УДК 378.147
СИСТЕМА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
SYSTEM OF INFORMATICS ELECTIVE COURSES
AS A MEANS OF DEVELOPING LEARNERS' COGNITIVE AUTONOMY UNDER CONDITIONS OF SUBJECT-ORIENTED EDUCATION
Т. А. Кущ T. A. Kushch
ФГБОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт», г. Сыктывкар
Аннотация. В статье обсуждаются различные подходы к пониманию познавательной самостоятельности учащихся и возможности ее развития посредством системы элективных курсов по информатике.
Abstract. The article considers different approaches to understanding learners' cognitive autonomy and opportunities for its development via the system of informatics elective courses.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, профильное обучение информатике, элективные курсы.
Keywords: cognitive autonomy, subject-oriented education in informatics, elective courses.
Актуальность исследуемой проблемы. Одним из главных качеств современного выпускника школы является умение строить свою образовательную траекторию, формировать навыки самообразования, оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Поэтому образование учащихся должно быть ориентировано не только на усвоение ими определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Для этого у учащихся необходимо формировать систему знаний и способов учебной деятельности таким образом, чтобы на протяжении всей жизни они могли их самостоятельно обновлять и рационально использовать в различных ситуациях. Это становится возможным, если у ученика будет сформирована и развита познавательная самостоятельность.
Материал и методика исследований. В процессе исследований был использован комплекс теоретических (анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение государственных образовательных стандартов, рабочих программ профильного обучения, методических материалов по информатике и информационным технологиям), эмпирических методов (наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты).
Результаты исследований и их обсуждение. Изучению различных аспектов познавательной самостоятельности были посвящены работы Л. П. Аристовой, Ю. К. Бабан-
ского, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, Н. А. Добролюбова, П. Ф. Каптерева, И. Я. Лер-нера, Н. И. Пирогова, Н. А. Рубакина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и др. Рассматривая сущность познавательной самостоятельности, исследователи опираются на разные подходы в ее определении: характеризуют ее как личностную категорию (свойство, качество) или как категорию деятельности.
Одни исследователи познавательную самостоятельность как свойство личности связывают, прежде всего, с мыслительной деятельностью (Л. А. Высотина, М. А. Данилов, В. А. Крутецкий, С. Л. Рубинштейн, П. И. Пидкасистый и др.). Другие авторы характеризуют ее как стремление и умение без посторонней помощи овладевать новыми знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающей действительности (М. В. Ведькина, Е. М. Ганичева, Г. И. Китайгородская, Р. В. Олейник, Н. А. Половникова, Н. С. Пурыше-ва, Т. Н. Шамова и др.).
Следует отметить, что познавательную самостоятельность в некоторых исследованиях определяют и как качество личности, проявляемое в процессе выполнения практических задач при руководстве и минимальной помощи со стороны других лиц (Ш. И. Га-нелин, Е. Я. Голант, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина, В. Н. Пустовойтов и др.). И. А. Гурина под познавательной самостоятельностью понимает «качество личности, выражающееся в проявлении инициативности, потребности осуществлять новые для себя действия с целью получения знаний, а также способов их добывания» [1].
Таким образом, познавательную самостоятельность как свойство и как качество личности связывают и с мыслительной деятельностью, и с волей, и с познавательной потребностью, и с мотивами, и с природными способностями и задатками к учению, и с интеллектуальными способностями.
Понимание познавательной самостоятельности как категории деятельности заключается в том, что одни авторы связывают ее с деятельностью преобразующего характера (Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер и др.), другие - с деятельностью учащихся, осуществляемой без посторонней помощи (Л. П. Аристова, В. П. Вахтеров, Б. П. Есипов, Р. А. Низамов, А. Г. Курылев и др.). При этом характер этой деятельности, ее масштаб и интенсивность являются наиболее общими особенностями познавательной самостоятельности. Действительно, чем больше в деятельности новизны и творчества, тем больше в ней проявления познавательной самостоятельности обучающегося. Деятельность, имеющая преобразующий характер, способствует развитию самостоятельности мышления. В то же время самостоятельность мышления неразрывно соотносится с мыслительной деятельностью.
Мы считаем, что, определяя сущность познавательной самостоятельности, следует учитывать личностный и деятельностный аспекты одновременно, поскольку познавательная самостоятельность является интегративным многофакторным понятием. В нашем исследовании под познавательной самостоятельностью понимается свойство личности, проявляющееся в способности и стремлении обучаемого своими силами без посторонней помощи приобретать, применять и преобразовывать новые знания. Способность к самостоятельности в познании проявляется в умении оперировать опорными знаниями и методами установления новых знаний. Стремление к ней определяется наличием волевых усилий, мотивов и потребностей в познавательной деятельности, что создает устойчивое отношение к познанию личности.
Не являясь изначально присущим личности качеством, познавательная самостоятельность формируется в процессе овладения определенными видами деятельности и одновременно признается детерминантом личностного развития. Вследствие этого познавательную самостоятельность мы рассматриваем, прежде всего, как личностное свойство, которое при определенных условиях в результате целенаправленного педагогического процесса может трансформироваться в качество личности.
В структуре познавательной самостоятельности мы выделяем три взаимосвязанных компонента: мотивационно-волевой, содержательный и технический (рис. 1).
МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ
КОМПОНЕНТ
ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ, ПОТРЕБНОСТИ И
МОТИВЫ
т
с ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ 1
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
ч J
г
V
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИЙ х
КОМПОНЕНТ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рис. 1. Структура познавательной самостоятельности учащихся
Мотивационно-волевой компонент познавательной самостоятельности включает волевые усилия учащихся, потребности и мотивы в самосовершенствовании и самообразовании. Этот компонент направлен, в первую очередь, на достижение некоторой социально обусловленной и личностной цели обучения. Опорные знания, сложившиеся к определенному моменту времени в данной предметной области, составляют содержательный компонент познавательной самостоятельности обучаемого. Технический компонент включает в себя методы познавательной деятельности, владение которыми необходимо для освоения знаний и умений в конкретной предметной области. Конкретизация содержания выделенных компонентов познавательной самостоятельности возможна на основе учета специфики той или иной предметной области.
Все эти компоненты взаимосвязаны, поэтому уровень познавательной самостоятельности мы определяем как совокупность уровней сформированности всех трех компонентов. Учет такого уровня при организации процесса обучения будет способствовать развитию познавательной самостоятельности.
В условиях профильного обучения информатике элективные курсы предоставляют большие возможности для развития познавательной самостоятельности учащихся. При этом необходимо учитывать как общие цели профильного обучения, так и специфические.
В соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основная цель обучения в предметной области «Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования на профильном уровне заключается в освоении и система-
тизации знаний, относящихся к математическим объектам информатики; в построении описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; в овладении умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющем заданному описанию; в создании программы для их описания; в использовании и настраивании инструментов для нужд пользователя [3]. Именно эта цель должна играть роль системообразующего фактора в создании системы элективных курсов, направленных на формирование и развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Другим системообразующим фактором следует считать потребности учащихся в овладении информационными технологиями. Для изучения этих потребностей мы проводили анкетирование, в котором приняли участие учащиеся школ, преподаватели вузов, учителя информатики, осуществляющие профильное обучение, студенты - будущие учителя информатики (276 человек). Оно проходило в несколько этапов. Сначала участникам исследования было предложено ответить на вопрос: «Какими умениями должен обладать человек, владеющий информационными технологиями?». Обработав результаты, мы составили перечень умений, которые, по мнению респондентов, необходимы человеку для владения информационными технологиями. Далее учащиеся проранжировали (от 7 до 1) эти умения по степени значимости. Полученные результаты представлены на диаграмме 1.
Уметь выявлять информационные угрозы, работать с антивирусными программами
Умение создавать модели объектов и процессов и использовать их
Умение обрабатывать и представлять различного рода информацию с помощью п рограммного обеспечения
Умение работать в сети Интернет
Умение создавать базы данных и работать с ними;
Умение составлять алгоритмы, программировать
Умение находить и устранять простейшие неисправности в работе компьютера
0 1 2 3 4 5 6 7
Диаграмма 1. Результаты ранжирования умений в области информационных технологий
На втором этапе исследования рассматривались потребности учащихся в овладении информационными технологиями. При ответе на вопрос: «Каких знаний и умений в области информационных технологий Вам не хватает?» были получены и сгруппированы по смыслу ответы. В результате проведенного анкетирования нами было установлено, что учащиеся имеют потребность в изучении принципов работы в графических редакторах (67 %) и основ веб-дизайна (54 %); в овладении поиском и размещением информации в сети Интернет (43 %), методами моделирования (37 %) и программирования (19 %) и др. Эти вышеперечисленные результаты, а также изучение целей и содержания профильного обучения позволили нам выделить четыре содержательные линии, которые необходимо реализовать в системе элективных курсов: «Формализация и моделирование», «Обработка информации», «Компьютерные сети и Интернет», «Программирование». Соответствующая тематика элективных курсов для информационно-технологического профиля обучения представлена в табл. 1.
Таблица 1
Программы элективных курсов, раскрывающих содержательные линии
Система элективных курсов
Содержательные линии Примеры элективных курсов
Формализация и моделирование «Создание физических моделей и демонстраций с помощью Microsoft PowerPoint и Macromedia Flash», «Моделирование физических процессов в MS Excel и MadCAD», «Моделирование физических процессов на языке программирования Паскаль», «Интерактивные модели с помощью Action Script», «Моделируем в Delphi» и др.
Обработка информации (текст, графика, звук) «Графики-художники», «Секреты цифровой фотографии», «С CorelDraw не нарубишь дров», «Мультфильмы в Macromedia Flash», «Волшебство Abode Photoshop», «Снять видеофильм - это просто», «Наш помощник Paint.Net», «Сервисы обработки графической информации» и др.
Компьютерные сети и Интернет «Курс юного веб-мастера», «Социальные сервисы "Веб 2.0"», «Конструкторы веб-сайтов» и др.
Программирование «Программируем на Паскале», «Программирование в среде Delphi», «Основы искусственного интеллекта», «Программируем на языке Си++» и др.
Выделение таких содержательных линий, как «Формализация и моделирование» и «Программирование», в большей степени способствует реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования. Обоснованием включения в систему элективных курсов содержательных линий «Обработка информации» и «Компьютерные сети и Интернет» является необходимость учета образовательных потребностей учащихся, что в полной мере соответствует идее профилизации обучения [2].
Предложенные содержательные линии развивают каждый компонент познавательной самостоятельности учащихся различными путями и способами. К примеру, мотива-ционно-волевой компонент развивается путем отбора содержания обучения, направленного на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, специальных заданий
и указаний по их выполнению. Формирование содержательного компонента познавательной самостоятельности мы предлагаем осуществлять путем включения в содержание образования методов теоретического познания, наиболее важных в изучении информатики (абстрагирование, идеализация, синтез, анализ, формализация, моделирование). Технический компонент развивается посредством дифференцированных по сложности заданий, направленных на обучение формам и методам познавательной деятельности учащихся (поиск, обработка информации и представление ее в различных видах, построение схем деятельности, алгоритмов и др.).
Резюме. В ходе данного исследования предпринята попытка поиска путей развития познавательной самостоятельности учащихся в условиях профильного обучения информатике. Для этого нами было проанализировано понятие познавательной самостоятельности, выделены ее компоненты и предложены пути их развития. С учетом основных целей и задач профильного обучения, результатов анкетирования были выделены четыре содержательные линии, для реализации которых предложена система элективных курсов, направленных на развитие познавательной самостоятельности учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурина, И. А. Теория и практика развития познавательной самостоятельности обучающихся в истории российского образования (вторая половина Х1Х-ХХ вв.) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. А. Гурина. - М., 2010. - 47 с.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783).
3. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». - Режим доступа : http://www.edu.ru.