Научная статья на тему 'Система формирования здоровья школьника педагогическими средствами при взаимодействии ППМС-центра с образовательными учреждениями'

Система формирования здоровья школьника педагогическими средствами при взаимодействии ППМС-центра с образовательными учреждениями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОХРАНЕНИЕ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шелегина Анна Владимировна

В статье представлен опыт специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАР» по созданию и реализации модели развития, формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с Центром. Применение системного подхода к созданию модели позволило выявить ряд интегративных (системообразующих) факторов, объединяющих компоненты модели в единое целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система формирования здоровья школьника педагогическими средствами при взаимодействии ППМС-центра с образовательными учреждениями»

РАЗДЕЛ II

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

УДК 37.062

Шелегина Анна Владимировна

Заведующий отделом формирования основ здорового образа жизни Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социально помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАР», 5І7ЄІ-аппа@уапсІех. ги, Новокузнецк

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ППМС-ЦЕНТРА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Shelegina Anna Vladimirovna

Chif of department by forming bases of health image way of Psychological, Medical and Social Support center “Dar”, shel-anna@yandex.ru, Novokuznetsk

THE SYSTEM OF A PUPIL’S HEALTH FORMING USING EDUCATIONAL METHODS BY COOPERATION BETWEEN THE PSYCHOLOGICAL, MEDICAL AND SOCIAL SUPPORT CENTER AND THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Снижение уровня здоровья подрастающего поколения - одна из актуальных проблем современного общества. Большую долю ответственности в решении данной проблемы принято возлагать на образовательные учреждения. Несмотря на повышенное внимание педагогов-исследователей к данному вопросу, неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья российских школьников сохраняются. Обращение к данным доклада «О состоянии детей в Российской Федерации» (по итогам диспансеризации 2002 г.), как к одному из наиболее репрезентативных исследований последнего десятилетия, позволяет утверждать, что только 32,1% детей в Российской Федерации признаны здоровыми. В связи с этим возникает ряд вопросов: в силах ли современная система образования изменить неблагоприятные тенденции? Возможно ли решение проблемы здоровья школьника педагогическими средствами? Каково педагогическое влияние на здоровье?

Анализ теоретических основ и практических предпосылок исследуемой проблемы [1; 2; 3; 4; 10 и др.] выявил, что решение проблемы здоровья школьника в системе образовательных учреждений сегодня не представляется возможным в полной мере без взаимодействия школы со специализированными структурами, обладающими необходимыми ресурсами, в качестве которых выступают центры психолого-медико-социального сопровождения. В этой связи особую актуальность приобретает поиск эффективных моделей, направленных на решение проблемы здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с ППМС-центром.

На базе МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАР» г. Новокузнецка создана и апробирована модель системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса развития, формирования и сохранения здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром. Модель состоит из трех блоков: организационно-целевого, процессуально-деятельностного и контрольно-оценочного (рисунок 1). Организационно-целевой блок модели представлен в единстве цели, задач, функций и принципов. Цель модели, заключающаяся в развитии, формировании и сохранении здоровья школьника при взаимодействии образовательного учреждения с центром, достигается посредством решения таких задач, как: организация взаимодействия специалистов центра с субъектами воспи-тательно-образовательного процесса; содействие положительному развитию морфофизиологических качеств ребенка; обучение школьника основам здорового образа жизни; оптимизация воспитательно-образовательного процесса; повышение компетентности родителей в вопросах создания здоровьесберегающих условий жизнедеятельности ребенка.

ЦЕЛЬ:

2 /ч шипи:. 'Югмшчшлнш: и < т/м ні нш. цчг< ііік< и ¡•ника

І І

> * ЗАДА ЧИ

І

■*- $ ¿С ФУНКЦИИ СУБЪЕКТНЫЙ ПРИНЦИПЫ

Л СОСТАВ В ЗА ИМОДЕЙС ТВ ИЯ

і і " і

£ КОМПОНЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ:; п;ц:гЖА11 ПЛ.’И-Щ. !ШП! ’ ІІ’І АШПМИК >НЧ: 1-

ЛРЖиЬНОСГНЬНІ, ЭМОЦиОП.МЬНО-\ЮП1НА11Н(ШЫП. КОЦП'О.ЧШи>Ц1.ИОЧНЫН

•С _ . .*

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ КОРОВЬЯ

■< т в 3 =: ШКОЛЬНИКА —- х —

г 4— ПРОЦЕСС РА і НИ ТИ Я ПРОЦЕСС ФОРМИ РОВ А НИ Я р==—“► ПРОЦЕСС (ОХРА НЕНИЯ

2 }, (оровья школьника — ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИК 1

£ і і " : і

т ♦ 2 '5 ЭТАНЫ: МОГИПАЦИОННЫП. КОШПНПНЫЙ. (>ІІі:і'ЛИШ¡НПО-. ПН ЫН. !'!!•. ІШ иннын

? і 1 і

2? иі НЕДА / 01И ЧЕСКИ Е ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НЕДА ГОГИ ЧЕС КИЕ

Ь СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СРЕДСТВА ФОРМИРОВА ПИЯ СРЕДСТВАСОХРАНЕНИЯ

5 £ 1 ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

... , і і ~ +

НЕДА ГОТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

1 ■ * ■■■ Ч

5 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

> § ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

И Ж Т ’*

4-і РЕЗУЛЬТАТ РЕЗУЛЬТАТ РЕ ЗУЛЬ ТА Г

ПРОЦЕССА РА ЗВИТИ Я ПРОЦЕССА ФОРМ И РОВ А ПИЯ ПРОЦЕССА СОХРАНЕНИЯ

і 1 ОРОВЬЯ ШКОЛЬ НИКА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

і + А ... . * 4 ....... І . +

НОШЕ КА ЧЕСТВА МОДЕЛИ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ

Рисунок 1 - Модель педагогической системы, обеспечивающей реализацию педагогического процесса развития, формирования и сохранения здоровья школьникапри взаимодействии образовательного учреждения с центром ГТПМС

Модель обеспечивает реализацию таких функций, как: просветительская, аксиологическая, развивающая, социализирующая. Здесь же определен субъектный состав с субъект-объектными и субъект-субъектными связями, компоненты их взаимодействия (содержательно-целевой, организационнодеятельностный, эмоционально-мотивационный, контрольно-оценочный). В данном блоке выделены принципы взаимодействия субъектов системы: сотрудничества, научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, социального партнерств.

Процессуально-деятельностный блок модели определяет и реализует сущность педагогического влияния на здоровье школьника, которая представляет собой комплекс относительно самостоятельных, но вместе с тем взаимосвязанных компонентов (процессов), включающих: процесс развития здоровья, обеспечивающий содействие положительным изменениям морфо-физиологических качеств школьника; процесс формирования здоровья, направленный на обучение школьника основам здорового образа жизни; процесс сохранения здоровья, заключающийся в создании здоровьесберегающих условий обучения и жизнедеятельности. Рассмотрение процессов развития, формирования и сохранения здоровья школьника как педагогических предполагает обучение всех субъектов системы. Поэтому, конструируя модель педагогической системы, необходимо основываться на логике процесса обучения, структуре процесса усвоения и анализе существующих подходов к обучению здоровью и здоровому образу жизни [5; 6; 7; 8]. Исходя из этого, в основу обучения субъектов системы положен деятельностный подход [5], процесс обучения представлен такими этапами, как: мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивный. Мотивационный этап является базовым для становления всех других, поскольку успех деятельности, прежде всего, обусловливается соответствующей направленностью личности на нее. Когнитивный этап позволяет развить и удовлетворить потребности всех субъектов в приобретении необходимых знаний. Структура когнитивного этапа представляет собой единство пси-холого-педагогического и медико-гигиенического блоков. В целом, когнитивный этап, включая в себя совокупность специальных знаний, отражает теоретическую готовность всех субъектов модели к здоровьесбережению школьника. Необходимо отметить, что мотивационный и когнитивный этапы должны идти параллельно друг другу, формирование теоретической готовности должно вызывать положительное отношение, желание принять и сделать знания своими убеждениями. Вместе с тем усвоение необходимых знаний будет происходить эффективней, если подкреплено желанием их приобрести. Операционно-деятельностный этап интегрирует в себе содержание представленных выше этапов и направлен на формирование умений, необходимых всем участникам модели и появление здоровьес-брегающих стратегий поведения. Степень развития данного компонента отражает практическую готовность субъектов представленной модели к развитию, формированию, сохранению здоровья школьника. Рефлексивный

этап заключается в подготовке субъектов воспитательно-образовательного процесса к самоанализу знаний, умений, навыков в сфере здоровьесбере-жения.

Несмотря на одинаковую образовательную структуру, все процессы содержат специфичные для каждого цель, содержание, педагогические средства (совокупность видов, форм, методов, приемов, предметных средств [6]). В модели представлены педагогические средства, позволяющие адекватно использовать потенциал взаимодействия образовательного учреждения с центром психолого-медико-социального сопровождения. При реализации процесса развития здоровья школьника - сюжетно-ролевая игра, приемы интеграции двигательной и познавательной активности, комплексы ритмической гимнастики, гимнастики для позвоночника. При реализации процесса формирования здоровья школьника - обучающие тренинги, использование информационных компьютерных технологий, организация научно-исследовательской деятельности в области здоровьесбережения, развитие волонтерства, направленного на пропаганду здорового образа жизни, социальное проектирование в сфере здоровьесбережения. При реализации процесса сохранения здоровья школьника - проведение семинаров-практикумов, районных семинаров и конференций, здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса; практикум для родителей, заседания клуба здоровьесберегающей тематики для родителей и обучающихся начальной школы.

В модели выделены педагогические условия для успешной реализации процесса развития, формирования и сохранения здоровья школьника: включение субъектов воспитательно-образовательного процесса в личностнозначимую деятельность, позволяющую наряду с решением основных задач содействовать появлению дополнительных компетентностей, знакомиться с новыми формами проведения досуга, повышать профессиональное мастерство педагога; использование педагогических средств, позволяющих удовлетворить познавательные потребности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса; использование потенциала внеучебной деятельности школьника.

В контрольно-оценочном блоке модели определен специфичный для каждого компонента результат. Так, результатом процесса развития здоровья школьника выступает его физическая подготовленность, процесса формирования - компетентность школьника в области здорового образа жизни, процесса сохранения здоровья - оптимизированный воспитательно-образо-вательный процесс и грамотность родителей в вопросах создания здоровьесберегающих условий жизнедеятельности ребенка.

Специалистами Центра разработана методика оценки эффективности развития, формирования и сохранения здоровья школьника, определены критерии и показатели эффективности взаимодействия. Так, критерий процесса развития здоровья - общефизическая подготовленность школьника (двигательно-координационные способности, силовая выносливость мышц

брюшного пресса, статическая выносливость мышц спины) критерий процесса формирования здоровья - компетентность школьника в области здоровья и здорового образа жизни (представления школьника о здоровом образе жизни, субъективное отношение к нему, наличие здоровьесберегающих стратегий поведения); критерии процесса сохранения здоровья школьника - оптимизированный воспитательно-образовательный процесс (соотношение показателя утомления и активности учащихся на уроке; наличие профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на снятие статического, умственного, зрительного утомления, использование здоровьеформирующего потенциала учебных дисциплин, реализация потребности в двигательной активности); компетентность родителей в вопросах создания здоровьесберегающих условий жизнедеятельности школьника (представления родителей о здоровом образе жизни школьника, субъективное отношение к нему, наличие здоровьесберегающих стратегий поведения по отношению к ребенку).

Среди системообразующих факторов, объединяющих компоненты системы в единое целое, выделены следующие: стимулирующие воздействие административно-законодательных структур (административно-управленческая и законодательно-правовая деятельность государства, местных органов власти, направленная на охрану здоровья подрастающего поколения; заинтересованность школьной администрации в решении проблемы здоровья обучающихся; социальная поддержка государственных, коммерческих и общественных организаций); координирующая деятельность специалистов центра (осуществление организаторских функций, объединяющих в единое целое взаимодействие всех субъектов процесса); субьект-ность школьника (активность воспитанника, корректирующая воздействие педагогического процесса формирования и сохранения здоровья в соответствии со своими индивидуальными потребностями); комплексность образующих систему компонентов (влияние одного процесса на эффективность другого, например, процесс формирования здоровья опосредованно решает задачи процесса развития, формируя потребность школьника в физической активности, а практическая деятельность ребенка в процессе развития способствует появлению здоровьесберегающих стратегий поведения и т. п.).

Анализ системообразующих факторов позволил выделить новые качества представленной модели. Способность к кумуляции педагогических эффектов. Данное качество выражается в том, что достичь высокого уровня позитивных изменений в здоровье школьника может лишь целостная модель. Отдельные компоненты, представленные в ней, не обладают такой «способностью». Уровень позитивных изменений будет зависеть от меры целостности всей системы и вклада каждого компонента. Способность компенсировать недостатки деятельности одного процесса за счет интенсификации другого. Так, например, негативное влияние нерационально построенного урока может быть компенсировано умением школьника, используя необходимые приемы, сформированные на обучающихся тре-

нингах, снять умственное утомление и т.. п. Способность оказывать личностно-ориентированное воздействие на всех участников воспитательнообразовательного процесса выражается в особенностях взаимодействия специалистов Центра с различными субъектами модели на каждом этапе педагогического процесса формирования и сохранения здоровья школьника и в каждом его компоненте.

Опытно-экспериментальная работа по развитию, формированию и сохранению здоровья школьника проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В ходе констатирующего этапа эксперимента, цель которого осуществить педагогическую оценку состояния субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте развития, формирования и сохранения здоровья школьника с позиции разработанных критериев, определены контрольные и экспериментальные группы. В контрольные группы вошли 76 обучающихся начальной школы, 64 - средней, 120 - основной. Выборку экспериментальных групп составили 52, 50, 98 человек соответственно каждой возрастной категории.

Оценка состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, знаний в области здоровья и основ здорового образа жизни школьника позволила утверждать о необходимости внедрения всех компонентов педагогического процесса развития, формирования и сохранения здоровья школьника. Так, данные о физической подготовленности школьников показали несоответствие развития двигательно-координационных способностей и мышц, формирующих корсет позвоночника, возрастным нормам у преобладающего большинства школьников. Кроме того, большинство опрошенных школьников имеют недостаточно знаний и умений в области здоровья и здорового образа жизни, склонны перекладывать ответственность за свое здоровье, выражают неуверенность в необходимости следованию здоровому образу жизни, редко используют здоровьесберегающие стратегии поведения.

Обобщенный анализ данных, полученных при изучении построения воспитательно-образовательного процесса с позиции сохранения здоровья школьника в начальном, среднем и старшем звене ряда школ Кузнецкого района свидетельствует о том, что: при планировании уроков большинство педагогов не учитывают особенности физиологической кривой работоспособности школьника, степень предшествующей и последующей учебной нагрузки (70%); в большинстве случаев в структуре урока отсутствуют профилактические и коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на снятие умственного, статического, зрительного утомления; существуют трудности в вопросах использования здоровьеформирующего потенциала учебных дисциплин (80%); недостаточна двигательная активность учащихся (70%). Оценка компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья школьника показала, что у 38% представителей контрольной и 40% экспериментальной групп отсутствуют необходимые для сохранения здоровья ребенка знания и умения.

Цель формирующего этапа эксперимента - реализация сконструированной системы при взаимодействии образовательных учреждений района с центром психолого-медико-социального сопровождения «ДАР». За счет получения грантов от Центра социальных программ компании РУСАЛ увеличился объем финансирования программы исследования.

В рамках осуществления процесса развития здоровья школьника реализовывалась физкультурно-оздоровительная программа «Путь к здоровью» для обучающихся 1-11-х классов. В процесс взаимодействия специалистов центра и обучающихся включены такие педагогические средства, как: элементы сюжетно-ролевой игры, приемы интеграции двигательной и познавательной активности, комплексы ритмической гимнастики.

При осуществлении педагогического процесса формирования здоровья обучающиеся начальной школы занимались по программе «Я и мое здоровье» с использованием информационных компьютерных технологий, которые предполагают применение разнообразных форм деятельности: беседа, рассказ, работа с компьютером, подвижные игры, физкультминутки, дискуссии. Сказочный герой - путеводитель в «Стране здоровья» последовательно привлекает внимание школьников к различным разделам - «станциям» программ, развивая и поддерживая познавательную деятельность младшего школьника.

Для обучающихся основной школы реализован курс обучающих тренингов «Профилактика социальнозначимых заболеваний», программы: «Методология и дизайн исследования в области здоровьесбережения», «Основы социального проектирования для подростка», «Хочу быть добровольцем», «Пропаганда здорового образа жизни в формате «сверстник

- сверстнику».

В ходе взаимодействия с подростками использованы педагогические средства, позволяющие включить школьника в личностно-значимую деятельность, в которой он наряду с обучением основам здоровья и здорового образа жизни получает дополнительные компетенции в таких областях, как: социальное проектирование, научно-исследовательская деятельность, волонтерство и др.

В рамках процесса сохранения здоровья школьника реализованы программы: клуба «Моя семья» для обучающихся начальной школы и их родителей, лектория-практикума «Сохранение здоровья младшего школьника в домашних условиях», для педагогов «Организация научно-исследователь-ской деятельности школьников в области здоровьесбережения», «Построение воспитательно-образовательного процесса на здоровьесберегающей основе».

Контрольный эксперимент выявил положительную динамику всех показателей педагогического процесса развития, формирования и сохранения здоровья школьника. Динамика показателей процесса формирования здоровья обучающихся начальной (таблица 1) и основной школы (таблица 2) свидетельствуют о повышении у школьников экспериментальных групп

уровня представлений в области здорового образа жизни, субъектного отношения к нему и здоровьесберегающих стратегий поведения.

В рамках исследования проведен анализ влияния образовательных программ на показатели процесса формирования в зависимости от содержательной стороны изучаемого материала. К примеру, если говорить о здоровьесберегающих стратегиях поведения учащихся начальной школы, можно утверждать, что: отмечена высокая частота применения необходимых для здоровья стратегий поведения в вопросах профилактики нарушений осанки, зрения, переутомления, развития физических качеств; их ситуативное использование в области профилактики и гигиены ротовой полости, в вопросах соблюдения режима дня и укрепления иммунитета; редкое - в вопросах следования рациональному режиму питания.

Кроме того, проведен сравнительный анализ влияния процесса формирования здоровья школьника на его различные показатели (представления, субъективное отношение, здоровьесберегающие стратегии поведения).

Таблица 1 - Динамика показателей формирования здоровья обучающихся начальной школы

Показатели Уровни Динамика показателей

экспериментальная группа контрольная группа

% учащихся до ОЭР % учащихся после ОЭР % учащихся до ОЭР % учащихся после ОЭР

представле- ния высокий 12 62 12 20

средний 25 30 30 38

низкий 63 8 58 42

субъектив- ное отношение высокий 16 75 16 18

средний 45 25 50 56

низкий 39 0 34 26

стратегии поведения высокий 12 28 15 15

средний 38 52 30 38

низкий 60 20 55 47

Так, наиболее результативно процесс воздействует на когнитивную сферу подростка. Некоторые трудности отмечены в вопросах влияния образовательных программ на мотивационную. Менее результативно, в сравнении с другими показателями, процесс работает в формировании здоровьесберегающего поведения старшеклассника. Несомненно, это связано с уже имеющимся опытом жизнедеятельности подростка, сложившимися стратегиями поведения, не всегда положительным примером родителей и друзей. Возможно, что педагогическое влияние в этом ключе будет иметь отстроченный результат.

Таблица 2 - Динамика показателей формирования здоровья обучающихся основной школы

Показатели Уровни Динамика показателей

экспериментальная группа контрольная группа

% учащихся до ОЭР % учащихся после ОЭР % учащихся до ОЭР % учащихся после ОЭР

представления высокий 30 70 28 36

средний 50 30 52 49

низкий 20 0 20 15

субъективное отношение высокий 25 52 25 25

средний 45 38 40 47

низкий 30 10 35 28

стратегии поведения высокий 15 32 15 15

средний 35 50 30 25

низкий 50 18 55 60

Сравнительный анализ полученных данных показал эффективность процесса развития здоровья школьника по всем показателям (таблица 3). На фоне общей положительной динамики, лишь небольшой процент школьников экспериментальной группы имеет низкий уровень силовой выносливости мышц брюшного пресса. Можно предположить, что это связано с низким уровнем начальной физической подготовки данной группы школьников. Возможно, что исключить такую ситуацию поможет включение в педагогический процесс развития здоровья школьника наряду с групповыми формами работы индивидуальные программы коррекции физического развития.

Таблица 3 - Динамика показателей развития здоровья обучающихся

Показатели Уровни Динамика показателей

экспериментальная группа контрольная группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% учащихся до ОЭР % учащихся после ОЭР % учащихся до ОЭР % учащихся после ОЭР

силовая выносливость брюшного пресса высокий 18 38 24 18

средний 48 50 44 50

низкий 34 12 32 32

статическая выносливость мышц спины высокий 24 58 32 38

средний 50 42 56 40

низкий 26 0 12 22

Внедрение образовательных программ, направленных на сохранение здоровья школьников, способствовало увеличению уроков с адекватной физиологической стоимостью и высоким образовательным эффектом, положительно влияющих на здоровье школьников и решающих образовательные цели и задачи (рисунок 2).

покашелъ утомления нокашелі. утомления нокашелі. утомленії» покатагель утомления СООТВСТСВуеТ норме при иже нормы при высоковоотпетевует норме пршижс нормы При НИЗКОЙ высокой активности активіюсіи учашихея шнкой активности активности учащихся

учащихся учащихся

Рисунок 2 - Динамика количества уроков с разными видами соотношения показателя утомления и активности учащихся

Необходимо отметить, что более результативно система работает в начальной школе. В ходе экспериментальной деятельности удалось повысить % количества уроков с использованием профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на снятие статического, зрительного, умственного утомления с 44% до 70% на 26%. Доля уроков с использованием здоровьеформирующего потенциала учебной дисциплины повысилась с 20% до 48%, уроков с применением разнообразных форм и методов обучения - с 40% до 68%, уроков с обеспечением необходимой двигательной - с 30% до 50%.

По данным исследования наиболее результативно процесс сохранения воздействует на формирование представлений и ответственного отношения родителей к созданию здоровьесберегающих условий жизнедеятельности ребенка. Вместе с тем, выявлены трудности повышения частоты использования здоровьесберегающих стратегий поведении по отношению к ребенку, она носит ситуативный характер (таблица 4).

Таблица 4-Динамика показателей повышения компетентности родителей в вопросах создания здоровьесберегающих условий жизнедеятельности ребенка

Показатели Уровни Динамика показателей

экспериментальная группа контрольная группа

% родителей до ОЭР % родителей после ОЭР % родителей до ОЭР % родителей после ОЭР

представления высокий 18 64 14 20

средний 42 18 48 52

низкий 40 18 38 28

субъективное отношение высокий 34 74 30 28

средний 38 20 40 44

низкий 28 6 30 28

стратегии поведения высокий 15 20 15 12

средний 35 60 40 32

низкий 50 20 45 56

Таким образом, разработанная и апробированная специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАР» модель способствует расширению представлений обучающихся в области здорового образа жизни, формированию субъективного отношения к здоровью, появлению здоровьесберегающих стратегий поведения, повышению общефизической подготовленности школьника, оптимизации условий обучения, повышению компетентности родителей в вопросах охраны здоровья ребенка.

Библиографический список

1. Абаскалова, Н. П. Здоровью надо учить. [Текст]: Методическое пособие для учителей / Н. П. Абаскалова- Новосибирск ООО изд.компания «Лада» Наука, 2000.-295 с.

2. Айзман, Р. И. Население России: медико-социальные и психолого-педагоги-ческие аспекты его формирования: [Текст] / Р. Н. Айзман: - М .: Наука, 1997. - 25 с.

3. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа [Текст] / М. М. Безруких. -М.: Московский психолого-социальный институт,2004. - 240 с.

4. Казин, Э. М. Роль психолого-валеологических подходов в формировании установки как целостного фактора здоровья и развития личности [Текст] / Э. М. Казин, Т. С. Мартюшева//Проблемы валеологизации образовательной среды.

- Кемерово, 1999. - С 16-43.

5. Крившенко, Л. П. Педагогика [Текст]: учебник / Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л. П. Крившенко. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект,2007. - 432 с.

6. Крылова, Н. Б. Культурология образования [Текст] / Н. Б. Крылова. - М. : Народное образование, 2000. С. 22.

7. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. С. 11

8. Общая психология. Словарь [Текст]/ Под. ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

9. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ.высш.учеб. заведений: [Текст] / И. П. Подласый В 2 кн. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

10. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н. К. Смирнов - 2-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ, 2006.-320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.