Научная статья на тему 'О некоторых подходах к обучению будущих инженеров пожарной безопасности в контексте общетехнической подготовки в вузе'

О некоторых подходах к обучению будущих инженеров пожарной безопасности в контексте общетехнической подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ОБЩЕТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / HIGHER SCHOOL / GENERAL TECHNICAL APPROACH / FUTURE ENGINEER OF FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцев Алексей Викторович, Иваненко Марина Анатольевна, Дульцев Сергей Николаевич

В статье сделан акцент на некоторых подходах к обучению будущих инженеров пожарной безопасности в вузе в контексте общетехнической подготовки. В статье определены качества, которыми должен обладать будущий инженер пожарной безопасности; выделены некоторые аспекты общетехнической подготовки будущих специалистов в вузе и наиболее значимые нетрадиционные подходы в решении профессиональных задач, которые требуют нового инженерного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурцев Алексей Викторович, Иваненко Марина Анатольевна, Дульцев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME APPROACHES TO TRAINING FUTURE ENGINEERS OF FIRE SAFETY IN THE CONTEXT OF GENERAL-TECHNICAL TRAINING IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

There has been an emphasis on some approaches to training of future engineers of fire safety in a higher education institution in the context of general technical training made. The author defines qualities which future engineer of fire safety has to possess; points out some aspects of general training of future experts in a higher education institution and the most significant nonconventional approaches in solution of professional tasks which demand new engineering thinking.

Текст научной работы на тему «О некоторых подходах к обучению будущих инженеров пожарной безопасности в контексте общетехнической подготовки в вузе»

Мы знакомим детей с основным «инструментом» художника - палитрой, объясняем, зачем она нужна, и отмечаем применимость разных поверхностей в качестве палитры (картон, бумага).

На занятии предполагается показать детям, как правильно смешивать краски, выделить главные правила работы художника при смешении гуашевых красок излишек воды и красок снимается с кончика кисточки; перед тем, как опустить кисточку в баночку с новой краской, кисть необходимо тщательно промывать.

Таким образом, данный метод показа способствует развитию навыков учащихся при работе с цветом, позволяет им не бояться «играть» с цветом, смело смешивать краски и запоминать способ получения того или иного цвета и оттенка. Его использование в педагогическом процессе даёт возможность ребёнку не только чувствовать красоту окружающей действительности, но и правильно строить цветовую палитру в процессе выполнения собственных творческих работ.

Для наиболее эффективного усвоения учащимися полученных знаний о цвете при использовании анализа живописных произведений и метода показа мы применяем метод проведения различных упражнений. Проведение упражнений направлено также на получение учащимися практических навыков при работе с цветом [51.

Метод упражнений.

Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно с первых занятий, использовать не только интерес детей , но и развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания о цвете в самостоятельной практической деятельности на занятии.

Чтобы у обучающихся не появлялись скучные и не яркие работы, необходимо включать в занятия развивающие упражнения (они помогают развить наблюдательность, воображение). Можно применять занимательные занятия, они помогут более результативно развивать художественно-творческие способности [51.

К таким упражнениям можно отнести следующие:

Работа с цветными карточками. Упражнения направлены на проверку различения оттенков и интенсивности различных цветовых тонов — разного качества цвета.

Рассмотрим некоторые из упражнений: предлагаются 10 карточек одного цвета, но разной интенсивности цветового тона. Необходимо разложить их по порядку — от самого темного до самого светлого.

Например, предлагаются 10 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности в нем желтого оттенка. Необходимо разложить карточки по порядку: от менее желтых до более желтых.

Оценка результатов: чем больше точность раскладки цветов, тем выше способности к различным видам цветоразличения у ребенка.

Выдаются карточки, различные по цвету. В центре вырезана фигурка. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному.

Каждый из перечисленных методов учитывает:возрастные особенности учащихся; персональный подход к детям на занятиях по изобразительному искусству.

Следовательно, развитие чувства цвета на различных этапах обучения в детской художественной школе подразумевает конкретные знания и умения, которые преподаются и закрепляются различными формами и методами обучения.

Выводы. Таким образом, пейзаж является наиболее доступным жанром живописи для восприятия детьми, он способствуют более глубокому познанию природы, на котором основывается и детское изобразительное творчество. В процессе нашего исследования мы выявили, что методов, способствующих развитию чувства цвета в изучаемой нами литературе предоставлено достаточно много, но мы решили выбрать лишь некоторые, являющиеся наиболее простыми в применении, которые наиболее эффективно возможно направить на развитие чувства цвета у учащихся ДХШ.

Литература:

1. Вибер Ж. Живопись и ее средства [Текст]. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961. - 224 с.

2. Визер В. В. Живописная грамота. Основы пейзажа [Текст]. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с: ил.

3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.

4. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета [Текст] / Пер. с англ. Д.А. Шкловера. М., 1964. - 229 с.

5. Школа изобразительного искусства [Текст]. Выпуск №3. М., 1989г. - 56 с.

Педагогика

УДК: 372.862

кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Алексей Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Иваненко Марина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Дульцев Сергей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России» (г. Екатеринбург)

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье сделан акцент на некоторых подходах к обучению будущих инженеров пожарной безопасности в вузе в контексте общетехнической подготовки. В статье определены качества, которыми должен обладать будущий инженер пожарной безопасности; выделены некоторые аспекты общетехнической подготовки будущих специалистов в вузе и наиболее значимые нетрадиционные подходы в решении профессиональных задач, которые требуют нового инженерного мышления.

Ключевые слова: вуз, общетехническая подготовка, будущий инженер пожарной безопасности.

Annotation. There has been an emphasis on some approaches to training of future engineers of fire safety in a higher education institution in the context of general technical training made. The author defines qualities which future engineer of fire safety has to possess; points out some aspects of general training of future experts in a higher education institution and the most significant nonconventional approaches in solution of professional tasks which demand new engineering thinking.

Keywords: higher school, general technical approach, future engineer of fire safety.

Введение. Сегодня все больше возрастают требования к будущим специалистам, в частности - к инженерам пожарной безопасности. В связи с этим должны быть определены и новые подходы к обучению специалистов на разных образовательных уровнях.

Современный инженер пожарной безопасности должен владеть основами общего машиноведения, чтобы правильно эксплуатировать и обслуживать машины и механизмы, в том числе аварийно-спасательные и пожарные. В процессе общетехнической подготовки закладываются основы общетехнической компетентности будущего выпускника.

Общетехнические дисциплины в вузе способствуют не только общему развитию будущего специалиста - инженера пожарной безопасности, но также служат базой для изучения специальных дисциплин и способствуют улучшению профессиональной подготовки студентов.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время, в условиях постоянно повышающихся требований к качеству образования, для государственной противопожарной службы МЧС России необходимы специалисты, быстро адаптирующиеся в современных условиях, которые сегодня способны к творчеству; конструкторской и проектировочной деятельности; принятию не стандартных решений в ограниченный промежуток времени и взятию на себя ответственность за их выполнение.

Среди профессионально важных качеств, которыми должен обладать инженер пожарной безопасности, можно выделить: ответственность, самоконтроль, профессиональную самооценку, эмоциональную устойчивость и т.д. Среди психологических качеств, которыми должен обладать инженер пожарной безопасности, можно выделить: уверенность в себе, способность принимать правильные решения при недостатке необходимой информации, способность к длительному сохранению высокой активности, умение распределять внимание при выполнении нескольких действий или задач, быстрому установлению контактов с новыми людьми и т.д.

Отмеченные качества характеризуют профессиональную компетентность будущих специалистов инженерно-технического профиля в целом и инженеров пожарной безопасности в частности, которая должна формироваться во время обучения и постоянно совершенствоваться в дальнейшей профессиональной деятельности.

В связи с этим, сегодня достаточно остро ставятся вопросы о качестве подготовки специалистов ГПС МЧС России, а также подготовки специалистов других специальностей инженерно-технического профиля в вузах. Для удовлетворения социально-экономических потребностей современного общества необходима планомерная модернизация системы высшего образования (далее - ВО), которая должна основываться не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях в содержании подготовки специалистов, в том числе и общетехнической.

На сегодняшний день, можно наблюдать, что система ВО стремится своевременно реагировать на социокультурные сдвиги, но ввиду достаточно узкой специализации высших образовательных учреждений технического профиля, прослеживается изменение престижа получаемой профессии в сознании обучаемых, изменение мотивации у молодежи к выбору инженерной профессии и в целом отношения к учебе. Поэтому, мы считаем, что одно из основополагающих противоречий в системе ВО - это противоречие между стремительным приращением объема знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемыми, что подталкивает педагогическую теорию и практику перейти к новому направлению - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию [1].

Таким образом, сложившаяся ситуация в системе ВО указывает на то, что в качестве отдельных направлений следует сделать акцент на самовоспитание и самореализацию будущих специалистов инженерно-технического профиля в целом и инженеров пожарной безопасности в частности, т.е. на смену ориентации от общества к человеку на наиболее приоритетную ориентацию от человека к обществу (приоритет самостоятельности и личной ответственности человека).

Ряд современных ученых [1, с. 57], в своих исследованиях заостряя вопрос о роли личности в системе образования, как главное выделяют активность самой личности в обучении, познавательной деятельности и системе отношений с другими людьми.

Как следствие, перестройка системы ВО должна включать в себя планомерное преобразование содержания, средств, форм и методов обучения в целях развития компетентного специалиста, т.е. должна представлять собой непрерывный процесс обоснованных принципиальных изменений системы [5].

В традиционной (репродуктивной) системе ВО, ориентированной на подготовку специалиста жестко регламентируется содержание образования, в котором сводится к минимуму возможность формирования творческой самодостаточной личности, способной к принятию самостоятельных конструктивных решений. В тоже время, современные требования рынка труда диктуют к подготовке квалифицированных специалистов такие условия, в которых главными профессионально значимыми качествами выступают самоорганизованность и самостоятельность в суждениях и действиях профессиональной направленности.

В общем случае, при репродуктивном обучении, преподаватель предлагает готовый пакет учебного материала для запоминания и воспроизводства. В отличии от репродуктивного подхода к обучению, при продуктивном (творческом) обучении курсанты ощущают потребность в получении знаний, которые они приобретает при анализе и решении инженерно - технических задач. И в этом случае немаловажное значение имеет общетехническая подготовка, роль которой возрастает пропорционально уровню оснащения техническими средствами в различных областях народного хозяйства.

Совокупность индивидуально-личностных, интуитивных качеств обучаемых и воображения в познании изучаемого материала предполагает, что в учебной деятельности закладывается возможность не просто принятия материала как должное, а его осмысление, т.е. учебный материал будет восприниматься не как конечный продукт или истина, а как один из возможных вариантов решения или принятия каких либо действий. Данное положение рассматриваемого принципа согласуется с основной идеей теории деятельности

и личности, предполагающей творческую активность человека в его жизнедеятельности, в том числе и в образовании самого себя [4].

В процессе обучения в сознании курсантов идея творчества должна плотно сочетаться с идеей прогресса и повышения социально-культурного престижа творческой деятельности. При этом, творчество, как индивидуально-личностный процесс, дает понимание того, что человек является не только объектом, но и субъектом самостоятельности, саморазвития, самореализации в мышлении и профессиональной деятельности.

На сегодняшний день, в условиях реорганизации системы ВО необходимо ориентироваться на новый образ будущего инженера-специалиста, т.к. меняются не только области инженерно-технической деятельности, но и сама система инженерно-технической деятельности, которая постоянно расширяет свои границы и усложняясь по своей структуре требует более продуктивных подходов и методов организации управления, в рамках которой необходимы нетрадиционные методы к решению профессиональных задач, требующих нового инженерного мышления. В связи с этим, мы хотели бы отметить, что цель общетехнической подготовки будущих инженеров пожарной безопасности в вузе состоит не только в накоплении курсантами тех или иных инженерных знаний, но и в формировании у них инженерного мышления.

В качестве наиболее значимых нетрадиционных подходов к решению профессиональных задач мы выделяем следующие:

• креативное инженерное мышление, позволяющее использовать в профессиональной сфере деятельности представления и методы современной методологии и прикладных наук; принципы внутри- и межпредметных связей, позволяющих установить связи не только между основными законами и закономерностями, но и между знаниями, умениями и навыками как внутри одного курса, так и между отдельными дисциплинами;

• умение специалиста проектировать, изготавливать и работать со сложными инженерными системами, работа над которыми требует отраслевых знаний в области таких прикладных наук как инженерная психология, дизайн, инженерная экономика и т.д.

Также мы хотели бы рассмотреть общетехническую подготовку инженеров пожарной безопасности с позиции ее ключевых функциях, а именно:

• обеспечивает фундаментальность общетехнического образования;

• является основой профессиональной мобильности и умения ориентироваться в изменяющейся социокультурной и производственной среде;

• способствует формированию системного общетехнического мышления;

• расширяет общепрофессиональную культуру будущего специалиста.

На каждом этапе обучения дисциплинам общепрофессионального цикла должно достигаться сбалансированное соответствие требований преподавателя и возможностей курсантов, т.е. требования преподавателей каждой конкретной технической и общеинженерной дисциплины должны разрабатываться с учетом подготовки конкурентоспособного специалиста, компетентного в области решения профессиональных задач и готовых к непрерывному саморазвитию и самообразованию.

Данный подход, позволяющий преподавателям и обучающимся, двигаться в сотрудничестве к единой цели, можно выделить как одно из главных условий повышения качества образовательного процесса, т.к. в этом случае, обучение трансформируется в самообучение и самосовершенствование. При этом, курсант вуза переходит из репродуктивного состояния развития в фазу продуктивного (творческого) саморазвития и самопознания.

Также следует отметить, что при решении общеинженерных и общетехнических задач важным аспектом является использование междисциплинарных знаний из смежных и взаимозависимых дисциплин общепрофессионального цикла, и которые в дальнейшем будут хорошей базой для изучения профилирующих дисциплин.

На сегодняшний момент, нам приходится соглашаться с тем, что традиционная система инженерно-технического образования не в полном объеме отвечает требованиям современности, ввиду того, что продолжает сохраняться проблема узкоспециализированной подготовки инженеров-специалистов.

Принимая во внимание концепцию профессора А. Ридлера, который считал, что задача высшей технической школы состоит в том, чтобы давать инженеру многостороннее, интегративное образование, так как он помимо специальных познаний нуждается еще и в глубоком объеме образования, которое управляет, «глядит» вперед и своевременно выясняет задачи, выдвигаемые как настоящим, так и будущим [2], можно сказать, что реформа инженерного образования, как ее понимал А.Ридлер, находится до сих пор в России на стадии развития.

И, в этом смысле, для перехода от одного уровня подготовки к другому, очень важное значение имеет готовность самих преподавателей к инновациям в образовании, к способности и умению импровизировать, развитию и применению педагогической интуиции, творческого подхода к обучению и воспитанию конкурентоспособного специалиста. При этом, эффективность реализации инноваций во многом будет определятся личностно-профессиональной позицией самих преподавателей, их отношением к нововведениям и технологической готовностью к изменениям [3].

Также немаловажным фактором в общетехнической подготовке будущих инженеров пожарной безопасности является единое понимание преподавателями содержания используемых в педагогике технологических приемов, методов, подходов, понятий и терминологий, т.е. всего, что касается объектов педагогического творчества, к которым относится как сам образовательный процесс, так и креативные и традиционного способы организации образовательного процесса, а также педагогические средства, содержательная и воспитательная части с учетом опыта поколений.

В заключении отметим, что решение вопроса по обеспечению продуктивной общетехнической подготовки будущих специалистов в сфере пожарной безопасности носит многоаспектный характер и зависит от следующих основополагающих критериев:

• готовность преподавателей общетехнических дисциплин к инновациям в обучении и умелым сочетанием продуктивных методов общетехнической подготовки курсантов с традиционными;

• требования преподавателей и возможности курсантов, с учетом профессиональной направленности учебного заведения должны быть качественно проработаны и сбалансированы;

• контакт между преподавателями и обучаемыми должен выстраиваться в виде взаимодополняющего и взаимообогащающего сотрудничества в процессе обучения и воспитания.

Выводы, которые можно сделать, исходя из всего вышесказанного:

Сегодня необходим поиск новых подходов к обучению будущих инженеров пожарной безопасности по вопросам общетехнической подготовки.

Современный инженер пожарной безопасности должен быстро адаптироваться в любой ситуации; способен к творчеству, а также к конструкторской и проектировочной деятельности; способен принимать не стандартные решения в ограниченный промежуток времени; уметь принимать на себя ответственность за их выполнение.

Творческий подход к реализации общетехнической подготовки в высших специальных образовательных учреждениях позволит повысить мотивацию к изучаемым дисциплинам и получаемой специальности, активизировать учебно-практическую и самостоятельную деятельность курсантов, сформировать общетехнические компетенции, а репродуктивный подход позволит сформировать требуемые знания, соответствующие умения и навыки через постановку демонстрационного опыта и установочного алгоритма обучения.

Литература:

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Пед. о-во России, 2002. 512 с.

2. Горохов В.Г., Розин В.М.. Введение в философию техники. М.: ИНФРА-М, 1998. 224 с.

3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательсво Магистр», 1997. 224 с.

4. Щербаков В.С. Проблемы опережающей общепрофессиональной подготовки в современной профессиональной школе // Казанский педагогический журнал. 2005. № 2 (39). С. 14-18.

5. Степанова-Быкова А.С., Дулинец Т.Г. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]: курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. - Электрон. дан. (4 Мб). - Красноярск: ИПК СФУ, 2009.

Педагогика

УДК: 811.161.1 - 054.6

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры межкультурной коммуникации Васильева Галина Михайловна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург); аспирант кафедры межкультурной коммуникации Ян Хайянь

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

УЧЕТ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ИМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается феномен прецедентного имени, выступающий в качестве предмета обучения русскому языку китайских студентов-филологов. На основании ряда прецедентных имен, восходящих к русской и западной культурам, был разработан специальный опрос, который проводился среди китайских студентов-филологов, обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена. В результате опроса был выявлен уровень знания китайскими студентами русских прецедентных имен. Были сделаны выводы о лакунарности знаний китайских студентов о важнейших прецедентных именах русской культуры и необходимости формирования у них филологической компетенции.

Ключевые слова: филологическая компетенция, лингвокультурология, прецедентное имя, обучение русскому языку как иностранному.

Annotation. The article deals with the phenomenon of a precedent name, which acts as the subject of teaching Russian to Chinese students of philological departments. Based on a number of precedent-related name dating back to Russian and Western cultures, a special poll was developed, which was conducted among Chinese students of philological departments studying at the Herzen State Pedagogical University of Russia. The poll revealed the level of Chinese students' knowledge of Russian precedent-related name, as well as the precedent-related line corresponding to these characters. Conclusions were made about the lacunarity of Chinese students' knowledge about the most important cultural precedent-related name and the need to form their philological competence.

Keywords: cultural linguistics, precedent-related name, teaching Russian as a foreign language, philological competence.

Введение. Лингвокультурологический поход к преподаванию иностранных языков оказывает существенное влияние на понятие «содержание обучения». Особенно актуальным он становится при обучении иностранных студентов-филологов, основной задачей которого является формирование у них профессиональной компетенции. По общему мнению лингвистов и методистов, филологическая компетенция представляет собой междисциплинарное, комплексное явление, в состав которого в качестве обязательного входит и так называемый «культурный компонент»: филологическая компетенция - это «способности обучающихся правильно соотносить релевантные языковые особенности с условиями, сферами и ситуациями общения, готовность осуществлять исследование языковых единиц в рамках предложенной научной парадигмы, а также принимать культуру, литературное наследия страны изучаемого языка, что позволяет достичь высокого уровня владения языком» [1: 125].

Практически все ученые подчеркивают необходимость включения «культурного компонента» в содержание обучения иностранному языку (А.Н. Щукин, В.В. Сафонова, В.Г. Костомаров, Г.В. Елизарова, Г.М. Васильева, Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова, Л.И. Харченкова, и др.). При этом значительная роль в процессе формирования филологической компетенции принадлежит культурно маркированным единицам: коннотативно маркированной и оценочной лексике, концептам, образам, лингвокультурным типажам, ассоциативно-вербальным полям и т. д. [2: 5; 3: 45]. По нашему мнению, наряду с другими культурно маркированными единицами в содержание обучения русскому языку иностранных студентов-филологов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.