Научная статья на тему 'Правовые аспекты повышения качества педагогических инноваций'

Правовые аспекты повышения качества педагогических инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ / ОХРАНОСПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ / КРИТЕРИИ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ / РЕГИСТРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ / СФЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игошев Борис Михайлович, Новоселов Сергей Аркадьевич

Освещаются актуальные вопросы правового определения педагогических инноваций в условиях рынка образовательных услуг. Предложено рассматривать педагогические инновации как объекты интеллектуальной собственности, которые необходимо регистрировать, что повлечет за собой необходимость охраны прав авторов и собственников инновационных продуктов на регулирование процесса реализации инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игошев Борис Михайлович, Новоселов Сергей Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты повышения качества педагогических инноваций»

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 370

Б. М. Игошев, С. А. Новоселов

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Работа выполнена при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект №08-06-00472а

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная деятельность; инновации в образовании; педагогические инновации; качество педагогических инноваций; критерии качества педагогических инноваций; охраноспособность педагогических инноваций; критерии охраноспособности педагогических инноваций; регистрация педагогических инноваций; сферы инновационной образовательной деятельности; педагогическое творчество; педагогическое изобретение; правовое регулирование в области педагогического творчества.

АННОТАЦИЯ. Освещаются актуальные вопросы правового определения педагогических инноваций в условиях рынка образовательных услуг. Предложено рассматривать педагогические инновации как объекты интеллектуальной собственности, которые необходимо регистрировать, что повлечет за собой необходимость охраны прав авторов и собственников инновационных продуктов на регулирование процесса реализации инноваций.

Образование в соответствии с основными положениями «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2007—2010 годы» должно стать ключевым звеном обеспечения конкурентоспособности страны, решения задачи повышения уровня ее человеческого потенциала и, следовательно, внести свой вклад в обеспечение роста ВВП за счет инновационной деятельности в сфере образования и экспорта образовательных услуг. На эти же цели направлена реализация приоритетного проекта «Образование», призванного организационно обеспечить активизацию инновационной деятельности работников образования.

Анализ результатов инновационной образовательной (или педагогической, в широком смысле этого понятия) деятельности, в частности в рамках проекта «Образование», показал, что назрела проблема определения и повышения качества педагогических инноваций, и решения на этой основе проблемы разработки системы управления качеством педагогической инновационной деятельности. Это потребовало обоснования критериев качества педагогических инноваций и разработки системы оценки качества, которая позволит объективизировать педагогическое творчество, свести к минимуму субъективизм в оценке его результатов. Указанная проблема включает в себя как

часть (подпроблему) разработку признаваемых обществом и государством норм, правил поведения и взаимодействия в сфере инновационной образовательной деятельности, которые станут регуляти-вами отношений всех субъектов образовательного пространства России в части педагогических инноваций. Выделенные правовые аспекты проблемы повышения качества инновационной деятельности в сфере образования включают в себя обоснование и разработку критериев охраноспособности педагогических инноваций и разработку на их основе классификации педагогических инноваций.

В декабре 2006 г. Президент России В. В. Путин подписал часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, касающуюся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также федеральный закон «О введении в действие части IV Гражданского кодекса Российской Федерации». Этим законом определен перечень видов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране.

К ним относятся: произведения науки, литературы и искусства, секреты производства, изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения, фирменное наименование, программы для ЭВМ, содержание баз данных и др. Анализ российского законодательства в области охраны интеллектуальной собственности показал, что авторское и патентное право не распространяются на педагогические идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы и т. д. (пункт 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г., а также пункты 1 и 2 статьи 4, пункт 1 статьи 5 и пункт 1 статьи 6 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. №3517-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 07 февраля 2003 г. № 22-ФЗ, введенным в

действие с 11. 03. 2003 г.). Но именно педагогические инновации начинают играть все более заметную роль на рынке образовательных услуг. Последнее десятилетие отмечено активизацией творчества в области педагогики. Большинство педагогических работников, движимых самыми различными мотивами, предлагают обществу свое собственное, авторское видение педагогических проблем и их решения. Но далеко не всегда в их работах можно найти аргументированное обоснование новизны и полезности предлагаемых нововведений с соответствующим анализом их содержания. Не выделены критерии, которые помогли бы провести объективное сравнение предлагаемых инноваций с уже известными объектами педагогической научной и практической деятельности, что помогло бы установить их преимущества или, наоборот, недостатки в аспекте качества педагогических нововведений.

Целостное представление об инновациях в образовании: их функциях, этапах инновационной деятельности, результативности — является важной предпосылкой последующего анализа и управления качеством нововведений в образовании. При этом необходимо связать ставшее привычным для педагогической общественности понимание инновации в образовании с пониманием инновации в экономике [2].

Известно, что в экономической науке под инновационной деятельностью принято понимать вид деятельности, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений, а также объектов интеллектуальной собственности в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. При этом под инновацией понимается результат инновационной

деятельности, обеспечивающий получение экономического, социального, экологического или иного эффекта.

Исходя из этих определений инновационную педагогическую (образовательную) деятельность следует, на наш взгляд, понимать как вид педагогической (образовательной) деятельности, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений, а также объектов интеллектуальной собственности в новый или усовершенствованный педагогический (образовательный) продукт, реализуемый на рынке образовательных услуг, в новый или усовершенствованный педагогический (образовательный) процесс, в практическую педагогическую (образовательную) деятельность, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Тогда под педагогической (образовательной) инновацией следует понимать результат педагогической (образовательной) инновационной деятельности на рынке образовательных услуг, обеспечивающий получение нового педагогического (образовательного) эффекта, включая его экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты.

Одним из сложных, противоречивых моментов развития инновационной деятельности в образовании является субъективность в оценке новизны полученного образовательного результата, образовательного эффекта. Она значительно снижает эффективность и ценность результатов педагогического творчества, педагогической инновационной деятельности, вносит в педагогику элемент неопределенности, обесценивает понятие «авторство». Именно поэтому педагогические инновации до сих пор не стали объектами правовой охраны.

Таким образом, отсутствие общепринятых критериев новизны и полезности

педагогических разработок, а в связи с этим и отсутствие правовой защиты авторов истинно новых педагогических разработок дает возможность безнаказанного использования (злонамеренного или по неграмотности, из-за отсутствия культуры) результатов чужого творческого труда. При этом кроме вреда, связанного с нарушением прав на интеллектуальную собственность, причиняется и иной вред. Использование педагогической инновации без согласования с ее автором, без соблюдения ряда обязательных условий ее «срабатывания», зачастую известных только автору, приводит к тому, что неправильное использование педагогического изобретения порочит саму идею этого изобретения, порождает неверие в эффективность педагогических инноваций. Обеспечение правового регулирования в сфере педагогического творчества способно значительно повысить творческий потенциал педагогов, качество и эффективность педагогических инноваций на рынке образовательных услуг [1].

Это непростая задача. Ее решение может потребовать привлечения значительных усилий педагогов-исследовате-лей в течение многих лет. В процессе переориентации педагогического творчества на достижение объективной новизны может быть использован опыт регистрации нового в естественных науках и технике, а также основные положения и подходы к выявлению новизны и существенности отличий результатов творчества, зафиксированные в Патентном законе России.

Выделение объектов педагогического творчества требует единого понимания всеми педагогами содержания используемых в педагогике понятий и терминологии. Поэтому процессу объективизации педагогического творчества должно предшествовать заключение педагогическим сообществом договора о единстве содержания используемых педагогических понятий, категорий, принципов и т. д., а также о правилах внесения по-

правок в это содержание. Этот договор может быть аналогичен Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Заключению Парижской конвенции предшествовало длительное обсуждение вопросов охраны прав изобретателей на международных конференциях. Первый проект конвенции, подготовленный специальной комиссией, был обсужден на Парижской конференции в 1880 г., а в марте 1883 г. он был подписан одиннадцатью государствами. Фиксирование изменений конвенции происходит приблизительно один раз в 10 лет. Процесс уточнения этого договора продолжается и будет продолжаться в соответствии с развитием ситуации в изобретательстве, в связи с новым пониманием сущности объектов промышленной собственности, подлежащих охране.

Для организации правового регулирования в сфере педагогического творчества и педагогических инноваций следует разработать Положение о правовой охране педагогических (образовательных) инноваций. Оно может пройти предварительную апробацию в одном из крупных регионов России, например, в Свердловской области, и лишь при условии его эффективности в аспекте повышения качества инновационной деятельности в сфере образования этот компонент системы управления качеством педагогических инноваций может быть распространен на территорию России в целом. В этом положении могут быть нормативно определены основные объекты педагогических инноваций, которые на сегодняшний день не подпадают под действие Патентного закон РФ и Закона РФ «Об авторском праве», а также могут быть введены критерии объективности творческого результата в педагогике. При этом для обеспечения прав авторов педагогических инноваций, а также с целью анализа известного опыта инновационной деятельности в сфере образования необходимо регистрировать предлагаемые педагогические инновации в специальном

реестре (или регистре) педагогических инноваций, предварительно разделив их на несколько уровней по степени новизны, неочевидности, полезности и общественной значимости:

— высший уровень — педагогическое изобретение;

— высокий уровень — инновационная педагогическая модель;

— территориально значимый уровень — педагогическая рационализация (или педагогическое рационализаторское предложение).

При этом условием регистрации педагогической инновации в официальном реестре педагогических (образовательных) инноваций является соответствие ее объекта одному из следующих пунктов:

• педагогическая система (независимо от ее уровня);

• педагогический процесс;

• способ управления педагогической системой или процессом (включая создание педагогических, организационно-методических и иных условий, а также организацию образовательной среды);

• средство управления педагогической системой или процессом;

• педагогическая (образовательная) технология (в ее расширенном толковании, т. е. к ней могут быть отнесены и технология обучения, и технология воспитания, и технология формирования навыков и т. п.);

• система или таксономия целей образования;

• новый принцип или система принципов обучения и воспитания;

• содержание образования (или его фрагмент), включая его структуру, например, компонентный состав, взаимосвязь элементов содержания, последовательность их реализации в образовательном процессе и т. п.;

• метод обучения, метод воспитания, метод формирования и т. п.;

• средство обучения, средство воспитания, средство формирования и т. п.;

• организационная форма процесса обучения и воспитания.

С целью обеспечения единого подхода к сравнению и анализу похожих (аналогичных) педагогических инноваций объекты педагогической инновации должны характеризоваться следующими признаками:

• педагогическая система — структурными компонентами педагогической системы и их взаимосвязями;

• педагогический процесс — структурными компонентами педагогического процесса и их взаимосвязями;

• способ управления педагогической системой или процессом — управленческими действиями, операциями, их последовательностью, чередованием и параметрами выполнения действий и операций (например, временными, физическими, психическими, психологическими, физиологическими и т. п.);

• средство управления педагогической системой или процессом — структурными компонентами средства управления;

• педагогическая (образовательная)

технология — структурными компонентами педагогической технологии, в том числе целевым компонентом, мотивационным компонентом, алгоритмом управления, алгоритмом

функционирования, педагогическими и учебными действиями и операциями, их последовательностью, чередованием, параметрами выполнения и т. д.;

• система или таксономия целей образования — компонентным составом (перечнем) целей, их иерархией и предложенной последовательностью достижения;

• новый принцип или система принципов обучения и воспитания — правилами их реализации и ориентированной на практику интерпретацией законов и закономерностей образования, а также способами их ориентированной на педагогическую практи-

ку редукции и применения в качестве регулятивных норм организации образовательного процесса;

• содержание образования — структурными компонентами содержания образования, например, передаваемыми знаниями (понятия, категории, принципы, законы, закономерности, факты, атрибуты, события, символы, идеи, проблемы, концепции, гипотезы, теории), умениями, навыками, отношениями и оценками различных сторон жизни и деятельности, а также их объемом и структурой, их иерархией, взаимосвязями, последовательностью реализации в образовательном процессе;

• метод обучения (воспитания, формирования и т. п.) — составом (перечнем) выполняемых педагогом и учащимся действий, приемов и операций, их взаимосвязью и последовательностью выполнения, параметрами выполнения этих действий и операций (например, их продолжительностью и интенсивностью);

• средство обучения (воспитания, формирования и т. п.) — компонентным составом, структурой и формой средства;

• организационная форма процесса обучения и воспитания — параметрами (временными, количественными, объемными, психологическими и т. д.) структурных единиц педагогического процесса в их устойчивой взаимосвязи.

Для предотвращения взаимного пересечения положений уже работающих законов, регулирующих охрану интеллектуальной собственности, с вновь вводимыми регулятивами педагогической инновационной деятельности необходимо договориться о том, что объект и результат инновационной педагогической (образовательной) деятельности не может быть зарегистрирован и защищен как педагогическая инновация, если совокупность его признаков характеризует его как:

— техническое решение педагогической задачи (например, техническое средство обучения, характеризующееся узлами, деталями и их взаимным расположением);

— художественно-конструкторское решение педагогической задачи (например, наглядное пособие или интерьер учебной аудитории, характеризующиеся эстетическими и (или) эргономическими особенностями их внешнего вида, в частности формой, конфигурацией, орнаментом и сочетанием цветов);

— программы для ЭВМ и базы данных для решения педагогических задач (например, электронные учебные пособия и тренажеры);

— объект авторского права, т. е. любое произведение науки, литературы и искусства (например, в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» монография, диссертация или сборник научных статей относятся к произведениям науки, а учебник или методическое пособие относятся к литературным произведениям).

Такие объекты подпадают под действие законов РФ, перечисленных в начале нашей статьи, и должны быть зарегистрированы либо как техническое изобретение, либо как полезная модель, либо как промышленный образец, либо как программа для ЭВМ и базы данных, либо как рационализаторское предложение. Либо он как объект авторского права не требует специальной регистрации и выдачи охранного документа.

Для регистрации и охраны педагогической инновации она должна соответствовать классификации официально признанных сфер инновационной педагогической деятельности.

Классификация должна быть разработана специально созданным для этого экспертным советом по педагогическим инновациям. Классификация сфер инновационной педагогической деятельности должна быть согласована со всеми субъектами образовательного пространства и опубликована. Структура классификации

должна ежегодно уточняться. Педагогическая инновация может относиться к одному или одновременно к нескольким классам.

В качестве возможного варианта классификации образовательных инноваций может быть предложена структура, в которой образовательные инновации подразделяются на классы в соответствии с выделенными объектами в определенных сферах и подсферах инновационной образовательной деятельности. При этом сферы инновационной образовательной деятельности предлагается индексировать буквами латинского алфавита:

A — дошкольное и предшкольное образование;

Б — начальное образование;

С — общее среднее образование;

D — начальное профессиональное (профессии типа человек-природа) и соответствующее профильное образование;

Е — начальное профессиональное (профессии типа человек-техника) и соответствующее профильное образование;

F — начальное профессиональное (профессии типа человек-человек) и соответствующее профильное образование;

G — начальное профессиональное (профессии типа человек-знаковая система) и соответствующее профильное образование; Н — начальное профессиональное (профессии типа человек-художественный образ) и соответствующее профильное образование;

I — среднее профессиональное (профессии типа человек-природа) образование;

J — среднее профессиональное (профессии типа человек-техника) образование;

К — среднее профессиональное (профессии типа человек-человек) образование;

L — среднее профессиональное (профессии типа человек-знаковая система) образование;

М — среднее профессиональное (профессии типа человек-художественный образ) образование;

N — высшее профессиональное (профессии типа человек-природа) образование;

О — высшее профессиональное (профессии типа человек-техника) образование;

Р — высшее профессиональное (профессии типа человек-человек) образование;

Q — высшее профессиональное (профессии типа человек— знаковая система) образование;

R — высшее профессиональное (профессии типа человек-художественный образ) образование;

S — домашнее образование;

Т — дополнительное образование детей; и — дополнительное образование взрослых, включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку;

V — специальное образование;

— военное образование, включая образование в учреждениях МВД и МЧС;

X — музыкальное образование.

Список сфер может быть продолжен или сокращен (например, за счет объединения близких по содержанию деятельности сфер в одну).

Подсферы инновационной образовательной деятельности индексируются добавлением двузначного числа к букве латинского алфавита соответствующей сферы:

А 01 — общепедагогические аспекты дошкольного и предшкольного образования; А 02 — обучение родному языку и литературе в дошкольном и предшкольном образовании;

А 03 — обучение математике и развитие логического мышления в дошкольном и предшкольном образовании;

А 04 — физическое воспитание в дошкольном и предшкольном образовании;

А 05-----нравственное воспитание в до-

школьном и предшкольном образовании;

А 06 — эстетическое воспитание в дошкольном и предшкольном образовании; А 07 — трудовое воспитание в дошкольном и предшкольном образовании;

А 08 — экономическое воспитание в дошкольном и предшкольном образовании;

А 09 — экологическое воспитание в дошкольном и предшкольном образовании;

А 10 — обучение естествознанию в дошкольном и предшкольном образовании;

А 11 — обучение иностранному языку в дошкольном и предшкольном образовании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А 12 — обучение технологиям в дошкольном и предшкольном образовании;

А 13 — обучение истории и краеведению в дошкольном и предшкольном образовании;

А 14 — мировоззренческое воспитание в дошкольном и предшкольном образовании; А 15 — развитие творчества детей в дошкольном и предшкольном образовании; В 01 — общепедагогические аспекты начального образования;

В 02 — обучение родному языку и литературе в начальном образовании;

В 03 — обучение математике и развитие логического мышления в начальном образовании;

В 04 — физическое воспитание в начальном образовании;

В 05 — нравственное воспитание в начальном образовании;

В 06 — эстетическое воспитание в начальном образовании и т. д.

Классы педагогических инноваций мы предлагаем индексировать добавлением буквы латинского алфавита к индексу соответствующей подсферы:

А 01 А — педагогические системы дошкольного и предшкольного образования;

А 01 В — педагогические процессы в дошкольном и предшкольном образовании; А 01 С — способы управления педагогической системой или процессом в дошкольном и предшкольном образовании;

А 01 D — средства управления педагогической системой или процессом в дошкольном и предшкольном образовании;

А 01 Е — педагогические (образовательные) технологии в дошкольном и пред-школьном образовании;

А 01 F — системы или таксономии целей образования в дошкольном и предшколь-ном образовании;

А 01 G — новые принципы или системы принципов обучения и воспитания в дошкольном и предшкольном образовании; А 01 Н — содержание образования (или его фрагмент) в дошкольном и пред-

школьном образовании, включая структуру содержания, например, компонентный состав, взаимосвязь элементов содержания, последовательность их реализации в образовательном процессе и т. п.; A oí I — методы обучения, воспитания, формирования в дошкольном и пред-школьном образовании;

A oí J — средства обучения, воспитания, формирования в дошкольном и пред-школьном образовании;

A oí K — организационные формы процесса обучения и воспитания в дошкольном и предшкольном образовании;

A 02 A — педагогические системы обучения родному языку в дошкольном и пред-школьном образовании;

A 02 B —педагогические процессы обучения родному языку в дошкольном и предшкольном образовании;

A 02 C — способы управления педагогической системой или процессом обучения родному языку в дошкольном и пред-школьном образовании;

A 02 D — средства управления педагогической системой или процессом обучения родному языку в дошкольном и пред-школьном образовании;

A o2 E — педагогические (образовательные) технологии обучения родному языку в дошкольном и предшкольном образовании; A 02 F — системы или таксономии целей обучения родному языку в дошкольном и предшкольном образовании;

A 02 G — новые принципы или системы принципов обучения родному языку в дошкольном и предшкольном образовании;

A 02 H — содержание обучения родному языку в дошкольном и предшкольном образовании;

A 02 I — методы обучения родному языку в дошкольном и предшкольном образовании;

A 02 J — средства обучения родному языку в дошкольном и предшкольном образовании;

A 02 K — организационные формы процесса обучения родному языку в дошкольном и предшкольном образовании;

А 03 А — педагогические системы обучения математике и развития логического мышления в дошкольном и предшколь-ном образовании и т. д.

Аналогично могут быть структурированы все предложенные сферы образования. Данная классификация позволит значительно интенсифицировать процессы сбора и обработки информации о педагогических инновациях, а также задает систему ориентиров для ее анализа и определения границ, сущности и возможного объема реализации инноваций.

В качестве критериев для оценки способности объекта инновационной педагогической (образовательной) деятельности быть зарегистрированным и защищенным свидетельством в Официальном реестре педагогических (образовательных) инноваций, а также для определения уровня педагогической инновации предлагается выбрать следующие:

• Новизна. Педагогическая (образовательная) инновация признается новой, если она не известна из уровня развития образования и педагогической науки. При этом уровень развития образования и педагогической науки включает любые сведения о результатах и достижениях образования и педагогической науки в мире, ставшие общедоступными на определенной территории (например, Свердловской области) до даты приоритета заявленной педагогической инновации. Соответствие педагогической (образовательной) инновации критерию новизны предполагает наличие хотя бы одного существенного признака, которым данная инновация отличается от наиболее близкого по своей сущности объекта инновационной или традиционной педагогической (образовательной) деятельности из числа известных. Существенным признаком объекта педагогической инновации называется признак, влияющий на достижение положительного эффекта.

• Изобретательский уровень (неочевидность). Педагогическая (образовательная) инновация имеет изобретательский уровень, если она для специалиста явным образом не следует из уровня развития образования и педагогической науки. Этот критерий требует, в частности, чтобы содержащаяся в педагогической инновации новая комбинация известных признаков позволяла получать новый положительный эффект, который бы не являлся суммой положительных эффектов, входящих в новую комбинацию компонентов, а представлял бы собой новое качество, не присущее ни одному из составляющих комбинацию компонентов. При этом компоненты новой комбинации признаков могут содержаться в разных объектах инновационной или традиционной педагогической (образовательной) деятельности, аналогичных по своей сущности и решаемой образовательной задаче.

• Полезность (наличие положительного образовательного эффекта). Показателями соответствия педагогической (образовательной) инновации критерию полезности являются:

1. Повышение качества образовательного процесса, зафиксированное с использованием современных психоло-го-педагогических методик.

2. Повышение интеллектуальной активности обучаемых, их мотивации учения, зафиксированное с использованием современных психологопедагогических методик.

3. Позитивное изменение интеллектуального и эмоционального фона в классе, группе и т. п., зафиксированное с использованием современных психолого-педагогических методик.

4. Подтверждение эффективности результатами анкетирования субъектов образовательного процесса.

Для уточнения уровня представленной на экспертизу педагогической инновации автор может предоставить дополнительную информацию и документы, подтвер-

ждающие эффективность педагогической инновации.

• Воспроизводимость. Педагогическая (образовательная) инновация соответствует критерию воспроизводимости, если воспроизведение любым компетентным педагогом всех перечисленных в педагогической инновации признаков в указанных автором взаимосвязях и условиях приводит к заявленному в педагогической инновации положительному эффекту.

• Отсутствие побочных отрицательных эффектов. Обязательным условием регистрации и охраны педагогической (образовательной) инновации должно стать подтверждение факта отсутствия побочных отрицательных эффектов, связанных с инновацией (например, таких как ухудшение здоровья учащихся или педагогов, ухудшение экологической ситуации, ограничение проявлений познавательной активности и творчества учащихся и т. п.).

Для анализа соответствия педагогической инновации перечисленным критериям необходимо также ввести понятие приоритет педагогической инновации, который может быть установлен по дате подачи заявки на предоставление правовой охраны этой инновации в орган регистрации педагогических инноваций.

В качестве педагогических изобретений предлагается охранять педагогические инновации, удовлетворяющие критериям новизны, изобретательского уровня (неочевидности), полезности, воспроизводимости и отсутствия побочных отрицательных эффектов. В качестве инновационной педагогической модели предлагается регистрировать и охранять педагогические инновации, удовлетворяющие критериям новизны, полезности, воспроизводимости и отсутствия побочных отрицательных эффектов. В качестве педагогической рационализации предлагается охранять педагогические инновации, удовлетворяющие критериям территориаль-

ной новизны, полезности, воспроизводимости, отсутствия побочных отрицательных эффектов и дополнительного положительного эффекта. Педагогической рационализацией признается также инновационная педагогическая модель с невысоким, но значимым для системы образования конкретного региона образовательным эффектом.

При определении новизны педагогической рационализации используется критерий территориальной новизны. То есть новой признается педагогическая инновация, неизвестная на территории учреждения, в котором работает автор инновации. Критерий дополнительного положительного эффекта предполагает, что перенос известного педагогического изобретения или известной инновационной педагогической модели в новые для их реализации условия, связанные с особенностями конкретного учреждения образования, может сопровождаться решением дополнительных субъективно новых (субъективно творческих) педагогических задач, что приведет к появлению дополнительного, детерминированного особенностями конкретного учреждения образования положительного образовательного эффекта. Без него педагогическая рационализация не может быть зарегистрирована. Регистрация педагогических рационализаций создаст условия для ускоренного и расширенного внедрения педагогических изобретений и инновационных педагогических моделей в учреждениях образования, их адаптации к особенностям конкретных учреждений образования, вскрытию новых резервов их применения, а также активизации инновационной педагогической деятельности педагогов. Педагогическая рационализация может быть зарегистрирована только при условии соблюдения прав авторов и правообладателей педагогических изобретений и инновационных педагогических моделей.

Для оперативного ознакомления педагогической общественности с новинками педагогического творчества необходимо организовать публикацию патентного бюллетеня «Педагогические инновации», в котором в соответствии с Классификацией педагогических инноваций были бы напечатаны формулы педагогических инноваций. Формула педагогической инновации — это кратко изложенная сущность педагогической инновации, представленная в форме перечисления всех существенных признаков инновации с выделением тех из них, которые обеспечивают достижение нового педагогического (образовательного) эффекта.

Чтение этого бюллетеня помогло бы педагогам-инноваторам не изобретать педагогический «велосипед», а направлять свои усилия на поиски действительно новых путей совершенствования образовательного процесса. Таким образом удалось бы направить творческую активность педагогов в русло объективного (полезного и нового для всех) творчества.

Выдача же свидетельства на педагогическую инновацию должна обеспечивать ее автору определенные экономические и моральные привилегии, которые следует выработать в ходе договорного процесса и закрепить соответствующими нормативными актами.

Переход к правовому регулированию в области педагогического творчества потребует усилий в области повышения квалификации педагогов. Но это окупится повышением их самоуважения и увеличением творческой составляющей их педагогического труда. Таким образом, предложенные подходы к разработке критериальной базы для оценки и управления качеством инновационной деятельности дают возможность повысить качество педагогических инноваций уже на уровне авторского самоконтроля и становятся основой системы управления качеством образовательных нововведений.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЗЕЕР, Э. Ф. Правовая охрана педагогических инноваций как фактор развития российского рынка образовательных услуг / Э. Ф. Зеер, С. А. Новоселов // Образование и наука. — 2007. — № 4 (46).

2. РОССИЙСКОЕ образование-2020 : модель образования для экономики, основанной на знаниях : к IX междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апр. 2008 г./ под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

Получено 04.04.08 © Игошев Б. М., Новоселов С. А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.