Научная статья на тему 'Модель предпрофильной подготовки школьников на основе сочетания базовых и элективных курсов'

Модель предпрофильной подготовки школьников на основе сочетания базовых и элективных курсов Текст научной статьи по специальности «Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы»

CC BY
549
75
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Родионов М. А., Пудовкина Ю. Н.

В статье рассматриваются педагогические особенности организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы, а также предлагаются педагогические условия способствующие осознанному выбору профиля обучения.

The model of pre-profile pupils' training on the basis of combination of basic and elective courses

The article runs about pedagogical peculiarities of organization of pre-profile pupils' training. And also the pedagogical conditions contributing to conscious selection of profile are offered.

Текст научной работы на тему «Модель предпрофильной подготовки школьников на основе сочетания базовых и элективных курсов»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ №26 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA IMENI V.G. BELINSKOGO PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCIENCES №26 2011

УДК: 371.3-51

МОДЕЛЬ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ БАЗОВЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

© М. А. РОДИОНОВ1, Ю.Н. ПУДОВКИНА2 1Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике e-mail:

2 Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра прикладной математики и информатики e-mail: petrov@pochta.ru

Родионов М. А., Пудовкина Ю.Н. — Модель предпрофильной подготовки школьников на основе сочетания базовых и элективных курсов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.

2011. № 26. С. 489—495. — В статье рассматриваются педагогические особенности организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы, а также предлагаются педагогические условия способствующие осознанному выбору профиля обучения.

Ключевые слова: профильное обучение, предпрофильная подготовка, элективные курсы

Rodionov M.A., Pudovkina Yu. N. — The model of pre-proflle pupils’ training on the basis of combination of basic and elective courses // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo.

2011. № 26. P. 489—495. — The article runs about pedagogical peculiarities of organization of pre-profile pupils’ training. And also the pedagogical conditions contributing to conscious selection of profile are offered. Keywords: profile study, pre-profile training, elective courses

Необходимость создания модели предпрофильной подготовки школьников на основе сочетания базовых и элективных курсов обусловлена возникшими противоречиями между: необходимостью выбрать профиль дальнейшего образования и недостаточной подготовленностью учащихся к такому выбору. Практика показывает, что отсутствие у школьников устойчивого интереса к профилю обучения, недостаточно развитая мотивация выбора будущей профессии, незнание своих индивидуальных особенностей обусловлены, как правило, бессистемной профориентационной работой в 8-9 классах на этапе предпрофильного обучения. Всё это, на наш взгляд, требует создания эффективной модели предпрофильной подготовки школьников на основе организации элективных курсов.

Нами разработана модель предпрофильной подготовки на примере курса математика, ориентированной на готовность выпускника 9-го класса к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения на основе организации элективных курсов (см. рис.). В рамках данной модели представлены целевой, организационно-содержательный и результативно-оценочный блоки.

490

Модель предпрофилъной подготовки школьников на основе организации элективных курсов

(на примере курса математика)

Целевой блок

Цель - формирование интересов, проверка возможностей ученика на основе организации элективных курсов в условиях предпрофильного обучения

математике

Задачи

1. Формирование познавательных Егатересов личности учащихся средствами предмета математики относительно выбора дальнейшей образовательной траектории

2. Обеспечение комплексом математических знаний, умений и навыков на уровне необходимом для продолжения изучения математики в классе избираемого учащимися профиля или их профессиональной деятельности.

3. Формирование способности принимать адекватное решение к выбору профиля дальнейшего образованна

Принципы

готовности учащихся к выбору профиля обучения в условиях предпрофилъной подготовки: индивидуализации и дифференциации, преемственности, открытости, сознательности и активности

Организационно-содержательный блок

Организационно-содержательный блок

т

Ориентационная работа

Пропедевтический этап

Предпрофнлыюе обучение

Информационная работа

Основной этап

Завершающий этап

Профильное обучение

Базовый курс —► Элективные ютсы —► Профильное изучение

N.

Базовый к™с Профильный курс

Формы организации учебной и ориентационной деятельности в самках поелпоосЬильной подготовки Методы обучения Средства обучения

предметные и ориентационные элективные курсы уроки-лекции уроки-семинары творческие домашние задания учебные дискуссии исследовательский метод метод проектов дидактические игры - наглядные средства - компьютерные средства - книги, учебные пособия - составляющие окружающей среды

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ — Физико-математические науки — № 26 2011

Целевой блок характеризуется ориентацией модели на формирование интересов, проверку возможностей ученика на основе организации элективных курсов в условиях предпрофильного обучения мате-

і

Результативно - оценочный блок

Критерии готовности учащихся к выбору профиля на основе организации элективных курсов в условиях предпрофильного обучения

Мотивационный • заинтересованносгь в получении знаний • адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения • самостоятельность и активность при осуществлении выбора • осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности. Когнитивно -дея тель но с тный • знания об индивидуальных особенностях • адекватное отношение к избираемому напра&тению профильного обучения • проявление своего творческого потенциала и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам Волевой • стремление к самостоятельному добыванию и углублению знаний, к преодолению препятствий на пути выбора того или иного профиля обучения • стремление к профессиональному мастерству, способностью к само сов ерш енствованию

Уровни формирования готовности учащихся к выбору профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности

Низкий уровень - неполные представления О привлекающей профессиональной деятельности, незнание своих индивидуальных особенностей, низкий уровень сформированное ти интересов, склонностей к выбору профиля обучения, невысокая мотивация к выбору профиля обучения как основы их профессиональной деятельности, неа ктив но с гь (па сс ив но сгь) в выборе элективных курсов в условиях предпрофильного обучения Средний уровень - актуализируя потребность в знаниях о привлекающей профессиональной деятельности, недостаточные знания о своих индивидуальных особенностях, неустойчивый интерес ' к выбору профитя ' обучения, преимущественно внешняя мотивация профессионально выбора, неустойчивые волевые усилия в отношении выбора профиля обучения, средний уровень сформированное™ умения строить личную профессиональную Высокий уровень — достаточно полная подготовленность в знаниях о привлекающей профессиональной деятельности, знание своих индивидуальных особенностей, устойчивый интерес ' к выбору профиля' обучения, высокий уровень проявления внутренней мотивации к выбору профиля обучения, обдуманное умение строить личную профессиональную деятельность

Педагогические условия

• адекватная диагностика уровня готовности учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе их предпрофильной подготовки;

• у сл о вие пр еемств енно сти;

• индивидуально образовательная траектория;

• компьютерная поддержка:

• свобода выбора;

• обеспечение субъект - субъектных отношений участников учебного процесса.

Результат: готовность выпускника основной школы к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения на основе организации элективных курсов в условиях предпрофильного обучения

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ►►►►►

матике.

Реализация целевого блока предполагает решение следующих задач:

• формирование познавательных интересов личности учащихся средствами предмета математики относительно выбора дальнейшей образовательной траектории;

• обеспечение комплексом математических знаний, умений и навыков на уровне необходимом для продолжения изучения математики в классе избираемого учащимися профиля или их профессиональной деятельности;

• формирование способности принимать адекватное решение к выбору профиля дальнейшего обучения.

Система предпрофильной подготовки строится на основе принципов индивидуализации и дифференциации, преемственности, открытости, сознательности и активности.

Рассмотрим реализацию данных принципов в контексте разрабатываемой модели предпрофильной подготовки школьников на основе организации элективных курсов (на примере курса математика).

Принцип индивидуализации и дифференциации. Необходимость данного принципа вытекает из объективного наличия индивидуальных различий в характере реализации мыслительных процессов, интеллектуальных способностях, уровне обучаемости и обученности, развитии эмоционально-волевой сферы, скорости наступления утомляемости и других индивидуальных особенностей учащихся, которые должны отражаться на характере работы по усвоению элективных курсов в системе предпрофильной подготовки учащихся.

Принцип преемственности, как известно, связан с содержанием обучения, различными его формами и способами, стратегиями и тактиками взаимодействия субъектов в учебном процессе. Он предполагает объединение и структурирование отдельных учебных ситуаций в единый целостный учебный процесс, построение определенной системы и последовательности так, что сложные задачи не могут быть решены прежде простых, выявление и реализацию межпредметных и внутрипредметных связей [1, с.130].

Принцип открытости. Под открытостью образования подразумевается возможность для обучаемого преодолеть границы любой заданной заранее учебной программы [3, е.55]. Предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопри-нятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога. В процессе обучения математике, особенно на завершающем этапе основной школы должно быть уделено формированию системных математических знаний по всем математическим темам, разделам и дисциплинам.

Принцип сознательности и активности. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. Элективный курс должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу. Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые смогут потом использовать на практике. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т.п. Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.

Именно целевой блок является состемообразующим в модели, т.к. определяет содержание всех остальных компонентов.

Организационно-содержательный блок состоит из организационной и информационной работы, предпрофильного обучения.

Организационная работа подразумевает то, что предпрофильная подготовка должна начинаться с планирования действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Информация необходима всем участникам образовательного процесса в полном объеме. Информацию об учреждениях, где можно получить или продолжить образование, посетить курсы по выбору, пройти психологическое тестирование, пробу по предметным областям, тестовые или рейтинговые испытания, продолжить обучение по выбранному профилю, учащиеся, родители, педагоги, руководители образовательных учреждений должны получить в муниципальном управлении образованием [2].

Информационная работа предполагает информирование в отношении возможного выбора профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения в системе общего, начального или среднего профессионального образования [2]. Информационная работа это информирование учащихся старших классов основной школы с образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания 9 класса), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение Дней открытых дверей и др.

Организация предпрофильного обучения характеризуется обеспечением условий для создания учащимися индивидуального образовательного плана, который позволяет школьнику в течение одного учебного года посетить несколько курсов по выбору. В процессе предпрофильного обучения предполагается пройти 3 этапа подготовки учащихся к выбору профиля: пропедевтический, основной и завершающий.

Пропедевтический этап позволяет дифференцировать учащихся в соответствии с их потребностями в процессе обучения в профильной школе путем пробы сил на курсах по выбору и т.п. На этом этапе осуществляется:

• презентация образовательной карты территории;

• предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

основном этапе предусматривается:

• обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;

• организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

• анализ образовательных ситуаций, которые создают условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.

На завершающем этапе :

• реализуются пробы выбора профиля обучения, серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле и его возможностей требованиям избираемого профиля;

• используются матрицы и схемы альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, количественно соотносить аргументы “за и против” совершаемого выбора профиля.

Дифференциация содержания обучения в предпрофильных классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач предпрофильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы мкомпенсируютмво многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Профильные курсы в старшей школе обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Значимыми моделируемыми составляющими являются формы организации учебной и ориентационной деятельности в рамках предпрофильной подготовки, методы и средства обучения.

На наш взгляд, для более эффективного формирования готовности учащихся к выбору профиля обучения в процессе преподавания базовых предметов и предпрофильных элективных курсов необходимо применять следующие формы организации учебного процесса: предметные и ориентационные элективные курсы, уроки-лекции, уроки-семинары, творческие домашние задания.

Блок методы обучения включает те методы, которые на наш взгляд, будут, способствовать эффективному формированию готовности учащихся к правильному выбору профиля обучения: учебные дискуссии, исследовательский метод, метод проектов, дидактические игры.

В качестве педагогических средств обучения, под которым понимается, все те материалы, с помощью которых учитель осуществляет обучающее воздействие учебного процесса, могут быть использованы наглядные средства (таблицы, схемы, графики, видеофильмы), компьютерные средства, книги, специальная литература, учебные пособия.

Результативно оценочный блок содержит систему критериев (мотивационный, когнитивно - деятельностный, волевой), позволяющие выявить уровни формирования готовности учащихся к выбору профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (низкий, средний, высокий) содержание подробно отражено в модели представленном на рисунке.

Эффективная реализация разработанной модели обеспечивается совокупностью педагогических условий:

• адекватная диагностика уровня готовности учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе их предпрофильной подготовки;

• условие преемственности в организации базовых, элективных и профильных элективных курсов;

• организация предпрофильных элективных курсов с учетом индивидуальных особенностей учащихся (индивидуальная образовательная траектория);

• компьютерная поддержка, использование компьютерных технологий позволяет эффективно организовать элективный курс в системе предпрофильной подготовки учащихся;

• предоставление учащимся свободы выбора в ситуации ответственности за свой выбор профиля обучения, впервые влечет достаточно серьезные последствия для его будущего, несмотря на то, что умение делать выбор должно формироваться задолго до 9 класса. Поэтому непременным условием предпрофильной подготовки должно стать психолого-педагогическое сопровождение учащихся: организация рефлексии причин его успешности / неуспешности в курсах по выбору, его склонностей и возможностей для самореализации в выбранных видах деятельности;

• обеспечение субъект - субъектных отношений участников учебного процесса.

Совокупность составляющих предложенной модели позволяет создать систему предпрофильного обучения в общеобразовательной школе, нацеленную на формирование готовности к выбору профиля дальнейшего обучения и профессиональной направленности.

Разработанная модель предпрофильной подготовки школьников на основе организации элективных курсов общеобразовательной школы принята нами за основу при организации опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях г. Пензы.

Полученные результаты свидетельствуют о реализуемости предлагаемых педагогических решений и их эффективности в рамках объекта исследования.

Благодарности

Работа выполнена при поддержке ФЦП “Научные и научно - педагогические кадры инновационной России” (ГК № П401 от 12.05.2010).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лунгу К. Н. Систематизация приемов учебной деятельности студентов при обучении математике. М.: КомКнига, 2007. 424 с.

2. Родионов А. Г. Предпрофильная подготовка // Завуч. Управление современной школы. 2007. № 3. С. 21.

3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001.