4. План мероприятий Правительства Кыргызской Республики на 2014 год по реализации Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы.
5. Отчет Межведомственной комиссии по изучению деятельности ГСКН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kchr.org/modules.php?name=News&file=article&sid=3995/ (дата обращения: 25.02.2017).
6. Премьер-министр освободил от занимаемой должности председателя ГСКН при Правительстве КР Алымбая Султанова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.kg/?p=58622&lang=ru/ (дата обращения: 25.02.2017).
7. Александр Зеличенко: Сейчас происходит передел наркосцены. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://24.kg/obschestvo/33077_aleksandr_zelichenko_seychas_proishodit_perede l_narkostsenyi/ (дата обращения: 25.02.2017).
8. Ликвидацию ГСКН назвали ошибочным и опасным решением. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zanoza.kg/doc/341014_likvidaciu_gskn_nazvali_oshibochnym_i_opasnym _resheniem.html/ (дата обращения: 25.02.2017).
ХАРАКТЕРИСТИКА НАРКОСИТУАЦИИ В КЫРГЫЗСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Ботобаев А.А. Email: [email protected]
Ботобаев Адильбек Айдарбекович - полковник милиции, начальник, Главное управление уголовного розыска Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются злободневные и актуальные вопросы наркомании в Кыргызской Республике и связанные с ними проблемы подрыва здоровья нации вследствие глобального распространения наркотиков, борьбы с наркозависимостью и вовлечения в нее все новых людей. Приводятся экспертные данные и анализируются оценки по создавшемуся через Кыргызстан наркотрафику. Исследуются основные направления государственной политики в отношении наркобизнеса. Большое внимание уделено исследованию вопроса противодействия распространению наркотрафика через Кыргызстан в другие государства, в частности Россию. Приводятся статистические данные и динамика увеличения числа наркозависимых людей и связанных с ними иных острых социальных проблем: распространение ВИЧ, гепатит, низкая рождаемость и высокая смертность среди населения. Ключевые слова: борьба, наркотрафик, преступление, наркотики, международная ситуация, здоровье нации.
CHARACTERISTICS OF THE DRUG SITUATION IN KYRGYZSTAN AT
THE PRESENT STAGE Botobaev A.A.
Botobaev Adilbek Aidarbekovich - mlonel of militia, the chief, CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: this article covers topical and urgent issues of drug addiction in the Kyrgyz Republic and the related problem of undermining the nation's health due to the global spread of drugs, the fight against drug addiction and involvement in it, all of the new people. We give expert data analyzes and evaluation of drug trafficking through Kyrgyzstan created. We study the basic directions of the state policy in relation to drug trafficking. Much attention is devoted to research on combating the spread of drug trafficking through Kyrgyzstan to other countries, in particular Russia. Statistical data and dynamics of increasing the number of drug addicts, and related other acute social problems: the spread of HIV, hepatitis B, a low birth rate and high death rate among the population. Keywords: fighting, drug trafficking, crime, drugs, international situation, the health of the nation.
УДК 343
Проблема наркомании является одной из актуальных для всего мирового пространства. Практически все мировое пространство объединено в борьбе с данным антиобщественным
явлением и сопутствующими ему процессами. Этому способствуют цифры официальной статистики: «около 32,4 миллиона человек, что составляет 0,7% взрослого населения планеты, являются потребителями лекарственных опиатов или его производных, таких как героин и опий. По некоторым данным во всем мире отмечается о 27 млн проблемных наркопотребителей, что почти соответствует численности населения такой страны, как Малайзия. Почти половина (12,19 млн) такого проблемного контингента наркопотребителей употребляет наркотики путем инъекций, и в их число входят около 1,65 млн человек, которые в 2013 году жили с ВИЧ» [1].
Общемировой процесс противодействия наркомании, наркотрафику и наркобизнесу. объединение всеобщих усилии привело к целому ряду глобальных процессов, направленных на противостояние и противоборство с наркоманией. Так, Генеральной Ассамблеей ООН 7 декабря 1987 года была принята резолюция 42/112, согласно которой, 26 июня стал Международным днем борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом (англ.Шетайопа1 Day against Drug Abuse and Illicit Trafficking). Это привело к серьезной активизации мирового пространства. Так, под данной резолюцией подписалось 132 государства, которые приняли целый блок нормативных документов о совместном противодействии глобальному распространению наркотиков, борьбе с наркозависимостью и вовлечением в нее все новых людей
Кыргызстан в этом процессе занимает особое место, что, прежде всего, обосновано тем, что он находится в самом центре мирового наркотрафика. Наша страна входит в так называемый «Азиатский узел», в котором Кыргызстан играет важную роль. Согласно данным, предоставляемым УНП ООН и независимых экспертов «40% производимых в Афганистане наркотиков проходит транзитом через Иран, 30% через Пакистан и до 30% по «северному маршруту» через Центральную Азию на рынки России и западноевропейских государств» [2, с. 60]. Вместе с тем, данные 2016 года показывают, что «тенденцию ежегодного увеличения количества поступающих тяжелых видов наркотиков. Около 90% наркотиков проходят транзитом через нашу республику, меньше 15% остаются в Кыргызстане» [3, с. 35]. По данным Всемирного доклада о наркотиках 2013 г., Кыргызстан занимает 10 место из 20 в списке стран наиболее часто упоминаемых в обороте героина за период с 2002 по 2012 г.
Исследованию проблем борьбы с наркоманией и сопутствующей ей когортой антиобщественных явлений посвящены отдельные разделы политологии, социологии, медицины, психологии, права и других. Не смотря на повышенный интерес всех областей человеческой мысли к опасности данного явления, разработки различных методологии борьбы, предупреждения и профилактики она все же имеет место быть и развиваться.
В 80-е годы ХХ века, сначала в практическую, а затем и в научную лексику было введено понятие «наркоситуация». В настоящее время данный термин является инструментом оперирования криминологии. Вместе с тем, данное понятие достаточно смело входит в предмет исследования и других, выше перечисленных наук.
В нашей стране, данный термин официально используется в отчетных документах правоохранительных органов, рекомендациях международных организации и пр.
Вместе с тем, считается что, не смотря на достаточно широкое оперирование данным термином, единого понятия так и не существует. Так, анализируя сложившуюся ситуацию, относительно содержания терминологии, А.М. Трофимец отмечает, что: «Между тем терминологическая точность, ясность и лаконичность имеют особое значение для правовой науки, так как ее наработки могут быть впоследствии использованы в нормотворческой деятельности и правоприменительной практике» [4, с. 59].
Ученые предлагают различные определения данного термина. Так, например, российский ученый М.Ю. Воронин под наркоситуацией понимает «... пространственно-временную характеристику ... отражающую состояние, структуру, уровень, динамику наркотизации населения Российской Федерации.». Драган Г.Н. и Калачев Б.Ф. под этим же термином понимают «состояние, структура, уровень и динамика незаконного распространения наркотиков и наркобизнеса в пределах какой-либо территории» [5, с. 6]. Тогда как А.Ф. Галузин отмечает, что наркоситуация - это «... состояние общества, социальных групп с точки зрения количественных и качественных характеристик проявлений наркотизма в определенном месте, времени, отражающее закономерности, тенденции, динамику наркотизма и антинаркотизма...» [6, с. 96]. То есть авторы оперируют целым спектром понятий. В описание наркоситуации как таковой вовлечены такие термины как «незаконное распространение наркотиков», «наркотизация», «антинаркотизм» и прочее. То есть, в содержание термина
«наркоситуация» вовлечены различные негативные аспекты, связанные с наличием наркотиков на той или иной территории.
Немного иную трактовку понятия «наркоситуация» дано отечественным исследователем А. Зеличенко. Он считает, что: «Термин "наркоситуация" включает в себя два больших понятия. Первое - наркополитика, то есть отношение государства к проблеме наркотиков: от способов ее решения и до отношения чиновников и общества к наркозависимым людям. Второй момент -характеристика наркорынка, а это уже количество наркозависимых, виды запрещенных веществ, цены на них, каналы распространения и прочее. Изучение этих составляющих и дает нам понятие о наркоситуации» [7. с. 24]. В данном случае возникают еще два термина, которые также не имеют четкого научного определения, но по сути своей четко объясняют ситуацию.
Следует отметить, что в настоящее время, государства и международные организации весьма активно и глубоко проводят анализ наркоситуации в том или ином регионе. Так, например, Национальный Отчет Республики Казахстан «О Наркоситуации в Республике Казахстан за 2014 год», подготовленный по инициативе Общественного Фонда «Центр мониторинга за алкоголем и наркотиками» рассмотрены такие вопросы как: наркополитика, употребление наркотиков среди населения в целом и среди конкретных целевых групп, профилактика, проблемное потребление наркотиков, лечение, взаимосвязь наркотиков и состояние здоровья, ответные действия по наркозависимости и пр. [8]. Тогда как в Обзор о наркоситуации в Республике Таджикистан содержит в себе информацию о тенденциях производства наркотических средств в регионе, о наркоситуации в регионе и противодействии наркотрафику в Таджикистане, о контроле за оборотом наркотических и психотропных средств [9]. Анализ других отчетов и докладов о наркоситуации в той или иной территориях показывает, что ответственные органы самостоятельны в выборе структуры и содержания документов. То есть, на официальном уровне также нет единого подхода.
Краткое описание наркоситуции в Кыргызстане дано в Антинаркотической Программе Правительства Кыргызской Республики от 27 января 2014 года № 54 и принимая данную программу высший исполнительный орган нашей Республики также был достаточно самостоятелен. Отдельные аспекты раскрываются в отчетах международных организации. И наличие таких отчетов позволяет привлекать мировое и общественное внимание к существующей проблеме, корректировать меры и средства правоохранительных органов и общественности.
Соответственно, считаем, что отсутствие единого подхода к содержанию понятия влечет за собой разночтения, пример которых мы привели.
На наш взгляд, термин «наркоситуация» следует трактовать как достаточно широкое понятие. Эта широта определения должна включать в себя:
1. Первопричины наличия наркомании, наркотрафика и наркобизнеса в данном регионе и способствующие этому условия. Выявление и анализ причин и условий главным образом способствует пониманию способов и средств профилактики и борьбы с этими антиобщественными явлениями.
2. Анализ состояния, структуры, уровня и динамики повышения или снижения уровня потребления и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на определенной территории основанную на характеристике вовлеченных социальных слоев, вовлекаемых в наркотизацию;
3. Исследование системы государственных и общественных мер по профилактике и борьбе с незаконным изготовлением, распространением (оборотом) и немедицинским потреблением наркотиков.
То есть, на наш взгляд, полную картину наркоситуации дает комплексный подход. И соответственно, такой разносторонний анализ позволяет точно оценивать состояние угрозы, эффективность ранее предпринятых ранее мер и соответственно разрабатывать мероприятия по эффективной борьбе с данным видом антиобщественного явления.
Следует отметить, что сложившаяся ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков в некоторых рассматриваемых нами регионах напрямую связана с развитием плачевной наркоситуации в глобальном масштабе, когда наблюдается значительное повышение спроса на наркотические средства и психотропные вещества; увеличение доли «жестких» наркотиков (героин, кокаин) и наркотиков синтетического происхождения в общей массе; поиск и формирование наркогруппировками новых рынков наркотических средств и маршрутов их перевозки с вовлечением территорий новых стран; превращение транзитных государств в регионы употребления наркотиков; все большее распространение наркотиков в молодежной среде; расширение масштабов и укрепление преступной деятельности криминальных наркоструктур, совершенствование их военного и технического оснащения; рост производства наркотических средств в зонах непрекращающихся вооруженных
конфликтов; продолжение экспансии наркотиков на территорию России и других стран-участниц СНГ [10, с. 3].
Эти тенденции в полной мере отразились на состоянии наркоситуации Кыргызстана.
Анализируя современную наркоситуацию в стране, разработчики Антинаркотической программы Кыргызской Республики отметили в ней целый спектр вопросов, ставших причинами сложившегося состояния вещей (они более подробно будут рассмотрены во втором подразделе).
Как уже отмечалось, роль Кыргызстана в антинаркотическом противодействии является достаточно существенной, так как именно такие страны как Казахстан и Кыргызстан являются заслоном в поставке наркотиков в другие страны. Так, по сведениям Государственной службы по контролю наркотиков при Правительстве КР только с начала 2016 года «на территории Кыргызской Республики выявлено и ликвидировано 5 значимых канала трафика афганских наркотиков через Кыргызстан по «северному маршруту». Общий вес изъятых из незаконного оборота наркотических средств составил 48 кг 404 грамм, в том числе: героина - 3 кг 511 гр., опия - 11 гр., гашиша - 44 кг 882 гр» [11]. Тогда как за 12 месяцев 2015 года характеризуется снижением изъятия опия на 111 килограммов и увеличением изъятых героина (на 58 килограммов), гашиша (на 47 кг), кокнара (на 38 кг), марихуаны (на 447 кг), каннабиса (на 916 килограммов) и прекурсоров (на 9 тонн) [12]. И по всей видимости объем наркотрафика будет наращиваться, так как по официальным данным: «рост производства в Афганистане опия в текущем году может составить около 20% по сравнению с 2014 годом. Таким образом, объем произведенного в стране опия в этом году достигнет 8 тыс. тонн. За последние 14 лет объем производимых наркотиков вырос в 40 раз, а количество полученного опия в текущем году может достичь 8 тыс. тонн, что превысит показатели прошлого года на 20%» [13].
Кроме того, следует помнить и о том, что Кыргызская Республика обладает собственной немалой сырьевой базой для производства гашиша и ряду других наркотических средств. Вместе с тем, считается, что через территорию Кыргызстана проходит примерно 30% афганского опия.
Вместе с тем, 10 - 15% тяжелых наркотиков остается на территории Кыргызстана, что не может не сказаться на состоянии здоровья коренного населения. Реальная ситуация такова, что Кыргызская Республика в полной ее мере, во всех аспектах отражает влияние геополитического положения страны. По некоторым данным Республиканского центра наркологии Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, в определенной прогрессии растет число граждан, употребляющих наркотики. Причем возрастной контингент значительно молодеет, не ограничиваясь рамками возраста, региона либо социального и семейного положения. При этом наблюдается постоянное увеличение немедицинского (т.е. инъекционного) потребления наркотиков и прежде всего — героина, что угрожает катастрофическим распространением в Кыргызстане ВИЧ-инфекции, гепатита и других болезней, имеющих сходные пути передачи. На сегодняшний день в республике официально отмечается о более, чем 9 тысяч граждан, употребляющих наркотики, 88% из них сидят на тяжелых инъекционных наркотиках (ПИН). Это потребители опия, героина. Их число выросло на 21% и это в основном мужчины от 30 до 40 лет. При этом 7,5 тысячи кыргызстанцев проживают в южном регионе страны» [14].
Исследование, проведенное согласно Программе по предотвращению распространения наркотиков в Центральной Азии (CADAP) - фаза 5 компонентом DAMOS (Сбор и разработка базы данных по наркоэпидемиологии) определило, что количество учащихся 5 - классов, пробовавших наркотики, - 0,3% от общего числа (5 человек из 15 тыс. чел.). Количество старшеклассников - 1,3% (26 человек из 2 тыс. чел.). Доля учащихся ПТУ составила 3% или 6 человек из 200 человек. Анализ показал, что впервые попробовали наркотики дети возрастом от 10 - 14 лет [15].
Кроме того, ученые отмечают тот факт, что «наркобизнес в Кыргызской Республике становится все более закрытым и профессиональным» [16]. Это же констатируется и практиками, так в своем интервью Р. Мамбеталиев сказал, что: «Наркокоррупция в госорганах и среди сотрудников правоохранительных органов является большой проблемой, поскольку сами же сотрудники ГСКН являются распространителями наркотиков. ... ОПНГ (наркогруппировки) и ОПНС (наркосообщества), из практики правоохранительных органов, сформированы по национальным, семейно-клановым признакам и землячеству. Такие преступные формирования организуют каналы поставки и транзита наркотиков на и через территорию республики для последующего их сбыта на территориях стран ближнего и дальнего зарубежья (Республики Казахстан, России, странах Европы и КНР)» [17].
Определенный обзор наркоситуации дан в целом ряде диссертационных исследований кыргызских ученых. В частности особо следует отметить работы таких отечественных ученых как: Хакимов Р.М. «Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом
наркотических средств: по материалам Кыргызской Республики», Осмоналиева К.М. «Уголовно-правовые меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств: По материалам Кыргызской Республики», Исмаилова Р.Т. «Вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств и психотропных веществ и его предупреждение органами внутренних дел (по материалам КР и РФ)», Кыдыркулова К.К. Организация взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества по противодействию наркотизму: по материалам Кыргызской Республики и других научных исследований по данной проблематике.
В целом все эти ученые отмечают, что наркоситуация в Кыргызстане напрямую определена мировыми тенденциями. Геополитическое расположение страны приводит к достаточно сложному положению вещей по вопросам наркотизации, развития наркотрафика и незаконного оборота наркотиков. При этом в Республике делаются серьезные шаги в области профилактики и борьбы с наркозависимостью, борьбы с незаконным наркотрафиком и деятельностью наркобизнеса. Так, Кыргызстан участник ряда международных организации задачами которого являются вопросы борьбы с наркотизмом, а именно Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Инициативы Афганистан, Кыргызстан, Таджикистан (АКТ) и целого ряда других. Предпринимаются серьезные шаги в области совершенствования уголовного, административного и иного законодательства. В процессе профилактики и борьбы вовлекаются общественные институты и пр. То есть страна пытается оказать адекватное сопротивление существующим реалиям. Анализ эффективности такого реагирования является необходимым условием совершенствования соответствующей государственной политики, которая, на наш взгляд, представляет собой всю систему мер, разрабатываемых и реализуемых на государственном и межгосударственном уровне, обеспечивающая формирование нетерпимых взглядов гражданского населения к лицам, распространяющим наркотические вещества.
Система таких мер включает в себя комплекс мер административного, криминального, информационного, социального и иного характера. Анализ проблем и перспектив административного и информационного воздействия с целью антинаркотического воздействия на общество является основной целью представленного исследования.
Список литературы / References
1. Всемирный доклад о наркотиках за 2015 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/wdr2015/WDR15_ExSum_R.pdf/ (дата обращения: 10.03.2017).
2. Информационный бюллетень о наркоситуации Центральноазиатский регион information bulletin on drug related situation the Central Asian region. Ташкент: Baktria press, 2013. 60 с.
3. Итоги деятельности ГСКН при Правительстве Кыргызской Республики за январь-март 2016 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gskn.kg/files/narkosituatsiya2/narkosituatsiya-za-1 -kvartal-2016-goda/ (дата обращения: 10.03.2017).
4. Трофимец А.М. Общая характеристика наркоситуации в мире // «Наркоконтроль», 2006. № 1. С. 59-67
5. Драган Г.Н., КалачевБ.Ф. Наркомания и наркобизнес: выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / Под ред. д.ю.н., проф. П.Г. Пономарева. М., 1998. С. 6.
6. Галузин А. Ф. О наркотизме и нарколоббизме в теории и практике обеспечения безопасности личности, общества (государства) // «Право и политика», 2007. № 11.
7. Страна наркоТрафика // Central Asia Monitor от 15 октября 2016 года.
8. Национальный Отчет Республики Казахстан. О Наркоситуации в Республике Казахстан за 2014 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcadkz.org/assets/files/AR_-2014-Kazakhstan-V-1.3-RU.pdf /(дата обращения: 10.03.2017).
9. Информационно-публицистический ресурс «Нет наркотикам». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.tj/ru/news/akn-rt-izdal-obzor-o-narkosituatsii-v-respublike-tadzhikistan-za-2008-god?quicktabs_1=3/ (дата обращения: 10.03.2017).
10. Проблемы наркобезопасности современного российского общества. Автореферат диссертации. Новгородский А.В.
11. Итоги деятельности ГСКН при Правительстве Кыргызской Республики за январь - март 2016 года // Ы1р://%'%глг^кп.к Н. Ганыева.
12. Наркоситуация в Кыргызстане за 2015 год характеризуется снижением изъятия опия. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://24.kg/obschestvo/27353_narkosituatsiya_v_kyirgyizstane_za_2015_god_harakterizuetsya_
snijeniem_izyyatiya_opiya/g/files/narkosituatsiya2/narkosituatsiya-za-1-kvartal-2016-goda/ (дата обращения: 10.03.2017).
13. Наконец-то замеченная нарковойна: Генштаб заявил о резком росте производства наркотиков в Афганистане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nakanune.rU/news/2015/10/8/22416873/ (дата обращения: 10.03.2017).
14. Национальная программа реформирования системы здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2018 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rce.kg/pravovaya-baza/nacionalnyedokumenty/nacionalnayaprogramma-den-sooluk/ (дата обращения: 10.03.2017).
15. Обзор страновой ситуации: Кыргызстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.emcdda.europa.eu/html.cfm/index211504RU.html/ (дата обращения: 10.03.2017).
16. Исмаилов Р.Т. «Вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств и психотропных веществ и его предупреждение органами внутренних дел (по материалам КР и РФ)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.linguanet.ru/science/dissD/dissD1/ Б1-2014/Р.1.0Ю1^^^/ (дата обращения: 10.03.2017).
17. Рафик Мамбеталиев, председатель ГСКН КР: «Распространению наркотиков в Кыргызстане помогают сами сотрудники правоохранительных органов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kyrtag.kg/standpoint/rafik-mambetaliev-predsedatel-gskn-kr-rasprostraneniyu-narkotikov-v-kyrgyzstane-pomogayut-sami-sotru/ (дата обращения: 10.03.2017).