Научная статья УДК 342.612
DOI: 10.14529/law230314
К ВОПРОСУ О НЕРАЗРЕШЕНИИ ВЪЕЗДА ИНОСТРАНЦАМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
Т. Б. Смашникова, tat-sma@mail.ru
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
Аннотация. Исследованы особенности юридической терминологии и существующих правовых механизмов применения к иностранным гражданам и лицам без гражданства ограничений въезда в Российскую Федерацию. Выявлено, что в миграционном законодательстве Российской Федерации не установлены единые правила применения государственных мер принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства в виде неразрешения въезда на территорию России. Автор приходит к выводу о том, что за разные действия (бездействие) иностранных граждан и лиц без гражданства, представляющих непосредственную опасность для российского общества и государства, совершивщих административные правонарушения, государственные органы применяют схожие меры ограничения. Автор считает, что необходимы дифференциация государственного воздействия, введение четкой правовой регламентации применения запретов въезда в Российскую Федерацию иностранцам, основанной исключительно на решениях суда. Применение ограничительных мер на въезд в Россию к иностранцам должно происходить исключительно или в соответствии с процедурами установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях, или Кодексом административного судопроизводства РФ. В соответствии с тем, что Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом, автор считает, что все случаи нежелательности пребывания иностранцев в России, все совершаемые ими деяния, попадающие под дальнейшее ограничение въезда в Россию, а также сам механизм подготовки и принятия решений о неразрешении въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ должны быть закреплены отдельным федеральным законом «О неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства». В статье сделан вывод о необходимости принятия на законодательном уровне конкретных, имеющих характер прямого действия норм права, устанавливающих правила ограничения прав иностранцев на въезд в Российскую Федерацию.
Ключевые слова: свобода передвижения, запрет въезда, неразрешение въезда, решение о неразрешении въезда, административный запрет въезда, административное правонарушение, миграционное законодательство.
Для цитирования: Смашникова Т. Б. К вопросу о неразрешении въезда иностранцам в Российскую Федерацию // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2023. Т. 23, № 3. С. 93-100. DOI: 10.14529/law230314.
Original article
DOI: 10.14529/law230314
ON THE ISSUE OF NOT ALLOWING FOREIGNERS TO ENTER THE RUSSIAN FEDERATION
T. B. Smashnikova, tat-sma@mail.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia
Abstract. The features of legal terminology and existing legal mechanisms for applying restrictions on entry into the Russian Federation to foreign citizens and stateless persons are studied. It was revealed that the migration legislation of the Russian Federation does not establish uniform rules for the application of state coercive measures against foreign citizens and stateless persons in the form of non-permission to enter the territory of Russia.
The author comes to the conclusion that for various actions (inaction) of foreign citizens and stateless persons, both representing an immediate danger to Russian society and the state, and as a result of committing administrative offenses, state bodies apply similar measures of restriction. The author believes that it is necessary to differentiate state influence, to introduce a clear legal regulation of the application of entry bans to the Russian Federation for foreigners, based solely on court decisions. The application of restrictive measures on entry into Russia to foreigners should be carried out exclusively or in accordance with the procedures established by the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, or the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation. In accordance with the fact that the Constitution of the Russian Federation allows the restriction of the rights and freedoms of foreign citizens and stateless persons by federal law, the author believes that all cases of undesirability of the stay of foreigners in Russia, all acts committed by them that fall under further restriction of entry into Russia, as well as the mechanism for preparing and making decisions on non-permission of entry of foreign citizens and stateless persons into the territory of the Russian Federation should be fixed by a separate federal law "On non-permission of entry into the Russian Federation of foreign citizens and stateless persons". The article concludes that it is necessary at the legislative level to adopt specific, direct-acting rules of law that establish rules for restricting the rights of foreigners to enter the Russian Federation.
Keywords, freedom of movement, prohibition of entry, non-permission of entry, decision on non-permission of entry, administrative ban on entry, administrative offense, migration legislation.
For citation: Smashnikova T. B. On the issue of non-authorization of entry foreigners to the Russian Federation. Bulletin of the South Ural State University. Series "Law". 2023, vol. 23, no. 3, pp. 93-100. (in Russ.) DOI, 10.14529/law230314.
Свобода передвижения - одна из основополагающих свобод человека. Человек свободен от рождения, он вправе распоряжаться собой, искать, где ему лучше жить, работать, создавать семью, он вправе менять место пребывания, место проживания, в том числе изменять страну своей гражданской принадлежности. Передвигаясь за границы своего государства, человек переходит в статус иностранного гражданина, по стечению обстоятельств он может стать лицом без гражданства.
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозглашает: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства». Однако, если внутри государства человек, по общему правилу, передвигается без ограничений, можно сказать, что эта свобода приближена к абсолютной, то переезд в другую страну и нахождение на территории иностранного государства порождают определенные трудности. Свободой въезда в свое государство в полной мере наделены только граждане своей страны, а на въезд и передвижение иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранцы) государством могут налагаться ограничения. Не все страны открыты для любого желающего в них въехать, существуют понятия: 1) визового въезда, то есть официального разрешения
компетентных органов конкретному человеку пересечь границу данного государства; 2) безвизового въезда, при котором априори подразумевается, что государство разрешает въезд любым гражданам определенных государств. Наряду с понятием «разрешение въезда» существует понятие «запрет въезда» конкретному иностранцу в определенную страну.
Обратимся к терминологии в законодательстве Российской Федерации. В миграционном законодательстве Российской Федерации понятие «запрет на въезд» не используется, применяется более мягкий термин - «неразрешение въезда». Юридические конструкции «неразрешение въезда» или «въезд не разрешается» применяются в отношении конкретных лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства в определенных случаях согласно ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Этот же закон в ст. 2 провозглашает, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.
Однако в ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» указано, что к мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основопола-
гающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации в числе прочих относится запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.
Таким образом прослеживается проблема использования специальной терминологии, а именно - отсутствие единства обозначения применяемых к иностранцам одинаковых мер ограничения в части невозможности въезда в Россию.
В отношении иностранцев в Российской Федерации предусмотрены ограничительные нормы. Согласно ст. 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд иностранцу может быть не разрешен в случае: нарушения правил пересечения Государственной границы РФ, таможенных правил, санитарных норм, сообщения заведомо ложных сведений о себе или о цели своего пребывания в РФ, неоднократного (два и более раза) в течение трех лет привлечения к административной ответственности, нарушения срока пребывания в РФ, участия в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности. Условием безоговорочных ограничений, запрещающих въезд в Россию иностранцу, в первую очередь признается обеспечение обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка, защиты здоровья населения. В том числе запрещается въезд иностранцев, которые в период своего предыдущего пребывания подвергались административному выдворению за пределы РФ, депортировались либо были переданы РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами; не представили документы, необходимые для получения визы, либо в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ и отсутствует подтверждение компетентного органа о применении процедуры реадмиссии [3, с. 63].
Решение о неразрешении въезда иностранца на территорию России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 января 2015 г. № 12 «О порядке принятия ре-
шения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» правомочны принимать государственные органы: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, СВР России, МИД России, ФСИН, ФТС России, Росфинмониторинг. Каждый из названных органов принимает решение о неразрешении въезда иностранным гражданам и лицам без гражданства на основании порядка, изложенного в ведомственном регламенте. Так, органы МВД России пользуются Приказом МВД России от 8 мая 2019 г. № 303 «Об утверждении Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию», у органов ФСИН для такой работы имеется свой приказ от 14 августа 2020 г. № 556 «Об утверждении Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, имеющего неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства и уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию». Аналогичные приказы имеют и другие государственные органы.
Говоря о принятии государственными органами решений о неразрешении въезда иностранцам в Россию, следует отметить, что за январь-июнь 2022 года МВД России направ-
лено 80 273 представлений о неразрешении въезда в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, за аналогичный период 2021 года въезд был запрещен более 98 000 мигрантам. За первое полугодие 2020 года МВД России запретило въезд почти 111 000 иностранных граждан, за такие же периоды 2019 года - более 135 000, 2018 года - свыше 145 000 [4]. МВД России сообщает, что основными причинами запрета въезда иностранцам на территорию России являются нарушение сроков временного пребывания и незаконная трудовая деятельность. В большинстве случаев речь идет о приезжих в РФ иностранных гражданах из ближнего зарубежья в безвизовом порядке [1].
Как было сказано, решение о неразрешении въезда в РФ иностранцам принимается по различным основаниям, как за административные правонарушения, так и в целях безопасности общества и государства. Следовательно, наличие принятого в отношении иностранца решения компетентных органов о неразрешении въезда на территорию Россию имеет двоякое проявление. В первом случае -это однозначное наказание конкретного иностранца за ранее совершенные им административные правонарушения. В данном случае иностранец лишается возможности въезда в Россию с любой индивидуальной целью: трудоустройства, обучения, а иногда и с целью воссоединения с семьей. Второй случай - когда иностранцу неразрешен въезд по причине нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации по причинам обеспечения обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка, защиты здоровья населения. В данном случае это неразрешение представляет собой государственное принуждение в виде применения предупредительной меры.
Исходя из этой двойственности было бы логичным предложить вычленить из понятия неразрешения въезда на территорию РФ отдельный вид наказания - административный запрет въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Новый вид административного наказания установит понятный и прозрачный механизм применения административного запрета въезда иностранцев в соответствии с КоАП РФ. Иностранцы будут подвергаться данному виду наказания именно за ранее совершенные правонарушения.
В действующем административном законодательстве, использующем понятие «неразрешение въезда в РФ» как меру государственного принуждения к иностранцам, появится новый вид административного наказания -административный запрет въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, который станет составной частью института административной ответственности. Административный запрет въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства как вид наказания возможно включить пунктом 12 в ст. 3.2 «Виды административных наказаний» КоАП РФ. Данный вид наказания может применяться и как основное, и как дополнительное наказание за совершенные на территории России административные правонарушения, в зависимости от того, когда такое правонарушение обнаружено (находится ли иностранец на территории РФ, или он за пределами России).
Главу 3 «Административные наказания» КоАП РФ следует дополнить ст. 3.15 «Административный запрет въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства», в которой в ч. 1 прописать: «Административный запрет въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства заключается во временном запрете иностранному гражданину или лицу без гражданства въезжать и находиться на территории Российской Федерации за совершенные правонарушения в соответствии с настоящим Кодексом»; часть 2 этой статьи изложить в следующей редакции: «Административный запрет въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства назначается судом как дополнительное наказание к административному выдворению. Административный запрет въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства применяется как основное наказание в случае обнаружения правонарушения, совершенного иностранным гражданином или лицом без гражданства после его выезда за пределы Российской Федерации»; часть 3 указанной статьи изложить: «Административный запрет въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается на срок от одного года до пяти лет». Также необходимо добавить в перечень наказаний ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ, которые применяются как основные и как дополнительные наказания, новый вид наказания «Административный запрет на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства».
КоАП РФ имеет много статей, содержащих составы правонарушений, за совершение которых иностранцами, к ним постфактум разными правоохранительными органами принимаются решения о неразрешении въезда в РФ. Если ввести в эти статьи КоАП РФ два дополнительных квалифицирующих признака, а именно: 1) специальный субъект - иностранный гражданин или лицо без гражданства; 2) неоднократность совершения этим лицом правонарушения, логичным было бы применение к специальному субъекту и специальных видов наказания. Основным видом наказания могло выступать административное выдворение, применяемое в случае если иностранец находится на территории Российской Федерации, дополнительным видом наказания мог использоваться административный запрет въезда иностранцу в РФ, если наказание применяется к лицу, выехавшему за пределы Российской Федерации.
Если же говорить о специальной для иностранцев главе 18 КоАП РФ, то целесообразно предложить следующие изменения и дополнения:
- в ч. 4 ст. 18.8 имеющиеся санкции изменить на административное выдворение с административным запретом въезда в РФ на срок от одного года до трех лет, в ч. 5 ст. 18.8 санкции заменить на административное выдворение с административным запретом въезда в РФ на срок от трех лет до пяти лет.
Таким образом, административный запрет въезда иностранцам за административные правонарушения будет ограничен сроком на пять лет. И за разные правонарушения срок административного запрета въезда будет дифференцирован. В настоящее время сроки неразрешения въезда иностранцу в Россию, как правило, начинаются от пяти лет и нередко достигают десяти лет.
Применять новый вида административного наказания - административный запрет въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства должен только суд, на основании правил производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, процедура обжалования такого судебного решения регламентирована также КоАП РФ.
Российская Федерация нуждается в притоке мигрантов. Провести амнистию трудовых мигрантов, депортированных из России за мелкие правонарушения, предложил замес-
титель председателя Комитета Госдумы по экономической политике А. Кирьянов. Он пояснил, что эта мера поможет привлечь на российский рынок труда от нескольких десятков тысяч до 200 тысяч иностранных рабочих, в которых больше всего заинтересован строительный комплекс РФ [5], что чрезвычайно актуально в условиях сложившейся в государстве ситуации.
Вторая область принятия решений о неразрешении въезда иностранцам в Россию не связана с совершением ими административных правонарушений. Здесь во главу угла ставится обеспечение обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка, защиты здоровья населения.
Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу гражданки Республики Молдова Н. Г. Морарь на нарушение ее конституционных прав п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», определил, что законодательное регулирование запретов на въезд в РФ иностранных граждан согласуется с закрепленным в Конституции РФ принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ, которые в силу ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ.
Однако заслуживает внимание особое мнение судьи Конституционного Суда РФ А. Л. Кононова, выразившего свое несогласие с аргументами и выводами Конституционного Суда РФ по жалобе Н. Г. Морарь. Судья указывает на то, что суд, аргументируя свой отказ в принятии к рассмотрению жалобы Н. Г. Морарь, фактически обосновывает безоговорочное и бесконтрольное право государства устанавливать для неграждан особые правила и ограничения въезда на «суверенную» территорию, что не согласуется ни с конституционными гарантиями правового положения личности, ни с международной практикой понимания и применения правовых принципов, касающихся прав человека [3, с. 63].
Следует согласиться с выводами судьи А. Л. Кононова, поскольку существующие нормы закона создают предпосылки нарушения национального режима для иностранных граждан, который провозглашен ст. 27 и ст. 62 Конституции РФ. Из названного принципа прямо вытекает равенство прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, кроме случав, установленных федеральным законом или международным договором, в том числе права на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства каждого, кто законно находится на территории РФ.
Миграционное законодательство Российской Федерации далеко от совершенства, действующие нормы расплывчаты и неконкретны, имеется большое количество отсылочных норм, в том числе к подзаконным нормативным актам. В соответствии с тем, что Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55), автор считает, что механизм принятия решений о неразрешении въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ должен быть закреплен отдельным федеральным законом (в настоящее время неразрешение въезда и запрет на въезд иностранцев в РФ установлены несколькими законами РФ и большим количеством подзаконных актов). Такой федеральный закон мог бы получить, например, название «О неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства». Хотелось бы предложить по аналогии с КоАП РФ утвердить единое правило принятия решения о неразрешении въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию исключительно судом.
Предлагаемый закон должен указывать:
- основания для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранцев (перечень оснований должен быть исчерпывающим);
- суды как единственные органы, принимающие (отменяющие) решения о неразреше-
нии въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранцев;
- компетентные государственные органы, инициирующие принятие (отмену) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранцев (перечень органов должен быть исчерпывающим);
- процедуру рассмотрения и разрешения дел о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранцев, которая должна осуществляться в соответствии с Кодексом административного производства РФ;
- права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, попадающих под возможность применения к ним неразрешения въезда, а также их представителей;
- сроки возбуждения судебного производства, рассмотрения и разрешения дела, сроки обжалования принятого решения.
Догматика современного административного права непременно к числу основополагающих институтов этой отрасли права относит судебный контроль за деятельностью органов публичной власти и их должностных лиц. Административное судопроизводство с логических правовых позиций учреждается для контроля, проверки, оценки и юридического измерения публичного управления (исполнение конституционно-правовой функции судебной власти по отношению к исполнительной (административной) власти) [2, с. 11].
Принятие решений о неразрешении въезда иностранцам в Российскую Федерацию достаточно большим количеством государственных органов при наличии возможностей административного судопроизводства концептуально неверно. Единственным органом, компетентным принимать решения в области ограничения конституционных прав человека и гражданина, в том числе иностранного гражданина и лица без гражданства, должен являться суд.
Для возможности регламентации судебной процедуры принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранца КАС РФ необходимо дополнить главой 33 «Производство по административным делам, связанным с основаниями для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства».
В данной главе должны быть отражены:
- правила предъявления административного иска компетентными органами (указанными в Федеральном Законе «О неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства»);
- срок обращения с административным исковым заявлением в суд;
- требования к административному исковому заявлению с основаниями для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства;
- лица, участвующие в деле по основаниям для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства;
- рассмотрение судом вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства;
- прекращение производства по административному делу о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства;
- судебное разбирательство по административным делам о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства;
- решение суда по административному делу о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства;
- обжалование судебного акта по административному делу о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эти гарантии также распространяются на иностранцев.
В настоящее время решение о неразрешении въезда на территорию России иностранцу принимается определенным компетентным органом государственной власти в соответствии с подзаконным нормативным актом в рамках полномочий данного органа. Такое
решение зачастую не доводится до сведения лица, которому неразрешение установлено. Законодательством Российской Федерации не определены единые правила и возможности обжалования данных решений, в том числе в судебных органах власти. На основании этого говорить о правовом государстве и национальном режиме для иностранцев на территории России крайне сложно.
В Российской Федерации существуют административные и судебные механизмы защиты прав и свобод граждан, которыми вправе пользоваться и иностранцы. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обжаловать наложенные на них ограничения в части въезда в Россию путем подачи административных исковых заявлений в соответствии с гл. 22 КАС РФ. Если же в КАС РФ будет введена отдельная гл. 33 «Производство по административным делам, связанным с основаниями для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства», то в рамках названного производства будут введены правовые нормы, направленные на установление отдельной процедуры обжалования решений судов в части ограничения въезда на территории Российской Федерации. Это придаст и принятию судебных решений о неразрешении въезда иностранцам в РФ, и обжалованию таких решений упорядоченный и прозрачный характер, четко урегулированный специальными нормами административного процессуального права.
Главная задача любого государства - защита прав и свобод граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на его территории, а также поддержание своей безопасности. Статус правового государства заключается в том, что само государство неукоснительно соблюдает нормы права, установленные законами, и обязательно само исполняет решения своих судов. Принятие Российской Федерацией конкретных законов, содержащих нормы прямого действия, устанавливающих возможности и правила ограничения прав и свобод иностранцев, будет способствовать формированию принципа взаимной ответственности государства и личности, бесспорной легитимности деятельности органов государственной власти.
Список источников
1. Миролюбова С. Ю. Право на свободу передвижения - основное право и свобода человека и гражданина // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2008. № 2-1 (16). С. 97-103.
2. Старилов Ю. Н. Принятие Кодекса администр ативного судопроизводства Российской Федерации - важнейший этап судебной реформы и модернизации административно-процессуального законодательства // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2015. № 2 (21). С. 8-15.
3. Юркова Т. Н. Реализация иностранным гражданином конституционного права на въезд, пребывание и выезд с территории Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2010. № 3. С. 61-68.
4. Более 176 тыс. иностранцев запретили въезд в Россию в 2021 году. URL: https://tass.ru/obschestvo/13518071.
5. В Госдуме предложили вернуть в Россию часть депортированных мигрантов. URL: https://rg.ru/2023/03/19/opytnym-putem.html.
References
1. Mirolyubova S. Yu. [The right to freedom of movement is the fundamental right and freedom
of man and citizen]. Vestnik Kaliningradskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Kaliningrad Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2008, no. 2-1 (16). pp. 97103. (in Russ.)
2. Starilov Yu. N. [The adoption of the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation is the most important stage of judicial reform and modernization of administrative procedural leg islation]. Vestnik VGU. Seriya: Pravo [Bulletin of the VSU. Series: Law], 2015, no. 2 (21), pp. 815. (in Russ.)
3. Yurkova T. N. [Implementation by a foreign citizen of the constitutional right to enter, stay and leave the territory of the Russian Federation]. Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik [North Caucasian Legal Bulletin], 2010, no. 3, pp. 61-68. (in Russ.)
4. Bolee 176 tys. inostrantsev zapretili v"ezd v Rossiyu v 2021 godu [More than 176 thousand foreigners were banned from entering Russia in 2021]. Available at: tass.ru/obschestvo/13518071.
5. V Gosdume predlozhili vernut' v Rossiyu chast' deportirovannykh migrantov [The State Duma proposed to return some of the deported migrants to Russia]. Available at: rg. ru/2023/03/19/opytnym-putem.html.
Информация об авторе
Смашникова Татьяна Борисовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия.
Information about the author
Tatyana B. Smashnikova, Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Depart-me nt of Constitutional and Administrative Law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.
Поступила в редакцию 5 мая 2023 г.
Received May 5, 2023