Научная статья на тему 'Система активизации познавательной самостоятельности учащихся'

Система активизации познавательной самостоятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА АКТИВИЗАЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / STUDENTS' COGNITIVE INDEPENDENCE / A SYSTEM OF ACTIVIZATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунин Олег Викторович

Представлена система активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в образовательном процессе, которая включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты, имеет основные подсистемы, а также определенное функциональное строение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A System of Activization of Students Cognitive Independence

In the article the author represents a system of activization of students cognitive independence in the educational process which includes some components aim, contents, organization of activity, evaluation of the result, the main subdivisions and contains the description of its functional structure.

Текст научной работы на тему «Система активизации познавательной самостоятельности учащихся»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 4

СИСТЕМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

О.В. Петунин

(Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования; e-mail:[email protected])

Представлена система активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в образовательном процессе, которая включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты, имеет основные подсистемы, а также определенное функциональное строение.

Ключевые слова: система активизации, познавательная самостоятельность, образовательный процесс.

Формирование творческого потенциала личности возможно, на наш взгляд, только при смене приоритетов в образовании — с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого обучающегося с учетом его способностей. В этой связи особую актуальность приобретает проблема активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в образовательном процессе. Главным механизмом активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи мы считаем функционирование системы, в рамках которой создаются наиболее благоприятные условия для этой активизации.

Для создания системы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в образовательном процессе мы выбрали метод моделирования. В нашем исследовании под моделью мы будем понимать такую мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [1]. Модель находится в некотором объективном соответствии с познавательным объектом. Она способна замещать объект и ее исследование дает в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте. Метод моделирования помогает воспроизвести целостность изучаемого объекта, его структуру, связи, функционирование; сохранить эту целостность на всех этапах исследования [2, 3].

По своим свойствам образовательный процесс может быть отнесен к так называемым "диффузным", "плохо организованным" системам,

в которых невозможно разграничить действие факторов различной природы. При исследовании таких систем простое совпадение с данными эксперимента не служит достаточным подтверждением "правильности" модели, так как всегда можно предложить другие модели, которые также будут подтверждены положительными результатами эксперимента. Окончательное подтверждение эффективности модели может только дать длительная практика в соответствующей деятельности. Поэтому важнейшими критериями истинности модели системы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в данном исследовании явились:

— соответствие требованиям, предъявляемым образовательному процессу на современном этапе развития общества;

— соответствие уровню развития педагогической науки;

— соответствие ее структурно-функциональной организации требованиям, предъявляемым общенаучной теорией моделирования, и др.

Как было сказано выше, при разработке способов моделирования системы активизации познавательной самостоятельности обучающихся мы опирались на положения общенаучной теории моделирования. Согласно этой теории, место моделирования в процессе познания представлено следующим образом:

1) изучение феномена путем накопления фактов;

2) построение и изучение модели;

3) использование ее выходов в практической деятельности [2, 4, 5].

Модель системы активизации познавательной самостоятельности

обучения оригинальному образовательному процессу может быть структурной и функциональной. Функциональная модель проявляется в динамике, активности, результате. Структурная модель — это сходство системы активизации познавательной самостоятельности и реального образовательного процесса в статике, во внутренней организации, в формах взаимосвязи компонентов. Имеет место также системно-коммуникационная модель, работающая во взаимодействии системы со средой и отражающаяся во внешних проявлениях модели. Моделирование опирается на принципы системного подхода. Рассматривая исследуемый образовательный процесс как систему, необходимо, чтобы и его модель представляла собой систему, обладающую собственной целостностью. Единство объективного и субъективного в модели достигается путем разрешения противоречий между практической потребностью (субъективное) и объективно заданной структурой модели.

Цель педагогического моделирования системы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи ориентирована на создание инновационного образования, обеспечивающего повышение уровня активизации данного качества личности обучающихся. В соответствии со сформулированной целью были поставлены следующие за-

дачи моделирования системы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи:

— разработать понятийный аппарат системы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи;

— определить исходные теоретико-методологические представления моделирования системы активизации познавательной самостоятельности;

— изучить исходное состояние активизации познавательной самостоятельности обучающихся;

— выявить структурно-функциональное строение модели процесса активизации познавательной самостоятельности;

— разработать технологическое обеспечение системы активизации рассматриваемого качества личности молодых людей.

Результаты каждого этапа моделирования легли в основу структуры системы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в образовательном процессе. Данная структура состоит из пяти блоков, включающих: цель создания системы; исходные теоретико-методологические представления о процессе активизации познавательной самостоятельности; банк эмпирических данных об исходном уровне активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи; педагогическую модель активизации познавательной самостоятельности; технологическое обеспечение модели активизации рассматриваемого качества личности молодых людей.

Одной из исходных позиций в определении структурно-функционального строения модели активизации познавательной самостоятельности обучающихся является понимание ее целостности. Это обусловлено потребностями современного общества, диктующего необходимость обеспечения в образовательном процессе развития всех сущностных сфер личности обучающихся: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.

В качестве основных компонентов модели выступают: целевой компонент; содержательный компонент; организационно-деятельностный компонент; оценочно-результативный компонент. Основными подсистемами системы активизации познавательной самостоятельности обучающихся являются:

а) образовательный процесс, включающий учебную, внеучебную деятельность обучающихся;

б) научно-методическая подготовка педагогических кадров в период между плановыми повышениями квалификации, которые осуществляют педагоги в соответствующих образовательных учреждениях один раз в 5 лет.

5 ВМУ, педагогическое образование, № 3

Динамический характер активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи выражается в том, что она проходит по определенным этапам. Этапы в существенной мере обусловлены объективными факторами — психофизиологическими закономерностями процесса обучения, формирования знаний, умений и навыков, индивидуальными особенностями обучающихся, исторически сложившимися традициями обучения, организационными факторами.

Перейдем от описания структуры к изложению функционального строения модели активизации познавательной самостоятельности обучающихся.

Активизация познавательной самостоятельности рассматривается нами как целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс субъектно-согласованного взаимодействия педагога и обучающихся, осуществляемый с помощью системы специально использованных технологий, форм, методов и средств. Из данного определения следует, что процесс активизации познавательной самостоятельности складывается в свою очередь из ряда дидактических процессов: управление активизацией познавательной самостоятельности обучающихся; усвоение обучаемыми конкретных видов знаний, умений и навыков; приобретение молодыми людьми различных приемов познавательной деятельности; самообразовательная деятельность обучающихся и др.

Каждый из названных дидактических процессов, составляющих процесс активизации познавательной самостоятельности обучающихся, располагает сложной системой функций по осуществлению влияния на личность обучающегося. Совершенствуя отдельные функции, необходимо добиваться совершенствования всей системы функций активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи.

Таким образом, процесс активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи имеет наряду со структурой также и функциональное строение. Оно определяется функциональной направленностью процессов, составляющих активизацию познавательной самостоятельности обучающихся, на процессы обучения, воспитания, психического развития и социализации личности школьников и студентов.

Ввиду того, что процесс активизации познавательной самостоятельности является функциональной системой, в качестве основного системообразующего его компонента выступает результат — повышение уровня активизации познавательной самостоятельности молодых людей. Основными критериями оценки этого результата являются психологический, когнитивный, процессуальный и культурологический критерии.

Системообразующие функции результата по отношению к про-

цессу активизации познавательной самостоятельности обучающихся не только проявляются в процессе моделирования данного процесса, но и осуществляются в реальности, когда действует обратная связь "уровень активизации познавательной самостоятельности обучающихся — процесс активизации обучающихся", заставляя вносить коррективы в структуру последнего. Познавательная самостоятельность в научной литературе рассматривалась в двух плоскостях: как интегра-тивное качество личности, обеспечивающее продуктивность самостоятельной познавательной деятельности в целом, и как специфический вид деятельности. Деятельность человека вообще и познавательная в частности характеризуется не только целями и мотивами, но и определенными средствами, с помощью которых она осуществляется. Это требует разработки технологического обеспечения модели активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи. Технологическое обеспечение регламентировано последовательностью действий реализации модели активизации познавательной самостоятельности: внедрение, диагностика, оценивание и коррекция. Внедрение связано с разработкой и практической реализацией всей совокупности педагогических условий активизации познавательной самостоятельности, которые мы разделили на четыре основные группы.

Научно-методические условия включают комплекс мер по сопровождению учащейся молодежи и педагогического состава образовательных учреждений вспомогательными материалами, методическими разработками и научно-обоснованными рекомендациями.

Организационные условия требуют изменить традиционное построение образовательного процесса, продумать систему стимулирования оплаты труда педагогов, занимающихся активизацией познавательной самостоятельности обучающихся, разработать мероприятия, осуществляющие научно-методическую поддержку педагогов, участвующих в экспериментальной работе, и др.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в образовательной практике, предъявляет особые требования к использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий. В ходе реализации предлагаемой нами системы их использование обеспечивают материально-технические условия.

Мы считаем, что активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи протекает более эффективно, если в образовательном процессе создаются морально-психологические условия: учет возрастных особенностей обучающихся, учет социально-психологических особенностей коллектива обучающихся, особенностей протекания психологических процессов у отдельных школьников и студентов и т.д. Данные условия представляются нам особенно важными в связи с тем, что учебно-познавательная деятельность — это процесс, зависящий от

условий обучения, но определяющийся ими не однозначно, а в зависимости от особенностей личности обучающихся, их отношения к данному виду учебной деятельности.

Проведенное нами исследование показывает, что научно-методическая работа с педагогами чаще всего осуществляется через проведение тематических педагогических советов, на заседаниях методических объединений педагогов-предметников, на заседаниях кафедр. При этом в основном реализуются традиционные формы методической работы, которые предполагают в лучшем случае наращивание количества знаний о новых технологиях и методах обучения и нацеливают педагогов на копирование этих технологий и методов в своей деятельности. Подобные формы мало устраивают большинство педагогов. Большая часть учителей и преподавателей выбирают более активные и приближенные к практике формы повышения своего методического уровня, отдавая предпочтение круглым столам, педагогическим играм, обсуждению конкретных случаев из педагогической практики, участию в научно-практических конференциях, написанию статей, работе в творческих проблемных группах, в педагогических мастерских, посещению и проведению мастер-классов и т.п.

Планируя реализацию подсистемы, связанную с научно-методической подготовкой учителей и преподавателей, наши усилия должны быть прежде всего направлены на:

• преодоление инертности педагогического состава экспериментальных образовательных учреждений;

• усиление внимания руководителей образовательных учреждений, методических объединений, кафедр к проблеме повышения уровня методической подготовки педагогического коллектива;

• повышение эффективности педагогических совещаний, заседаний методических объединений и кафедр;

• недостаточного внимания к активизации побудительно-эмоционального, культурного компонентов познавательной самостоятельности обучающихся.

Таким образом, структура системы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи в образовательном процессе включает:

1. Цели, теоретико-методологические представления об активизации познавательной самостоятельности, банк эмпирических данных об исходном уровне активизации познавательной самостоятельности обучаемых.

2. Педагогическую модель процесса активизации познавательной самостоятельности. Структура педагогической модели включает подсистемы первого и второго уровней, этапы активизации познавательной

самостоятельности обучающихся. Подсистемами первого уровня являются образовательный процесс, включающий учебную и внеучебную работу, и научно-методическая подготовка педагогических кадров. В состав подсистем второго уровня включена активизация четырех компонентов познавательной самостоятельности обучающихся (побудительно-эмоциональный, интеллектуальный, деятельностный и культурологический).

Этапы активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи определены нами исходя из возрастных особенностей возрастной группы обучающихся (14—22 года) и эмпирических данных об исходном состоянии активизации рассматриваемого качества личности обучающихся в ряде образовательных учреждений.

В качестве компонентов модели активизации познавательной самостоятельности рассматриваются целевой, содержательный, органи-зационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

3. В качестве основного системообразующего компонента выступает результат активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи, под которым подразумевается повышение уровня активизации изучаемого качества личности обучающихся как условие развития всех сущностных сфер личности. Ввиду этого системобра-зующие связи обусловлены направленностью всех подсистем, этапов и компонентов активизации познавательной самостоятельности на указанный результат.

4. Технологическое обеспечение педагогической модели активизации познавательной самостоятельности определено нами как последовательность операций, имеющих целью эффективное осуществление процесса активизации познавательной самостоятельности молодых людей. Оно регламентировано этапами реализации педагогической модели: внедренческим, диагностическим и оценочно-коррекционным.

Список литературы

1. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 300 с.

2. Маркова С.М. Моделирование педагогических систем. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. 143 с.

3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

4. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя. Кемерово: КРИРПО, 2002. 236 с.

5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2005. 288 с.

A SYSTEM OF ACTIVIZATION OF STUDENTS' COGNITIVE INDEPENDENCE

O.V. Petunin

In the article the author represents a system of activization of students' cognitive independence in the educational process which includes some components — aim, contents, organization of activity, evaluation of the result, the main subdivisions and contains the description of its functional structure.

Key words: a system of activization, students' cognitive independence, educational process.

Сведения об авторе

Петунин Олег Викторович — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественно-научных и математических дисциплин ГОУ ДПО (ПК)С, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Тел. 8-906-987-46-62; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.