Научная статья на тему 'Пути совершенствования формирования бюджетных ресурсов столицы'

Пути совершенствования формирования бюджетных ресурсов столицы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ РЕСУРСЫ / BUDGET RESOURCES / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / TAX REVENUES OF THE BUDGET / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / NON-TAX BUDGET REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полозков Михаил Геннадьевич, Сергиенко Артём Сергеевич

В статье представлен анализ источников формирования бюджетных ресурсов города Москвы. Авторами проведено исследование структуры и динамики налоговых и неналоговых доходов бюджета. В статье дана оценка эффективности использования и достаточности бюджетных ресурсов города Москвы за 2010–2012 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of formation perfecting of budgetary resources in the city of Moscow

The analysis of the budgetary resources formation in the city of Moscow is presented in article. The authors conducted a research of structure and dynamics of the tax and non-tax income of the budget. The assessment of the usage efficiency and sufficiency of the budgetary resources in the city of Moscow for the period 2010 - 2012 is given.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования формирования бюджетных ресурсов столицы»

ГОСУДАРСТВО и БИЗНЕС

Михаил ПОЛОЗКОВ, Артём СЕРГИЕНКО

Пути совершенствования формирования бюджетных ресурсов столицы

Формирование бюджетных ресурсов представляет собой весьма трудоемкий процесс в рамках управления государственными финансами. От того, насколько эффективно и результативно организовано поступление указанных ресурсов в доходную часть бюджетов, зависит эффективность и результативность исполнения функций органов власти, реализация социальных проектов, программ развития территорий и т.п. [Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации, 2012. С. 139].

Анализ источников формирования бюджетных ресурсов города Москвы необходимо начать с подробного рассмотрения структуры доходов бюджета города, которая представлена в таблице 1, (с. 42).

Поступления налогов и сборов в бюджет города Москвы в 2011 году составили 1,2 трлн рублей, что на два процента больше годовых бюджетных назначений*. На объемы налоговых поступлений повлияло исполнение основных показателей прогноза социально-экономического развития Москвы, использованных при расчете доходной части бюджета города на 2011 г. . Так, более высокие, по сравнению с прогнозом, темпы роста индекса потребительских цен и оборота розничной торговли обеспечили в 2011 г. дополнительные объемы поступлений по налогу на прибыль организаций и по поступлениям налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения [Борзунова, 2010. С. 35].

В ходе исполнения бюджета, без внесения изменений в закон о бюджете, плановые бюджетные назначения были увеличены на 40 млрд рублей, из них по налогу на прибыль организаций - на 30 млрд рублей; по доходам в виде дивидендов по акциям - на 10 млрд рублей. Приложение 2 к Постановлению Правительства Москвы от 29 июня 2010 г. № 559-ПП «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».

Аналогичное превышение прогноза по рынку труда (занятость в экономике, размер номинальной заработной платы) способствовало исполнению бюджетных назначений по налогу на доходы физических лиц, а более высокая, по сравнению с плановыми показателями, инвестиционная активность внебюджетного сектора способствовала росту поступлений по имущественным налогам.

Поступления налога на прибыль организаций составили в отчетном периоде 566 млрд рублей, что на 28,3 процента выше поступлений 2010 г. Бюджетные назначения исполнены на 102,7 процента. Рост поступлений обусловлен благоприятной внешней конъюнктурой сырьевых рынков и продолжением восстановления прибыльности московской экономики.

Анализ отчетности Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - УФНС) показывает, что наибольший вклад в поступление налога на прибыль организаций обеспечили предприятия, функционирующие в сфере недвижимости, аренды и предоставления услуг (44,0 процента), оптовой торговли (19,4 процента), финансовой деятельности (7,4 процента), строительства (6,6 процента) добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (6,5 процента):

- «разовыми платежами» от реализации ценных бумаг ОАО «Центральная топливная компания» (ОАО «ЦТК») и перерасчетов обязательств в иностранной валюте по ОАО НК «Роснефть» и ОАО «Лукойл»;

- увеличением общего уровня цен.

Поступления налога на доходы физических лиц составили 479 млрд рублей, что на 12,0 процента выше поступлений 2010 г. Бюджетные назначения исполнены на 100,6 процента.

Увеличению объема поступлений НДФЛ в 2011 г. способствовали следующие факторы:

- рост уровня оплаты труда налогоплательщиков (так,

36

*

Михаил Полозков, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора МИГСУ РАНХиГС (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail:[email protected]

Артём Сергиенко, аспирант кафедры экономики и финансов общественного сектора МИГСУ РАНХиГС (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье представлен анализ источников формирования бюджетных ресурсов города Москвы. Авторами проведено исследование структуры и динамики налоговых и неналоговых доходов бюджета. В статье дана оценка эффективности использования и достаточности бюджетных ресурсов города Москвы за 2010-2012 годы.

Ключевые слова: бюджет, бюджетные ресурсы, налоговые доходы бюджета, неналоговые доходы бюджета.

Таблица 1. Структура доходов города Москвы за 2010-2012 гг.

Наименования доходов 2010 год 2011 год 2012 год

млн руб. 1 в % млн руб. 1 в % млн руб. 1 в %

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

всего 1 005 064,1 89,25 1 200 578,3 81, 11 1 256 541,8 84,4

в том числе:

Налог на прибыль 441 928,4 39,24 566 947,0 38,3 545 853,6 36,7

Налог на доходы физ. лиц 428 236,4 38,03 479 622,8 32,4 529 198,5 35,6

Акцизы - всего 17 991,2 1,60 19 956,1 1,35 26 405,7 1,77

в том числе:

Из них нефтепродукты 7 362,0 0,65 8 475,3 0,57 16 899,5 1,14

Единый упрощенный налог 22 346,5 1,98 28 908,5 1,95 37 746,4 2,54

Налог на имущество организаций 67 665,5 6,01 76 714,2 5,18 88 682,2 5,96

Транспортный налог 11 494,4 1,02 12 691,6 0,86 12 733,1 0,86

Земельный налог 9 310,7 0,83 11 196,4 0,76 11 846,3 0,8

Госпошлина 3 596,9 0,32 3 919,4 0,26 1 800,0 0,12

Прочие налоги 2 086,4 0,19 555,0 0,04 1 917,1 0,13

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

всего 79 258,1 7,04 118 558,9 8 145 533,9 9,78

в том числе:

Дивиденды 2 014,6 0,18 27 295,9 1,84 1 928,9 0,13

Арендная плата за землю 18 673,8 1,66 20 459,3 1,38 24 925,4 1,67

Доходы от выкупа права аренды земли 1 399,2 0,12 2 070,8 0,14 1 716,3 0,12

Арендная плата за нежилые помещения 11 033,2 0,98 11 561,7 0,78 11 753,4 0,79

Доходы от продажи квартир 6 092,4 0,54 5 046,2 0,34 8 603,9 0,58

Доходы от реализации ин-вестконтрактов 3 736,2 0,33 5 633,2 0,38 4 666,7 0,31

Прочие доходы 36 308,7 3,22 46 491,8 3,14 91 939,3 6,18

Субвенции и субсидии из ФБ 41 822,7 3,71 161 046,6 10, 89 85 571,7 5,75

ВСЕГО доходы 1 126 144,9 100 1 480 183,8 100 1 488 341,0 100

Таблица составлена на основе данных законов города Москвы «Об исполнении бюджета города Москвы за 2010 год», «Об исполнении бюджета города Москвы за 2011 год» и «О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»

среднемесячная заработная плата на одного работника в учреждениях, организациях и предприятиях города в январе-декабре 2011 г. составила 43 547 рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 13 процентов; рост фонда заработной платы за указанный период составил 16 процентов*, при этом рост фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, подведомственной Правительству Москвы, составил 7,8 процента, среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы достигла 40 735 рублей, увеличившись к 2010 г. на 6,7 процента);

- сокращение просроченной задолженности организаций перед работниками по заработной плате на 1 января 2012 г., по сравнению с объемом задолженности на 1 января 2011 г., произошло более чем в 2,5 раза;

- сокращение численности безработных граждан (к концу декабря 2011 г. численность безработных граждан

сократилась на 12,3 процента по сравнению со значениями данного показателя на конец декабря 2010 г.).

Объем поступлений акцизов в бюджет города по итогам 2011 г. достиг 20 млрд рублей. По сравнению с 2010 г., объем поступлений увеличился на 10,9 процента, что в значительной степени обусловлено ростом ставок налога с 1 января 2011 г.**. Исполнение бюджетных назначений в целом по доходам от акцизов составило 98,1 процента, в том числе в разрезе акцизных групп: на продукты нефтепереработки - 8,4 млрд рублей (96,6 процента от плана); на алкогольную продукцию - 11,48 млрд рублей (99,3 процента от плана). Уровень исполнения стал следствием продолжившейся в 2011 г. тенденции снижения фактических объемов производства и отгрузки товаров по большинству акцизных групп.

Поступления налога на имущество организаций составили 76,7 млрд рублей, что на 13,4 процента выше поступлений 2010 г. Исполнение годовых бюджетных назначений превысило ожидаемую сумму 102,4 процента. В числе факторов роста поступлений по указанному налогу можно отметить следующие:

- отмена с 1 января 2011 г. действия пунктов 3, 21-22 ч.1 ст.4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций», устанавливавших налоговые льготы для ряда научных организаций, организаций, имеющих статус специализированной службы

похоронного дела, и организаций в отношении имущест-

***

ва, входящего в состав аэродромов и аэровокзалов .

- увеличение налоговых выплат со стороны ряда строительных и оптово-розничных компаний, рост объема закупок имущества лизинговыми компаниями вследствие восстановления спроса на рынке лизинговых услуг, а также предоставление в аренду подвижных составов крупнейши-

** Рост акцизных ставок на продукцию нефтепереработки составил от 129 до 232 процентов, на алкогольную продукцию - от 10 до 43 процентов.

Ежемесячный статистический бюллетень «О функционировании отдельных отраслей экономики и социальной сферы в г. Москве в январе 2012 года» №16, Мосгорстат.

По данным УФНС, объем выпадающих доходов по данным категориям налогоплательщиков в 2010 году составил 943 млн рублей.

ГОСУДАРСТВО и БИЗНЕС

ми транспортными компаниями, осуществляющими грузоперевозки железнодорожным транспортом.

Объем неналоговых доходов бюджета города Москвы по итогам 2011 г. составил 118,5 млрд рублей. Исполнение годовых бюджетных назначений составило 111,4 процента.

По сравнению с 2010 г. увеличение поступлений по неналоговым доходам составило 39,6 млрд рублей, или 50,2 процента. Данная динамика получена преимущественно за счет увеличения поступлений по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Российской Федерации. Исполнение по данному источнику доходов составило 27,3 млрд рублей, что в 5,8 раза превысило годовые бюджетные назначения. Установлено, что указанные доходы были сформированы, главным образом, за счет поступления незапланированных доходов в виде дивидендов по акциям от ОАО «ЦТК» в сумме 23,5 млрд рублей.*

Значительное превышение бюджетных назначений отмечено также по доходам от размещения временно свободных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, поступления по которым по состоянию на 1 января 2012 г. составили 17,2 млрд рублей (на 119,5 процента к плану). Рост поступлений по сравнению с 2010 г. составил 62,3 процента. Указанное увеличение связано со значительными объемами остатков бюджетных средств, размещавшихся в течение 2011 г. на банковских депозитах.

По остальным источникам доходов, формирующим группу доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, отмечен рост поступлений по отношению к 2010 г. при одновременном невыполнении годовых бюджетных назначений.

Так, по состоянию на 1 января 2012 г. доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, составили 22,5 млрд рублей, или 60,3 процента от годовых назначений. При этом рост указанных поступлений по отношению к 2010 г. составил 12,2 процента.

Установлено, что невыполнение бюджетных назначений 2011 г. по рассматриваемому источнику доходов связано с невыполнением плана по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. Так, при плане 17,5 млрд рублей выполнение плана по доходам от продажи права аренды земли составило 2 млрд рублей, или 11,8 процента, что обусловлено принятием Постановления Правительства Москвы от 16 июня 2011 г. № 276-ПП**,

* Всего в 2011 г. от ОАО «ЦТК» в бюджет города Москвы поступило 99,8 млрд рублей: помимо дивидендов ОАО «ЦТК» перечислило в городской бюджет в виде безвозмездных перечислений по договору дарения 76,3 млрд рублей.

** «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве при изменении цели предоставления земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства».

после выхода которого не выпускались распорядительные документы о реализации инвестиционных проектов на условиях выкупа прав на заключение договоров аренды. При этом подавляющая часть доходов от продажи права аренды земли пришлась на платежи по ранее заключенным договорам.

По состоянию на 1 января 2012 г. бюджетные назначения по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, исполнены на 85,9 процента (поступления составили 13,3 млрд рублей, из них доходы от сдачи в аренду нежилых помещений - 13,2 млрд рублей). Невыполнение бюджетных назначений связано с выбытием нежилых помещений из имущественной казны города Москвы в связи с продажей объектов недвижимости, передачей объектов культурного наследия федерального значения в собственность Российской Федерации, передачей помещений в оперативное управление и хозяйственное ведение городским организациям.

Рост поступлений доходов от сдачи в аренду имущества по отношению к 2010 г. составил 5,4 процента, что обусловлено, главным образом, увеличением в 2011 г. размера минимальной ставки арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы, с 1200 рублей до 1800 рублей за 1 кв. метр ***

в год .

Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в части реализации основных средств по указанному имуществу, составили в отчетном периоде 7 млрд рублей, или 116,1 процента бюджетных назначений. По сравнению с 2010 г., поступления выросли на 45,3 процента, что связано с продажей в декабре 2011 г. на аукционе объекта незавершенного строительства на участке № 15 в ММДЦ «Москва-Сити».

Поступления доходов от продажи земельных участков по состоянию на 1 января 2012 г. составили 6,6 млрд рублей. Бюджетные назначения 2011 г. исполнены на 94,3 процента. Прирост поступлений относительно 2010 г. составил 80 процентов. Увеличение поступлений по указанному источнику, по сравнению с 2010 г., связано с ростом количества сделок по выкупу земельных участков из государственной собственности в связи с тем, что срок приватизации земельных участков в льготном порядке был установлен до 1 января 2012 г. .

Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. № 135-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1218-ПП и продлении срока действия Постановления Правительства Москвы от 18 сентября 2007 г. № 810-ПП».

* Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2009 г.). Федеральным законом от 12 декабря 2011 г. № 427-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанный порядок продлен до 1 июля 2012 г.

38

Рис.1. Структура налоговых доходов бюджета города Москвы в 2012 г.

Рис. 2. Структура неналоговых доходов города Москвы в 2012 г.

Доходы от продажи квартир в 2011 г. составили 5 млрд рублей и сократились, по сравнению с 2010 г., на 17,2 процента. Годовые бюджетные назначения по указанному источнику исполнены на 84,7 процента, что обусловлено невыполнением мероприятий Программы обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на 2011 г., утвержденных постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2011 г. № 243-ПП.

Доходы бюджета города Москвы за 2012 год составили 1,49 трлн рублей и на 13,6 процента превысили показатели Закона о бюджете. Доходы бюджета сформированы в основном за счет налоговых доходов 1,25 трлн рублей, или 81,1 процента от общего объема доходов.

Основные поступления, изображенные на рисунке 1, обеспечены за счет налога на прибыль организаций (47,2 процента от общего объема налоговых доходов), налога на доходы физических лиц (40 процентов от общего объема налоговых доходов) и налога на имущество организаций (6,4 процента от общего объема налоговых доходов). Иные (прочие) налоги включают налоги на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог, акцизы и др.

На объемы налоговых поступлений повлияло превышение сложившихся показателей социально-экономического развития города Москвы по сравнению с их прогнозируемыми значениями*(более высокие темпы роста индекса потребительских цен, оборота розничной торговли, показателей рынка труда - занятость в экономике, номинальная заработная плата, инвестиционной активности внебюджетного сектора), а также «разовые платежи» в результате реализации акций и перерасчета обязательств открытых акционерных обществ в иностранной валюте**.

Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 29 июня 2010. № 559-ПП «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

На поступление по налогу на прибыль организаций в том числе оказали влияние реализация акций открытым акционерным обществом «Центральная топливная компания», перерасчет обязательств в иностранной валюте открытых акционерных обществ «Нефтяная компания «Роснефть», «Лукойл».

Неналоговые доходы в 2012 г. составили 118,6 млрд рублей, или 8 процентов от общего объема доходов.

Основные неналоговые поступления (рисунок 2) обеспечены за счет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Российской Федерации (23 процента от общего объема неналоговых доходов, или в 5,8 раза больше показателя Закона о бюджете), доходов в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (17,1 процента от общего объема неналоговых доходов), доходов от продажи материальных и нематериальных активов (16,7 процента от общего объема неналоговых доходов).

На объемы неналоговых поступлений в основном повлияли поступления незапланированных доходов в виде дивидендов по акциям открытого акционерного общества «Центральная топливная компания»; значительные объемы остатков бюджетных средств, размещавшихся в течение года на банковских депозитах; продажа на аукционе объектов незавершенного строительства Московского международного делового центра «Москва-Сити»; поступления от реализации инвестиционного контракта на строительство наземной части «Москва-Сити».

Невыполнение отдельных показателей Закона о бюджете в основном связано с невыполнением плана по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков; с выбытием нежилых помещений из имущественной казны города Москвы в связи с продажей объектов недвижимости, передачей объектов культурного наследия федерального значения в собственность Российской Федерации, передачей помещений в оперативное управление и хозяйственное ведение городским организациям; с низким исполнением отдельных мероприятий Программы обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на 2012 г.

На безвозмездные поступления приходится 161 млрд рублей, или 10,9 процента от общего объема доходов, в том числе на поступления, обеспеченные за

40 ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС

Рис. 3. Динамика соотнесения консолидированных доходов и расходов консолидированного бюджета города Москвы, млрд руб.

шт. Ш т

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 г

201 ¿г

счет средств из бюджетов бюджетной системы -84,6 млрд рублей, или 52,6 процента от общего объема безвозмездных поступлений, прочие источники - 76,2 млрд рублей, или 47,4 процента.

Рассмотрение структуры и динамики формирования бюджетных ресурсов города Москвы в разрезе основных источников их получения дает возможность оценить эффективность использования бюджетных ресурсов [Вайдлих, 2011. С. 378]. В таблице 2 и на рисунке 3 представлены оценка эффективности использования и достаточности бюджетных ресурсов и динамика соотношения консолидированных доходов и расходов бюджета города Москвы.

Как показывает проведенный расчет, за анализируемый период общий темп прироста консолидированных расходов бюджета Москвы составил в 2011 г. 23 процента и в 2012 г. 4,5 процента, в совокупности консолидированные расходы бюджета города за 2010-2012 гг. увеличились на 27,5 процента, в то время как консолидированные доходы на 31,9 процента. Однако в абсолютном выражении темпы прироста бюджетных доходов города Москвы ниже темпов прироста бюджетных расходов на протяжении трех рассматриваемых периодов. Следовательно, при формировании бюджета города наблюдается бюджетный дефицит, динамика которого довольно нестабильна.

В 2011 г. уровень бюджетного дефицита уменьшился в два раза, но уже в следующем, 2012 г., этот показатель произвел обратный эффект, продемонстрировав увеличение в два раза. Таким образом, уровень дефицита бюджета Москвы с 2010 по 2012 гг. остался практически неизменным. Учитывая, что темпы прироста бюджетных доходов города ниже темпов прироста бюджетных расходов, можно было бы предположить, что в ближайшей перспективе оптимизация бюджета будет сильно осложнена отложенными негативными эффектами [Баткибе-ков, Кадачников, Луговой, 2010. С. 35]. Однако подобное утверждение имело бы под собой почву только в случае, если бы бюджетный дефицит накапливался. Отсутствие у

Таблица 2. Оценка эффективности использования и достаточности бюджетных ресурсов города Москвы за 2010 - 2012 гг., млрд руб.

I Коткоиидарова^вдие ра^илы ОвдСкети Кшс.п 11.111 ров ,11111 Е.И' ддорды ощджета

2(112г

Показатель 2010 г 2011 г Динамика 2012 г Динамика

(+,-) в % (+,-) в %

Консолидированные расходы бюджета (расходная часть бюджета) 1 251 1 541,5 290,5 23 1 610,5 69 4,5

Консолидированные доходы бюджета (доходная часть бюджета) 1 126 1 480 354 31,4 1 488 8 0,5

Бюджетный дефицит/профицит - 125 - 61,5 63,5 - 50 - 122,5 - 61 99

Коэффициент покрытия консолидированных бюджетных расходов бюджетными ресурсами из налоговых поступлений 0,80 0,78 - 0,02 0,78 0,0

Коэффициент покрытия консолидированных бюджетных расходов бюджетными ресурсами из неналоговых поступлений 0,06 0,08 0,02 0,09 0,01

Общий к-т покрытия консолидированных расходов консолидированными доходами 0,86 0,86 0,0 0,87 0,01

него тенденции к увеличению, стабильность его удельного веса в консолидированном бюджете Москвы, а также способность быть эластичным в абсолютном выражении, не позволяют говорить о невозможности оптимизации бюджета в обозримом будущем.

Общий коэффициент покрытия консолидированных бюджетных расходов за анализируемый отрезок времени также не претерпевает изменений. Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что бюджету города присуща стабильность и сбалансированность, поскольку каждый год, вне зависимости от изменения уровня доходных поступлений и изменения объема бюджетных расходов, уровень их соотношения остается неизменным, что свидетельствует о высоком качестве бюджетного планирования, в том числе в направлении формирования бюджетных ресурсов. С другой стороны, значение общего коэффициента покрытия консолидированных бюджетных расходов составляет 0,86 п.п. Данное значение отнюдь не является низким, но оно могло бы быть и выше. Этот коэффициент показывает, что лишь 86 процентов расходов города могут быть профинансированы за счет собственных доходов (соответственно 80 процентов за счет налоговых и 6 процентов за счет неналоговых источников формирования бюджетных ресурсов).

Такая структура говорит о слабой диверсификации доходов бюджета и высоких бюджетных рисках. Но диверсифицировать источники бюджетных ресурсов весьма сложно, так как формирование доходной части бюджета зависит в том числе и от специфики развития региона, наличия резервов роста налоговых и неналоговых источников [Курченко Л.Ф. Региональные и местные бюджеты, 2012. С. 89]. При этом бюджет Москвы ограничен в возможностях финансирования новых затрат, в том числе направленных на изыскание новых

источников бюджетных ресурсов, поскольку это приведет к увеличению дефицита бюджета города. Такое положение делает бюджет города Москвы зависимым, уязвимым и весьма чувствительным по отношению к налоговому законодательству Российской Федерации. Поэтому оптимизацию бюджетных расходов, увеличение общего коэффициента покрытия консолидированных расходов консолидированными доходами и поиск новых источников формирования бюджетных ресурсов можно обозначить как перспективные задачи для правительства города.

Таким образом, анализ источников формирования бюджетных ресурсов города Москвы позволяет сделать вывод о том, что более высокие по сравнению с прогнозом темпы роста доходов обеспечены за счет поступлений по налогу на прибыль организаций и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Наибольший вклад в поступление налога на прибыль обеспечили предприятия, функционирующие в сфере недвижимости, аренды и предоставления услуг.

В статье выделены факторы, способствующие увеличению объема поступлений НДФЛ и налога на имущество организаций. По сравнению с предыдущим периодом увеличился также объем поступлений акцизов в бюджет города.

Положительная динамика неналоговых доходов получена преимущественно за счет увеличения поступлений по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъекту Российской Федерации. Значительное превышение бюджетных назначений отмечено также по доходам от

размещения временно свободных средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Рассмотрение структуры и динамики формирования бюджетных ресурсов города Москвы в разрезе основных источников их получения позволило оценить эффективность использования бюджетных ресурсов. В абсолютном выражении темпы прироста бюджетных доходов города Москвы ниже темпов прироста бюджетных расходов, что говорит о слабой диверсификации доходов бюджета и высоких бюджетных рисках. В связи с этим основной задачей по управлению бюджетом становится оптимизация бюджетных расходов, увеличение общего коэффициента покрытия консолидированных расходов консолидированными доходами и поиск новых источников формирования бюджетных ресурсов.

Литература

Баткибеков С, Кадачников П., Луговой О. Оценка налогового потенциала регионов и распределение финансовой помощи из федерального бюджета Совершенствование межбюджетных отношений в России: Сборник научных трудов ИЭПП. М., 2010. Вып. 24.

Борзунова О А. Правовые вопросы совершенствования налоговой

системы. Финансы. 2010. №7. С. 34-36. Вайдлих В. Социодинамика. Системный подход к математическому моделированию в социальных и экономических науках. М.: Едиториал, 2011. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. Курченко Л.Ф. Региональные и местные бюджеты (на примере бюджета города Москвы). М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2012.

ways of formation perfecting of budgetary resources in the city of Moscow

Mikhail Polozkov, doctor of sciences (economy), associate professor of Economics and Finance of public sector MIGSU RANEPA under the President of Russian Federation (119571, Moscow, Vernadsky pr., 82). E-mail:[email protected]

Artem Sergiyenko, postgraduate student of the Department of Economics and Finance of public sector MIGSU RANEPA under the President of the Russian Federation (119571, Moscow, Vernadsky pr., 82). E-mail: [email protected]

Summary: The analysis of the budgetary resources formation in the city of Moscow is presented in article. The authors conducted a research of structure and dynamics of the tax and non-tax income of the budget. The assessment of the usage efficiency and sufficiency of the budgetary resources in the city of Moscow for the period 2010 - 2012 is given. Keywords: budget resources, tax revenues of the budget, non-tax budget revenues.

References

Batkibekov S., Kadachnikov P., Lugovoi O. Otsenka nalogovogo potentsiala regionov i raspredelenie finansovoi pomoshchi iz federal'nogo biudzheta [Assessment of the tax potential of regions and distribution of financial aid from the Federal budget]. Sovershenstvovanie mezhbiudzhetnykkh otnoshenii v Rossii: Sbornik nauchnykh trudov IEPP Moscow, 2010. Vyp. 24.

Borzunova, O.A. Pravovye voprosy sovershenstvovaniia nalogovoi sistemy [Legal issues of improvement of the tax system] // Fin-ansy. 2010. №7. pp. 34-36.

Vaidlikh V. Sotsiodinamika. Sistemnyi podkhod k matemat-

icheskomu modelirovaniiu v sotsial'nykh i ekonomicheskikh naukakh [A systematic approach to mathematical modeling in social Sciences] M.: Editorial, 2011. p. 478

Kurchenko L.F. Biudzhetnaia sistema Rossiiskoi Federatsii: subfederal'nyi i mestnyi urovni [Budgetary system of the Russian Federation: sub-national and local levels] Moscow: Izdatel'sko-torgovaia korporatsiia «Dashkov i Ko», 2012.

Kurchenko L.F. Regional'nye i mestnye biudzhety (na primere biudzheta goroda Moskvy) [Regional and local budgets (for example, the budget of the city of Moscow)]. Moscow: Mosk. gor. un-t upravleniia Pravitel'stva Moskvy, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.