= ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ =
ТЕМБОТОВ Руслан Абдулахович,
Преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института (филиала) Краснодарского университета МВД России,
майор полиции, e-mail: [email protected]
СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ПРАВА ГРАЖДАН
Аннотация. Рассматриваемая проблема играет важную роль в обществе, она даже отражена в Конституции Российской Федерации, для которой права и свободы граждан являются одной из основных ценностей современного общества. Высшей ценностью российского общества являются права и свободы человека. Это значит, что основной задачей государства является обеспечение и защита этих прав и свобод. В этом отношении немаловажную роль играют именно средства охраны, так как не исключены и преступные посягательства на граждан. Данная проблема значима не только теоретически, но и оказывает существенное влияние на практику работы правоохранительных органов. Исследование направленно в первую очередь на изучение противоречий между конституционными идеалами и административ-но-деликтным законодательством, а также поднимает проблемы несовершенства последнего. Мы учитываем и проблемы правоприменительной практики, вытекающие из недоработок законодательства. Сделан вывод, о том, что существует административно-правовой институт, направленный на защиту неимущественных прав граждан. За счет этих норм сами потерпевшие, правоохранительные органы и уполномоченные лица имеют возможность пресекать посягательства на данный вид прав и законные интересы. Кроме этого, они позволяют восстановить нарушенные права, законные интересы граждан и социальную справедливость.
Ключевые слова: права и свободы граждан, административное правонарушение, административно-правовой институт, юридические гарантии.
TEMBOTOV Ruslan Abdulakhovich,
Lecturer of the Department of Organization of Law Enforcement North Caucasian institute of professional development (branch) Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nalchik, Russia, Рolice Major
SYSTEM OF ADMINISTRATIVE OFFENSES INFRINGING ON THE RIGHTS OF CITIZENS
Annotation. The problem under consideration plays an important role in society, it is even reflected in the Constitution of the Russian Federation, for which the rights and freedoms of citizens are one of the main values of modern society. The highest value of Russian society is the rights and freedoms of man. This means that the main task of the state is to ensure and protect these rights and freedoms. In this regard, the means of protection play an important role, since criminal attacks on citizens are not excluded. This problem is significant not only theoretically, but also has a significant impact on the practice of law enforcement agencies. The study is primarily aimed at studying the contradictions between constitutional ideals and administrative-tort legislation, and also raises problems of the imperfection of the latter. We also take into account the problems of law enforcement practice arising from the shortcomings of legislation. It is concluded that there is an administrative-legal institution aimed at protecting the non-property rights of citizens. Due to these norms, the victims themselves, law enforcement agencies and authorized persons have the opportunity to prevent encroachments on this type of rights and legitimate interests. In addition, they allow restoring violated rights, legitimate interests of citizens and social justice.
Key words; rights and freedoms of citizens, administrative offense, administrative and legal institution, legal guarantees.
Рассматриваемая проблема играет важную роль в обществе, она даже отражена в Конституции Российской Федерации, для которой права и свободы граждан являются одной из основных ценностей современного общества. Стоит отметить, что юридические гарантии и средства защиты прав граждан развиты недостаточно хорошо и не могут обеспечить им стопроцентную безопасность.
Согласно Конституции РФ, страна должна обеспечить безопасность населения, соответствующую международным соглашениям и стандартам, стремиться к созданию правового государства. В ст. 2, 17 сказано, что высшей ценностью российского общества являются права и свободы человека [1]. Это значит, что основной задачей государства является обеспечение и защита этих прав и свобод. Для того чтобы это положение работало на практике, существует комплекс политических, законодательных, социально-экономических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий прав и свобод гражданина. В этом отношении немаловажную роль играют именно средства охраны, так как не исключены и преступные посягательства на граждан.
Административным правонарушениям посвящен КоАП РФ, также в нем содержатся механизмы, позволяющие привлекать нарушителей к ответственности. В целом в РФ неблагополучная обстановка, связанная с защитой общества. Если внимательно изучить главу 5 КоАП РФ, можно заметить существенные недоработки и недостатки [2]. На практике из этих пробелов вытекают сложности, возникающие в работе правоохранительных органов, мешающие привлекать нарушителей к ответственности. Кроме этого, многие меры пресечения слишком легкие, номинальные, поэтому ими часто пренебрегают.
Данная проблема значима не только теоретически, но и оказывает существенное влияние на практику работы правоохранительных органов. Исследование направленно в первую очередь на изучение противоречий между конституционными идеалами и административно-деликт-ным законодательством, а также поднимает проблемы несовершенства последнего. Мы учитываем и проблемы правоприменительной практики, вытекающие из недоработок законодательства.
Граждане смогут реализовать свои права в полной мере, только если государство сможет их должным образом обеспечить. В юридической науке существует система гарантий, которой пользуются для оценки степени защиты обще-
ства от преступных посягательств. Учитывают способы, процедуры, средства, которые применяются для этих целей, изучают условия защиты, то, какие права имеет личность и как она их может применить в той или иной ситуации [4; 6].
В идеале при реализации своих прав гражданин не должен встречать никаких препятствий. Например, не должно существовать дискриминации, лица не должны делиться по каким-либо категориям. Система правоотношений в государстве должна выступать гарантией, обеспечивающей свободную реализацию прав, гарантирующую их охрану и защиту. Государство обязано развивать это направление, внедрять новые средства и способы защиты. Гарантии и прав человека и гражданина можно разделить на общественные сферы, к ним относят:
- Экономические - государство реализует и финансирует функции, направленные на поддержку граждан и государственных органов.
- Социально-политические - появляются при стабильном демократическом политическом режиме, при котором граждане могут беспрепятственно реализовывать свои права.
- Юридические - закрепляют права и свободы граждан на законодательном уровне, например, в Конституции РФ, КоАП РФ, иных нормативно-правовых актах разных отраслей.
Административно-правовой институт
защиты личных неимущественных прав граждан необходим для реализации гарантий, предусмотренных законами Российской Федерации. Он относится к юридическим гарантиям, постоянно развивается и совершенствует способы защиты конституционных прав.
Юридические гарантии — это не просто важная, а основная часть системы гарантий и защиты, так как именно на них строится практическая основа работы правоохранительных органов, которые выполняют физическую защиту. Существуют и иные меры, направленные на развитие общества, социального взаимодействия, при котором нарушение прав и свобод граждан будет сводиться к минимальному значению.
Не следует недооценивать важность административно-правового института в отношении защиты личных неимущественных прав граждан. Он влияет прежде всего на то, чтобы граждане не встречали разнообразных препятствий на пути к реализации своих целей, прав. Например, он искореняет дискриминацию в обществе по национальному, религиозному или половому признаку,
осуществляет борьбу с другими неправовыми ограничениями. За счет этих норм потерпевшие наделяются правом самостоятельно защищать себя, а также обращаться за помощью к должностным лицам, властные полномочия которых позволяют восстановить социальную справедливость. Юридические нормы имеют четко структурированную систему, это сделано не только для удобства, но и более эффективной работы.
В административном праве выделяют основные нормы, ставшие основой для других более низким по значимости норма. Это своеобразные правила поведения в обществе, за счет которых осуществляется регулирование социальных отношений, взаимоотношений граждан и исполнительной власти, а также принуждение со стороны государства, если кто-то не хочет соблюдать установленные правила. Норма может описывать правила поведения в целом или для определенной ситуации, указывать вид ответственности за то или иное правонарушение [3; 4].
Административно-правовая норма нужна для регулирования государственных управленческих отношений. Она действует во всех сферах деятельности общества, в частности работает и в исполнительной, законодательной и судебной власти. В юридическом понимании нормы права закрепляют правила поведения, регламентированные для конкретного общества. Они предусматривают меру пресечения при нарушении этих правил.
В процессе управленческих отношений также прослеживается навязанность определенных параметров и свойств, которые могут проявляться и в процессе управленческой деятельности государства. Например, к подобным правилам относят субъекты исполнительной власти и статус личности. Для существования правовых норм необходима их четкая структура. Норма может состоять из нескольких частей, которые следуют друг за другом в строго определенном порядке. Они могут иметь разный объем в зависимости от содержания и сложности описания процесса.
Первым элементом является объект административного правонарушения. Без него будет невозможно понять, какое именно право было нарушено и что именно случилось. Например, это необязательно что-то осязаемое. Объектом могут быть общественные отношения, на которые посягает нарушитель. Эти общественные отношения можно разделить на несколько видов:
- Общественный порядок.
- Права и свободы человека и гражданина.
- Государственный порядок.
- Порядок управления.
Однако действующее законодательство РФ защищает и различные формы собственности,
которые также могут быть объектом посягательств. Кроме этого, административное законодательство выделяет разные виды объектов:
- Общий - это любые виды правоотношений, которые государство охраняет и за нарушение правил поведения будет предусмотрено административное наказание.
- Родовой - касается определенных областей общественных отношений. Для понимания, что это такое, следует изучить особенные главы КоАП РФ (например, гл. 5, выделяющая посягающие на граждан общественные отношения).
- Видовой - это более узкий объект по сравнению с предыдущим. В данном случае закон рассматривает непосредственно те отношения, которые пострадали от противоправного деяния. Они отражены в каждой отдельной статье Особенной части КоАП РФ.
Таким образом, можно прийти к выводу, что существует административно-правовой институт, направленный на защиту неимущественных прав граждан. За счет этих норм сами потерпевшие, правоохранительные органы и уполномоченные лица имеют возможность пресекать посягательства на данный вид прав и законные интересы. Кроме этого, они позволяют восстановить нарушенные права, законные интересы граждан и социальную справедливость.
В основном нормы административно-правового института нацелены на защиту неимущественных прав. Они отражаются в главе 5 КоАП РФ, в ней законодатель отразил составы административных правонарушений в сфере трудовых, семейных, религиозных, избирательных и иных прав граждан. Если взять во внимание наименование самой пятой главы, можно легко выделить объект анализируемых посягательств.
Административно-правовая защита личных неимущественных прав граждан — это один из крупнейших институтов российского права. Он отличается активной деятельностью, которая инициируется лицом, чье право было нарушено. Кроме этого, активация деятельности правоохранительных механизмов может наступать в результате деятельности уполномоченного должностного лица, задачей которого является восстановление нарушенного права гражданина [3; 5; 6].
Изучив текст КоАП РФ, можно заметить, что общественные отношения могут затрагивать и деятельность государства. Например, это касается избирательных прав граждан, проведения референдумов. Они напрямую затрагивают права человека и деятельность государства и могут быть объектом административных правонарушений. Например, такие правонарушения предусма-
триваются в ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 и 5.69 КоАП РФ. Непосредственным объектом административных правонарушений могут выступать отношения, возникающие в результате реализации права на труд (5.27-5.34 КоАП РФ).
Глава 5 КоАП РФ включает достаточно разнообразные нормы, касающиеся посягательств на различных правы граждан. Объект весьма неоднороден, можно выделить бессистемность оформления данной главы. Это касается и содержательного, и количественного признака объектов, а также правонарушений в совершенно разных сферах деятельности. Такая проблема возникает потому, что глава 5 КоАП РФ форматировалась по остаточному принципу. В нее были включены те пункты и основания, которые по разнообразным причинам законодатель не смог включить в другие статьи [2]. Например, они не всегда подходили по смыслу или требовали дополнительных разъяснений.
Из этого можно сделать вывод, что многие законодательные нормы были созданы наспех, недостаточно хорошо продуманы и проработаны. Многие вопросы юридической ответственности за посягательства на права граждан и административной ответственности не были рассмотрены достаточно глубоко и оказались слабо проработанными. Из-за этого можно отметить низкий уровень обеспечения защиты прав и свобод граждан со стороны административно-правовых норм.
Список литературы:
[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/?ysclid=m1tcjsg q4d713454609
[2] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ [электронный ресурс] // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/?ys clid=m1tcifq4df173135855
[3] Варакосов Д.В. Система административных правонарушений, посягающих на права граждан // Московский научный юридический журнал. 2024. № 1. С. 27-35.
[4] Асташкина Е.Ю., Труфанов М.Е. Институт административноправовой защиты личных неи-
мущественных прав граждан: тенденции совершенствования // Административное право и процесс. 2021. № 10. С. 55- 58.
[5] Гришковец А.А. Административная ответственность за правонарушения в сфере трудовых отношений в свете предстоящего принятия нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2020. № 10. С. 32-37.
[6] Мусина З.Ф., Исаева Л.А. Некоторые аспекты привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений // В сборнике: Актуальные проблемы государства и права на современном этапе. Сборник научных статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню юриста. Отв. редактор Р.М. Усманова. Стерлитамак, 2022. С. 99-103.
Spisok literatury:
[1] "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) [electronic resource] // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?y-sclid=m1tcjsgq4d713454609
[2] "The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" dated 30.12.2001 N 195-FZ [electronic resource] // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/?ysclid=m1t-cifq4df173135855
[3] Varakosov D.V. The system of administrative offenses infringing on the rights of citizens // Moscow Scientific Law Journal. 2024. No. 1. P. 27-35.
[4] Astashkina E.Yu., Trufanov M.E. Institute of administrative-legal protection of personal non-property rights of citizens: improvement trends // Administrative law and process. 2021. No. 10. P. 55-58.
[5] Grishkovets A.A. Administrative liability for offenses in the field of labor relations in light of the upcoming adoption of the new Code of the Russian Federation on Administrative Offenses // Administrative law and process. 2020. No. 10. P. 32-37.
[6] Musina Z.F., Isaeva L.A. Some aspects of bringing to administrative responsibility for committing administrative offenses // In the collection: Actual problems of the state and law at the present stage. Collection of scientific articles based on the materials of the XI All-Russian scientific and practical conference dedicated to the Lawyer's Day. Responsible editor R.M. Usmanova. Sterlitamak, 2022. Pp. 99-103.