим наукам. В 1954 г. появилась Национальная ассоциация одарённых детей (National Association of Gifted Children). После запуска советского спутника в 1957 г. государственная политика США была направлена на поиск талантливой молодёжи, которая стала бы гордостью страны в технических и технологических науках.

В 1983 г. был написан доклад Национальной комиссией для президента Рейгана, темой для которого являлось успешность в образовании. После этого доклада, было принято решение об усовершенствовании существующих программ с одарёнными детьми и молодёжью. В результате совершенствования программ в штатах предусматривалось создание рекомендаций и методических пособий для работы с талантливой молодёжью.

В 1988 г. Конгресс США принял Закон Джекоба Джевица об образовании одарённых и талантливых учащихся (Jacob Javits Gifted and Talented Students Education Act) как часть Закона о начальном и среднем образовании (Elementary and Secondary Education Act). Принятие Закона Джекоба Джевица закрепило статус образования одарённых детей и молодёжи как одно из важнейших направлений в системе образования США [5].

В 2004 г. был опубликован доклад под редакцией Н. Коланджело и его коллег: «Обманутая нация: как школы 205

скрывают самых умных учеников Америки» (A Nation Deceived: How Schools Hold Back America's Brightest Students) [6]. В этом докладе описывается польза ускоренного обучения одарённых и талантливых детей. На основе данного доклада появился Институт ускоренного обучения (the Accélération Institute), целью которого стала изучение и поддержка талантливых учеников в ускоренном обучении.

В настоящее время в США насчитывается около трёх миллионов одарённых детей и подростков. Также действует свыше 300 программ, которые направлены на поиск, поддержку и защиту талантливой молодёжи. С одной стороны, сейчас, как и 50 лет назад в США не существует единой программы, направленной на талантливую молодёжь, её поиск и поддержку. Каждый штат проводит свою политику, которая касается обучения одарённой молодёжи. В каждом штате местные организации сами выбирают способы и методы работы с такими школьниками.

Национальное общество для одарённых и талантливых (Office of Gifted and Talented) предполагает, что существует три способа выявления одарённости [7]:

1. Талант - студенты могут иметь необработанный талант, чтобы преуспеть в одной или нескольких областях. Национальная ассоциация одарённых детей (The National Association for Gifted Children) определяет пять областей, в которых дети могут продемонстрировать свой талант: интеллектуальная, творческая, художественная, лидерская и академическая области.

2. Работоспособность - студенты должны продемонстрировать способность использовать свой талант, чтобы проходить изучение программ на более высоком уровне.

3. Сравнительный анализ - студенты должны уметь показать свою работоспособность по сравнению со своими сверстниками, чтобы выявить одарённость.

Также существуют конкретные способы, с помощью которых можно идентифицировать одарённость (тесты достижений, тесты IQ, тест Стэнфорда Бине, шкала интеллекта Вэшера, невербальные тесты, двойная идентификация исключительности и т.д.). Одарённые часто демонстрируют несколько признаков и моделей поведения, которые связаны с одарённостью.

Ещё один способ, который предполагает, что студент может быть одарённым, - это то, что они быстро учатся, по сравнению со своими сверстниками. Одарённые школьники могут быть обычными учениками, которые быстро учатся. Они часто готовы задать вопросы, которые помогут им изучить тему более глубоко. Одарённые дети также часто нуждаются в наименьшем направлении при вовлечении в новые виды деятельности. Они могут проявлять незначительную потребность в руководстве или совете.

В США существует несколько подходов для работы с молодёжью в сфере одарённого образования. От каждого подхода существуют программы, которые более детально направлены на работу с талантливыми школьниками и студентами. В таблице представлены основные подходы, их преимущества и недостатки [8].

Анализ существующих подходов организации работы с одарённой молодёжью в США

Подход «Плюсы» «Минусы»

«Хобби» • Бюджетная альтернатива программам для одарённых в специализированных классах и школах. • В каждом штате существуют множество внешкольных мероприятий, основанных на данном подходе. • Дополнительная возможность развития одарённых школьников за пределами класса и школы. • Есть частные кружки, секции с более углубленных изучением. • Не заменяет собой «одарённое образование». • Нацелено не только на одарённых, но и на простых школьников, студентов.

«Обогащение» • Распространено не только в частных, но и в государственных школах. • Разработаны специализированные задания для талантливых школьников и студентов. • Одарённые студенты учатся в классе со сверстниками. • «Обогащение» рассматривается как дополнение к основной образовательной программе в школе. • Студент выполняет больше учебных заданий, чем в продвинутом классе, т.е. он проходит в основной учебной программе то, что он мог изучить самостоятельно или уже знать.

Подход «Плюсы» «Минусы»

«Сжатие» • Позволяет одарённым студентам пропускать предметы, по которым тестирование показало высокий результатам; появляется больше времени на изучение более сложных предметов. • Оказывает положительное влияние на успеваемость. • Избегается повторное изучение известного для студента материала. • Не является основной образовательной программой в государственных школах.

«Самостоятельное обучение» • Одарённый студент учится в своём темпе. • Некоторые школы берут за основу данный подход. • Сложно реализовать в государственных школах без дополнительных денежных ресурсов. • Нет подробного плана обучения. • Нет программы подготовки для учителей.

«Ускоренное образование» • Популярно среди государственных школ США, т.к. является бюджетным вариантом обучения одарённых студентов. • Университеты и колледжи предлагают программы раннего зачисления. • Одарённый студент общается как со сверстниками, так и со студентами, которые находятся на одном академическом уровне знаний. • Не выявлено.

«Выдвижные программы» • Включают в себя творческие работы, критические упражнения, проекты. • Студенты проводят часть своего школьного дня в специализированные группы/классы для одарённых. • Проводятся не только в государственных школах, но и за пределами школ. • Не поощряется успеваемость одарённых студентов, т.к. материалы программ не являются дополнением к стандартной основной программе.

Подход «Плюсы» «Минусы»

«Летние программы/ стажировки» • Фокусируются на одном-двух предметах. • Ориентировано работают на определённую возрастную группу. • Существует поддержка губернаторов в каждом штате. • В большинстве являются платными и доступными не для всех. • Является дополнительной программой к основной образовательной программе в школе.

«Специализированные классы и школы для одарённых студентов» • Программы направлены только на одарённых студентов. • Ученики работают в небольших группах/классах. • Существует специальные программы обучения учителей, которые работают с одарёнными учениками. • Подход развит только в частных школах или платных классах.

Каждый талантливый студент уникален и нужно подбирать подход, который подойдет именно ему. В США существует множество программ для талантливых школьников и студентов, которые берут основу из подходов, представленных выше. Не все представленные подходы совершенны.

На подходах и программах строится в целом образование одарённых студентов (школьников) [9]. Из выявленных «плюсов» и «минусов» каждого подхода можно выделить общие черты преимуществ и недостатков образования одарённых:

Преимущества:

• Позитивная «Я-концепция» (одарённый студент достигает более высокого академического уровня наравне со сверстниками, тем самым повышая свою самооценку);

• Академический вызов (одарённые получают работу, соответствующую их знаниям; работают в своем темпе; помогают друг другу в достижении новых возможностей);

• Вовлечённость (повышенная сложность работ, помогает держать внимание школьника на своём образовании; реализация своих творческих интересов);

• Уровень преподавания (учителя постоянно повышают свой профессиональный уровень при обучении одарённых студентов);

• Успеваемость (в программах для одарённых демонстрируется более высокий уровень успеваемости студентов);

• Социализация (одарённые студенты имеют более высокие социальные навыки по сравнению со сверстниками из общеобразовательных классов).

Недостатки:

• Негативная «Я-концепция» (страдает самооценка студента, который не чувствует себя наравне со своими одарёнными сверстниками);

• Завышенные ожидания родителей (у каждого одарённого студента существуют свои сильные и слабые стороны в определённой области знаний);

• Недостаток финансирования (многие одарённые программы имеют ограниченные ресурсы или не имеют их вообще, поэтому в основном являются платными);

• Недостаточно подготовленный уровень преподавания (требования к учителям устанавливаются на местном уровне в каждом штате);

• Поиск одарённых учащихся (в большинстве случаев одарённость выявляется рядом тестов. Используемые тесты не всегда показывают хороший балл при выявлении одарённости или не охватывают области знаний одарённого).

Одарённое образование, его подходы и программы, не совершены, есть свои преимущества и недостатки. Но одарённые и талантливые учащиеся, а также те, кто обладает высокими интеллектуальными способностями, нуждаются в программах одаренного образования, которые будут бросать им вызов в обычных условиях обучения в школе.

Библиографический список

1. Игнатченко В.В. Сравнительная характеристика молодёжной политики Соединенных Штатов Америки и России // Студенческие научные исследования. 2014. № 9. URL: http://student.snauka.ru/ 2014/11/2301 (дата обращения: 15.10.2019).

2. Education of the Gifted and Talented: Report to the Congress of the United States by the U.S. Commissioner of Education (Executive

summury). URL: https://www.valdosta.edu/colleges/education/ human-services/document%20/marland-report.pdf (accessed: 09.03.2020).

3. No Child Left Behind Act, 2001. URL: https://www2.ed.gov/policy/ elsec/leg/esea02/107-110.pdf (accessed: 21.02.2020).

4. The definitions of giftedness / National Association for Gifted Children. URL: https://www.dvusd.org/cms/lib/AZ01901092/Centricity/ Domain/95/Definitions%20of%20Giftedness.pdf (accessed: 21.02.2020).

5. Jacob K. Javits Gifted and Talented Students Education Program / U.S. Department of Education. URL: https://www2.ed.gov/pubs/ Biennial/618.html (accessed: 21.02.2020).

6. Fast leamers benefit from skipped grades: Report concludes // The Washington Post. 2008. July.

7. Lee S.-Y., Matthews M.S., Olszewski-Kubilius P. A National Picture of Talent Search and Talent Search Educational Programs // Gifted Child Quarterly. 2008. № 52(1). P. 55-69.

8. Loveless B. Forms of Gifted Education // Education corner. URL: https://www.educationcorner.com/forms-of-gifted-education.html (accessed: 27.03.2020).

9. Loveless B. Pros and Cons of Gifted Learning Programs in Schools // Education corner. URL: https://www.educationcorner.com/gifted-education-pros-cons.html (accessed: 27.03.2020).

STATE PROGRAM SYSTEM WORKING WITH TALENTED YOUNG PEOPLE IN THE UNITED STATES OF AMERICA

A.A. Beresneva

Perm State University

The article discusses the concept of "youth", youth policy in the United States, and the chronological aspect of the formation and development of programs for talented youth. In order to consider the system of state programs for gifted education, it was necessary to find out how talented young people are identified in the United States. The article analyzes approaches and programs for gifted students in the field of education in the United States and systematizes the advantages and disadvantages of each approach and gifted education in General.

Keywords: talented youth, identification, giftedness, state program systems, education, gifted education, youth policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.