Научная статья на тему 'Система факторов, определяющих эффективность бизнес-процесса «Производство»'

Система факторов, определяющих эффективность бизнес-процесса «Производство» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / СИСТЕМА / SYSTEM / ФАКТОР / FACTOR / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березицкий Станислав Александрович

Общеизвестно, что деятельность любой организации включает в себя многочисленные процессы. В этой связи в публикации представлено исследование различных научных подходов к классификации факторов, определяющих эффективность бизнес-процесса «Производство». С учетом сложившихся современных экономических условий выделены глобальные рычаги воздействия на экономическую эффективность производственного бизнес-процесса российских предприятий. Выделены специфические черты бизнес-процесса «Производство», заключающиеся в преобразовании используемых ресурсов в выпускаемую продукцию в соответствии с заданной технологией. Приведенные в статье результаты представляют собой систематизацию и дополнение известных научных разработок в области моделирования эффективности современного производственного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Березицкий Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System Factors Determining Business-Procedural Efficiency in the Russian Federation: Production

The article has covered the business-procedural-efficiency (BPE)-oriented system factors in the Russian Federation (RF). In so doing the document highlights the role now played by production, claiming that global leverage, under present economic conditions, tends to influence RF enterprises' BPE. The blueprint, in the course of the discussion, claims the presented data need to be re-ordered to cope with ground-breaking Russian scientific achievements in the fields of modeling and manufacturing-procedural effectiveness. The blueprint has reached these conclusions after evaluating a set of BPE-oriented system factors, including those that are derived from production-functional approaches.

Текст научной работы на тему «Система факторов, определяющих эффективность бизнес-процесса «Производство»»

Система факторов, определяющих эффективность бизнес-процесса «Производство»

System Factors Determining Business-Procedural Efficiency in the Russian Federation: Production

УДК 658.5

Березицкий Станислав Александрович

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Berezitskiy Stanislav Aleksandrovich

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Общеизвестно, что деятельность любой организации включает в себя многочисленные процессы. В этой связи в публикации представлено исследование различных научных подходов к классификации факторов, определяющих эффективность бизнес-процесса «Производство». С учетом сложившихся современных экономических условий выделены глобальные рычаги воздействия на экономическую эффективность производственного бизнес-процесса российских предприятий. Выделены специфические черты бизнес-процесса «Производство», заключающиеся в преобразовании используемых ресурсов в выпускаемую продукцию в соответствии с заданной технологией. Приведенные в статье результаты представляют собой систематизацию и дополнение известных научных разработок в области моделирования эффективности современного производственного процесса.

Ключевые слова: бизнес-процесс, эффективность, система, фактор, производство

The article has covered the business-procedural-efficiency (BPE)-oriented system factors in the Russian Federation (RF). In so doing the document highlights the role now played by production, claiming that global leverage, under present economic conditions, tends to influence RF enterprises' BPE. The blueprint, in the course of the discussion, claims the presented data need to be re-ordered to cope with ground-breaking Russian scientific achievements in the fields of modeling and manufacturing-procedural effectiveness. The blueprint has reached these conclusions after evaluating a set of BPE-oriented system factors, including those that are derived from production-functional approaches.

Keywords: business process, efficiency, system, factor, production

Управление эффективностью бизнес-процесса современного производства является одной из основных задач менеджмента в рыночной экономике. Данная задача является многопрофильной, и ее понимание зависит от осмысления самого понятия эффективности бизнес-процесса, а также от анализа факторов, определяющих результативность производственной деятельности. Бизнес-процесс затрагивает различные уровни системы общественного воспроизводства, что требует поиска тех причин и условий, которые оказывают решающее воздействие на эффективность производственной системы современного предприятия.

На основании комплексной классификации вышеупомянутых факторов можно смоделировать и организовать должным образом хозяйственную деятельность производственного предприятия. Говоря о моделировании деятельности производственной организации, следует отметить целесообразность построения ее имитационной модели [1, с. 119]. Бизнес-процесс — ключевой логический элемент имитационной модели, который объединяет временные параметры, финансовые и товарные потоки [Там же, с. 125].

Как известно, независимо от размера бизнеса деятельность любой организации состоит из многочисленных процессов. Впервые рассматривать организацию как систему процессов предложил профессор Токийского университета, крупнейший специалист в области управления качеством К. Исикава в начале 1980-х гг. Международные стандарты серии ISO 9000 нормативно закрепили такой подход. Сущность и требования данных стандартов основаны на понимании того, что выполнение любой работы представляет собой определенный процесс. В частности, согласно определению стандарта ISO 9000:2000 бизнес-процесс — это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [2]. Более наглядно универсальная структурная схема бизнес-процесса представлена на схеме (рис. 1).

Как видно из представленной на рис. 1 схемы, каждый процесс включает в себя ресурсы, в том числе трудовые. Подчеркивая важность ресурсного обеспечения, Г. Н. Кальянов пишет, что бизнес по своей сути представляет целенаправленную деятельность по преобразованию экономических ресурсов в достижение определенных целей предпринимательства (доходы, товар, услуги) [4, с. 14]. Следует отметить, что ресурсы являются крайне важной и неотъемлемой частью бизнес-процесса, поэтому приоритетность управления ресурсным обеспечением бизнес-процессов предпринимательской структуры не вызывает сомнений.

В научной литературе ресурсы, которые могут использоваться в бизнесе, имеют классификацию по разным признакам. Так, В. И. Дрожжинов предлагает выделять следующие ресурсы бизнес-процесса: сырьевые запасы, денежные средства, имущество, профессиональная компетенция, кадры, знания, информация, инновации, технологии, другие возможности осуществления коммерческой деятельности [5, с. 21].

Возможна и другая классификация ресурсов бизнес-процесса. Так, В. В. Репин и В. Г. Елиферов различают ресурсы бизнес-процесса по следующим критериям: финансовые — средства на расчетных счетах, наличные деньги, ценные бумаги; информационные — документы, файлы, программное обеспече-

С А

о

С С

>

А

о <

о

о о

> <

Источник: [3, с. 15].

ние; кадровые — персонал; материальные — сырье, оборудование, материалы [6, с. 58].

Иными словами, ресурсы бизнес-процесса — это совокупность средств, необходимых для использования в предпринимательской деятельности: в производстве продукции, реализации товаров, услуг и в управлении этими процессами. Поэтому ресурсы бизнес-процесса являются источниками, предпосылками достижения целей предпринимательства, составными элементами, превращающими определенные возможности в реальные результаты. Ресурсы — движущая сила любой деятельности, включая предпринимательскую, ее важная составная часть, призванная при грамотном сочетании элементов, их правильном взаимодействии обеспечивать эффективное достижение необходимых результатов.

Следует отметить, что из всех перечисленных выше ресурсов бизнес-процесса любого предприятия одно из первостепенных мест занимает персонал. Традиционные подходы к управлению персоналом бывают не всегда эффективны, что побуждает предпринимателей, руководителей, менеджеров предприятий искать нестандартные схемы управления им. В современном мире именно персонал все в большей степени становится источником развития любого предприятия и общества в целом. Именно он, а не оборудование и производственные запасы является определяющим фактором повышения конкурентоспособности предприятий, их экономического роста и эффективности экономики государства в целом.

Если вернуться к схеме, изображенной на рис. 1, то можно увидеть, что кроме ресурсного обеспечения важными элементами бизнес-процесса являются потребитель и поставщик, где первый из них интерпретируется как субъект, получающий результат бизнес-процесса, а второй — как субъект, предоставляющий бизнес-процессу определенные ресурсы.

Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес-процесс следует рассматривать как систему последовательных, целенаправленных и регламентированных задач (видов деятельности, этапов, функций, операций и др.), в которой посредством ресурсов и вследствие управляющего воздействия входы процесса по определенной технологии преобразуются в выходы — результаты процесса, представляющие ценность для потребителей. Таким образом, бизнес-процессу «Производство» свойственны все характеристики системы, которая в научной литературе трактуется как набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое [7, с.41].

Особенность бизнес-процесса «Производство» заключается в способности преобразовывать используемые ресурсы в выпускаемую продукцию в соответствии с заданной технологией. Система производственного бизнес-процесса представляет собой совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих бизнес-процессов, каждый из которых вносит свой вклад в функционирование производства. Основным показателем качества работы системы, в частности, производственной бизнес-системы, характеризующим ее способность выполнять свою функцию по достижению поставленной цели, является эффективность.

Показатели эффективности представляют собой относительные величины, определяемые отношением результата (эффекта) к затратам или ресурсам, обеспечивающим этот результат. При этом эффект определяется абсолютным показателем, характеризующим результат деятельности [8, с. 49]. Наиболее важным частным показателем, характеризующим производственную бизнес-систему, является экономическая эффективность или эффективность (рентабельность) производства, т. е. соотношение полезного результата и производственных затрат. Данный показатель является итоговой характеристикой на разных уровнях

функционирования экономической системы, где на микроэкономическом уровне (уровне хозяйствующего субъекта) он определяется как отношение произведенной продукции предприятия к суммарным затратам труда, сырья и капитала.

На эффективность производственного бизнес-процесса оказывают влияние определенные факторы. Однако в современной экономической литературе нет единого методологического подхода к классификации факторов, определяющих эффективность бизнес-процесса «Производство». Наиболее известной классификацией, с точки зрения теории организации [9, с. 63], является деление факторов, воздействующих на эффективность бизнес-процесса, по принципу среды — внешней и внутренней. Внешняя среда — это среда функционирования экономического субъекта, возникающая и существующая независимо от его деятельности и при этом оказывающая существенное воздействие на него. В отличие от внешней среды внутренняя среда находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия, определяет условия его работы и является результатом управленческих решений.

Как правило, в состав внешней среды включают два крупных блока факторов: факторы прямого воздействия (деловое окружение) и факторы косвенного воздействия (фоновое окружение). Принято считать, что к фоновому окружению организация может только приспосабливаться («принимать к сведению» либо пытаться теми или иными способами нейтрализовать его последствия), целенаправленно же влиять на фоновое окружение организация не в состоянии. Однако, как показывает практика, в настоящее время многие организации имеют возможности тем или иным образом повлиять на косвенные факторы внешней среды: на политические — через лоббирование собственных интересов; технологические — путем активности в проведении исследований и разработок, особенно фундаментальных, а также через освоение «пионерных», уникальных продуктов; социокультурные (в особенности на региональном и местном уровне) — через создание имиджа и корпоративной культуры компании, а также в рамках конкурентной борьбы.

Что касается факторов, влияющих на эффективность бизнес-процесса «Производство» в рамках внутренней среды предприятия, то к ним относятся следующие:

• структура: организационная структура, методы управления, квалификация и авторитет высшего руководящего состава, специализированное разделение труда (вертикальное и горизонтальное), цели, задачи, миссия организации, маркетинговая политика, организация учета, исследования и разработки новых продуктов;

• персонал: структура, квалификационный и количественный состав работников, производительность труда и выработка, текучесть кадров, кадровая политика;

• производственная система: объем, структура, темпы развития производства, номенклатура выпускаемой продукции, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, оперативность их использования, управление материально-техническим снабжением, оборудование и степень его использования, наличие резервных мощностей, стандартизация и автоматизация производства, экологичность процессов производства, система контроля качества, имеющиеся патенты, лицензии, имидж торговых

марок, материалоемкость, ресурсо- и энергоэф- ^ фективность; ^

• финансы: обеспеченность собственными финансо- < выми средствами, объем дебиторской и кредитор- ^ ской задолженности, соотношение долгосрочных и о краткосрочных вложений и займов и т. д. к К. К. Чупров [10, с. 16] предлагает классифицировать ^

факторы эффективности бизнес-процессов по субъ- 2 ективным и объективным признакам, иными словами, изменяемые и неизменяемые. В частности, к субъек- ^ тивным факторам исследователь относит такие факто- ^ ры, которые могут быть изменены предприятием в не- х обходимую для него сторону. К ним относятся уровень з цен на сырье, материалы, продукцию; количество со- ^ трудников по подразделениям; объем затрачиваемых < ресурсов для выполнения бизнес-процесса; внутрен- 1 ний документооборот, информационная система.

Объективные факторы — это такие факторы, на которые субъект рынка не может воздействовать, но их необходимо учитывать при оценке результативности бизнес-процесса. К ним указанный выше автор относит сезонность производства, уровень конкуренции, уровень инфляции, платежеспособность покупателей.

Другой подход к классификации факторов, определяющих эффективность бизнес-процесса «Производство», предлагают авторы Д. С. Нардин и С. И. Солома-ха [11, с. 256]. Факторы, которые способны оказывать воздействие на эффективность производственного бизнес-процесса, указанные исследователи делят по таким признакам, как продолжительность влияния, характер влияния, степень формализации и содержание.

По продолжительности влияния, на взгляд указанных выше авторов, данные факторы следует подразделять на те, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления), и на те, которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины). По характеру влияния необходимо различать факторы интенсивные и экстенсивные. Интенсивные обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда работников-управленцев и улучшение его условий, подготовку кадров управления. Экстенсивные предусматривают привлечение дополнительных ресурсов — увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественной основе и т. д.

По степени формализации исследователи выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы. Количественно измерить можно уровень механизации управленческого труда, интенсивность информационных потоков. Не поддаются количественному измерению и не могут быть формализованы такие факторы, как удовлетворенность трудовой деятельностью, психологический климат. По содержанию, на взгляд упомянутых выше ученых, различают факторы:

• организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина),

• экономические (система материального поощрения и материальной ответственности),

• социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения),

• технические (механовооруженность управленческого труда, степень использования техники, техническая культура),

^ • физиологические (санитарно-гигиенические усло-^ вия труда) и др.

< Перечень указанных выше различных систем клас-^ сификации факторов, по мнению названных ученых,

0 является обязательным условием протекания бизнесом процесса предприятия, поскольку бизнес-среда ди-

1 намична и многообразна, к тому же внутриоргани-

2 зационные условия функционирования предприятия постоянно изменяются в соответствии с влиянием

^ данной среды и деятельностью предприятия. Вместе ^ с тем наряду с указанными выше факторами следует х выделить и ряд других факторов, которые связаны

3 качественно новыми экономическими условиями, вы-^ званными процессом глобализации.

< Анализ научных публикаций [12, с. 110], а также 1 источников из средств массовой информации [13] позволяет выделить следующие существенные факторы рисков, которым будут подвергнуты отечественные производственные бизнес-системы в условиях глобального рынка: рост конкуренции; недружественные поглощения зарубежными компаниями; ликвидация предприятий и рост безработицы; рост цен; отток капитала из России — имеется в виду отток прибыли, полученной в результате деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур; ухудшение наполняемости бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета [14] (следует отметить, что в результате вступления в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима, что может отрицательно сказаться на доходах государства. Это может оказаться критичным, учитывая складывающуюся отрицательную динамику формирования мировых цен на нефть); прощание с протекционизмом (ВТО фактически запрещает проводить промышленную политику, т. е. политику целенаправленного и прагматичного протекционизма); ликвидация защитных барьеров (после вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, а также усилят свое присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. Кроме того, с точки зрения рисков для экономики России при вступлении в ВТО наибольшую угрозу, по мнению большинства экспертов, представляет экспансия на российские рынки промышленных и финансовых корпораций КНР. Причины — высокая конкурентоспособность китайской продукции и услуг (ввиду заниженного курса юаня и низкой по сравнению с Россией стоимостью трудовых ресурсов), а также почти неограниченные (и оговоренные при вступлении КНР в ВТО) возможности государственной поддержки экспорта. Это при снижении пошлин и отмене Россией других защитных мер практически лишает российских производителей возможности эффективно бороться за сохранение своей доли на отечественном рынке.

Исходя из вышеизложенного можно выделить два важнейших глобализационных фактора, которые оказывают влияние на эффективность современного производственного бизнес-процесса: фактор риска и фактор неопределенности. Под фактором риска производственного бизнес-процесса, на наш взгляд, следует понимать возникновение непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода, имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Поэтому фактор риска предполагает учет прошлого в динамике, экономические

знания вообще и в частности позволяющие мыслить глобально и вовремя учесть и оценить происходящие качественные изменения.

Фактор неопределенности следует понимать как ситуацию, когда полностью или частично отсутствует информация о возможных состояниях производственной бизнес-системы в условиях меняющейся внешней среды. Этот фактор является неизбежным спутником такой сложной системы, как предприятие. Чем сложнее производственная бизнес-система, тем больше влияние данного фактора. Поэтому стратегия развития производственной бизнес-среды должна формироваться с учетом вышеупомянутого фактора.

Таким образом, учитывая мнения ученых, а также наши научные изыскания по вопросам влияния факторов, определяющих эффективность современного производственного бизнес-процесса, можно представить совокупность условий и причин его результативности в виде схемы, изображенной на рис. 2. Игнорирование хотя бы одного из указанных на схеме факторов окажет дисбалансирующий эффект на производственный бизнес-процесс предприятия и приведет к снижению его эффектности.

В завершение данного исследования следует отметить, что представленная система факторов, обуславливающих эффективность бизнес-процесса «Производство», не является полностью завершенной. В данной статье выделены лишь наиболее существенные факторы, оказывающие влияние на эффективность производственного бизнес-процесса. Сконструированная нами система может быть дополнена и расширена как с учетом изменяющейся глобальной и внутригосударственной внешней среды, так и с учетом специфических условий функционирования хозяйствующего субъекта. Так, в силу ограниченных рамок данного исследования остались за пределами внимания, например, факторы, которые обусловлены формой собственности предприятия, его размером, характером деятельности, отраслевой принадлежностью, правовым статусом и т. д. Все это, несомненно, представляет научный интерес, который может быть реализован в рамках последующих исследований.

Литература

1. Кунин В. А., Брунман В. Е., Кузнецов А. В., Поскряков А. В. Методология имитационного моделирования бизнес-процессов в целях превентивного управления предпринимательскими рисками // Управление финансовыми рисками. 2007. № 2 (10). С. 118-132.

2. Межгосударственный стандарт ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (ISO 9000:2005, IDT). М.: Стандартинформ, 2012. 32 с.

3. Ефремов В. С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2. С. 3-26.

4. Кальянов Г. Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. М.: СИНТЕГ, 2012. 311 с. (Реинжиниринг бизнес-процесса).

5. Дрожжинов В. И. Реинжиниринг бизнес-процессов в компании // Ваш банкъ. Экономист. 2011. № 2. С. 20-25.

6. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елифе-ров. М.: РИА «Стандарты и качество», 2013. 478 с.

7. Фомичев А. Н. Исследование систем управления. М.: Дашков и К, 2013. 348 с.

8. Кунин В. А. Формирование системы показателей эффективности предпринимательства // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2011. № 1. С. 48-57.

9. Кузнецов Ю. В. Теория организации / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. М.: Юрайт, 2013. 365 с.

03 А

О X

о

<

"О >

СП

ь

о

м о

Факторы по принципу воздействия окружающей среды предприятия

Факторы внешней среды Факторы внутренней среды

1-1-

Структура

Персонал

Производственная система

- Поставщики ресурсов;

- потребители продукции;

- конкуренты;

- посредники

Совокупность политических, экономических, социокультурных, технологических факторов

Факторы по объективным и субъективным признакам

Субъективные (изменяемые)

Объективные (неизменяемые)

- Сезонность производства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровень конкуренции;

- уровень инфляции;

- платежеспособность покупателей

- Уровень цен на сырье, материалы, продукцию;

- количество сотрудников по отделам;

- объем затрачиваемых ресурсов для выполнения бизнес-процесса;

- внутренний документооборот, информационная система

Глобализационные факторы

Факторы по продолжительности влияния

Факторы по характеру влияния

Факторы по степени формализации

Факторы по их содержанию

■ Организационные;

- экономические;

■ социально-психологические;

■ технические;

- физиологические

- Количественно-измеримые;

- количественно-неизмеримые

- Интенсивные; ■ экстенсивные

Фактор неопределенности

- Факторы длительного влияния; ■ факторы непродолжительного влияния

Фактор риска

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ)

О (О

Рис.2. Современная система факторов экономической эффективности производственного бизнес-процесса

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ

m 10. Чупров К. К. Экспресс-метод диагностики бизнес-процессов компании // Консультант директора. 2005. № 20.

< С. 15-25.

11. Нардин Д. С. Управление бизнес-процессами в предпринимательских структурах АПК / Д. С. Нардин, С. И. Со-

< ломаха // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 255-257.

^ 12. Грязнова А. Н. Актуальные проблемы присоединения □с России к ВТО / Ин-т комплексных стратегич. исследо-

2 ваний. М.: Наука, 2011. 302 с.

о 13. Условия и риски присоединения России к Всемирной ш торговой организации (ВТО): Аналитич. доклад — глав-Q ные факты и цифры / Подг. Междунар. обществ. фондом

0 «Экспериментальный творческий центр» (Центр Курги-ш няна): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eot.

3 su/sites/default/files/wto-doklad.pdf.

Ег 14. Суханов А. Китайский дом: быстро и дешево: [Элек-

< тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinapro.ru/

1 rubrics/2/5619.

References

1. Brunman V. E., Kunin V. A., Kuznetsov A. V., Poskryakov A. V. Metodologiya imitatsionnogo modelirovaniya biznes-pro-tsessov v tselyakh preventivnogo upravleniya predprinima-tel'skimi riskami [Methodology of business process simulation for preventive management of business risks]. Upravlenie finansovymi riskami, 2007, no. 2 (10), pp. 118-132.

2. Standard ISO 9000. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary. 2nd ed. ISO, 2000. (in Russ.).

3. Efremov V. S. Organizatsii, biznes-sistemy i strategicheskoe planirovanie [Organizations, business systems and strategic planning]. Menedzhment vRossiiiza rubezhom, 2001, no. 2, pp. 3-26.

4. Kal'yanov G. N. Teoriya i praktika reorganizatsii biznes-pro-tsessov [Theory and practice of business process reengineering]. Moscow, Sinteg Publ., 2012. 311 p.

5. Drozhzhinov V. I. Reinzhiniring biznes-protsessov v kompanii [Reengineering of business processes in the company]. Vash bank". Ekonomist, 2011, no. 2, pp. 20-25.

6. Repin V. V., Eliferov V. G. Protsessnyy podkhod k upravleni-yu. Modelirovanie biznes-protsessov [Process approach to management. Business process modeling]. Moscow, RIA "Standarty i kachestvo" Publ., 2013. 478 p.

7. Fomichev A. N. Issledovanie sistem upravleniya [The study of control systems]. Moscow, Dashkov & Co. Publ., 2013. 348 p.

8. Kunin V. A. Formirovanie sistemy pokazateley effektivnosti predprinimatel'stva [Formation of an indicator system for entrepreneurship efficiency]. Uchenye zapiski Sankt-Peter-burgskogo Universiteta upravleniya i ekonomiki [Memoirs of the St. Petersburg University of Management and Economics], 2011, no. 1, pp. 48-57.

9. Kuznetsov Yu. V., Melyakova E. V. Teoriya organizatsii [Organization theory]. Moscow, Yurayt Publ., 2013. 365 p.

10. Chuprov K. K. Ekspress-metod diagnostiki biznes-protsess-ov kompanii [Express method for the diagnostics of business processes]. Konsul'tant direktora, 2005, no. 20, pp. 1525.

11. Nardin D. S., Solomakha S. I. Upravlenie biznes-protsessami v predprinimatel'skikh strukturakh APK [Business process management in enterprise structures of AIC]. Molodoy uche-nyy, 2012, no. 12, pp. 255-257.

12. Gryaznova A. N. Aktual'nye problemy prisoedineniya Rossii k VTO [Actual problems of Russia joining WTO]. Moscow, Nauka Publ., 2011. 302 p.

13. Conditions and risks of Russia joining the World Trade Organization (WTO). Analytical report - Main facts and figures. Prepared by the International Public Foundation "Experimental Creative Center" (Kurginyan Center). Available at: http://eot.su/sites/default/files/wto-doklad.pdf. (in Russ.).

14. Sukhanov A. A Chinese house: Quickly and cheaply. Available at: http://www.chinapro.ru/rubrics/2Z5619. (in Russ.).

Компетенции как средство реализации стратегии предприятий нефтехимической отрасли

Core Competencies: A Means of Promoting the Strategies of Lead Figures in the Petrochemical Industry

УДК 658:005.4

позволяет занять лидирующие позиции и сохранить конкурентоспособность предприятия. Управленческие и ключевые компетенции являются основными критериями для ускорения продвижения компании к поставленным целям, они отражают суть результативного управления на предприятии. В их основе лежит ряд требований для формирования профессионально грамотного руководителя-специалиста. Результатом является предложение реализации стратегии нефтехимического предприятия при формировании и внедрении компетенций, которые в свою очередь заключаются в формате последовательности должностной иерархии, отражающие исполнение функций управления на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: ключевые компетенции, управленческие компетенции, стратегия, конкурентоспособность, должностная иерархия, нефтехимические предприятия, руководитель предприятия, внешняя и внутренняя среда

This article has examined the concept of core competencies (CCs), highlighting their use by petrochemical

Бакай Оксана Николаевна

аспирант Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, г Омск, ул. Лицкевича, д. 1

Bakay Oksana Nikolaevna

Omsk State University (F. M. Dostoevsky) Litskevicha Str. 1, Omsk, Russian Federation, 644077

В статье освещаются вопросы выбора компетенций в соответствии с деятельностью руководителей предприятия нефтехимической отрасли с учетом должностного уровня и профессионального стандарта. Компетенции отражают, прежде всего, специфику бизнеса и необходимый потенциал задач, необходимый для реализации стратегии. Управление компетенциями является эффективным инструментом, который

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.