Научная статья на тему 'Система государственного и общественного противодействия незаконному обороту наркотических средств в Кыргызской Республике'

Система государственного и общественного противодействия незаконному обороту наркотических средств в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ / STATE MEASURES / НАРКОТИКИ / DRUGS / НАРКОБИЗНЕС / DRUG TRAFFICKING / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / COUNTERMEASURES / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ботобаев Адильбек Айдарбекович

В настоящей статье рассматриваются вопросы применения мер государственного противодействия незаконному обороту наркотиков, исследуются положительные и отрицательные стороны борьбы всех органов с распространением наркотизма. Исследуются основные группы мер и способов, направленных на борьбу с распространением наркотиков в Кыргызстане. В статье автор отмечает о различии мер, способных максимально снизить динамику роста наркотизма, и противостояния наркопреступности. Прежде всего, указывается на меры, связанные с привлечением общественности и гражданского населения к проблеме, а также меры, направленные на координацию деятельности не только правоохранительных органов, но и государственных, в борьбе с распространением наркопреступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ботобаев Адильбек Айдарбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система государственного и общественного противодействия незаконному обороту наркотических средств в Кыргызской Республике»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Ботобаев А.А. Email: Botobaev1791@scientifictext.ru

Ботобаев Адильбек Айдарбекович - полковник милиции, начальник, Главное управление уголовного розыска Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются вопросы применения мер государственного противодействия незаконному обороту наркотиков, исследуются положительные и отрицательные стороны борьбы всех органов с распространением наркотизма. Исследуются основные группы мер и способов, направленных на борьбу с распространением наркотиков в Кыргызстане. В статье автор отмечает о различии мер, способных максимально снизить динамику роста наркотизма, и противостояния наркопреступности. Прежде всего, указывается на меры, связанные с привлечением общественности и гражданского населения к проблеме, а также меры, направленные на координацию деятельности не только правоохранительных органов, но и государственных, в борьбе с распространением наркопреступности.

Ключевые слова: общество, государственные меры, наркотики, наркобизнес, меры противодействия, международные организации.

THE SYSTEM OF STATE AND PUBLIC COUNTERACION TO ILLEGAL TURNOVER OF GRUGS IN THE KYRGYZ REPUBLIC Botobaev A.A.

Botobaev Adilbek Aidarbekovich - mlonel of militia, the chief, CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: this article deals with the application of measures of state influence drug trafficking, explores the positive and negative aspects of combating the spread of drug addiction of all organs. We study the basic groups of measures and techniques, aimed at combating drug trafficking in Kyrgyzstan. The author points out the difference measures that can minimize the growth dynamics of drug addiction and drug-related crime confrontation. First of all, it points to the measures connected with the involvement of the public and the civilian population to the problem, as well as measures aimed at coordinating the activities of not only law enforcement but also the public in the fight against the spread of drug-related crime.

Keywords: society, state measures, drugs, drug trafficking, counter-measures, international organization.

УДК 343

Мировое сообщество разработало огромный механизм мер противодействия наркомании, наркотрафику и наркобизнесу. Следует отметить, что так уж сложилось, что основным борцом с данными и иными антиобщественными явлениями выступает государство. Именно оно взяло на себя функции предупреждения, профилактики, борьбы и наказания. Если ранее огромное влияние оказывала религия, то период глубокого атеизма привел к кардинальному изменению сознания граждан и необходимости именно государственного вмешательства. Соответственно, государство осуществляет практически весь системный комплекс мер противодействия. Так уж сложилось, что система этих мер превратилась в единую государственную политику, вбирающую в себя различные сферы, такие как деятельность правоохранительных органов, работу специализированных медицинских и образовательных учреждений, социальных служб, пограничных войск, а также привлечение общественных институтов, таких как религия, средства массовой информации, организации культуры и бизнеса. Особо следует отметить деятельность международных организаций. Во многих странах данная программа вылилась в

долгосрочные государственные программные документы, реализация которых вменена в обязанность ответственных лиц и учреждений.

Анализ этих программных документов показывает, что этот комплекс мер включает в себя, главным образом:

1) Государственные органы, наделенные определенными полномочиями в сфере противостояния данному виду антиобщественного явления и ему сопутствующих;

2) Систему мер реагирования государственных и общественных институтов на распространение наркомании, наркотрафик и наркобизнес. При этом следует отметить, что данные меры различны. Важное значение имеют органы внутренних дел, как основные борцы с противоправными действиями. Исторически сложилось, что именно они брали на себя важнейшие задачи по профилактике, борьбе и искоренении наркомании, наркотрафика и наркобизнеса. Такая ситуация складывалась до тех пор, пока в Кыргызстан наплывом не ринулись наркодельцы, перевозящие афганский «герыч». Это случилось в конце 80-х годов прошлого столетия. Обретение независимости, решение более весомых политических задач отложили ненадолго решение этой острой проблемы и только 8 апреля 1993 года Указом Президента КР был создан специализированный орган - Государственная комиссия КР по контролю наркотиков. На данный орган была возложена задача контроля законного оборота наркотиков [1]. Этот орган пережил определенные изменения, вплоть до его закрытия в 2009 году. Однако, специфика Кыгрызского наркотрафика потребовала кардинального изменения ситуации: в 2010 году была создана Государственная служба по контролю наркотиков, которая классифицировалась как «специализированный правоохранительный орган в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, противодействия их незаконному обороту» [2].

Среди компетенций данной службы выделим некоторые, которые ключевым образом определяют ее место среди государственных органов. Прежде всего, реализация эффективной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, пресечение, предупреждение, расследование подобных составов, координация деятельности и взаимодействия всех смежных органов в данной области. Кроме того, это участие Кыргызской Республики на международной арене в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров [3].

Учитывая те задачи, которые стоят перед данной службой, в 2013 году был принят Закон КР Об органе Кыргызской Республики по контролю наркотиков от 11 марта 2013 года № 39, который определяет правовой статус, задачи, и функции органа по контролю наркотиков, а также порядок прохождения службы в этой структуре. Уровень законодательного регулирования вопросов правового статус этого органа уже сам по себе свидетельствует о том значении, которое придает Правительство вопросам борьбы с наркоманией и наркотрафиком.

В ходе своей повседневной деятельности ГСКН набрал огромный опыт. Под влиянием и с представления этого органа были внесены существенные коррективы в базовый документ -Закон о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, принятый в свое время Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 24 апреля 1998 года, в редакции Законов КР от 4 июля 2005 года № 90, 2 марта 2010 года № 40.

Данный закон закрепляет государственное право на контроль за деятельностью в сфере законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в частности им определены основания и порядок лицензирования и иной разрешительной деятельности в этой сфер. Законом определен и комплексный механизм борьбы с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Следует отметить, что законодательство жестко разграничивает и классифицирует меры государственного воздействия на следующие: меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и меры противодействия незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ. Отметим, что данный комплекс мер не является окончательным. Эти меры подкрепляются целой системой мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом КР от 1 октября 1997 года № 69 и дополненных мерами административно-карательного характера, предусмотренных Кодексом КР об административной ответственности от 4 августа 1998 года № 114.

В настоящее время идут общественные слушания Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», который одобрен и внесен на рассмотрение в Жогорку Кенеш КР Постановлением Правительства КР от 29 августа 2014 года № 508 и предполагает внесение корректировок, связанных с изменением законодательства о

лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике и членства Кыргызстана в Таможенном Союзе.

В целях обеспечения эффективной деятельности ГСНК КР Правительством КР принят целый блок нормативных актов, регламентирующих деятельность данной службы. К их числу следует отнести Правила осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Кыргызской Республике от 22 июня 2004 года № 466, Порядок учета, хранения и использования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Кыргызской Республике от 18 февраля 2011 года № 54, Постановление Правительства Кыргызской Республики «О порядке учета, хранения и использования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Кыргызской Республике» от 18 февраля 2011 года № 54 и иные документы.

Законотворческая работа по исследуемой проблеме поставила перед ГСКН КР определенную задачу по реализации Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013 - 2017 годы в пределах ее компетенции и сферы деятельности. Этот план включает в себя комплекс мероприятий, среди которых, на наш взгляд, особо следует выделить цель взаимодействия и обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества в противодействии незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, обнаружении мест произрастания дикорастущих наркосодержащих растений и фактов их незаконного выращивания, выявлении и пресечении коррупционных связей, способствующих ГСКН 31 декабря незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров» [4]. Эти меры по взаимодействию различных органов в процессе их деятельности по противодействию распространению наркотрафика в стране, должны определяться, прежде всего, на всемерном ограничении для населения доступности наркотических средств и психотропных веществ. Таким образом, основные позиции государственной борьбы должны быть заключены на предотвращении ввоза нелегальных наркотиков в страну, эффективным изъятием наркотиков из нелегального оборота, предупреждением утечки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из легального оборота в нелегальный.

Но данное направление является лишь одной из точек соприкосновения взаимодействия государственной службы и институтов гражданского общества. Анализ официального сайта КСНК КР показывает, что таких точек взаимодействия достаточно много, и они осуществляются по целому ряду направлений.

Общественность, в том числе и в лице общественных организаций, вовлекается в процесс борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Общественные институты подключаются к процессу агитации населения государства к ведению здорового образа жизни, воспитания молодежи в духе свободы от наркозависимости и наркосреды, по формированию устойчивого неприятия наркотиков верующими и их близкими. Кроме того, большое предупредительное значение имеют упрочение мнения и веры населения в большом и необратимом вреде наркотиков, а также повышение культурного быта и межличностных отношений в среде различных социальных слоев и возрастных категорий. Такого рода социальный контроль является существенным дополнением к деятельности государственных органов.

Практика показывает и доказывает невозможность борьбы государства с наркопреступностью без деятельного участия сознательного гражданского общества. Здесь, среди важнейших способов и мер, которые нам еще предстоит решать, есть меры, направленные на значительное расширение привлечения общественных институтов при реализации конкретных антинаркотических проектов, отвечающих государственным интересам в целом. Следует признать, что только согласованная деятельность всех правоохранительных органов, действенное использование сил и средств, приведет в конечном счете к положительным результатам, следствием которого станет стабилизация наркоситуации в стране.

В течение последних нескольких лет в стране постоянно муссируется вопрос о неэффективности деятельности ГСКН, а также необходимости ликвидации этого органа с передачей его функции МВД КР. Так, Межведомственная комиссия по изучению деятельности ГСКН 2012 года констатировала, что «.. .за текущий год в ГСКН не было проведено ни одного заседания коллегии. «Отсутствует документация по взаимодействию с другими силовыми структурами. В ведомстве существует 112 штатных единиц, из которых 21% является вакантным. Нагрузка работы составляет всего 0,4% на одного оперуполномоченного сотрудника. Есть подозрение на мнимые поставки наркотиков с юга на север страны. Также полностью отсутствует порядок хранения и уничтожения вещественных доказательств. Официально подтверждено, что не зарегистрированными остались вещдоки по 7 уголовным делам» [5].

25 июня 2015 года также была создана межведомственная комиссия по изучению деятельности ГСКН КР, которая установила, что в ведомстве работа не ведется на должном уровне. Так, экс-Премьер-Министр КР Т. Сариев заявил, что: «Прежде всего, конфликт между первыми лицами ГСКН внес существенный раскол и дисбаланс в деятельности всей службы. В моей практике не было примеров, когда руководитель государственного органа и его заместители жаловались друг на друга. За период проверки деятельности ГСКН, пройденные работы по проверке свидетельствуют о неэффективности всей Службы». В частности комиссия установила, что «ГСКН не проводил масштабных спецопераций по пресечению деятельности крупных наркоканалов с изъятием значительного веса тяжелых наркотиков и привлечением к ответственности всей цепочки преступников от исполнителя до организатора» [6].

Однако, отечественные и зарубежные эксперты достаточно критично относятся к предложению о ликвидации ГСКН. Так, А. Зинченко, анализируя ситуацию и ее возможные последствия, заявляет, что «МВД - это орган, который ведет ежедневную рутинную работу, борется без определенных стратегий, концепций, без учета ситуации. Многие годы мы были, образно говоря, «под героиновым зонтиком», он нас накрыл, и мы научились с этим как-то бороться, противостоять. И вдруг этот зонтик перестает существовать, это глобализация, во всем мире появляются новые наркотики, очень трудно будет новому органу бороться с ними, а вот в ГСКН эту работу уже начали, они ищут новую информацию, начали приглашать экспертов, обучать врачей, как реабилитировать этих людей, как лечить, как проводить профилактику, выявлять эти вещи. Этот орган реагирует гораздо быстрее. Россия приняла такое непопулярное решение упразднить ФСКН, и мы как бы пытаемся идти за ними. У России нулевая толерантность по отношению к наркозависимым, она их считает преступниками. В Кыргызстане совершенно другой подход, мы вплотную работаем с наркозависимыми. Борьба с незаконным оборотом наркотиков несколькими службами несет положительный эффект. Например, в США 16 служб, так или иначе, занимаются наркотиками, а это конкуренция, они контролируют работу друг друга» [7].

Общественный совет при ГСКН считает преждевременным, ошибочным и даже опасным решение по ликвидации службы. В его обращении к Президенту Кыргызстана отмечено: «Общественный совет при ГСКН в целом поддерживает инициативы правительства, Совета обороны в проведении реформ в правоохранительных органах в условиях экономической нестабильности, дефицита бюджета. Но считает преждевременным, ошибочным и даже опасным решение по ликвидации ГСКН, предназначение которой - организация и обеспечение скоординированной целенаправленной борьбы с распространением наркотиков и наркобизнесом, разработка и реализация сбалансированной наркополитики, международное сотрудничество в противодействии транснациональной наркоэкспансии. ... Общественный совет ГСКН считает, что ликвидация и переформатирование ГСКН, фрагментированное делегирование разноплановых функций ГСКН (законный, незаконный оборот наркотиков, международное сотрудничество, коммуникация, профилактика и многое другое) приведут не к улучшению координации в сфере противодействия наркотикам, а к декоординации всей антинаркотической работы» [8].

Принятие конечного решения остается за Президентом. Но, по нашему мнению, страной накоплен определенный опыт борьбы с наркотрафиком и наркобизнесом. Действительно, борьба с этими явлениями комплексной работой целого ряда служб, в том числе и МВД, Пограничная служба, Министерство здравоохранения, местные исполнительные и представительные органы власти и др. Мировая практика многих стран позволяет констатировать, что такое противодействие требует серьезной координации деятельности этих служб. И действительно, та спонсорская и организационная поддержка международных организации и зарубежных стран будет эффективной при наличии определенной государственной системы, желательно привычной для них. Другой вопрос, что необходим действенный контроль за процедурами отбора, расстановки, карьеры сотрудников ГСКН и другими служащими имеющими доступ к оперативным сведениям и каналам.

Список литературы / References

1. Указ Президента КР № 115 от 8 апреля 1993 года.

2. Указ Президента КР «Об образовании Государственной службы Кыргызской Республики по контролю наркотиков от 17 августа 2010 года» УП № 131.

3. Указ Президента КР Вопросы Государственной службы Кыргызской Республики по контролю наркотиков от 27 сентября 2010 года УП № 204.

4. План мероприятий Правительства Кыргызской Республики на 2014 год по реализации Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы.

5. Отчет Межведомственной комиссии по изучению деятельности ГСКН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kchr.org/modules.php?name=News&file=article&sid=3995/ (дата обращения: 25.02.2017).

6. Премьер-министр освободил от занимаемой должности председателя ГСКН при Правительстве КР Алымбая Султанова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.kg/?p=58622&lang=ru/ (дата обращения: 25.02.2017).

7. Александр Зеличенко: Сейчас происходит передел наркосцены. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://24.kg/obschestvo/33077_aleksandr_zelichenko_seychas_proishodit_perede l_narkostsenyi/ (дата обращения: 25.02.2017).

8. Ликвидацию ГСКН назвали ошибочным и опасным решением. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zanoza.kg/doc/341014_likvidaciu_gskn_nazvali_oshibochnym_i_opasnym _resheniem.html/ (дата обращения: 25.02.2017).

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРКОСИТУАЦИИ В КЫРГЫЗСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Ботобаев А.А. Email: Botobaev1791@scientifictext.ru

Ботобаев Адильбек Айдарбекович - полковник милиции, начальник, Главное управление уголовного розыска Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются злободневные и актуальные вопросы наркомании в Кыргызской Республике и связанные с ними проблемы подрыва здоровья нации вследствие глобального распространения наркотиков, борьбы с наркозависимостью и вовлечения в нее все новых людей. Приводятся экспертные данные и анализируются оценки по создавшемуся через Кыргызстан наркотрафику. Исследуются основные направления государственной политики в отношении наркобизнеса. Большое внимание уделено исследованию вопроса противодействия распространению наркотрафика через Кыргызстан в другие государства, в частности Россию. Приводятся статистические данные и динамика увеличения числа наркозависимых людей и связанных с ними иных острых социальных проблем: распространение ВИЧ, гепатит, низкая рождаемость и высокая смертность среди населения. Ключевые слова: борьба, наркотрафик, преступление, наркотики, международная ситуация, здоровье нации.

CHARACTERISTICS OF THE DRUG SITUATION IN KYRGYZSTAN AT

THE PRESENT STAGE Botobaev A.A.

Botobaev Adilbek Aidarbekovich - mlonel of militia, the chief, CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: this article covers topical and urgent issues of drug addiction in the Kyrgyz Republic and the related problem of undermining the nation's health due to the global spread of drugs, the fight against drug addiction and involvement in it, all of the new people. We give expert data analyzes and evaluation of drug trafficking through Kyrgyzstan created. We study the basic directions of the state policy in relation to drug trafficking. Much attention is devoted to research on combating the spread of drug trafficking through Kyrgyzstan to other countries, in particular Russia. Statistical data and dynamics of increasing the number of drug addicts, and related other acute social problems: the spread of HIV, hepatitis B, a low birth rate and high death rate among the population. Keywords: fighting, drug trafficking, crime, drugs, international situation, the health of the nation.

УДК 343

Проблема наркомании является одной из актуальных для всего мирового пространства. Практически все мировое пространство объединено в борьбе с данным антиобщественным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.