Научная статья на тему 'О подготовке учителя к преподаванию в условиях профильного обучения'

О подготовке учителя к преподаванию в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке учителя к преподаванию в условиях профильного обучения»

компетентностный подход. - М., 2002.

2. Батурина Л.В. Профориентационная работа с подростками в современных социально-экономических условиях: Метод. рекомендации. - 2003.

3. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика).

- М.: Сентябрь. 2004.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб., 2001.

5. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. М., 2002.

О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Л.В. Королева, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой физики для естественных факультетов, МПГУ

М.Ю. Королев, кандидат физико-математических наук, доцент МПГУ

Н.И. Одинцова, доктор педагогических наук, профессор МПГУ

Н.С. Пурышева, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

теории и методики обучения физике МПГУ

И.М. Смирнова, доктор педагогических наук, профессор МПГУ

Отечественная школа имеет несомненные достиже- старшей ступени общего образования» ния в сфере математического, физического и естественнонаучного образования. Созданная у нас в

стране система обучения является одной из лучших в мире. Она дает возможность каждому молодому человеку получить образование на самом высоком уровне. При этом роль математического, физического и естественнонаучного образования не только не уменьшается, но и увеличивается.

Вместе с тем, за последние десятилетия в образовании школьников стали накапливаться и отрицательные моменты, а именно:

• все более заметной становится перегрузка учащихся, особенно основной школы;

• медленно изменяется содержание математического, физического и естественнонаучного образования, что приводит к его отставанию от потребностей современной жизни;

• относительное единообразие образования не позволяет в полной мере учесть интересы и запросы учеников.

Все это свидетельствует о необходимости реформирования школьного физико-математического и естественнонаучного образования. Этому будет способствовать переход к профильному обучению, которое преследует следующие цели:

• обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;

• создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями выбора школьниками индивидуальной образовательной траектории;

• установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

• расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В качестве возможной модели реализации профильного обучения в «Концепции профильного обучения на

старшей ступени общего образования» предлагается структура базисного учебного плана, включающая:

• базовые общеобразовательные предметы;

• профильные общеобразовательные предметы;

• элективные курсы, поддерживающие выбранный профиль обучения.

Примерное соотношение объемов базовых и профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Можно выделить следующие модели организации профильного обучения:

1) модель внутришкольной профилизации (один профиль или несколько профилей обучения);

2) модель сетевой организации (общеобразовательный «ресурсный центр» плюс несколько общеобразовательных учреждений).

При разработке стандартов стояла задача системного пересмотра содержания с целью превращения образовательного стандарта в фактор развития личности ребенка и системы образования в целом. В качестве основных целей обучения физике, математике и естественнонаучным дисциплинам в стандарте названы:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе освоения знаний о природных явлениях, об основных законах взаимодействий тел материального мира;

• овладение умениями самостоятельно применять эти знания на практике;

• воспитание у школьников уверенности в своих возможностях познавать свойства окружающего мира и применять приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.

Принципиально новым в стандартах является социально-личностный подход к заданию целей обучения, постановка перед физико-математическим и естественнонаучным образованием в первую очередь целей развития и воспитания учащихся.

Выделен обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Этот минимум включает в себя две компоненты: перечень физических и естест-

веннонаучных явлении, понятии и теории, которые должны быть изучены (знаниевая компонента), и перечень видов деятельности, которыми должен овладеть ученик (деятельностная компонента). Стандарты базового и профильного уровней для старшей школы различаются уровнем и глубиной изучения физических, математических и естественнонаучных теории и применения полученных знаний на практике при решении теоретических задач и выполнении экспериментальных заданий. Таким образом, в образовательных стандартах реализован новый подход к содержанию образования: его дифференциация, связь с жизнью, деятельностная направленность.

Модернизация школьного образования, осуществляемая в настоящее время, ставит перед учителем новые профессиональные задачи и соответственно предъявляет новые требования к специальной подготовке учителя современной школы. В частности, новыми в подготовке учителя являются такие направления, как формирование у студентов - будущих учителей профессиональных умений в области осуществления уровневой и профильной дифференциации, предпрофильной подготовки, преподавания элективных курсов, использования новых информационных технологий, технических средств обучения и приборной базы, подготовки учащихся к единому государственному экзамену. Требования к подготовке студентов физико-математических и естественнонаучных специальностей педвузов к выполнению этой деятельности отражены в откорректированных ГОС ВПО по педагогическим специальностям. Для выполнения этих требований необходимо обновить систему предметной и методической подготовки студентов.

Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования на базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) в 2003-2004 г.г. была проведена корректировка стандартов по всем педагогическим специальностям и внесены изменения в дисциплины общей педагогики и методики в соответствии с модернизацией общего образования. Часть корректировок касаются подготовки будущего учителя к профильному обучению.

Проблема подготовки студентов педвузов к профильному обучению и предпрофильной подготовке учащихся должна решаться комплексно средствами дисциплин всех блоков, входящих в образовательный стандарт.

Предметная подготовка в рамках федерального компонента ГОС ВПО носит фундаментальный характер и способна в целом осуществить такую подготовку, которая дает возможность выпускникам педуниверситетов преподавать избранный предмет в классах любого профиля. Однако существуют резервы для усиления предметной подготовки студентов к работе в классах соответствующих профилей за счет, прежде всего, отражения в стандартах и программах современных проблем науки. Кроме того, подготовка студентов к преподаванию предметов в классах, для которых они не являются профильными, требует усиления межпредметных связей, например, физики с химией при подготовке учителя химии, физики с биологией при подготовке учителя биологии и т. п.

Основное направление корректировки стандартов, на наш взгляд, должно идти

• путем увеличения числа дисциплин интегрированного характера, общих для всех физико-математических и естественнонаучных специальностей (цикл ЕН);

• целенаправленного усиления методической подготовки специалистов (цикл ОПД);

• совершенствования содержания дисциплин предметной подготовки (цикл ДПП).

В рамках этого подхода реализуется единая линия корректировки стандартов для всех педагогических физико-математических и естественнонаучных специальностей - это разработка содержания математических и естественнонаучных дисциплин интегрированного характера, дисциплин по выбору блоков ДПП и ОПД, методических курсов, усиливающих профессиональную подготовку будущего учителя к профильному обучению. В дальнейшем возможно развитие этой подготовки за счет дополнительного создания направлений специализаций.

I. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования определяет требования к учителю профильной школы. В ней записано, что учитель профильной школы обязан быть не только специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

• вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

• практическую ориентацию учебного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

• завершение профильного самоопределения старшеклассников;

• формирование у учащихся способностей и ком-петентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

В соответствии с тем, что первый этап профильного обучения на старшей ступени общего образования предваряется предпрофильной подготовкой, в подготовке студентов также следует выделить два блока, условно их можно назвать предпрофильным и профильным. Остановимся на их содержании более подробно.

I. Предпрофильный блок

Направления подготовки студентов:

1) к проведению курсов по выбору:

а) предметных (направлены на расширение знаний учащихся по определенному предмету);

б) ориентационных (должны способствовать самоопределению учащихся по отношению профиля обучения в старших классах);

2) к построению коллекций индивидуальных достижений учащихся (портфолио), знакомство с различными моделями портфолио:

а) «Портфолио-документов» (олимпиады, различные конкурсы, тестирование и т. п.);

б) «Портфолио работ» (творческие, проектные, исследовательские работы учащихся);

в) «Портфолио отзывов» (различные характеристики отношения учащихся к соответствующим видам деятельности).

II. Профильный блок

Направление подготовки студентов определяется тем, что профильное обучение - это прежде всего дифференциация содержания. Студенты должны освоить современное содержание трех типов учебных предметов (должны быть готовыми дифференцировать содержание одного предмета в зависимости от его места в учебном процессе):

1) базовых (носят общеобразовательный характер, отражают для всех школьников обязательную, инвариантную часть обучения);

2) профильных (обеспечивают углубленное изучение определенного предмета, ориентированы на подготовку выпускника школы к последующему профессиональному обучению в выбранном направлении, вариационная часть обучения);

3) элективных (курсы по выбору). В отличие от факультативных курсов элективные курсы обязательны для всех старшеклассников. Они должны обеспечить удовлетворение индивидуальных запросов, склонностей, интересов учащихся.

Первым шагом в подготовке студентов к профильному обучению должно стать формирование соответствующей готовности. Как известно, готовность рассматривается как активное, действенное состояние личности, которое включает в себя убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, умения и навыки, установки и настроенность. Выделим следующие виды готовности студентов педагогических вузов (математических и естественнонаучных факультетов) к работе в школе в современных условиях внедрения профильного обучения:

1) психологическая готовность - настроенность на данную деятельность;

2) теоретическая готовность - наличие необходимого объема знаний для осуществления деятельности;

3) практическая готовность - наличие сформированных умений и навыков.

В цикле ОПД ГОС ВПО в стандарт дисциплины «Теория и методика обучения ... (физике, математике)» включен элемент «Методика обучения ..(физике, математике) в общеобразовательной и профильной школе (на профильном уровне)». Остановимся, например, на подготовке учителя физики. Ниже сформулированы положения, которые относятся к подготовке не только учителя физики, но учителя по любой естественнонаучной специальности.

Студент, изучивший данную дисциплину,

должен знать: содержание курса профильного обучения; содержание факультативных и элективных курсов по физике, особенности методики проведения факультативных занятий и занятий по изучению элективных курсов;

должен уметь: осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся при обучении физике; организовывать и проводить факультативные занятия по физике и занятия по изучению элективных курсов.

Практические умения в области профильного обучения формируются у студентов на педагогической практике. Вторую педагогическую практику на 5 курсе они

должны проходить в профильных классах или в школах с углубленным изучением соответствующих предметов и научиться проводить не только уроки, но и занятия по элективным курсам, а также внеклассные предметные мероприятия. Деятельностный подход к подготовке студентов предполагает их вовлечение в самостоятельную творческую работу по изучению проблемы профильного обучения, практики его реализации, разработке уроков, проведению учебных исследований.

Студентов, которые проявляют повышенный интерес к проблеме профильного обучения, следует готовить к его реализации в рамках курсов специализации, которая осуществляется на спецкурсах психолого-педагогической и методической направленности. К таким курсам могут быть отнесены следующие: «Дифференцированное обучение в средней школе», «Тенденции совершенствования школьного образования за рубежом», «Гуманитаризация обучения в средней школе», «Методы обучения и урок (физики, математики, химии, биологии, . ) в условиях профильного обучения».

В учебный процесс математического факультета МПГУ внедрены (в порядке эксперимента) два методических курса:

1. Методические основы уровневой дифференциации обучения (36 часов).

2. Методические основы профильной дифференциации обучения (36 часов).

Особое внимание необходимо уделить использованию новых информационных технологий в учебном процессе как в педвузе, так и в средней школе. Актуальной является разработка курсов для студентов всех специальностей по освоению новых информационных технологий и их разумному использованию в обучении. В последнее время появляется множество программных средств учебного назначения по всем предметам естественнонаучного цикла. Необходимо готовить студентов к их освоению и использованию в процессе преподавания в рамках курса, направленного на формирование общих приемов навигации в мире компьютерных программ и их применения для решения определенных дидактических задач. Это связано с тем, что рынок компьютерных программ стремительно обновляется, поэтому акцент следует делать не на овладении навыками работы с конкретными программными продуктами. Например, целесообразно ввести в цикл ОПД дисциплину «Проектирование информационных технологий обучения естественным наукам в школе», а в цикл ДПП - «Компьютерное моделирование в естественных науках».

II. Современный этап развития образования, взаимоотношений человека и природы требует внесения изменений в содержание и структуру физико-математического и естественнонаучного образования, что находит свое отражение в усиливающейся тенденции к интеграции в преподавании естественных наук. Появляются учебные дисциплины нового поколения, призванные интегрировать разрозненные локальные знания, которые обеспечивают синтез современных фундаментальных представлений о природе и человеке как её неотъемлемой части. Фунда-ментализация требует умения выделять и оценивать главное, основное не только в своем предмете, но и в родственных ему учебных дисциплинах, выстраивать

фундамент цикла близких по идеологии предметов. Эта задача по силам лишь курсу естествознания. С целью интеграции знаний, формирования целостной естественнонаучной картины мира в федеральный компонент цикла ЕН для всех физико-математических и естественнонаучных специальностей, помимо отдельных дисциплин (математика, физика, информатика, химия, биология,...) необходимо включить дисциплину интегрированного характера «Основы современного естествознания», по типу дисциплины «Концепции современного естествознания» для гуманитарных и социально-экономических специальностей.

Целью дисциплины «Основы современного естествознания» является формирование представления о мире в целом, о его объективном существовании и познаваемости рациональными методами. Изучение основных положений наиболее значительных концепций, выработанных естествознанием на протяжении всей истории своего развития, будет создавать у студентов представление о единстве и многообразии мира, повышать общий кругозор, культуру мышления и в конечном итоге способствовать формированию целостного научного мировоззрения. Основные задачи курса:

• формирование у студентов научного мировоззрения;

• изучение истории развития естествознания;

• изучение современных концепций естествознания.

III. В решении задач физико-математического и естественнонаучного образования особая роль отводится математике и физике. Математика и физика как фундаментальные и интегрирующие дисциплины представляют собой часть общечеловеческой культуры. Основная цель дисциплин - это создание базы знаний и умений, необходимых для успешного усвоения специальных дисциплин профиля, чтобы студенты, усвоив небольшое число понятий и фундаментальных законов, могли эффективно использовать их в конкретных условиях.

При возрастании фундаментализации образования необходимо решить проблему сочетания общих и специфических задач дисциплин, связанных с профилем и спецификой факультета. Программы по математике и физике, по нашему глубокому убеждению, должны иметь фундаментальное ядро, общее для всех естественных специальностей, в том числе и для физико-математических, включающее фундаментальные теории и понятия, основные законы и методы исследования, и вариативную составляющую, связанную со спецификой факультета. Содержание учебного материала, его расположение должны отражать внутрипредметные связи дисциплин, а также межпредметные связи с другими естественнонаучными дисциплинами.

С учетом направлений реформирования школьного физико-математического и естественнонаучного образования расширение содержания дисциплин федерального компонента должно происходить в соответствии с избранной специальностью студентов, и начинать целесообразно с цикла ЕН. В этот цикл предлагаем включить, кроме названной выше дисциплины «Основы современного естествознания» (общая трудоемкость - 144 ч.), дисциплину интегрированного характера для всех физико-математических и естественнонаучных специальностей

«Математическое моделирование в естествознании» (общая трудоемкость - 100 ч.). Цель этого курса - сформировать единый взгляд на познание окружающего мира, раскрыть сущность метода математического моделирования как метода исследования и прогнозирования, отразить современные направления развития естественных наук. Следует отметить, что данный метод как единый стержень пронизывает курсы физико-математического и естественнонаучного направлений.

В связи с увеличением роли математики в естественных науках, использованием большого числа математических моделей считаем необходимым для студентов физико-математических и естественнонаучных специальностей педвузов расширить курс «Математика» в блоке ЕН, увеличив число часов, выделяемых на данный курс. В дальнейшем возможно создание специального курса «Математические методы в естествознании» (общая трудоемкость - 108 ч.), который следует включить в цикл ЕН.

Целесообразно перенести дисциплину «Физика» для специальностей 030100 - Информатика, 032100 - Математика, 032300 - Химия и 032400 - Биология из блока ЕН в блок ДПП так, как это сделано для специальности 032200 - Физика. Физика является базовым предметом для других специальных дисциплин в цикле ДПП (естественнонаучные и математические специальности). Необходимо, с одной стороны, усилить учебный материал интегрированного характера, а с другой - акцентировать внимание на реализации межпредметных связей в процессе преподавания дисциплины «Физика».

IV. Государственные образовательные стандарты предусматривают дисциплины по выбору студента, в том числе межпредметного характера, при изучении которых продолжается и углубляется фундаментальная подготовка студентов. Межпредметные дисциплины позволяют реализовать интегрированные курсы на общеобразовательном уровне и дать углубленные знания по конкретным предметам. Речь идет не только о расширении кругозора учителя и углублении его знаний по смежным, интегрируемым в один курс дисциплинам, но и об изменении самой идеологии преподавания интегрированного курса в школе, в отличие от преподавания конкретного предмета. Анализ содержания и организации дисциплин и курсов по выбору студента позволил разработать примерный перечень дисциплин и курсов по выбору студентов межпредметного характера, целью которых является специальная подготовка студентов физико-математических и естественнонаучных специальностей педвузов к профессиональной деятельности учителя в условиях предпрофильного и профильного обучения. Предлагаем этот перечень дисциплин по выбору студента для естественнонаучных специальностей:

• «Физические методы исследования в естествознании»;

• «Современные экологические проблемы и физические методы диагностики состояния окружающей среды»;

• «Вероятностные методы в научных исследованиях»;

• «Основы физических методов исследования в химии»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• « Человек как физическая система».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.