Научная статья на тему 'Система федерального антинаркотического уголовного законодательства в сша (краткая заметка)'

Система федерального антинаркотического уголовного законодательства в сша (краткая заметка) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
864
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ФЕДЕРАЛЬНОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОИЗВОДСТВО НАРКОТИКА / ВЛАДЕНИЕ НАРКОТИКОМ / SCHOOLZONES / СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ / СИНТЕТИЧЕСКИЕ НАРКОТИКИ / СПАЙС / USA / FEDERAL CRIMINAL LEGISLATION / PRODUCTION OF DRUG / POSSESSION OF DRUG / SCHOOL ZONES / JUDICIAL PRECEDENT / SYNTHETIC DRUGS / SPICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербаков Алексей Дмитриевич

В статье рассматривается вопрос отдельных параграфов действующей системы уголовно-правовых норм федерального уровня в США, посвященных вопросу противодействия незаконному обороту наркотиков. Актуальность проводимого исследования обусловлена необходимостью научного осмысления положений уголовного законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотиков в США. США, наравне с Российской Федерацией, испытывают на себе колоссальное воздействие со стороны всевозможных преступных группировок, в том числе и транснационального характера. Также стоит отметить, что помимо распространения т. н. «классических» (т. е. наркотиков, которые известны правоохранительным органам и экспертным подразделениям), мы можем наблюдать расширение распространения т. н. «новых» наркотиков, представляющих большую общественную опасность в связи с их полной или недостаточной изученностью в экспертных подразделениях правоохранительных органов и их непредсказуемостью для возможных потребителей, что может привести к печальным последствиям. Указанные проблемы характерны и для Российской Федерации (к примеру, «волна» смертей в отдельных регионах Российской Федерации в конце 2014 г. и скоропалительное решение о введении в структуру Уголовного Кодекса РФ статьи 2341). Построение эффективной уголовной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков по пути ежегодного ужесточения наказаний за совершение преступлений уже близко к исчерпанию своего ресурса прочности и надежности. Необходим новый взгляд и подход к решению указанной проблемы. Представляется, что изучение опыта зарубежных государств и его критическое осмысление позволит найти ту отдушину, где будет возможно искать новые ресурсы для построения внутренней эффективной уголовной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF THE FEDERAL ANTI-NARCOTIC CRIMINAL LEGISLATION IN THE USA (THE SHORT NOTE)

In article the author considered the question of separate paragraphs of the operating system of criminal precepts of law of federal level in the USA devoted to a question of counteraction to drug trafficking. Need of scientific judgment of provisions of the criminal legislation in the field of counteraction to drug trafficking in the USA causes the relevance of the conducted research. The USA, on an equal basis with the Russian Federation, is influenced by enormous influence from various criminal groups including transnational character. Also the author noted that besides distribution so-called «classical» (i.e. drugs which are familiar to law enforcement agencies and expert divisions), there is an expansion of distribution so-called the «new» drugs constituting big public danger in connection with their full or insufficient study in expert divisions of law enforcement agencies and their unpredictability for possible consumers that can lead to sad consequences. The specified problems are characteristic also of the Russian Federation (for example, «wave» of death in certain regions of the Russian Federation at the end of 2014 and the hasty decision on introduction to structure of the Criminal Code of the Russian Federation of article 2341). Creation of effective criminal policy in the field of counteraction to drug trafficking on the way of annual toughening of punishments for commission of crimes is already close to exhaustion of the resource of durability and reliability. The new view and approach to the solution of the specified problem is necessary. The author represented that studying of experience of the foreign states and its critical judgment will allow to find that outlet where will perhaps look for new resources for creation of domestic effective criminal policy in the field of counteraction to drug trafficking.

Текст научной работы на тему «Система федерального антинаркотического уголовного законодательства в сша (краткая заметка)»

УДК 340 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-5-93-99

СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В США (КРАТКАЯ ЗАМЕТКА)

ЩЕРБАКОВ АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: alex_scherbakov@rambler.ru

В статье рассматривается вопрос отдельных параграфов действующей системы уголовно-правовых норм федерального уровня в США, посвященных вопросу противодействия незаконному обороту наркотиков. Актуальность проводимого исследования обусловлена необходимостью научного осмысления положений уголовного законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотиков в США. США, наравне с Российской Федерацией, испытывают на себе колоссальное воздействие со стороны всевозможных преступных группировок, в том числе и транснационального характера. Также стоит отметить, что помимо распространения т. н. «классических» (т. е. наркотиков, которые известны правоохранительным органам и экспертным подразделениям), мы можем наблюдать расширение распространения т. н. «новых» наркотиков, представляющих большую общественную опасность в связи с их полной или недостаточной изученностью в экспертных подразделениях правоохранительных органов и их непредсказуемостью для возможных потребителей, что может привести к печальным последствиям. Указанные проблемы характерны и для Российской Федерации (к примеру, «волна» смертей в отдельных регионах Российской Федерации в конце 2014 г. и скоропалительное решение о введении в структуру Уголовного Кодекса РФ статьи 2341). Построение эффективной уголовной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков по пути ежегодного ужесточения наказаний за совершение преступлений уже близко к исчерпанию своего ресурса прочности и надежности. Необходим новый взгляд и подход к решению указанной проблемы. Представляется, что изучение опыта зарубежных государств и его критическое осмысление позволит найти ту отдушину, где будет возможно искать новые ресурсы для построения внутренней эффективной уголовной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков.

Ключевые слова: США, федеральное уголовное законодательство, производство наркотика, владение наркотиком, «сЬоокопе«, судебный прецедент, синтетические наркотики, спайс

Прошедшая в апреле 2016 г. специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН подтвердила, что мировая проблема наркотиков остается вызовом для всего человечества [1]. Вместе с тем, в мире мы можем наблюдать изменение внутренней политики государств в данной области правового регулирования. К примеру, власти Мексиканских Соединенных Штатов (далее - МСШ) взяли курс на декриминализацию владения каннабисом и его производными в рекреационных целях [2]1. При

1 Если обратиться к действующему законодательству МСШ, то вопрос владения наркотиком для личных целей урегулирован в рамках Таблицы, размещенной в статье 479 Основного закона о здоровье. В соответствии с указанной Таблицей (содержит 8 видов наркотиков), лицо имеет право обладать ими в личных целях в определенном количестве. В случае, если лицо превышает это количество или владеет равным количеством наркотика, то это считается приготовлением к совершению одного из преступлений, предусмотренных статей 194 Федерального уголовного кодекса МСШ (к примеру,

этом именно на границе США и МСШ происходит наибольшее скопление наркотиков, которые незаконным путем ввозятся на территорию США и там распространяются. Также и внутри США мы видим определенные политические и общественные подвижки в направлении легализации каннабиса и его производных уже не только в медико-реабилитационных целях, но и в рекреационных, которые в ряде штатов увенчались успехом [3].

По меткому выражению профессора Р-Е. Кташ: «Американская нация является нацией наркопотребителей. Здесь вы можете встретить все многообразие указанных лиц: начиная от ста-

незаконное распространение, производство, транспортировка, незаконная выдача и назначение) // Тексты Основного закона о здоровье и Федерального уголовного кодекса МСШ. URL: http://www.diputados.gob.mx-/LeyesBiblio/pdl79_070416.pdf http://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/pdl7142_010616.pdf

риков, злоупотребляющих препаратами, содержащими психоактивные вещества, и, заканчивая многочисленными заключенными, которые занимают второе место среди всех заключенных в пенитенциарных заведениях США» [4].

Если обратиться к официальным данным Федеральной комиссии по приговорам США, то за 2015 г. структура осужденных на федеральном уровне будет выглядеть следующим образом (рис. 1) [5].

Система уголовно-правовых норм на федеральном уровне в области противодействия незаконному обороту наркотиков в США достаточно запутана. Существование Свода законов США

Примером такой внутренней несогласованности и дробности правового регулирования на федеральном уровне является, на мой взгляд, область противодействия незаконному обороту наркотиков2. Если обратиться ко всем нормам ^С, касающимся регулирования вопросов уголовной ответственности за наркопреступления, то мы увидим, что таких норм более 30. Помимо основных норм,

2 Хотя в рамках настоящей статьи и не рассматриваются

положения уголовного законодательства отдельных штатов,

посвященные противодействию незаконному обороту наркотиков, но стоит отметить, что пороки федерального законодателя передались и на уровень штатов. К примеру, штат Нью-Йорк:

закрепление основных составов преступлений в главе 33 Акта

об общественном здравии Штата и части 3 главы M Уголовного кодекса Штата. И такая практика не является единичной.

(UnitedStatesCode, далее - ШС), содержащего 18 книгу - Преступление и уголовный процесс, - не решает проблемы отсутствия на федеральном уровне единого уголовного кодекса. Как правильно отмечает А. В. Кочемасов «далеко не все нормы федерального уголовного законодательства содержатся в тексте Федерального УК. На практике многие из норм, устанавливающих уголовные санкции за совершение тех или иных противоправных действий, можно обнаружить в других разделах» [6]. В этом же направлении высказывается профессор ОСулливан: «Федеральное правительство никогда не имело уголовного кодекса в классическом его понимании» [7].

которые будут рассмотрены ниже, тут можно встретить квалифицированные виды авиационной контрабанды (19 ШС 1590), обязательное усиление уголовной ответственности за наркопреступления, совершенные с использованием огнестрельного оружия (18 ШС924(с)), незаконные финансовые операции с имуществом и финансовыми средствами, приобретенными за счет наркопреступности (18 ^С 1956 и 1957), кражи и взломы, сопряженные с контролируемыми веществами (18 ^С 2118) и иные нормы.

Основные нормы федерального уровня, предусмотревшие уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, аккумулированы в частях 1 и 2 главы

Рис. 1. Структура осужденных за 2015 г. на федеральном уровне

13 книги 21 Свода Законов США (Chapter 13Title 21 USC), основная их масса сосредоточена в части 1, включающей разделы с литерами «A»-«F», содержащие §§ 801-904 [8].

Раздел <<D» содержит систему норм об ответственности, в том числе и уголовной, за незаконный оборот наркотиков и нарушение положений законодательства США о регулировании легального оборота наркотиков (§ 841-863). В этом разделе содержатся нормы как материального, так и процессуального права, а также правила о доказательствах. Статьи 841, 842 и 843 образуют три основные группы нарушений - «А», «В» и «С».

В соответствии с § 841 (преступления категории «А»), признается незаконным любое действие, совершенное осознанно или намеренно и направленное:

- на производство, распространение, поставку (отпуск) или владение с целью производства, распространения или поставки (отпуска) контролируемого вещества;

- на создание, распространение, поставку (отпуск) или владение с целью распространения или поставки (отпуска) контрафактного контролируемого вещества.

Квалифицирующие признаки:

1. Совершение преступления повторно лицом, которое уже было ранее осуждено за любую фело-нию, связанную с контролируемыми веществами3.

2. Совершение преступления лицом после совершения двух преступлений, предусмотренных §§ 841, 849, 859, 860 или 861 настоящего раздела под литерой «D».

3. Наступление смерти или серьезных увечий вследствие употребления контролируемых веществ, перечисленных в данной статье4.

§ 841 содержит особо квалифицированные составы:

1. Совершение преступления, предусмотренного основным составом статьи 841, путем культиви-

3 К такого рода фелониям стоит относить любые преступления, наказуемые на срок более 1 года лишения свободы по законодательству США, отдельных штатов или иных государств, а также связанные с наркотическими средствами, марихуаной, анаболическими стероидами, антидепрессантами или стимулирующими веществами, в отношении которых установлены особые меры контроля и регулирования (ст. 803, § 44).

4 Под серьезными увечьями («^егюшЪосШущигу») следует понимать значительный риск наступления смерти; долговременное и сложноизлечимое заболевание, а также длительное лечение или полную утрату функций отдельных частей тела, отдельного органа или умственных способностей (ст. 802, § 25).

рования или производства контролируемых веществ с использованием объектов или на объектах федеральной собственности США - 21 ^С 841 (Ь) (5).

2. Совершение преступления, предусмотренного основным составом ст. 841 с использованием ядов, химических или иных сильнодействующих веществ на объектах федеральной собственности США, если это использование: создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, животных, включая домашних; ухудшает или наносит серьезный вред окружающей среде и природным ресурсам; загрязняет водоносный слой, источники рек, их русла, водоносные ключи или непосредственно саму воду.

3. Совершение насильственного преступле-ния5, включая изнасилование, в целях распространения контролируемых веществ, т. е. преступления, предусмотренного основным составом ст.841-21 ШС 841 (Ь) (7).

4. Совершение преступлений, где объектом преступления выступают химические вещества, включенные в 1 или 2 списки - 21 ^С 841 (с)6.

5. Сбор, определение положения, места размещения и непосредственно размещение «ЪооЪу^арз» [9]7 на объектах федеральной соб-

5 Акт отсылает нас к положениям книги 18 Свода законов США, где в ст. 16 дает определение данной категории («crime of violence»), понимая под этим преступление, которое предполагает использование, попытку или угрозу применения мер физического воздействия в отношении любого лица или использование такой силы при завладении имуществом другого лица. Также ст. 16 относит к таким преступлениям любые преступления, которые определяются как фелонии, так как применение силы для подавления любого лица или завладения имуществом другого лица является по своей природе наиболее тяжким преступлением, чем какое-либо иное.

6 Сюда относят случаи владения химическими веществами с целью незаконного производства контролируемых веществ (Ч. 1); владеет или распространяет химические вещества, зная или обоснованно предполагая, что указанные химические вещества могут быть использованы для производства контролируемых веществ (Ч. 2) и нарушение правил ведения учета отпускаемых химических веществ и нарушение порядка ведения отчетной документации в рамках легального производства химических веществ (Ч. 3).

7 В соответствии с пунктом 3 данного параграфа, под «boobytraps» следует понимать скрытые или замаскированные устройства, предназначенные для нанесения травмы человеку, контактирующему с устройством и не обладающим необходимыми сведениями об истинном предназначении такого устройства. К таким устройствам относится оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, снабженные механическими или силовыми

ственности США, где производятся, хранятся или распределяются контролируемые вещества -21 ШС 841 (а).

6. Неправомерное распространение и владение химическими веществами, включенными в перечни 1 и 2 - 21 ШС 841 ф8.

7. Продажа через Интернет наркотиков, используемых для совершения изнасилования и насильственных действий сексуального характера - 21 ШС 841 (е) [10]9.

8. Незаконные доставка, распространение или приготовление контролируемых веществ посредством сети Интернет, а также оказание содействия и подстрекательство к совершению какого-либо из указанных преступлений - 21 И8С 841 (Ь)10.

Наряду с «целевым» владением, т. е. владение в целях совершения какого-либо преступления, в законе содержится указание на т. н. «простое владение» - 21 И8С 844. Такое владение наказывается существенно мягче в сравнении с «целевым» владением (к примеру, лицо по пар. 844 может вообще отделаться только штрафом до 50 тыс. долл. США, тогда как за «целевое» владение в рамках пар. 841

устройствами активации, а также заточенные колья и колючая проволока.

о

Оба действия предполагают форму means rea -knowingly. Также, применительно к преступному действию «владение химическими веществами», стоит отметить, что оно выражается в нарушении порядка ведения отчетной документации, определенной в § 830, и в непринятии необходимых действий по налаживанию ведения такой документации в условиях, когда лицу стало известно о необходимости наличия такой документации.

9 В статье указывается на необходимость знания лица или наличия у него серьезной убежденности, что распространяемый им наркотик приобретается третьими лицами в целях облегчения совершения изнасилования, а также что третье лицо не имеет надлежащего права на приобретение данных наркотиков. Также в статье указываются виды наркотиков, которые подпадают под регулирование данной нормы - к примеру, кетамин или флунитразепам.

10 В статье указываются варианты возможного поведения виновного лица при совершении указанных преступлений. Сюда относят действия, направленные на совершение преступления через интернет-аптеки или аптечные интернет-киоски, которые не зарегистрированы надлежащим образом; незаконную выдачу рецептов на контролируемые вещества только на основании заполнения в режиме онлайн карты «мнимого» больного, а также предоставление обманным путем справок и необходимых документов, дающих право на получение контролируемых веществ, с использованием сети Интернет. Стоит отметить, что указанный перечень не является исчерпывающим и, как нам кажется, служит для ориентирования правоприменителя в дальнейшей практике.

вопрос уже идет только о лишении свободы на срок от 10 лет, сопряженный со штрафом на сумму 10 млн долл. США). Вместе с этим, в доктрине уголовного права США вопрос правильности криминализации «простого» владения подвергается существенной критике. Отмечается, что «владение не является действием, а является состоянием, т. е. своеобразной правовой фикцией» [11].

В соответствии с параграфом «а» § 844, под «простым владением» следует понимать три блока действий:

1) владение любым контролируемым веществом, совершаемое осознанно или намеренно, кроме случаев, когда в соответствии с положениями законодательства США такое вещество было получено непосредственно от практикующего лица вследствие осуществления им своих профессиональных полномочий, а также в случае, если указанное вещество было выдано по действительному рецепту или распоряжению указанного выше лица;

2) владение любым химическим веществом, помещенным в перечень № 1, после истечения срока действия, аннулирования или приостановления специального разрешения, а также в случае прекращения осуществления хозяйственной деятельности, указанной в специальном разрешении;

3) приобретение в розницу в течение 30-ти дневного срока более 9 грамм вещества, имеющего в основе эфедрин, псевдоэфедрин, фенилпропано-ламин, в нарушение графика поставок химических веществ, входящих в списки контролируемых химических веществ.

Следующий блок нарушений - параграфы 842 и 843 - посвящены сфере т.н. «профессиональных» правонарушений.

§ 842 (запрещенные действия категории «В» или «регулятивные» нарушения) - устанавливает ответственность за т. н. «профессиональные» противоправные действия, связанные с нарушением правил легального производства, хранения, распределения и реализации контролируемых веществ. Большинство положений статьи содержит отсылки к разделу под литерой «С», где устанавливаются указанные правила. К примеру, часть «b» § 829 устанавливает, что контролируемые вещества, входящие в списки III и IV, могут быть выданы на основании рецепта, который действителен в течение 6 месяцев с момента выдачи лечащим или практикующим врачом, обладающим на это правом. Нарушение этого порядка может привести к назначению виновному лицу «гражданского» штрафа в размере до 25000 долл. США. Сюда также относятся действия лица, официально зарегистрированного как производитель контролируемых веществ, входящих

в I и II списки, а также эфедрина, псевдоэфедрина, фенилпропаноламина и/или любыхих солей, оптических изомеров, или солей оптических изомеров таких веществ, но осуществляющий производство веществ, которые не указаны в его разрешении или за пределами, установленной для него квоты. Наказания на нарушение данных правил имеют характер гражданского штрафа, размер которого варьируется от 1 до 500 тыс. долл. США, где предусматриваются также случаи взыскания сумм не за все преступления сразу, а за каждое нарушение установленных правил.

Интересно, что данная группа противоправных действий не образует преступления (crime), кроме трех случаев, которые указаны в части 2 § 842, которые сводятся к тому, что нарушения правил совершено осознано и лицо совершило все возможные действия, которые были направлен на нарушение установленных правил. В этой ситуации лицо может быть впервые приговорено к лишению свободы на срок до 1 года и штрафу в 25 тыс. долл. США, а при повторном и последующем совершении этого преступления срок лишения свободы увеличивается до 2 лет и штраф также возрастает в два раза до 50 тыс. долл. США.

Статья 843 (преступления группы «C») по отношению к § 842 должна рассматриваться как более серьезные нарушения правил, которые влекут исключительно уголовную ответственность и соответствующие санкции. Статья предусмотрела уголовную ответственность также за преступления, совершаемые в ходе ведения хозяйственной деятельности по производству и распространению контролируемых веществ. Так, предусмотрена уголовная ответственность для легальных распространителей контролируемых веществ, входящих в 1и II списки, которые нарушают установленную в § 828 форму бланка заказа на выдачу указанных веществ. Также признается незаконным использование в процессе производства и распространения контролируемых веществ использование регистрационного номера, которые является недействительным, приостановленным, отмененным или принадлежит другому производителю, т. е. нарушения правил носят более резкий характер, демонстрирующий осознанное противодействие установленным правилам, рекомендациям и предупреждениям (к примеру, игнорирование предупреждения Генерального Прокурора США на производстве по запрету на поставку контролируемого химического вещества своему контрагенту в отношении которого проводится проверка соблюдения федерального законодательства о нераспространении наркотиков).

Помимо нарушений указанных правил и предписаний в рамках положений § 843 наказывается деятельность, сопряженная с использованием средств связи, направленная на распространение наркотиков.

Наказаниями за нарушение положений § 843 являются: лишение свободы на различные периоды времени (до 4 лет при простом преступлении; до 8 лет, при совершении повторного наркопреступления или преступления, которое также было квалифицированно по § 843). В случае если лицо какими-то путями пытается облегчить производство амфетамина и непосредственно производит его, то ему могут назначить лишение свободы уже до 10 лет, а при повторном совершении - до 20 лет и штраф, определяемый в соответствии с положениями книги 18 Свода законов США.

Особенно стоит выделить случаи, когда на уголовную ответственность лица влияют обстоятельства места совершения преступления. Во-первых, существенно усиливается уголовная ответственность за совершение преступлений на территориях «зон отдыха» для водителей грузовых автомобилей, а также за совершение преступления в зоне 2,500 футов от дорог федерального значения (21 ^С 849)11. Во-вторых, это совершение преступлений на территории т.н. «schoolzones», т. е. в пределах 1000 футов территорий образовательных учреждений и 100 футоворганизаций досуга и спорта, независимо от формы их собственности (21 ^С 860)12. В-третьих, это случаи незаконного

11 Сам § 849 называется «Преступления, посягающие на безопасность на транспорте». Признаются незаконными действия лиц, которые совершают незаконное распространение или владение в целях незаконного распространения наркотиков (1), а равно сдают в аренду или владеют помещением, где происходит производство, распространение или потребление контролируемого вещества (2). Местами указанной повышенной правовой охраны выступают непосредственно стоянки для отдыха водителей дальнобойщиков и коммерческих перевозчиков, а также 2,500 футовые зоны от трасс стратегического, оборонного значения и трасс федерального уровня.

12 Интересным для уяснения указанной нормы является решение по делу State v. Ogar, 229 N.J. Super. 459 (1989), где суд подтвердил правовое содержание таких «свободных школьных зон»: «свободные от наркотиков пространства вокруг учебных учреждений призваны не просто предотвращать распространение наркотиков именно среди несовершеннолетних, но и создавать указанные пространства свободными от малейшего намека на возможность приобретения и распространения наркотика, т. е. помогает обеспечивать интересы и права несовершеннолетних и обучающихся».

распространения, производства или владения ме-тамфетамином в целях совершения указанных преступных действий в помещениях, где находятся лица, не достигшие 18-ти лет (21 И8С 860а).

Нельзя не отметить еще один интересный для понимания природы федерального уголовного законодательства параграф. Речь идет о 21 И8С § 856, который в самом грубом переводе может быть определен как «содержание притона»13. Признается незаконной любая осознанная деятельность лица: (1) по открытию, сдаче в аренду, использованию или поддержанию любого помещения, где постоянно или временно производят, распространяют или потребляют контролируемые вещества. Также признается незаконной любая осознанная деятельность лица по: (2) управлению или регулированию любым помещением, где оно постоянно или временно выступает собственником, арендатором, работником, наемным управляющим или залогодержателем и сознательно сдает такое помещение в аренду или делает его доступным для непосредственного использования в целях незаконного производства, хранения, изготовления и потребления контролируемых веществ. При этом указанная деятельность возможна как с получением каких-либо материальных выгод для себя, так и без таковых. Представляется, что указанное разделение на простое предоставление помещения и уже управление таким помещением при получении определенной выгоды стоит признать верным решением законодателя. Также интересно, что одно из деяний, образующих преступление - хранение контролируемого вещества - позволяет применять указанную норму и в отношении корпораций, которые могут быть привлечены к штрафу в размере до 2 млн долл. США.

Резюмируя изложенное выше, можно сделать следующие выводы:

1. Костяк уголовно-правовых норм федерального уровня, посвященных противодействию незаконному обороту наркотиков, составляют §§ 841, 842, 843, 844ШС 21 и § 545 ШС18.

2. Юридическая техника, применяемая в конструкции 21 ШС параграфов 841 и 844, направленная на умеренное обобщение, является более выгодным решением законодателя, так как способствует не только экономии текста уголовного за-

13 В оригинале параграф обозначается как «Мат1а1тпеагие-^окейргет1зе5», т. е. Содержание объекта, где происходит оборот наркотиков. Также указанные помещения могут быть определены как «дома крэка» (иШеаЗШеБ V. 8ЬеИег, 665 1150, 1162 (9Ш №.2011)).

кона, но и препятствует излишней перегруженности терминами самой статьи, что делает ее понятной для правоприменителя и обывателя. Также стоит признать полезным для возможного восприятие наличие определенного «словаря» (21 USC § 802), где дается толкование указанных преступных деяний.

3. Существующая практика по разделению владения на «целевое» и «простое» стоит признать успешным шагом законодателя, так как указанные преступления представляют разную степень общественной опасности.

4. Существование в рамках § 856 USC 21 практики по разделению простого предоставления помещения и предоставления помещения за деньги при осуществлении управления в отношении таких помещений, где незаконным образом производится, хранится, распространяется или потребляется контролируемое вещество, стоит также признать верным решением законодателя, так как второй случай связан с извлечением прибыли от осуществляемой деятельности и может свидетельствовать об определнной кооперации внутри преступных группировок, занимающихся преступной деятельностью в области оборота контролируемых веществ. Лицо заинтересовано в продолжении противоправной деятельности и оказывает ей косвенную поддержку, т. е. способствует распространению контролируемых веществ;

5. К отрицательной черте конструкции указанных составов стоит отнести излишне подробное описание видов контролируемых веществ и их количественного выражения. Хотя данная практика и находится в прямой зависимости от квалификации деяния и возможного назначения наказания, но излишне перегружает параграфы и делает их трудными для восприятия.

Литература

1. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 19 апреля 2016 года S-30/1. URL: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N16/ 110/ 27/PDF/N1611027.pdf?0penElement

2. Петиция властей г. Мехико в адрес федеральной законодательной власти по изменению положений федерального законодательства в области регулирования оборота каннабиса и его производных. 2014 г. URL: http://www.druglawreform.info/images/ stories/Iniciativa_Cannabis_ALDF_Congreso.pdf.

3. Обобщенные данные по легализации марихуаны в США URL: http://medicalmarijuana. procon.org/view.resource.php?resourceID=000881.

4. Kimani Paul-Emile, Making Sense of Drug Regulation: A Theory of Law for Drug Control Policy // 19 Cornell J. L. & Pub. Pol'y 691. (2009-2010). Pp. 691-740.

5. 2015 Sourcebook of Federal Sentencing Statistics. URL: http://www.ussc.gov/research-and-publications/ an-nual-reports-sourcebooks/2015/sourcebook-2015.

6. Кочемасов А. В. Кодификация уголовного права в США. М., 2016. С. 146-147.

7. Julie R. O'Sullivan The Federal Criminal «Code» is a Disgrace: Obstruction Statutes as Case Study // The Journal of criminal law &Criminology, Vol. 96. 2006. № 2. Pp. 643-726.

8. Chapter 13 Title 21 USC. URL: http:// us-code.house.gov/browse/prelim@title21/chapter13/subchapt er1&edition=prelim.

9. Information of US Forest Service. URL: http:// www.fs.fed.us/lei/drug-control-program.php.

10. Office on women's health. URL: http:// www.womenshealth.gov/publications/our-publications/ fact-sheet/date-rape-drugs.html#a.

11. Samaha Joel Criminal Law, 11th edition. Wadsworth, 2014. Рр. 117-119.

References

1. Rezolyutsiya, prinyataya General'noj Аssambleej OON 19 aprelya 2016 goda S-30/1 [The resolution adopted by the United Nations General Assembly on April 19, 2016 S-30/1]. URL: https:// documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/ GEN/N16/ 110/ 27/PDF/N1611027.pdf? OpenElement

2. Petitsiya vlastej g. Mekhiko v adres federal'noj zakonodatel'noj vlasti po izmeneniyu polozhenij feder-al'nogo zakonodatel'stva v oblasti regulirovaniya oborota kannabisa i yego proizvodnykh. 2014 g. [The petition of the authorities of Mexico City to federal legislature on

change of provisions of the federal legislation in the field of regulation of a turnover of cannabis and its derivatives. 2014] URL: http://www.druglawreform.info/images/ sto-ries/Iniciativa_Cannabis_ALDF_Congreso.pdf.

3. Obobshchennye dannye po legalizatsii marikhuany v SShA [The generalized data on legalization of marihuana in the USA] URL: http://medicalmarijuana. procon.org/view.resource.php?resourceID=000881.

4. Kimani Paul-Emile, Making Sense of Drug Regulation: A Theory of Law for Drug Control Policy // 19 Cornell J. L. & Pub. Pol'y 691. (2009-2010). Pp. 691-740.

5. 2015 Sourcebook of Federal Sentencing Statistics. URL: http://www.ussc.gov/research-and-publications/ an-nual-reports-sourcebooks/2015/sourcebook-2015.

6. Kochemasov A. V. Kodifikatsiya ugolovnogo prava v SShA [Codification of penal law in the USA]. M., 2016. S. 146-147.

7. Julie R. O'Sullivan The Federal Criminal «Code» is a Disgrace: Obstruction Statutes as Case Study // The Journal of criminal law &Criminology, Vol. 96. 2006. № 2. Pp. 643-726.

8. Chapter 13 Title 21 USC. URL: http:// us-code.house.gov/browse/prelim@title21/chapter13/subchapt er1&edition=prelim.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Information of US Forest Service. URL: http:// www.fs.fed.us/lei/drug-control-program.php.

10. Office on women's health. URL: http:// www.womenshealth.gov/publications/our-publications/ fact-sheet/date-rape-drugs.html#a.

11. Samaha Joel Criminal Law, 11th edition. Wadsworth, 2014. Pp. 117-119.

* * *

SYSTEM OF THE FEDERAL ANTI-NARCOTIC CRIMINAL LEGISLATION IN THE USA (THE SHORT NOTE)

SHCHERBAKOV ALEKSEY DMITRIEVICH Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Moscow, the Russian Federation, e-mail: alex_scherbakov@rambler.ru

In article the author considered the question of separate paragraphs of the operating system of criminal precepts of law of federal level in the USA devoted to a question of counteraction to drug trafficking. Need of scientific judgment of provisions of the criminal legislation in the field of counteraction to drug trafficking in the USA causes the relevance of the conducted research. The USA, on an equal basis with the Russian Federation, is influenced by enormous influence from various criminal groups including transnational character. Also the author noted that besides distribution so-called «classical» (i.e. drugs which are familiar to law enforcement agencies and expert divisions), there is an expansion of distribution so-called the «new» drugs constituting big public danger in connection with their full or insufficient study in expert divisions of law enforcement agencies and their unpredictability for possible consumers that can lead to sad consequences. The specified problems are characteristic also of the Russian Federation (for example, «wave» of death in certain regions of the Russian Federation at the end of 2014 and the hasty decision on introduction to structure of the Criminal Code of the Russian Federation of article 2341). Creation of effective criminal policy in the field of counteraction to drug trafficking on the way of annual toughening of punishments for commission of crimes is already close to exhaustion of the resource of durability and reliability. The new view and approach to the solution of the specified problem is necessary. The author represented that studying of experience of the foreign states and its critical judgment will allow to find that outlet where will perhaps look for new resources for creation of domestic effective criminal policy in the field of counteraction to drug trafficking.

Key words: USA, federal criminal legislation, production of drug, possession of drug, school zones, judicial precedent, synthetic drugs, spice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.