ББК 65.050 А.А. Кашкурова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Статья посвящена формированию концептуальной модели стабильного развития малого предпринимательства в экономике России. Содержание статьи отражает механизм реализации условий, обеспечивающих устойчиво-воспроизводственный режим развития экономики страны и ее регионов, сложившихся под воздействием внутренней структурной перестройки, совершенствования институциональной среды, вовлечения в малое предпринимательство трудоспособного населения, обеспечения целенаправленности государственного регулирования и высокой эффективности использования ресурсов.
В условиях начавшейся постиндустриальной модернизации мировой экономики, перехода современной цивилизации на путь устойчивого развития малое предпринимательство становится неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие и рост эффективности производства.
Формирование концептуальной модели стабильного развития малого предпринимательства в экономике России направлено на реализацию условий, обеспечивающих устойчиво-воспроизводственный режим развития экономики страны и ее регионов, сложившихся под воздействием внутренней структурной перестройки, совершенствования институциональной среды, вовлечения в малое предпринимательство больших слоев трудоспособного населения, обеспечения целенаправленности государственного регулирования и высокой эффективности использования ресурсов. Доведение численности малых организационных форм предпринимательства до оптимального количества, его функционирование в условиях экономической эффективности и высокой степени ресурсоотдачи - обязательные условия устойчивого развития системы.
Малое предпринимательство как управляемая система (и подсистема по отношению к региональной и национальной экономике) обладает рядом признаков системности: экономическая и социальная устойчивость, наличие структуры с совокупностью внутренних связей между подсистемами, внешние контакты с равноценными системами и системами более сложного порядка, относительная автономность опосредующих общественно-экономических отношений, а соответственно, и высокая степень экономико-правовой самостоятельности, направленность на получение совокупного результата, обладание различными внутренними факторами саморазвития.
В условиях глобальных трансформаций экономическая активность субъектов малого предпринимательства, вследствие социальной и макроэкономической значимости, требует выделения в системе государственного регулирования экономики и внешнеэкономической сферы такой подсистемы, как государственное регулирование инфраструктуры малого бизнеса. Цели данного регулирования определены принципом рационал-протекционизма, что предполагает: обеспечение защиты интересов малых предприятий; оказание поддержки в создании эффективной инфраструктуры внешнеэкономической предпринимательской деятельности; ограждение малых предприятий, осуществляющих свою деятельность на национальном рынке, от иностранных импортеров; содействие в достижении конкурентных преимуществ малыми фирмами, работающими на экспорт наукоемкой продукции и др.
Возможность привлечения определенных инструментов регулирующего воздействия органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня требует создания регулярного механизма государственного стимулирования инновационной деятельности предприятий малого предпринимательства в региональном и отраслевом
аспектах. Причем роль государства не сводится только к финансовому обеспечению инновационной сферы, а включает совокупность мер по созданию и поддержанию эффективной инфраструктуры малого предпринимательства: обеспечение правовой базы инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности; создание и поддержание устойчивых финансовых механизмов, способствующих развитию инновационной деятельности; развитие интеллектуального потенциала общества (образовательной и научной сферы) как основного источника, включая кадры инновационной деятельности; финансирование и координация инновационной деятельности на социально и политически значимых ее направлениях; повышение общественного статуса инновационной деятельности: регулирование различных аспектов предпринимательской деятельности.
Ключевым элементом реформирования системы государственного управления предпринимательской деятельностью становится совершенствование механизмов стимулирования, финансирования и организации малого предпринимательства.
Малое предпринимательство - важный фактор подъема российской экономики, требующий продуманной и гибкой государственной и банковской кредитно-инвестиционной политики, предполагающей оптимальные формы сочетания различных способов финансирования малых предприятий - самофинансирования, государственных инвестиций, банковского кредитования и частных (внешних) инвестиций.
Современное социально-экономическое состояние России характеризуется наличием серьезных предпосылок для экономического роста. В течение более чем десяти лет первичные звенья экономики - предприятия - функционировали в нестабильной среде. Активизация производства, улучшение финансово-экономического состояния предприятий, начавшееся (хотя и незначительное по масштабам) кредитование реального сектора - все это свидетельствует о появлении первых признаков оздоровления экономики. Главная задача современного этапа - поддержание достигнутых позитивных результатов путем развития предпринимательских отношений, выбора рациональной стратегии развития российского бизнеса, создания благоприятных условий для функционирования предприятий, в частности, обеспечения их эффективной кредитно-инвестиционной поддержки.
Немалую роль здесь должно сыграть и совершенствование налоговой системы. Льготы и преференции по налогам на малые предприятия являются, по существу, формой косвенной государственной финансовой поддержки малого бизнеса, усиливающей потенциал его самофинансирования. Они стимулируют инвестиционную активность малого предпринимательства, создают возможности для реализации стратегии структурной перестройки промышленности за счет перетока средств мобильного капитала малого предпринимательства.
На наш взгляд, политика поддержки малого бизнеса в Российской Федерации находится на стадии формирования и пока не созданы совершенные механизмы управления. Практически не решена важная для экономики России проблема производственной переориентации малого предпринимательства. Вместе с тем, будущее российского предпринимательства напрямую зависит от того, сможет ли малый бизнес подняться на качественно новую ступень развития и обеспечить инновационный экономический рост.
Потребность в эффективном развитии малого бизнеса в России делает весьма актуальным вопрос о необходимости совершенствования методов управления и, важнейшей предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к исследованию кредитно-инвестиционного механизма развития малых предприятий.
В настоящее время в Республике Дагестан сформировалась определенная инфраструктура, обеспечивающая субъектам малого предпринимательства решение вопросов правового обеспечения и бизнес-планирования: Комитет Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских кооперативов Дагестана («АФКОД»), некоммерческое партнерство «Махачкалинское агентство поддержки предпринимательства»,
Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства, ООО «Центр бизнес-планирование», Центр бухгалтерских услуг ООО «Каспий-СТАБУС», Ассоциация поддержки малого предпринимательства НП «Элит-Базис», Межрегиональный маркетинговый центр «Дагестан-Москва», Махачкалинское агентство поддержки предпринимательства, ГУ «Республиканский молодежный бизнес-инкубатор «Дагестан». В городах и районах республики функционируют 6 муниципальных фондов поддержки и развития малого предпринимательства. По инициативе Комитета Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка в 2006 году при Дагестанском республиканском центре развития предпринимательства организован Центр обслуживания предпринимателей по принципу «одного окна», основными задачами которого является предоставление юридическим и физическим лицам возможности на платной основе осуществлять подготовку и согласование документов для последующей регистрации предпринимательской деятельности по принципу «одного окна», предусматривающему упрощенную систему сбора, согласования, оформления и представления в соответствующие органы регистрационных и других разрешительных документов для предпринимательской деятельности. В 2008 году созданы филиалы Дагестанского республиканского центра развития предпринимательства в городах Избербаш, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр, Буйнакск и в Магарамкентском районе. Ведется работа над созданием филиала в Хунзахском районе. При Президенте Республики Дагестан создан Совет по координации работы контролирующих органов, разработан Единый порядок организации и проведения совместных проверок деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей контролирующими органами в РД.
В процессе создания и активной деятельности субъект малого предпринимательства сталкивается с многочисленными процедурами, вводимыми федеральными, региональными и муниципальными органами, которые требуют значительного времени и ресурса. К ним относятся регистрация, ликвидация, лицензирование, сертификация, оформление арендных отношений и другие согласовательные процедуры. Постоянно возникает вопрос о многочисленных проверках предпринимательской деятельности, как государственными контролирующими органами, так и общественными организациями по защите прав потребителей. Серьезные проблемы испытывают субъекты малого предпринимательства в республике имущественной поддержки: отсутствие доступа к информации о наличии государственного и муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации); длительность и сложность процедуры оформления и регистрации субъектами МП сделок по использованию имущества; высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества; отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды. Большой проблемой остается недоступность финансовых ресурсов. У большинства предпринимателей отсутствует надлежаще оформленная залоговая база. В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференции, в том числе и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей при создании условий для последовательного развертывания Программы поддержки малого предпринимательства, характеризуемой системой индикаторов (табл.1). Государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы.
На Министерство экономического развития Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила
должного развития государственная поддержка предприятии малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и зашиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Однако, кик правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Одним из направлений поддержки малого предпринимательства является развитие инфраструктуры. В настоящее время определено конечное число единиц инфраструктуры, необходимое малому бизнесу. Ключевым элементом этой инфраструктуры является Центр развития предпринимательства, идеология которого — объединение всех организаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте. Среди эффективно действующих организаций инфраструктуры поддержки МП можно назвать Межрегиональный маркетинговый центр «Москва», который позволил продвинуть в регионы России тысячи наименований продукции московских предприятий, а также Межрегиональный центр субконтрактации и промышленного партнерства, в базах данных которого только за прошлый год было размещено более 1600 заказов для малых предприятий, что содействовало налаживанию связей малого и крупного бизнеса.
Важную роль в формировании малого предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения кадров, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и многие другие актуальные проблемы. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Библиографический список:
1. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М., - 2001.-160 с.
2. Колесникова Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем //Вопросы экономики. - 2001. -№10.-С. 40-53.
3. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России //Российский экономический журнал. - 1997. - № 5-6.
Таблица 1.
Индикаторы развития малого предпринимательства РД за период
реализации Программы
№ Показатели Ед. изм. 2003г. I этап 2006г. к2003г (в %) 2 этап 2008г к2003г. (в %) 3 этап 2010 к2003г (в %)
2006 г. 2008г. 2010г
1 Доля малого предпринимательства в ВРГ % 38,1% 40% 42% 45%
2 Число малых предприятий всего ед 5305 9600 181,0 13300 250,7 15700 296,0
в том числе по отраслям:
- промышленность 194 443 228,0 732 377,3 1099 566,5
- строительство 446 835 187,2 1184 265,5 1413 316,8
- транспорт 97 192 198,0 293 302,1 361 372,2
- сельское хозяйство 540 990 183,3 1397 258,7 1648 305,2
- торговля и общественное питание 1634 2812 172,1 3710 227,0 4114 251,8
- другие отрасли 2394 4328 180,8 5984 250,0 7065 295,1
3 Число индивидуальных предпринимателей ед. 39394 70700 179,5 98200 249,3 115900 294,2
- промышленность 54 160 296,3 251 464,8 394 729,6
- строительство 130 361 277,3 670 515,4 887 682,3
- транспорт 3626 6752 186,2 9603 264,8 11635 320,9
- сельское хозяйство 5949 10500 176,5 14700 247,1 17300 290,8
- торговля и общественное питание 25135 44800 178,2 61706 245,5 72374 287,9
- другие отрасли 4500 8127 180,6 11270 250,5 13310 295,8
4 Число малых предприятий на 1000 чел.пост. населения ед. 2,0 3,6 180,0 4,9 245,0 5,7 285,0
5 Объем произведенной продукции (работ, услуг): - промышленность млн. руб. 37327,7 3145,5 79815,0 8046,0 166,3 182,9% 121611,0 14748,0 226,0 296,8% 183435,0 27938,0 315,5 514,3%
-строительство 3329,4 7433,0 146% 11705,0 189,2% 18940,0 255,3%
- сельское хозяйство 7481,4 16073,0 175,7% 25230,0 254,7% 38676,0 361%
- транспорт 3519,0 7694,0 142,8% 11918,0 177,8% 18429,0 232,9%
-торговля и общественное питание 19674,2 40116,0 156,6% 57398,0 202,4% 78526,0 256,2
-другие отрасли 178,2 453,0 166,1% 612,0 180,3% 926,0 231,2%
6 Налоговые поступления в бюджетную систему от субъектов МП млн. руб. 348,8 794,0 177% 1207,0 240% 1548,0 285%
7 Инвестиции в основной капитал млн. руб. 148,3 327,4 144,4% 498,2 180,8% 762,0 236,3%
A. A. Kashkurova
The government regulation system of the small entrepreneurship infrastructure
The article is devoted to the conceptual model formation of the small entrepreneurship stable development in the Russian economy. The article shows the terms realization mechanism, providing stable and reproduced regime of the economy development of the country and its regions, formed under the influence of internal structural perestroika; and the mechanism of the institutional environment improvement, the able-bodied population recruitment to the small entrepreneurship, the assuring of the government regulation commitment and the high efficiency of resources use. Keywords: small entrepreneurship, infrastructure, institutional environment
Кашкурова Алла Анатольевна (1985) соискатель кафедры мировая экономика ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет». Окончила Российскую экономическую академию им. Плеханова (2006). Область научных интересов - национальная экономика. Автор 10 научных публикаций.