Научная статья на тему 'СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС'

СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ / ИНИЦИАТИВА / ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ / КАРТОЧКИ / СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ / МОТИВАЦИОННЫЕ СТИМУЛЫ / ЖЕТОНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новосёлова Наталья Владимировна

«Счастье - это когда тебя понимают!» Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно, всегда находится в процессе общения с окружающими людьми. Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) испытывают трудности в общении с окружающими людьми, они не могут выражать словами свои желания, свои нужды, просить о помощи, адекватно реагировать на слова собеседника и часто общение заменяется проблемным поведением. Системы альтернативной коммуникации является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Выбор подходящей системы может существенно облегчить обучение ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новосёлова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС»

УДК 37

DOI 10.21661/r-554967

Новосёлова Н.В.

Система альтернативной коммуникации PECS в обучении детей с РАС

Аннотация

«Счастье - это когда тебя понимают!» Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно, всегда находится в процессе общения с окружающими людьми. Дети с расстройством аутисти-ческого спектра (РАС) испытывают трудности в общении с окружающими людьми, они не могут выражать словами свои желания, свои нужды, просить о помощи, адекватно реагировать на слова собеседника и часто общение заменяется проблемным поведением. Системы альтернативной коммуникации является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Выбор подходящей системы может существенно облегчить обучение ребенка.

I

Ключевые слова: этапы, инициатива, визуальное расписание, карточки, система альтернативной коммуникации, мо-тивационные стимулы, жетоны.

Система альтернативной коммуникации PECS - одна из наиболее популярных для обучения детей с РАС, данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году и базирующуюся на принципах прикладного анализа поведения или АВА - терапии.

PECS - система, которая позволяет ребёнку с РАС общаться при помощи карточек, и заключается в том, чтобы подвести детей к коммуникации, которая исходила бы от них самих.

Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.

Конечная цель занятий - ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

Основные преимущества использования системы PECS:

1. PECS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

2. С помощью PECS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации или усиления взгляда.

3. С помощью PECS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Использование PECS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена.

Еще до того, как обучать ребенка первичным навы-

кам коммуникации с помощью карточек РЕСS, следует основательно подготовиться к обучающему процессу. Ввиду того, что на первоначальном этапе производится обучение навыков, с помощью которых ребенок выражает свои просьбы, желательно определить круг интересов ребенка, и те предметы и действия, которые он обычно просит.

Это можно сделать с помощью наблюдения за ребенком и записать данные в таблицу. Можно пронаблюдать, чем любит заниматься ребенок в свободное время; что он любит есть - как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое; что любит пить, с кем любит проводить время; куда любит

Оценка мотивационных факторов - 5 -10 факторов в каждой категории

Любимые 6л юда/еда/сладости

Любимые напитки

Любимые занятия (смотреть телевизор, сидеть в определенном месте, и т.д.}

Любимые игры (совместные; в одиночестве)

Места, в которых любит бывать

Люди, с которыми любит проводить время

Чем занимается в свободное время

Рис. 1

ходить, а также чего особенно не любит. После того, как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:

1. Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий. Желательно, не в полную величину, а размером 5Х5.

2. Липучки

3. Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут расположены в папке, как листы в книге.

4. Для будущего использования - картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определенном порядке - для построения предложений.

Рис. 2

Существует 6 этапов протокола PECS.

Этап I. «Как» осуществить общение;

Этап II. Расстояние и настойчивость;

Этап III. Различение карточек;

Этап IV. Структура предложения;

Этап V. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»

(просьба как ответ на вопрос);

Этап VI. Комментирование.

О каждом этапе подробно можно прочитать в книге Энди Бонди и Лори Фрост «Система альтернативной коммуникации с помощью PECS».

Сегодня я расскажу о 4-х этапах.

Этап I. «Как» осуществить общение

Основная цель первого этапа обучения РЕСS - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет. То есть, когда ребенок видит мотиваци-онный стимул, он берет картинку, протягивает ее педагогу, и оставляет картинку в руке педагога.

На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых - «коммуникативный партнер» сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый -«фея» - сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять картинку и протянуть ее «коммуникативному партнеру».

Для того чтобы не подавить инициативу ребенка, ни один из взрослых не обращается к ребенку с вопросами: «Что ты хочешь?» или с инструкциями; «Если хочешь конфетку, то дай картинку!». Важно, чтобы оба взрослых молчали. Когда ребенок кладет карточку в руку «коммуникативного партнера» - только тогда «коммуникативный партнер» произносит наименование данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием «коммуникативный партнер» озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок

научится имитировать слова - он сможет сопровождать просьбу словами.

На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов, и не разнообразие просьб. Поэтому, используется только один предмет, и только одна карточка.

Что делать, если ребенок не проявляет инициативу? Просто перейти к следующему предмету по списку. Например, ребенок больше не хочет конфету, можно начать работать над складыванием матрёшки (если изначально это действие является мотивационным для ребенка!). То есть, на первом этапе желательно «отработать» весь репертуар интересов ребенка. НО! Каждый раз только по одному предмету и только с одной соответствующей карточкой! Очень важно проводить обучение интенсивно, и тренировать до тех пор, пока ребенок не сделает это действие (подаст карточку) - в 80% случаев.

В процессе обучения необходимо, что бы «коммуникативный партнер» и «фея» менялись местами и ролями для того, чтобы научить ребенка обращаться с просьбами к разным людям.

Этап II. Расстояние и настойчивость

Основная цель второго этапа - это закрепить и обобщить навык, полученный на первом этапе - подача карточки коммуникативному партнеру для того, чтобы получить желаемый предмет.

Ко второму этапу можно перейти, если ребенок научился подавать от 10 до 24 карточек, и делает это самостоятельно и без физической подсказки «феи».

На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребенком всего одна карточка, и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки.

Но, если на первом этапе от ребенка требовалось всего лишь подать карточку, то на втором этапе от ребенка требуется более сложная реакция. Например, взять карточку, встать из-за стола, и подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или, ребенок находится в пространстве, а не за столом. Он увидел, что взрослый держит в руках желаемый предмет - ребенок идет к столу, берет карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Задачи «феи» здесь - физически направлять ребенка к карточке, или партнеру, если ребенок теряет сосредоточенность, и не может сделать это самостоятельно.

Второй этап обучения PECS не прекращается никогда. То есть, для любой нововведенной карточки нужно отработать все варианты, и удостоверится в том, что ребенок может принести эту карточку в любой ситуации. На данном этапе следует постоянно работать над усложнением реакции, и научить ребенка переходить из комнаты в комнату для того, чтобы найти «партнера» или карточку, обращаться с просьбой к различным партнерам, включая сверстников, и сопровождать просьбу взглядом.

Этап III. Различение карточек

После того, как ребенок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих, и что с по-

мощью карточек он может получить то, что он хочет -пришло время научить ребенка различать те символы, которые он использует для коммуникации.

Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге, ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске.

Таблица 1

Рис. 3

Первый шаг третьего этапа начинается с выбора между двух карточек - карточки желаемого предмета, и карточки предмета, который ребенок не хочет получить. Если ребенок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если он выбирает вторую карточку, то он получает предмет, который не хочет получать.

Как и при обучении на предыдущих этапах, важно не использовать словесных подсказок, и не подсказывать ребенку, какую карточку он должен выбрать -«Нет, это неправильно, дай конфету!». На данном этапе обучение происходит с помощью натуральных последствий - выбрал правильно - получил то, что хотел. Выбрал неправильно - получит то, чего не хотел.

Во время обучения, важно постоянно менять карточки местами для того, чтобы ребенок был более внимательным, и не привык подавать только левую или только правую карточку.

Если ребенок ошибается, и подает ненужную ему карточку 2 раза подряд, следует использовать процедуру коррекции ошибки (табл. 1).

После того, как ребенок научился различать карточку желаемого предмета, от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дискриминации стимулов переходит на следующий этап - выбор между двумя желаемыми предметами.

Новая реакция, обучаемая на этом этапе - это выбор предмета, соответствующего картинке. Как только ребенок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. То, что ребенок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребенок использует карточку правильно.

Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки. То есть, научить ребенка выбирать из 3-х предметов, 4-х, 5-ти, и так далее. Окончательным этапом в обучении различия карточек является обучение ребенка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги.

Этап IV. Структура предложения

Основной целью четвертого этапа является усложнение реакции. Если раньше ребенок подавал только

Шаг Учитель Ребенок

2 карточки перед ребенком

Подает

неправильную

карточку

Подает ненуж-

ный предмет

Отвергает

и выражает

недовольство

Моделирование Указывает

и подсказка пальцем на нужную карточку или придвигает открытую ладонь ближе к нужной карточке

Подает

правильную

карточку

Поощряет сло-

весно, но желае-

мый предмет

не дает

Переключение Переключает на другое короткое задание, например имитацию движения, или выполнение инструкции.

Выполняет

отвлекающее

действие

Повторение 2 карточки перед ребенком

Подает правиль-

ную карточку

Получает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предмет

и словесное

поощрение

одну карточку, чтобы попросить желаемое действие или предмет, то теперь ребенок учится складывать несколько карточек в предложение. То есть, прикреплять в нужном порядке несколько карточек на полоску и подавать эту полоску.

Конечный результат, ожидаемый от ребенка, следующий - ребенок просит предметы, которые находятся либо не находятся в поле зрения, с помощью фразы, состоящей из нескольких слов. Он открывает книгу, находит символ «Я хочу», наклеивает его на полоску, находит изображение предмета, наклеивает на полоску, отрывает полоску

от книги, подходит к коммуникативному партнеру, и подает эту полоску. К концу данного этапа ребенок должен уметь использовать 20 или более различных карточек, и обращаться к различным партнерам.

Обучая детей с РАС важно помнить, что таким детям гораздо труднее справиться с неструктурированным временем, чем обычным детям, и для них необходимо увеличение структуры в жизни, для этого используют визуальное расписание.

Визуальное расписание - это набор карточек системы альтернативной коммуникации PECS, либо написанных слов / подписей, на которые ориентируется ребенок во время самостоятельного выполнения задания.

1. Создавая расписание, необходимо:

- определить формат;

- расписание из предметов;

- расписание из рисунков и фотографий;

- письменные расписания;

2. Определить длину расписания.

- короткое (сначала-потом);

- длинное (состоящее из нескольких заданий).

3. Определить функцию расписания:

- общее расписание (для класса, группы);

- индивидуальное расписание (для занятий);

- детальное (расписано каждое действие).

Размещаем карточки сверху вниз или слева на право (зависит от места расписания).

Определяемся с последовательностью, по которой ребенок будет следовать расписанию, куда будут перемещаться карточки, которые ребенок выполнил, и т. п. Ознакомить всех людей, которые будут учувствовать в применении расписания.

Работая с общим расписанием, ребёнок должен:

Шаг1 - подойти к расписанию.

Шаг2 - показать пальцем текущее задание.

Шаг3 - поместить стрелочку на текущее задание.

Шаг4 - пойти в место проведения задания.

Шаг 5 - в конце занятия вернуться к расписанию.

Шаг 6 - переместить карточку текущего задания в ящик «выполнено».

Перед началом работы и после выполнения каждого задания, необходимо дать ребёнку подсказку «Проверь расписание».

Работая с индивидуальным расписанием, ребёнок должен:

Шаг 1 - показать пальцем текущее задание.

Шаг 2 - выполнить задание.

Шаг 3 - переместить карточку текущего задания в ящик «выполнено».

Когда ребёнок самостоятельно может выполнить 2-5 заданий без помощи педагога, целесообразно использовать корзину задач.

Корзина задач- представляет собой структурированный метод закрепления учениками навыков, принципов и процессов, ранее изученных посредством использования наглядных опор.

Данный вид работы выполняется в чётко структурированной среде: ограниченное пространство, слева ящики с заданиями, справа корзина куда складываются контейнеры с выполненными заданиями.

Рис. 4

В корзине задач находятся задания, учитывающие уровень способностей ученика, которые он способен выполнить без помощи взрослого. Например:

- развитие мелкой моторики;

- развивающие игры;

- классификация (форма, цвет, размер);

- обобщение (времена года, продукты питания, назначение);

- учебные навыки.

Работая с детьми с РАС важно чтобы весь процесс обучения приносил им удовольствие и радость, для этого применяется поощрение.

Очень важно давать поощрение сразу после выполнения задания, в течение 2 секунд

Поощрения могут быть:

- социальные (молодец!);

- пищевые (стимулы);

- предметные (стимулы);

- токены (жетоны) для получения пищевого или предметного поощрения.

Рис. 4

Так как пищевое поощрение не всегда полезно, а предметные очень трудно забрать, целесообразно ввести токены, и составить прейскурант по обмену токе-нов на другие поощрения.

При введении токена, важно чтобы ребёнок получил жетон сразу после выполнения задания, в течение 2 секунд, подержал его в руках, а затем обменял жетон на реальное поощрение.

Когда ребёнок понял, что жетон равен реальному поощрению, можно вводить второй жетон. Ребёнок теперь должен заработать 2 жетона, прежде чем получит реальное поощрение и т. д. Работа может вестись до 20 жетонов и более.

Работая с детьми с РАС важно понимать, что для достижения положительных результатов все участники образовательных и воспитательных отношений должны работать единой командой, в которой едины требования и

система работы!

Литература

1. Баенская Е.Р. Аутичный ребенок: пути помощи / Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, К.С. Лебединская. - М.: ТЕРЕВИНФ, 1997.

2. Вентланд М. Учебно-воспитательные работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. Пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. -Мн.: БГПУ, 2009.

3. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка / М.М. Либлинг // Дефектология. - 1996.

4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб. / Л.Г. Нуриева. - Изд. 2-е. - М: Теревинф, 2006.

5. Шипицина Л.М. Социальная реабилитация детей с аутизмом. Обзор иностранной литературы / Л.М. Шипи-цина, И.Л. Первова. - СПб: Питер, 1997.

6. Эрц Ю.М. 10 самых распространенных ошибок при обучении ребенка пользоваться карточками PECS / Ю.М. Эрц // Аутизм. ABA-терапия, прикладной анализ поведения ABA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://autism-aba.blogspot.com.by/2012/06/pecs-mistakes.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.