- © Н.К. Седых, И.Н. Чайковская, 2014
УДК 658.3.07
Н.К. Седых, И.Н. Чайковская
ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Финансовую политику угольного предприятия можно охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели, который состоит из последовательных этапов и включает в себя различные инструменты и механизмы. Осуществлением выбора направлений финансовой политики может служить принятие решения об устранении «узких мест» на предприятии или принятии решения о реструктуризации имущественного комплекса изменении механизма начисления амортизации, изменении учетной политики, решение вопросов связанные с дебиторской и кредиторской задолженностью и др. Одним из направлений повышения эффективности проводимой финансовой политики в настоящее время является применение системы бюджетного планирования. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает предприятие информационно-«прозрачным» для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности предприятия в предоставлении долгосрочных кредитов. Ключевые слова: финансовая политика, управление финансами, бюджетное планирование, бюджетирование, бизнесплан, финансовые рычаги.
Политика управления угольным предприятием может реали-зовываться на основе финансовых инструментов и механизмов влияния на производственную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через финансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой. Она на предприятии призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии такой политики действия руководства и персонала становятся неосознанными, хаотичными, недальновидными. В результате предприятие впадает в большую зависимость от случайных обстоятельств. Финансовую политику предприятия определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство. Целью разработки финансовой поли-
тики угольного предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Эти цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта.
Политика управления финансовой деятельностью предприятия представляет собой систему принятых политических и финансовых решений по трансформации существующего состояния бизнеса, которые могут быть невидны и скрыты от поверхностного понимания. Поэтому финансовую политику угольного предприятия можно охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели, который состоит из последовательных этапов, и включают в себя различные инструменты и механизмы.
Общие основы проведения финансовой политики фиксируются и всецело предопределяются выдвигаемыми целями и поставленными задачами для достижения этих целей. Основными принципами организации финан-
Принятие решений в системе управления финансами
совой политики являются: принцип самоокупаемости и самофинансирования; принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности; принцип материальной ответственности; принцип формирования финансовых резервов. Соблюдение этих принципов дает возможность угольному предприятию правильно оценить направление финансовой политики определить формы и методы мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, разработать критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.
В настоящее время залогом выживаемости и основной стабильности положения предприятия в долгосрочной перспективе служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором угольное предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.
В современных условиях угольному предприятию требуется современная система управления финансами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии - бизнес-плана (см. рисунок).
Разработку финансового плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты.
Затем разрабатывается прогноз движения (потока) наличных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей.
Прогноз движения наличных средств учитывает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит), начальное и конечное сальдо банковского счета.
Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета), который и является хорошей проверкой прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д. Следует учесть в данных расчетах обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия. На этой основе в целях обеспечения платежеспособного состояния предприятия просчитывается его финансовое положение, финансовая стабильность, устойчивость. Результаты анализа относительных показателей и коэффициентов могут вызвать необходимость разработки нового варианта финансового плана, который должен начинаться с выбора заданных значений. Основные показатели, которые являясь индикаторами экономической диагностики финансового состояния предприятия, не указывают руководству направлений совершенствования организации управления им.
Сложность сегодняшней ситуации состоит в том, что на многих предприятиях работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа, а специалисты, ими владеющие, включая и руководство, как правило, не умеют читать документы аналитического и синтетического бухгалтерского учета. В связи с этим угольному предприятию следует выделить службу, занимающуюся анализом финансово-экономического состояния, основными задачами которой будут:
• разработка входных (за исключением тех, которые в настоящее время уже используются в бухгалтерском учете) и выходных форм документов с показателями. Бухгалтерской службе следует заполнять эти формы с той периодичностью, которая наиболее целесообразна для поддержки работы финансовой службы предприятия;
• периодическое (ежеквартально, ежемесячно, ежегодно) составление пояснительных записок к выходным формам с расчетными показателями с подробным анализом отклонений (от плановых, среднеотраслевых показателей, показателей предыдущего года, предприятий - конкурентов и т.д.) с выдачей рекомендаций по устранению недостатков.
Осуществление выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово-экономического анализа может служить принятие решения об устранении «узких мест» на предприятии или принятии решения о реструктуризации имущественного комплекса изменении механизма начисления амортизации, изменении учетной политики, решение вопросов связанные с дебиторской и кредиторской задолженностью и др.
Одним из направлений повышения эффективности проводимой финансовой политики в настоящее время является применение системы финансового планирования.
Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на угольных предприятиях рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль над поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.
Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:
• систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;
• системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.
Эти системы включают:
• процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов;
• процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.
Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью добычи угля, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).
Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:
а) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);
б) в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
в) минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;
г) бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.
В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия целесообразно создать следующую сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из следующих функциональных бюджетов:
• бюджет фонда оплаты труда;
• бюджет материальных затрат;
• бюджет потребления энергии;
• бюджет амортизации;
• бюджет прочих расходов;
• бюджет погашения кредитов;
• налоговый бюджет.
Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия.
При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты участков являются «вложенными» в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.
Ежемесячно для каждого структурного подразделения целесообразно разрабатывать сводный бюджет структурного подразделения. В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат.
В целях разработки прогнозного годового сводного бюджета используются в качестве исходных данных:
• прогноз денежной выручки от реализации продукции;
• обобщенные данные по постоянным издержкам производства с распределениями их по участкам. Предварительное распределение постоянных издержек производства участкам позволит более объективно оценить их рентабельность. Предварительное распределение постоянных издержек позволит увеличить эффективность текущего управления финансами;
• данные по переменным издержкам по каждому участку;
• прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата;
• данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.
Для текущего управления финансами важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельные веса поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного - трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.
В целях организации системы бюджетирования на предприятии выделяют четыре центра ответственности (центра принятия управленческих решений - ЦО):
• Центр ответственности по доходам включает управление маркетинга и коммерческое управление;
• Центр ответственности по расходам включает управление производством и управление технического обеспечения и ремонта;
• Центр ответственности по прибыли включает управление финансами и экономикой;
• Центр ответственности по инвестициям включает управление техническим развитием и управление по работе с персоналом.
Четкое определение состава центров ответственности позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования на предприятии.
Создание надежной и гибкой системы управления финансами, направленной на решение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики, позволит существенно ускорить реорганизацию деятельности предприятия. Функционирование такой системы требует тесного взаимодействия маркетинговых, сбытовых, производственных и других служб предприятия. Новая система финансового планирования должна быть нацелена на:
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ_
• повышение управляемости и адаптированности предприятия к изменениям на рынке угля и финансовых рынках;
• обеспечение оперативного получения информации о необходимости корректировки стратегии и тактики управления угольным предприятием.
С переходом на качественно иной уровень текущего планирования предприятие расширит внутренние возможности накоплений для модернизации производства, станет более привлекательным для сторонних инвесторов. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает предприятие информационно-«прозрачным» для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности предприятия в предоставлении долгосрочных кредитов.
Седых Наталья Корнельевна - кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected],
Филиал ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» г. Прокопьевска,
Чайковская Ирина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент,
Филиал ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет» г. Прокопьевска.
UDC 658.3.07
THE WAYS TO IMPROVE FISCAL POLICY OF THE COAL MINING ENTERPRISES
Sedykh N.K., Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, e-mail: [email protected], FGBOU VPO «Moscow State Open University», the branch in Prokopyevsk, Chaikovskaya I.N., Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, FGBOU VPO «Kuzbass State Technical University», the branch in Prokopyevsk.
Fiscal management policy at the coal mining enterprise serves to consider its multi-functional nature and represents the system of decisions taken to transform the present state of business. That's why the fiscal policy of the enterprise can be described as the definite algorithm of actions taken to meet the main objective consisting of successive steps including various instruments and mechanisms. Choosing the method of fiscal policy is served to take a decision on eliminating of the so called "weak points" at the enterprise or making a decision on restructuring of the property complex, changing of mechanism to calculate amortization, changing of the accounting policy, solving problems re receivables and payables, etc. One of the ways to improve effectiveness of the fiscal policy used now is the usage of budget planning system. The implementation of the system of the transparent finance planning makes the enterprise transparent from the point of view of its information required by commercial banks and investment companies that makes it possible to increase the capabilities of the enterprise to provide long-term loans.
Key words: fiscal policy, finance management, budget planning, budgeting, business plan, financial instruments.