стемная совокупность общих и профессиональных компетентностей обучающегося. Компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования от «знаний» к «способам деятельности». Однако уже сегодня ясно, что прямой перенос достаточно жестких принципов компетентностного подхода на все уровни профессионального образования, прежде всего в систему СПО, неэффективен и даже опасен. В то же время отдельные практико-ориентированные модули могут быть небесполезны, когда речь идет о подготовке к выполнению конкретных видов деятельности, работе с конкретным оборудованием, применению определенных технологий.
переход российского профессионального образования на уровневую систему является важной тенденцией развития профессионального образования в приднестровье, т.к. компетентностный подход к квалификационной характеристике выпускника и, соответственно, формирование содержания и организация учебно-воспитательного процесса, внедрение кредитной системы оценки трудоемкости профессиональной образовательной программы, а также трудозатрат студента и преподавателя позволяют расширять профессионально-смысловое поле будущего специалиста, что значительно повышает его конкурентоспособность. кроме того, переход к компетентностному подходу при разработке стандартов профессионального образования является своевременным и необходимым, т.к. интегральная оценка качества выпускника может быть наиболее полной только при определении его компетентности в выбранной профессиональной деятельности.
литература
1. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции образования // Педагогика. 1998. №2. С. 8 - 22.
2. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.
3. Шемет О.В. Особенности управления качеством высшего образования в контексте пространственного подхода к его организации // «Педагогика» Гуманитарные и социальноэкономические науки (спецвыпуск). 2006. № 8. С. 37 - 44.
4. Яворух O. Интегративные курсы: классификация, направления, перспективы // директор школы. 1998. №7. С. 59 - 64.
General development tendencies of modern professional education in Transdniestria
There are discussed the special features of modern professional education in the Transdniestrian Moldova Republic in the context of social and economical specifics of the state. Also the interdepartmental interaction of education and health care systems for doctor’s training is presented. There an opinion about implementing new state education standards for professional education in Transdniestria.
Key words: professional education, state education standards, quality of professional education, competence approach, social partnership, interdepartmental interaction.
с.к. турчах
(тирасполь)
система духовнонравственного воспитания детей и молодежи приднестровья
Рассмотрены ключевые аспекты развития системы просвещения в Приднестровской Молдавской Республике. Даны предпосылки социально-экономического плана, актуализирующие необходимость выстраивания системы духовнонравственного воспитания детей и молодежи, нормативно-правовые основы межведомственного взаимодействия государственных институтов воспитания личности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, поликультурное пространство, дезинтегрированная семья, демографический вызов, гражданская идентичность, концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Приднестровье, целевые программы воспитания.
Становление и развитие системы образования и просвещения в Приднестровье отражают общую характеристику и этапы развития государственности ПМР. При-
© Турчак С.К., 2010
днестровская Молдавская Республика - демократическое государство с парламентом, Конституцией и сильной президентской властью. В гуманитарной области политика ПМР нацелена на интеграцию в образовательное пространство россии.
В Приднестровье отсутствует понятие «государственный язык». Согласно законодательству ПМР, в республике три официальных языка - русский, украинский и молдавский. Образовательное пространство ПМР построено на содержательных принципах образовательного пространства России с учетом интересов трех титульных народов Приднестровья (молдаване составляют около 32%, русские - свыше 30%, украинцы - около 29%, болгары -2,5%, прочие - около 2%), но преобладает русская духовная традиция.
Анализ современной социальновоспитательной ситуации в Приднестровье позволяет говорить о том, что негативные социальные и духовно-нравственные деформации в обществе - это реальная опасность для будущего государства. самыми острыми социальными проблемами ПМР являются следующие:
1. Демографическая угроза. Стремительными темпами уменьшается население Приднестровья, и процесс этот может стать необратимым. Статистические данные официального вестника Приднестровья свидетельствуют о том, что ежегодно население ПМР (в 2007 г. оно составило 537,7 тыс. человек) уменьшается в среднем на 3 тыс. человек.
2. Проблема дезинтегрированных семей. По официальным данным, цифра социальных сирот в ПМР приближается к 2,5 тыс. человек. Большинство родителей оставляют детей на попечение старших братьев или сестер, соседей или совсем посторонних людей и уезжают на заработки в Россию или страны Европы. Дети, предоставленные самим себе, легко становятся правонарушителями, наркоманами, подвергаются насилию.
3. Разрушение института семьи. Каждый второй брак распадается, все меньше пар регистрируют свои отношения. Растет число одиноких матерей и детей-сирот. Сотни людей в Приднестровье отказываются от рождения детей из-за экономических трудностей и неуверенности в завтрашнем дне.
4. Смешанная гражданская идентичность. Данные переписи 2004 г. в ПМР показали, что за полтора десятилетия никаких существенных сдвигов в национальной структуре полиэтнического Приднестровья не произошло. В силу того что в ПМР разрешено двойное гражданство, большинство жителей Приднестровья имеют паспорт ПМР и одновременно гражданство соседнего государства (России, Украины или Молдовы). Чаще всего собственное будущее и будущее своих детей человек не связывает с судьбой Приднестровья. В такой ситуации республика по сути дела растит граждан не столько своего государства, сколько граждан для России, Молдовы, Украины. Только при наличии устойчивой приднестровской идентичности (самосознания) у детей и молодежи, даже будучи формально гражданином другого государства, молодой человек будет связывать свое будущее (семью, работу, карьеру, самореализацию в социуме) с родным для него Приднестровьем.
Таким образом, необходима государственная программа пропаганды семейных ценностей, воспитания в подрастающем поколении ответственного отношения к будущей семье. Государство должно стать заказчиком для СМИ по пропаганде ценностей семьи, здорового образа жизни и других истинных ценностей жизни, обеспечивающих здоровье общества. Кроме того, необходима разработка новых государственных стандартов общего образования Приднестровской Молдавской Республики, которые, с одной стороны, соответствовали бы уровню европейского образования и способствовали конкурентоспособности выпускника, а с другой - содействовали бы формированию у детей и молодежи необходимых духовно-нравственных установок и приднестровской идентичности, способных существенно повлиять на решение демографических, экономических и социальных проблем государства.
Приднестровская Молдавская Республика, как и другие государства, постоянно находится в поиске духовно-нравственных ориентиров в области воспитания. Приоритетность воспитания детей и молодежи закреплена Указом Президента ПМР «Об утверждении Концепции воспитания детей и молодежи в ПМР» (№201 от 12.05.03г. САЗ 03-20). Приоритетными направлениями воспитательной политики, наряду с
трудовым, экологическим, физическим и другими видами воспитания, определены патриотическое и духовно-нравственное. Духовно-нравственное воспитание направлено на укрепление понимания истинности моральных норм, нравственного сознания, высоконравственного поведения. Кроме того, Концепция определяет (ч. 3 п.14 б) приоритетность финансирования из государственного бюджета мероприятий, направленных на осуществление воспитательной работы с детьми и молодежью.
В целях реализации вышеназванного Указа Президента ПМР Коллегией Министерства просвещения ПМР 26 июня 2009 г. принята Концепция духовнонравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья. В определении целевых социально-политических ориентиров данная Концепция указывает, что важнейшими из них являются повышение численности приднестровского народа, качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры. Соответственно определяется цель национальной воспитательной политики - воспитание высоконравственной, творческой, компетентной личности, укорененной в духовных и культурных традициях Приднестровья, принимающей судьбу своего народа как свою личную, осознающей свою ответственность за настоящее и будущее Приднестровья. Концепция ориентирует образовательный процесс на традиционные для Приднестровья духовные ценности, предусматривает взаимодействие основных социальных субъектов воспитания - семьи, школы, Православной Церкви, государства, СМИ, научного и образовательного сообщества, национальных общин, общественных организаций. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как важный фактор модернизации и устойчивого инновационного развития ПМР. Параллельно с разработкой и утверждением Концепции Министерство просвещения ПМР вводит в программы экспериментальных общеобразовательных школ факультативный курс «Основы православной культуры».
Концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Приднестровье предусматривает реализацию целевых программ организации учебной и вне-
учебной деятельности школьников. Данные программы построены на интегративном подходе к деятельности разных субъектов воспитательного пространства, поэтому важным фактором республиканской системы духовно-нравственного воспитания является комплексное межведомственное взаимодействие. Оно обеспечивает создание принципиально нового воспитательного пространства, в котором объединены разные институты социализации растущей личности: семья, школа, церковь, средства массовой информации, система дополнительного образования и т.д.
Следует сказать, что целевые программы системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья предусматривают содержание учебной и внеучебной деятельности школьника. Реализация курса «Основы православной культуры» выступает основой для введения в инвариантную часть базисного учебно-развивающего плана школ ПМР курса «Духовно-нравственная культура Приднестровья». Данный курс представлен четырьмя модулями: «Основы православной культуры», «Духовное краеведение», «Традиционные религии Приднестровья» и «Основы этики». Основными задачами целевой образовательной программы для общеобразовательных школ «Духовно-нравственная культура Приднестровья» выступают:
- повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе широкого общественного согласия, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов учебно-воспитательной деятельности;
- содействие развитию в образовательных учереждениях гуманистических воспитательных систем, обеспечивающих воспитание у обучающихся верности Отечеству, общественно значимых ценностей, готовности к выполнению конституционных обязанностей, уважения к истории и культурному наследию государства, традициям народов Приднестровья;
- обновление содержания и технологий воспитательной деятельности с учетом особенностей Приднестровья, социокультурной среды, традиционного и инновационного опыта, достижений современной педагогической науки; подготовки и переподготовки кадров в данной области; применение современных информационно-
коммуникационных технологий в воспитании.
Ввиду того, что образовательная область «Духовно-нравственная культура Приднестровья» значительно шире совокупности входящих в нее учебных дисциплин, она предполагает:
• разветвленную систему межпредметных связей, содержание и значение которых расширяются с каждым учебным годом;
• опосредованное участие в образовательной области ДНК преподавателей других гуманитарных дисциплин при изучении школьниками интегративных, комплексных по своей природе духовнонравственных, культурно -исторических проблем;
• разнообразные экскурсионные мероприятия (начальная и средняя школа), предусматривающие ознакомление учащихся на практике с историческим и культурным наследием ПМР, жизнью современного общества;
• систему социальных и культурных воспитательных практик (средняя и старшая (полная) школа), организуемых общеобразовательной школой в сотрудничестве с иными субъектами воспитания и социализации.
В ходе изучения образовательной области «Духовно-нравственная культура» учащиеся получают те знания, которые затем будут востребованы в ходе социальновоспитательной работы, и наоборот: последняя должна быть так организована, чтобы мотивировать их на получение нового культурного опыта, осмысление жизни в ее духовной глубине. Социальнокультурные навыки могут обеспечить продуктивное освоение ключевых понятий и ценностей духовно-нравственной культуры. Педагогически организованная учебно-воспитательная деятельность учащихся должна иметь социально значимый характер, способствовать разрешению актуальных проблем района, города, республики, повышению личной ответственности за то, что происходит в Приднестровье. В процессе взаимодополнения учебной и внеучебной деятельности учащегося в контексте духовно-нравственного воспитания формируется приднестровская идентичность.
Указ Президента ПМР «Об утверждении Концепции развития детского и моло-
дежного общественного движения в ПМР» гласит, что «воспитание - это общественный договор между субъектами воспитания (ч. 3 п.9 а, в, г). Данный документ закрепляет ответственность всех государственных структур, причастных к процессу воспитания личности в Приднестровье. центральным звеном взаимодействия социальных институтов, таких как семья, школа, церковь, средства массовой информации, выступает общеобразовательная школа. Целевые воспитательные программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья построены на межведомственном взаимодействии и направлены на организацию внешкольной работы учащихся через посильное включение их в деятельность социума.
Задачей целевой воспитательной программы по пропаганде семейных ценностей, материнства, социально-нравственного, духовного развития является также пропаганда здорового образа жизни через:
развитие системы медицинской профилактики и повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни детей и молодежи;
- усиление мер профилактики и борьбы с заболеваниями социального характера;
- формирование корректного и адекватного отношения к ВИЧ-инфицированным как к полноправным членам общества.
Данная целевая воспитательная программа должна решать задачи укрепления института семьи как в аспекте формирования в обществе ответственного отношения к материнству и отцовству, воспитанию детей. Реализация данных задач предполагает формирование ценностных основ по трем базовым направлениям: духовное, физиологическое и психологическое здоровье учащихся. По каждому из направлений воспитания здорового образа жизни у детей и молодежи Приднестровья раскрывается соответствующая система базовых ценностей. Основными формами воспитательной работы являются тренинговые программы с участием врачей, специалистов кабинетов репродуктивного здоровья, священнослужителей, а также беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.
Следующим направлением духовнонравственного воспитания является целевая информационная программа работы СМИ Приднестровья по формированию четких положительных ориентиров воспитания детей и молодежи в ПМР. Данная программа направлена на реализацию положительного воспитательного потенциала СМИ в духовно-нравственном развитии детей и молодежи Приднестровья, а также на развитие социальной рекламы. Предполагается создание цикла телепередач и публикаций о святынях, уважаемых людях края с привлечением подлинных исторических материалов, архивных документов, постоянных рубрик с привлечением педагогов, врачей, священнослужителей, авторитетных общественных деятелей, ученых, представителей культуры и искусства, передач об успешных людях Приднестровья, лучшем опыте семейного воспитания. Увеличение блоков социальной рекламы (не только средствами телевидения, но и уличной и других видов рекламы), направленной против абортов, курения, наркомании, беспорядочных половых связей и пр. и пропагандирующей ценности семьи, гуманное отношение к людям, систему поддержки инвалидов, детей, пенсионеров, службу в армии, будет способствовать формированию общечеловеческих ценностей у детей и родителей.
Сегодня в Приднестровье запущен ряд проектов по изучению спроса на качество и количество воспитательной продукции телевидения как со стороны детей, так и со стороны родителей и педагогов. Интересными являются конкурсы сочинений «Мое новое телевидение», которые могут быть представлены в виде сценария телепередачи для детей или молодежи, социального рекламного ролика для молодежи, программы телепередач выходного дня и т.д.
Целевая социально-нравственная программа гражданско-патриотического воспитания «Мы - народ Приднестровья» содержит три направления: развитие гражданского общества, молодежная политика и межнациональные отношения. Реализация данной программы предполагает социальное партнерство органов государственной власти, органов местного самоуправления, неправительственных организаций и бизнеса по развитию гражданского общества в Приднестровье, поддержке и продвиже-
нию социально значимых инициатив, содействующих духовно-нравственному воспитанию граждан и сохранению семейных ценностей. В контексте молодежной политики данная программа рассматривает необходимость формирования гражданского и патриотического сознания молодежи, уважения к традициям общества и ответственности за их сохранение и приумножение, а также создание атмосферы уважения к национальным традициям и обычаям народов Приднестровья, дальнейшее развитие их духовно-культурного обмена и позитивного взаимовлияния. Реализация целевой социально-нравственной программы гражданско-патриотического воспитания «Мы - народ Приднестровья» в контексте межведомственного подхода активно использует опыт и возможности национальных общин Приднестровья, которые представлены Союзом молдаван Приднестровья, Союзом русских общин «Русский дом» и Союзом украинцев ПМР.
Целевая программа по охране культурного и экологического наследия «наш дом - Приднестровье» направлена на сохранение духовных и природных ценностей, популяризацию историко-культурного наследия, истории и национальной культуры народов, проживающих в Приднестровье, и общее повышение культурнообразовательного уровня детей и молодежи.
Все целевые программы в рамках Концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья объединены общей идеей милосердия как основы нравственного образа человека и могут быть организованы в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В целях эффективной реализации задач духовно-нравственного воспитания разработана вертикаль управления данной работой. Ведущим субъектом управления является Приднестровский республиканский центр духовно-нравственного воспитания, который разрабатывает республиканские воспитательные программы, организует их выполнение, проводит конференции и иные научные и общественные мероприятия по вопросам социального воспитания, а также готовит программные, методические и иные документы по обеспечению единого воспитательного пространства. В функции Центра входит организация работы районных (городских) центров
духовно-нравственного воспитания. Работа отделов Центра осуществляется по программному принципу. Они разрабатывают воспитательные программы, рассчитанные на различные возрастные категории (от дошкольников до студентов); положения об организации и проведении конкурсов школьных ученических работ, работ молодых ученых по вопросам духовнонравственного воспитания и других мероприятий. Список отделов может быть расширен с учетом особенностей и интересов региона.
Совместно с отделами Республиканского центра духовно-нравственного воспитания в этой работе участвуют институты государства, школа, семья, церковь, общественные организации, организации дополнительного образования, культуры и спорта. В подготовке и осуществлении программ духовно-нравственного воспитания важна роль всех социальных субъектов, но особое значение имеет деятельность Православной Церкви. В связи с этим неоценимую роль в воспитании молодого поколения может сыграть постоянное взаимодействие со священнослужителями и иными воцерковленными лицами. Районные (городские) центры духовнонравственного воспитания совместно с общеобразовательными школами осуществляют комплексные воспитательные программы включения учащихся в решение проблем села, города, республики, в социальную и культурную жизнь, деятельность общественных, государственных и церковных организаций. Ключом к возрождению социального воспитания является интеграция учебной и общественно полезной деятельности учащихся. Основная работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется на районном, городском уровнях, наиболее близких к общеобразовательной школе. Образовательная организация, прежде всего общеобразовательная школа, становится главной площадкой реализации всех воспитательных программ, ядром системы духовно-нравственного воспитания. В постоянном взаимодействии со школой находятся организации дополнительно -го образования, церковь, родительская общественность. Районный центр духовнонравственного воспитания планирует и координирует свою деятельность в соответствии с районной (городской) администрацией, УНО и Православной Церковью.
Отдельно следует отметить работу по подготовке и повышению квалификации кадров, реализующих программы духовнонравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья. кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей администрации, управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи. Для подготовки педагогических кадров в области православной культуры и духовно-нравственного воспитания предполагается:
■ организация и проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для различных категорий педагогов (учителей-предметни-ков, преподавателей духовно-нравственных дисциплин, воспитателей, педагогов системы дополнительного образования, священнослужителей и катехизаторов);
■ создание и внедрение учебных курсов духовно-нравственного содержания для студентов педагогического и медицинского колледжей, педагогического и медицинского факультетов Приднестровского государственного университета имениТ.Г.Шевченко;
- интеграция духовно-нравственного культурологического содержания в действующие программы педагогических и методических дисциплин педагогического колледжа и вузов.
Программные мероприятия по повышению квалификации и переподготовки педагогов включают проведение научнопрактических педагогических конференций, семинаров, круглых столов по вопросам духовно-нравственного воспитания с привлечением крупных ученых, деятелей культуры, представителей духовенства и разработку содержания с учетом региональной специфики. Такое комплексное взаимодействие позволит решать вопрос формирования системы духовнонравственного воспитания и приднестровской идентичности с учетом имеющегося опыта воспитания, современных реалий и перспектив развития общества и государства.
Вместе с тем следует помнить, что отсутствие на сегодняшний день едино-
го содержания образовательных стандартов ПМР для школ с русским, молдавским и украинским языками обучения по сути дела изначально ориентирует выпускника школы на дальнейшее получение высшего и среднего профессионального образования в соседнем с ПМР государстве. Формирование приднестровской идентичности гражданина рассматривается как основная задача общеобразовательной школы. Перспективной задачей является разработка новых стандартов общего образования Приднестровской Молдавской Республики, учитывающих реальную социальную ситуацию и ориентированных на перспективное развитие страны, предполагающих в своей основе формирование у учащегося системы ценностных ориентиров по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, Родине, миру, моральных норм и нравственных идеалов.
Концептуальные основы ценностного ядра обновленного содержания образования Приднестровья уже приняты в июне 2009 г. коллегией Министерства просвещения ПМР в Концепции духовнонравственного воспитания детей и молодежи. Создание и принятие вышеназванного документа синхронизированы с разработкой аналогичного документа Российской Федерации. В условиях, когда образовательная система ПМР преимущественно ориентирована на образовательное пространство Российской Федерации, методологической основой новых стандартов Приднестровья должны стать, как и прежде, государственные стандарты Российской Федерации нового поколения, но технический перенос содержания недопустим. Новые государственные образовательные стандарты ПМР должны быть едиными по содержанию для всех организаций образования ПМР, независимо от языка обучения, но реализовываться в полном соответствии с Законом «О языках в ПМР». В этой связи образовательное пространство ПМР должно быть открыто для Украины, Молдовы и России, но при этом быть целостным и единым. При создании такого образовательного пространства важно определить цели, задачи и систему ценностных ориентиров, единых для соседних с Приднестровьем государств и СНГ в целом. В данном направлении мощным интегратором может выступить ценностная основа образования. Кон-
цепция ориентирует образовательный процесс на традиционные для Приднестровья духовные ценности, предусматривает взаимодействие основных социальных субъектов воспитания - семьи, школы, Православной Церкви, государства, СМИ, научного и образовательного сообщества, национальных общин, общественных организаций. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как важный фактор модернизации и устойчивого инновационного развития ПМР.
Православная Церковь играет особую роль в духовно-нравственном воспитании, развитии личности гражданина Приднестровья. Православие составляет общее духовное основание для трех титульных приднестровских народов - молдавского, русского, украинского. Оно является важнейшей общенациональной духовной традиций Приднестровья. Православная духовная традиция - центральное звено ценностной основы образовательного пространства ПМР.
Результатом совместных усилий всех институтов воспитания должен стать человек, который знает, любит и хранит свое Отечество, приумножает его могущество, сознательно выстраивает отношения с другими людьми на основе традиционных духовных ценностей, нравственных установок и моральных норм, способен к активной, творческой, созидательной деятельности на благо своей семьи и своего народа. Начало нового тысячелетия характеризуется возвращением духовно-нравственных ориентиров в политику государства, осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связаны с воспитанием человека, гражданина. В современной образовательной политике Приднестровья складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человек. Не случайно в Законе «Об образовании» и ряде последующих документов интересы личности поставлены на первое место. Главной задачей, в решение которой должны быть включены все социальные субъекты, - духовно-нравственное развитие гражданина Приднестровья. В связи с этим существенно возрастает обществен-
ная значимость воспитания, которое начинает рассматриваться как мощное средство развития духовного, душевного, интеллектуального потенциала личности, укрепления гражданской солидарности, повышения социального доверия и сплочения граждан в единую приднестровскую нацию, устойчивого развития ПМР.
Ethic upbringing for youth and children in Transdniestria
There are regarded the main aspects of education system development in the Transdniestrian Moldova Republic. There are given the social and economical preconditions for necessitating the system of ethic upbringing and legal fundamentals for the interaction of state institutes of personality education.
Key words: ethic upbringing, multicultural space, disintegrated family, demographic challenge, civil identity, a conception of ethic upbringing in Transdniestria, target programs of upbringing.
Т.В.САЕНКО
(Нальчик)
развитие моделей государственнообщественного управления общим образованием в россии в конце XX - XXI в.
Представлены основные модели государственнообщественного управления системой общего образования в России как инновации, их сравнительный анализ.
Ключевые слова: государственно-общественное управление образованием, попечительство в образовании, управляющий совет, управленческие новшества.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в отечественной педагогике усилилось внимание ученых к изучению процессов развития школы, связанных с новой образовательной практикой. Заявила о себе и новая область знаний - педагогическая инноватика как сфера науки, изучающая данные
процессы (В.И. Загвязинский, А.И. При-гожин, Н.Р. Юсуфбекова и др.).
В этот период осуществлялась разработка вариативных учебных планов, программ и учебников, т.к. их предшественники уже не отвечали требованиям нового времени. Педагоги получили возможность самостоятельно решать многие вопросы методического характера. Начались процессы децентрализации и регионализации в сфере управления образованием. В центре внимания научно-педагогической общественности оказалась проблема коренной реорганизации управления как решающего условия обновления школы [2]. Ведущими направлениями реорганизации провозглашались демократизация и создание государственно-общественных структур управления, децентрализация и диверсификация функций разных уровней управления образованием (с указанием компетенций и полномочий органов управления основных уровней), направленность управленческих усилий на развитие образования, смена стиля, характера, методов, самой парадигмы управления образованием [1, с. 321 - 322].
Эти идеи получили научное обоснование в концепции управления развитием школы, разработанной авторским коллективом сотрудников Института управления образования РАО и изложенной в книге «Управление развитием школы», которая заслуженно получила широкое общественное признание. Важными для формирования категориального аппарата управленческой деятельности являются предложенные авторами определения таких понятий, как «новшество», «инновация», «инновационный процесс». Новшество трактуется как средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация (нововведение) - как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (разработке), освоению, использованию и распространению новшеств [7, с. 87 - 92].
Во второй половине 1990-х гг. проводились исследования управленческих проблем, определяющих характер практиче-
© Саенко Т.В., 2010