Научная статья на тему 'Система оценки качества педагогических инноваций'

Система оценки качества педагогических инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1424
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ ИННОВАЦИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ / PEDAGOGIC INNOVATIONS / QUALITY OF PEDAGOGIC INNOVATIONS / INNOVATION EDUCATIONAL ACTIVITIES / INNOVATION LEVELS / PEDAGOGIC INNOVATION QUALITY EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселов Сергей Аркадьевич, Сыманюк Эльвира Эвальдовна

Встатьерассмотренапроблемаоценкикачествапедагогическихинноваций; выделеныкритерииихоценки; конкретизированыбазовыеопределения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоселов Сергей Аркадьевич, Сыманюк Эльвира Эвальдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic innovation quality evaluation system

Pedagogic innovation quality evaluation system problem is considered in the article, its evaluation criteria are emphasized and basic definitions are specialized.

Текст научной работы на тему «Система оценки качества педагогических инноваций»

ДИСКУССИИ

УДК 370

С. А. Новоселов,

Э. Э. Сыманюк

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ИННОВАЦИЙ1

В статье рассмотрена проблема оценки качества педагогических инноваций; выделены критерии их оценки; конкретизированы базовые определения.

Ключевые слова: педагогические инновации, качество педагогических инноваций, инновационная образовательная деятельность, уровни инновации, критерии оценки качества педагогической инновации.

Pedagogic innovation quality evaluation system problem is considered in the article, its evaluation criteria are emphasized and basic definitions are specialized.

Key words, pedagogic innovations, quality of pedagogic innovations, innovation educational activities, innovation levels, pedagogic innovation quality evaluation criteria.

Образование, рассматриваемое как система формирования интеллектуального капитала, является сегодня одной из главных сфер производства инноваций. Оно выступает первым звеном инновационной цепочки «образование - исследования - венчурные проекты - массовое освоение инноваций» [2, с. 4]. Педагогические инновации должны обезопасить этот этап инновационного развития экономики России от застревания во вчерашнем дне, способствовать реализации в сфере образования основных черт инновационной экономики и информационной цивилизации, к которым относятся:

• максимальная гибкость и нелинейность организационных форм;

• включение процессов обновления знания во все компоненты педагогических систем;

• опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс социального и экономического развития;

• непрерывное, основанное на мониторинге изменений социальноэкономической и образовательной среды, обновление педагогических (в широком смысле) технологий.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект №08-06-00472а.

Именно поэтому приобрела актуальность проблема оценки качества, разработки критериев, организации экспертизы педагогических инноваций. Эта проблема требует системного решения - создания соответствующей системы оценки качества педагогических инноваций.

Опираясь на известные определения понятия «качество», мы понимаем под качеством педагогической инновации степень соответствия совокупности присущих ей характеристик актуальным требованиям, предъявляемым к ней обществом. Таким образом, для определения качества педагогической инновации в обществе должен быть сформирован определенный взгляд на совокупность ее свойств, характеристик, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением объекта инновации. На основании этого должен быть предложен механизм оценки качества педагогических инноваций, который вместе с тем будет выполнять функцию регулирования инновационной активности работников образования.

Сопоставительный анализ систем управления инновациями, оценки и регулирования их качества в экономической и производственной сферах позволил прийти к важному в методологическом плане выводу о необходимости проектирования системы оценки качества педагогических инноваций во взаимосвязи с разработкой системы регистрации и правовой охраны результатов педагогического творчества. Без введения в сфере педагогической деятельности элементов охраны интеллектуальной собственности, которая должна приобрести определенную значимость и стоимость на рынке образовательных услуг, трудно представить себе возможность запуска в системе образования инновационных рыночных механизмов, а значит, и само употребление понятия педагогической или образовательной инновации теряет смысл.

Следовательно, определяя совокупность свойств и характеристик педагогической инновации, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением объекта инновации, необходимо найти такие критерии, которые обеспечат возможность оценки сразу двух взаимосвязанных аспектов инновации - ее качества и ее охраноспособности как результата творчества.

В соответствии с этими подходами, компонентный состав системы оценки качества педагогических инноваций образуют следующие составляющие:

• Положение о регистрации педагогических инноваций как нормативно-правовая основа системы;

• система критериев охраноспособности педагогических инноваций как отражение актуальных требований, предъявляемых к таким инновациям обществом;

• общественно-государственный орган (например, Комиссия при Министерстве образования) экспертизы качества педагогических инноваций, их регистрации и правового регулирования в сфере их использования, функционирующий на основе Положения о регистрации и Положения об экспертизе педагогических инноваций;

• система информационного обеспечения инновационной образовательной деятельности (например, официальный информационный бюллетень «Педагогические инновации»);

• образовательно-консалтинговый орган по вопросам качества педагогических инноваций (например, при Министерстве образования), взаимодействующий со всеми учреждениями образования и собственниками (авторами или владельцами) педагогических инноваций.

Представленная структура легла в основу разработанного авторами возможного варианта реализации региональной модели системы оценки качества педагогических инноваций в Свердловской области. В рамках этой модели представлен проект Положения о регистрации педагогических инноваций, который проходит стадию согласования и уточнений.

Проект направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с правовой охраной и использованием на территории Свердловской области педагогических (образовательных) инноваций. В нем определены основные понятия, основной методологический базис, необходимые для функционирования системы оценки качества педагогических инноваций. Так, на основе используемых в экономической и производственной сферах понятий «инновационная деятельность» и «инновация» даны следующие базовые для создаваемой системы определения.

Инновационная образовательная деятельность - образовательная (педагогическая) деятельность, направленная на превращение результатов законченных научных исследований и разработок, иных научнотехнических достижений, объектов интеллектуальной собственности в новый или усовершенствованный образовательный (педагогический) продукт, реализуемый на рынке образовательных услуг, в новый или усовершенствованный образовательный (педагогический) процесс, в практическую образовательную деятельность, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Образовательная (педагогическая) инновация - результат образовательной (педагогической) инновационной деятельности, обеспечивающий получение нового образовательного эффекта, включая его экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты.

По степени новизны, неочевидности, полезности (эффективности на рынке образовательных услуг) и общественной и экономической значимости предлагается разделить образовательные (педагогические) инновации на три уровня:

• высший уровень - реализованное образовательное (педагогическое) изобретение;

• высокий уровень - реализованная инновационная образовательная (педагогическая) полезная модель;

• территориально значимый уровень - реализованная образовательная (педагогическая) рационализация.

Использование во всех понятиях термина «реализованная» еще отчетливее подчеркивает разницу педагогической инновации и результата педагогического творчества: педагогическая инновация - это реализованный в образовательной деятельности, приносящий социальную пользу и экономический эффект продукт педагогического творчества. Для обеспечения максимальной точности анализа педагогических инноваций в процессе оценки их качества предложено использовать в качестве средства очищения их сущности от второстепенных деталей формулу образовательной (педагогической) инновации, которая понимается как кратко изложенная сущность образовательной (педагогической) инновации, представленная в форме перечисления всех существенных признаков инновации с выделением тех из них, которые обеспечивают достижение нового образовательного эффекта.

Правовую охрану образовательных (педагогических) инноваций на территории Свердловской области предлагается организовать на основе оценки их качества в соответствии со следующими организационно-правовыми решениями:

1. Предлагается создать официальный орган регистрации и регулирования отношений, возникающих в связи с правовой охраной и использованием на территории Свердловской области образовательных (педагогических) инноваций - Комиссию по образовательным (педагогическим) инновациям при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области. Постоянным рабочим органом Комиссии станет Экспертный совет по педагогическим (образовательным) инновациям. Его работа будет регламентирована Положением об Экспертном совете по образовательным (педагогическим) инновациям.

2. Права на образовательные (педагогические) инновации должны устанавливаться и охраняться на территории Свердловской области решением Комиссии по образовательным (педагогическим) инновациям при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области и под-

тверждаться свидетельством. Свидетельство необходимо для удостоверения приоритета образовательной (педагогической) инновации и действующего на территории Свердловской области исключительного права на указанную в свидетельстве педагогическую (образовательную) инновацию.

3. Регистрацию образовательных (педагогических) инноваций намечается производить на основании решения Комиссии по образовательным (педагогическим) инновациям при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области посредством внесения в Официальный регистр педагогических (образовательных) инноваций Свердловской области.

Правообладателям педагогических (образовательных) инноваций должны выдаваться свидетельства, соответствующие уровню инновации:

• свидетельство на реализованное образовательное (педагогическое) изобретение;

• свидетельство на реализованную инновационную образовательную (педагогическую) полезную модель;

• свидетельство на реализованную образовательную (педагогическую) рационализацию.

Форму свидетельства и состав указываемых в нем сведений должна установить Комиссия по образовательным (педагогическим) инновациям при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области.

4. Предполагается, что свидетельства будут действительны в течение определенного срока с даты подачи заявки о регистрации в Комиссию по педагогическим (образовательным) инновациям при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области: свидетельство на реализованное образовательное (педагогическое) изобретение - 15 лет, свидетельство на реализованную инновационную образовательную (педагогическую) полезную модель - 7 лет, а свидетельство на реализованную образовательную (педагогическую) рационализацию - 3 года.

5. Объем правовой охраны, предоставляемой свидетельством на педагогическую (образовательную) инновацию, должен определяться совокупностью ее существенных признаков, нашедших отражение в формуле образовательной (педагогической) инновации. Для толкования формулы могут использоваться:

• описание образовательной (педагогической) инновации, составленное в соответствии с требованиями Экспертного совета по педагогическим (образовательным) инновациям;

• экспертные заключения, акты внедрения и испытания, подтверждающие эффективность инновации;

• графические, фото-, кино-, видео- и аудиоматериалы;

• публикации, подпадающие под действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»: монография, диссертация или автореферат диссертации; учебник; учебное пособие; методическое пособие; образовательная программа; текст лекции; методическая разработка для проведения практического, семинарского или лабораторного занятия; научная статья; текст выступления на научно-методической, научно-практической конференции (семинаре, симпозиуме и др.); интернет-ресурс и т. п.

6. Информация о регистрации (образовательных) педагогических инноваций и формулы зарегистрированных инноваций должны публиковаться в бюллетене «Педагогические инновации» Комиссии по педагогическим (образовательным) инновациям при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области. Этот бюллетень следует распространять на территории Свердловской области и за ее пределами по подписке.

В проекте Положения определены требования, позволяющие оценить качество педагогических инноваций, обозначены условия, необходимые для их регистрации и охраны.

Так, предполагается, что образовательную (педагогическую) инновацию можно будет зарегистрировать в Официальном регистре педагогических (образовательных) инноваций Свердловской области и сделать объектом охраны, если объектом педагогической инновации является:

• образовательная (педагогическая) система независимо от ее уровня;

• образовательный (педагогический) процесс;

• способ управления образовательной (педагогической) системой или процессом (включая создание педагогических, организационно-методических и иных условий, а также организацию образовательной среды);

• средство управления образовательной (педагогической) системой или процессом;

• образовательная (педагогическая) технология (в ее расширенном толковании);

• система или таксономия целей образования;

• новый принцип или система принципов обучения и воспитания;

• содержание образования (или его фрагмент), включая его структуру, например компонентный состав, взаимосвязь элементов содержания, последовательность их реализации в образовательном процессе и т. п.;

• метод обучения, воспитания, формирования и т. п.;

• средство обучения, воспитания, формирования и т. п.;

• организационная форма процесса образования, обучения, воспитания.

Регистрация и охрана образовательной (педагогической) инновации

должна соответствовать классификации официально признанных сфер инновационной педагогической (образовательной) деятельности. Классифика-

ция разрабатывается и периодически уточняется Экспертным советом по педагогическим (образовательным) инновациям, а утверждается Комиссией по педагогическим (образовательным) инновациям при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области. Классификация сфер инновационной педагогической (образовательной) деятельности должна быть опубликована в качестве приложения к Положению об Экспертном совете по педагогическим (образовательным) инновациям.

В разработанном проекте Положения предложены следующие критерии оценки качества педагогической инновации и, как следствие соответствия требованиям к качеству, способности объекта инновационной педагогической (образовательной) деятельности быть зарегистрированным и защищенным свидетельством в Официальном реестре педагогических (образовательных) инноваций Свердловской области, а также определения уровня образовательной (педагогической) инновации.

Новизна. Образовательная (педагогическая) инновация признается новой, если она не известна на существующем уровне развития образования и педагогической науки. При этом уровень развития образования и педагогической науки включает любые сведения о результатах и достижениях образования и педагогической науки в мире, ставшие общедоступными на территории Свердловской области до даты приоритета заявленной педагогической инновации. Соответствие образовательной (педагогической) инновации критерию новизны предполагает наличие хотя бы одного существенного признака, которым данная инновация отличается от наиболее близкого по своей сущности объекта инновационной или традиционной образовательной (педагогической) деятельности из числа известных. Существенным признаком объекта образовательной инновации называется признак, влияющий на достижение положительного эффекта, пользы от внедрения инновации в образовательном процессе.

Неочевидность инновации. Образовательная (педагогическая) инновация неочевидна, если она для специалиста явным образом не связана с современным уровнем развития образования и педагогической науки. Этот критерий требует, в частности, чтобы содержащаяся в образовательной (педагогической) инновации новая комбинация известных признаков позволяла получать новый положительный эффект, который бы не являлся суммой положительных эффектов входящих в новую комбинацию компонентов, а представлял бы собой новое качество, не присущее ни одному из составляющих комбинацию компонентов. При этом компоненты новой комбинации признаков могут содержаться в разных объектах инновационной или традиционной педагогической (образовательной) деятельности, аналогичных по своей сущности и соответствующих решаемой образовательной задаче.

Полезность (наличие положительного образовательного эффекта).

Показателями соответствия образовательной (педагогической) инновации критерию полезности являются:

• повышение качества образовательного процесса, зафиксированное с использованием современных психолого-педагогических методик;

• увеличение интеллектуальной активности обучаемых, их мотивации учения, зафиксированное с использованием современных психологопедагогических методик;

• позитивное изменение интеллектуального и эмоционального фона в классе, группе и т. п., определенное посредством современных психоло-го-педагогических методик.

• подтверждение эффективности результатами анкетирования субъектов образовательного процесса; для уточнения уровня представленной на экспертизу образовательной инновации Экспертный совет Комиссии по образовательным инновациям при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области имеет право потребовать от автора предоставить дополнительную информацию и документы, подтверждающие эффективность педагогической инновации.

Воспроизводимость. Образовательная (педагогическая) инновация соответствует критерию воспроизводимости, если воспроизведение любым компетентным педагогом всех перечисленных в образовательной инновации признаков в указанных автором взаимосвязях и условиях приводит к заявленному в педагогической инновации положительному эффекту.

Отсутствие побочньх отрицательньх эффектов. Обязательным условием регистрации и охраны образовательной (педагогической) инновации является подтверждение факта отсутствия побочных отрицательных эффектов, связанных с инновацией (например, таких как ухудшение здоровья учащихся или педагогов, негативное изменение экологической ситуации, ограничение проявлений познавательной активности и творчества учащихся и т. п.).

Уровень реализации (внедрения). Обязательным условием регистрации и охраны образовательной (педагогической) инновации является подтверждение факта ее реализации (внедрения) в образовательный процесс. Выделены следующие уровни реализации (внедрения) образовательной (педагогической) инновации:

• международный - в образовательных системах и учреждениях зарубежных стран и России;

• российский - в образовательных системах и учреждениях России (не менее чем в 10% регионов);

• региональный - в образовательных системах и учреждениях региона (не менее чем в 5% учреждений образования региона);

• муниципальный - в образовательных системах и учреждениях муниципального образования (не менее чем в 5% учреждений образования муниципального подчинения);

• уровень учреждения образования - в образовательной системе конкретного учреждения образования.

В проекте Положения рассмотрены также вопросы установления приоритета образовательной (педагогической) инновации. Он устанавливается по дате подачи заявки на предоставление правовой охраны этой инновации в Комиссию по образовательным (педагогическим) инновациям при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области. Если в материалах заявки содержатся документально подтвержденные сведения о более ранней дате приоритета инновации, приоритет устанавливается на основании документально подтвержденных сведений о ее создании, внедрении и апробации.

В процессе экспертизы качества педагогических инноваций различного уровня оценивается их соответствие приведенным выше критериям в их различных сочетаниях. Например, как образовательное (педагогическое) изобретение предлагается регистрировать и охранять образовательную (педагогическую) инновацию, удовлетворяющую критериям новизны, неочевидности, полезности, воспроизводимости, отсутствия побочных отрицательных эффектов и уровня реализации не ниже муниципального.

В качестве инновационной образовательной (педагогической) полезной модели может быть зарегистрирована образовательная (педагогическая) инновация, удовлетворяющая критериям новизны, полезности, воспроизводимости, отсутствия побочных отрицательных эффектов и уровня реализации не ниже муниципального (но не соответствующая критерию неочевидности).

Как образовательная (педагогическая) рационализация может быть зарегистрирована образовательная (педагогическая) инновация, удовлетворяющая критериям территориальной новизны, полезности, воспроизводимости, отсутствия побочных отрицательных эффектов, дополнительного положительного эффекта и реализации инновации на уровне конкретного учреждения образования.

Рассмотрим подробнее введенные в последнем случае дополнительные критерии.

При определении новизны образовательной (педагогической) рационализации предлагается использовать критерий территориальной новизны. Новой в таком случае признается образовательная (педагогическая) инновация, неизвестная на территории учреждения, в котором работает ав-

тор инновации. Территориальная новизна педагогической рационализации может быть подтверждена работодателем автора документально.

Критерий дополнительного положительного эффекта предполагает, что перенос известного образовательного (педагогического) изобретения или известной инновационной образовательной (педагогической) полезной модели в новые для их реализации условия, связанные с особенностями конкретного учреждения образования, может сопровождаться решением дополнительных субъективно новых (субъективно творческих) образовательных (педагогических) задач, что приведет к появлению дополнительного, детерминированного особенностями конкретного учреждения образования положительного образовательного эффекта. Без него образовательная (педагогическая) рационализация не может быть зарегистрирована.

Предложенная регистрация образовательных (педагогических) рационализаций способствует ускоренному и расширенному внедрению образовательных (педагогических) изобретений и инновационных образовательных (педагогических) полезных моделей в учреждениях образования Свердловской области, их адаптации к особенностям конкретных учреждений образования, вскрытию новых резервов их применения, а также активизации инновационной образовательной деятельности педагогов. При этом образовательная (педагогическая) рационализация может быть зарегистрирована только при условии соблюдения прав авторов и правообладателей образовательных (педагогических) изобретений и инновационных образовательных (педагогических) полезных моделей.

В разработанном проекте Положения предложены также правила регулирования отношений авторов и правообладателей, оговорены возможные права и обязанности обладателей свидетельств на зарегистрированные педагогические инновации, описан возможный порядок оформления и подачи заявки на регистрацию педагогической инновации, определены основные процедуры экспертизы инноваций.

Таким образом, проект содержит целостную региональную модель системы оценки качества педагогических инноваций. В случае принятия решения о реализации предложенной системы необходимо не только решить вопросы по созданию соответствующей организационной структуры, но и обеспечить образовательную и консультационную поддержку активных и потенциальных субъектов инновационной деятельности. Эта работа может быть организована на факультете менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров Уральского государственного педагогического университета.

Литература

1. Зеер Э. Ф., Новоселов С. А. Правовая охрана педагогических инноваций как фактор развития российского рынка образовательных услуг // Образование и наука. 2007. № 4 (46). С. 3-12.

2. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях // Модернизация экономики и глобализация: тез. докл. IX междунар. науч. конф. Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.