Ввиду того, что ценные бумаги, с одной стороны, отражают имеющиеся активы в организации (финансовые вложения), с другой - выпускаемые обязательства (финансовые обязательства), важное значение имеют такие термины, как: «цена спроса» и «цена предложения». При этом наилучшим инструментом для определения справедливой стоимости является наличие опубликованных ценовых котировок активного рынка, соответствующей рыночной котировкой для имеющегося актива или выпускаемого обязательства считается текущая цена спроса, а для приобретаемого актива или имеющегося обязательства - текущая цена предложения. Когда организация имеет активы и обязательства с взаимными рыночными рисками, она может использовать среднерыночные цены в качестве базы для определения справедливой стоимости по таким взаимозачитываемым позициям риска и применять цену спроса и предложения по чистой открытой позиции.
При отсутствии активного рынка, справедливую стоимость ценных бумаг, приобретаемых или выпускаемых IAS 39, рекомендуется определять по одной из следующих методик оценки:
- использование информации (при ее наличии) о последних рыночных сделках между хорошо осведомленными (желающими совершить сделки), независимыми друг от друга сторонами;
- использование и ссылка на текущую справед-
ливую стоимость другого, в значительной степени тождественного инструмента (например, если проводится сравнение с другим аналогичным долговым инструментом, то учитывается аналогичный срок погашения, конфигурация денежных потоков, валюта, кредитный риск, долговое обеспечение и процентная база);
- проведение анализа дисконтирования денежных потоков, в этом случае организация использует коэффициент дисконтирования, равный преобладающей рыночной ставке процента для финансовых инструментов (в частности для долговых ценных бумаг), имеющих аналогичные условия, включая кредитоспособность инструмента на оставшийся период действия зафиксированной в договоре процентной ставки, оставшийся срок до погашения основной суммы и валюта, в которой должны производиться выплаты [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время имеются не только необходимость, но и предпосылки совершенствования нормативного регулирования финансового учета ценных бумаг и их отражение в финансовой отчетности по пути сближения с МСФО. Их реализация позволит повысить качество учета финансовых инструментов, а также положительно повлиять на повышение и укрепление инвестиционной привлекательности рыночной экономики России.
Библиографический список
1. Житлухина О.Г. Основы методологии и организации бухгалтерского финансового учета ценных бумаг как финансовых инструментов: монография. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007.
2. Житлухина О.Г. Финансовые вложения как объекты учета // Бухгалтерский учет. № 6. 2010.
3. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери-Асса, 2006.
4. Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01): Положение по бухгалтерскому учету. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н.
6. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 19/2002). Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 г. № 126н.
УДК 658:005.5
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНЫХ МОДЕЛЕЙ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНФОРМАТИВНОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
© Н.В. Кононова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проведен анализ классификации бизнес-процессов по назначению. Дана классификация процессов по видам параметров и показателям результативности и/или эффективности. Приведены обоснования возможности использования трендового прогнозирования и инструментов бережливого производства. Предложен вид модели бизнес-процесса, построенной с использованием цикла PDCA, трендового прогнозирования и инструментов бережливого производства. Даны описания циклов, нацеленных на оптимизацию и регулирование процесса. Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: бизнес-процесс; бережливое производство; трендовое прогнозирование; цикл PDCA; классификация процессов; параметры процесса; показатели результативности и/или эффективности процесса.
APPLICATION OF PROCESS MODELS OF HIGH INFORMATION VALUE AND CONTROL IN MODERN ENTERPRISE MANAGEMENT N.V. Kononova
1 Кононова Наталья Васильевна, аспирант, (3952) 322926, e-mail: [email protected] Kononova Natalya, Postgraduate, tel.: (3952) 322926, e-mail: [email protected]
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The classification of business processes according to their purposes is analyzed. The processes are classified by the types of parameters and indicators of performance and /or efficiency. The article justifies the possibility to use trend forecasting, lean manufacturing tools and proposes a kind of a business process model that is built with the use of the PDCA cycle, trend forecasting and lean manufacturing tools. The cycles aimed at business optimization and control are described.
3 figures. 1 table. 7 sources.
Key words: business process; lean manufacturing; trend forecasting; PDCA cycle; classification of processes; process parameters indicators of process performance and /or efficiency.
Процессный подход к управлению и построению эффективных систем функционирования и совершенствования бизнес-процессов является основой многих популярных систем управления и на протяжении уже полувека применения доказал собственную состоятельность [5]. Организации, внедрившие ту или иную форму процессного подхода, обычно приобретают на отраслевых рынках значительные конкурентные преимущества, так как способны непрерывно повышать качество своего продукта, снижать его цену и совершенствовать каналы его продвижения [2].
Деятельность современного предприятия базируется на сложной системе взаимосвязей проектов и процессов. Тот или иной проект, реализуемый на предприятии, встраивается в структуру имеющихся бизнес-процессов и использует их для достижения конечных целей. В связи с этим важное управляющее значение приобретает улучшение уже существующих бизнес-процессов с учетом требований реализуемых проектов и влияний внешней и внутренней среды. Современные подходы к управлению качеством предполагают определение сети бизнес-процессов предприятия и последующую работу по их улучшению.
В научных публикациях последнего времени нередко говорится о возможности использования прогнозирования процессов с целью их улучшения при помощи трендов. Очень часто упоминается использование инструментов бережливого производства (БП) для этих же целей. Однако в этих публикациях, как правило, нет четких рекомендаций по применению вышеупомянутых методов.
Прогнозирование с помощью трендов - один из методов статистического прогнозирования. При прогнозировании тренд в основном используют для долговременных прогнозов. Точность краткосрочных прогнозов, основанных только на подобранной кривой тренда, как правило, недостаточна. При долгосрочном прогнозировании для получения адекватного результата, необходимо выполнение следующих условий:
- временной интервал, для которого построен тренд, достаточен для определения тенденции;
- анализируемый процесс устойчив и обладает инерционностью;
- не ожидается сильных внешних воздействий на изучаемый процесс [3, с.132].
Бережливое производство (БП) - современная концепция менеджмента, сфокусированная на разумном сокращении размеров заказа на выпуск продук-
ции, понижение себестоимости продукции и увеличение производительности труда. Кроме того, бережливое производство - не просто стратегия организации производства, а целая философия управления процессами, преследующая три цели:
- устранение потерь времени, труда и материалов;
- обеспечение производства продукции по заказу клиентов;
- уменьшение затрат и одновременное повышение качества [1, с. 128].
Исходя из общности объекта воздействия (процессов), методов трендового прогнозирования и инструментов БП становится возможным принять к рассмотрению сочетание обоих методов для целей управления и улучшения процессов. При этом необходимо принять во внимание то, что использование данных методов будет наиболее эффективным при условии обеспечения возможности своевременного мониторинга и измерения на всех этапах выполнения процессов.
В данной статье предлагается через классификацию процессов определить область применения и общий вид модели бизнес-процесса, использующей упомянутые методы.
В литературе по управлению качеством существует достаточно большое количество классификаций процессов. Однако для целей рассматриваемого вопроса основной будет являться классификация по назначению, то есть по степени влияния на получение добавленной ценности.
Классификация по назначению разделяет процессы следующим образом:
- основные процессы, непосредственным результатом которых является выпуск продукции или оказание услуг;
- обеспечивающие (вспомогательные) процессы, результатом которых является создание необходимых условий для осуществления основных процессов;
- процессы управления (менеджмента), результатом которых является повышение эффективности и результативности основных и обеспечивающих процессов;
- процессы развития, целью которых является совершенствование деятельности организации [7].
Наиболее полно классификация процессов по назначению представлена в таблице [2, с. 206].
Классификация процессов по назначению
Тип процессов Объективные признаки Характерные особенности
Основные Процессы, которые создают добавленную ценность продукту, предлагаемому компанией - представляют «зеркальное отражение» бизнес-направлений деятельности; - являются источником получения доходов; - имеют стратегическое значение; - могут развиваться или отмирать в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании; - не могут быть переданы на аутсорсинг
Процессы, результаты которых ориентированы преимущественно на внешнего клиента
Процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги
Обеспечивающие (вспомогательные) Процессы, которые не создают добавленную ценность продукту, предлагаемому компанией - поддерживают инфраструктуру организации; - не имеют стратегического значения; - могут превратиться в основной процесс; - могут быть переданы на аутсорсинг при наличии конкурентоспособных альтернатив на внешнем рынке
Процессы, клиентами которых являются основные процессы (т.е. ориентированы преимущественно на внутреннего клиента)
Процессы, за которые внешний клиент не готов платить деньги
Процессы управления (менеджмента) Процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации - обеспечивают достижение наилучших показателей для организации в целом; - имеют типовую внутреннюю структуру: планирование, организация, учет, контроль, регулирование.
Процессы, результаты которых получают все заинтересованные стороны
Процессы развития Процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе - на 80% процессы, которые выполняются один раз, поскольку представляют собой проектную деятельность; - требуют иных техник управления, которые называются технологиями управления проектами; - предъявляют иные требования к проектному менеджеру (в отличие от требований к менеджеру операционному).
Процессы, целью которых является совершенствование и развитие деятельности организации
Основные процессы создают выходные (как конечные, так и промежуточные) результаты деятельности организации, непосредственно добавляющие ценность продукции. Эти процессы стратегически важны для успешного бизнеса организации и влияют на удовлетворение потребителей [6].
На базе основных процессов определяется набор обеспечивающих (вспомогательных) процессов и процессов управления (менеджмента). По отношению к последним основные процессы выполняют задающую роль. Эта роль не может быть эффективно реализована (т.е. обеспечена максимальная добавленная ценность), если не будет определен адекватный ей комплекс обеспечивающих процессов и процессов менеджмента, настроенный на решение конкретных задач организации в бизнесе [2].
Для поиска ответов на вопросы, обозначенных в настоящей статье, необходимо дополнительно к вышесказанному рассмотреть классификации процессов по таким критериям, как параметры процесса и показатели результативности и/или эффективности процесса [5].
Итак, по виду параметров процесса можно разделить (рис. 1):
- на процессы с параметрами, которые оцениваются качественным методом (субъективно);
- на процессы с измеряемыми (контролируемыми) параметрами.
По виду показателей результативности и/или эффективности процесса можно разделить:
- на процессы с качественными (неконтролепри-годные) показателями результативности (субъективная оценка по неформализованным критериям);
- на процессы с количественными (контролепри-годные) показателями процесса, в том числе:
• показатели, определяемые путем прямых измерений;
• показатели, определяемые косвенными методами;
• комплексные показатели, рассчитанные по методикам сбалансированной системы показателей Balanced Scorecard (BSC);
• показатели (в т.ч. комплексные), рассчитанные по общепринятым или стандартизированным методикам (например, общепринятые экономические индикаторы, ОЕЕ и т.д.).
Рис. 1. Классификация показателей процесса
Для целей настоящей работы интерес представляют процессы, показатели результативности и/или эффективности которых являются количественной характеристикой/оценкой, описывающей степень достижения результатов процесса. При этом если сопоставить две системы классификации, общепринятую и предполагаемую в рамках данной статьи, становится очевидным, что заданным критериям могут соответствовать основные процессы и процессы управления.
Далее предлагается общий вид модели бизнес-процесса, предусматривающий использование меха-
низмов актуализации требований и условий, оптимизации показателей во время функционирования процесса. Данные механизмы организуются на сочетании применения трендового прогнозирования, инструментов бережливого производства, цикла Шухарта-Деминга PDCA (рис. 2).
Итак, чтобы понять возможности применения сочетания трендового прогнозирования и инструментов БП, необходимо построить модель процесса и определить циклы, нацеленные на оптимизацию и регулирование процесса (рис. 3).
Plan - планирование процесса
Да - корректировка (совершенствование) процесса
Check - проверка (контроль) процесса
Ро - выполнение (реализация) процесса
Выход
Рис. 2 Цикл Шухарта-Деминга PDCA
П
Б
Рис. 3. Модель процесса, построенная с учетом применения трендового прогнозирования и инструментов БП
Условные обозначения, используемые в данной модели:
П - процесс;
® - точка измерения (контроля);
А - исходные данные по результату выполнения процесса;
В - показатели результативности процесса (ПРП);
С - результаты прогнозирования;
й - исходные данные для прогнозирования на этапе выполнения процесса;
1 - анализ данных по результату выполнения процесса;
2 - расчет ПРП;
3 - прогнозирование ПРП на этапе выполнения процесса;
4 - прогнозирование ПРП по результату выполнения процесса (на перспективу);
5 - анализ, принятие решения по изменению, оптимизации;
6 - комплексные действия по улучшению, направленные на повышение эффективности функционирования процесса (в т.ч. с применением инструментов бережливого производства).
Содержание циклов, определенных рассматриваемой моделью:
П ^ 1 ^ 2 ^ 5 ^ 6
Стандартный цикл, включающий в себя в данной модели следующее:
- анализ данных;
- определение объективных характеристик - ПРП;
- принятие решения о необходимости действий по улучшению и собственно их выполнение.
В данном цикле ПРП хотя и носят объективный
характер, но являются скорее «поздними» индикаторами.
П ^ 1 ^ 2 ^ 4 ^ 5 ^ 6 Данный цикл в дополнение к стандартному позволяет использовать прогнозирование ПРП совместно с общей оценкой ПРП. Такие возможности должны повышать качество анализа процесса, позволять работать на перспективу, упреждая ситуации, требующие вмешательства.
П ^ 3 ^ 5 ^ 6 В дополнение к двум перечисленным этот цикл, прогнозируя ПРП во время выполнения процесса, позволяет оперативно вырабатывать меры по оптимизации и улучшению процесса (в т.ч. и до завершения процесса).
Также стоит сказать, что необходимость в создании подобной процессной модели, в основе которой лежит комплексное использование трендового прогнозирования и методов бережливого производства, обуславливается сложностью современных организационно-производственных систем и невозможностью их единообразного управления с использованием только одного метода.
Таким образом, использование такого рода процессной модели, представляющей собой взаимосвязанный комплекс, состоящий из методов бережливого производства, инструментов и методов прогнозирования, может стать мощным инструментом, позволяющим более глубоко проникать в существо бизнес-процессов, инструментом оптимизации и регулирования процессов, в котором специфическим образом будет обобщена и приведена в систему разнообразная статистическая информация.
Библиографический список
1. Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 373 с.
2. Ефимов В. В. Описание и улучшение бизнес-процессов. Ульяновск: УлГТУ, 2005. 84 с.
3. Лонцих П.А., Вейц В.Л., Шулешко А.Н. Качество: инстру-
менты управления, прогнозирование и диагностика. Иркутск, 2007. 220 с.
4. Лопатин В.А. Моделирование бизнес-процессов // Управление в кредитной организации. 2009. № 2.
5. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М: РИА «Стан-
дарты и качество», 2007. 285 с.
6. Бизнес-процессы - основа эффективного управления предприятием [Электронный ресурс]. URL: http: www.u-b-s.ru/publikacii/biznes-processy.html
7. Бизнес-процессы и оргструктура // Технология структуризации и описания компании [Электронный ресурс]. URL: http: www.betec.ru/secure/index.php
УДК 658.53 (075.8)
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОПЫТА
© И.С. Кородюк1, О.И. Горбунова2
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Дана оценка ситуации в сфере систем менеджмента качества предприятий. Охарактеризованы проблемы внедрения стандартов серии ИСО 9000 и специфические особенности российского опыта. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: управление качеством; серия стандартов ISO 9000; система менеджмента качества; качество; конкурентоспособность
ENTERPRISE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM: IMPLEMENTATION PROBLEMS AND FEATURES OF RUSSIAN EXPERIENCE
I.S. Korodyuk, O.I. Gorbunova
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.
The article assesses the situation in the field of quality management systems of enterprises. It describes the problems of introducing ISO 9000 series of standards as well as specific features of Russian experience. 4 sources.
Key words: quality management; ISO 9000 series of standards; system of quality management; quality; competitiveness.
В современных условиях развития рынка вопросы качества играют важную роль. Компании всех развитых стран мира ищут пути улучшения качества выпускаемой продукции и услуг, повышения конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынках. Одно из важных условий решения этой задачи - эффективная система управления. Поэтому так популярны в мире международные стандарты серии ISO 9000, предлагающие методологию построения системы менеджмента качества (СМК) и требования, которым эта система должна соответствовать.
В декабре 2012 г. Международной организацией по стандартизации ISO (International Organization for Standardization) были опубликованы результаты ежегодного исследования ISO Survey за 20ll г., ежегодный обзор позволяет оценить мировые показатели сертификации на соответствие требованиям стандартов ISO на системы менеджмента. Последний обзор демонстрирует интенсивный рост количества сертификатов во всем мире, на конец 2012 г. он составил примерно 1504213 единиц.
Рост зарегистрированного количества выданных сертификатов доказывает рыночную актуальность систем менеджмента ISO в глобальной экономике, в
том числе и систем менеджмента качества.
В первую тройку стран-лидеров по общему количеству выданных сертификатов входят Китай, Италия и Япония, а по росту количества выданных сертификатов лидерами стали Италия, Китай и Румыния.
Сравнение ISO Survey в 2010 г. и 2011 г. дает основание говорить о том, что в целом количество выданных сертификатов по всем рассматриваемым стандартам ISO выросло за 2 года на 17 тысяч. В то же время, если оценивать ситуацию с внедрением стандарта ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования», то здесь впервые, начиная с 2003 г., наблюдается снижение объемов сертификации. В 2011 г. было выдано почти на 7 тысяч сертификатов соответствия ISO 9001:2008 меньше, чем в 2010 г. (что составляет примерно 1% от общего числа сертификатов выданных в 2011 г.). Причем, отрицательная динамика наблюдается на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии, а также в Европе. Если в первых двух регионах наблюдался спад популярности ISO 9001 и в 2010 г., то европейские компании потеряли интерес к сертификации систем менеджмента качества только в 2011 г., но при этом довольно резко.
Что касается России, которая является частью ев-
1Кородюк Игорь Степанович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления бизнесом, e-mail: [email protected]
Korodyuk Igor, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics and Business Management, e-mail: [email protected]
2Горбунова Ольга Ивановна, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления бизнесом, e-mail: [email protected]
Gorbunova Olga, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Business Management, e-mail: [email protected]