Научная статья на тему 'СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / REGIONAL FINANCE / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / TAX REVENUES / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / NON-TAX REVENUES OF THE BUDGET / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ / TAX COLLECTION / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / TAX POTENTIAL OF THE REGION / GRATUITOUS RECEIPTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробышевская Лариса Николаевна, Ермакова Юлия Сергеевна

В статье раскрыты основные особенности формирования доходной части региональных бюджетов в РФ на примере бюджета Краснодарского края. Особое внимание уделено структуре и динамике налоговых доходов краевого бюджета. По итогам проведенного анализа, сделан вывод о необходимости совершенствования системы налогового администрирования в Краснодарском крае и о повышении роли налогового потенциала региона в условиях самофинансирования бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF REGIONAL BUDGET FORMATION AND WAYS OF ITS FUTHER IMPROVEMENT

The article deals with the basic features of regional budget receipts formation in Russia on example of Krasnodar region budget. Particular attention is paid to the structure and dynamics of the regional budget tax revenues. On the basis of performed analysis a conclusion was made about the need to improve the tax administration system in Krasnodar region, and about enhancing the role of the region's tax potential in conditions of budgets self-financing.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

3. Симонян Г.А., Сарян А.А. Системные проблемы туризма в России и возможные пути их решения. // Современная научная мысль. - 2013. - №2. - С. 141-147.

4. Симонян Г.А., Чуваткин П.П. Туризм как инструмент вывода дотационных территорий на новый уровень развития // Проблемы и риски современной российской модернизации: концептуальное осмысление и практика реализации. - М.- Чебоксары, 2012. - С. 68-77.

5. Берлин С.И. Тенденции и перспективы рекреационной политики в России // Экономика устойчивого развития. - 2010. - № 11. - С. 5-17.

6. Берлин С.И. Формирование региональных стратегий развития в сфере туристско-рекреационных услуг // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2014. - № 1. - С. 33-36.

7. Берлин С.И. Особенности функционирования рекреационной экономики в Краснодарском крае // Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности. Императивы, правовые и хозяйственные механизмы. Сборник научных трудов. - Краснодар, 2014. - С. 13-18.

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 г. «Какую Россию мы строим»// Консультант-Плюс

9. Simonyan G.A., Turitsyn I.V. Issues of development of tourist-recreation complex of crimea in market conditions // European Journal of Economic Studies. 2014. № 2 (8). С. 107-112.

БЕРЛИН СЕРГЕЙ ИГОРЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной и методической работе Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации ([email protected])

БЕРЛИНА СВЕТЛАНА ХАСАНБЕКОВНА - кандидат экономических наук, доцент Института экономики, права и гуманитарных специальностей BERLIN, SERGEI I. - Doctor of Economics, Professor, Deputy Director for Science and methodical work of the Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

BERLINА, SVETLANA H. - PhD in Economics, Associate Professor, Institute of Economics, Law and Humanities (Krasnodar)

УДК 336.14:353

ДРОБЫШЕВСКАЯ Л.Н., ЕРМАКОВА Ю.С. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Ключевые слова: региональные финансы, налоговые доходы бюджета, неналоговые доходы бюджета, безвозмездные поступления, собираемость налогов, налоговый потенциал региона.

В статье раскрыты основные особенности формирования доходной части региональных бюджетов в РФ на примере бюджета Краснодарского края. Особое внимание уделено структуре и динамике налоговых доходов краевого бюджета. По итогам проведенного анализа, сделан вывод о необходимости совершенствования системы налогового администрирования в Краснодарском крае и о повышении роли налогового потенциала региона в условиях самофинансирования бюджетов.

DROBYSHEVSKAYA, L.N., ERMAKOVA, U.S.

THE SYSTEM OF REGIONAL BUDGET FORMATION AND WAYS OF

ITS FUTHER IMPROVEMENT

Keywords: regional finance, tax revenues, non-tax revenues of the budget, gratuitous receipts, tax collection, tax potential of the region.

The article deals with the basic features of regional budget receipts formation in Russia on example of Krasnodar region budget. Particular attention is paid to the structure and dynamics of the regional budget tax revenues. On the basis of performed analysis a conclusion was made about the need to improve the tax administration system in Krasnodar region, and about enhancing the role of the region's tax potential in conditions of budgets self-financing.

Как известно, финансовая наука изучает денежные отношения, связанные с созданием, распределением и использованием публичных и частнохозяйственных фондов денежных средств. Теоретические положения в финансовой науке лежат в основе бюджетно-налоговой политики государства и финансового законодательства. Совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет доходов, капитала, так и за счет различного вида поступлений, называется финансовыми ресурсами [1].

Финансовые ресурсы, отражая уровень развитости экономики, позволяют определить наиболее приоритетные направления социально-экономического развития государства и его субъектов. Процесс их образования и направления использования влияет на пропорции распределения финансовых ресурсов между отраслями и сферами экономики. Посредством финансовых ресурсов, государство может воздействовать на развитие экономики путем изменения их размеров, оставляемых в распоряжении субъектов хозяйствования, и выбора приоритетных направлений использования. Соответственно, комплексное социально-экономическое развитие государства во многом зависит от методов формирования финансовых ресурсов и от оптимального выбора направлений их использования.

В основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016-2017 гг. предполагается сокращение общего объема межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации [2]. Степень бюджетной самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления теперь зависит исключительно от доли дотаций в доходах их бюджетов.

Данные изменения задают новый вектор развития системы управления региональными финансами, направленный на повышение степени бюджетной самостоятельности органов региональной власти.

Региональные финансы - это система экономических отношений, при помощи которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие региона [3].

Для выполнения региональными властями возложенных на них функций и задач по обеспечению населения необходимыми социальными, культурными и жилищно-коммунальными услугами необходима определенная финансовая база, от уровня развития которой будет зависеть качество предоставляемых услуг. Бюджет субъекта Федерации и местный бюджет - это формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона и местного самоуправления

[4].

Региональный бюджет выступает основным инструментом распределения и перераспределения регионального валового дохода, созданного субъектом РФ, регулирует территориальный объем и пропорции общественного воспроизводства путем установления равновесия между объемом вновь созданного продукта и объемом конечного потребления субъекта, обеспечивает население необходимыми региональными благами. В России к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления [5].

Состав региональных финансов представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Состав региональных финансов

Региональным финансам присущи практически те же черты, что и финансам государства, так как они являются их составной частью. Наличие денег и финансового обращение в экономике выступает основным условием существования финансов. Они призваны обеспечивать потребности органов публичной власти, а также хозяйствующих субъектов в денежных средствах для осуществления ими административных и хозяйственных функций и операций. Данный процесс предопределяет необходимость существования и функционирования региональных финансов. Сущность и роль региональных финансов, как и большинства экономических категорий, проявляется через их функции: мобилизационную, распределительную и контрольную. Характеристика данных функций представлена на рисунке 2.

Регулирование бюджетного процесса в РФ, главным образом, основывается на положениях, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ, а так же региональных законах и прочих нормативно-правовыми актов субъектов РФ и органов местного самоуправления. В Краснодарском крае это, прежде всего, закон «О бюджетном процессе в Краснодарском крае» № 437-КЗ [6] и «О межбюджетных отношениях в Краснодарском крае» № 918-КЗ [7], а также законы о введении в действие основных региональных налогов.

Рисунок 2 — Функции региональных финансов

Доходы бюджета Краснодарского края формируются за счет поступления средств по нормативам отчислений от регулирующих федеральных налогов и сборов, региональных налогов транспортного, налога на имущество организаций и налога на игорный бизнес, отчисления по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края производятся в бюджет края, а также за счет безвозмездных поступлений [8].

Рассмотрим динамику и структуру фактически полученных доходов Краснодарского края за 2011-2013гг. на основании данных, представленных в законе Краснодарского края «О краевом бюджете» на очередной финансовый год (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика доходов бюджета Краснодарского края за 2011-2013гг.

Показатель 2011 год 2012 год 2013 год Отклон ение 20132011, (+;-) Темп измене ния 2013/ 2011, в %

сумма, млрд. руб. уд. вес, в % Сумма, млрд. руб. уд. вес, в % сумма, млрд. руб. уд. Вес, в %

Доходы всего, в том числе: 168,17 100,00 197,51 100,00 166,92 100,00 -1,25 99,26

налоговые доходы 98,82 58,76 123,00 62,28 127,56 76,42 +28,74 129,08

неналоговые доходы безвозмездны е поступления 2,62 66,73 1,56 39,68 3,26 71,25 1,65 36,07 4,22 35,14 2,53 21,05 +1,6 -31,59 161,07 52,66

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что доходы бюджета всего сократились за рассматриваемый период на 1,25 млрд. руб. и составили в 2013 году 166,92 млрд. руб. Темп изменения составил 99,26%. Максимальный объем доходов бюджета приходится на 2012 год - 197,51 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в доходах краевого бюджета занимают налоговые доходы. Их величина за три года увеличилась на 28,74 млрд. руб. или на 29,08%. и в 2013 году составила 127,56 млрд. руб. или 76,42% от общего объема доходов.

Неналоговые доходы края имеют положительную динамику за рассматриваемый период, однако, занимают наименьшую долю в общем объеме доходов краевого бюджета - 1,56% в и 2,53% в 2013 году от общего объема доходов. Темп прироста по данному показателю составил 61,07%.

Величина безвозмездных поступлений за рассматриваемый период сократилась как в абсолютном, так и относительном выражении. В 2011 году их объем составил 66,73 млрд. руб. или 39,68% от общей величины доходов бюджета. В 2013 году объем безвозмездных поступлений сократился на 31,59 млрд. руб. по сравнению с 2011 годом, а их удельный вес составил 21,05%. Всего за три года объем безвозмездных поступлений сократился на 47,34%.

Рассмотрим более подробно структуру налоговых доходов за 2011-2013 годы на рисунке 3.

По данным рисунка 3, видно, что наибольший удельный вес среди налоговых доходов края приходится на налоги на прибыль, доходы. Данный показатель имеет отрицательную динамику и за рассматриваемый период его удельный вес сократился с 66,96% в 2011 году до 59,10% в 2013 году. Далее следуют налоги на имущество - 13,52% в 2011 году и 17,70% в 2013 году. На третьем месте находятся налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. Их удельный вес в общей структуре налоговых доходов краевого бюджета увеличился с 12,40% до 15,00%.

Рисунок 3 - Ст рукт ура налоговых доходов бюдж ет а Краснодарского края за 2011-2013гг, в %

Наименьший удельный вес заняла задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам и государственная пошлина - менее 1%. На рисунке 4 рассмотрим структуру неналоговых доходов за анализируемый период.

Рисунок 4 - Ст рукт ура неналоговых доходов бюдж ет а Краснодарского края за 2011-2013гг, в %

Анализируя данные, представленные на рисунке 5, можно отметить, что наибольший удельный вес в бюджете Краснодарского края приходится на

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 50,76% в 2011 году. В 2013 году данный показатель сократился до 45,73%. Проводя рэнкинг по результатам 2011 года, на втором месте находятся платежи при пользовании природными ресурсами. Их доля сократилась в общей величине неналоговых доходов за три года с 15,27% до 9,00%. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства увеличились с 14,48% в 2011 году до 17,77% в 2013 году. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов имеют отрицательную динамику. В 2011 году их удельный вес составил 14,15%, в 2013 году он сократился до 3,55%.

Значительно увеличился удельный вес штрафов, санкций и возмещений ущерба с 4,96% до 23,46% за три года. Прочие неналоговые доходы имели место только в 2012 году, их удельный вес составил 1,84%. Административные платежи и сборы на протяжении всего рассматриваемого периода не превышали 1% в общей структуре неналоговых доходов.

Наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений бюджета Краснодарского края практически полностью приходится на поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ (рисунок 5). За счет возврата межбюджетных трансфертов прошлых лет, данный показатель составляет более 100% от общего объема.

Рисунок 5. Структура безвозмездных поступлений бюджета Краснодарского края за 20112013гг., в %

Рассмотрев фактически собранный объем средств краевого бюджета за анализируемый период, необходимо его сопоставить с запланированным объемом, что бы определить величину отклонения утвержденной суммы от фактически собранной, а также выявить основные причины недополучения

доходов бюджета. Объем доходов бюджета утверждается в законе о краевом бюджете на текущий год и плановый период два года.

В соответствии с этим, можно выделить два вида доходов -утвержденные и поступившие фактически. Рассмотрим и проанализируем их объемы за последние три года (рисунок 6).

Рисунок 6. Объем ут верж денных и факт ически пост упивших доходов бюдж ет а Краснодарского края за 2011-2013гг.

По данным рисунка 6, видно, что в 2011 году размер фактически поступивших доходов превышает размер утвержденных на 1,41 млрд. руб. В 2013 году объем доходов сократился - объем фактически поступивших в бюджет денежных средств составил минимальное значение за рассматриваемый период - 166,92 млрд. рублей. В данном периоде также следует отметить максимальную разницу между утвержденными и фактически полученными доходами - бюджет не дополучил 11,96 млрд. руб. от планируемого объема средств.

Проведя подробный анализ на основании отчета об исполнении краевого бюджета, можно отметить, что превышение фактически поступивших доходов над утвержденными в 2011 году произошло за счет безвозмездных поступлений в краевой бюджет. В 2013 году разница в 11,96 млрд. руб. между утвержденными и фактически поступившими доходами обусловлена в большей степени за счет недопоступления налоговых доходов в краевой бюджет и в меньшей за счет безвозмездных поступлений.

Основная задолженность среди налоговых доходов края представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура и изменение задолженности консолидированного бюджета субъекта РФ за 2012-2013гг.

Виды задолженности 2012 2013 год Изменен ие, (+;-) Темп изменения, в %

сумма, млрд. руб. уд. вес, в % сумма, млрд. руб. уд. вес, в %

Совокупная задолженность (включая пени и налоговые санкции), в т.ч. задолженность по налогам: 35,2 100,0 43,7 100,0 8,5 124,1

налог на прибыль организаций 7,2 20,5 9,5 21,7 2,3 131,9

Налог на добавленную стоимость (НДС) 15,9 45,1 21 48,2 5,1 132,1

Акцизы 0,7 2,0 0,5 1,1 0,2 71,4

налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 0,0 0,0 0,0 0,0 0 Х

ЕСН и внебюджетные фонды 1,7 4,7 1,2 2,8 0,5 70,6

Прочее 9,8 27,7 11,4 26,2 1,6 116,3

Анализ данных таблицы 2, показал, что общая величина совокупной задолженности в Краснодарском крае увеличилась за два года на 24,1%, ее величина в 2013 году составила 43,7 млрд. руб. Наибольший удельный вес занимает НДС - 45,1% в 2012 году и 48,2% в 2013 году. Данный показатель увеличился на 5,1 млрд. руб. или на 32,1% за два года. Доля задолженности по налогу на прибыль в 2012 году составила 20,5% в общей структуре. В 2013 году величина задолженности увеличилась на 2,3 млрд. руб. или на 31,9%, а ее доля составила 21,7%. Сокращение задолженности можно отметить только по акцизам с 0,7 млрд. руб. в 2011 году до 0,5 млрд. руб. Задолженность по НДПИ составляет менее 50 млн. руб.

Налоговая база НДС и налога на прибыль быстро реагирует на изменение экономической ситуации в стране: в случае благоприятной рыночной конъюнктуры она растет быстрыми темпами, а при снижении экономической активности - сокращается. Помимо общеэкономических причин, существенное влияние на величину поступлений по НДС оказал рост суммы возмещений налога, в связи с завершением в крае крупномасштабного инвестиционного проекта строительства олимпийских объектов.

Строительство олимпийских объектов было завершено в 2013 году и, соответственно, отражение произведенных затрат в налоговой отчетности пришлось также на данный период [10].

Проведенный анализ позволяет выделить следующие проблемы, связанные с формированием доходной части бюджета:

• высокий уровень налоговых и относительно низкий уровень неналоговых доходов в бюджете края;

• высокая доля безвозмездных поступлений;

• неэффективное налоговое планирование, так как величина утвержденных поступлений значительно отличается от фактической;

• проблема собираемости налогов, которая наиболее ярко прослеживается на росте задолженности по НДС и налогу на прибыль.

По данным Минфина РФ и Федерального казначейства [11] за последние три года средний объем налоговых доходов на 1 жителя Краснодарского края (с учетом индекса бюджетных расходов) составляет 24 404 рублей. Средний рост налоговых доходов составляет 115%. Для сравнения, в Московской области данный темп роста составляет 113%, в Ростовской - 116%, в Нижегородской -105%, в Ленинградской - 115%.

Темп роста налоговых доходов, как в целом, так и в пересчете на одного жителя, еще раз подтверждает актуальность и необходимость эффективного механизма налогового администрирования, а также более точное определение максимально возможной суммы налоговых поступлений и сборов, исчисленных в условиях сложившейся экономической обстановки и действующего законодательства, т.е. налогового потенциала региона. При расчете налогового потенциала, помимо экономической развитости региона, учитывается оценка уровня собираемости налогов и риска не платежей по ним.

На данный момент, показатели налогового потенциала субъекта Российской Федерации определяются согласно «Методике определения налогового потенциала», утвержденной постановлением № 798 Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. В соответствии с данной методикой, Краснодарскому краю присвоен средний налоговый потенциал или 27,39 балла при детализированной оценке. Для сравнения, в субъектах с высоким показателем налогового потенциала величина баллов составляет: республика Дагестан - 55,44 балла, Оренбургская область - 66,33 балла, республика Калмыкия 71,61балла.

Решение проблемы повышения самофинансирования региональных бюджетов, увеличение собственных доходных источников сводится к обоснованному определению налогового потенциала региона. Именно сопоставление фактически полученных налоговых поступлений в бюджет с налоговым потенциалом территории дает возможность определить основные пути увеличения налоговых доходов региона.

Литература и источники

1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь// Под общ. А.В. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2011. С. 343.

2. Основные направления бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Режим доступа -http : //www. minfinkubani. ru/budget_plan/politics. php

3. Менъкова К. М. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления // Финансы и кредит. -2008. - № 14. - С. 32-39.

4. Нешитой А.С. Финансы: учебник / 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - С. 243.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 17.07.1998) (ред. от 29.12.2014) // СПС: Гарант.

6. Закон Краснодарского края «О бюджетном процессе в Краснодарском крае» от 4.02.2002 № 437-КЗ. Принят Законодательным Собранием края 30.01.2002 (ред. от 29.05.2014) // СПС: Гарант.

7. Закон Краснодарского края «О межбюджетных отношениях в Краснодарском крае» от 15.07.2005 г. N 918-КЗ. Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 12.07.2005 (ред. от 30.12.2013) // СПС: Гарант.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая принята Государственной Думой 16.07.98 (ред. от 30.12.2012), часть вторая принята Государственной Думой 19.07. 2000 (ред. от 30.12.2012) // СПС: Гарант.

9. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Режим доступа -http://minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ONBP_2015-2017_1.pdf

10. Журнал налоговая политика и практика. Официальное издание ФНС России - http://nalogkodeks.ru/

11. Единый портал бюджетной системы РФ Электронный бюджет -http://budget.gov.ru/

ДРОБЫШЕВСКАЯ ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор экономических наук, профессор Кубанского государственного университета ([email protected]) ЕРМАКОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА - ассистент кафедры финансов и кредита Краснодарского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова ([email protected]"ru)

DROBYSHEVSKAYA, LARISA N. - Doctor of Economics, Professor of Kuban State University ([email protected])

ERMAKOVA, JULIA S. - Assistant of the Department of Finance and Credit Krasnodar branch Russian Economic University named after G.V. Plekhanov (ermakovajulia_91 @rambler.ru "ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.