помогает ему лучше понять язык современной медиакультуры [7. С. 33-36].
В заключение хотелось бы поддержать мнение Л. Н. Аксеновской о том, что экстремизм по своим результатам и последствиям есть вид аутоагрессии социума, механизм самоуничтожения культуры и жизни в целом. Это своего рода вид культурного и социального суицида. Экстремизм по своему смыслу - это этический вызов современному человечеству, российскому обществу, в частности, предполагающий проверку способности к волевому противостоянию смерти и выбору воли к жизни. Это - проверка нашей способности перейти от борьбы к сотрудничеству, от поисков способов обострить и ухудшить ситуацию к поиску способов к улучшению ситуации. Это - этический вызов нашей способности к ответственному поведению, от которого зависит и физическое, и духовное спасение человечества [1. С. 8-10].
Список литературы
1. Аксеновская, Л. Н. Экстремизм: смысл и результат (ордерный аспект) // Материалы Все-рос. науч.-практ. конф. «Экстремизм и средства массовой информации». СПб., 2006. С. 8-10.
2. Гнатюк, О. Л. Алармизм как негативная асимметрия, или Новая функция российских СМИ? // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Экстремизм и средства массовой информации». СПб., 2006. С. 12-15.
3. Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998. 125 с.
4. Дзялошинский, И. М. Российские СМИ: как создается образ врага : статьи разных лет / И. М. Дзялошинский, М. И. Дзялошинская. М., 2007. 168 с.
5. Душин, А. В. Экстремизм и двойная мораль в СМИ // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Экстремизм и средства массовой информации». СПб., 2006. С. 18-20.
6. Зобов, Р. А. СМИ, экстремизм и социальное здоровье // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Экстремизм и средства массовой информации». СПб., 2006. С. 20-22.
7. Ланцев, И. А. Глобализм и проблемы информационно-психологической безопасности // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Экстремизм и средства массовой информации». СПб., 2006. С. 33-36.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 122-124.
И. В. Вылегжанина
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Рассмотрена практическая деятельность образовательного учреждения по целенаправленному формированию устойчивых навыков безопасной работы учащихся в системе Интернет.
Ключевые слова: медиабезопасность, Интернет, образовательная деятельность, медиапедагогика.
Древнегреческий философ Анахарсис мер, направленных на обеспечение информа-Скифский на вопрос, какие корабли безопас- ционной безопасности детей и подростков в нее, ответил, что вытащенные на сушу [2]. Интернете. Несмотря на то, что в школе созда-Поскольку в Интернете, как и в океане, содер- ются специальные условия, обеспечивающие жится большое количество угроз и опасностей, безопасный доступ детей в Интернет (контент-связанных с причинением информацией вреда ная фильтрация от нежелательной информа-физическому, психическому, духовному, нрав- ции, создание специальных образовательных ственному развитию детей и подростков, то в сетей, содержание информации в которых кон-настоящее время предпринимается комплекс тролируется системными администраторами,
установка защиты от вредоносных и нежелательных программ), это не исключает полностью все риски, связанные с использованием детьми Интернета. Необходимо научить детей навыкам безопасной работы в Интернете, научить «плавать в океане знаков и смыслов», что, безусловно, является частью медиаграмотности современного человека.
В новых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру, мобильным средствам связи и, соответственно, владеть определенными навыками эффективной и безопасной работы с ними в школе и дома [1]. Формирование таких навыков может быть начато на учебных и воспитательных занятиях в начальной школе и продолжено при изучении физики, биологии, информатики, при выполнении учебных исследовательских проектов. К эффективным формам работы с младшими школьниками можно отнести этические беседы, конкурс рисунков, создание мультфильмов. В качестве примера можно привести мультфильм созданный ребятами на занятиях в мультстудии (http:// itpoznanie.ru/news49).
В основной школе на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе при изучении раздела «Основы здорового образа жизни» темы «Различные виды нарушения осанки и их причины» учащиеся должны получить представление о правильной осанке и причинах ее нарушения, о правильной позе человека, сидящего за столом или партой, а так же ответить на вопрос: «К каким последствиям приводит недостаток двигательной активности?» В 7 классе при изучении темы «Режим учебы и отдыха подростка» важно найти ответы на такие вопросы: «Какое значение для здоровья человека имеет режим работы и отдыха?», «Каковы составляющие наиболее рационального режима дня для подростков?», «Каковы причины и признаки переутомления?», «В чем проявляется умственное утомление?», «Как можно предупредить и снизить утомление при работе на компьютере?»
На уроках физики в 8 классе при изучении раздела «Световые явления» тем «Глаз как оптическая система», «Оптические приборы» и в 11 классе при изучении разделов «Световые волны», «Оптика» тем «Виды излучений», «Шкала электромагнитных волн» может быть обозначена проблема защиты глаз от вредных
воздействий мерцания экрана монитора компьютера, от возникновения напряжения при чтении мелкого текста на экране сотового телефона, планшетного компьютера. В 9 классе при изучении раздела механики «Механические колебания и волны. Звук» в теме «Звуковые колебания» целесообразно обсудить вопросы выбора высоты, тембра, громкости звука, а также проблему влияния шума на здоровье человека. В 9 классе при изучении раздела «Электромагнитное поле» тем «Электромагнитное поле», «Электромагнитные волны», «Принципы радиосвязи и телевидения», в 11 классе при изучении раздела «Электродинамика» тем «Электромагнитные колебания», «Электромагнитные волны», «Свойства электромагнитных волн, распространение волн», «Развитие средств связи» информировать об опасности для здоровья человека набора низкочастотных излучений возникающих при использовании мобильной связи, электромагнитного поля монитора компьютера, телевизора.
На занятиях физической культуры важно разучить упражнения для формирования правильной осанки перед компьютером, упражнения для снижения утомляемости глаз.
На уроках информатики и ИКТ при изучении темы «Техника безопасности при работе на персональном компьютере» необходимо подробно рассмотреть гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. При освоении раздела «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» тем «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», «Защита информации» изучаются понятия компьютерного вируса, виды компьютерных вирусов, признаки их проявления, принципы работы антивирусных программ и их виды, технологии и средства защиты информации от несанкционированного доступа, а также формируются практические умения проведения проверки компьютера на наличие вирусов. При освоении раздела «Коммуникационные технологии» тем «Глобальная компьютерная сеть Интернет», «Электронная почта», «Информационные ресурсы», «Общение в Интернете», «Мобильный Интернет», «Звук и видео в Интернете», «Поиск информации в Интернете», «Электронная коммерция в Интернете» важно обсудить с учащимися способы безопасного поведения в Интернет при отправке и получении электронной почты, общении, осуществлении поиска информации, получении инфор-
мации с файловых серверов, использовании средств электронной коммерции.
При освоении раздела «Информационные технологии в обществе» тем «Этика и право при создании и использовании информации», «Информационная безопасность», «Правовая охрана информационных ресурсов» рассматриваются понятие информационного ресурса, основные информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы, обсуждаются правовые и этические аспекты при создании и использовании информации, принципы информационной безопасности. Стоит ли использовать один пароль для разных информационных систем и почему? Школьникам можно предложить ответить на вопросы: «Почему не нужно сообщать в Интернет свои личные данные?», «Что может о тебе рассказать твоя личная страничка в социальных сетях?», «Как тебя характеризуют фотографии, которые ты размещаешь в сети?», «Можно ли копировать и размещать в Интернете музыку, фильмы?».
На уроках обществознания в 10, 11 классах при изучении тем «Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества», «Массовая культура» рассматриваются типы информации, распространяемой средствами массовой информации, их влияние на избирателей, роль телевидения в культурной жизни общества. При изучении тем предлагается обсуждение следующих вопросов: «Транслировать или не транслировать, публиковать или не публиковать информацию, содержащую насилие и жестокость?», «Должны ли в свободном обществе существовать ограничения для средств массовой коммуникации?», «Нужно ли ограничивать СМИ в трансляции и публикации информации?», «Существует ли предел доверия СМИ?», «Каково ваше личное отношение к скандальной информации?» Также на учебных занятиях важно научить ребенка критически оценивать рекламные сообщения, привить привычку задумываться над тем, что в действительности хотят производители рекламы, какие ценности транслируют.
К формированию навыков безопасной работе в интернет необходимо приобщить и родителей. Формы организации и проведения родительского всеобуча на тему детской безопасности в Интернет могут включать: общешкольные и классные родительские собрания на тему «Воз-
можности и опасности ребенка в Интернете»; практические занятия по освоению технических и технологических средств направленных на повышение уровня безопасности детей в Интернет; информирование по данной проблеме на страницах сайтов образовательного учреждения; выпуск и распространение информационных буклетов по проблеме безопасности детей в Интернете; семинары для родителей по обмену опытом обеспечения безопасности ребенка в информационном обществе.
В Кировской области подготовлены методические рекомендации о поведении родительского всеобуча по вопросам безопасности детей и подростков в Интернет, организована работа с педагогами Кировской области по разработке учебных занятий по этой проблеме, введется рубрика в журнале «Образование в Кировской области» по вопросам организации безопасной информационной образовательной среды, проводятся круглые столы со специалистами.
Итак, что мы, взрослые, можем сделать для обеспечения безопасности детей в глобальной паутине знаков и смыслов? Прежде всего, дети и подростки должны осознавать тот физический вред, который компьютер и мобильные устройства связи могут нанести их физическому здоровью. Во-вторых, учителям и родителям необходимо рассказать детям об опасностях, существующих в Интернете, и научить правильно выходить из неприятных ситуаций. В-третьих, необходимо следить за достижением равновесия между временем, проводимым ребенком за компьютером, в Интернете, и вне его. Родителям и учителям рекомендуется обсудить с детьми правила пользования Интернетом дома и в школе. В-четвертых, ограничение доступа к нежелательной информации важно сочетать с демонстрацией качественных образовательных ресурсов. Педагогам и родителям необходимо задуматься о том, какие фильмы смотрят их дети, какие книги читают, какую музыку слушают, какими медийными источниками пользуются.
Список литературы
1. Журин, А. А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. М., 2012. 405 с.
2. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. 624 с.