Rubtsova Natalia Vladimirovna
BUDGET EXPENDITURE FOR THE DEVELOPMENT .
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2023. T. 12. № 1(42) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762
V7TK" Ч^Л S /" \ сЛ^ГИйОгЗ Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
у A14 J JO-J I (ее) CaJ This is an open access article undei the CC BY-NC 4.0 license
DOJ. J (j 57145/27128482 2023 12 01 19 lfcde3MI^Mhttps://ciealivecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ НА РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РФ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
© Автор(ы) 2023
РУБЦОВА Наталья Владимировна, доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и маркетинговых технологий
Байкальский государственный университет 664003, Россия, Иркутск, [email protected]
AutorID: 491913
SPIN: 4173-4660
ORCID 0000-0002-1400-0509
Аннотация. Главным драйвером развития туризма в РФ в ближайшие годы выступает национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Его реализация осуществляется посредством финансирования из средств федерального бюджета. Государство вкладывает значительные средства в развитие туристской индустрии и инфраструктуры, подготовку кадров для туристской сферы. В целях оценки эффективности расходования бюджетных средств и их распределения возникает необходимость мониторинга исполнения национального проекта, динамики и структуры движения бюджетных средств. Статья посвящена анализу исполнения бюджетных расходов на реализацию национальной программы развития туризма «Туризм и индустрия гостеприимства». Оценка расходования средств федерального бюджета осуществлялась в спектре финансирования государством трех программ: совершенствование управления в сфере туризма, повышение доступности туристических продуктов, развитие туристской инфраструктуры. Наиболее действенным механизмом реализации федеральной программы, направленной на повышение доступности туристических продуктов в РФ, был признан туристический кешбэк. Вместе с тем, в ходе исследования обнаружено недостаточно эффективное исполнение бюджета по другим программам. Возможным механизмом решения указанной проблемы может выступить государственно-частное партнерство, что, в том числе, поспособствует притоку инвестиций в развитие туристской отрасли.
Ключевые слова: бюджет, финансы, финансирование, туризм, бюджетные расходы, национальный проект.
BUDGET EXPENDITURE FOR THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION
OF FEDERAL TARGET PROGRAMS
© The Author(s) 2023
RUBTSOVA Natalia Vladimirovna, doctor of economic sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of journalism and marketing technology
Baikal State University 664003, Russia, Irkutsk, [email protected]
Abstract. The main driver for the development of tourism in the Russian Federation in the coming years is the national project "Tourism and Hospitality Industry". Its implementation is carried out through funding from the federal budget. The state invests heavily in the development of the tourism industry and infrastructure, training of personnel for the tourism sector. In order to assess the effectiveness of spending budget funds and their distribution, it becomes necessary to monitor the implementation of the national project, the dynamics and structure of the movement of budget funds. The article is devoted to the analysis of the execution of budget expenditures for the implementation of the national tourism development program "Tourism and Hospitality Industry". The assessment of federal budget spending was carried out in the spectrum of state financing of three programs: improving management in the field of tourism, increasing the availability of tourism products, and developing tourism infrastructure. The most effective mechanism for the implementation of the federal program aimed at increasing the availability of tourist products in the Russian Federation was recognized as tourist cashback. At the same time, the study revealed insufficiently effective budget execution for other programs. A possible mechanism for solving this problem can be a public-private partnership, which, among other things, will contribute to the inflow of investments in the development of the tourism industry.
Keywords: budget, finance, financing, tourism, budget expenditures, national project.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из первых документов стратегического планирования, в соответствии с которым осуществлялось бюджетное финансирование туризма в РФ, была федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Основными задачами программы были определены: развитие туристско-рекреационного кластера Российской Федерации; повышение качества туристских услуг; продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках. В дальнейшем государственное финансирование туризма в РФ осуществлялось в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма», а после ее завершения в 2019 г. сосредоточилось в подпрограмме «Туризм». В 2020 г. подпрограмма «Туризм» перешла в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика», и в том же году было принято решение о начале разработки нового национального проекта - «Туризм и индустрия гостеприимства».
Динамика бюджетных расходов на развитие туризма и их исполнение по всем упомянутым программам пред-
ставлена в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика бюджетных расходов на развитие туризма в РФ в период 2011-2022 гг. (бюджет Ростуризма), млн руб.
Наименование целевой программы/ проекта Период действия Утверждено Исполнено
ФЦП «Туризм 2011-2018» 2011-2018 гг. 24 719,7 25 957,6
ГП «Развитие культуры и туризма» 2014-2019 гг. 10 226,4 8 531,8
ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» 2020-2021 гг. 37 733,4 32 965,5
ГП «Развитие туризма» 2022 г. - ... 62 593,0 22 568, 6
Источник: разработано автором на основе данных
[1]
110
OECD: 5.02 Economics and business; ASSJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2023. Т. 12. № 1(42) в-^К 2712-8482; р-КБИ: 2309-1762
Рубцова Наталья Владимировна БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ НА РАЗВИТИЕ ...
В соответствии с таблицей 1 можно констатировать, что использование бюджетных средств, направленных на развитие туризма в РФ, зачастую осуществлялось не в полном объеме. На рисунке 1 представлен объем бюджетных расходов и их исполнение на реализацию действующего в настоящее время национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» за период 20202022 гг., который в финансовом аспекте полностью входит в ГП «Развитие туризма».
Рисунок 1 - Бюджет НП «Туризм и индустрия гостеприимства» и его исполнение в период 2020-2022 гг., млн руб. (разработано автором на основе данных [1])
Данные рисунка 1 демонстрируют положительную динамику объема государственного финансирования НП «Туризм и индустрия гостеприимства» в период 2020-2022 гг. Так, в 2021 г. бюджет увеличился в 2,4 раза по сравнению с предыдущим периодом, а в 2022 г. - в 2,3 раза по сравнению с 2021 г. При этом данные Сводной бюджетной росписи (рисунок 1) позволяют констатировать, что в течение каждого года происходил рост бюджета национального проекта, например, в 2020 г. он увеличился в 1,7 раз, в 2,3 раз - в 2021 г. и в 1,4 раза в - 2022 г. Таким образом, фактически на реализацию мероприятий проекта выделялось больше средств, чем было изначально запланировано. Основными формами финансирования мероприятий нацпроекта являются субсидии и капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности [1].
Вместе с тем, реальное исполнение бюджета в рассматриваемый временной период оказалось хуже планируемых показателей. В частности, «неосвоенными» в 2020 г. оказались более 2 млрд руб., в 2021 г. - более 2,7 млрд руб., а в 2022 г. - 30 648 млрд руб. Таким образом, достаточно очевидной является проблема неисполнения бюджета, неиспользования выделяемых государством денежных средств на достижение конкретных результатов в рамках национальных проектов, направленных на поддержку и развитие туризма в РФ.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Вопросы финансирования сферы туризма в РФ рассматривались в работах ряда отечественных авторов [210]. Изучением особенностей целевого подхода к распределению бюджетных средств и финансированию мероприятий для развития отечественной сферы туризма в рамках реализации государственных программ в разные годы занимались И.Ц. Доржиева [11], Д.Е. Саратова, В.В. Безпалов [12], Н.В. Рубцова, Т.П. Головченко [13], Т.Д. Баснина, Л.А. Валитова, М.Ю. Шерешева [14]. Значительный вклад в изучение проблем государственного финансирования и эффективности реализации национальных программ туристской направленности внесла И.В. Бушуева [15-19]. К числу основных проблем государственного финансирования туристской сферы исследователи относят низкую скорость освоения выделяемых средств [4; 15].
Таким образом, мониторинг исполнения бюджета является актуальным и необходимым направлением науч-
ного поиска, позволяющим дать оценку эффективности расходования бюджетных средств и их распределения.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи.
Цель статьи заключалась в выявлении проблем, возникающих при государственном финансировании туристской индустрии в РФ на основе анализе структуры и динамики бюджетного обеспечения и его исполнения.
Используемые методы, методики и технологии.
При подготовке статьи использованы методы: традиционный анализ научной литературы по проблеме исследования и отчетов Счетной палаты РФ, сравнение, обобщение.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Оценка расходования средств федерального бюджета на реализацию национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» осуществлялась в спектре изучения финансирования государством трех подпрограмм: совершенствование управления в сфере туризма, повышение доступности туристических продуктов, развитие туристской инфраструктуры (рисунок 2).
60000 50000 40000 30000 20000 10000 о
156638
11976,72 12276,24 11960,58
36456,9 41187,79 41502,69
шФП "Развитие туристской инфраструктуры''
■ ФП "Повышение доступности туристических продуктов"
■ ФГГ'Совершенствованиеуправления в сфере туризма"
Рисунок 2 - Динамика финансового обеспечения национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в период 2020-2024 гг. в разрезе Федеральных программ., млн руб. (разработано автором на основе данных [1]) В соответствии с данными рисунка 2 значительная часть финансирования (более 70 % ежегодно) по рассматриваемому национальному проекту предусмотрена на реализацию федеральной программы «Развитие туристской инфраструктуры». Так, в 2021 г. финансовое обеспечение планировалось в размере 29 779,35 млн руб. с ежегодным увеличением объемов, при этом на 2024 г. оно запланировано в размере 41 502,69 млн руб.
Данные о кассовом исполнении бюджета национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в период 2021-2022 гг. представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Кассовое исполнение бюджета национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в период 2021-2022 гг. в разрезе федеральных программ., млн руб. (разработано автором на основе данных [1]) «Лидером среди крупнейших получателей бюджетных средств в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» является АО «Корпорация «Туризм.
ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 5.2.1; 5.2.4.; 5.2.5.
111
Rubtsova Natalia Vladimirovna
BUDGET EXPENDITURE FOR THE DEVELOPMENT ...
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2023. T. 12. № 1(42) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762
РФ» - на нее пришлось более 43,5 % бюджета проекта в 2021 г. и более 25,5 % в 2022 г. Причем эти средства не были направлены на достижение конкретных материальных результатов нацпроекта, а стали имущественным взносом в уставный капитал АО» [1]. Иными словами, средства, запланированные на развитие туристской инфраструктуры, были израсходованы на иные цели, что позволяет говорить либо о неэффективности целевого планирования, либо о неэффективности реализации федеральной программы.
«Вторым крупнейшим получателем бюджетных ресурсов нацпроекта является АО «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК») - на его долю пришлось более 25,5 % бюджета проекта в 2021 г. и почти 20 % в 2022 г.» [1]. Эти средства были потрачены на стимулирование внутренних путешествий через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги («Туристический кешбэк»), реализуемой с участием АО «НСПК». По мнению экспертов Счетной палаты РФ, туристический кешбэк стал наиболее успешным механизмом поддержки развития туризма в РФ, в 2020 г. субсидией воспользовались 349 тыс. человек, в 2021 г. - 1,5 млн человек [1]. Говоря о федеральной программе «Совершенствование управления в сфере туризма» (рисунок 3) следует отметить, что здесь также присутствует недостаточное исполнение бюджетных средств, однако, оценить эффективность ее реализации не представляется возможным, поскольку конкретные индикаторы достижения целей программы отсутствуют.
Структура распределения бюджета Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в период 2021-2022 гг. представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Структура распределения бюджета Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в период 2021-2022 гг., % (разработано автором на основе данных [1]) Согласно представленным данным видно, что в 2022 г. уменьшились капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности - их доля снизилась с 43,56 % до 26,09 % соответственно. При этом доля иных бюджетных ассигнований в 2022 г. значительно выросла - теперь она составляет практически половину всех выделенных на национальный проект средств (46,99 %). В 2022 г. также выросла доля субсидий, выделяемых автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям. «Среди крупнейших получателей субсидий по туристическому нацпроекту АНО «Россия - страна возможностей», АНО «Национальные приоритеты» и Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. АНО «Россия - страна возмож-
ностей» получила в 2022 г. 2 млрд рублей «в целях поощрения в виде туристских поездок участников конкурсов и проектов». АНО «Национальные приоритеты» - 873 млн рублей на «обеспечение реализации комплекса мероприятий, направленных на популяризацию внутреннего туризма, стимулирование спроса в сезоны пониженного спроса, а также повышение информированности граждан Российской Федерации о туристских возможностях внутри страны». Субсидия Аналитическому центру при Правительстве РФ в 2022 г. составила 100 млн руб. «в целях информационно-аналитического и методологического обеспечения реализации национального проекта», а также 470 млн рублей «в целях обеспечения создания, эксплуатации и наполнения данными межведомственной аналитической платформы сбора и управления данными и показателями туристской индустрии» [1]. Вместе с тем, в отчете Счетной палаты РФ отмечается, что существуют определенные проблемы финансовой поддержки общественных и предпринимательских инициатив в сфере туризма - туроператоров и средств размещения. Возможными направлениями их решения называются разработка иных механизмов субсидирования для подобных проектов.
ВЫВОДЫ.
Выводы исследования.
На основе проведенного анализа можно резюмировать, что в настоящее время государственное финансирование индустрии туризма несовершенно. Необходимо систематизировать и стабилизировать меры государственной поддержки, четче определить приоритеты, механизмы и индикаторы достижения целей в рамках реализуемых национальных проектов и федеральных программ. Важное значение приобретает и совершенствование законодательства в плоскости разработки методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ развития туризма, правил предоставления государственной поддержки в виде субсидий. Возможным механизмом решения выявленных проблем может выступить и государственно-частное партнерство, что, в том числе, поспособствует притоку инвестиций в развитие туристской отрасли.
Предметом дальнейших исследований, представляющих также и практическую ценность, является разработка положений, способствующих реализации мер государственной поддержки, направленных на развитие туризма в РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бюллетень Счетной палаты РФ. Внутренний туризм. 2022. №4. (Электронный ресурс). URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/e7b/ ee7umhdqsk27j4sa9zz15byi1txivgcv.pdf (дата обращения: 10.01.2023)
2. Евдокимов С.Ю. Особенности финансирования индустрии туризма // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2020. № 1 (20). С. 66-69.
3. Каплина А.В. Финансирование инновационных кластерных инициатив в сфере туризма и гостеприимства // Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 327-335.
4. Черкашина ЕЮ., Ульченко А.А. Особенности финансирования мероприятий по развитию туризма в Республике Крым в рамках реализации программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» // Экономика и управление: теория и практика. 2019. Т. 5. № 3. С. 53-56.
5. Захаров К.С. Оптимизация источников финансирования туристской инфраструктуры //Kant. 2019. № 2 (31). С. 319-323.
6. Суранова О.А. Дифференцированный подход к осуществлению государственной финансовой поддержки современных средств размещения туристов в Российской Федерации // Известия Байкальского государственного университета. 2022. Т. 32. № 3. С. 550-561.
7. Кириенко О.Э., Краснолобова Л.С. Финансовая инфраструктура туризма //Менеджер. 2022. № 3 (101). С. 60-67.
8. Chkalova O.; EfremovaM.; Lezhnin V.; Polukhina A. ; Sheresheva M. "Innovative mechanism for local tourism system management: a case study". Entrepreneurship and Sustainability, Vol: 6 num 4 (2019): 20522067.
9. DunetsA.N.; VakhrushevI.B.; SukhovaM.G.; SokolovM.S.; Utkina KM.; Shichiyakh R.A. "Selection of strategic priorities for sustainable development of tourism in a mountain region: concentration of tourist infrastructure or nature-oriented tourism". Entrepreneurship and Sustainability Issues, num 7 Vol: 2 (2019): 1217-1229.
10. Файберг Т.В. Развитие теории бюджетирования в сфере государственных (муниципальных) финансов // Baikal Research Journal. 2019. Т.10, №3. (Электронный ресурс). URL: http://brj-bguep.ru/reader/
112
OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC
Азимут научных исследований: экономика и управление.
2023. Т. 12. № 1(42) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762
Рубцова Наталья Владимировна БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ НА РАЗВИТИЕ ...
article.aspx?id=23268 (дата обращения: 10.01.2023)
11. Доржиева И.Ц. Целевые программы как инструмент реализации бюджетной политики //Известия Байкальского государственного университета. 2011. № 4(78). С. 21-24.
12. Саратова Д.Е., Безпалов В.В. Совершенствование механизмов реализации государственной программы «Развитие культуры и туризма»: отечественный и зарубежный опыт // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 3. С. 102-109.
13. Рубцова Н.В., Головченко Т.П. Кадровое обеспечение туристской сферы Прибайкалья: основные проблемы и пути их преодоления // Экономика труда. 2019. Т. 6, № 1. С. 173-184.
14. Баснина Т.Д., Валитова Л.А., Шерешева М.Ю. Управление санаторно-курортным комплексом: основные проблемы и тенденции развития // Управленец. 2021. Т. 12, № 1. С. 62-77.
15. Konovalova E.E., Yudina E.V., Bushueva I.V., Ukhina T.V., Lebedev K.A. Forming approaches to strategic management and development of tourism and hospitality industry in the regions // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Т. 9. № 2 (26). С. 241-247.
16. Бушуева И.В. Итоги реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.): успехи и проблемы // В сборнике: Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 118-123.
17. Bushueva I.V., Yudina E.V. Current state and analysis of tourism development in Russia Until 2035 //Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S2-2. С. 350-356.
18. Бушуева И.В. Новые подходы к регулированию развития туризма в РФ: итоги первого года реализации «Стратегии 2035» // В сборнике: Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. Е.Е. Коноваловой. Москва, 2020. С. 29-34.
19. Бушуева И.В. Национальный проект по развитию туризма: современное состояние вопроса //В сборнике: Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства. материалы lV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 145-149.
Received date: 22.01.2023 Revised date: 14.02.2023 Accepted date: 29.03.2023
ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 5.2.1.; 5.2.4.; 5.2.5.
113