Научная статья на тему 'Становление антинаркотического законодательства в сша'

Становление антинаркотического законодательства в сша Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1364
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ В США / ОПИЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1909 Г / АКТ 1909 Г. О ЗАПРЕТЕ ВВОЗА В США ОПИУМА / АКТ ГАРРИСА / DRUG TRAFFICKING IN THE USA / OPIUM CONFERENCE OF 1909 / ACT OF 1909 OF IMPORT BAN TO THE USA OF OPIUM / GARRIS''S ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербаков Алексей Дмитриевич

Статья посвящена рассмотрению основных этапов развития законодательства США по противодействию незаконному обороту наркотиков. Преимущественно в статье будет рассмотрено развитие уголовного законодательства США в данной области. Традиционно считается, что деятельность США в области противодействия незаконному обороту наркотиков считается едва ли не образцовой для других стран. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на отдельные положения законодательства США, которые свидетельствуют об излишней суровости применяемых мер уголовной репрессии по отношению к виновным лицам. При этом автором приводится разработанная периодизация антинаркотического законодательства США и краткая характеристика каждого из этапов. В статье предлагается рассмотреть развитие антинаркотического законодательства США на начальном этапе до 1920-х гг. XX в. В частности, рассмотрены вопросы появления проблематики распространения наркотиков как таковой и приводится анализ первых законов штатов о противодействии незаконному обороту наркотиков постановление магистрата Сан-Франциско 1875 г., закон штата Невада от 1877 г. В статье достаточно подробно рассматриваются положения законодательства начала XX в., посвященные регулированию и противодействию незаконному обороту наркотиков в США. В частности, приводятся и анализируются положения Акта о чистоте продукции и медикаментов 1906 г., Акта о запрете ввоза опиума в США 1909 г., Акта Гарриса 1914 г., а также Акта о запрете ввоза и потребления опиума в иных целях, кроме медицинских 1922 г. Также в статье освещается международная деятельность США по формированию в повестке мировых держав очередной насущной проблемы проблемы незаконного распространения наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ANTI-NARCOTIC LEGISLATION IN THE USA

Article contains consideration of the main stages of development of the legislation of the USA in counteraction to a drug trafficking. Mainly in article the author considered development of the criminal legislation of the USA in this field. Traditionally the activity of the USA in the field of counteraction to a drug trafficking is nearly exemplary for other countries. At the same time, it is necessary to pay attention to separate provisions of the legislation of the USA which testify to excessive severity of the applied measures of criminal repression in relation to perpetrators. Thus the author gave the developed periodization of the anti-narcotic legislation of the USA and the short characteristic of each of stages. In article the author offered to consider development of the anti-narcotic legislation of the USA at the initial stage till 1920s of the XX century. In particular, the author considered questions of emergence of a perspective of drug trafficking and provided the analysis of the first laws of states on counteraction to a drug trafficking the resolution of San Francisco magistrate of 1875, the law of the State of Nevada of 1877. In article the author in detail considered the provisions of the legislation of the beginning of the XX century devoted to regulation and counteraction to a drug trafficking in the USA, in particular, gave and analyzed provisions of the Act of purity of production and medicines of 1906, the Act of a ban of import of opium in the USA 1909, Garris's Act of 1914, and also the Act of a ban of import and consumption of opium in other purposes, except medical 1922. In article the author also presented the international activities of the USA for formation in the agenda of world powers of the next pressing problem problems of illegal drug trafficking.

Текст научной работы на тему «Становление антинаркотического законодательства в сша»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-10-219-225

СТАНОВЛЕНИЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В США

ЩЕРБАКОВ АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: alex_scherbakov@rambler.ru

Статья посвящена рассмотрению основных этапов развития законодательства США по противодействию незаконному обороту наркотиков. Преимущественно в статье будет рассмотрено развитие уголовного законодательства США в данной области. Традиционно считается, что деятельность США в области противодействия незаконному обороту наркотиков считается едва ли не образцовой для других стран. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на отдельные положения законодательства США, которые свидетельствуют об излишней суровости применяемых мер уголовной репрессии по отношению к виновным лицам. При этом автором приводится разработанная периодизация антинаркотического законодательства США и краткая характеристика каждого из этапов. В статье предлагается рассмотреть развитие антинаркотического законодательства США на начальном этапе - до 1920-х гг. XX в. В частности, рассмотрены вопросы появления проблематики распространения наркотиков как таковой и приводится анализ первых законов штатов о противодействии незаконному обороту наркотиков - постановление магистрата Сан-Франциско 1875 г., закон штата Невада от 1877 г. В статье достаточно подробно рассматриваются положения законодательства начала XX в., посвященные регулированию и противодействию незаконному обороту наркотиков в США. В частности, приводятся и анализируются положения Акта о чистоте продукции и медикаментов 1906 г., Акта о запрете ввоза опиума в США 1909 г., Акта Гарриса 1914 г., а также Акта о запрете ввоза и потребления опиума в иных целях, кроме медицинских 1922 г. Также в статье освещается международная деятельность США по формированию в повестке мировых держав очередной насущной проблемы - проблемы незаконного распространения наркотиков.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков в США, Опийная конференция 1909 г., Акт 1909 г. о запрете ввоза в США опиума, Акт Гарриса

До середины XIX в. проблема незаконного оборота наркотиков не была актуальной для США. Главенствующую позицию занимал вопрос неумеренного потребления алкоголя. В целях борьбы по всей стране создаются добровольные общества трезвости, как на базе церковных учреждений, так и базе общественных клубов. К примеру, в 1852 г. создается «Женское общество трезвости штата Нью-Йорк», которое призвано бороться с ростом потребления алкоголя, сохранением семейных ценностей и защитой женщин от домашнего насилия пьющих супругов (после 70-х гг. XIX в. к этому прибавится еще и борьба с незаконным оборотом и потреблением опиума, а далее и активная борьба за политические права женщин).

Отправной точкой начала широкого распространения и потребления наркотиков в США можно считать вторую половину XIX в. [1]. Среди факторов, повлиявших на переход проблемы незаконного распространения и потребления наркотиков из проблемы, отдельно взятого инди-

вида, в бедствие национального масштаба, можно выделить три основные группы:

1. Экономическая группа факторов (активное развитие промышленности в США, включая химическую и фармакологическую и, как следствие, наращивание объемов наркотиков, как для внутреннего, так и внешнего использования в экономических целях; вступление в экономическое противоборство с Великобританией за передел сфер рынков сбыта; освоение западных земель США; практика сбыта наркотиков на китайские рынки).

2. Социальная группа факторов (окончание Гражданской войны 1861-1865 гг. и, как следствие, увеличение числа лиц, которым вводился в качестве обезболивания морфин, вызывавший привыкание; социальная напряженность на рынке труда, вызванная притоком дешевой рабочей силы - мигрантов из Китая, особенно в штатах западного побережья США; развитие в стране общественного религиозного движения в поддержку ограничения распространения алкоголя и наркотиков).

A. D. SHCHERBAKOV

3. Медицинская группа факторов (широкое распространение и назначение врачами лекарственных средств, содержащих активные вещества опиатной группы, вызывавшей привыкание и приводящей к немедицинскому и неконтролируемому потреблению).

Произошел также интересный поворот общественного отношения к наркотикам - в них начали искать если не альтернативу алкоголю, то относились к ним как к чему-то нейтральному для здоровья человека. В 1868 г. профессор Джордж Вуд в докладе сформулировал, что последствия употребления опиума не так вредны для организма, как употребление алкоголя. В частности, им было указано, что употребление опиума не приводит к «белой горячке» и не ведет к снижению интеллектуального уровня потребляющего, напротив, приводит к подъему эмоционального состояния и повышению физической выносливости [2].

Решение проблематики незаконного распространения наркотиков в США требовало формирования соответствующей нормативной базы, в первую очередь, системы уголовных запретов в данной области регулирования.

Развитие антинаркотического законодательства в США можно разделить на четыре больших периода:

1. Регионально-контрольный период (середина Х1Х-начало XX вв.) - характеризуется развитием законодательства штатов в области противодействия незаконному распространению наркотиков в пределах своих территорий, а также развитием федерального законодательства, но в направлении тарифного регулирования ввоза и оборота на территории США наркотиков.

2. Период становления (1906-1955 гг.) - характеризуется формированием федеральной законодательной базы, касающейся противодействия незаконному обороту наркотиков, а также созданием системы органов противодействия незаконному обороту наркотиков.

3. Период ужесточения или «репрессивный» (1955-конец 80-х гг. XX в.) - характерными особенностями этого периода стоит считать ужесточение федерального законодательства не только за незаконный оборот наркотиков, но и за незаконное владение ими, в том числе и марихуаной. Также к характерным чертам времени можно отнести активную роль США по противодействию незаконному обороту наркотиков в мире и содействию в принятии ведущих международных актов в данной сфере - Единая конвенция ООН о наркотических средствах 1961 г., [3] Конвенция о психотропных веществах 1971 г., [4] Конвенция ООН о борьбе

против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. [5].

4. Период переосмысления (начало 1990 гг. по настоящее время) - характеризуется постепенным переосмыслением чрезмерно жесткого и бескомпромиссного подхода 3 периода и заключается в строгом отграничении двух сфер борьбы с незаконным оборотом наркотиков: а) максимально жесткая законодательная реакция на незаконный сбыт и производство наркотиков, включая так называемые спайсы», а также на деятельность преступных группировок, включая транснациональные преступные группировки; б) смягчение уголовной репрессии в отношении лиц, совершающих наркопреступления впервые, а также в отношении лиц, которые болеют наркоманией, введение реабилитационных и восстановительных программ. Также можно выделить тенденцию к началу легализации «легких» наркотиков, прежде всего, марихуаны, в отдельных штата США, что, по мнению автора, стоит считать большим шагом назад, нежели каким-то прогрессивным явлением.

Ниже мы рассмотрим основные акты и решения властей США, касающиеся развития антинаркотического законодательства США до начало 20-х гг. XX в. и постараемся наиболее полно осветить вопросы, связанные с тенденциями развития законодательства того периода.

До середины XIX в. в США на федеральном уровне существовал только один акт, который косвенно касался вопроса оборота наркотиков, в частности, опиума - Акт о тарифах 1832 г., который, однако, не содержал в себе запретительных элементов, а сводился к снятию ввозных пошлин на опиум. При пересмотре в 1842 г. этого Акта опиум уже облагается ввозной пошлиной, зафиксированной в 25 центов за фунт опиума. В 1862 г. в число товаров, облагаемых ввозной пошлиной, был добавлен морфин - 2 долл. за фунт. Дальнейшие колебания ввозных пошлин на опиум, морфин, медицинский опиум и опиум-сырец продолжались на протяжении всей второй четверти XIX в. Интересно, что в 1890 г. опиум-сырец был вообще выведен из-под действия тарифного регулирования и, как следствие, переведен в категорию беспошлинных товаров.

Следующим аспектом, который нельзя не отметить при рассмотрении развития федерального регулирования оборота наркотиков, является введение адвалорного налога с курительного опиума в размере 80 % от суммы ввозной пошлины (с 1860 по 1890 гг. сумма пошлины составила 2 доллара 50 центов с фунта, в 1890 г. - 12 долл. с фунта, а в 1897 г. - 6 долл. с фунта). По данным

ЕЬБЫБОЕ, за период с 1860 по 1913 гг. власти США только на этих ввозных пошлинах получили в казну более 26 млн долл. США [6].

Развитие законодательства штатов о противодействии обороту и потреблению наркотиков началось в 1860 г. в Пенсильвании, где был принят «антиморфиновый» закон. Спустя два года в Огайо принимается закон о запрете курения опиума, но все же наиболее примечательным служит постановление магистрата Сан-Франциско 1875 г., которое отдельные исследователи относят к дискриминационному законодательству в отношении китайских мигрантов, прибывших в США за период

40-50-х гг. XIX в. До настоящего времени в США нет единого подхода к эффективности данных мер, так как при внешнем налете законности и попытке защитить подрастающее поколение от влияния опиокурилен, все же эти нормы носили дискриминационный характер и использовались как инструмент политической борьбы и притеснения китайских мигрантов [7].

15 ноября 1875 г. магистрат Сан-Франциско принял постановление «О запрете курилен для опиума». Согласно данному акту любому лицу, находящемуся на территории города или округа, запрещается содержать, поддерживать, входить, посещать, а также в какой-либо форме оказывать содействие работе любого заведения, дома или помещения, где происходит курение опиума или где собираются люди, чтобы выкурить опиум или употребить его путем вдыхания. Виновное в нарушении данного постановления лицо подлежало привлечению к ответственности как за мисдиминор. Виновное лицо могло быть подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере от 50 до 500 долл. США или лишению свободы в окружной тюрьме на срок от 10 дней до 3 мес. [8].

В 1877 г. Невада вводит запрет на розничную продажу опиума. Согласно статуту от 31 марта 1877 г., признавалось незаконным любое владение, продажа опиума или принадлежностей для курения опиума в иных местах, кроме как в аптеках и при наличии рецепта. За нарушение данного запрета виновное лицо могло быть подвергнуто штрафу до 500 долл. США или тюремному заключению в окружной тюрьме на срок до 6 месяцев или обоим наказаниям сразу.

Отправной точкой перехода к формированию единой федеральной законодательной базы о противодействии незаконному обороту наркотиков можно считать события, после Испано-американской войны 1898 г. Положения Парижского мирного договора 1898 г. закрепили право на

управление территорией Филиппин за США [9]. Новой администрацией было установлено, что через сеть из 190 курительных домов потребляется более 130 т опиума [10]. Первоначальная идея администрации об упорядочивании торговли и потребления опиумом через систему сборов с курильщиков опиума и опиумокурилен встретила мощный отпор со стороны миссионерского движения, которое в основу своей деятельности ставило необходимость полного искоренения практики потребления опиума туземным населением и необходимостью положительного примера со стороны «цивилизованного» народа для туземцев. Для оценки употребления опиума среди населения Филиппин, выяснения механизма и путей транспортировки опиума на Филиппины и изучения законодательства приграничных стран, а также выработки рекомендаций была создана рабочая группа при Администрации Президента США, получившая название «Филиппинской комиссии». Итогом работы комиссии стала публикация в 1905 г. Доклада [11].

Найдя серьезную поддержку во властным кругах администрации США и основываясь на выводах Доклада 1905 г., «миссионерскому лобби» удалось добиться созыва в 1906 г. рабочего комитета по подготовке проведения международной опиумной конференции, которая начала свою работу в Шанхае в 1909 г., считающей первым международным органом по рассмотрению проблематики незаконного оборота и потребления наркотиков. Важнейшим решением было урегулирование вопроса распространения, культивирования и потребления опиума в регионе юго-восточной Азии через систему мер до 1917 г. Также стоит отметить, что особый статус, как подготовительной комиссии, так и конференции придало участие в ее работе основных мировых и колониальных держав (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии, США, России, Португалии, Нидерландов, Персии), а также и ведущих региональных держав (Японии, Китая, Сиама). Итогом дальнейшей совместной работы заинтересованных государств явилась Опиумная конвенция 1912 г. - первый международный акт в этой области. Стоит отметить, что ведущую роль в активизации международных процессов по налаживанию механизма и кооперации государств сыграла США. По мнению автора, эта роль имела влияние не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику США. Именно после начала подготовки к конференции в 1906 г. мы наблюдаем формирование федерального законодательства по противодействию незаконному обороту наркотиков.

А. Э. 8ЫСЫЕКВАКОУ

Второй этап формирования антинаркотического законодательства в США также характеризуется поворотом в сторону иного вида контроля над оборотом наркотиков. Если изначально мера тарифно-таможенного регулирования был направлена на извлечение прибыли от ввоза в США вышеозначенных наркотиков, то уже в начале XX в. федеральным правительством предпринимаются действия по приданию легальности потреблению медицинских препаратов, содержащих наркотики. При этом препараты, содержащие наркотики, применялись и назначались врачами от всех более-менее распространенных заболеваний, начиная от мигрени и заканчивая обычной усталостью и упадком сил. Таким образом, второй этап характеризуется принятием мер по противодействию повальному немедицинскому потреблению медицинских препаратов, содержащих наркотики в качестве активного вещества. Одним из шагов по решению этой стратегической задачи было принятие в 1906 г. Акта о чистоте продуктов и медикаментов, 1906 г. (The Pure Food and Drug Act of 30.06.1906) [12].

Актом устанавливалась незаконность ввоза на территорию США в целом, и штатов в отдельности, перемещения между штатами и территориями США любых фальсифицированных и немаркированных товаров и медикаментов.

Помимо общего запрета на фальсифицированную и немаркированную продукцию, Акт устанавливал следующие случаи нарушений, которые квалифицировались как мисдеминоры:

- производство фальсифицированных и немаркированных товаров и медикаментов (наказание: штраф не менее 500 долл. США, лишение свободы до 1 года или оба наказания сразу. При совершении повторного преступления сумма штрафа увеличивалась до 1000 долл. США, срок лишения свободы сохранялся неизменным, а суду также предоставлялась возможность назначить оба наказания сразу);

- перевозка, доставка, отгрузка, продажа или обещание продажи, экспорт или обещание экспорта из США фальсифицированных и немаркированных товаров и медикаментов (наказание: штраф до 200 долл. При повторном совершении деяния штраф увеличивался до 300 долл., а также добавлялось наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года. При этом оба наказания могли назначаться судом одновременно).

09.02.1909 г. принимается Акт о запрете ввоза в США опиума [13], который установил противоправность ввоза в США с 01.04.1909 г. любого количества опиума, препаратов с ним или производных на его основе. Допустимо было ввозить

опиум, препараты с содержанием опиума и его производные только в медицинских целях. Нарушением положений этого закона признавалась любая сознательная деятельность по ввозу, в том числе и обманным путем, в США опиума, препаратов, содержащих опиум, его остатки или его производные, а также получение, сокрытие, транспортировка, содействие хранению, продаже, сокрытию опиума, препаратов, содержащих его или его производные. Наказание по Акту 1909 г. устанавливалось в виде штрафа от 50 до 5000 долл. США, лишения свободы на срок до 2 лет и суду предоставлялась возможность назначить оба наказания сразу.

После принятия Первой опиумной конвенции в 1912 г. в США принимается Акт об экспорте наркотиков от 17.01.1914 г. [14], который подтвердил полный запрет ввоза в США опиума, препаратов с его содержанием, а также производных от него веществ, кроме как для целей медицины. Вместе с тем, Акт установил ответственность за деяния, связанные с оборотом курительного опиума и приготовленного для курения опиума. Признавалось незаконным несообщение властям о наличии или о владении любым количеством курительного опиума или опиума, приготовленного для курения, в поездах, на судах, как США, так и иностранных государств, автомобилях. Наказание по Акту 1914 г. устанавливалось в виде штрафа от 50 до 5000 долл. США, лишения свободы на срок до 2 лет и суду предоставлялась возможность назначить оба наказания сразу.

Также признавался незаконным любой экспорт из США опиума, кокаина, любых солей, их производных или их препаратов. За данное нарушение Акт предусматривал также штраф от 50 до 5000 долл. США, лишение свободы на срок до 2 лет или назначение сразу обоих наказаний. Акт предусмотрел возможность выплаты половины взысканного штрафа лицу, которое указало на наличие курительного опиума или опиума, подготовленного для курения, в железнодорожном поезде, автомобиле, корабле.

17.01.1914 г. также принимается Акт о регулировании производства курительного опиума [15]. Актом было установлено, что с каждой фабрики по производству курительного опиума взимался внутренний налог в размере 300 долл. США с каждого фунта произведенного курительного опиума. Также запрещалось организовывать такие производства лицам, не являющимся гражданами США и не имеющим соответствующей лицензии. Оговаривалось, что создание такого производства возможно только в рамках акционерного обще-

ства и при общей стоимости акций предприятия не менее чем 100.000 долл. США.

Было установлено, что производители обязаны были вести строгий учет, как сырья, так и готовой продукции, журналов учета контрагентов с указанием полных реквизитов, которые помогли бы идентифицировать контрагента по сделке в случае необходимости, а также выданных для обозначения контрольных марок, которыми наносились на каждую партию курительного опиума.

Нарушение положений Акта могло привести к назначению штрафа до 10.000 долл. США, лишению свободы на срок до 5 лет или к единовременному назначению обоих наказаний.

Следующим Актом, который нельзя не отметить, при анализе становления антинаркотического законодательства в США, является Акт Гарри-са о налогах за наркотики 1914 г. (Harrison Narcotics Tax Act, 17.12.1914) [16]. Принятие закона Гарриса было направлено на урегулирование оборота наркотиков, а также установление уголовной ответственности за нарушения положений нормативного порядка оборота наркотиков.

Устанавливалось, что с 01.03.1915 г. все лица, занимающиеся производством, импортированием, приготовлением лекарств и смесей, продажей, распространением опиума или листьев коки, различных смесей и лекарств на их основе, солей, производных или препаратов на их основе должны официально зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения или ведения дела.

Указанные лица платили ежегодный налог в размере 1 долл. США.

Нарушение требований Акта, а именно ведение указанных видов деятельности, а также отправка и доставка означенных выше веществ лицами, не прошедшими официальную регистрацию и не оплачивающими ежегодный налог, могло привести к наложению штрафа до 2.000 долл. США, лишению свободы на срок до 5 лет или единовременному применению обоих наказаний.

В завершении рассматриваемого периода, мы можем указать на еще один важнейший акт - Акт о ввозе и вывозе наркотических веществ 1922 г. (The Narcotic Drug Import and Export Act, 26.05.1922) [17].

Согласно Акту, к наркотическими веществам стали относить опиум, листья коки, кокаин, соли, производные или препараты, содержащие эти вещества.

Уголовная ответственность была предусмотрена за умышленный или обманный способ ввоза на территорию США означенных веществ, а так-

же непосредственно сокрытие, перевозку, транспортировку, продажу означенных выше наркотических веществ, а равно и содействие этим действиям.

Наказание предусматривалось в виде штрафа в размере до 5 000 долл. США, лишения свободы на срок до 10 лет или единовременного назначения обоих наказаний.

Еще одним положительным эффектом стало создание уполномоченного федерального органа в области контроля над оборотом наркотиков - Федерального комитета по контролю над наркотиками (Federal Narcotics Control Board).

В заключении можно сделать следующие выводы:

1. США, следуя мировой практике, использовали оборот наркотиков (опиума, морфина, гашиша и марихуаны) для пополнения денежными ресурсами бюджета и до определенного этапа развития рассматривал наркотик как обыкновенный товар внутреннего и внешнего рынка.

2. США, вводя контроль за распространением медицинских препаратов и продуктов, содержащих наркотики, преследовали цель повысить информированность населения о наличии тех или иных наркотических веществ в препаратах, рассчитывая, что информированность основной массы населения будет способствовать снижению потребления препаратов. Однако это привело к обратному результату в виде придания «легальности» потреблению наркосодержащих препаратов и продуктов.

3. Становление антинаркотического законодательства свидетельствует о попытке властей США выработать наиболее эффективную модель противостояния незаконному обороту наркотиков. Вместе с тем, принимаемые меры можно охарактеризовать как полумеры, не содержащие в себе комплекс мероприятий уголовно-правового и социально-реабилитационного характера. Прежде всего, на взгляд автора, это связано с крайне «мягким» решением проблемы оборота курительного опиума.

4. Если обратиться к анализу санкций за противоправные деяния в рассмотренных выше актах, то мы можем увидеть тенденцию к усилению, как штрафных санкций, так и санкций, связанных с лишением свободы, а также появлению экономических препятствий для ведения деятельности, связанной с производством и оборотом наркотиков.

Литература

1. David Musto Drugs in America: A Documentary History. New York University Press, 2002.

A. D. SHCHERBAKOV

2. David F. Musto The American Disease : Origins of Narcotic Control. Oxford University Press, USA, 1992.

3. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. 23. М., 1970

4. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. 35. М., 1981.

5. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Сборник важнейших документов по международному праву. Ч. II (Особенная). М, 1997.

6. Eldridge W. Narcotics and the law: A critique of the American experiment in narcotic drug control. № 8 (1961).

7. Diana L. Ahmad The Opium Debate and Chinese Exclusion Laws in the Nineteenth-century American West. University of Nevada Press, 2007; «They Must Go», The Stockton Daily Independent, October 23, 1885; Hyung-chan Kim, A Legal History of Asian-Americans, 17901990, Westport: Greenwood Press, 1994.

8. Текст Постановления от 15.11.1875 года. URL: https://earlydruglaw.files.wordpress.com/2011/02-/ordinance-passes.pdf

9. A Treaty of Peace Between the United States and Spain, U. S. Congress, 55th Cong., 3d sess., Senate Doc. № 62. Part 1 (Washington: Government Printing Office, 1899).

10. Всемирный доклад о наркотиках за 2008 год. URL: http://www.unodc.org/documents/wdr/WDR_2008/-WDR2008_100years_drug_control_foundation.pdf

11. Report of the Committee Appointed by the Philippine Commission to investigate the use of opium and the traffic therein. Bureau of Insular Affairs, War Department, Philippines. USA (1905). URL: http://www.drugte-xt.org/Table/Philipine-Commissions

12. The Pure Food and Drug Act // Ch. 3915, 34 Stat. 768 (1906).

13. An Act to prohibit the importation and use of opium for other than medicinal purposes // Ch. 100, 35 Stat. 614 (1909).

14. Narcotic Drug Export Act // Ch. 9. 38 Stat. 275 (1914).

15. Act Regulating the manufacture of smoking opium within the USA // Ch. 10. 38 Stat. 277 (1914).

16. Harrison Narcotics Tax Act // Ch. 1. 38 Stat. 785 (1914).

17. The Narcotic Drug Import and Export Act // Ch. 202. 42 Stat. 596 (1922).

References

1. David Musto Drugs in America: A Documentary History. New York University Press, 2002.

2. David F. Musto The American Disease: Origins of Narcotic Control. Oxford University Press, USA, 1992.

3. Edinaya konventsiya o narkoticheskikh sredstvakh 1961 g. [Uniform convention on drugs 1961] // Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR. Vyp. 23. M.,

1970

4. Konventsiya o psikhotropnykh veshchestvakh

1971 g. [Convention on psychotropic substances 1971] // Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR. Vyp. 35. M., 1981.

5. Konventsiya OON o bor'be protiv nezakonnogo oborota narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh vesh-chestv 1988 g. [The convention of the UN on fight against illegal trafficking in drugs and psychotropic substances 1988] // Sbornik vazhnejshikh dokumentov po mezhdu-narodnomu pravu. Ch. II (Osobennaya). M, 1997.

6. Eldridge W. Narcotics and the law: A critique of the American experiment in narcotic drug control. № 8 (1961).

7. Diana L. Ahmad The Opium Debate and Chinese Exclusion Laws in the Nineteenth-century American West. University of Nevada Press, 2007; «They Must Go», The Stockton Daily Independent, October 23, 1885; Hyung-chan Kim, A Legal History of Asian-Americans, 17901990, Westport: Greenwood Press, 1994.

8. Tekst Postanovleniya ot 15.11.1875 goda. [Text of the Resolution from 15.11.1875] URL: https:// ear-lydruglaw.files.wordpress.com/2011/02-/ordinance-passes.pdf

9. A Treaty of Peace Between the United States and Spain, U. S. Congress, 55th Cong., 3d sess., Senate Doc. № 62. Part 1 (Washington: Government Printing Office, 1899).

10. Vsemirnyj doklad o narkotikakh za 2008 god. [The world report on drugs for 2008] URL: http://www.unodc.org/documents/wdr/WDR_2008/-WDR2008_100years_drug_control_foundation.pdf

11. Report of the Committee Appointed by the Philippine Commission to investigate the use of opium and the traffic therein. Bureau of Insular Affairs, War Department, Philippines. USA (1905). URL: http://www.drugte-xt.org/Table/Philipine-Commissions

12. The Pure Food and Drug Act // Ch. 3915, 34 Stat. 768 (1906).

13. An Act to prohibit the importation and use of opium for other than medicinal purposes // Ch. 100, 35 Stat. 614 (1909).

14. Narcotic Drug Export Act // Ch. 9. 38 Stat. 275 (1914).

15. Act Regulating the manufacture of smoking opium within the USA // Ch. 10. 38 Stat. 277 (1914).

16. Harrison Narcotics Tax Act // Ch. 1. 38 Stat. 785 (1914).

17. The Narcotic Drug Import and Export Act // Ch. 202. 42 Stat. 596 (1922).

А. ft ^EPEAKOB

225

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

FORMATION OF THE ANTI-NARCOTIC LEGISLATION IN THE USA

SHCHERBAKOV ALEKSEY DMITRIEVICH Kutafin Moscow State Law University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: alex_scherbakov@rambler.ru

Article contains consideration of the main stages of development of the legislation of the USA in counteraction to a drug trafficking. Mainly in article the author considered development of the criminal legislation of the USA in this field. Traditionally the activity of the USA in the field of counteraction to a drug trafficking is nearly exemplary for other countries. At the same time, it is necessary to pay attention to separate provisions of the legislation of the USA which testify to excessive severity of the applied measures of criminal repression in relation to perpetrators. Thus the author gave the developed periodization of the anti-narcotic legislation of the USA and the short characteristic of each of stages. In article the author offered to consider development of the anti-narcotic legislation of the USA at the initial stage - till 1920s of the XX century. In particular, the author considered questions of emergence of a perspective of drug trafficking and provided the analysis of the first laws of states on counteraction to a drug trafficking - the resolution of San Francisco magistrate of 1875, the law of the State of Nevada of 1877. In article the author in detail considered the provisions of the legislation of the beginning of the XX century devoted to regulation and counteraction to a drug trafficking in the USA, in particular, gave and analyzed provisions of the Act of purity of production and medicines of 1906, the Act of a ban of import of opium in the USA 1909, Garris's Act of 1914, and also the Act of a ban of import and consumption of opium in other purposes, except medical 1922. In article the author also presented the international activities of the USA for formation in the agenda of world powers of the next pressing problem - problems of illegal drug trafficking.

Key words: drug trafficking in the USA, Opium conference of 1909, Act of 1909 of import ban to the USA of opium, Garris's Act

A. D. SHCHERBAKOV T. 10, № 10, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.