Научная статья на тему 'Система дополнительного образования в детском доме как средство социальной адаптации детей-сирот'

Система дополнительного образования в детском доме как средство социальной адаптации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1456
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТСТВО / ORPHANHOOD / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL DRAWERS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терновая Ирина Павловна, Логвиненко Эльфрида Константиновна, Поленова Светлана Валентиновна

Статья посвящена организации социальной адаптации воспитанников детского дома средствами дополнительного образования. Предлагается модель, формы и условия эффективной организации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the organization of social adaptation of pupils of children's home by means of additional education. A model is proposed, forms and conditions of effective organization of this process.

Текст научной работы на тему «Система дополнительного образования в детском доме как средство социальной адаптации детей-сирот»

- развитие самостоятельности в процессе получения образования при использовании потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей;

- формирование ответственности за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивными источниками учебной информации;

- формирование компетенций в области реализации возможностей ИКТ в учебной и будущей профессиональной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков, необходимых для спланированного продвижения в получении образования [8].

Таким образом, теория информационного общества является важнейшим элементом современной теории общественного процесса, отражает объективную тенденцию перехода человечества к устойчивому развитию, формирует гуманистическое измерение технологического прогресса. Как и любая концепция, концепция информационного общества должна учитывать сложность, многогранность, противоречивость внедрения новых технологий в общественную жизнь, взаимодействие различных факторов общественного развития, среди которых определяющую роль играет человеческий фактор.

В связи с этим информатизация высшего образования является стратегическим направлением информатизации образования, ориентированным на развитие интеллектуального потенциала студентов, формирование умений самостоятельно приобретать знания и конкурентоспособность на рынке труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамкин, Г. П. Информатизация общества и проблемы образования [Электронный ресурс]. - Барнаул, 2005. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.aeli.altai.ru

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.12 г. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.Минобрнауки.рф/ документы/ 2974

3. Концепция информатизации сферы образования РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.iis.ru/library/riss/

4. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): монография / И. В. Роберт. - М.: Изд-во БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013. - 398 с.

5. Стеценко, И. А. Электронное обучение как системная педагогическая категория / И. А. Стеценко, Е. Ю. Занкова // Культура и образование. - 2014. - № 1. - С. 36.

6. Царева, М. И. Информационная компетентность как компонент профессиональной компетентности будущего учителя истории / М. И. Царева, И. А. Стеценко // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2012. - № 7. - С. 101-106.

7. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Издат. центр «Академия», 2007. - 368 с.

8. Царева, М. И. Формирование информационной компетентности в системе непрерывного образования / М. И. Царева, И. А. Стеценко // Мир науки, культуры и образования. - 2012. - № 6. - С. 282-284.

УДК 371 ББК 74.664

И. П. Терновая, Э. К. Логвиненко, С. В. Поленова

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Аннотация. Статья посвящена организации социальной адаптации воспитанников детского дома средствами дополнительного образования. Предлагается модель, формы и условия эффективной организации данного процесса.

Ключевые слова: сиротство, социальная адаптация, дополнительное образование.

I. P. Ternovaya, E. K. Logvinenko, S. V. Polenov

THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE ORPHANAGE AS A MEANS OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN-ORPHANS

Abstract. The article is devoted to the organization of social adaptation of pupils of children's home by means of additional education. A model is proposed, forms and conditions of effective organization of this process.

Key words, orphanhood, social adaptation, additional drawers education.

Социально-педагогическая деятельность современных детских домов направлена на выработку у детей-сирот умения самостоятельно решать жизненные проблемы; ориентацию на универсальные общечеловеческие ценности; воспитание личности, способной к социальному саморазвитию и саморегуляции; подготовку ребенка к жизни и работе в современных социально -экономических условиях и др.

Несмотря на это процесс полноценной социализации воспитанников в условиях детского дома значительно снижается по следующим причинам:

1. Социальная, эмоциональная, психическая и материнская депривация, которая способствует росту агрессии, неспособности к самостоятельной жизни.

2. Нет чувства постоянного дома, складывается психология детдомовского «Мы».

3. Рост пассивности, иждивенчества, дети не приучаются к преодолению жизненных трудностей.

4. Отсутствие возможности усвоения социального опыта и способов преодоления жизненных трудностей.

5. Формирование конформизма, неумение противостоять воздействию окружающей среды и т.д. [7, 26].

Нетрудно заметить, что все вышеназванные проблемы связаны с процессом социальной адаптации. Выпускники детских домов в большинстве случаев не могут создать полноценную семью, наладить быт, адаптироваться в профессиональной жизнедеятельности.

Понимая адаптацию как способность выпускника успешно использовать создавшиеся условия для осуществления своих целей, выполнения взятых на себя обязательств, реализации своих устремлений, мы предполагаем, что его поведению должны быть свойственны успешное принятие решений; личностная инициатива; умение строить перспективу и определять собственное будущее.

Одним из основных направлений и средств решения вышеназванной проблемы является система дополнительного образования. Это необходимое звено в воспитании многогранной личности, ее образовании и ранней профессиональной ориентации. Его ценность заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает в социальной адаптации и профессиональном самоопределении личности, способствует реализации природных задатков, личностных самоустремлений и знаний, полученных в базовом компоненте [4, 61].

Основное содержание дополнительного образования детей - практико-ориентированное, деятельностное: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с различными социальными объектами; создаются ситуации самостоятельного извлечения знаний из окружающего мира. Это исключительно творческая деятельность, которая создает ситуацию выбора и побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Современные дети-сироты испытывают страх перед своим будущим, боятся стать взрослыми, болезненно переносят обман, одиночество, в основном надеются только на себя; хотят заработать деньги, иметь «обеспеченный» тыл; отстаивают право на раннюю экономическую самостоятельность; осознают свое бесправное положение в обществе и т.д. [1, 23].

В связи с этим возрастает роль дополнительного образования, которое формирует у ребенка-сироты самосознание, ощущение ценности собственной личности, помогает избавиться от привычки действовать по подсказке из вне, удовлетворяет творческие потребности личности, развивает интересы в индивидуальном темпе и объеме.

Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и содержит: рекреативно-оздоровительное развитие ребенка; организацию социального опыта; психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии и самостановлении; персонификацию объемов и темпов усвоения программ.

В связи с этим педагогическим коллективом Государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома № 7 г. Таганрога была разработана программа «Социальная адаптация воспитанников в условиях детского дома посредством системы дополнительного образования», которая базируется, с одной стороны, на социальном заказе общества, нуждающегося в полноценных, граждански грамотных, социально адаптированных выпускниках детских домов, способных сделать самостоятельный выбор и взять ответственность за свою жизнь и жизнь близких людей, с одной стороны, и, с другой - потребностях детей-сирот в решении возникающих социальных, психолого-педагогических, профессиональных, юридический и материальных проблем, возникающих в открытом социуме.

Цель программы: создание социально открытой, личностно-ориентированной системы дополнительного образования, способствующей социальной адаптации воспитанника, его становлению как субъекта разнообразных форм и видов жизнедеятельности.

Ведущие ориентиры программы: гуманизация и гуманитаризация, личностная ориентация и дифференциация, повышение степени свободы личности, возможности самостоятельного выбора и самореализации, распространение гуманистических технологий, ставящих воспитанников в активную жизненную позицию.

Задачи программы.

• воспитание и практическая подготовка свободного, функционально грамотного гражданина, способного к жизни в социуме гражданина;

• создание условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей личности;

• совершенствование процесса социальной адаптации;

• организация полноценного досуга;

• поиск и применение гуманистических личностно-ориентированных технологий, способствующих социальному становлению личности;

• мониторинг эффективности процесса социальной адаптации и интеграции воспитанников.

В основу программы положены личностно ориентированные технологии, главной фигурой которых является ребенок, адаптированный и комфортно чувствующий себя в социуме.

В основу деятельности педагогического коллектива детского дома № 7 положена следующая модель организации процесса социальной адаптации воспитанников (см. рис. 1).

Социальный заказ общества, потребности граждан и детей-сирот в организации процесса социальной адаптации средствами дополнительного образования

Рис. 1. Модель организации процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами дополнительного образования

Цель процесса социальной адаптации воспитанников в условиях дополнительного образования: поэтапное усвоение социальных норм, навыков и ролей, формирование жизненного опыта, необходимых для полноценной жизни в обществе и создания семьи.

Задачи процесса социальной адаптации в условиях дополнительного образования:

1. Естественно-культурные: формирование адекватных жизненных потребностей и овладение способами их удовлетворения.

2. Социально-культурные: усвоение социальных норм и культурных ценностей, расширение кругозора, усвоение возрастных, половых и профессиональных «подсистем», подготовка к самостоятельной жизни, формирование социального опыта проживания в социуме.

3. Социально-психологические: формирование субкультуры и «Я»-концепции, адекватной самооценки, устойчивой системы ценностей, жизненных целей, обучение способам преодоления жизненных трудностей, развитие навыков внутреннего самоконтроля.

4. Социально-коммуникативные: усвоение способов общения и поведения в социальных коллективах, развитие умений налаживать и поддерживать социальные контакты, овладение умениями предупреждать и разрешать конфликты.

5. Социально-бытовые: приобретение жизненно важных хозяйственно-бытовых, экономических, санитарно-гигиенических знаний, умений и навыков.

6. Социально-ролевые: усвоение основных социальных ролей в профессиональной сфере, быту, сфере досуга, семье и конструирование их в пространство.

7. Поло-ролевые: формирование психологического пола, формирование основ адекватного поло-ролевого поведения.

Программа предполагает реализацию двух направлений социальной адаптации воспитанников: социально-педагогическую направленность и нравственно-патриотическую направленность. Каждое из направлений состоит из двух подсистем (см. таблицу 1).

Социально-педагогическая направленность:

1. Социально-трудовая деятельность и профориентация.

2. Подготовка к семейной жизни.

Нравственно-патриотическая направленность.

1. Социально-коммуникативная деятельность и формирование лидерских качеств.

2. Гражданско-правовое воспитание.

Каждая из подсистем состоит из блока взаимосвязанных и взаимодополняющих программ, расчитанных на весь период школьного обучения. Занятия проводятся ежемесячно 2 раза в неделю по одному из блоков каждого направления (1 час).

Формы проведения занятий: беседа, лекция, тренинг, сюжетно-ролевая игра, экскурсия, практические занятия и т.д.

Как видно из рисунка 1, основным организационным ядром данного процесса выступает инициативная группа, созданная на базе детского дома.

Основные направления деятельности инициативной группы: установление контактов и развитие сотрудничества со всеми субъектами процесса социальной адаптации воспитанников;

• консультирование и оказание методической помощи всем категориям специалистов по вопросам социальной адаптации воспитанников;

• проведение семинаров и конференций по проблемам организации процесса социальной адаптации детей-сирот;

• информирование населения о разнообразии форм социального устройства детей-сирот;

• организация и осуществление социально-педагогической и психо лого-педагогической помощи;

• мониторинг эффективности деятельности учреждения по организации процесса социальной адаптации воспитанников и анализ эффективности работы.

Основные условия реализации программы социальной адаптации воспитанников являются:

• организационно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение деятельности;

• открытость окружающему социуму, интеграция усилий разнообразных субъектов и социальных институтов;

• организация действенной, гибкой контроля и мониторинга эффективности процесса социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников.

Результатом реализации программы является личность выпускника детского дома. Это -личность, реализовавшая свой выбор в области определенной деятельности или знания, уровне освоения ценностных ориентациях.

Таблица 1

Учебный план организации системы дополнительного образования

Программа 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. Итого часов

I. Социально-педагогическая направленность

1. Социально-трудовая деятельность и профориентация

"Зеленый мир" - 1-11 18 18 18 18 18 18 12 12 12 12 12 168

"Хозяюшка" - 1-11 18 18 18 18 18 18 12 12 12 12 12 168

"Мой выбор - моя профессия" - 7-11 12 12 12 12 12 60

2. Подготовка к семейной жизни:

'Твое здоровье - твоя безопасность" - 1-11 18 18 18 18 18 18 18 12 12 12 12 174

Воспитание семьянина - 1-11 18 18 18 18 18 18 18 12 12 12 12 174

"У нас будет своя семья" - 8-11 12 12 12 12 48

II. Нравственно-патриотическая направленность.

3. Социально-коммуникативная деятельность и формирование лидерских качеств

"Я в мире и мир во мне" - 1-4 9 9 9 9 36

"Взаимодействие с миром и людьми" -1-4 9 9 9 9 36

Культура общения -1-11 18 18 18 18 36 36 36 18 18 18 18 252

Школа молодого лидера - 8-11 18 18 18 18 72

4. Гражданско-правовое воспитание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа гражданского воспитания в условиях детского дома - 1-9 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 198

Основы социально-правового образования - 1-11 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 198

Итого: 144 144 144 144 144 144 144 144 144 144 144 1584

Он должен обладать следующими социокультурными умениями и навыками:

• руководить деятельностью группы или коллектива;

• включаться в коллективное дело, обсуждение проблемы;

• усваивать разностороннюю информацию и знать способы ее получения;

• уметь эффективно общаться;

• креативность, способность к творчеству;

• улучшение показателей физического и психического здоровья;

• положительные поведенческие установки;

• владение социальной терминологией;

• умение рационально организовать собственную деятельность;

• готовность взять на себя ответственность и лидерство;

• стремление к самопознанию и саморазвитию.

В целях прогнозирования предполагаемого результата мы определили основные блоки личностных качеств.

Гражданские качества: патриотизм, уважение к истории своего народа, готовность к совершенствованию социальной действительности, умение отстаивать свои убеждения, экологическая культура.

Нравственные качества: в центре ценностной системы - человеческая жизнь, интерес к собственному внутреннему миру, терпимость и доброжелательность к другим, понимание неповторимости каждой личности и неприкосновенности человеческой жизни, стремление сохранить приоритет нравственных и духовных ценностей.

Интеллектуально-познавательные качества: широта и глубина мышления, его самостоятельность, интерес к решению нестандартных задач, культура труда, владение навыками познавательной деятельности.

Развитое самосознание: способность к самоанализу, адекватная самооценка, чувство собственного достоинства.

Перспективное отношение к себе: стремление к повышению образовательного и культурного уровня, планирование будущего, сознательное отношение к своему здоровью.

Все эти качества реализуются в трех основных ролях: семьянин, гражданин, работник. Основными критериями оценки процесса социальной адаптации личности являются следующие:

готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и их решение в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме;

моральная и психологическая устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям, сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;

• способность к творческому самоопределению;

• способность к овладению социально-ролевым поведением через систему дифференцированных отношений;

• сформированность практических умений и навыков ведения домашнего быта и хозяйства;

• умение реально оценивать характер жизненных проблем;

• трудолюбие и ответственность за свою поступки и свою семью;

• культура общения и культура поведения;

• умение организовывать и проводить полезный и содержательный досуг;

• правовая культура;

• готовность к вступлению в брак и исполнению семейных ролей и обязанностей;

• гуманистическая направленность личности;

• выполнение основных гражданских обязанностей;

• общественная дисциплина и культура общежития;

• уважение к человеческой личности и ее суверенитету;

• активная жизненная позиция;

• творческое отношение к труду;

• опыт трудовой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Басюк, В. С. Модель организации социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект / В. С. Басюк. - М., 2001.

2. Боровик, В. Г. Социальная адаптация личности / В. Г. Боровик. - М., 2002.

3. Социальное сиротство в России на рубеже XX - XXI вв.: монография / М. В. Воронцова и др.; под ред. проф. Т. А. Дубровской. - Таганрог, 2008.

4. Григорьева, Н. В. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н. В. Григорьева. - М., 2006.

5. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: метод. пособие / под ред. Л. В. Бай-бородовой. - Ярославль: Изд-во ЯЛТУ имени К. Д. Ушинского, 1999.

6. Терновая, И. П. История и современное состояние проблемы социального сиротства в России / И. П. Терновая; отв. ред. В. В. Гура. - Таганрог: Изд центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009.

7. Терновая, И. П. Особенности организации процесса семейно-ролевой социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / И. П. Терновая. - Таганрог, 2010.

8. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Л. М. Шипицына и др. - СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.