Научная статья на тему 'Взаимодействие бухгалтерского учета и бюджетирования в системе финансового управления холдингом'

Взаимодействие бухгалтерского учета и бюджетирования в системе финансового управления холдингом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие бухгалтерского учета и бюджетирования в системе финансового управления холдингом»

© Э.А. Попова, М.А. Вирула, 2008

УДК 65.011.12

Э.А. Попова, М.А. Вирула

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГОМ

Семинар № 7

Система успешного финансового управления угледобывающими предприятиями, входящими в структуру производственного холдинга, основывается на технологии бюджетного управления.

Бюджетная система управления включает систему планирования деятельности предприятий, систему контроля и оценки результатов их деятельности, систему мотивации руководителей и персонала, а также систему центров финансовой ответственности. Эффективное финансо-вое управление обеспечивается выполнением бюджета, то есть планового баланса доходов и расходов, каждого предприятия в рамках холдинга, и сводного бюджета, отражающего стратегически согласованный сводный план производственно-хозяйственной деятельности всей холдинговой компании.

Места возникновения доходов и расходов на отдельном предприятии выделяются в бюджетной системе управления как центры финансовой ответственности (ЦФО), и закрепляются в ответственность за руководителями соответствующих структурных подразделений. При этом бюджет предприятия складывается в результате объединения относительно самостоятельных бюджетов ЦФО. Такая

финансовая структура не только не противоречит организационной структуре предприятия, но и укрепляет ее, поскольку создается для выполнения тех же задач - выполнения плана производственно-хозяйственной деятельности и его финансовой надстройки -бюджета предприятия.

Центр финансовой ответственности холдинга (предприятия) - это структурное подразделение, обладающее одновременно следующими характеристиками:

-имеет определенное направление деятельности (выполняет конкретный бизнес-процесс);

-наделено полномочиями принятия решений, оказывающих непосредственное воздействие на эффективность данного направления деятельности;

-для него определена ответственность за эффективность реализации направлений деятельности (бизнес-процессов), оцениваемая установленными бюджетом показателями;

-мотивация персонала напрямую зависит от результатов деятельности.

Внутри каждого ЦФО выделяются бизнес-процессы - виды деятельности, результатом которых является производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. ЦФО могут иметь многоуровневую иерархию, в зависи-

мости от того, в рамках холдинговой компании, или отдельного предприятия они функционируют, и имеют ли юридическую самостоятельность и право принятия решений относительно других ЦФО. Например, ЦФО - энергетическая служба наделяется правами бюджетирования энергозатрат всего предприятия, ЦФО - служба снабжения - правами бюджетирования материальных затрат основного и вспомогательных производств; ЦФО - угледобывающее предприятие - правами сводного бюджетирования деятельности всего предприятия, Управляющая компания холдинга - правами сводного бюджетирования деятельности всех ЦФО холдинга.

Эффективный контроль в бюджетной системе управления можно наладить с помощью управленческого учета, оперативно отражающего изменения финансовых и бюджетных параметров. Интегрирование управленческого учета с бухгалтерским представляет собой весьма сложный и достаточно длительный процесс. Налоговое законодательство ставит перед бухгалтерским учетом задачу формирования налогооблагаемой базы предприятия и расчет налоговых платежей за период (месяц, квартал, год). Поэтому в рамках бухгалтерского учета оперативность приносится в жертву точности. Кроме того, бухгалтерский учет не обеспечивает планирование доходов и расходов, а отражает фактически свершившиеся факты хозяйственной деятельности, ограниченные правилами строгой документальности: отсутствие правильно оформленного документа, подтверждающего факт свершения операции должно трактоваться как не совершение этого факта. Бюджетное управление, напротив, не претендуя на абсолютную точность

учета, ставит задачу планирования доходов и расходов предприятия с последующим оперативным контролем его исполнения. Для успешного внедрения в холдинговой компании системы бюджетного управления целесообразно создание на предприятиях и в управляющей компании холдинга специальных подразделений (бюд-жетных отделов) в составе соответствующих планово-экономичес-ких служб. Основными задачами бюджетных отделов являются формирование бюджетов ЦФО и холдинга в целом, контроль исполнения бюджетных параметров ЦФО на плановый период (бюджетный контроль), прямая оперативная обработка первичных документов, подтверждающих исполнение бюджета, предоставление бюджетов и аналитических результатов высшему звену управления предприятием и холдингом, корректировка бюджетов ЦФО в случае возникновения такой необходимости.

Одной из наиболее сложных методических задач в системе бюджетного управления обычно оказывается приведение к взаимному соответствию ряда показателей, формирующихся по данным управленческого и бухгалтерского учета.

Для формирования бюджета в рамках каждого ЦФО и холдинга в целом, утверждается перечень показателей, обязательных для планирования и исполнения, в соответствии с утвержденными: планом производственно - хозяйственной деятельности, Методикой бюжетирования, и Учетной политикой - основного нормативно-методического документа, регламентирующего бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.

Бюджет составляется из двух частей: плана поступления средств и

план расхода средств. После формирования доходной и расходной частей определяется дефицитность (профицитность) бюджета. Дефицитность бюджета свидетельствует о необходимости привлечения заемных средств для решения поставленных в плане производственно-

хозяйственной деятельности задач и может быть исключена не только привлечением средств со стороны, но и пересмотром плана производственно-хозяйственной деятельности или целевых программ развития предприятия (ЦФО) в сторону уменьшения с целью сокращения плановых расходов.

План поступления средств при формировании бюджета включает следующие разделы:

- Доходы, учитываемые в целях налогообложения: план доходов, связанных с производством и реализацией, в том числе, выручка от реализации товаров, работ и услуг собственного производства, выручка от реализации товаров приобретенных, выручка от реализации имущества, выручка от обслуживающих производств и хозяйств, внереализационные доходы.

- Доходы, не учитываемые в целях налогообложения: прочие доходы, не учитываемые в целях налогообложения планируются только в случае возникновения необходимости. Планируется также НДС к поступлению.

Планирование и учет расходов предприятий холдинга обычно ведутся по элементам затрат в соответствии со ст. 253, п. 2 НК РФ: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.

В состав плана расходования средств входят разделы:

Расходы, учитываемые в целях налогообложения: план расходов, связанных с производством и реализацией включает:

- планирование материальных расходов (материалы, запчасти и другие расходные материалы на ремонт оборудования, топливо, электроэнергия, вода, услуги промышленного характера, расходы на содержание и эксплуатацию фондов природоохранного назначения, услуги по рекультивации);

- планирование расходов на оплату труда требует расчета предполагаемого фонда оплаты труда, суммы взносов работодателей по договорам обязательного и добровольного страхования;

- планирование прочих расходов (расходы на ремонт основных средств (ОС), расходы на освоение природных ресурсов, расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, расходы на обязательное и добровольное страхование имущества);

- планирование прочих расходов,

связанных с производством и реализацией: суммы налогов и сборов, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расходы на сертификацию продукции, расходы на оплату услуг по охране имущества, услуги пожарной охраны, расходы на ТБ и создание безопасных условий труда, расходы на лечение проф. заболеваний, аренда помещений и оборудования, лизинговые платежи, расходы на командировки, расходы на оплату юридических, нотариальных, информационных, консультационных и иных аналогичных услуг, расходы на оплату аудиторских услуг, расходы на оплату услуг по управлению организацией или ее структурными подразделениями, пред-

ставительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров, расходы на канцтовары, расходы на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, услуги связи. ВЦ и за интернет, расходы на программное обеспечение, обязательные взносы, вклады, платежи некоммерческим организациям, отчисления на осуществление надзорной деятельности (РГТИ, Госгор-технадзор), прочие нерасшифрованные расходы.

Поскольку бюджет холдинга составляется из бюджетов всех ЦФО, обязательным является планирование расходов обслуживающих производств и хозяйств. Планирование и учет доходов и расходов по объектам обслуживающих производств и хозяйств ведутся раздельно по объектам в случае, если они выделены в центры финансовой ответственности. Расходы на работы, осуществляемые своими силами, планируются (относятся) на соответствующие элементы расходов, а расходы на работы, услуги, осуществляемые сторонними организациями,

планируются (относятся) на статьи расходов, предусмотренные для этих

_ " ТТТГ П/Ь

Планирование внереализационных расходов также ведется исходя их требований налогового законодательства. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения включают прочие расходы (платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, погашение кредитов, займов основного долга, убытки по объектам обслуживающих производств и хозяйств, суммы налогов, предъявленных покупателю (приобре-

тателю) товаров, работ, услуг, имущественных прав (Налог с продаж и НДС к уплате), представительские расходы сверх норм, иные расходы (не соответствующие п.1 ст. 252 НК РФ).

Отдельной строкой в бюджете планируется налог на прибыль и план использования прибыли по составляющим.

Обязательно ежемесячно при составлении бюджетов предприятий в рамках холдинга планируется и анализируется движение дебиторской и кредиторской задолженности с выделением дебиторской и кредиторской задолженности предприятий холдинга друг перед другом. Это необходимо для выделения и исключения внутреннего планового оборота из общего планового оборота холдинга при формировании сводного бюджета компа-

Таким образом, для того, чтобы бюджет холдинга максимально отвечал реальным возможностям предприятий, входящих в его состав, планирование доходов и расходов ведется на основании бухгалтерского, налогового и управленческого учетов с акцентом на налоговый и управленческий.

Поскольку с введением Налогового Кодекса, налоговый учет на предприятиях стал обязательным, его приоритетность для формирования планов движения ресурсов, в том числе денежных потоков, становится очевидной и предприятия, приспосабливаясь к новым требованиям, стараются максимально сблизить бухгалтерский, налоговый и управленческий учет в рамках бюджетной системы управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аманжолова Б. А. Бюджетирование как система оперативного планирования деятельности организаций [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Новосибирск, 2001. -169 с.

2. Бобрикова Е.В. Бюджетирование деятельности угледобывающей холдинговой компании [Текст] // Новые технологии и комплекс. решения: наука, образование, пр-во : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 19 окт. 2001 г. / Кемер. гос. ун-т. - Анжеро-Судженск, 2001. - Ч. 1. - С. 6-8.

3. Вирула М.А. Экономический механизм реакции бизнес-структур угольной компании на изменения рыночного спроса [Текст]

/ Великанов А.М. //Неделя Горняка 2005, - М., МГГИ, - 6с.

4. Гумерова, З.Ж. Организация управленческого учета на промышленном предприятии [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Уфа, 2001. - 26 с.

5. Марголина Н.А. Финансовое планирование в промышленности [Текст] / Н. А. Марголина, Р. Н. Гордиенко. - Л. : ЛФЭИ, 1990. - 228 с.

6. Сандлер Д.Г. Система управленческого контроля по центрам ответственности: информационное обеспечение, механизм функционирования и процесс внедрения [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. -Екатеринбург, 2000. - 24 с. ЕЕШ

— Коротко об авторах -

Попова Э.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» МИБД, г. Москва,

Вирула М.А. - доктор экономических наук, зам. Генерального директора ООО «Геоинформация» по экономике, г. Кемерово.

Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 7 симпозиума «Неделя горняка-2008». Рецензент д-р экон. наук, проф. М.Х. Пешкова.

- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТРЕХОВ Евгений Сергеевич Эколого-экономическая оценка использования городского подземного пространства для размещения многоцелевых объектов 08.00.05 к.э.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.