Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГАРАНТИЙ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ'

СИСТЕМА ГАРАНТИЙ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судебная власть / правосудие / независимость судебной власти / гарантии независимости / разумное усмотрение / беспристрастное и справедливое рассмотрение / judiciary / justice / independence of the judiciary / guarantees of independence / reasonable discretion / impartial and fair consideration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Г Г. Сафарян, Л Г. Алоян

В данной статье подробно рассматривается система гарантий независимости судебной власти. В статье обосновывается точка зрения, что независимость суда (внутреннего и внешнего) является основополагающим, исходным принципом, обеспечивающим правильный выбор судов и беспристрастное рассмотрение судебных споров. Независимость судебной власти, по мнению автора, означает также, что при осуществлении правосудия суд (судья) защищен от внешнего и внутреннего вмешательства, любого влияния, разрешает правовые споры в рамках закона и своего разумного усмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF GUARANTEES OF THE INDEPENDENCE OF THE JUDICIARY OF THE REPUBLIC OF ARMENIA

The present article examines in detail the system of guarantees for the independence of the judiciary. The article substantiates the point of view that the independence of the court, both internally and externally, is a fundamental and initial principle that ensures the proper selection of courts and impartial consideration of judicial disputes. The independence of the judiciary, according to the author, also means that when administering justice, the court (judge) is protected from external and internal interference, any influence, and resolves legal disputes within the framework of the law and its reasonable discretion.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГАРАНТИЙ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ»

СИСТЕМА ГАРАНТИЙ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

Г.Г. Сафарян, д-р юрид. наук, профессор

Л.Г. Алоян, соискатель степени канд. юрид. наук

Институт философии, социологии и права Национальной академии наук РА (Республика Армения, г. Ереван)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-5-189-192

Аннотация. В данной статье подробно рассматривается система гарантий независимости судебной власти. В статье обосновывается точка зрения, что независимость суда (внутреннего и внешнего) является основополагающим, исходным принципом, обеспечивающим правильный выбор судов и беспристрастное рассмотрение судебных споров. Независимость судебной власти, по мнению автора, означает также, что при осуществлении правосудия суд (судья) защищен от внешнего и внутреннего вмешательства, любого влияния, разрешает правовые споры в рамках закона и своего разумного усмотрения.

Ключевые слова: судебная власть, правосудие, независимость судебной власти, гарантии независимости, разумное усмотрение, беспристрастное и справедливое рассмотрение.

Одной из основных целей, осуществляемых в Республике Армения судебных реформ было и остается создание независимой судебной системы. Независимость судей имеет особое значение среди средств эффективного осуществления правосудия.

Независимость суда - это ключевой принцип, который лежит в основе работы судов и гарантирует справедливое правосудие. Этот принцип означает, что суды при принятии решений должны опираться исключительно на конституцию и законы, оставаясь свободными от влияния других государственных органов, должностных лиц и сторонних факторов.

Независимость судебной власти - это не привилегия, закрепленная за судьями, а привилегия тех, кто обращается к судьям в поисках справедливости. Как отметил профессор Г. Арутюнян. «Принцип верховенства закона останется абстрактным желанием, если требование прямого применения конституционных прав человека не будет реализовано на практике.

Последнее, в свою очередь, обусловлено наличием независимой судебной системы. Оно предполагает не только существование институтов и личностей, но и системную целостность звеньев, обладающих гармоничными полномочиями» [1].

Согласно статье 164 Конституции Республики Армения, судьи и члены Конституционного суда действуют независимо и подчиняются только Конституции и закону. В той же статье указано, что для обеспечения этого принципа предусмотрены гарантии деятельности судьи и члена Конституционного суда, а также определены основания и порядок их ответственности, которые устанавливаются Конституцией и законом.

Статья 6 Европейской конвенции гласит, что каждый имеет право на судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Эти два критерия - независимость и беспристрастность - тесно связаны друг с другом, и зачастую «Суд» рассматривает их одновременно.

Суды, как правило, считаются независимыми, и судьи редко решают, является ли суд независимым, за исключением ситуаций, когда им поручено пересматривать решения, принятые несудебными органами.

При определении независимости судебного органа учитываются следующие обстоятельства: порядок назначения его членов, срок их полномочий, наличие гарантий предотвращения давления на них,

наличие внешних и внутренних признаков независимости данного органа.

В этом контексте Европейский суд по правам человека отметил, что судебные органы должны быть независимыми как от исполнительной власти, так и от заинтересованных сторон. В соответствии со статьей 6 Европейской конвенции, принципы независимости и беспристрастности суда закреплены в законодательстве Республики Армения. Независимость суда, в первую очередь, определяется независимостью судьи. Гарантии независимости судов закреплены в Конституции и законах страны, а статья 164 Конституции Республики Армения устанавливает, что судьи и члены Конституционного суда действуют независимо и подчиняются только закону при осуществлении правосудия. Европейский суд отметил, что присутствие судей или других представителей с юридической квалификацией в судебном органе является явным доказательством его независимости [2].

Анализируя международно-правовые и отечественные законодательные нормы относительно гарантий независимости судей, эти гарантии можно классифицировать следующим образом:

а) организационно-правовые,

б) социальный,

в) материально-технические,

г) морально-психологический.

На наш взгляд, организационно-правовые гарантии включают, как минимум, комплекс вопросов, касающихся как всей судебной власти, так и статуса судьи, воплощающего эту власть.

Однако объявление судебной власти независимой ветвью государственной власти все еще не является достаточной гарантией обеспечения ее независимости.

Гарантии обеспечения независимости судебной власти и соответствующие положения о статусе судей закреплены в нашей стране как на конституционном, так и на законодательном уровне.

Значимость статуса судей, который обеспечивает их независимость и беспристрастность, требует, чтобы ключевые принципы этого статуса были закреплены в основополагающих нормах высшего

уровня, таких как конституции европейских стран с жесткой конституцией. Для стран с гибкой конституцией такие правила должны быть включены как минимум в законодательные акты, которые будут представлять собой высший уровень норм в этих странах [3].

Независимость судебной системы от политической элиты и частного сектора является фундаментальной предпосылкой существования эффективной и демократической судебной системы. Внимание экспертов сосредоточено на следующих взаимосвязанных вопросах: независимость судебной системы, свобода слова и объединений, квалификация, отбор и подготовка судей, сроки службы и пребывания в должности, профессиональная тайна и неприкосновенность, а также дисциплинарная ответственность, срок полномочий, правовые нормы приостановления и отстранения от должности.

Существует два типа независимости судебной власти: независимость судов от контроля других ветвей власти или структур и независимость каждого судьи в его решениях, которая должна реализовывать-ся при применении закона по решению судьи. Помимо теоретических и практических соображений, европейская теория права также выделяет функциональную и личную независимость судей [4]. Первое касается гарантий, связанных с осуществлением функций судьи, а второе - личного статуса судьи. Это различие очевидно, например, в первом разделе Минимальных стандартов независимости судей, принятых Международной ассоциацией юристов.

Создание независимого и беспристрастного суда является основной гарантией осуществления правосудия [5]. Суд должен быть независимым от исполнительных и законодательных органов, а также от общественных организаций и частных лиц. Согласно законодательству Республики Армения, необходимо предусмотреть такую систему гарантий, которая сможет обеспечить как объективную, так и субъективную беспристрастность судьи при рассмотрении дел. Надлежащее осуществление правосудия имеет два аспекта

- институциональный (независимость и беспристрастность суда) и процессуальный (справедливость судебного разбирательства). Государство должно законодательно создать такую судебную систему и соответствующие структуры, которые не нужны для эффективного осуществления правосудия.

Судебная власть, будучи отделена от законодательной и исполнительной власти, должна действовать независимо от них, а независимость независимых судей будет носить формальный характер, если законодательством не предусмотрены достаточные гарантии, обеспечивающие существование сильной судебной власти. Конечно, для решения этой проблемы должны быть приняты достаточные политические, правовые, материальные и организационные меры. Независимость судьи не следует воспринимать как абсолютную свободу, которая могла бы привести к произволу. Эта независимость ограничивается обязанностью подчиняться Конституции и закону, что возможно только при условии подлинной независимости судьи. Конституционные требования предполагают, что судебная власть независима от Национального Собрания, Президента Республики Армения и правительства, которые не вправе контролировать судебные решения или каким-либо образом вмешиваться в деятельность судов. При осуществлении правосудия судья не подотчетен никакому государственному органу или должностному лицу.

Анализ международных и отечественных правовых актов позволяет выделить следующие гарантии, обеспечивающие независимость судей:

- стабильность и эффективность судебной системы;

- недопустимость вмешательства в деятельность судьи;

- ответственность за неуважение к суду;

- неизменность судьи;

- неприкосновенность судьи;

- привлечение судьи к дисциплинарной ответственности в специально установленном порядке;

- право судьи на отставку;

- прекращение полномочий судьи в порядке, установленном законом;

- деполитизация судьи;

- материальные и социальные гарантии деятельности судьи;

- обеспечение иных гарантий трудовой деятельности судьи.

Процессуальная форма отправления правосудия устанавливается законом.

Независимость суда и судьи начинается с процесса формирования судебной системы. Если судебная власть рассматривается как самостоятельная ветвь государственной власти, то формирование судебной системы должно быть таким, чтобы исключить любое вмешательство со стороны законодательных и исполнительных органов в отправление правосудия. Необходимо установить такой порядок назначения судьи, который не должен вызывать сомнений в его преданности служению ин-

тересам правосудия. Библиографический список

1. Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право. Энциклопедический словарь. -М., 2006.

2. По делу Ле Конт против Бельгии, 1981 г. решение от 23 июня, стр. 57.

3. Анишина В.И. Конституционные принципы как основа самостоятельности власти. Диссертация на соиск. уч. степ. док. юрид. наук. - М., 2006.

4. Ершов В.В. Суд в правовом государстве. Диссертация на соиск. уч. степ. док. юрид. наук. - М., 1992.

5. Лусегенова З.С. Теоретико-правовые основы судебной власти в РФ. Диссертация на соиск. уч. степ, канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2000.

SYSTEM OF GUARANTEES OF THE INDEPENDENCE OF THE JUDICIARY OF

THE REPUBLIC OF ARMENIA

G.H. Safaryan, Doctor of Legal Sciences, Professor L.G. Aloyan, Applicant

Institute of Philosophy, Sociology and Law of the National Academy of Sciences of the Republic of Armenia (Republic of Armenia, Yerevan)

Abstract. The present article examines in detail the system of guarantees for the independence of the judiciary. The article substantiates the point of view that the independence of the court, both internally and externally, is a fundamental and initial principle that ensures the proper selection of courts and impartial consideration of judicial disputes. The independence of the judiciary, according to the author, also means that when administering justice, the court (judge) is protected from external and internal interference, any influence, and resolves legal disputes within the framework of the law and its reasonable discretion.

Keywords: judiciary, justice, independence of the judiciary, guarantees of independence, reasonable discretion, impartial andfair consideration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.