дителей) / B.C. Собкин, П.С. Писарский. М.: Центр социологии образования РАО, 1994. 151 с.
Interconnection of traditions and innovations in contents of general education - the vision of modern teacher
The results of the last two years research of the team of the researches of Gercen RSPU are given, which concerns the revelation of teachers ’ ideas about the interconnection of traditions and innovations in the contents of general education, which particularly allow to answer the question about what traditions are necessary to save and which innovation in the contents of education will be supported by the teachers.
Key words: pedagogical traditions and innovations in contents of education, interrelation of traditions and innovations.
О.В. ПЕТУНИИ (Прокопьевск)
система активизации познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе
Предлагается система активизации познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. Рассматриваются компоненты названной системы, этапы активизации данного качества личности обучаемого, условия результативного функционирования системы, дана ее классификационная характеристика.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, активизация, система активизации познавательной самостоятельности.
Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование и развитие у них умений самостоятельно добывать, анализировать и ра-
ционально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире.
Педагог является главным действующим лицом воспитательно-образовательного процесса. Для того чтобы сегодня этот процесс стал результативным, требуется переориентация деятельности преподавателя на новые педагогические ценности, связанные, в частности, с приданием субъектной роли обучаемым. Это, в свою очередь, высвечивает одну из основных современных дидактических проблем: как активизировать познавательную самостоятельность обучающихся.
Под активизацией познавательной самостоятельности обучающихся мы понимаем целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие педагога и обучаемого, направленное на пробуждение познавательного интереса, самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности, усвоение знаний, формирование умений и навыков и применение их на практике.
Многогранность личности обучающегося, многообразие ее качеств требуют обеспечения всестороннего ее развития и обусловливают необходимость функционирования целого ряда систем, направленных на формирование важнейших свойств и стержневых качеств личности. Эти системы являются функциональными, каждая из них может быть значима только в том случае, когда она осуществляется не изолированно, а органически включена в комплекс всей учебновоспитательной работы.
Одной из таких функциональных систем является система активизации познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. Мы полагаем, что система активизации познавательной самостоятельности учащихся в образовательном процессе - это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует в образовательном процессе формированию и развитию познавательной самостоятельности личности обучаемого. Данная система, решающая специфические совокупности задач, использует соответствующие виды деятельности, формы и методы ее организации. Целью функционирования такой системы является максимально возможное в данных условиях формирование у обучающегося важнейшего стержневого качества личности - познавательной самостоятельности.
© Петунин О.В., 2009
Мы рассматриваем познавательную самостоятельность как качество личности, проявляющееся у обучаемых в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения разнообразных проблем.
Сравнительный анализ фундаментальных трудов по педагогике и психологии, а также собственная опытноэкспериментальная работа привели нас к выводу, что система, обеспечивающая результативную активизацию познавательной самостоятельности обучающихся, включает три органически взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:
1) актуализация познавательной самостоятельности обучающегося как объективно существующего и жизненно необходимого стержневого качества его личности;
2) целенаправленная активизация прак-тико-деятельностной подготовки обучаемого;
3) организация регулярного выполнения обучаемыми самостоятельных, постоянно усложняющихся заданий.
Каждая из перечисленных составляющих рассматриваемой системы представляет фактически форму реализации путей активизации познавательной самостоятельности обучающихся. Все они должны быть реализованы на этапах работы по выведению обучаемых на более высокий уровень сфор-мированности этого важнейшего качества их личности. Каждый компонент системы обладает своими локальными возможностями и взятый в отдельности не может полностью обеспечить результативность активизации познавательной самостоятельности обучающихся. Лишь их диалектическое единство дает возможность достигнуть наилучших результатов.
В представленной системе все компоненты связаны между собой задачами обучения, содержанием, логикой и последовательностью передачи обучаемым необходимых знаний и умений в процессе обучения, методикой и организацией использования каждого компонента системы. Другими словами, компоненты системы активизации познавательной самостоятельности обучаемых связаны функциональными, хронологическими и логическими связями.
Выдвигаемая система является целостной, т.к. в результате взаимодействия ее
компонентов возникает новое интегративное качество - познавательная самостоятельность. целостность предлагаемой системы обеспечивается и гибкостью ее осуществления, т.е. возможностью реализовать элементы таким образом, чтобы сосредоточить внимание в первую очередь на том компоненте познавательной самостоятельности (мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой), который сформирован в данный момент менее других. Необходимо отметить, что в процессе функционирования данной системы происходит развитие всех компонентов данного качества, а внимание акцентируется на отстающем.
Первая составляющая предлагаемой системы направлена преимущественно на развитие мотивационного компонента познавательной самостоятельности обучающихся. Ее назначение - формирование в первую очередь познавательных стимулов и мотивов более высокого порядка, стремления к овладению познавательной самостоятельностью и ее совершенствованию. Этот элемент реализуется через постановку соответствующей цели учебно-познавательной деятельности обучаемых и организацию познавательных действий, формирующих у них установку на развитие данного качества.
Вторая составляющая сконструированной нами системы направлена на преимущественное развитие содержательнооперационного компонента познавательной самостоятельности обучаемого. Ее первоочередное назначение - вооружение обучаемых необходимыми знаниями, умениями и навыками. Третья составляющая системы направлена на развитие эмоционально-волевого компонента познавательной самостоятельности, т.к. готовность ответственно принимать и реализовывать самостоятельные решения в различных ситуациях развивается, прежде всего, в регулярно организуемой самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых. организация систематического выполнения самостоятельных работ включает создание у обучающихся волевых установок путем постановки реально достижимых для них целей, инструктаж о приемах саморегуляции волевых усилий и постепенный переход от контроля преподавателя к самоконтролю, что способствует созданию положительного эмоционального фона учебного процесса.
Выдвигаемая система органично связана со своей «средой» - процессом обучения. Она повышает возможность осущест-
влять цели обучения, связанные с подготовкой творчески мыслящего человека. Каждый ее компонент реализуется на том материале, который определен учебным планом и программой той или иной учебной дисциплины и имеет ведущее значение для последовательного овладения знаниями, умениями, навыками. Система ориентирована на применение методов обучения, адекватных его целям.
Отметим, что практическая реализация предлагаемой системы предполагает нарастание связи теоретических основ наук со знаниями и умениями в соответствии с задачами повышения уровня познавательной самостоятельности. Технологическая сторона системы активизации познавательной самостоятельности обучающихся может быть представлена как определенная преемственно последовательная работа обучаемых и педагогов, которая обеспечивает действенное влияние преподавателя на каждого обучаемого и встречные усилия последнего в его поступательном продвижении по уровням формируемого качества.
В соответствии с уровнями сформиро-ванности познавательной самостоятельности обучаемого (репродуктивным, реконструктивным и творческим) объективно определяем три соответствующих взаимосвязанных и взаимопроникающих этапа активизации данного качества личности обучаемого: первоначальный (происходит зарождение элементов познавательной самостоятельности), основной (осуществляется формирование основ познавательной самостоятельности) и высший (завершение формирования познавательной самостоятельности).
Для каждого из этапов необходимо последовательно представить решения принципиальных задач обучения, осуществление которых необходимо для вывода обучающихся на более высокий уровень формируемого качества. Нами определены следующие задачи каждого этапа активизации познавательной самостоятельности обучающихся:
Первый этап (первоначальный) - демонстрация преподавателем образцов выполнения основных учебно-познавательных действий в ходе конкретизации и специализации фронтальной и самостоятельной работы и упражнение обучаемых в принятии самостоятельных решений, когда им предъявляются все компоненты задачи, ситуация, в которой она должна быть решена.
Второй этап (основной) - показ преподавателем примеров переноса доведенных
образцов на более далекий, лишь принципиально сходный материал и упражнение обучаемых в принятии самостоятельных решений, когда задана цель, но неполны условия (ситуация) и возникает нетиповая задача, для решения которой надо дополнить условия, а затем действовать.
Третий этап (высший) - упражнение обучающихся в принятии самостоятельных решений в нестандартных, нетипичных учебно-познавательных ситуациях, когда дана только цель, а условия и действия выбираются самими обучаемыми.
Признаком результативности активизации познавательной самостоятельности обучающихся по этапам служит выявленная типичная для того или иного обучаемого возможность или к подражательному выполнению своими силами типичных учебнопознавательных действий (1-й этап), или выборочному применению основных приемов и методов для принятия самостоятельных решений в типичных и непротиворечивых учебно-познавательных ситуациях (2-й этап), или творческое применение методов учебно-познавательной деятельности в нетипичных ситуациях (3-й этап).
Результативному функционированию предлагаемой системы активизации познавательной самостоятельности обучаемых в образовательном процессе способствует ряд следующих условий:
1) индивидуальный подход к обучаемому, требующий, прежде всего, учета исходного уровня его познавательной самостоятельности (репродуктивный, реконструктивный, творческий);
2) познавательная и самостоятельная направленность процесса обучения, обеспечивающая естественный переход от деятельности познавательной к деятельности самовоспитания и саморазвития;
3) целесообразное сочетание репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности обучаемых в образовательном процессе, рациональная смена одной деятельности другой;
4) активность обучаемых, осознающих себя субъектами самостоятельного становления.
Обобщая вышесказанное, можно дать следующую классификационную характеристику предлагаемой системы активизации познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе, опираясь на классификацию Г.К. Се-левко. Уровень и характер применения:
общепедагогический, проникающий. Философская основа: гуманистическая. Методологический подход: системный, природосообразный, парадигма саморазвития. Ведущие факторы развития: психогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная плюс развивающая. Ориентация на личностные сферы и структуры: сфера знаний плюс сфера умственных действий. Характер содержания: обучающе-воспитательный, свет-
ский, общеобразовательный, гуманистический. вид социально-педагогической деятельности: обучающая (дидактическая) плюс развивающая. По типу управления учебновоспитательным процессом - современное традиционное обучение плюс самоуправление (самоорганизация, саморегулирование). Преобладающие методы: развивающие плюс саморазвитие. По организационным формам - лекционно-семинарские занятия плюс альтернативные формы. По преобладанию средств - действенно-практические. По подходу к обучаемому и ориентации педагогического воздействия - субъект-субъектные (сотрудничество) плюс самовоспитание и самообразование. По направлению модернизации и отношению к традиционной образовательной системе - на основе гуманизации и демократизации отношений. По категории объектов педагогического воздействия - продвинутое образование.
Таким образом, предлагаемая нами система активизации познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе нацелена на достижение новой главной функции образования - формирование самосовершенствующегося человека.
Литература
1. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А. Конаржевский. Псков, 1996. 168 с.
2. Королев Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики / Ф.Ф. Королев. М.: Педагогика, 1968. 249 с.
3. Саркисян С.А. Прогнозирование развития больших систем / С.А. Саркисян, Л.В. Голованов. М.: Статистика, 1975. 192 с.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. М.: НИИ шк. технологий, 2006. Т. 1. 816 с.
5. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. М.: ТЦ «Сфера», 2002. 160 с.
6. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников
в процессе углубленного изучения естественнонаучных дисциплин: монография / О.В. Петунин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 124 с.
The system of activization of cognitive independence students in educational process
The system of activization of cognitive independence of students in educational process is offered.
The components of mentioned system are studied, and the stages of activization of this trait of character of the student, the conditions of resultant functioning of the system. Its classification characteristic is also given.
Key words: cognitive independence, activization, the system of activization of cognitive independence.
о.а. мелишникова
(Волгоград)
использование ассоциативной методики обучения для анализа ценностной ориентации учащихся средней школы
Рассматривается процесс формирования культурных ориентиров и нравственных ценностей у обучающихся на основе применения ассоциативного метода обучения. Показаны преимущества данного метода, его возможности в оценке состояния и динамики социокультурного развития личности, в выявлении ценностной ориентации подростка для направленного воспитательного воздействия на формирующуюся личность.
Ключевые слова: ассоциативные связи, динамика социокультурного развития личности, интегральная оценка личности, социокультурный аспект, ценностная ориентация.
А.Н. Леонтьев отмечал, что в русской педагогической мысли «образование и воспитание всегда рассматривались как процессы, не только дающие ребенку знания, но и формирующие направленность его личности, его отношение к действительности» [2]. Чтобы человек в полную силу овладевал знаниями и использовал их в
© Мелишникова О.А., 2009