ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
УДК: 614.8:656.1
В.П. Сломянский, И.В. Пляскина, В.В. Тимакова
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье рассмотрены вопросы формирования транспортной культуры школьников, основанной на реализации системного, антропологического и культурологического подходов и направленной на снижение уровня детского транспортного травматизма, путём подготовки детей к безопасному участию в транспортных процессах и безопасной жизнедеятельности в транспортной среде за счёт реализации в единстве и взаимосвязи трёх основополагающих функций: обучающей, воспитывающей и развивающей.
Ключевые слова: центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, безопасное поведение на улицах и дорогах, экспериментальный проект по организации межведомственного взаимодействия, городская сетевая экспериментальная площадка.
V. Slomyanskiy, I. Plyaskina, V. Timakova
SYSTEM OF FORMATION THE TRANSPORT CULTURE IN THE COURSE OF TRAINING IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The article views the topical issues of formation the transport culture of the schoolboys based on realization the systematic, anthropological and culturological approaches and directed on the discrease childrens' transport injury rate. It is possible to training the children for safe behavior in the transport environment on realization in unity and interconnection of three basic functions such as training, bringing up and developing.
Keywords: the center on monitoring of liquidation of consequences of road traffic accidents, safe behaviour in the streets and roads, the pilot project on the organization of inter-agency cooperation, city network experimental platform.
Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку. По статистическим данным, именно дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) ставят на первое место по числу погибших и пострадавших. По этим показателям автомобили значительно обгоняют железнодорожный, авиационный и водный транспорт.
Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Причин ДТП множество, среди которых есть как технические, так и человеческие факторы. Авария может случиться по вине уставшего водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или неисправности тормозной системы. Однако на риск попасть в ДТП часто влияют сторонние факторы - такие, как день недели, погодные условия и качество асфальтового покрытия.
Выявление факторов, значимо влияющих на риск дорожно-транспортного происшествия, при решении задачи повышения безопасности на дорогах должно рассматриваться как приоритетная задача. Это позволит принимать решения, которые смогут устранить сторонние причины аварий.
В последние годы последствия дорожно-транспортных происшествий стали бедствием национального масштаба и решение этого вопроса - важнейшая государственная задача.
Как отмечают специалисты, за 110 лет не только ДТП с участием пешеходов, но и дорожно-транспортные происшествия в целом стали огромной проблемой для всего человечества. Согласно статистике, ежегодно в мире в дорожных авариях погибает 1,2 млн человек, а ещё 50 млн человек получают травмы и увечья. Кроме того, автоаварии являются основной причиной смерти среди молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет. В среднем для всего населения ДТП стоят на
9-м месте среди причин смерти. Однако, как предупреждает Всемирная организация здравоохранения, без принятия необходимых мер дорожные аварии могут подняться до 5-го места, опередив СПИД и туберкулез.
Проблема является настолько серьезной для всего человечества, что в 2005 году Генеральной Ассамблеей ООН был учреждён Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных аварий, цель которого - ещё раз напомнить государствам о необходимости обеспечения безопасности дорожного движения. В принятой резолюции Генассамблея призвала главы государств предпринять конкретные и решительные меры для предупреждения автомобильных аварий и смягчения их последствий.
В России самый большой показатель смертности в дорожно-транспортных происшествиях в Европе - с начала 2010 года погибли более 18 тыс. человек.
За 9 месяцев 2010 года в России произошло свыше 143 тыс. ДТП, в которых погибли более 18 тыс. человек и свыше 180 тыс. получили травмы. С начала 2010 года погибло 696 детей и 16 тыс. были ранены.
Проблема дорожно-транспортного детского травматизма в нашей стране в целом приобрела в настоящее время масштаб и характер национальной катастрофы. Согласно данным международной статистики, подавляющее число дорожно-транспортных происшествий возникает из-за ошибок самих пострадавших (в среднем 28 ошибочных действий водителей и 180 типичных ситуаций, повлекших ДТП).
С 2006 по 2012 год выполняются мероприятия федеральной целевой программы (далее -Программа) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», целью которой является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Одной из важных задач является совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
В 2010 г. подготовлены предложения по внесению соответствующих изменений в федеральные законы от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 22 августа 1995 г. ФЗ-151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Закон РФ от 04.08.2001 г. № 1026-1 «О милиции».
Одним из заказчиков и разработчиков Программы является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Основными направлениями МЧС России в реализации мероприятий по совершенствованию организации помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях являются:
дальнейшая разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по проблемам ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;
совершенствование механизма взаимного оповещения и взаимодействия всех сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;
внедрение современных информационных технологий в повседневную практику деятельности аварийно-спасательных служб;
разработка передовых технологий проведения аварийно-спасательных работ; создание новых образцов многоцелевых аварийно-спасательных машин, оборудования и инструмента, предназначенных для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Мероприятия, выполненные в рамках Программы, позволят повысить:
уровень подготовки специалистов, участвующих в оказании помощи пострадавшим в
ДТП;
эффективность работ по разработке транспортных средств и деблокированию пострадавших, сократить время проведения спасательных работ;
улучшить информированность населения о современных способах оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП.
В рамках реализации Программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 -2012 годах», в соответствии с приказом МЧС России от 04.09.2007 г. № 474, на базе федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий) МЧС России» (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России) создан Центр по мониторингу ликвидаций ДТП.
Одной из основных задач центра является оказание консультационных и информационных услуг в области ликвидации последствий ДТП, которая реализуется с помощью информационно-образовательного портала (www.dtprescue.ru), а также совместная работа с общеобразовательными учреждениями города Москвы.
Важной составляющей является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Одним из направлений работы Центра является создание экспериментальной площадки, реализующей программы по обеспечению безопасного поведения на дорогах, основная цель которой - создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации личности; формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья; обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.
Департаментом образования города Москвы от 11.06.2010 г. № 1090 подписан приказ о создании на базе общеобразовательных учреждений Западного административного округа г. Москвы городской сетевой экспериментальной площадки «Система формирования транспортной культуры обучающихся как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма».
Участниками эксперимента являются Центр по мониторингу ликвидации дорожно-транспортных происшествий Федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (федеральный центр науки и высоких технологий) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Центр по мониторингу ликвидации дорожно-транспортных происшествий ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России), 17 государственных образовательных учреждений ЗАО г. Москвы, а также коррекционные, специальные школы, учреждения дошкольного образования и Центры детского творчества.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки педагогической системы формирования транспортной культуры школьников в рамках межведомственного интегра-тивного взаимодействия, обеспечивающей подготовку детей к безопасной жизнедеятельности в постоянно усложняющейся транспортной среде и процессах, происходящих в ней.
Транспортная культура школьника рассматривается как часть общей культуры учащегося, включающая качества и ценностные отношения безопасной личности, знания в области безопасности на транспорте, умения и навыки безопасного, правопослушного и культурного поведения в транспортной среде, обеспечивающие ему безопасную жизнедеятельность в ней, не нанося ей вреда, и осознанное, самостоятельное и безопасное участие в транспортных процессах.
Формирование транспортной культуры школьников может быть представлено педагогической системой, основанной на реализации системного, антропологического и культурологиче-
ского подходов и направленной на снижение уровня детского транспортного травматизма, путём подготовки детей к безопасному участию в транспортных процессах и безопасной жизнедеятельности в транспортной среде за счёт реализации в единстве и взаимосвязи трёх основополагающих функций: обучающей, воспитывающей и развивающей.
Интегративная деятельность по формированию системы обучения дорожно-транспортной безопасности обеспечивает непрерывную и многоступенчатую подготовку к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путём приобретения учащимися специальных знаний, умений, навыков в области транспортной безопасности, формирования у них установок и личностных качеств, позволяющих им адекватно и грамотно оценивать обстановку, осознанно регулировать свое поведение в транспортных процессах, сложных или аварийных ситуациях, не допуская травм.
Анализ существующей ситуации убедительно показывает, что население России не подготовлено должным образом к безопасному участию в дорожном движении - наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются дети.
Уровень аварийности на транспорте, а также уровень и тяжесть его последствий находятся в определённой зависимости от уровня подготовленности всех без исключения участников процессов в этой сфере.
Профилактика детского транспортного травматизма возможна не только при условии специальной подготовленности детей и подростков к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, но и сформированности у них транспортной культуры. Это обусловлено, во-первых, требованиями к сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения, во-вторых, потребностью общества в повышении уровня транспортной культуры населения и, в-третьих, подготовкой детей в системе образования.
Сохранение жизни и здоровья юных участников транспортных процессов имеет социальные, технико-экономические, экологические, психологические, культурологические, правовые, этические, эстетические и педагогические аспекты.
Большинство людей, среди которых немало учителей и родителей, привыкли руководствоваться личным опытом, а не специальными научными знаниями и умениями в области подготовки детей к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде и процессах, происходящих в ней. Необходимость глубокого реформирования образовательной сферы в области подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путём формирования у детей транспортной культуры требует не только кардинального пересмотра её содержательной и технологической основы, но и развития, и усовершенствования существующей, но уже устаревшей педагогической парадигмы профилактики детского транспортного травматизма.
Значимость данной проблемы прослеживается на государственном, научно-теоретическом, научно-методическом и практическом уровнях. Сегодня нужна целостная система формирования транспортной культуры, с необходимостью смены ценностных ориентаций учащихся к безопасной жизни и деятельности в этой постоянно развивающейся, высоко энерговооружённой, динамичной и, в определённой степени, опасной среде. Предварительный анализ состояния исследуемого процесса позволил установить недостаточное целостное знание о сущности транспортной культуры школьников как педагогической проблеме.
Таким образом, транспортная культура, от уровня которой всецело зависит безопасность людей на дороге, улице и в транспорте, должна закладываться и формироваться с детства. Формирование транспортной культуры школьников является самостоятельной педагогической проблемой, которая относится к актуальным проблемам общегосударственного уровня.