Научная статья на тему 'Система формирования пожарной грамотности у бакалавров педагогического вуза в области пожарной безопасности'

Система формирования пожарной грамотности у бакалавров педагогического вуза в области пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / БАКАЛАВР ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / FIRE SAFETY / FIRE LITERACY / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / BACHELOR OF EDUCATION / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна, Москалец Юлия Васильевна

В статье рассматривается система формирования пожарной грамотности у студентов-бакалавров направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность (профиль) «География и безопасность жизнедеятельности» при обучении в педагогическом вузе. Выявлены основные компоненты пожарной грамотности актуальные для бакалавров на протяжении всего срока обучения в вузе. Представлен анализ поэтапного формирования понятий и компетенций в области пожарной безопасности в структуре профильных дисциплин основной образовательной программы подготовки бакалавров согласно учебному плану.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна, Москалец Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF FORMATION OF FIRE LITERACY AT BACHELORS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE FIELD OF FIRE SAFETY

The study discusses the system of formation of fire literacy of students-bachelors of the direction "Pedagogical education (with two training profiles)", the direction (profile) "Geography and life safety" when training in a pedagogical university. The main components of fire literacy relevant to bachelors during the entire period of study in high school are identified. An analysis of the phased formation of concepts and competencies in the field of fire safety in the structure of core disciplines of the basic educational program for the preparation of bachelors according to the curriculum is presented.

Текст научной работы на тему «Система формирования пожарной грамотности у бакалавров педагогического вуза в области пожарной безопасности»

При обучении аудированию, то есть восприятию речи на слух, большее внимание преподавателю стоит уделить развитию таких умений, как выделение смысловых блоков в аудиотексте, установление связей между ними, определение главной мысли, удерживание в памяти необходимой информации [5].

Что касается письменной речи, то в условиях профессионально-ориентированного обучения у студентов неязыковых вузов должны быть развиты такие её формы, как реферирование и аннотирование.

Результатом реферирования является написание реферата, цель которого - передача в сокращенном виде содержания текста. Аннотирование же - это максимально сжатое изложение основного содержания текста. Отличие аннотации от реферата состоит в том, что реферат даёт представление о содержании текста, используя язык оригинала, а аннотация - только о его тематике, причём содержание исходного текста в аннотации излагается своими словами.

При реферировании и аннотировании профессионально-ориентированных текстов обучающиеся приобретают навыки лаконичности, чёткости изложения материала.

Одна из основных задач в неязыковых вузах - научить будущего специалиста читать и понимать без словаря содержание текстов по своей специальности. Чтение - это одно из основных средств удовлетворения познавательных потребностей человека, в зависимости от цели обучения оно бывает просмотровое (получение общего представления о читаемом материале), ознакомительное (извлечение из текста основной информации), изучающее (точное понимание и критическое осмысление содержащейся в тексте информации) и поисковое (нахождение в тексте конкретной информации). Мотивирующими факторами к овладению навыками чтения являются аутентичность, страноведческая насыщенность, профессиональная направленность текстового материала, коммуникативная направленность заданий.

Выводы. Таким образом, оценивая уровень владения иностранным языком у студентов неязыковых вузов, прежде всего оценивают их речевые умения: составление монологических высказываний, осуществление диалогического общения, понимание сообщений на слух, извлечение информации при чтении и передача её в письменном виде.

Обобщая всё вышесказанное, следует отметить, что, овладевая профессионально-ориентированным иностранным языком, обучающиеся приобретают специальные навыки, связанные с профессиональными и лингвистическими знаниями, знакомятся с культурой страны изучаемого языка, осваивают стратегию соответствующего коммуникативного поведения, а также развивают свои личностные качества.

Литература:

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 221 с.

2. Интенсивное обучение иностранному языку в высшей школе. / Под ред. Г.А. Китайгородской - М.: Изд-во Моск. университета, 1987. - 158 с.

3. Кучерявая Т.Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 336-337. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1783 (дата обращения: 18.07.2019).

4. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. - 1973. - № 1.

5. Михайлова О.В. Обучение профессионально-ориентированному аудированию специалистов технических вузов. // Вестник ТПГУ. - 2013. - № 9 (137). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/obuchenie-professionalno-orientirovannomu-audirovaniyu-spetsialistov-tehnicheskih-vuzov (дата обращения: 23.07.2019).

6. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.

7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранного языка. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

8. Шаимова Г.А., Шавкиева Д. Ш. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в неязыковых вузах. // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 692-694. — URL: https://moluch.ru/archive/58/7995 (дата обращения: 10.07.2019).

Педагогика

УДК 371

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Москалец Юлия Васильевна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ ГРАМОТНОСТИ У БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается система формирования пожарной грамотности у студентов-бакалавров направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность (профиль) «География и безопасность жизнедеятельности» при обучении в педагогическом вузе. Выявлены основные компоненты пожарной грамотности актуальные для бакалавров на протяжении всего срока обучения в вузе. Представлен анализ поэтапного формирования понятий и компетенций в области пожарной безопасности в структуре профильных дисциплин основной образовательной программы подготовки бакалавров согласно учебному плану.

Ключевые слова: пожарная безопасность, пожарная грамотность, педагогический вуз, бакалавр образования, система подготовки.

Annotation. The study discusses the system of formation of fire literacy of students-bachelors of the direction "Pedagogical education (with two training profiles)", the direction (profile) "Geography and life safety" when training in a pedagogical university. The main components of fire literacy relevant to bachelors during the entire period of study in high school are identified. An analysis of the phased formation of concepts and competencies in the

field of fire safety in the structure of core disciplines of the basic educational program for the preparation of bachelors according to the curriculum is presented.

Keywords: Fire safety, fire literacy, pedagogical university, bachelor of education, training system.

Введение. Вопросы обеспечения пожарной безопасности человека актуальны во всем мире в связи со складывающейся обстановкой в современном обществе, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в этой области, острота проблемы на данный момент не сокращается. Формирование навыков в области пожарной безопасности обязательно для будущих педагогов, поскольку в профессиональной деятельности кроме своей жизни они будут нести ответственность и за жизнь обучающихся, следовательно, ведущая роль по обеспечению безопасности и защиты подрастающего поколения, в том числе и от пожаров, ложится на систему образования [2].

Изложение основного материала статьи. Формирование пожарной грамотности - важная задача не только школы, но и системы вузовского образования, однако аспекты данной проблемы изучены не достаточно: нет единой интерпретации понятия «пожарная грамотность», по-разному оценивается структура и компоненты, включаемые в термин, отсутствуют сведения о возможностях развития грамотности в рамках подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование». Кроме того, спецификой навыков пожарной безопасности является крайняя сложность проверки их сформированности в условиях реального времени, важность формирования представлений об опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, привитие навыков безопасного поведения студентам вузов [2]. Поэтому, говоря о пожарной грамотности индивидуума мы имеем ввиду человека компетентного в области противопожарной безопасности, способного в пожароопасной обстановке не только правильно оценить сложившуюся ситуацию, но и уметь найти правильное решение для выхода из нее с минимальными рисками для жизни и здоровья как самого индивида, так и помочь в спасении окружающих людей и материального имущества.

Так как формирование пожарной грамотности — это сложный процесс, включающий в себя поэтапное изучение понятий, выработку навыков, умений и компетенций у студентов, нами были выделены основные компоненты, входящие в структуру данного понятия (Рисунок 1).

['■IIVh-n jH nnSl'HjlHfBi грямггнги-i u

,<--" Л

Система побуждений,

jijIBIIKJJUÍ1X ЖГЮШИ!

случающегося н определяющие« нлпрлплетпостк и характер учебной деягвшиоогн

Комплекс '¡шиш:! о современных

тиебовзших ее результатам профессионального образования

Г, KOKIÎKtlÎ tOE|JC>wilSKlHlfclJi

требований, нозьк тгхлологш обучения, поноса необколгсч^Я

Г!нфоуМЯ|0Л| ДЛЕ пшу>1вти пОВОГй i 1111 ч

Совокупность знаний Ft СПОСОСОЕ рлнчппя -задач де.я:ельноепт, которым!!

ьлааеет обуча-оишПсян которые умеет крипт-ИОНИ анажвироввГЬ, píípüSsrufiairi., овооюоыпиь, умегах рдбе-тлть в группам внедренчески

ПРОЕКТОВ, yWiiiiT аКШШЗНрОВЕТЬ if оцанип се5я кдгг суйжга процесса ci; вгрикнст сования профе зонональноп леэтепькисш.

Л

Мотнвь; учения. тзншэт^лышЕ шисрсс о сбллстп Н0жи|;|[011 Оезотгалтастн

Владей« термшжьш.

№№П1ЛМ11,

^аконимирниее ями Е области Пожарной безопасности

Практически

HcrtmifiKiFrae n|;iKiQpeieiiiibiK RITÍH;Í№I}1, объединяет уыяол j[ навыки ict тр лрч ecwom npiibtL;i[eiiiii; d учоСиа-Ю CJ UT г агаШим процессе и проявляется i: разрешении pimraiuK учввише

CKiyiimul, ВОЗННЕЭКЩЩХ при тпучетпш осмои ппкариоП Effioncfloeni

л

Осмыикню полученной НЕфсрмшикс учетом реальны v ycnosîfit летальности н способность стуаеета Щ'нменлть новый опыт на практики н в penieraci учебных гадач

Рисунок 1. Компоненты пожарной грамотности (по Косолаповой Л.А., Гаманенко Н.П., 2017) [3]

Первый структурный компонент - мотивационный [3]. Мотив является главной основой любой деятельности, в том числе и учебной. В области пожарной безопасности основным мотивом является стремление к состоянию защищенности от пожаров и их последствий, желание не подвергать себя и окружающих серьезному риску от действий поражающих факторов пожара.

Второй структурный компонент - когнитивный [3]. Он предполагает наличие системы знаний о пожарах в целом, о возможных причинах и последствиях, о поражающих факторах, современных способах профилактики и защиты от возгораний, об алгоритмах правильного поведения в сложившейся ситуации, о требованиях и мерах пожарной безопасности и т.д. Данный компонент относительно к подготовке будущего педагога характеризуется также формированием умений самостоятельно приобретать знания, а также возможностями реализовать полученные знания в реальной деятельности.

Третий компонент - деятельностный [3]. Он подразумевает практическое использование приобретенных познаний и объединяет умения и навыки их творческого применения в учебно-воспитательном процессе и проявляется в разрешении различных учебных ситуаций, возникающих при изучении дисциплины «Основы пожарной безопасности».

Четвертый компонент - рефлексивный, заключается в осмыслении полученной информации с учетом реальных условий деятельности и способность студента применять новый опыт на практике [3]. Возможность проанализировать полученные знания, собственное поведение, обратить внимание на главные достоинства и недостатки проблемы, выработать алгоритм поведения в рамках обеспечения пожарной безопасности имеют важное значение, так как во время пожароопасной ситуации необходимо действовать быстро и решительно, согласно отработанным действиям.

Все компоненты пожарной грамотности взаимосвязаны друг с другом и их формирование в тандеме дает наилучший результат.

В связи с актуальность данной проблемы авторами была изучена эффективность формирования пожарной грамотности у студентов-бакалавров ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», выявлены основные компетенции и понятийные категории развиваемые в процессе обучения студентов.

Для наиболее качественной подготовки будущих педагогов необходимо, что бы формирование у студентов высших образовательных учреждений компетенций в области пожарной безопасности осуществлялось не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение профильной дисциплины «Основы пожарной безопасности», но и за счёт интеграции основных понятий в другие дисциплины профиля, а так же включение актуальных вопросов этой области во внеаудиторные занятия (конференции, практикумы, круглые столы), отработку полученных компетенций на практике.

Для подтверждения вышесказанного, была подробно проанализирована основная профессиональная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению 44.03.05. «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) «География и Безопасность жизнедеятельности» на факультете естественнонаучного образования ФГБоУ ВО «ОмГПУ».

Данная образовательная программа составлена на основе ФГОС ВО, утвержденного в 2019 году, по которому предусмотрена подготовка поликомпетентного бакалавра с формированием универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Среди многообразия перечисленных компетенций только три из них формируются в области пожарной безопасности в рамках преподавания специализированной дисциплины «Основы пожарной безопасности»:

- УК-8 - способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- ОПК-2 - способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий);

- ПК - 5 - способен к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности [4].

Основной блок понятий формируется в рамках данной дисциплины, на втором курсе обучения студентов. Однако учебный план подготовки бакалавров содержит широкий перечень дисциплин, в рамках которых можно поэтапно изучать аспекты пожарной безопасности, а значит качественно формировать пожарную грамотность и компетенции в данной области.

Знакомство с понятиями «пожар и пожарная безопасность» начинается на первом курсе в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», и параллельно в дисциплине «Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности», где изучаются правовые аспекты регулирования в области пожарной безопасности, нормативно-правовые акты (Рисунок 2).

Во втором семестре предметы: «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы здорового образа жизни», дают возможность познакомить обучающихся с более сложными понятиями: «пожарная опасность и угроза», «пожарный риск» и сформировать умения оказывать помощь при воздействии поражающих факторов пожара.

На втором курсе у бакалавров направленности (профиля) «География и Безопасность жизнедеятельности» в рамках дисциплины «Основы пожарной безопасности» формируется основной блок компетенций в данной области и качество их сформированности выясняется на экзамене.

Рисунок 2. Система изучаемых понятий при формировании пожарной грамотности студентов

педагогического вуза

Казалось бы, на этом завершается работа в этом направлении и проблемы пожарной безопасности актуализируются в дальнейшем при прохождении государственной итоговой аттестации и сдаче государственного экзамена. Однако, в ряд дисциплин учебного плана подготовки бакалавров так же включены аспекты формирования понятий в области пожарной грамотности, например: «Безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях», «Безопасность дорожного движения», «Основы охраны труда», «Гражданская оборона», «Основы обороны государства и военной службы» (Рисунок 2).

Продолжением формирования пожарной грамотности студентов являются дисциплины по выбору, которые в полной мере учитывают профессиональную и региональную специфику, а также отличаются разнообразием. Благодаря чему, у студентов формируются компетенции в области оказания первой помощи пострадавшим при пожарах, это курс «Медицина катастроф».

Дисциплина «Способы автономного выживания» дает возможность сформировать понятия о способах защиты от пожаров в условиях природной среды. Предмет «Обеспечение безопасности образовательной организации» формирует представления о современных требованиях к системе обеспечения пожарной

безопасности в образовательных организациях и защите педагогического коллектива и обучающихся от пожаров (Рисунок 2).

Особое внимание при обучении бакалавров уделяется отработке практических навыков на лабораторных и практических занятиях, а также при проведении всех видов практик. Среди всего многообразия практик, имеющихся в учебном плане, особое значение для формирования пожарной грамотности имеет учебная практика. В ходе практики студенты знакомятся с деятельностью Главного управления МЧС России по Омской области, в частности «Управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ». В ходе данной практики студенты изучают:

- нормативно-правовую документацию в области пожарной безопасности;

- специфику организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ;

- специфику тушения пожаров на пожароопасных и взрывоопасных предприятиях, расположенных в Омской области;

- внедрение новых технологий в области тушения пожаров;

- организацию участия подразделений Федеральной противопожарной службы МЧС РФ в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;

- особенности применения сил и средств ФПС Главного управления МЧС России по Омской области в мирное время и при ведении военных действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [1].

При прохождении практики в структурах МЧС студенты посещают музей пожарной охраны, отрабатывают навыки пожаротушения в рамках проведения игры «Юный пожарный», которая проводится в местных гарнизонах пожарной охраны.

Выводы. Таким образом, при анализе системы подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «География и Безопасность жизнедеятельности» ОмГПУ было выявлено, что формирование у студентов пожарной грамотности происходит систематично, задействуются большинство дисциплин подготовки, а не только сам профильный предмет. Пожарная грамотность представлена четырьмя компонентами - мотивационным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным, которые объединяю между собой грамотность и компетентность студента в области пожарной безопасности.

Дисциплины, способствующие формированию и развитию компетенций в области пожарной безопасности расположены логично, по мере усложнения понятийного аппарата и содержания. Необходимо отметить, что компетенции, формируемые при изучении пожарной безопасности дублируются практически во всех специализированных курсах профиля «География и Безопасность жизнедеятельности», что дает возможность усовершенствовать полученные знания, актуализировать их согласно меняющейся остановке и развивать культуру безопасного поведения личности в области пожарной безопасности.

Литература:

1. Главное управление МЧС России по Омской области - URL: http://55.mchs.gov.ru/folder/488706 (дата обращения 14.07.2019)

2. Корчагин А.С., Москалец Ю.В., Корчагина Т.А. Формирование пожарной грамотности студентов педагогического вуза // Материалы V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы естествознания и естественно-научного образования». Омск: изд-во ОмГПУ, 2017. С. 237-241.

3. Косолапова Л.А., Гаманенко Н.П. Готовность педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности как педагогическая проблема // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN517.pdf (дата обращения 4.07.2019)

4. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения 24.06.2019)

Педагогика

УДК: 316.454.5

кандидат педагогических наук, доцент Красноперова Нина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск)

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ЛЕСНОГО ДЕЛА К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. В настоящее время особую значимость приобретает подготовка будущего бакалавра к социальному взаимодействию в профессиональной сфере. Перед современным профессиональным образованием стоит задача формирования у обучающихся компетенций, предусматривающих умение устанавливать контакты с другими людьми, организовывать взаимодействие, адекватно вести себя в обществе. Развитие у студентов способности построения эффективной коммуникации в различных ситуациях взаимодействия, расширения профессиональных контактов, продуктивной работы в команде, требует пристального внимания педагогов высшей школы.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникация, социальное взаимодействие, способности, общение, принятие, студент, бакалавр.

An^tatton. Now the special importance is gained by training of future bachelor for social interaction in the professional sphere. Modern professional education is faced by a problem of formation at the studying competences providing ability to come into contacts with other people, to organize interaction to behave adequately in society. students development of ability to creation of effective communication in various situations of interaction, expansion of professional contacts, productive work in team, requires close attention of teachers in the higher school.

Keywords: competence, competence, communication, social interaction, abilities, communication, acceptance, student, bachelor.

Введение. Подготовке инженерно-технических кадров со стороны государства уделяется большое внимание, что предъявляет особые требования к профессиональному обучению бакалавра, воспитанию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.