Научная статья на тему 'СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО ФИТНЕС-ЦЕНТРА И СЕМЬИ'

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО ФИТНЕС-ЦЕНТРА И СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ДЕТСКИЙ ФИТНЕС / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шнейдер Ольга Сергеевна, Сотникова Марина Александровна, Попова Анна Владимировна

Целью исследования было совершенствование физкультурно-оздоровительной деятельности детей 3-7 лет посредством разработки и научного обоснования педагогической системы формирования физической культуры детей с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, связанных с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья в условиях взаимодействия детского фитнес-центра и семьи. Авторы решали задачи разработки показателей возрастных моделей сформированности физической культуры дошкольников 3-7 лет, определяли комплекс компетенций и уровни готовности родителей к реализации физкультурной деятельности дошкольников в семье, разрабатывали программы и методики физкультурно-оздоровительной направленности для детей, с целью их реализации в условиях детского фитнеса и в семье, определяли эффективность разработанной системы формирования физической культуры дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. В рамках системы авторами для детей предложены циклы физкультурно-оздоровительных занятий: по коррекции физической подготовленности детей с целью выполнения норм ВФСК ГТО, для повышения уровня психофизического состояния детей, для формирования интереса к спортивной деятельности, для формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни, для социализации дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья (нарушения слуха и речи) в условиях инклюзии. Результаты исследования свидетельствуют в целом о благоприятном влиянии предложенных системных мероприятий на рост физической культуры детей по большинству показателей их физкультурной образованности и психофизического состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шнейдер Ольга Сергеевна, Сотникова Марина Александровна, Попова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF PRESCHOOL CHILDREN OUT THE BASE OF INDIVIDUALIZATION OF THEIR PHYSICAL CULTURE ACTIVITY IN THE CONDITION OF INTERACTION OF CHILDREN’S FITNESS CENTRE AND A FAMILY

Perfection of physical healthy activity of 3-7 aged children with the help of working out and scientific substantiation of pedagogical system of formation of physical culture of children, taking into consideration their individual peculiarities and requirements, connected with their living situation and health in condition of interaction of children’s fitness center and family. - is the aim of investigation.The authors divided the tasks of working out indicators of aged models on forming physical culture for 3-7 aged preschool children, determined competency complex and levels of preparedness of parents for realization of physical culture activity of preschool children in the family, worked out the programs and methodics of physical culture and improvement of health for children with the aim of their realization in the condition of children fitness and in family, determined effectiveness of worked out system of formation of physical culture of preschool children in the physical culture and healthy activity.In the setting of the system the authors suggested cycles of physical cultural and healthy trainings for children: correction of physical preparedness for children for fulfilment demands of all Russian Physical Culture and Sport Complex GTO - ready for labor and defense: for increasing psychophysical level of children condition; for formation of interest to sports activity; for formation of health culture and value of healthy way of life; for socialization of preschool children- invalids who have violations of hear and speech in inclusive.The results of experiment speak about favorable influence of suggested system on the increasing of physical culture of children according to the major indicators of their physical culture erudition and psychophysical condition.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО ФИТНЕС-ЦЕНТРА И СЕМЬИ»

Система формирования физической культуры дошкольников на основе индивидуализации их физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях взаимодействия детского фитнес-центра и семьи

Шнейдер Ольга Сергеевна,

заведующая кафедрой ТиМФК, к.п.н., доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры

E-mail: schneyder.o@yandex.ru Сотникова Марина Александровна,

старший преподаватель кафедры ТиМФК, Дальневосточная государственная академия физической культуры E-mail: marinasotnicova@mail.ru

Попова Анна Владимировна,

к.п.н., доцент, кафедра Физического воспитания и спорта, Дальневосточный государственный университет путей сообщения E-mail: kot_av@mail.ru

Целью исследования было совершенствование физкультурно-оздоровительной деятельности детей 3-7 лет посредством разработки и научного обоснования педагогической системы формирования физической культуры детей с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, связанных с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья в условиях взаимодействия детского фитнес-центра и семьи. Авторы решали задачи разработки показателей возрастных моделей сформированности физической культуры дошкольников 3-7 лет, определяли комплекс компетенций и уровни готовности родителей к реализации физкультурной деятельности дошкольников в семье, разрабатывали программы и методики физкультурно-оздоровительной направленности для детей, с целью их реализации в условиях детского фитнеса и в семье, определяли эффективность разработанной системы формирования физической культуры дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. В рамках системы авторами для детей предложены циклы физкультурно-оздоровительных занятий: по коррекции физической подготовленности детей с целью выполнения норм ВФСК ГТО, для повышения уровня психофизического состояния детей, для формирования интереса к спортивной деятельности, для формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни, для социализации дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья (нарушения слуха и речи) в условиях инклюзии. Результаты исследования свидетельствуют в целом о благоприятном влиянии предложенных системных мероприятий на рост физической культуры детей по большинству показателей их физкультурной образованности и психофизического состояния.

Ключевые слова: дошкольники, детский фитнес, физкультурная образованность, психофизическое состояние, индивидуализация, физкультурно-оздоровительная деятельность, компетентность родителей.

Введение

В современном российском обществе остро стоит проблема снижения показателей здоровья детей. Специалистами установлено, что после дошкольного периода развития детей в школу приходят всего 4,3% из них с первой группой здоровья. Совершенно оправданно то, что Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2014) направлен на решение задач укрепления здоровья детей через формирование у них физической культуры и ценности здоровья с учетом индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией [5]. Поставленные задачи необходимо решать на основе обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования. Также специалистами научно обоснована необходимость учета индивидуальных психофизических особенностей и развития личности ребенка в процессе занятий физическими упражнениями, предлагаются различные подходы, связанные с совершенствованием деятельности педагогов дошкольного образования и управлением этой деятельностью, разработкой заданий для родителей и т.п. [1, 2, 4, 6]

Но на социально-педагогическом уровне существует противоречие между предложенным научно-методическим содержанием и реальной эффективностью дошкольного физкультурного образования в его нынешнем виде, где преобладает усредненный подход при обучении движениям и развитии двигательных способностей детей. Это объясняется рядом причин: отсутствием высокопрофессиональных кадров, а также слишком большим объемом работы для специалиста, связанной с индивидуализацией физкультурного образования. Поэтому на современном этапе необходима научно обоснованная целостная система формирования физической культуры детей с учетом ее реализации в сфере детского фитнеса. Эта сфера услуг может более мобильно внедрять и охватывать различные формы и виды двигательной активности, обеспечивать материальные условия, доступность и эмоциональность занятий [3].

о с

CJ

Цель исследования

Целью исследования было повышение эффективности физкультурной деятельности детей 3-7 лет посредством реализации системы формирования физической культуры дошкольников в условиях взаимодействия детского фитнес-центра и семьи.

Методика и организация исследования

Для решения первой задачи исследования осуществлялась разработка модельных уровней сформированности физической культуры детей 3-7 лет и уровней компетентности родителей реализовывать физкультурно-оздоровительную деятельность детей в семье. Данные получены на базе дошкольных образовательных организаций № 75, 82, 262, 35, 25 г. Хабаровска. Уровень сформированности физической культуры детей определяли по показателям психофизического состояния детей, физкультурной образованности и отношения детей к физкультурной деятельности. Показатели компетентности родителей включали данные об их знаниях, гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных и двигательных умениях по реализации физкультурно-оздоровительной деятельности детей в семье. Эти сведения получены по результатам опроса родителей и наблюдений за осуществлением физкультурной деятельности ребенка в семье.

На основе полученных данных, решая следующие задачи исследования, разрабатывались программы, тренировочные устройства с методиками их реализации для повышения уровня физической культуры детей и технология повышения уровня компетентности родителей для реализации физкультурно-оздоровительной деятельности детей в семье. Далее, после экспериментальной апробации методик и технологии, которая проходила в течение 2012-2019 г. на базе образовательных организаций и детского фитнесцентра, была определена эффективность предложенной системы по динамике изменения уровней физической культуры детей.

Результаты исследования и их обсуждение

После проведения массового обследования детей 5-7 лет 1-2 групп здоровья (205 человек), посещающих дошкольные образовательные организации г. Хабаровска, было выявлено, что у 15% детей уровень физической культуры оказался низким, у 18,3% - ниже среднего, у 53,3% - средним и всего у 13,3% детей показатели физической культуры были выше среднего и высокими.

С учетом полученных данных была разработана система формирования физической культуры дошкольников на основе индивидуализации их физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях взаимодействия детского фитнес-центра и семьи, которая предусматривает следующие направления работы с детьми:

- физическая подготовка детей к выполнению норм ВФСК ГТО, с использованием запатентованных тренировочных устройств (8 шт.), с учетом показателей физического состояния, возраста и пола детей;

- циклы фитнес занятий для повышения уровня психофизического состояния детей (школа мя-

чевой игры, семейная аквааэробика, сюжетная ритмическая гимнастика и др.),

- циклы занятий для развития у детей интереса к спортивной деятельности (формирование знаний об олимпизме и элементарных умений из олимпийских видов спорта: спортивных игр, гимнастики и др.);

- циклы занятий по здоровьесбережению для формирования ценностей здорового образа жизни и повышения показателей здоровья ребенка;

- циклы совместных физкультурных инклюзивных занятий для детей без отклонений и с отклонениями в состоянии здоровья (нарушения слуха и речи) для социализация дошкольников. Разработанная система предлагает семье индивидуальную траекторию совершенствования физкультурной деятельности ребенка, которая включает с ним различные формы занятий (групповые, индивидуальные, дистанционные), и их сочетания, как со специалистом, так и с родителями. Самостоятельная реализация родителями индивидуальной траектории формирования физической культуры ребенка в домашних условиях возможна только после достижения родителями необходимого уровня компетентности, но тоже предполагает консультативное и диагностическое сопровождение семей специалистами.

После обследования родителей выявлено, что всего лишь у 5% из них уровень необходимой готовности выше среднего, высокого уровня готовности не обнаружено, 24% родителей находятся на среднем уровне, 15% - ниже среднего, а 56% родителей соответствуют низкому уровню. Далее было выявлено присутствие тесной взаимосвязи между низким уровнем физического состояния ребенка и низким уровнем компетентности родителя (г=0,906), а также между средним уровнем физической культуры ребенка и средним уровнем компетентности родителя (г=0,734). Поэтому были разработаны управляющие воздействия, направленные на повышение уровня компетентности родителей. Так, родители с низким уровнем осваивали разработанные мультимедийные материалы, со средним - проходили цикл физкультурно-оздоровительных занятий вместе с ребенком под непосредственным руководством специалиста, с уровнем готовности вышесреднего - проводили занятия с ребенком в домашних условиях с соблюдением всех рекомендаций и вели электронный дневник здоровья семьи.

С целью обоснования эффективности предложенной системы приводим полученные данные эксперимента, проводимого на базе детского фитнес-центра «Активити» г. Хабаровска, который проходил с октября 2018г по июль 2019 г. и показал наиболее существенную эффективность системы. В контрольной и экспериментальной группах приняли участие по 30 семей, имеющих детей 4-5-х летнего возраста, перед началом эксперимента у родителей уровни сформированности компетентности к реализации физкультурной де-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

ятельности ребенка в семье были низкий и ниже среднего, у их детей уровни физической культуры были ниже среднего.

В экспериментальной группе, в зависимости от исходного уровня, родителям были предложены различные управляющие воздействия для достижения необходимых модельных уровней, а в контрольной группе работа с родителями проводилась на основе традиционного консультативного подхода. По окончании эксперимента отличия между детьми контрольной и экспериментальной групп обнаружены по показателям психофизического состояния и физкультурной образованности. Так 18 детей экспериментальной группы стали соответствовать по показателям психофизического состояния уровню выше среднего, а в контрольной группе только 10 детей достигли этого уровня (Р<0,05). По физкультурной образованности в экспериментальной группе только один ребенок остался на среднем уровне, а в контрольной - 8 человек (Р<0,05), у остальных детей обеих групп уровни оказались выше среднего. В целом у 19 детей экспериментальной группы суммарные показатели физической культуры оказались выше среднего уровня, а у 11 детей эти показатели достигли среднего уровня. А в контрольной группе 10 детей оказались на уровне выше среднего и 20 ребенка достигли среднего уровня.

Заключение

Таким образом, разработанная система позволяет, с помощью повышения компетентности родителей, более эффективно реализовывать индивидуальные траектории формирования физической культуры детей, что способствует повышению уровней психофизического состояния и физкультурной образованности дошкольников. Кроме того, можно констатировать, что разработанную систему формирования физической культуры дошкольников на основе индивидуализации их физкультурно-оздоровительной деятельности наиболее эффективно реализовывать на базе детских фитнес-центров.

Литература

1. Бойко, В.В. Дифференцированный подход в системе физического воспитания дошкольников: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.04: [ОГУ] / Бойко, Валерий Вячеславович. - Ярославль, 2008. - 23 с.

2. Воротилкина, И.М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодёжи: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04: [ДВГАФК] / Во-ротилкина, Ирина Михайловна - Омск, 2007. -420 с.

3. Сайкина, Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04: [Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена] / Сайкина, Елена Гавриловна. - Санкт-Петербург, 2009. - 560 с.

4. Усаков, В.И. Программно-методическое обеспечение образовательного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: автореф. дис. ... док.пед.. наук / Усаков, В.И. - Омск, 2000. - 87 с.

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва.

6. Филиппова, С.О. Анализ оздоровительных программ, реализуемых в образовательных учреждениях / С.О. Филиппова // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: научные труды XIX межд. науч. - практ. конгресс-конф. - Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2016. - С. 121-125.

THE SYSTEM OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF PRESCHOOL CHILDREN OUT THE BASE OF INDIVIDUALIZATION OF THEIR PHYSICAL CULTURE ACTIVITY IN THE CONDITION OF INTERACTION OF CHILDREN'S FITNESS CENTRE AND A FAMILY

Schneyder O.S., Sotnikova M.A., Popova A.V.

Far Eastern State Academy of Physical Culture, Far Eastern State Transport University

Perfection of physical healthy activity of 3-7 aged children with the help of working out and scientific substantiation of pedagogical system of formation of physical culture of children, taking into consideration their individual peculiarities and requirements, connected with their living situation and health in condition of interaction of children's fitness center and family. - is the aim of investigation. The authors divided the tasks of working out indicators of aged models on forming physical culture for 3-7 aged preschool children, determined competency complex and levels of preparedness of parents for realization of physical culture activity of preschool children in the family, worked out the programs and methodics of physical culture and improvement of health for children with the aim of their realization in the condition of children fitness and in family, determined effectiveness of worked out system of formation of physical culture of preschool children in the physical culture and healthy activity.

In the setting of the system the authors suggested cycles of physical cultural and healthy trainings for children: correction of physical preparedness for children for fulfilment demands of all Russian Physical Culture and Sport Complex GTO - ready for labor and defense: for increasing psychophysical level of children condition; for formation of interest to sports activity; for formation of health culture and value of healthy way of life; for socialization of preschool children- invalids who have violations of hear and speech in inclusive. The results of experiment speak about favorable influence of suggested system on the increasing of physical culture of children according to the major indicators of their physical culture erudition and psychophysical condition.

Keyworld: preschool children, children fitness, erudition, psychophysical condition, individualization, physical culture and healthy activity, parent's competence.

References

1. Boyko, V.V Differentiated approach in the system of physical education of preschoolers: dis. doct. per. Since: 13:00.04: [DVGAFK]/ Boyko, Valery Vyacheslavovich - yarostloul, 2008-23p.

2. Vorotolkina, I.M. Pedagogical system for the development of independence in the motor activity of children and students: dis, doc.ped. science: 13.00,04 [DVGAFK]/vorotilkina, Irina Mikka-louna - Omsk, 2007-420p.

3. Saykina, E.G. Fitness in the system of preschool and school sports education: dis, doct.ped. sciences: 13:00.04: [Ros. state

ped. in-t I'm. A.l. Herren]/ Saykina, Elena Gavrilova - St. Petersburg, 2009. - 560p.

4. Usakow, V.l. Software and methodological support of educational the impact of physical culture in a family, Kindergarten, school: author. dis. doc.ped. sciences/Usakova, V.I. Omsk, 2000. -87p.

5. Federal state educational standard for preschool education, approved by order of the ministry of Education and science of Russian dated 0ct.17,2013 № 1155, Moscow.

6. Filippova, S.O. Analysis of health programs implemented in educational institutions/S.O.Filippova/ innovative transformation in the piled op physical culture sports and tourism: scientific works of the XIX in the scientific-practical congress- Rostov-on-Dop: Publishing and printing complex RGEU (RINH) -2016.-P.121-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.