12. Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003. 432 с.
13. Михальская, А. К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996. 192 с.
14. Стернин, И. А. Социальные факторы и развитие современного русского языка // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 2. Воронеж, 2000. С. 4-16.
15. Хазагеров, Г. Г. Политическая риторика. М., 2002. 313 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 119-122.
Д. Г. Выговская
СМИ: В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ ЭКСТРЕМИЗМ ИЛИ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
Рассматривается проблема пропаганды российскими СМИ насилия, жестокости и экстремизма. Результаты различных исследований (метод экспертов, кластерный анализ) доказывают некомпетентность российских граждан в определении понятия экстремизма, а также их недоверие к работе СМИ, в связи с чем поднимается вопрос о мерах защиты граждан от информационного влияния.
Ключевые слова: информационная безопасность, психолингвистика, метод экспертов, кластерный анализ, средства массовой информации, экстремизм.
В последнее время все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки проблематики информационной и психологической безопасности личности, общества и государства. Сама логика общественного развития выдвигает эти проблемы в число первоочередных. Это обусловлено тем, что без их решения невозможно дальнейшее устойчивое общественное развитие и обеспечение безопасности личности, общества и государства в политической, экономической, социальной, духовной, военной и других областях [3. С. 17].
В этой связи нельзя не коснуться средств массовой информации и их функций. Известны основные социальные функции средств массовой коммуникации (СМК) и СМИ, открытые в ХХ в. Г. Лассуэлллом, Ч. Райтом, Д. Мак-Квейлом, Дж. Гербнером: обозрение окружающего мира (информационная); социальной связи - корреляции с социальными структурами общества или воздействия на общество (и его познания) через обратную связь; обеспечение преемственности, передача культурного наследия (познавательно-культурологическая); развлекательная, рекреативная; мобилизующая, социально-организующая (в период кампаний); интеграции, социального общения, контакта, личностной идентификации - важ-
нейшая в формировании группового сознания; регулирующая, функция социального контроля через использование доминирующих социальных норм и ценностей; социализации личности; стремление получить прибыль; «культивирование» определенного имиджа и ряд других функций [2. С. 12-15].
Однако в современном мире, по мнению ученых, важнейшей задачей СМИ считается манипулирование человеческим сознанием в интересах отдельных лиц или элитарных групп. Но такое манипулирование сознанием значительно понижает уровень социального здоровья. Действительно, принятие человеком навязываемых СМИ норм неизбежно приводит к разочарованию и деградации личности. Ориентация на максимальное удовлетворение материальных потребностей блокирует возможности самореализации и приобщения к полноценной духовной культуре. В конечном счете. возникает недовольство и разочарование даже в тех странах, где материальные потребности удовлетворяются на достаточно высоком уровне. В таких условиях ни о каком социальном здоровье говорить не приходится [6. С. 20-22].
Независимый институт коммуникативисти-ки в течение ряда лет работает над проблемой вовлечения журналистов в деятельность по формированию в обществе установок толе-
рантности, используя для этой цели как исследовательские, так и образовательно-методические подходы. Проведенные исследования позволили сформулировать вывод о том, что в настоящее время российские СМИ активизируют основные факторы интолерантности: усиливают общую или специфическую ситуацию напряженности, при которой повышается агрессивность и нетерпимость социальных групп или отдельных индивидов, формируют эгоцентрический тип культуры межличностных и социальных отношений. Что касается отношения журналистов к проблематике толерантности как таковой, то данные, полученные в результате проведенного в 2004 г. опроса, свидетельствуют о том, что большинство респондентов считают проблемы, возникающие в поле «толерантность / интолерантность», важными и актуальными для освещения в СМИ. Наиболее высокий процент сомневающихся в этом зафиксирован в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах. В настоящее время, по мнению половины участников опроса, российская пресса является трибуной для высказывания различных взглядов. На второе место вышла менее приятная роль - пропаганда экстремизма и насилия. И только 5 % всех опрошенных склонны считать российскую прессу пропагандистом установок толерантного сознания, а в Приволжском и Сибирском федеральных округах таковых и вовсе не оказалось [4. С. 115-117].
В свою очередь А. В. Душин отмечает, что «в настоящее время тема экстремизма освещается с использованием двойных стандартов, раздувая следствия экстремистских настроений и замалчивая причины этих настроений. Наблюдается тенденция соревнования российских СМИ в нагнетании обстановки и сгущении красок в общественном мнении по проблеме экстремистских настроений в определенных кругах общества. Тиражируя однобокие и субъективные мнения некоторых общественных деятелей, политиков, журналистов и вставляя карикатурные заявления их оппонентов, СМИ, сознательно или нет (возможно, некоторые СМИ стараются повысить свой рейтинг, освещая “громкие события”), вносят раскол в общество. Проблема экстремизма в современном обществе коренится не только в неадекватном отношении СМИ к глубинным процессам, протекающим в обществе. К сожалению, понятие экстремизм сейчас зачастую употребляется в ряду и даже приравнивается
к таким понятиям, как фашизм, ксенофобия и национализм. При этом идет процесс не просто отождествления смысловых нагрузок, а выхолащивание смысла этих понятий. Таким образом, конструируются удобные ярлыки для отстаивания заведомо ложных или, по крайней мере, нежизнеспособных идей, используемых против своих оппонентов» [5. С. 18-20].
В ходе нашего исследования общечеловеческой ценности «безопасность», целью которого является вскрытие и описание ее содержания в современной русской культуре, а также установление динамики изменения ее содержания в связи с социальными трансформациями в российском обществе, нам удалось выяснить, что безопасность в настоящее время ассоциируется с такими понятиями, как «страх» и «экстремизм». Для того чтобы понять, какими смыслами наполнены эти понятия, мы применили метод экспертов, в котором испытуемым нужно было написать слова, которые, на их взгляд, имеют отношение к данным понятиям. Полученные данные мы проанализировали с помощью кластерного анализа и семантического гештальта Ю. Н. Караулова. Так как для нас является важным раскрытие содержания общечеловеческой ценности «безопасность» в языковом сознании представителей разных поколений россиян, то мы анализировали три группы испытуемых, а именно: молодых людей, проходящих социализацию при капитализме (поколение 20-летних); российских граждан, прошедших социализацию при социализме и капитализме (поколение 40-летних); и, наконец, старшее поколение россиян, основная социализация которых прошла только при социализме (поколение 60-летних).
Данные, полученные при анализе понятия «экстремизм», доказывают идею о том, что у большинства российских граждан представления об экстремизме достаточно расплывчатые. В сознании всех трех поколений экстремизм ассоциируется с терроризмом и террористами. Террористы для молодежи - это боевики, маньяки, которые насилуют, расчленяют, убивают, издеваются и приносят горе. Молодые люди также связывают экстремизм с политикой, под которой понимается борьба, цель, желание, азарт, риск, опасность, страх и хаос; с религией, которая ассоциируется в данном случае с проповедниками, литературой и интересом, с одной стороны, к исламу и арабам, а с другой - с идеологией, под которой подразумевается идея фашизма и нацизма, что является
проявлением ненависти, злости, жестокости и приносит вред.
Самое старшее из представленных поколений рассматривает экстремизм как синоним терроризма, который ассоциируется с террором, терактами (например, 11 сентября 2001 г. в США), с агрессией, враждой, врагами, а также с военными действиями - такими, как диверсия, убийства, взрывы, разрушения, насилие. Экстремизм для представителей данной группы - это политика, под которой понимается коммунизм, навязчивая пропаганда, националисты (скинхеды), измена, фашизм и революция; это религия (ислам и мусульмане); и наконец, это то, что они называют одним словом плохое, поясняя, что это безнравственность, а именно: отсутствие любви и доброты, беспредел, опасность и страх. Встречались анкеты, где респонденты честно признавались, что не знают, что такое экстремизм.
Нужно отметить, что только поколение 40-летних представило более или менее полную картину определений понятия экстремизм. Ответы данной группы можно объединить в три основных блока: религия, политика и терроризм. Именно эти данные (логические цепочки), полученные при рассмотрении блока, связанного с политикой, заставили нас обратиться к вопросу о СМИ, их функциях и отношении к массмедиа как профессионалов, так и тех, на кого они ориентированы. Итак, представители данной группы исследуемых (поколение 40-летних) связывают экстремизм с провокацией, которая ведется в СМИ, следствием чего может стать ошибочное представление о мире; это, в свою очередь, может стать причиной неграмотности, глупости и тупости, либо причиной беспринципности и безрассудства. Мы предполагаем, что на это можно посмотреть и другой стороны, так как ошибочное представление о мире может быть как причиной неграмотности, глупости и безрассудных поступков, так и следствием недостатка знаний, профессионализма, нравственности и толерантности.
В том случае, если российские средства массовой информации станут пропагандировать экстремистские настроения, насилие и жестокость, то на первое место выйдет проблема вербальной агрессии, поскольку инструментом насилия в этом случае является слово. Вербальная агрессия в современном мире оценивается общественным сознанием как менее опасная и разрушительная, чем физическая. Возможно,
именно поэтому речевые нападки сдерживаются очень слабо. Но это явление - первый шаг на пути к физическому насилию, создающему у человека враждебный подход к действительности. Психологи обращают внимание на тот факт, что агрессивность повышается при описании насилия. Мы считаем, что одна из важных причин упадка культуры в современном обществе - языковая распущенность. «Черное слово», нецензурная брань, жаргон становятся привычными в массовой речи. Опасение вызывает не только количество информации о насилии, но и качественные ее характеристики, то есть характер и способ подачи материала.
Современные СМИ коренным образом изменили общую культуру языка. Реклама и пропаганда в одинаковой степени пользуются наглядно упрощенным языком стереотипов. Понятия и образы подвергаются примитивизации через выхолащивание их прежде богатого содержания, становятся элементами квазикультуры, их общественный, нравственный, эстетический смысл подменяется совершенно чуждым им по сущности меркантильным значением. Длительное массированное информационнопсихологическое воздействие разрушающего характера создает реальную угрозу в результате трансформации исторически сложившейся культуры, основных мировоззренческих и идеологических установок.
Многие страны вынуждены принимать специальные меры для защиты своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. Под информационно-психологической безопасностью понимается состояние защищенности отдельных лиц или групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий в инфосфере. Русский язык и литература были и остаются основным средоточием духовного и исторического опыта поколений России, генофондом мысли нации и одновременно - основой культуры, дающей духовный иммунитет. Они содействуют формированию полноценной личности, способной к активному созиданию и творчеству. Пользователи информационной среды должны иметь необходимые знания о возможных последствиях воздействия информации на психику. Необходимо усвоить правила техники информационно-психологической безопасности. Медиаграмотность дает человеку способность активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета,
помогает ему лучше понять язык современной медиакультуры [7. С. 33-36].
В заключение хотелось бы поддержать мнение Л. Н. Аксеновской о том, что экстремизм по своим результатам и последствиям есть вид аутоагрессии социума, механизм самоуничтожения культуры и жизни в целом. Это своего рода вид культурного и социального суицида. Экстремизм по своему смыслу - это этический вызов современному человечеству, российскому обществу, в частности, предполагающий проверку способности к волевому противостоянию смерти и выбору воли к жизни. Это - проверка нашей способности перейти от борьбы к сотрудничеству, от поисков способов обострить и ухудшить ситуацию к поиску способов к улучшению ситуации. Это - этический вызов нашей способности к ответственному поведению, от которого зависит и физическое, и духовное спасение человечества [1. С. 8-10].
Список литературы
1. Аксеновская, Л. Н. Экстремизм: смысл и результат (ордерный аспект) // Материалы Все-рос. науч.-практ. конф. «Экстремизм и средства массовой информации». СПб., 2006. С. 8-10.
2. Гнатюк, О. Л. Алармизм как негативная асимметрия, или Новая функция российских СМИ? // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Экстремизм и средства массовой информации». СПб., 2006. С. 12-15.
3. Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998. 125 с.
4. Дзялошинский, И. М. Российские СМИ: как создается образ врага : статьи разных лет / И. М. Дзялошинский, М. И. Дзялошинская. М., 2007. 168 с.
5. Душин, А. В. Экстремизм и двойная мораль в СМИ // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Экстремизм и средства массовой информации». СПб., 2006. С. 18-20.
6. Зобов, Р. А. СМИ, экстремизм и социальное здоровье // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Экстремизм и средства массовой информации». СПб., 2006. С. 20-22.
7. Ланцев, И. А. Глобализм и проблемы информационно-психологической безопасности // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Экстремизм и средства массовой информации». СПб., 2006. С. 33-36.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 122-124.
И. В. Вылегжанина
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Рассмотрена практическая деятельность образовательного учреждения по целенаправленному формированию устойчивых навыков безопасной работы учащихся в системе Интернет.
Ключевые слова: медиабезопасность, Интернет, образовательная деятельность, медиапедагогика.
Древнегреческий философ Анахарсис мер, направленных на обеспечение информа-Скифский на вопрос, какие корабли безопас- ционной безопасности детей и подростков в нее, ответил, что вытащенные на сушу [2]. Интернете. Несмотря на то, что в школе созда-Поскольку в Интернете, как и в океане, содер- ются специальные условия, обеспечивающие жится большое количество угроз и опасностей, безопасный доступ детей в Интернет (контент-связанных с причинением информацией вреда ная фильтрация от нежелательной информа-физическому, психическому, духовному, нрав- ции, создание специальных образовательных ственному развитию детей и подростков, то в сетей, содержание информации в которых кон-настоящее время предпринимается комплекс тролируется системными администраторами,