Научная статья на тему 'Об основных направлениях деятельности Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий'

Об основных направлениях деятельности Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кусилов В. К.

Центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий создан для отработки организационных, технических и технологических решений при создании системы спасения пострадавших в ДТП, отработки принципов и технологий её информационного обеспечения и оказания консультационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кусилов В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Center on monitoring the consequences of road accidents liquidation was founded for training organizational, technical and technological decisions during creation of rescue system for suffered during road accidents, development of principals and technologies of its informational provision and rendering of consulting services.

Текст научной работы на тему «Об основных направлениях деятельности Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий»

УДК 614.8-051:625

В.К. Кусилов (ФГУВНИИГОЧС (ФЦ)) ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО МОНИТОРИНГУ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ V. Kusilov (FGU VNIIGOChS Emercom of Russia (FC)) ABOUT MAIN DIRECTIONS OF ACTIVITY OF CAR ACCIDENT CONSEQUENCES LIQUIDATION

MONITORING CENTER

о

VO re CP ro re CP

^

и eu т s

I

X

eu f— I

0

1

т

^

re I

Центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий создан для отработки организационных, технических и технологических решений при создании системы спасения пострадавших в ДТП, отработки принципов и технологий её информационного обеспечения и оказания консультационных услуг.

Center on monitoring the consequences of road accidents liquidation was founded for training organizational, technical and technological decisions during creation of rescue system for suffered during road accidents, development of principals and technologies of its informational provision and rendering of consulting services.

В.К. Кусилов

ТТе

I Iт

(ФЦ)) и

ентр по мониторингу ликвидации последствии дорожно-транспортных происшествий создан в соответствии с приказом МЧС России от 4.09.2007 г. № 474, на базе (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) и территориально расположен по адресу: 121352 г. Москва, ул. Давыдковская, дом 7.

Анализ действий дежурных служб органов управления и аварийно-спасательных формирований МЧС России при ликвидации последствий ДТП показывает, что эффективное оказание помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий может быть обеспечено путем разработки и реализации специальной системы спасения пострадавших, которая включает в себя:

- определение основ взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, при ликвидации последствий ДТП;

- разработку и реализацию мероприятий по обеспечению своевременного обнаружения и оповещения о случаях ДТП;

- оснащение служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, современными средствами доставки к местам ДТП;

- разработку передовых технологий проведения аварийно-спасательных работ с использованием специальной техники, современного оборудования и инструмента;

- обучение участников ликвидации последствий ДТП приемам и способам оказания помощи, пострадавшим в результате ДТП;

- развитие и совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей мероприятия по ликвидации последствий ДТП.

Над решением указанных проблем активно работает ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Анализ результатов научно-практической работы, проведенной по инициативе института в территориальных органах МЧС России, показал, что за последние годы увеличился объем участия АСФ в ликвидации последствий ДТП: с 2-4% случаев от общего количества ДТП в 2004-2005 гг. до 7% в 2006 г.

Аварийно-спасательные формирования МЧС России в 2006 г. принимали участие в ликвидации последствий более 16 тысяч ДТП, пятая часть из которых была связана с угрозой или наличием вторичных поражающих факторов (разлив нефтепродуктов или вредных веществ, возгорание поврежденного автотранспорта и др.), около 2000 ДТП имели масштабные последствия связанные с авариями на железнодорожных переездах и с автотранспортом, выполняющим пассажирские перевозки.

Для повседневного мониторинга состояния дел с ликвидацией последствий ДТП и проведения, на основе глубокого научного анализа полученных данных, реальной оценки эффективности применения АСФ и технических средств спасения, а также совершенствования технологии оказания помощи пострадавшим в ДТП, нужна хорошая современная информационно-аналитическая база.

Для этого создан информационно-аналитический Центр по

мониторингу ликвидации последствий ДТП, позволяющий объединить усилия различных научно-исследовательских учреждений по прогнозированию последствий ДТП и созданию передовых технологий по спасению пострадавших.

В рамках реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» в 2006 году в ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) проделана большая организационная работа по созданию Центра. Были проведены исследования организационных и финансово-экономических основ мониторинга ликвидации последствий ДТП, разработана структура и состав базы данных об участии АСФ в ликвидации последствий ДТП на федеральных автомобильных дорогах, подготовлен технический проект автоматизированной базы данных и проектно-сметная документация на создание Центра. Создан и функционирует в сети Интернет информационно-образовательный портал (www. dtpriscue.ru) по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП (рис. 1).

Предполагается тесное взаимодействие Центра со структурными подразделениями МЧС России, территориальными органами МЧС России, а также с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями, занимающимися проблемами ликвидации последствий ДТП.

Основные задачи Центра:

- анализ состояния проблемы спасения пострадавших в результате ДТП;

- ведение автоматизированной информационной базы данных по участию АСФ в ликвидации последствий ДТП на федеральных дорогах;

- разработка рекомендаций и предложений по повышению эффективности применения сил и средств МЧС России при ликвидации последствий ДТП;

- мониторинг основных направлении развития науки и высоких технологий в области ликвидации последствий ДТП;

- проведение НИОКР по проблемам ликвидации последствий ДТП;

- информационное обеспечение деятельности Центра поддержки принятия решений в кризисных ситуациях (ЦППР КС), созданного на базе ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в соответствии с приказом МЧС России от 11.12.2006 г. № 632, по вопросам ликвидации последствий ДТП;

- оказание консультационных и информационных услуг заинтересованным организациям, населению и образовательным учреждениям в области ликвидации последствий ДТП;

- обеспечение функционирования информационно-образовательного портала в Интернете (рис. 2).

В соответствии с возложенными задачами Центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий:

участвует в подготовке и реализации единой научно-технической политики по разработке и внедрению новых технологий и современных технических средств спасения пострадавших на автомобильных дорогах; в информационном обмене между заинтересованными структурами федеральных органов исполнительной власти по проблемам ликвидации последствий ДТП; в проведении конференций, симпозиумов и других научно-методических мероприятий по проблемам безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП;

осуществляет сбор, обобщение и анализ информации об участии АСФ в ликвидации последствий ДТП; подготовку материалов для ежегодного Государственного доклада «О состоянии защиты

Рис. 1. Главная страница портала

о

VO га ср

го «

ср

и

CU т X I

X CU н

I

0

1 т

I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

Рис. 2. Редактирование карточки ДТП

населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера» в части, касающейся проблем безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП, а также подготовку материалов для Государственного доклада «О состоянии безопасности дорожного движения в РФ» в части, касающейся МЧС России по ликвидации последствий ДТП; учет и хранение в электронной библиотеке работ, выполненных в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»;

готовит: предложения по совершенствованию нормативной правовой и нормативно-технической базы, направленные на решение проблем совершенствования организации проведения АСР на месте ДТП; научно-обоснованные предложения по оптимизации научных исследований и проводимых мероприятий по созданию новых технологий и технических средств спасения людей на автомобильных дорогах;

поддерживает: автоматизированную базу данных по участию АСС и АСФ в ликвидации последствий ДТП; функционирование информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате ДТП.

В целях подготовки научно-обоснованных предложений по развитию системы спасения пострадавших в ДТП, предполагается сбор и анализ Центром информации: о местах размещения АСФ в районах, прилегающих к сети федеральных и территориальных автодорог; о технической оснащенности, возможностях и средствах доставки АСФ к местам ДТП; о размещении медицинских учреждений в непосредственной близости от федеральных и территориальных автодорог и их профиле.

Важным направлением деятельности МЧС России является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, разработка современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС, в т.ч. и при ДТП. Учитывая то, что ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» ставит задачу больше внимания уделять вопросам просвещения и профилактики населения в области безопасности дорожного движения, планируется использовать Центр для расширения образовательной базы по приемам, методам и способам спасения пострадавших в интересах обучения учащейся молодежи умелым действиям на дорогах в случае возникновения ДТП.

Центром заключены соглашения с четырьмя общеобразовательными школами и одной гимназией о сотрудничестве в области обучения школьников правилам поведения на дорогах и предотвращения детского дорожного травматизма.

Целями такого сотрудничества являются: повышение знаний учащихся по вопросам безопасности дорожного движения, расширение образовательной базы по современным способам, приемам и методам спасения пострадавших в ДТП; обучение учащейся молодежи умелым действиям на дорогах в случае возникновения ДТП; совместная отработка с преподавательским составом школ новых программ, современных методов, технических средств и обучающих технологий, по вопросам безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП.

На этапе становления работы Центра, важной задачей является формирование автоматизированной базы исходных данных, предполагающее сбор и обработку таких статистических и информационных материалов, которые показывали бы степень участия АСФ в ликвидации последствий ДТП, а также отражали применяемые ими способы, приемы и технологии во время АСР, что позволит проводить не только объективный анализ и оценку их деятельности, но и использовать полученные результаты для совершенствования технологии производства АСР при ликвидации последствий ДТП и разработки новых спасательных средств.

Создается автоматизированная база исходных данных по участию АСФ МЧС России в ликвидации последствий ДТП — информационная основа для проведения исследований в Центре по мониторингу ликвидации последствий ДТП.

Для своевременного наполнения базы данных информационными и статистическими материалами разрабатывается «Временный регламент представления территориальными органами МЧС России информации об участии АСФ в ликвидации последствий ДТП».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.