СИСТЕМА ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ И ИХ ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КАК СРЕДСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ИННОВАЦИОННУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НОВОСЕЛОВ С.А.
Статья рассматривает систему экспертизы образовательных инноваций и их правовой защиты как средства преобразования инновационной активности в инновационную деятельность.
В процессе подготовки интернет-конференции по вопросу: «Об усилении научно-информационного обмена инновациями в рамках Академии профессионального образования: Развитие конкурентоспособности учреждений профессионального образования в условиях перехода в новые организационноправовые формы (Ф3-83 от 08 мая 2010 г.)», её организаторы представили на сайте Академии профессионального образования ряд статей, посвящённых наиболее острым проблемам инновационного развития профессионального образования в России (статьи Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, М.В. Никитина и др.). Их анализ вновь возвращает нас к необходимости осмысления самой сущности того явления, которое в России принято называть «инновационной образовательной деятельностью» или «инновациями в образовании».
Именно их российская трактовка вкупе с чиновничьими традициями России, дает возможность принимать законы, которые, как пишет академик Е.В. Ткаченко, приняты «без должной научной проработки и прогнозных оценок их последействий». Надеюсь, что представленная мной далее попытка анализа экономико-правовых основ инновационной деятельности в области образования позволит понять также и важность предложенного Е.В. Ткаченко вопроса о зависимости успехов образовательных инноваций от того, «...в чьих руках находятся эти законы, кто и как их реализует.».
При этом предлагаю расширить этот вопрос до формулировки: «В чьих руках находятся рычаги управления образовательными инновациями, кто и как заинтересован в их реализа-
Article considers system of examination of educational innovations and their legal protection as means of transformation of innovative activity in innovative activity.
ции?». Ответ на этот вопрос поможет понять и причины ограниченности, недостаточной результативности национального проекта «Образование», о которой также пишет Е.В. Ткаченко.
Для обострения обсуждаемой проблемы, для провокации нового взгляда на возможные пути её решения, позволю себе сделать утверждение о том, что инновационной деятельности в российском образовании просто не существует, а то, что ею принято называть является на самом деле инновационной активностью, которая, по определению, далеко не всегда осознана и целесообразна. И также по определению, она неэкономна, неэффективна (в сравнении с осознанной целенаправленной деятельностью) в плане затрат сил и средств субъектов проявляемой активности. При этом под активностью понимается мера интенсивности взаимодействия (Д.В. Колесов) субъектов образования между собой и с объектами образовательной среды.
Она значительно возрастает в ситуациях нового вида, в которых субъекты активности ограничены в использовании имеющегося опыта и в оценке перспектив разрешения конкретной ситуации. Активность, направленная на изменение ситуации или отношения человека к ситуации в условиях отсутствия определенного прогноза результатов активности и недостаточной её осмысленности, может проявляться в беспорядочном, случайном переборе возможных вариантов решения до конца не осознаваемой проблемы (В.В. Аршавский, В.С. Ротенберг), что порождает резкое возрастание физических, интеллектуальных и финансовых затрат, которые далеко не всегда при-
водят к желаемому результату уже потому, что он чаще всего неясен и вероятностен.
Опасность такой нерегулируемой активности для профессионального сообщества состоит ещё и в том, что если она не даёт её носителям ощущения достигнутого желаемого результата, то приводит их в состояние «воспитанной беспомощности» (В.В. Аршавский, В.С. Ротенберг), то есть в состояние отказа от активности во всех последующих ситуациях нового вида (не это ли психофизиологическая основа ограниченности национальных проектов в условиях преобладания чиновничьего управления по российскому типу?).
Чтобы активность превратилась в собственно человеческую, т.е. осмысленную, целесообразную и эффективную творческую деятельность по преобразованию мира людей, вещей и социально-экономических процессов, включая образовательный процесс, необходимо осознание, рефлексия её мотивов, целей, структуры и содержания процесса деятельности и условий его протекания (включая отношения между различными субъектами деятельности).
Тогда, говоря о превращении инновационной активности в инновационную деятельность в сфере образования, нам необходимо её научное осмысление, научное сопровождение и прогнозирование. Т.е. мы должны осмыслить историю её становления, её структуру и содержание, принять во внимание экономическую природу инновационной деятельности и связанные с этим правовые отношения (к вопросу «в чьих руках?»). И вот здесь то и вскрывается парадокс.
Если в структуре любой инновационной деятельности, не касающейся сферы образования, выделяют относительно независимые, но взаи-мовлияющие этапы: научной разработки; творческой деятельности; экспериментальной проверки и опытного внедрения научных результатов и творчества; и наконец, расширенного внедрения, которое предполагает привлечение ресурсов и коммерческую реализацию продуктов науки и творчества, то в инновационной деятельности в образовании не принято принимать во внимание её завершающий этап (а некоторые вообще считают этот этап стыдным
и порочащим сам смысл и высокое предназначение образовательной деятельности).
Но именно это, не до конца осознанное, отношение к завершающему этапу инновационной деятельности в образовании и скрывает главный сущностный вопрос образования как современного социально-экономического явления. Если мы относим образование к одной из сфер профессиональной деятельности, то, по определению, эта деятельность должна являться основным источником дохода (С.Я. Батышев). Но сам доход конкретного субъекта деятельности зависит от того, какое право он имеет на продукты своей деятельности, в том числе инновационной образовательной деятельности, т.е. естественным образом возникает вопрос о праве собственности на продукты инновационной деятельности.
Но вот здесь-то мы и понимаем, что современный субъект инновационной деятельности в сфере образования России никаких прав на произведенный продукт, на образовательную инновацию не имеет. А, следовательно, и перспективы получения дохода от улучшения своей основной профессиональной деятельности он тоже не имеет. Поэтому большинство «не романтически» настроенных работников образования осознанно или неосознанно уходят от инновационной деятельности в своей профессиональной сфере, и она полностью попадает в распоряжение чиновников, которые чаще всего далеки от сущностных проблем образования и обращают внимание в основном на «внешность» образовательной инновации и на возможность использовать её для личного карьерного роста вне зависимости от реальной пользы или вреда реализуемого нововведения. К сожалению, и многие практические работники образования принимают это чиновничье отношение к инновациям и, «перелицовывая» известные ранее педагогические продукты, начинают делать свою профессиональную карьеру на псевдоинновациях.
Здесь необходимо также отметить и «провисание» первого этапа образовательной инновационной деятельности - научных и творческих разработок, и, в первую очередь, научной экспертизы и научного прогноза пред-
лагаемых нововведений. Не останавливаясь на причинах этого явления (а их анализ далеко не безопасен в аспекте поддержания нормальных профессиональных отношений в сфере педагогической науки), отмечу лишь, что в последние двадцать - двадцать пять лет было допущено неоправданное снижение роли педагогической науки в образовании, что нашло свое отражение даже в исключении слова наука из названия Академии педагогических наук - теперь, как известно, это просто академия образования.
Если же субъекты инновационной деятельности в сфере образования России смогут получить законодательно оформленные права собственности на произведенные ими новые педагогические продукты, на образовательные инновации (или на их часть на каждом из перечисленных этапов), и, следовательно, получат перспективы получения дохода от улучшения своей основной профессиональной деятельности, то они:
- во-первых, будут заинтересованы в высоком качестве нового продукта;
- во-вторых, будут стремиться к максимально широкому внедрению инновации с привлечением максимально возможных ресурсов;
- в-третьих, будут заинтересованы в максимально жёстком авторском контроле за трансляцией инновации другими субъектами образования (чтобы она не была опорочена на потребительском рынке) и за тем, чтобы не допустить возможных недобросовестных «перелицовок» созданного ими продукта, которые могут иметь место для легкой и незаслуженной финансовой или карьерной «добычи»;
- и, наконец, в четвертых, субъекты реальной инновационной образовательной деятельности предпримут максимум усилий для того, чтобы вырвать из рук чиновников, администраторов и спекулянтов, наживающихся на перепродаже чужих образовательных продуктов (не этим ли объясняется количественный взрыв внебюджетных учреждений образования, прежде всего высшего, в последние двадцать лет?), рычаги распоряжения инновациями, на которые государство или конкретные администраторы и продавцы-спекулянты не приобретут права собственно-
сти, а в случае чиновничьего и иного распоряжения инновациями с нарушением прав их авторов и владельцев, любой чиновник, администратор или спекулянт могут быть подвергнуты судебному преследованию.
Таким образом, мы приходим к важному в методологическом плане выводу о необходимости создания системы экспертизы образовательных, педагогических инноваций во взаимосвязи с системой регистрации и правовой охраны результатов педагогического творчества с целью превращения инновационной активности в сфере образования в осознанную, научно подкреплённую, законодательно регулируемую и управляемую инновационную деятельность. Без введения в сфере образовательной, педагогической деятельности элементов охраны интеллектуальной собственности, которая должна приобрести определенную значимость и стоимость на рынке образовательного труда и образовательных продуктов, трудно представить себе возможность запуска в системе образования инновационных рыночных механизмов, а значит и само употребление понятия педагогическая или образовательная инновация теряет свой смысл.
Следовательно, определяя совокупность свойств и характеристик образовательной (педагогической инновации), обусловливающих её способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением объекта инновации, необходимо найти такие критерии, которые обеспечат возможность оценки сразу двух взаимосвязанных аспектов инновации - её качества как инновации, которая повысит качество образования, и её охраноспособности как результата педагогического или организационнопедагогического творчества.
Исходя из этого, удалось определить следующий компонентный состав необходимой российскому образованию системы научной экспертизы и оценки качества педагогических инноваций:
- Положение о регистрации и охране педагогических инноваций как нормативноправовая основа системы;
- Система критериев охраноспособности педагогических инноваций как отражение ак-
туальных требований, предъявляемых к педагогическим инновациям обществом;
- Общественно-государственный орган (например, Комиссия при Министерстве образования) экспертизы качества педагогических инноваций, их регистрации и правового регулирования в сфере их использования, функционирующий на основе Положения о регистрации и Положения об экспертизе педагогических инноваций;
- Система информационного обеспечения инновационной образовательной деятельности, реализующая функцию коммуникации всех компонентов системы экспертизы качества и правовой охраны педагогических инноваций, например, посредством официального информационного бюллетеня «Педагогические инновации»;
- Образовательно-консалтинговый орган по вопросам экспертизы педагогических инноваций (например, при Министерстве образования, при Российской академии образования или при Академии профессионального образования), взаимодействующий со всеми учреждениями образования и собственниками (авторами или владельцами) педагогических инноваций.
Представленная структура легла в основу разработанного нами варианта возможной реализации системы экспертизы и оценки качества педагогических инноваций. В рамках этой модели разработан проект Положения о регистрации и охране педагогических инноваций, который проходит стадию обсуждения, согласования и уточнений.
К основным понятиям, задающим алгоритм функционирования разрабатываемой системы могут быть отнесены следующие, из предложенных в разработанном проекте:
- автор (ы) образовательной (педагогической) инновации — физическое лицо (лица), творческим трудом и предпринимательской деятельностью которого (которых) создана и реализована педагогическая инновация;
- правообладатель образовательной (педагогической) инновации - физическое (автор или его правопреемники) или юридическое лицо (работодатель), обладающее исключительным правом на педагогическую (образовательную) инновацию. Правообладатель
вправе использовать педагогическую (образовательную) инновацию и запрещать ее использование другим лицам. Никто не может использовать зарегистрированную (охраняемую) образовательную (педагогическую) инновацию без разрешения правообладателя.
Права на образовательные (педагогические) инновации должны устанавливаться и охраняться решением Комиссии по образовательным (педагогическим) инновациям при Министерстве образования и подтверждаться свидетельством. Свидетельство необходимо для удостоверения приоритета образовательной (педагогической) инновации и исключительного права на указанную в свидетельстве педагогическую (образовательную) инновацию.
Правообладателям педагогических (образовательных) инноваций должны выдаваться свидетельства, соответствующие уровню инновации:
- свидетельство на реализованное образовательное (педагогическое) изобретение;
- свидетельство на реализованную инновационную образовательную (педагогическую) полезную модель;
- свидетельство на реализованную образовательную (педагогическую) рационализацию.
Объем правовой охраны, предоставляемой свидетельством на педагогическую (образовательную) инновацию должен определяться совокупностью ее существенных признаков, нашедших отражение в формуле образовательной (педагогической) инновации. Для толкования формулы педагогической (образовательной) инновации могут использоваться:
- описание образовательной (педагогической) инновации, составленное в соответствии с требованиями Экспертного совета по педагогическим (образовательным) инновациям;
- экспертные заключения, акты внедрения и испытания, подтверждающие эффективность инновации;
- графические, фото-кино-видео- и аудиоматериалы.
Кроме того, для толкования формулы педагогической (образовательной) инновации могут использоваться публикации, подпадающие под действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», такие как: монография, диссертация или ее автореферат; учебник; учебное пособие; методиче-
ское пособие; образовательная программа; текст лекции; методическая разработка для проведения практического, семинарского или лабораторного занятия; научная статья; текст выступления на научно-методической, научнопрактической конференции (семинаре, симпозиуме и др.); Интернет-ресурсы и т.п.
Информация о регистрации (образовательных) педагогических инноваций и формулы зарегистрированных инноваций должна публиковаться в бюллетене «Педагогические инновации» по подписке.
Предполагается, что образовательная (педагогическая) инновация может быть зарегистрирована в Официальном регистре педагогических (образовательных) инноваций и стать объектом охраны при условии, если объектом педагогической инновации является один из следующих:
- образовательная (педагогическая) система независимо от ее уровня;
- образовательный (педагогический) процесс;
- способ управления образовательной (педагогической) системой или процессом (включая создание педагогических, организационно- методических и иных условий, а также организацию образовательной среды);
- средство управления образовательной (педагогической) системой или процессом;
- образовательная (педагогическая) технология (в ее расширенном толковании);
- новый принцип или система принципов обучения и воспитания;
- содержание образования (или его фрагмент), включая его структуру, например, компонентный состав, взаимосвязь элементов содержания, последовательность их реализации в образовательном процессе и т.п.;
- метод обучения, метод воспитания, метод формирования и т.п.;
- средство обучения, воспитания, формирования и т.п.;
- организационная форма процесса образования, обучения, воспитания.
Объекты образовательной (педагогической) инновации должны характеризоваться следующими признаками:
- образовательная (педагогическая) система характеризуется структурными компонен-
тами образовательной (педагогической) системы и их взаимосвязями;
- образовательный (педагогический) процесс -структурными компонентами образовательного (педагогического) процесса и их взаимосвязями;
- способ управления образовательной (педагогической) системой или процессом - управленческими действиями, операциями, их последовательностью, чередованием и параметрами выполнения действий и операций (например, временными, физическими, психическими, психологическими, физиологическими и т.п.)
- средство управления образовательной (педагогической) системой или процессом - структурными компонентами средства управления;
- образовательная (педагогическая) технология - структурными компонентами педагогической технологии, в том числе целевым компонентом, мотивационным компонентом, алгоритмом управления, алгоритмом функционирования, педагогическими и учебными действиями и операциями, их последовательностью, чередованием, параметрами выполнения и т.д.;
- система или таксономия целей образования - компонентным составом (перечнем) целей, их иерархией и предложенной последовательностью достижения;
- новый принцип или система принципов обучения и воспитания - правилами их реализации и ориентированной на практику интерпретацией законов и закономерностей образования, а также способами их ориентированной на педагогическую практику редукции и применения в качестве регулятивных норм организации образовательного процесса;
- содержание образования - структурными компонентами содержания образования, например, передаваемыми знаниями (понятия, категории, принципы, законы, закономерности, факты, атрибуты, события, символы, идеи, проблемы, концепции, гипотезы, теории), умениями, навыками, отношениями и оценками различных сторон жизни и деятельности, а также их объемом и структурой, их иерархией, взаимосвязями, последовательностью реализации в образовательном процессе;
- метод обучения (воспитания, формирования и т.п.) - составом (перечнем) выполняемых пе-
дагогом и учащимся действий, приемов и операций, их взаимосвязью и последовательностью выполнения, параметрами выполнения этих действий и операций (например, их продолжительностью и интенсивностью);
- средство обучения (воспитания, формирования и т.п.) - компонентным составом, структурой и формой средства;
- организационная форма процесса образования, обучения, воспитания - параметрами (временными, количественными, объемными, психологическими и т.д.) структурных единиц педагогического процесса в их устойчивой взаимосвязи.
В разработанном проекте Положения предполагается, что для регистрации и охраны образовательной (педагогической) инновации, она должна соответствовать классификации официально признанных сфер инновационной образовательной (педагогической) деятельности. Классификация должна разрабатываться и периодически уточняться Экспертным советом по образовательным инновациям, а утверждаться Комиссией по образовательным инновациям при Министерстве. Классификация сфер инновационной образовательной деятельности должна быть опубликована в качестве приложения к Положению об Экспертном совете по педагогическим (образовательным) инновациям.
В разработанном проекте Положения предложены следующие критерии для оценки качества образовательной инновации и, как следствие соответствия требованиям к качеству, способности объекта образовательной деятельности быть зарегистрированным и защищенным свидетельством в Официальном реестре образовательных инноваций, а также для определения уровня образовательной (педагогической) инновации:
- Новизна. Образовательная (педагогическая) инновация признается новой, если она не известна из уровня развития образования и педагогической науки. При этом уровень развития образования и педагогической науки включает любые сведения о результатах и достижениях образования и педагогической науки в мире, ставшие общедоступными до даты приоритета заявленной педагогической
инновации. Соответствие образовательной (педагогической) инновации критерию новизны предполагает наличие хотя бы одного существенного признака, которым данная инновация отличается от наиболее близкого по своей сущности объекта инновационной или традиционной образовательной (педагогической) деятельности из числа известных. Существенным признаком объекта образовательной инновации называется признак, влияющий на достижение положительного эффекта, пользы от внедрения инновации в образовательном процессе.
- Неочевидность инновации. Образовательная (педагогическая) инновация неочевидна, если она для специалиста явным образом не следует из уровня развития образования и педагогической науки. Этот критерий требует, в частности, чтобы содержащаяся в образовательной (педагогической) инновации новая комбинация известных признаков позволяла получать новый положительный эффект, который бы не являлся суммой положительных эффектов входящих в новую комбинацию компонентов, а представлял бы собой новое качество, не присущее ни одному из составляющих комбинацию компонентов. При этом компоненты новой комбинации признаков могут содержаться в разных объектах инновационной или традиционной педагогической (образовательной) деятельности, аналогичных по своей сущности и решаемой образовательной задаче.
- Полезность (наличие положительного образовательного эффекта). Показателями соответствия образовательной (педагогической) инновации критерию полезности являются:
1. Повышение качества образовательного процесса, зафиксированное с использованием современных психолого-педагогических методик.
2. Повышение интеллектуальной активности обучаемых, их мотивации учения, зафиксированное с использованием современных психолого-педа гогических методи к.
3. Позитивное изменение интеллектуального и эмоционального фона в классе, группе и т.п., зафиксированное с использованием современных психолого-педагогических методик.
4. Подтверждение эффективности результатами анкетирования субъектов
образовательного процесса.
Для уточнения уровня представленной на экспертизу образовательной инновации Экспертный совет Комиссии по образовательным инновациям при Министерстве имеет право потребовать от автора предоставить дополнительную информацию и документы, подтверждающие эффективность педагогической инновации.
- Воспроизводимость. Образовательная (педагогическая) инновация соответствует критерию воспроизводимости, если воспроизведение любым компетентным педагогом всех перечисленных в образовательной инновации признаков в указанных автором взаимосвязях и условиях приводит к заявленному в педагогической инновации положительному эффекту.
- Отсутствие побочных отрицательных эффектов. Обязательным условием регистрации и охраны образовательной (педагогической) инновации является подтверждение факта отсутствия побочных отрицательных эффектов, связанных с инновацией (например, таких как ухудшение здоровья учащихся или педагогов, ухудшение экологической ситуации, ограничение проявлений познавательной активности и творчества учащихся и т.п.).
- Уровень реализации (внедрения). Обязательным условием регистрации и охраны образовательной (педагогической) инновации является подтверждение факта её реализации (внедрения) в образовательный процесс. Выделены следующие уровни реализации (внедрения) образовательной (педагогической) инновации:
1. международный - инновация реализована в образовательных системах и учреждениях зарубежных стран и России;
2. российский - инновация реализована в образовательных системах и учреждениях России (не менее чем в 10% регионов);
3. региональный - инновация реализована в образовательных системах и учреждениях региона (не менее чем в 5 % учреждений образования региона);
4. муниципальный - инновация реализована в образовательных системах и учреждениях муниципального образования (не менее
чем в 5 % учреждений образования муниципального подчинения);
5. уровень учреждения образования - инновация реализована в образовательной системе конкретного учреждения образования.
В проекте Положения рассмотрены также вопросы установления приоритета образовательной (педагогической) инновации. Он устанавливается по дате подачи заявки на предоставление правовой охраны этой инновации в Комиссию по образовательным (педагогическим) инновациям при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области. В случае если в материалах заявки представлены документально подтвержденные сведения о более ранней дате приоритета инновации, приоритет устанавливается на основании документально подтвержденных сведений о её создании, внедрении и апробации.
В процессе экспертизы качества педагогических инноваций различного уровня оценивается их соответствие приведённым выше критериям в их различных сочетаниях. Так в качестве образовательного (педагогического) изобретения предлагается регистрировать и охранять образовательную (педагогическую) инновацию, удовлетворяющую критериям новизны, неочевидности, полезности, воспроизводимости, отсутствия побочных отрицательных эффектов и уровня реализации не ниже муниципального.
В качестве инновационной образовательной (педагогической) полезной модели может быть зарегистрирована образовательная (педагогическая) инновация, удовлетворяющая критериям новизны, полезности, воспроизводи-мости, отсутствия побочных отрицательных эффектов и уровня реализации не ниже муниципального (но не соответствующая критерию неочевидности).
В качестве образовательной (педагогической) рационализации может быть зарегистрирована образовательная (педагогическая) инновация, удовлетворяющая критериям территориальной новизны полезности, воспроизводимости, отсутствия побочных отрицательных эффектов, дополнительного положительного эффекта и реализации инновации на уровне конкретного учреждения образования.
При определении новизны образовательной (педагогической) рационализации предлагается использовать критерий территориальной новизны. Т.е. новой в таком случае признается образовательная (педагогическая) инновация, неизвестная на территории учреждения, в котором работает автор инновации. Территориальная новизна педагогической рационализации может быть подтверждена работодателем автора документально.
Критерий дополнительного положительного эффекта, используемый при оценке педагогической рационализации предполагает, что перенос известного образовательного (педагогического) изобретения или известной инновационной образовательной (педагогической) полезной модели в новые для их реализации условия, связанные с особенностями конкретного учреждения образования, может сопровождаться решением дополнительных субъективно новых (субъективно творческих) образовательных (педагогических) задач, что приведет к появлению дополнительного, детерминированного особенностями конкретного учреждения образования положительного образовательного эффекта. Без него образовательная (педагогическая) рационализация не может быть зарегистрирована.
Предложенная регистрация образовательных (педагогических) рационализаций способствует ускоренному и расширенному внедрению образовательных (педагогических) изобретений и инновационных образовательных (педагогических) полезных моделей в учреждениях образования России, их адаптации к особенностям конкретных учреждений образования, вскрытию новых резервов их применения, а также активизации инновационной образовательной деятельности педагогов. При этом образовательная (педагогическая) рационализация может быть зарегистрирована только при условии соблюдения прав авторов и правообладателей образовательных (педагогических) изобретений и инновационных образовательных (педагогических) полезных моделей.
В разработанном проекте Положения предложены также правила регулирования отношений авторов и правообладателей, оговорены
возможные права и обязанности обладателей свидетельств на зарегистрированные педагогические инновации, описана возможная процедура оформления и подачи заявки на регистрацию педагогической инновации, определены основные процедуры их экспертизы.
Таким образом, в разработанном проекте Положения удалось описать целостную модель системы экспертизы качества и правовой охраны педагогических инноваций. В случае принятия решения о реализации предложенной системы, необходимо не только решить вопросы по созданию соответствующей организационной структуры, но и обеспечить образовательную и консультационную поддержку активных и потенциальных субъектов инновационной деятельности.
До законодательного введения предлагаемой охраны собственности на образовательные инновации и системы экспертизы
инноваций может быть создана ассоциация образовательных учреждений, добровольно принявших на себя обязательства по соблюдению и реализации на практике основных положений предложенной модели, что позволит очистить предлагаемую теоретическую модель системы экспертизы от теоретических излишеств. В качестве ядра такой ассоциации вполне может выступить Академия профессионального образования.
Благодарю за внимание.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 г.(утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р).
2. Экономика знаний. М.: ИНФРА -
М, 2008. С.57
3. По материалам официального Интернет -портала Федерального агентства по делам молодежи- http:// www. fadm. gov. Ru
4. Образование в мире и в России: сравнительный анализ. //Профессиональное образование. Столица, 2009, № 5, с.42
Ключевые слова: система экспертизы, образовательные инновации, инновационная активность, инновационная деятельность, объект педагогической инновации, свидетельства, признаки педагогической инновации, критерии оценки.
Keywords: Examination system, educational innovations, innovative activity, innovative activity, object of a pedagogical innovation, the certificate, signs of a pedagogical innovation, criteria of an estimation.