Научная статья на тему 'Система долговременного ухода в представлениях и оценках студентов и получателей услуг в форме надомного обслуживания в Волгоградской области'

Система долговременного ухода в представлениях и оценках студентов и получателей услуг в форме надомного обслуживания в Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система долговременного ухода / студенческая молодежь / получатели услуг / информированность / оценка / качество обслуживания / Волгоградская область

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наталья Анатольевна Скобелина

В статье рассматривается организация системы долговременного ухода (СДУ) в Волгоградской области, выявляется информированность студенческой молодежи и получателей услуг центров социального обслуживания населения о системе долговременного ухода, определяется мнение пожилых людей о качестве оказания услуг в регионе. Оценка информированности студентов и нуждающихся в обслуживании граждан о системе долговременного ухода основана на результатах двух анкетных опросов получателей социальных услуг центров социального обслуживания населения Волгоградской области, проведенных методом сплошного опроса с целью выявления мнений пожилых людей о качестве надомного обслуживания по технологиям «Персональный помощник» и «Помощник по уходу». Анкетный опрос студентов высших учебных заведений организован с использованием многоступенчатой выборки для определения мнений молодежи о внедрении СДУ в Волгоградской области, ее представлений о возможностях субъектов СДУ. Согласно результатам исследования, студенты в Волгоградской области позитивно оценивают различные аспекты системы долговременного ухода, но при этом слабо информированы о реализации мероприятий, входящих в нее. Превалирующее большинство опрошенных пожилых людей удовлетворены качеством оказания услуг, их устраивают доступность и своевременность обслуживания. У всех без исключения респондентов соблюдается установленный договором перечень социальных услуг. По их мнению, социальное обслуживание на дому — наиболее приемлемая форма обслуживания для граждан, нуждающихся в долговременной помощи. По итогам проведенного исследования автор приходит к выводу, что в регионе необходимо актуализировать коммуникационные инструменты продвижения практик долговременного ухода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Наталья Анатольевна Скобелина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система долговременного ухода в представлениях и оценках студентов и получателей услуг в форме надомного обслуживания в Волгоградской области»

®

СОЦИОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

DOI: 10.14515/monitoring.2024.1.2486

Н. А. Скобелина

СИСТЕМА ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ УСЛУГ В ФОРМЕ НАДОМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Правильная ссылка на статью:

Скобелина Н. А. Система долговременного ухода в представлениях и оценках студентов и получателей услуг в форме надомного обслуживания в Волгоградской области // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2024. № 1. С. 115—136. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2024.1.2486. For citation:

Skobelina N. A. (2024) The System of Long-term care in the Representations and Assessments of Students and Recipients of Services in the Form of Social Services Home in the Volgograd region. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 1. P. 115-136. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2024.1.2486. (In Russ.)

Получено: 15.09.2023. Принято к публикации: 27.12.2023.

СИСТЕМА ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ОЦЕНКАХ СТУДЕНТОВ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ УСЛУГ В ФОРМЕ НАДОМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

СКОБЕЛИНА Наталья Анатольевна — доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, Волгоград E-MAIL: fet71fet@rambler.ru https://orcid.org/0000-0002-2108-187X

Аннотация. В статье рассматривается организация системы долговременного ухода (СДУ) в Волгоградской области, выявляется информированность студенческой молодежи и получателей услуг центров социального обслуживания населения о системе долговременного ухода, определяется мнение пожилых людей о качестве оказания услуг в регионе. Оценка информированности студентов и нуждающихся в обслуживании граждан о системе долговременного ухода основана на результатах двух анкетных опросов получателей социальных услуг центров социального обслуживания населения Волгоградской области, проведенных методом сплошного опроса с целью выявления мнений пожилых людей о качестве надомного обслуживания по технологиям «Персональный помощник» и «Помощник по уходу». Анкетный опрос студентов высших учебных заведений организован с использованием многоступенчатой выборки для определения мнений молодежи о внедрении СДУ в Волгоградской области, ее представлений о возможностях субъектов СДУ.

THE SYSTEM OF LONG-TERM CARE IN THE REPRESENTATIONS AND ASSESSMENTS OF STUDENTS AND RECIPIENTS OF SERVICES IN THE FORM OF SOCIAL SERVICES HOME IN THE VOLGOGRAD REGION

Natalia A. SKOBELINA1 — Dr. Sci. (Soc.), Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work

E-MAIL: fet71fet@rambler.ru https://orcid.org/0000-0002-2108-187X

1 Volgograd State University, Volgograd, Russia

Abstract. The study considers the organization of the long-term care system (LTC) in the Volgograd region and aims at estimating the awareness of students and services recipients about the long-term care system and measuring the opinion of older people about the quality of service provision in their region. The assessment of the general awareness about the long-term care system is based on the results of two population surveys. To determine the opinions of young people about the implementation of the LTC in the Volgograd region and their ideas about the capabilities of the LTC subjects, the author carried out a survey of university students based on a multi-stage sampling procedure. To identify the opinions of older people on the quality of home-based services using the "Personal Assistant" and "Care Assistant" technologies, the author used data coming from a continuous survey of citizens receiving services from social service centers in the Volgograd region.

According to the results of the study, students in the Volgograd region positively assess various aspects of the long-term

Согласно результатам исследования, студенты в Волгоградской области позитивно оценивают различные аспекты системы долговременного ухода, но при этом слабо информированы о реализации мероприятий, входящих в нее. Превалирующее большинство опрошенных пожилых людей удовлетворены качеством оказания услуг, их устраивают доступность и своевременность обслуживания. У всех без исключения респондентов соблюдается установленный договором перечень социальных услуг. По их мнению, социальное обслуживание на дому— наиболее приемлемая форма обслуживания для граждан, нуждающихся в долговременной помощи. По итогам проведенного исследования автор приходит к выводу, что в регионе необходимо актуализировать коммуникационные инструменты продвижения практик долговременного ухода.

Ключевые слова: система долговременного ухода, студенческая молодежь, получатели услуг, информированность, оценка, качество обслуживания, Волгоградская область

Благодарность. Автор выражает признательность комитету социальной защиты населения Волгоградской области за содействие в проведении социологического исследования,рассылку писем с информацией об анкетном опросе руководителям центров социального обслуживания населения Волгоградского региона, принимавшим непосредственное участие в мероприятиях по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами.

care system but are poorly informed about the implementation of activities included in it. The overwhelming majority of the surveyed clients of the LTC system are satisfied with the quality, availability, and timeliness of the services provided. All respondents, without exception, comply with the list of social services established by the contract. In their opinion, home-based social services are the most acceptable form of service for citizens in need of long-term help. Based on the results of the study, the author concludes that it is necessary to update communication tools for promoting long-term care practices in the region.

Keywords: long-term care system, student youth, recipients of services, awareness, assessment, quality of service, Volgograd region

Acknowledgments. Acknowledgments. The author thanks the Social Protection Committee of the Volgograd region for assistance in conducting a sociological survey, and for sending letters with information about the questionnaire to the heads of social service centers, which were directly involved in the creation of a long-term care system for the elderly and disabled.

Введение

В последние десятилетия во всем мире внедряется система долговременного ухода, выстраивается механизм, который позволяет повысить качество жизни пожилых людей, инвалидов, всех категорий граждан, нуждающихся в долговременных услугах. В российском обществе внедрение системы долговременного ухода началось с 2018 г., с принятия национального проекта «Демография», и поэтому процесс требует особого внимания со стороны ученых и практиков, всех, кто занимается проблемами, связанными с системой социальных услуг в современном обществе. В силу своей актуальности тематика, посвященная проблемам развития сферы социального обслуживания населения, затрагивается многими учеными. В центре внимания у исследователей, как правило, находятся формирование и развитие системы социальных услуг в современной России [Синкевич, 2020]; экономические факторы, оказывающие влияние на систему социальных услуг [Дерен, Самофатова, 2023]; повышение компетентности специалистов сферы социального обслуживания и установление профессиональных стандартов для работников учреждений социального обслуживания [Полосина, 2021]; региональная специфика внедрения технологий долговременного ухода [Копалкина, Гуляева, 2022]. Поднимаются также и вопросы формирования навыков правильного ухода [Овчинникова, Алешкевич, 2023], организации системы социальных услуг, применения новых технологий в системе долговременного ухода [Забелина, 2020].

Несмотря на то, что система долговременного ухода сформировалась только в конце прошлого столетия, в современной науке уже имеется множество исследований по данной тематике. Отечественные и зарубежные ученые рассматривают систему долговременного ухода (СДУ) в качестве «сбалансированного социального обслуживания и медицинской помощи на дому, в полустационарной и стационарной форме» [Носырева, Кассихина, 2021: 179]; «спектра неформального ухода, личной, медицинской и социальной помощи, а также ухода в специализированных учреждениях, доступных жилищных условий» [Bisconti, Pitzer, 2013: 1503]. Система долговременного ухода — средство для возможности социальной адаптации, ресоциализации пожилых людей [Забелина, 2020], социального патронажа, родственного ухода, возможности ухода специально обученными специалистами [Буторина, Голубева, 2020; Олескина, 2022]. СДУ предоставляет средства и условия для более качественного ухода за пожилыми людьми и инвалидами, возможности для саморазвития граждан, ограниченных в самообслуживании [Покача-лова, 2020; Cohen et al., 2023], меры для здорового старения населения, новые отношения, формы и способы деятельности поставщиков услуг [Кирилкина, 2022]. В последние годы благодаря внедрению мероприятий по СДУ произошли изменения в профессиональных ресурсах сферы социальной защиты населения, касающихся физической и психологической нагрузки, финансовых возможностей поставщиков услуг [Hackmann, Pohl, Ziebarth, 2023], оснащенности техническими средствами реабилитации, качества предоставления социальных услуг [Баг-мет, Самофатова, 2023; Забелина, 2022]. И у поставщиков, и у получателей услуг появились новые возможности в процессе долговременного ухода. Таким образом, СДУ — это организация системы межведомственного взаимодействия между сферами здравоохранения и социального обслуживания населения, в основе

которой лежат комплексная помощь, интегрированные усилия разнопрофильных специалистов, направленные на повышение качества долговременных услуг гражданам, имеющим ограничения в самообслуживании.

СДУ включает в себя четыре составляющие: институциональную, функциональную, инновационно-технологическую и информационную [Скобелина, 2023: 13— 14]. Институциональная составляющая представлена формальными и неформальными нормами и правилами. Одни устанавливаются органами власти, другие исторически сложились в конкретном обществе (например, традиции долговременного ухода). Сюда относятся практики взаимодействия центров социального обслуживания и социальной защиты населения, медицинских учреждений, некоммерческих организаций, органов власти и других структур, которые занимаются реализацией мероприятий по внедрению СДУ в современной России.

Функциональная составляющая определяется организацией долговременного ухода в различных формах обслуживания и функционированием всей системы социальных услуг. В теории социальной работы выделяется четыре функциональных этапа: выявление граждан, нуждающихся в долговременном уходе; формирование групп потребителей социальных услуг в зависимости от их нуждаемости в постороннем уходе (типизация); определение места и метода оказания услуг (маршрутизация); оказание услуг в соответствии с индивидуальной программой ухода, составленной согласно требованиям стандартов и видам ухода [Долговременный уход..., 2019: 14—15].

Инновационно-технологическая составляющая включает в себя применение технологий оказания долговременных услуг. В системе долговременного ухода технологии незаменимы при конструировании доступного пространства и влияют на оказание услуг ограниченным в самообслуживании гражданам [Chapman, 2023]. В СДУ применяется множество инновационных средств, методов, способов организации услуг: «тревожная кнопка», мобильная социальная служба, приемные семьи для пожилых людей [Агронина, Сапрыкина, 2020]; мониторинг основных жизненных показателей пациентов с привлечением помощников по уходу, модели межведомственного взаимодействия [Розанов и др., 2023]; ассистивные технологии, планирование и координация деятельности субъектов, специализированные муниципальные услуги [Rostad et al., 2023]; выявление нуждающихся в уходе граждан; внедрение стационарозамещающих технологий; методика пересмотра индивидуальных программ потребителей социальных услуг; совершенствование технологий предоставления услуг в полустационарной и стационарной форме социального обслуживания; технологии углубленного профилактического консультирования в кабинетах медицинской профилактики и другие новые для социальной сферы технологии, необходимые для внедрения СДУ и повышения качества жизни населения современного общества.

Деятельность субъектов СДУ проявляется в процессе применения технологий долговременного ухода. Например, технология выявления нуждающихся в долговременном уходе граждан используется с целью совершенствования механизмов определения нуждаемости получателей услуг. Она заключается в сборе статистических данных, получении и передаче информации о лицах, которым необходим долговременный уход. Технология диагностики индивидуаль-

ных дисфункций позволяет выстроить маршрутизацию мер долговременного ухода и определить степень нуждаемости граждан, составить индивидуальную программу с учетом функционального статуса получателя услуг. Технология обучения навыкам самообслуживания человека используется для поддержания благоприятного психологического состояния пожилых людей. Имеется в виду создание условий для активности и расширения возможностей людей с дефицитом самообслуживания. Инновациями являются и паллиативная помощь на дому, организация межпрофильных бригад, работа гериатрических кабинетов. В основе таких технологий, как стационар на дому, сопровождаемое проживание, социальные семьи, служба сиделок, лежит принцип стационарозамещения. Еще одна новая для российского общества технология — предоставление услуг вне стационара. На данный момент в Волгоградской области внедрены все из вышеназванных технологий.

Информационная составляющая СДУ представляет собой не только распространение информации об СДУ, но и координирующую деятельность органов власти, выполняющих контрольные функции, аккумулирующих информацию о выявленных гражданах, нуждающихся в долговременном уходе. Сотрудники государственных и негосударственных организаций проводят мероприятия по обучению и методическому сопровождению работников и лиц, осуществляющих уход, организовывают деятельность call-центров и осуществляют другую организационную работу с целью оптимального взаимодействия всех элементов системы.

Информационная составляющая СДУ направлена на информирование населения, обеспечение коммуникации между субъектами долговременного ухода, интеграцию большого количества социальных групп российского общества [Карпова, 2020; Севостьянова, 2023]. В СДУ используются коммуникационные инструменты продвижения инновационных технологий долговременного ухода и мероприятий по созданию СДУ в регионе. К ним относятся партнерские практики, крауд-фандинг, социальные сети, конференции, информационные площадки [Буковская, 2021]. Информация необходима, чтобы спрогнозировать услуги долгосрочного ухода [Cardoso et al., 2012].

Информированность нуждающихся в обслуживании пожилых людей и инвалидов, граждан, осуществляющих неформальный уход на дому, имеет важное значение для институционализации социальных услуг в долговременном уходе. Эффективность и успешность реализации мероприятий по СДУ зависит от осведомленности населения, его отношения к изменениям, которые происходят в сфере социального обслуживания населения. Информированность населения — это фактор развития общества, так как неосведомленность приводит к некомпетентности граждан, ограничивает им возможность успешно адаптироваться в обществе, оценивать оказываемые услуги. В то же время знания об СДУ позволяют распространять информацию среди молодежи, формировать уважительное отношение к пожилым людям, активизировать потенциал возможностей молодых людей в решении проблем социального характера. Студенческая молодежь — большая социально-демографическая группа, наиболее информированная часть молодежи. От ее знаний, компетентности зависит будущее нашего общества. Поэтому в статье акцентируется внимание на осведомленности студенческой моло-

дежи и получателей услуг о долговременном уходе, на определении источников получения информации о внедрении системы долговременного ухода, на качестве оказания социальных услуг в Волгоградской области.

Оценка молодежью системы долговременного ухода имеет большое значение для российского общества. Осведомленность студентов о процессе реализации мероприятий по долговременному уходу позволяет определить популярность темы и эффективность системы информирования в регионе. С одной стороны, информирование имеет воспитательное значение, с другой стороны, способствует выявлению граждан, нуждающихся в социальной помощи. Кроме того, при переходе от заявительного к выявительному принципу работы большую роль играет распространение информации о практиках долговременного ухода, о сервисах СДУ, о качестве обслуживания пожилых людей и инвалидов.

Цель исследования заключается в оценке информированности студенческой молодежи и получателей услуг центров социального обслуживания населения Волгоградской области о реализации мероприятий в системе долговременного ухода. В ходе анализа был сделан акцент на мнении получателей услуг в форме надомного обслуживания о качестве долговременного ухода. В статье представлены результаты одного из этапов исследования проблем внедрения СДУ за пожилыми людьми и инвалидами в Волгоградском регионе. Исследование проводилось при поддержке руководителей и специалистов государственных организаций, которые имеют многолетний опыт работы с получателями услуг в долговременном уходе. С 2018 г. центры социального обслуживания населения (ЦСОН) включены в СДУ и участвуют в разработке и применении технологий «Персональный помощник» и «Помощник по уходу».

Волгоградская область в 2018 г. вошла в число шести регионов, где начал внедряться проект по созданию СДУ в России. В начале 2019 г. вышло Постановление губернатора Волгоградской области о создании на территории региона СДУ. До 2019 г. уже были приняты и реализованы важные для долговременного ухода документы. С 2015 г. в регионе принят Порядок предоставления социальных услуг на дому. В этом документе предлагается описание социальных услуг, включая их объем, правила предоставления платных или бесплатных услуг, требования к деятельности поставщика социальных услуг, а также устанавливается применение в долговременном уходе технологии «Персональный помощник» 1. В 2018 г. комитет социальной защиты населения Волгоградской области были обозначил условия реализации технологий «Персональный помощник» 2 и «Стационар на дому» 3.

В 2020 г. утвержден приказ о технологии службы сиделок для граждан, нуждающихся в постороннем уходе. В рамках этого приказа уход осуществляется со-

1 Приказ от Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19 февраля 2015 г. № 345 «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому». URL: https://docs. cntd.ru/document/424068225 (дата обращения: 26.01.2024).

2 Приказ от 28 мая 2018 г. № 816 «Об утверждении Положения о технологии „Персональный помощник"». URL: https://docs.cntd.ru/document/550118938 (дата обращения: 26.01.2024).

3 Приказ от 28 мая 2018 г № 816 «Об утверждении положения о технологии „Стационар на дому"». URL: https://uszn. volgograd.ru/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%20816%20%D0%BE%D1%82%20 28%2005%202018.pdf (дата обращения: 26.01.2024).

гласно индивидуальной программе ухода и по договору о предоставлении услуг службы сиделок. Формальным документом устанавливается состав услуг сиделки, который включает в себя следующие компоненты: «оказание помощи по ведению домашнего хозяйства», «организация досуга», «организация приема пищи», «оказание услуг, обеспечивающих гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, предоставление ухода» 4. Приказом от 9 января 2020 г. утверждены правила организации школы ухода, мероприятий по консультированию и обучению лиц, осуществляющих уход.

Методы и методология

Оценка информированности и представлений студенческой молодежи и пожилых людей и инвалидов, признанных нуждающимися в социальном обслуживании на дому (получателей услуг), основана на результатах двух анкетных опросов, проведенных на базе НОЦ социальных технологий Волгоградского государственного университета 5.

В анкетном опросе получателей социальных услуг центров социального обслуживания населения (октябрь — ноябрь 2022 г., Волгоградская область, п = 496), организованного с целью выявления их представлений и мнений о качестве надомного обслуживания, принимали участие пожилые люди и инвалиды, получающие услуги на дому по технологиям «Персональный помощник» и «Помощник по уходу» 6. Возраст респондентов от 40 лет и старше: 1,6 % — 40—49 лет, 6,0 % — 50—59 лет, 92,3 % — 60 лет и старше. Опрос проведен на базе Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Кировский ЦСОН» и Государственного казенного учреждения социального обслуживания «Советский ЦСОН». ГКУ СО «Советский ЦСОН» контролировал деятельность помощников по уходу (сиделок) и аккумулировал информацию о получателях услуг всех районов Волгоградской области. На момент исследования в системе долговременного ухода по стационарозамещающим технологиям «Помощник по уходу» и «Персональный помощник» были признаны нуждающимися 520 человек. Использовался метод сплошного опроса. Анкеты были переданы организаторам помощников по уходу и социальных работников и заполнялись самостоятельно получателями услуг. Из 520 было заполнено 496 анкет, 24 анкеты не заполнены по причине тяжелой болезни получателей услуг (см. табл. 1).

4 Приказ от 31 декабря 2020 г. № 2953 «О пилотном внедрении технологии службы сиделок для граждан, нуждающихся в постороннем уходе, из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в паллиативной помощи, одиноких и одиноко проживающих участников и инвалидов Великой Отечественной войны». URL: http://442fz. volganet.ru/upload/2953%20%D1%81%20%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%2025.01.2022.pdf (дата обращения: 26.01.2024).

5 Анкеты для получателей услуг и студенческой молодежи не идентичны, но имеют пересекающиеся вопросы об осведомленности о реализации СДУ в Волгоградской области, об источниках получения информации, об изменениях в сфере социального обслуживания и эффективности осуществления мероприятий по долговременному уходу.

6 По состоянию на 31 декабря 2022 г. в Волгоградской области были признаны нуждающимися в социальном обслуживании на дому по стационарозамещающим технологиям в рамках системы долговременного ухода 1050 человек (18,2 % от общего количества поставленных на социальное обслуживание по поступившим сигналам о гражданах, нуждающихся в долговременном уходе, в региональный Координационный центр. См.: Отчет по основным (профилактическим) направлениям деятельности комитета социальной защиты населения Волгоградской области за 2022 год. Волгоград, 2023. С. 50. URL: https://uszn.volgograd.ru/current-activity/reports/ (дата обращения: 26.01.2024).

Таблица 1. Половозрастная структура получателей услуг

40—49 лет 50—59 лет 60 лет и старше Всего

Пол Мужской Количество 2 8 96 106

% 1,9 % 7,5 % 90,6 % 100,0 %

Женский Количество 6 22 362 390

% 1,5 % 5,6 % 92,8 % 100,0 %

Всего Количество 8 30 458 496

% 1,6 % 6,0 % 92,3 % 100,0 %

В декабре 2022 г. и январе 2023 г. был организован анкетный опрос среди студенческой молодежи 7 с целью определить, какой информацией о системе долговременного ухода владеют студенты, а также выявить их мнение о возможностях субъектов долговременного ухода. Были опрошены студенты вузов, так как они представляют большую и наиболее информированную группу молодежи, которая аккумулирует в себе черты различных слоев регионального сообщества. В опросе студенческой молодежи участвовало 63,3 % женщин, 36,7 % мужчин. Выборка — многоступенчатая: 1) выделено случайным образом из 23 вузов Волгоградской области 6 вузов; 2) в каждом вузе опрошено по 200 студентов (в равных долях от технических и гуманитарных специальностей). Выборка формировалась с использованием случайного выбора из студентов очной формы обучения в возрасте от 18 до 26 лет, включая бакалавров и магистров. Общий объем выборочной совокупности составил 1200 человек (см. табл. 2). 26,2 % от числа опрошенных имеют родственников, за которыми необходим долгий уход.

Таблица 2. Половозрастная структура студенческой молодежи

18—20 лет 21—23 года 24—26 лет Всего

Пол Женский Количество 489 248 23 760

% 64,3 % 32,6 % 3,1 % 100,0 %

Мужской Количество 271 127 42 440

% 61,6 % 28,9 % 9,5 % 100,0 %

Всего Количество 760 375 65 1200

% 63,3 % 31,3 % 5,4 % 100,0 %

Статистическая обработка данных выполнена в программе SPSS STATISTICS 26.0. В данном исследовании осуществлен случайный отбор респондентов, и результаты опроса показывают среднее значение по популяции. Проведен анализ переменных с помощью описательной статистики. В ходе анализа эмпирических данных о субъективной оценке информированности была достигнута поставленная цель исследования осведомленности студентов и получателей услуг об СДУ.

7 В выборку включены студенты гуманитарных и технических специальностей. Студенты направлений подготовки «Социальная работа» и «Лечебное дело» не опрашивались.

Информированность студентов и получателей услуг о СДУ

Согласно результатам эмпирических исследований, большинство опрошенных студентов не осведомлены о создании системы долговременного ухода в Волгоградском регионе. Только 29,8 % респондентов были проинформированы о внедрении мероприятий по долговременному уходу в регионе и ответили «да» на вопрос «Знаете ли Вы, что с 2018 г. в Волгоградской области внедряется система долговременного ухода?». 31,7 % что-то слышали, 32,8 % ничего не знают об этом процессе, 5,7 % затруднились ответить. Это свидетельствует о недостатке информации, касающейся реализации мероприятий в долговременном уходе. Приоритетные источники получения информации для студентов: интернет (32,3 % от числа опрошенных студентов), телевидение (9 %), разговоры с друзьями (6,9 %), социальные работники (5,0 %), наглядная агитация (5,0 %) (см. табл. 3). Согласно результатам исследования, студенты получают информацию через новостные сайты, сайты общественных организаций, учреждений, фондов, органов власти, которые являются носителями информации о деятельности субъектов СДУ.

Респондентов, ответивших на открытый вопрос о причинах популярности и непопулярности темы долговременного ухода среди населения Волгоградской области, условно можно разделить на две группы 8. Первая группа респондентов (74,3 %) во главу угла ставит информационную составляющую, считая, что непопулярность связана с «малой осведомленностью населения», «с малой освещенностью проблемы», «плохим пиаром», «недостаточной информированностью граждан со стороны власти». Вторая группа студентов делает акцент на функциональной и инновационно-технологической составляющих. 21,4 % респондентов отметили «нехватку средств и работников по уходу за людьми с ОВЗ», «брезгливость к работе по уходу», «медицинскую некомпетентность сиделок». У 4,3 % респондентов не было ответа на вопрос.

Популярность данной темы молодежь связывает с возможностями, которые предоставляются в процессе долговременного ухода. По мнению опрошенных, популярность зависит от «наличия большого количества семей с пожилыми и инвалидами», «распространения информации через социальные сети», «больших возможностей для реабилитации», «активного применения национальных проектов „Старшее поколение" и „Доступная среда"», «посещения на дому пожилых людей», «возрастания числа волонтеров», «возможности для самореализации и получения автономии для пожилых людей и инвалидов», «экономии денег для родственников».

В ходе исследования ставилась задача выявить осведомленность молодежи о проблемах пожилых людей, находящихся на надомном обслуживании, или потенциальных получателей услуг. С целью определения мнения студентов по поводу информирования пожилых людей, включения их в систему долговременного ухода был задан вопрос: «Как Вы думаете, пожилые люди и лица с инвалидностью в Вашем регионе владеют информацией о социальных услугах по долговременному уходу?» Большинство студентов (66,4 % от числа опрошенных) считают, что пожилые люди осведомлены о социальных услугах по долговременному уходу, поскольку они заинтересованы в информации о возможностях, которые предоставляет СДУ.

8 Открытый вопрос «С чем связана популярность/непопулярность темы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами среди населения Вашего региона?» был задан всем студентам, вошедшим в выборку.

Результаты опроса получателей услуг показали, что 60,5 % опрошенных знают о внедрении в Волгоградской области СДУ, 24,2 % что-то слышали, 6,9 % ничего не знают об этом 9. В ответ на вопрос, из каких источников получатели услуг узнают о деятельности организации социального обслуживания, были названы социальные работники (52,1 %), разговоры с друзьями (23,6 %), телевидение (6 %), интернет (3,8 %) (см. табл. 4).

Таблица 3. Распределение ответов получателей услуг и студенческой молодежи на вопрос о внедрении СДУ в Волгоградской области

Варианты ответов Получатели услуг (n = 496) Студенческая молодежь (n = 1200) p

частота % по столбцу частота % по столбцу

Знаете ли Вы, что с 2018 г. в Волгоградской области внедряется система долговременного ухода?

Знаю 300 60,5 358 29,8 0,027

Что-то слышал 120 24,2 380 31,7 0,100

Ничего не знаю 34 6,9 394 32,8 0,028

Затрудняюсь ответить 42 7,4 68 5,7 0,200

Всего 496 100,0 1200 100,0

Таблица 4. Распределение ответов получателей услуг и студенческой молодежи на вопрос об источниках получения информации о внедрении СДУ в Волгоградской области

Варианты ответов Получатели услуг (n = 496) Студенческая молодежь (n = 1200) p

частота % по столбцу частота % по столбцу

Из каких источников Вы узнаете о деятельности организаций социального обслуживания и центров социальной защиты населения Волгоградской области?

Интернет 19 3,8 388 32,3 0,025

Телевидение 30 6 108 9,0 0,140

Разговоры с друзьями 118 23,6 83 6,9 0,033

Социальные работники 258 52,1 60 5,0 0,014

Радио 11 2,3 26 2,2 0,460

Наглядная агитация 5 1,1 60 5,0 0,081

Затрудняюсь ответить 55 11,1 475 39,6 0,027

Всего 496 100,0 1200 100,0

Как видно из таблицы 4, получатели услуг узнали о деятельности организаций социального обслуживания главным образом от социальных работников и от друзей, а студенты — из интернета и телепрограмм. Большинство нуждающихся в уходе граждан получили необходимую информацию о долговременных услугах от специалистов ЦСОН и от знакомых. В свою очередь, такие каналы, как телевидение и радио, не являются источниками информации об СДУ для пожилых людей. Следовательно, необходимо вырабатывать механизм информирования через сред-

9 Вопрос был задан с целью уточнить, осведомлены ли получатели услуг, что на дому им оказываются услуги в рамках СДУ.

ства массовой информации, транслировать населению опыт работы в сфере социального обслуживания, активно освещать практики долговременного ухода для всех групп населения региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможности, которые предоставляются субъектам СДУ

Студентам, осведомленным об СДУ и имеющим родственников, которым необходим долговременный уход, был задан открытый вопрос о возможностях получателей услуг и граждан, осуществляющих неформальный уход, с целью выявить, насколько проинформированы респонденты и что именно они знают о долговременном уходе. Определяя, какие возможности предоставляются гражданам, нуждающимся в долговременном уходе, большинство студентов (53,8 %) назвали услуги, включенные в систему долговременного ухода: покупку продуктов, уборку жилого помещения, услуги помощи на дому, специальные службы привозят еду и лекарства, предоставление социального пакета долговременного ухода, помощь в бытовом плане. 11,2 % респондентов указали функциональную составляющую СДУ—деятельность специалистов по уходу: уход осуществляют подготовленные специалисты, профессиональный уход, план ухода. 8,6 % назвали финансовую поддержку государства, денежные выплаты, поддержку родственников, осуществляющих уход. 3,6 % студентов в своих ответах сделали акцент на том, что приобретают получатели услуг в долговременном уходе: сохранение независимости, самостоятельность, помощь в самообслуживании, поддержку родственников, граждане могут постепенно выходить в общество.

В соответствии с российской моделью СДУ гражданам, нуждающимся в долговременном уходе, предоставляется социальный пакет долговременных услуг, который обеспечивается Фондом социального страхования Российской Федерации. Социальный пакет получателям предоставляется безвозмездно в стационарной, полустационарной и надомной формах и формируется в соответствии со степенью нуждаемости пожилых людей и их индивидуальной потребностью в уходе. Гражданам оказываются также услуги, не включенные в социальный пакет на основании Федерального закона № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 10, постановления Правительства РФ № 1236, приказов Минтруда России № 935н, 938н, 939н 11. СДУ финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ, системы обязательного медицинского страхования, федеральных средств, средств нуждающихся в уходе граждан, получателей долговременных услуг.

Наряду с формальным уходом применяется неформальный уход за пожилыми людьми и инвалидами. Как показывают результаты исследования, 72,7 % от числа опрошенных студентов, имеющих родственников, нуждающихся в долговременном уходе, отмечают, что именно члены их семей и они сами осуществляют уход за родственниками. 16,9 % указали на то, что их семьи пользуются услугой

10 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/0ac20812927206fff970a9de3f54ac68bfbc0ab3/

11 Приказ Минтруда России от 29 декабря 2021 г. № 929 «О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2022 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе». С. 12.

помощника по уходу (сиделки). Следует отметить, что всего 26,2 % респондентов (от числа опрошенных) имеют родственников, за которыми необходим уход. В связи с этим можно сделать вывод о недостаточном охвате системой долговременного ухода нуждающихся в обслуживании пожилых людей и инвалидов в регионе.

По мнению студенческой молодежи, граждане, осуществляющие неформальный уход, благодаря СДУ получают следующие возможности: выдача во временное пользование специального оборудования и средств технической реабилитации, программы для обучения и работы с родственниками лиц с ОВЗ, обучение навыкам неформального ухода, оставаться рядом с родными людьми, пенсии и пособия, школа родственного ухода, материальное поощрение, забота. Ответы показывают, что респонденты осведомлены о таких технологиях, как: «Школа ухода», «Помощник по уходу», «Персональный помощник», выдача технических средств реабилитации в центрах социального обслуживания населения.

Таким образом, согласно эмпирическим данным, для студенческой молодежи, имеющей родственников, нуждающихся в уходе, характерен невысокий уровень информированности о возможностях, которые предоставляет СДУ, о технологиях долговременного ухода, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, а также их родственников, знакомых, лиц, осуществляющих формальный и неформальный уход.

Эффективность осуществления мероприятий по системе долговременного ухода

В последние годы сфера социального обслуживания кардинально трансформировалась. Новое законодательство способствует созданию субъектов системы социальных услуг, появлению новых практик ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Глобальные трансформации, институциональные изменения повлекли за собой создание СДУ в российском обществе. Это повлияло на оказание услуг и на качество обслуживания населения. На данном этапе исследования ставилась задача выявить знание студенческой молодежи об изменениях в сфере социального обслуживания населения региона. Чтобы определить заинтересованность студентов проблематикой СДУ, их отношение к процессам, происходящим в сфере социального обслуживания населения, был задан вопрос: «Как Вы считаете, произошли ли изменения в сфере социального обслуживания за последние пять лет в Волгоградском регионе?». 64,4 % студентов от числа осведомленных о СДУ отметили, что за последние пять лет в Волгоградской области произошли заметные изменения. Хотя Волгоградский регион вошел в число первых регионов, где внедрялся пилотный проект по созданию СДУ, 32,4 % респондентов затруднились ответить. Получателям услуг тоже был задан этот вопрос, и они с оптимизмом оценили произошедшие изменения (97,3 % выбрали вариант «да, произошли заметные изменения») (см. табл. 5). Разницу в ответах можно объяснить включением пожилых людей в систему долговременных услуг и незаинтересованностью молодежи проблемами сферы социального обслуживания населения. Однако, чтобы выявить причины заинтересованности/незаинтересованности молодежи проблемами СДУ и определить ее отношение к происходившим в социальной сфере, изменениям требуется дополнительное исследование.

Оценивая эффективность реализации СДУ, эксперты анализируют мероприятия по долговременному уходу, учитывают использование ресурсов, направленных на внедрение Типовой модели СДУ, выполнение целевых показателей, обозначенных в региональной дорожной карте по созданию СДУ. Субъективная оценка эффективности реализации СДУ студентами и получателями услуг предполагает учет таких критерии, как применение технологий долговременного ухода, качество оказания социальных услуг специалистами учреждениий социальной защиты и социального обслуживания населения, развитие социальной инфраструктуры региона. На вопрос: «Насколько эффективно в нашей области осуществляются мероприятия по системе долговременного ухода, развивается сфера социального обслуживания населения?» 4,5 % (от числа осведомленных студентов) выбрали «высокую степень эффективности», 41,7 % — «степень эффективности реализации выше среднего уровня», 33,2 % — «степень эффективности реализации ниже среднего уровня». Получатели услуг дали более высокую оценку осуществлению мероприятий по СДУ в регионе, чем молодежь. Среди получателей услуг, ответивших на этот вопрос, 40,7 % респондентов отметили «высокую степень эффективности», 46 % — «степень эффективности реализации выше среднего уровня».

Таблица 5. Распределение ответов получателей услуг и осведомленной об СДУ студенческой молодежи на вопросы об изменениях в сфере социального обслуживания населения и эффективности осуществления мероприятий по СДУ в Волгоградской области

Варианты ответов Получатели услуг (n = 496) Студенческая молодежь (n = 358)* p

частота % по столбцу частота % по столбцу

«Произошли ли изменения в сфере социального обслуживания за последние 5 лет в Волгоградской области?»

Да, произошли заметные изменения 483 97,3 231 64,4 0,025

Произошли некоторые изменения 10 2,1 11 3,2 0,250

Нет, никаких изменений не произошло 0 0 0 0 -

Затрудняюсь ответить 3 0,6 116 32,4 0,031

Всего 496 100,0 358 100,0

«Как Вы думаете, насколько эффективно в нашей области осуществляются мероприятия по системе долговременного ухода, развивается надомное обслуживание?»

Высокая степень эффективности реализации 202 40,7 16 4,5 0,027

Степень эффективности реализации выше среднего уровня 228 46,0 149 41,7 0,210

Степень эффективности реализации ниже среднего уровня 26 5,3 119 33,2 0,029

Очень низкая степень эффективности реализации 1 0,3 4 1,1 0,190

Затрудняюсь ответить 39 7,7 70 19,5 0,061

Всего 496 100,0 358 100,0

* Вопросы об изменениях в сфере социального обслуживания населения и эффективности осуществления мероприятий по СДУ в Волгоградском регионе были заданы осведомленным об СДУ респондентам — 29,8 % от числа опрошенных студентов.

Теоретики большое внимание уделяют цифровизации в системе долговременного ухода. Например, применению дистанционных консультаций, онлайн-занятий, цифровых технологий в процессе реабилитации потребителей услуг. Согласно результатам исследования, студенты в большинстве своем поддерживают идею о внедрении цифровых технологий в СДУ. 79,4 % осведомленных об СДУ студентов относятся положительно к использованию электронно-медицинских услуг, которые оказывают позитивное влияние на качество обслуживания в СДУ 12.

Как оценивают качество обслуживания получатели услуг? 97,2 % респондентов удовлетворены оказанием услуг в форме надомного обслуживания. 98,3 % отметили, что социальные работники и сиделки вежливы, внимательны и доброжелательны. На вопрос: «Своевременно ли Вам оказываются услуги?» — 96,8 % респондентов ответили «да», 2,8 %—«скорее да, чем нет». 94,8 % получателей услуг считают, что существующая форма обслуживания на дому эффективна и полностью удовлетворяет все потребности нуждающихся в долговременном уходе. По их мнению, такого рода услуги доступны всем. 2,7 % респондентов отметили, что необходимо улучшение качества социальных услуг. 2,4 % считают, что нужны кардинальные изменения в системе долговременного ухода. То есть большинство получателей услуг удовлетворены качеством оказания услуг в долговременном уходе и высоко оценили надомное обслуживание.

Заключение

По итогам исследования мы приходим к выводу, что в Волгоградской области внедряются формальные и неформальные нормы и правила, регулирующие деятельность субъектов СДУ, разрабатываются и применяются инновационные технологии долговременного ухода. По мнению респондентов, СДУ предоставляет социальные, экономические, институциональные возможности и тем, кто получает услуги, и тем, кто их оказывает. Студенческая молодежь и получатели услуг положительно оценивают изменения, которые произошли в последние годы в сфере социального обслуживания населения в Волгоградской области. Причем пожилые люди, получающие социальные услуги долговременного ухода, дали более высокую оценку мероприятиям по созданию СДУ в регионе. Превалирующее большинство респондентов довольны качеством оказания услуг, их устраивают доступность и своевременность обслуживания. У всех без исключения получателей услуг соблюдается установленный договором перечень социальных услуг. По их мнению, оказание услуг на дому — это наиболее приемлемая форма обслуживания для граждан, ограниченных в самообслуживании.

Однако результаты исследования свидетельствуют о том, что среди студентов осведомленность о мероприятиях по созданию системы долговременного ухода в регионе невысокая (29,8 % от числа опрошенных студентов, осведомленных о внедрении СДУ). Это подтверждает неэффективность системы информирования. Поэтому необходимо использовать коммуникационные инструменты продвижения практик долговременного ухода, что будет способствовать выявлению нуждающихся в долгосрочных услугах граждан, распространению информации об СДУ

12 Студентам предлагалось ответить на вопрос: «Как Вы относитесь к использованию электронных медицинских услуг?»

среди населения, успешной реализации мероприятий по созданию и развитию системы долговременного ухода в Волгоградской области.

Как показывают эмпирические данные, большое значение в информировании пожилого человека и инвалида играет его окружение — родственники, знакомые, социальные работники. Поэтому институтам власти, образования, социальной защиты населения следует уделять больше внимания распространению информации о практиках долговременного ухода, о сервисах СДУ в регионе. Низкий процент осведомленных среди студентов говорит о незначительном интересе к данной проблеме, об отсутствии знаний о развитии социальной сферы российского общества, в котором они являются потенциальными получателями социальных услуг. Кроме того, невнимательность молодежи к жизни пожилых людей и инвалидов увеличивает «дистанцию» между поколениями. В этой ситуации информирование о практиках системы долговременного ухода и передача опыта пожилых людей молодежи будет способствовать прогрессивному развитию социальной сферы и интеграции современного российского общества.

Основным ограничением исследования является небольшая выборка респондентов. Хотя идеи, представленные в статье, позволяют выявить проблемы информирования молодежи и получателей услуг о мероприятиях по СДУ, из-за небольшого размера выборки результаты исследования не отражают мнения всех студентов и пожилых людей региона. Будущие исследования должны учитывать не только взгляды студенческой молодежи, но и других групп российского общества. Это дополнит представленный анализ и будет способствовать эффективному внедрению Типовой модели СДУ в регионах России. Кроме того, в статье не затронуты вопросы, связанные с оказанием долговременных услуг в форме надомного обслуживания специалистами некоммерческих организаций. В системе социальных услуг некоммерческие организации гораздо позже, чем центры социального обслуживания населения, заняли свою нишу, и функциональная, инновационно-технологическая, информационная составляющие их деятельности имеют свою специфику. В Волгоградском регионе большинство СО НКО как поставщики социальных услуг со второй половины 2022 г. применяют технологию «Персональный помощник». Этот механизм требует отдельного изучения. Поэтому на данном этапе исследования получатели услуг СО НКО не вошли в выборку и представляют интерес для дальнейшего исследования.

Важными этапами в системе долговременного ухода являются выявление и передача информации через СМИ о государственных и негосударственных поставщиках услуг. Информирование о современных методах ухода, технических средствах реабилитации, возможностях, которые предоставляются пожилым людям и лицам с инвалидностью любого возраста, помогает расширить количество получателей социальных услуг долговременного ухода. Осведомленность о развитии социальной сферы современного общества, о внедрении системы долговременного ухода имеет позитивное значение и побуждает молодежь к волонтерской деятельности, к активному участию в общественной жизни [Певная и др., 2021; Петухов, 2020].

Исследования трансляции положительных практик, касающиеся возможностей получателей социальных услуг в надомном обслуживании и повышения уровня

жизни пожилых людей, представляют интерес для теоретиков и практиков, занимающихся данной проблематикой, способствуют высокому качеству обслуживания получателей услуг и сохранению стабильных отношений в обществе.

Список литературы (References)

Агронина Н., Сапрыкина К. Содержание инновационных технологий в социальной работе с гражданами пожилого возраста // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2020. № 5. С. 9—17.

Agronina N., Saprykina K. (2020) The Content of Innovative Technologies in Social Work with Elderly Citizens. Russian Science and Education Today: Problems and Prospects. No. 5. Р. 9—17. (In Russ.)

Багмет К., Самофатова К. Трансформация профессиональных ресурсов сферы социальной защиты населения Ставропольского края после внедрения системы долговременного ухода // Транспорт. Экономика. Социальная сфера (актуальные проблемы и их решения). Сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 263—256.

Bagmet K., Samofatova K. (2023) Transformation of Professional Resources in the Sphere of Social Protection of the Population of the Stavropol Territory after the Introduction of a System of Long-term Care. In: Transport. Economy. Social Sphere (Actual Problems and their Solutions). Collection of Articles of the X International Scientific and Practical Conference. Penza. P. 263—256. (In Russ.)

Буковская А. Коммуникативные инструменты продвижения в социальном предпринимательстве // Коммуникации в условиях цифровой трансформации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. СПб., 2021. С. 320—325.

Bukovskaya A. (2021) Communicative Tools of Promotion in Social Entrepreneurship. In: Communications in the Conditions of Digital Transformation. Collection of Materials of the International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg. P. 320—325. (In Russ.)

Буторина Д., Голубева Е. Система долговременного ухода: предпосылки внедрения, проблемы и практика обучения специалистов // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Улан-Удэ, 2020. С. 66—69. URL: https://www.esstu.ru/uportal/ document/download.htm?documentId=23581 (дата обращения: 25.06.2023). Butorina D., Golubeva E. (2020) The System of Long-term Care: Prerequisites for Implementation, Problems and Practice of Training Specialists. In: Forms and Methods of Social Work in Various Spheres of Life. Materials of the IX International Scientific and Practical Conference dedicated to the 75th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War. Ulan-Ude. P. 66—69. URL: https://www.esstu.ru/uportal/document/down-load.htm?documentId=23581 (accessed: 25.06.2023). (In Russ.)

Дерен И. И., Самофатова К. А. Исследование социально-экономических показателей сферы социального обслуживания населения Российской Федерации // Вест-

ник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2023. № 1. С. 6—13.

Deren I. I., Samofatova K. A. (2023) Study of Socio-Economic Indicators of the Sphere of Social Services for the Population of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Economics. No. 1. P. 6—13. (In Russ.)

Долговременный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами как элемент сопровождаемого проживания: методические рекомендации для специалистов учреждений социального обслуживания населения. Красноярск : КГКУ «Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения», 2019. С. 14—15. URL: https://cso-sov.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE% D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20 %D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B4%202.pdf (дата обращения: 14.05.2023). Long-term Care for Elderly and Disabled Citizens as an Element of Assisted Living: Methodological Recommendations for Specialists of Social Service Institutions (2019) Krasnoyarsk: Resource and Methodological Center of the Social Protection System of the Populatio». P. 14—15. URL: https://cso-sov.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%B-B%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B-D%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B4%202.pdf (accessed: 14.05.2023). (In Russ.)

Забелина Н. Возможности системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами (на примере Курской области) // Российский экономический бюллетень. 2022. Т. 5. № 1. С. 26—31. URL: https://dgpu-journals.ru/wp-content/ uploads/2022/02/reb-t-5-1-2022.pdf (дата обращения: 16.05.2023). Zabelina N. (2022) Possibilities of the System of Long-term Care for Elderly Citizens and the Disabled (on the Example of the Kursk Region). Russian Economic Bulletin. Vol. 5. No. 1. P. 26—31. URL: https://dgpu-journals.ru/wp-content/uploads/2022/02/ reb-t-5-1-2022.pdf (accessed: 16.05.2023). (In Russ.)

Забелина Н. Долговременный уход за пожилыми людьми в условиях проживания в доме-интернате // Региональный вестник. 2020. № 8. С. 16—17. Zabelina N. (2020) Long-term Care for the Elderly in Conditions of Living in a Boarding House. Regional Bulletin. No. 8. P. 16—17. (In Russ.)

Карпова А. Организация информирования в системе долговременного ухода в США: уровни и типы электронных информационных ресурсов // Жанры и формы коммуникации. Материалы межвузовской научной конференции. М., 2020. С. 119—128.

Karpova A. (2020) Organization of Information in the System of Iong-Term Care in the USA: Levels and Types of Electronic Information Resources. In: Genres and Forms of Communication. Materials of the Interuniversity Scientific Conference. Moscow. P. 119—128. (In Russ.)

Кирилкина К. Система долговременного ухода как фактор улучшения демографической ситуации в России // XII Рязанские социологические чтения. Динамика социокультурной среды: Материалы Национальной научно-практической конференции. Рязань : Изд-во Ипполитова, 2022. С. 337—342. URL: https://khamovniky.

ru/wp-content/uploads/XII-Ryazanskie-sotsiologicheskie-chteniya.pdf (дата обращения: 25.06.2023).

Kirilkina K. (2022) The System of Long-term Care as a Factor of Improving the Demographic Situation in Russia. In: XII Ryazan Sociological Readings. Dynamics of the Socio-cultural Environment: Materials of the National Scientific and Practical Conference. Ryazan: Ippolitov Publishing House. P. 337—342. URL: https://khamovniky. ru/wp-content/uploads/XII-Ryazanskie-sotsiologicheskie-chteniya.pdf (accessed: 25.06.2023). (In Russ.)

Копалкина Е. Г., Гуляева А. И. Региональный опыт организации родственного (семейного) ухода за пожилыми людьми и инвалидами // Векторы благополучия: экономика и социум. 2022. № 3. С. 83—94. https://doi.org/10.18799/26584956/ 2022/3/1216.

Kopalkina E. G., Gulyaeva A. I. (2022) Regional Experience in Organizing Kinship (Family) Care For the Elderly and Disabled. Journal of Wellbeing Technologies. No. 3. P. 83— 94. https://doi.org/10.18799/26584956/2022/3Z1216. (In Russ.)

Носырева Н., Кассихина Л. Система долговременного ухода в Петровск-Забай-кальском комплексном центре социального обслуживания населения «Ветеран» Забайкальского края // Развитие системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Материалы Международной научно-практической конференции. Чита, 21—22 апреля 2021 г. / отв. ред. С. Кохан. Чита : Забайкальский государственный университет, 2021. C. 179—193.

Nosyreva N., Kassikhina L. (2021) The System of Long-term Care in the Petrovsk-Zabai-kalsky Complex Center for Social Services of the Population «Veteran» of the TransBaikal Territory. In: Development of a System of Comprehensive Rehabilitation of Persons with Disabilities. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Chita, April 21—22, 2021. Chita: Trans-Baikal State University. P. 179—193. (In Russ.)

Овчинникова С. В., Алешкевич М. А. Потребности в информационной поддержке родственников, осуществляющих долговременный уход за больными, частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию // Медико-социальная работа: теория, технология, образование. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. А. В. Мартынен-ко. Москва, 2023. С. 145—153.

Ovchinnikova S. V., Aleshkevich M. A. (2023) Needs for Information Support of Relatives Providing Long-Term Care for Patients Who Have Partially or Completely Lost the Ability to Self-Care. In: Medical and Social Work: Theory, Technology, Education. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Moscow. P. 145—153. (In Russ.)

Олескина Е. Система долговременного ухода: старость не должна быть временем, когда человек остается наедине со своими бедами и болезнями или становится обузой для семьи // Социодиггер. 2022. Т. 3. № 5—6. С. 59—65. URL: https://sociodigger.ru/fileadmin/user_upload/2022_05-06_starie_ludi-novie_ trendy/2022_05-06.pdf (дата обращения: 25.06.2023).

Oleskina E. (2022) The System of Long-term Care: Old Age should not be a Time when a Person Remains Alone with His Troubles and Illnesses or Becomes a Burden for the Family. Sociodigger. Vol. 3. No. 5—6. P. 59—65. URL: https://sociodigger.ru/filead-min/user_upload/2022_05-06_starie_ludi-novie_trendy/2022_05-06.pdf (accessed: 25.06.2023). (In Russ.)

Певная М. В., Кульминская А. В., Широкова Е. А., Шуклина Е. А. Волонтерское участие молодежи в период пандемии: портрет героя сложного времени // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3. С. 492—510. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1930. Pevnaya M. V., Kulminskaya A. V., Shirokova E. A., Shuklina E. A. (2021) Volunteering Youth During the Pandemic: A Portrait of a Hero of a Difficult Time. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3. P. 492—510. https://doi.org/10.14515/ monitoring.2021.3.1930. (In Russ.)

Петухов В. В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 119—138. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1621. Petukhov V. V. (2020) Russian Youth and Its Role in Society Transformation. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3. P. 119—138. https://doi. org/10.14515/monitoring.2020.3.1621.

Покачалова Е. Система долговременного ухода за людьми с устойчивыми ограничениями жизнедеятельности как средство творческого саморазвития // V Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань, 2020. С. 327—332. URL: https://kpfu.ru/ portal/docs/F_899437458/Sbornik.Andreevskie.chteniya.2020.pdf (дата обращения: 12.06.2023).

Pokachalova E. (2020) The System of Long-term Care for People with Persistent Disabilities as a Means of Creative Self-development. In: V Andreev Readings: Modern Concepts and Technologies of Creative Self-development of Personality. Collection of Articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Kazan. P. 327—332. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_899437458/ Sbornik.Andreevskie.chteniya.2020.pdf (accessed: 12.06.2023). (In Russ.)

Полосина А. Социологические характеристики процесса обучения работник организаций социального обслуживания на базе образовательных организаций // Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4. № 3. С. 48—53. URL: https://dgpu-journals. ru/wp-content/uploads/2021/07/reb-t-4-3-2021.pdf (дата обращения: 05.12.2023). Polosina A. (2021) Sociological Characteristics of the Learning Process for Employees of Social Service Organizations Based on Educational Organizations. Russian Economic Bulletin. T. 4. No. 3. P. 48—53. URL: https://dgpu-journals.ru/wp-content/up-loads/2021/07/reb-t-4-3-2021.pdf (accessed: 05.12.2023). (In Russ.)

Розанов А., Черепанова Е., Баранникова К., Свищева А., Пересторонина А., Сысоева А., Кашин А. Медицинская помощь в системе долговременного ухода. От отбора нуждающихся к мониторингу состояния здоровья // Российский журнал гериатри-

ческой медицины. 2023. № 2. С. 132—137. https://doi.org/10.37586/2686-8636-2-2023-132-137.

Rozanov A. V., Cherepanova E. S., Barannikova K. A., Svishcheva S. P., Samorodov V. Yu., Perestoronina A. V., Sysoeva A. N., Kashin A. V. (2023) Long-Term Care: Medical Service Delivery. Russian Journal of Geriatric Medicine. No. 2. P. 132—137. https://doi. org/10.37586/2686-8636-2-2023-132-137. (In Russ.)

Севостьянова И. Формы и методы работы с пожилыми гражданами и инвалидами в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» // Управление городом: теория и практика. 2023. № 1. С. 28—33. URL: https://mauimrst.ru/wp-content/uploads/2023/04/23-02424_upravlenie-gorodom-147_pdfa-a.pdf (дата обращения: 08.12.2023).

Sevostyanova I. (2023) Forms and Methods of Work with Elderly Citizens and Disabled People in the Mbi «Complex Center for Social Services of the Population of the City of Belgorod». City Management: Theory and Practice. No. 1. P. 28—33. URL: https:// mauimrst.ru/wp-content/uploads/2023/04/23-02424_upravlenie-gorodom-147_ pdfa-a.pdf (accessed: 08.12.2023). (In Russ.)

Синкевич Ж. В. Система и виды социальных услуг // Сибирский юридический вестник. 2020. № 4. С. 49—53. https://doi.org/10.26516/2071-8136.2020.4.49. Sinkevich Zh.V. (2020) System and Types of Social Services. Siberian Law Herald. No. 4. P. 49—53. https://doi.org/10.26516/2071-8136.2020.4.49. (In Russ.)

Скобелина Н. А. Система долговременного ухода в современной России. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2023.

Skobelina N. A. (2023) Long-Term Care System in Modern Russia. Volgograd: VolSU Publishing House. (In Russ.)

Bisconti T., Pitzer L. (2013) The Role of Social Support in the Health and Well-Being of Older Adult Windows. In: Goldman M., Troisi R., Rexrode K. (ed.) Women and Health. Boston, MA. P. 1503—1514. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-384978-6.00102-3.

Cardoso T., Oliveira M., Barbosa-Povoa A., Nickel S. (2012) Modeling the Demand for Long-Term Care Services under Uncertain Information. Health Care Management Science. No. 15. P. 385—412. https://doi.org/10.1007/s10729-012-9204-0.

Chapman S., Miller J., Spetz J. (2023) Emerging Health Technologies in Long-Term Care and Suppliers Views on Their Potential to Assist and Support the Workforce. Medical Care Research and Review. Vol. 80. No. 6. P. 619—630 https://doi.org/10.1177/ 10775587231190127.

Cohen N., Klenk T., Davidovitz M., Cardaun S. (2023) Varieties of Welfare Markets from a Street-Level Perspective: Comparing Long-Term Care Services in Germany and Israel. Public Administration Review. Vol. 83. No. 2. P. 419—428. https://doi.org/10.1111/ puar.13549.

Hackmann M., Pohl V., Ziebarth N. (2023) Patient versus Provider Incentives in Long-Term Care. IZA Discussion Paper. No. 16165. URL: https://docs.iza.org/dp16165.pdf (accessed: 15.07.2023).

Rostad H., Skinner M., Wentzel-Larsen T. (2023) Modes and Models of Care Delivery in Municipal Long-Term Care Services: A Cross-Sectional Study from Norway. BMC Health Services Research. Vol. 23. Art. 813. https://doi.org/10.1186/s12913-023-09750-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.