ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
I 57
Система электронного обучения при изучении профессионального цикла в колледже
ЖЕЛДАКОВ Олег Васильевич,
кандидат педагогических наук, директор Московского областного государственного автомобильно-дорожного колледжа, г. Бронницы, Московская область
Аннотация
В статье описан опыт внедрения в образовательный процесс колледжа системы электронного обучения (СЭО «Академия-Медиа»), предоставляющей новые возможности для студентов и преподавателей. Показаны преимущества и недостатки системы
Ключевые слова:
электронные образовательные ресурсы, электронное обучение, дистанционное обучение, удаленный доступ, электронный контент
БАЛА
Иван Данилович,
кандидат технических наук, преподаватель специальных дисциплин Московского областного государственного автомобильно-дорожного колледжа, г. Бронницы, Московская область
Одним из вариантов внедрения информационных технологий в образование является применение электронных образовательных ресурсов. Современные студенты — в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является неотъемлемой составляющей их жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами, становятся их повседневным рабочим инструментом.
Широкий спектр используемых сегодня средств обучения должен опираться на эту особенность обучающейся молодежи. Система электронного обучения «Академия-Медиа» (СЭО «Академия-Медиа») — уникальное программное решение для управления учебным процессом в формате blended learning (смешанного обучения), как аудиторно, так и дистанционно, и организации эффективной самостоятельной работы студентов.
Система электронного обучения — это технология, которую любой преподаватель может использовать для реализации образовательных программ. Согласно п. 2 ст. 13 «Закона об образовании в Российской Федерации», при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии. К ним, в частности, относятся дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. В ст. 16 указанного закона говорится, что под
58 | 3/2017
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации, обеспечивающих ее обработку, информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].
Осенью 2015 года в Московской области стартовал проект по внедрению электронного обучения в профессиональном образовании. Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж (далее — колледж) одним из первых попал в экспериментальную площадку проекта. Министерством образования Московской области была организована централизованная поставка в колледжи Московской области системы электронного обучения, разработанной издательским центром «Академия-Медиа». Система позволила работать со студентами дистанционно, так как данный комплекс включает в себя программное обеспечение и портативные устройства для работы на уроке, которые удобны для студентов колледжа.
На базе издательского центра «Академия-Медиа» и базовых площадках проекта были организованы курсы повышения квалификации, в них приняли участие 44 преподавателя колледжа, что в дальнейшем позволило организовать на базе колледжа ряд мероприятий регионального значения. Два преподавателя колледжа входят в состав проектной группы по организации работы для реализации приоритетного проекта управления развития профессионального образования Министерства образования Московской области «Внедрение в систему среднего профессионального образования электронного обучения». В рамках данного проекта была разработана структура электронного методического комплекса (ЭУМК).
Содержание нормативного раздела
Обязательный состав:
рабочая программа, календарно-тематический план.
Дополнительно:
руководство по изучению дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса, тематика курсовых проектов.
Содержание учебно-методического раздела
Обязательный состав:
учебное (учебно-методическое) пособие.
Дополнительно:
лекции, курс лекций, практическое пособие (практикум), презентации для проведения учебных занятий, видеолекции (видеопособия, учебные видеофильмы).
Также был разработан ряд нормативных документов: положение по применению СЭО и ДОТ, положение об ЭУМК, МР по разработке ЭУМК, инструкции для пользователей СЭО. Данные материалы используются колледжами Московской области.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 3 ^ 2017 I 59
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
График наполняемости студентами системы электронного обучения за 2015-2017 гг.
Нововведение позволило вывести образовательный процесс на дистанционное обучение (см. рис.). Преподаватели колледжа стали использовать различные технологии (например, «Перевернутый класс»). Большая часть теоретического материала перенесена в систему электронного обучения, и теперь в колледже студенты больше времени уделяют практическим вопросам, отработке практических навыков. Преподаватели активно используют и расширяют электронно-учебный методический комплекс (ЭУМК) по всем образовательным направлениям, реализующимся в колледже.
В 2016 году колледж представлял Московскую область на международном салоне «Московский международный салон образования-2016» по направлению «Внедрение и разработка учебного контента в СЭО».
На данный момент в системе электронного обучения зарегистрировано 867 студента, что составляет 97,74% от общего числа студентов в колледже. После реализации проекта по внедрению СЭО качество обучения студентов в среднем увеличилось на 17-26% в зависимости от курса и циклов дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов.
Таким образом, в колледже была выполнены основные задачи:
1. Необходимость разнообразия среды обучения.
2. Индивидуализация обучения, его адаптация к познавательным потребностям и интересам студентов.
Упражнения и задания, тестовые системы, тренажеры и практикумы, тексты учебника, диапозитивы и слайды, плакаты, интерактивные правила, таблицы, изобразительный и иллюстративный материал, видеофрагменты и целые видеоуроки — все эти средства обучения представлены в электронном формате в составе открытых коллекций и могут быть использованы в самых разных учебных ситуациях, на разных этапах занятия. Преподаватели колледжа пользуются современной комплексной информационной системой, что позволяет им заранее по-
60 | 3/2017
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
добрать электронный контент к каждой теме календарно-тематического плана, разместить их в своем курсе в нужном порядке, продумать, какие элементы занятия будут ими оснащены (представление нового материала, самостоятельная работа, закрепление, контроль и т. п.).
Для большинства преподавателей СЭО являются самым надежным, быстрым и удобным комплексом для нахождения материала. С помощью СЭО преподаватель может вносить разнообразие в учебный процесс. Гипертекстовые определения и правила, анимация и иллюстрации, интерактивные таблицы, правила и учебные тексты, электронные задания и тесты, фрагменты учебных словарей, справочников и учебников применяются для подготовки раздаточного печатного материала, включающего таблицы и схемы, списки примеров, рисунки, задания и упражнения, для формирования комплекта материалов для работы в группе и домашних заданий. С их помощью учащиеся лучше воспринимают материал.
В системе электронного обучения для преподавателя имеется удобная функция «Формирование отчетов», в которой по запросу автоматически формируются такие виды отчетов, как диаграмма качества знаний, диаграмма успеваемости, сравнительная диаграмма качества знаний по курсу в различных группах и т. д. Преподаватель формирует отчеты по каждой учебной группе и сдает их в администрацию колледжа, что позволяет проводить более качественный мониторинг уровня знаний как отдельных студентов, так и групп.
С 2017 года колледж учувствует в программе «Цифровая образовательная среда Московской области». Итогами работы в данном проекте должны стать разработанные элементы электронного учебно-методического комплекса по специальностям ТОП-50 и ТОП-РЕГИОН, используемые в сетевом взаимодействии колледжами Московской области. Так же в сетевой среде межрегиональных центров компетенций для использования колледжей РФ.
Таким образом, применение СЭО направлено на решение актуальных задач современного образования:
- сокращение учебных и аудиторных часов за счет увеличения доли самостоятельной работы учащихся, студентов;
- восполнение дефицита учебной литературы, обеспечение каждого учащегося и студента учебными и учебно-методическими материалами;
- экономия учебных площадей;
- автоматизация контроля знаний студентов;
- расширение контингента учащихся, студентов, предоставление более гибкого и доступного образования.
Технологии электронного обучения являются личностно-ориенти-рованными и направлены на развитие индивидуальных способностей обучающихся. Повышение качества образования при использовании электронного обучения действительно возможно, но не гарантировано. В качестве недостатков электронного обучения следует отметить высокую зависимость от технической инфраструктуры, отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов в сфере е-1еагшп§, отсутствие надежных каналов передачи данных. Однако перечисленное не является недостатками модели электронного обучения, их можно от-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
нести к возможным трудностям, возникающим в процессе ее реализации в конкретных условиях (страна, учебное заведение и пр.).
Основной недостаток е-1еагш^ — это проблема идентификации личности обучающегося при выполнении контрольных заданий. Для ее решения необходима система нетривиальных проблемных заданий, не имеющих коротких однозначных ответов и требующих от студентов проявления индивидуальных способностей.
В заключение отметим, что создание конкурентоспособного электронного контента возможно только при условии обеспечения активной совместной деятельности ученых, преподавателей и программистов.
3/2017 |61
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://dokipedia. ru/document/5160169.
2. Джемилева Н. Н. Становление дистанционного образования в США и Канаде // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2010. — № 4.
3. Мамеева-Шварцман И. М. Организация учебной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов // ВУССРО [Электронный ресурс] // URL: 2012https://nsportal.ru/user/482009/.
4. Сиволапова А. К., Крестина И. И. Электронный учебник как современная информационная технология и средство обучения // ФГУ ФЦО-ИТ [Электронный ресурс] // URL: http://www.fcoit.ru/internet_conference/.