Научная статья на тему 'Система бюджетирования в строительстве'

Система бюджетирования в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1357
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система бюджетирования в строительстве»

зтмлртгт

КОММЕРЧЕСКОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1.А. АДАМОВ, Г.А. АМУЧИЕВА

Кафедра бухгалтерского учета и аудита Государственного университета управления (Москва)

Как известно, планирование является одной из важнейших функций управления, которая представляет собой процесс определения количественных и качественных показателей, связанных с использованием различных ресурсов и получением доходов, намеченных выполнить в будущем.

Путем планирования проводится предварительная оценка эффективности управленческих решений. Кроме того, оно позволяет наметить пути развития организации и оптимально распределить экономический потенциал по различным подразделениям.

Под понятием «бюджетирование» понимается процесс оперативного планирования. Другими словами, бюджет - это план, который содержит стоимостные и натуральные показатели. Как показывает действующая практика, понятия «бюджетирование» «финансовое планирование», «планирование финансово-хозяйственной деятельности» нередко означают одно и то же. По-нашему мнению, использования термина «бюджетирование» было бы для этого достаточно.

Система бюджетирования строительных организаций должна служить важнейшим фактором обеспечения эффективности производственной деятельности. Она также позволит установить жесткий оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Система бюджетирования должна состоят из:

а) систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений строительной организации;

б) системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности строительной организации.

Эти системы также включают в себя:

- процессы формирования бюджетов;

- структуры бюджетов;

- ответственность за формирование и исполнение бюджетов;

- процессы согласования и утверждения и контроля исполнения бюджетов.

Бюджетирование деятельности структурных подразделений и всей строительной организации способствует экономии финансовых ресурсов,

сокращению непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью строительной продукции, а также повышению точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).

Таким образом, достоинствами бюджетирования в строительстве являются:

- возможность прогнозирования точных показателей размеров и структуры затрат, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно, в частности, для налогового планирования;

- предоставление большей самостоятельности структурным подразделениям строительной организации в расходовании сэкономленных средств по различным статьям бюджета, что способствует повышению материальной заинтересованности работников в успешном выполнении бюджетных показателей;

- возможность сокращения непроизводительных расходов рабочего времени работников экономических служб строительной организации в целом;

- создание условий для осуществления режима строгой экономии финансовых ресурсов организации, что особенно актуально в настоящее время для многих крупных строительных организаций.

Как показывает проведенный анализ, для достижения оптимального результата процесса бюджетирования структурных подразделений строительной организации необходимо создать следующую систему бюджетирования, состоящую из следующих составных частей:

- бюджет фонда оплаты труда;

- бюджет материальных затрат;

- бюджет потребления энергии;

- бюджет амортизации;

- бюджет прочих расходов;

- бюджет погашения кредитов;

- налоговый бюджет.

Изложенная совокупность бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов строительной организации.

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицин-

НШРМЛННИ ДНЛЛНТНЧЕСКН1 ЖУММ ДАЙДЖЕСТ •инднсы

15

ттттт

ского страхования) и часть налоговых отчислений (налог на доходы физических лиц, удерживаемый с работника).

Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей организации.

Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику организации, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств строительной организации.

Бюджет прочих расходов позволит выявлять резервы экономии на наименее важных финансовых расходах.

Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный и бюджета других уровней, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется только в целом по строительной организации.

Руководству строительной организации необходимо как можно более активно вовлекать все структурные подразделения в процесс подготовки сводного бюджета. Данный процесс является дополнительным стимулом, усиливающим и организующим коллективную волю всех работников посредством осознания общих ценностей и целей организации. Таким образом, это ведет к укреплению «корпоративного духа» у сотрудников строительной организации.

Необходимо выявить наиболее значимый перечень издержек на краткосрочный период и разработать план по их оптимизации. Эту функцию необходимо возложить на финансово-экономическую службу строительной организации. Такой план действий способствует выявлению приоритетов текущего управления финансами, при этом, в значительной степени способствуя равномерному обеспечению строительной организации оборотными средствами.

В ходе разработки бюджетов структурных подразделений строительной организации необходимо руководствоваться принципом детализации, смысл которого заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является составной частью бюджета более высокого уровня, то есть бюджеты участков являются «вложенными» в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.

В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат.

Предварительное распределение постоянных издержек производства по видам изготавливаемой строительной продукции позволит более объек-

тивно оценить ее рентабельность и увеличить эффективность текущего управления финансами.

Для текущего управления финансами строительной организации чрезвычайно важны данные:

а) о разнице между временем сдачи объекта строительства и временем погашения дебиторской задолженности;

б) удельные веса поставок продукции за предоплату;

в) о поставках, оплачиваемых в течение от одного до трех месяцев после подписания акта сдачи объекта строительства.

Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.

Многовариантность производственной программы вытекает из возможности составления многовариантных прогнозов сбыта. Вариантам производственной программы могут соответствовать разные уровни стандартных издержек в зависимости от объемов и номенклатуры производства и инфляции.

В целях организации системы бюджетирования в строительной организации необходимо выделять четыре центра принятия управленческих решений:

- по доходам, включает управление маркетинга и коммерческое управление;

- по расходам, включает управление производством и управление технического обеспечения и ремонта;

- по прибыли, включает управление финансами и экономикой;

- по инвестициям, включает управление техническим развитием.

Четкое определение состава конкретного центра ответственности позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования в строительстве.

Составляющими сводного бюджета строительной организации являются:

- исходные прогнозные данные;

- производственная программа;

- баланс прибыли и убытков;

- баланс организации;

- отчет о движении денежных средств.

Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. На основе всех этих данных необходимо составить сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год).

Сводный план финансовых поступлений позволит сформировать расходную часть бюджета организации на контрольный период (месяц, квартал, год).

II

НИИЩШП ММ1ТИЕС111 пни ДАЙДЖЕСТ •№№!

: ¡¡ттшйштяшт* нммЕгчЕтшмвлпЕ

Расходы сводного бюджета необходимо планировать на основании следующих исходных данных:

- графика налоговых выплат;

- бюджета фонда оплаты труда;

- графика платежей во внебюджетные фонды;

- бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу;

- бюджета электроэнергии;

- графика погашения кредитов;

- бюджета прочих расходов.

На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию, либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и, соответственно, в целях ликвидации дефицита бюджета, возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета.

Пересмотр расходной части бюджета необходимо осуществлять коллегиально (с участием руководства строительной организации, руководителей структурных подразделений организации), при этом возможны различные подходы к проблеме пересмотра расходов. Целесообразно использовать подход к пересмотру расходов бюджета, который будет основан на выработанной системе приоритетов финансирования текущих расходов строительной организации.

В качестве приоритетных рекомендуются следующие затраты (расходы) бюджета:

- заработная плата работников в расчете на производственную программу организации;

- платежи во внебюджетные фонды;

- затраты на закупку материалов, строительных конструкций и т.д., необходимых для выполнения производственной программы строительной организации;

- оплата потребляемой электроэнергии;

- налоговые платежи в бюджеты разных уровней.

Рассмотрение вопросов, касающихся корректировки бюджета строительной организации, осуществляется по мере необходимости.

При принятии оперативных решений по управлению финансами необходимо использовать в схеме сводного бюджета строительной организации промежуточный вариант модификации учетной информации, позволяющий создать постоянно обновляемую информационную базу для формирования сводного бюджета. Для этого необходимо разработать динамические регистры-машинограммы, предназначенные для отражения движения денежных средств. Такая необходимость вызвана тем, что большинство оперативных решений зависят от своевременного поступления денежных средств на расчетные счета организации. Данные регистры-машинограммы должны служить для оперативного учета и, соответствен-

но, текущего управления финансами компании. Состав показателей и общее количество указанных регистров-машинограмм могут меняться в зависимости от возникновения новых задач оперативного управления финансами. Кроме того, как показывает изучение, в настоящее время целесообразно помимо обобщающих регистров-машинограмм движения денежных средств вести ре-гистры-машинограммы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а также банковскими кредитами.

Составление сводного бюджета строительной организации, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов организации позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения устойчивого развития строительной организации. В качестве источника данных для реализации указанных мероприятий необходимо использовать информационные носители - регистры-машинограммы по движению денежных средств. В динамический регистр целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств организации:

- поступления средств на счет организации в текущем году за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом году;

- поступление оплаты за реализованную строительную продукцию в текущем году;

- расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности строительной организации;

- выплата процентов по кредитам;

- выплата дивидендов;

- инвестиционные расходы;

- величина свободных средств строительной организации.

Таким образом, оперативное управление финансами строительной организации необходимо создавать на сочетании сводного бюджета с набором динамических регистров-машинограмм, используемых для каждой задачи оперативного управления финансами.

Сводные годовой, квартальные и месячные бюджеты строительной организации должны составляться экономической службой. В рамках формирования сводных бюджетов составляются бюджеты по отдельным статьям затрат.

В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов необходимо использовать двухуровневую систему этого контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нижний уровень - контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений организации, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.

нжммацнн ашниескМ штм дайджестшпмсы

17

штшптз ^-п

КОММЕРЧЕСКИ КНДЖЕШЩАШ

Верхний уровень - контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно финансово-экономической службой и бухгалтерией строительной организации.

Основными элементами системы контроля являются:

- объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

- предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и строительных материалов и т.д.);

- субъекты контроля - структурные подразделения строительной организации, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов;

- технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.

Контроль за соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной практической задачей, от решения которой в значительной степени зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности строительной организации. Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:

1) оперативное проведение анализа фактических отклонений от плановых показателей сводного бюджета (в том числе, анализ по отклонениям функциональных бюджетов);

2) разработку мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

3) оформление и представление руководству организации аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов, для оперативной коррекции этих бюджетов и, соответственно, бюджетов структурных подразделений.

Для успешного применения такого инструмента повышения эффективности строительной организации, как бюджетирование, необходимо на базе компьютерной сети создать и внедрить систему бюджетного планирования деятельности организации, что позволит максимально оперативно получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты, в целях повышения эффек-

тивности оперативного управления финансовыми ресурсами строительной организации.

Хотя система бюджетирования ориентирована на решение краткосрочных и текущих задач, решаемых строительной организацией, разработка стратегии ее развития позволяет не только определить ориентиры этого развития, но и добиться понимания общности задач сотрудниками различных подразделений. Кроме того, она способствует устранению ограничения во взаимодействии между ними, особенно по вопросам решения ключевых проблем, связанных с информационным обменом между различными структурными подразделениями строительной организации.

Создание надежной и гибкой системы бюджетирования, направленной на решение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики, позволит существенно улучшить степень финансовой стабильности строительной организации. Функционирование такой системы требует тесного взаимодействия маркетинговых, сбытовых, производственных и других подразделений.

Созданная в строительной организации система бюджетирования должна быть в первую очередь нацелена на:

- повышение управляемости и гибкости организации к изменениям на рынке сбыта, а также на финансовых рынках;

- обеспечение оперативного получения информации о необходимости корректировки стратегии и тактики управления строительной организацией;

- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности организаций строительной отрасли.

Таким образом, с переходом на качественно новый уровень текущего планирования конкретная строительная организация в значительной степени может расширить внутренние возможности для модернизации производства, стать более привлекательной для сторонних инвесторов. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает организацию в информационном плане «прозрачной» для банковских учреждений и инвестиционных компаний, что способно расширить ее возможности в получении долгосрочных кредитов на приемлемых условиях. Все это заметно повышает шансы строительной организации на выигрыши в различных конкурсах на строительные подряды, проводимых в соответствии с действующим законодательством.

II

1191РМАЦ1111 МШТИЕС1111УРШ ДАЙДЖЕСТ «НАКЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.