УДК 20
Ткаченко И.И.
ИГСУ РАНХиГС, г. Москва Научный руководитель: Портнягин А.И.
(ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ)
СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
«ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА»
Аннотация
Туризм прочно входит в число приоритетов правительства России. Намечен национальный проект «Индустрия туризма и гостеприимства», а также предложен ряд мер по поддержке отрасли, таких как кэшбэк-схемы туристического и детского отдыха, снижение НДС в гостиничном секторе, грантовая поддержка предпринимательских инициатив. Автором отмечено, что национальный проект «Индустрия туризма и гостеприимства» направлен на комплексное развитие туристической отрасли в России, создание условий для удобного, безопасного и путешествия по стране. В основу исследования положены общенаучные методы сравнения, обобщения, анализа, синтеза.
Ключевые слова:
национальный проект, туризм, индустрия гостеприимства, социально-экономическое развитие,
экономика, туризм, внутренний туризм.
Tkachenko I.I.
IPACS RANEPA; city: Moscow
THE SYSTEM OF FEDERAL AND REGIONAL PROJECTS IN THE MECHANISM OF NATIONAL PROJECTS IN MODERN RUSSIA: THE EXAMPLE OF THE NATIONAL PROJECT «TOURISM AND THE HOSPITALITY INDUSTRY»
Abstract
Tourism is firmly among the priorities of the Russian government. The national project «Tourism and Hospitality Industry» is outlined, and a number of measures to support the industry, such as cashback schemes for tourist and children's holidays, VAT reduction in the hospitality sector, grant support for entrepreneurial initiatives are proposed. The author notes that the national project «Tourism and Hospitality Industry» is aimed at comprehensive development of the tourism industry in Russia, creating conditions for comfortable, safe and travel around the country. The research is based on general scientific methods of comparison, generalization, analysis and synthesis.
Key words:
national project, tourism, hospitality industry, socio-economic development, economy, tourism, domestic tourism.
Задача для каждой страны, региона, туристического кластера - развитие инфраструктуры и создание
условий для инвесторов, чтобы стать максимально эффективной площадкой для развития туристической отрасли и запуска новых проектов. Но для достижения стратегических приоритетов необходимо развивать туристский потенциал - комплекс факторов, формирующий образ и пространство для развития туризма. Анализ и оценка туристского потенциала развития въездного туризма в Российской Федерации стала приоритетной задачей современной России.
Туризм имеет самый высокий мультипликативный эффект среди отраслей сферы услуг. Стимулирование потребления туристических услуг как мера оживления потребительского спроса доказала свою эффективность в 2020 году в результате введения Правительством Российской Федерации частичной компенсации затрат на приобретение туров в России, так называемый туристический кэшбэк, продолжавшийся в 2021-2022 гг. Данная программа поддержки внутреннего туризма [2], в целом признается эффективной как туриндустрией, так и Правительством РФ. За период с 2020 по 2021 год продажи туров выросли с 6,5 до 34 млрд рублей, а количество туристов, воспользовавшихся программой [2], выросло с 394 тысяч до 1,7 млн человек [11].
Организованный внутренний турпоток в России в 2022 году демонстрирует более высокие темпы роста к декабрю 2022 года. Статистические данные выездных и въездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны на 2022 год приведены на рис. 1.
-22487
-17149
-7966 6 808 8 243
3383 3651
■Т 4,4 ■■ ■■ ■■
Январь-март Январь-июнь Январь-сентябрь Январь-декабрь
■ Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны
■ Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию
Рисунок 1 - Число выездных и въездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны на 2022 год
Источник: [9]
Туристские ресурсы ограничены, требуют крупных затрат на их воспроизведение. На этой основе строится сфера туризма, в которой предполагается разумное использование ресурсов. Развитие внутреннего туризма в России является национальным приоритетом. Для увеличения к 2030 году туристического потока по России до 140 млн поездок в год (в 2,2 раза по сравнению с 2019 г.), а числа рабочих мест в туристской отрасли - до 4,7 млн. позиций (в 1,9 раз по сравнению с 2019 г.) с 2021 года началась реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [3]. Национальные проекты реализуются в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]. Исполнение расходов в разрезе национальных проектов за 2022 год приведено на рис. 2.
25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
Исполнение расходов в разрезе национальных проектов
«Туризм и индустрия гостеприимства» 98,90%
Комплексный план модернизации и . 99,70%
«Международная кооперация и экспорт» 99,60%
«Малое и среднее предпринимательство и . 99,90%
«Культура»
«Цифровая экономика Российской Федерации»
«Наука и университеты» 99,90%
«Производительность труда» 99,90%
«Безопасные качественные дороги» 99,90%
«Экология» 99,70%
«Жилье и городская среда» 99,90%
«Образование»
«Здравоохранение»
«Демография» 99,60%
88 ,00%o90,00%o92,00%o94,00°/o96,00o/o98,00°/q100,00%02,00o/o
Рисунок 2 - Исполнение расходов в разрезе национальных проектов за 2022 год
Источник: [10]
Увеличение потребления туристических услуг планируется в рамках реализации национального проекта «Индустрия туризма и гостеприимства» за счет обеспечения доступности путешествий для больших групп россиян, совершенствования инфраструктуры отрасли и повышения эффективности ее управления. Реализация нацпроекта позволит к 2030 году увеличить количество внутренних поездок более чем в два раза - с 65 млн до 140 млн, количество рабочих мест - до 4,7 млн, экспорт туристических услуг - до 22,5 млрд долларов.
Основными задачами национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» стали [3]:
- создание благоприятных условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере туризма;
- продвижение и повышение уровня информированности туристов о туристском потенциале РФ;
- повышение доступности туристских продуктов;
- повышение качества государственного управления сферой туризма.
В состав национального проекта входят три федеральных проекта - «Создание качественного и разнообразного турпродукта на территории страны», «Повышение доступности туристских услуг» и «Совершенствование управления в сфере туризма» [3].
С 2021 года Минстрой России курирует федеральный проект «Развитие туристской инфраструктуры» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В рамках федерального проекта Минстрой России реализует две меры государственной поддержки. Первый предусматривает возможность реализации инвестиционных проектов с участием Корпорации туризма Российской Федерации и разработку генеральных планов развития туристических территорий. Второй - предоставление субсидий на создание инженерно-транспортной инфраструктуры в регионах для инвестиционных проектов с участием Корпорации Туризм. РФ [6, с. 315].
В 2022 году в рамках поддержки внутреннего туризма Правительство РФ выделило регионам субсидию в размере 3,5 млрд рублей на развитие туристской инфраструктуры, что предполагает увеличение количества турбаз в стране и увеличение предложения [11].
Результатом реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» должно стать увеличение к 2030 году количества поездок граждан внутри страны в два раза. Это позволит существенно увеличить число рабочих мест в отрасли и вклад туризма в ВВП Российской Федерации.
Значительную часть средств (6 млрд рублей из 11 млрд, выделенных из федерального бюджета на 2023 год), регионы получили на разработку проекта туристского кода центра города, табл. 1. Под «кодом» подразумевается «создание благоприятных условий для посещения, обеспечение информационной доступности и объединение основных объектов туристического показа в единое привлекательное архитектурно-культурное пространство при формировании туристических маршрутов» [11].
Таблица 1
Финансирование отдельных регионов в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2023 году, тыс. руб.
Регион Развитие инфраструктуры Развитие кемпингов Инфраструктура туризма Проектирование кода центра города Всего
Тверская обл. 143856,5 0 105336,8 455470,7 704664,0
Владимирская обл. 0 0 0 485724,2 485724,2
Рязанская обл. 0 0 71580,1 407881,3 479461,4
Ярославская обл. 7240,8 0 0 402885,7 410126,5
Тульская обл. 0 0 0 208723,9 208723,9
Смоленская обл. 0 0 0 187653,8 187653,8
Ивановская обл. 41189,9 0 56750,9 0 97940,8
Калужская обл. 60438,9 0 0 0 60438,9
Источник: [3]
Сегодня в регионах развернута работа по повышению доступности внутреннего туризма, созданию и модернизации туристской инфраструктуры, повышению качества и узнаваемости внутренних направлений, и совершенствованию качества услуг.
Рассмотрим примеры реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в регионах. В Самарской области за последние пять лет турпоток увеличился в 2,5 раза [10]. Это стало итогом работы по формированию комфортной туристической среды, развитию туристической инфраструктуры, мерам по повышению доступности и популяризации туризма. В 2022 году подписан договор о реализации инвестиционного проекта по созданию туристического комплекса «Отважный» на территории туристско-рекреационного кластера «Самарская Лука» с четырьмя горнолыжными трассами. Обсуждаются планы по расширению действующего горнолыжного комплекса «Красная Глинка». Госпрограмма по развитию туризма в Новосибирской области была разработана в 2021 году в целях реализации задач национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Впервые в 2022 году сфера туризма получила поддержку из регионального бюджета в виде муниципальных субсидий и грантов предпринимателям на развитие туризма. Объем средств, заложенных на реализацию государственной программы в 2022 году, составил 104,7 млн рублей. В 2023 году объем средств по госпрограмме увеличен до 139,3 млн руб. [10].
В Мурманской области успешно реализуется национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» - показатель выполнен на 100% от плана. 48 предпринимательских инициатив получили поддержку в рамках реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в Мурманской области в 2022 году. В 2022 году 26 объектов в Полярных Зорях, Кандалакше, Кольском районе, Мончегорске, Апатитах и Кировске, Мурманске, Заполярном, Терском районе получили помощь на приобретение туристического оборудования и снаряжения - закуплено 2835 единиц [10].
За 2022 год в Республике Крым реализованы два туристических проекта, получившие грантовую поддержку на развитие туризма. На сегодняшний день крымские предприятия, получившие гранты в
размере по 10 млн рублей, успешно реализовали свои проекты. Так, были возведены кэмпинг в Бахчисарайском районе, на берегу озера Мангуп и 5 модульных домиков на первой береговой линии, в 50 метрах от моря в с. Песчаное Бахчисарайского района. В Крыму реализованы два туристических проекта, получившие грантовую поддержку на развитие туризма [7, с. 48]. На сегодняшний день крымские предприятия, получившие гранты в размере по 10 млн рублей, успешно реализовали свои проекты [9].
Благодаря реализации проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Дальний Восток становится популярным направлением для путешествий. В 2022 году Республика Бурятия сделала значительный прорыв в туриндустрии. По оценочным данным, численность гостей, проживавших в коллективных средствах размещения, за 2022 год составила 520 тыс. человек, что на 26% больше, чем в 2021 году [5, с. 48]. Продолжает расти туристический поток на Камчатке [11]. По данным министерства туризма региона число гостей за прошедшие 12 месяцев приблизилось к 300 тыс. человек [10]. В 2022 году в регионе был проведен комплекс мероприятий по развитию туризма, в том числе работа с инвесторами. Так, в декабре 2022 года Камчатский край заключил соглашение с УК CosmosHotelGroup. Более 3 млрд руб. инвестор вложит в обустройство трасс, строительство 2 гостиниц, ресторана и кафе на территории горы «Морозной», а на площадке «Зеленовские озерки» построит спа-курорт и круглогодичный курорт [11].
Среди факторов, которые оказали влияние на снижение спроса внутреннего туризма, можно выделить такие как: ковидные ограничения в субъектах РФ в начале 2022 года, закрытие аэропортов в южных регионах, недостаток железнодорожной перевозки, вызвавшие «транспортную неопределенность». По мнению автора статьи одним из методов повышения эффективности управления туристским рынком при реализации проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в условиях риска и неопределенности является внедрение инновационных механизмов в туристский сектор. На рисунке 3 представлена схема последовательных действий внедрения инновационных идей в туристскую отрасль.
Рисунок 3 - Внедрение инновационных идей в туристскую деятельность в рамках проекта
«Туризм и индустрия гостеприимства» Источник: разработана автором
Важное значение имеет информационный аспект процесса управления риском, в связи с этим на рисунке 4 представлена схема, которая предложена в целях управления риском в процессе реализации туристических проектов, получившие грантовую поддержку по проекту «Туризм и индустрия гостеприимства».
Источники риска и вероятность их проявления Структуризация риска
Определение динамики риска Оценка характеристик риска
Сравнительная оценка уровня риска Определение потерь, связанных с риском
Обоснование параметров допустимого риска Обоснование системы ответственности
Планирование
Контроль
Регулирование
Формирование команды управления риском
Рисунок 4 - Схема управления риском в процессе принятия риск-решения туристических проектов,
получившие грантовую поддержку
Источник: разработана автором
Одним из перспективных направлений для дальнейшего развития въездного туризма становится совершенствование туристской инфраструктуры, улучшение качества в области сервиса и гостеприимства, создание новых туристических объектов, разработка бренда российского туризма на международном рынке и формирование имиджа страны.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Выявленная на основе предложенных инструментов с 2014 г. устойчивая тенденция внутреннего туризма в России в основном обусловлена переориентацией россиян на внутренний отдых в связи с ограничениями их поездок в популярные страны, а также рост цен на зарубежные туры.
2. Стимулирование потребительского спроса на базе услуг внутреннего туризма можно обозначить перспективным для национальной экономики, что выражается в росте валовой продукции, при этом требует дополнительных мер по увеличению его объема. Современные экономические усилия по активизации внутреннего туризма на стороне спроса (кэшбэк, программы субсидирования внутренних коммерческих чартерных авиаперевозок), хотя и способствуют росту продаж туров в стране и открытию новых направлений для туристов, но в большей степени выполняют функции поддержки отрасли в условиях кризиса. Представляется целесообразным расширить меры по стимулированию туристических поездок по стране, направленные, прежде всего, на увеличение доли путешествующих среди малообеспеченных слоев населения.
3. Перспективно продолжение политики субсидирования туристических поездок внутри страны в отношении отдельных категорий населения, в том числе на региональном уровне.
4. Еще одно направление финансирования в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» можно предложить развитие устойчивых путешествий — это возможность для игроков в сфере туризма расширить и извлечь выгоду из своих усилий по защите природы, стать более экологически устойчивыми и сократить свой углеродный след. К ним относятся отдых с низким уровнем выбросов углерода (например, отпуск на велосипеде), экотуризм и продвижение устойчивых методов, таких как переработка отходов, меры по экономии энергии и воды, а также сокращение или удаление одноразового пластика в их удобствах.
Список использованной литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
2. Постановление Правительства РФ № 2439 от 24.12.2021 г. «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/403336467/ (Дата обращения 31.01.2023 г.).
3. Паспорт национального проекта. «Туризм и индустрия гостеприимства» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/403085286/ (дата обращения: 02.06.2023).
4. Агешкина Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности: учебное пособие / Н.А. Агешкина. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 567 с.
5. Павленко, И. Г. Влияние ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» на развитие сервиса и туризма / И.Г. Павленко, А.А. Остовская, М.А. Нагиев // Геополитика и экогеодинамика регионов. - 2021. - Т. 7. - № 1. - С. 48-57.
6. Туаев С.С. Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы туристской деятельности в Российской Федерации с 2000 по 2022 годы / С. С. Туаев. // Молодой ученый. - 2022. - № 47 (442). - С. 315-318
7. Въездные и выездные туристские поездки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 01.06.2023).
8. Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38341-ispolnenie_raskhodov_federalnogo_byudzheta_na_realizatsiyu_natsionalnykh_proektov (дата обращения: 02.06.2023).
9. Итоги развития туристической отрасли в 2022-м и прогнозы на 2023 год // Интернет-портал «Стратеджи Партнерс Групп». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://strategy.ru/news/106 (дата обращения 01.02.2023).
10.Федеральная государственная служба статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 05.06.2023).
11.Федеральное агентство по туризму // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tourism.gov.ru/ (дата обращения: 05.06.2023).
© Ткаченко И. И., 2023