Научная статья на тему 'Сирийский кризис в контексте российско-американских отношений'

Сирийский кризис в контексте российско-американских отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
212
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЙСКИЙ КОНФЛИКТ / РОССИЯ / США / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ РОССИИ В СИРИИ / ИГИЛ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воробьев Сергей Владимирович, Каширина Татьяна Владиславовна

На основе рассмотрения российско-американских соглашений по урегулированию сирийского кризиса определены причины разногласий между Россией и США с учётом современной геополитической ситуации и стратегических интересов обеих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Syrian crisis in the context of Russian-American relations

Based on a study of US-Russian agreements reached in the course of the settlement of the Syrian crisis, determined the causes of the differences between Russia and the United States in view of the current geopolitical situation and the strategic interests of both countries.

Текст научной работы на тему «Сирийский кризис в контексте российско-американских отношений»

УДК 327(569/1+47+73)

Сирийский кризис в контексте российско-американских отношений

Сергей ВОРОБЬЕВ Татьяна КАШИРИНА

Структура и причины сирийского конфликта

В 2011 г. в арабских странах

Ближнего Востока и Северной Африки начались массовые антиправительственные выступления революционного характера с целью кардинальной смены формы правления и государственного устройства. Основными причинами так называемой «арабской весны» стали:

- социально-экономический кризис и низкий уровень жизни населения;

- долгое и безраздельное правление одних и тех же политических лидеров и политических партий;

- имущественное расслоение населения;

- религиозные противоречия, имеющие исторический характер (сунниты - шииты).

Особенностями этого региона исторически было и то, что он являлся ареной противостояния двух противоборствующих идеологически разных политических систем, возглавляемых в ХХ в. США и Советским Союзом.

Особое место среди событий «арабской весны» занимает политический кризис в Сирии, переросший

ВОРОБЬЕВ Сергей Владимирович - доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений (Дипломатическая академия МИД России). E-mail: 352147@gmail.com

КАШИРИНА Татьяна Владиславовна - доктор исторических наук, заведующая кафедрой международных отношений (Дипломатическая академия МИД России). E-mail: Kashirina73@ mail.ru

Ключевые слова: сирийский конфликт, Россия, США, международный терроризм, военная операция России в Сирии, ИГИЛ.

в гражданскую войну, а затем в кровопролитный и затяжной международный региональный конфликт, затронувший интересы не только многих стран этого региона и международного сообщества, но и остающийся камнем преткновения в международных отношениях России и Соединённых Штатов Америки уже в XXI в.

Используя подходы политической конфликтологии, следует вспомнить, что международный конфликт - это один из видов политических конфликтов, открытое политическое столкновение двух и более государств (или иных международных акторов) на основе несовпадения или противоречия их интересов; это открытое политическое столкновение международных акторов на основе противоречия их основополагающих интересов, базовых ценностей и самоидентификаций [1].

Оценивая структуру этого международного конфликта, следует выделить его основные элементы и дать им краткую характеристику.

Так, объектом сирийского конфликта являются правящие законные властные структуры Сирии. Предметом его, исходя из основной национальной стратегии в международных отношениях, получившей наибольшее распространение в международной среде в период президентства в США Б. Обамы, которая имеет название «смена режимов», является свержение правительства Башара Асада; цель конфликта - создание коалиционного правитель-

ства национального единства с участием представителей так называемой умеренной оппозиции.

Конфликтные отношения - в широком смысле - сложились между:

- Сирией и сирийской оппозицией, опирающейся на помощь Запада;

- Сирией и международным терроризмом. В узком смысле - между правительственными силами (БААС (ПАСВ), алавиты) и вооружённой оппозицией (сунниты и радикальные исламисты), ИГИЛ*.

Прямыми (противоборствующими) сторонами сирийского конфликта являются: государственный актор - сирийские правительственные войска и негосударственный актор - боевики сирийской оппозиции (исламисты) Свободная армия Сирии, Исламский фронт, ИГИЛ и третья сторона - курды.

Особенности сирийского конфликта:

- конфликтное противодействие участников, сопровождающееся информационной войной;

- введение экономических санкций со стороны Евросюза и Лиги арабских государств (ЛАГ);

- активное влияние на развитие конфликта сил, использующих формы диверсионно-партизанской войны.

Одним из серьёзных его последствий стала гуманитарная катастрофа: разрушены медицинские учреждения, продолжается гибель людей, множится число беженцев. Вмешательство России и Китая

1 Международные организации и урегулирование конфликтов: Учебное пособие / отв. ред. Т. А. Закаурцева, Т. В. Каширина. М.: ИТК «Дашков и К°», 2017. С. 31.

* Деятельность ИГИЛ законодательно запрещена на территории Российской Федерации.

4/2017

0Б0ЗРЕВАТЕЛЬ-0BSERVER

45

не позволило свергнуть законное правительство Сирийской Арабской Республики и осуществить военную интервенцию стран Запада, но привело к активному военному участию России и международной антитеррористической коалиции стран Запада.

Обозначая причины сирийского конфликта, следует отметить, что в качестве определяющей необходимо выделить вмешательство внешних сил (стран Запада), осуществлявших «демократизацию» стран Ближнего Востока и способствовавших активизации внешней оппозиции.

Другие причины:

- социально-экономические проблемы (стратификация общества);

- политические проблемы (длительное нахождение у власти партии БААС, семьи Асада);

- склонность правящих сил к авторитаризму;

- религиозные проблемы (власть алавитов);

- этническая проблема - курды (10% населения);

- переселение беженцев из Ирака.

Немаловажной причиной является стремление западных стран к вытеснению России из Ближневосточного региона.

Российско-американские договорённости при урегулировании сирийского конфликта и оценка дестабилизирующих факторов

Согласно внешнеполитическим документам России и США борьба с международным терроризмом рассматривается в качестве важнейшей задачи государств и ключевого приоритета в сфере международной безопасности, что даёт основание определить её как сферу совпадающих интересов двух стран. Существенным расхождением является отношение к правительству и личности Б. Асада. По линии борьбы с ИГИЛ Соединённые Штаты собираются поддерживать и оснащать

умеренную сирийскую оппозицию как противовес террористам, так и «жёстокому режиму» Б. Асада [2]. В целом Вашингтон выступает за военный способ разрешения конфликта под лозунгом «Асад должен уйти»; Россия - за сохранение легитимного главы государства Б. Асада, за политическое урегулирование ситуации в Сирии при сохранении единства, независимости и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики как светского, демократического государства [3].

2 National security strategy of the United States. Feb. 2015. Washington, D.C., 2015 // URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs /2015_national_security_strategy_2.pdf; Каширина Т. В. Российско-американские отношения на современном этапе // Современная наука и инновации. 2016. № 3.

3 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г. № 640) // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248

Настрой США и западных стран на военное вмешательство в Сирию, которая могла повторить судьбу Ирака и Ливии, предопределил наложение Россией и Китаем вето в Совете Безопасности ООН (4 октября 2011 г. и 4 февраля 2012 г.) на проекты резолюции о международном вмешательстве в конфликт.

В период острого политического противостояния 19 марта 2013 г. под Алеппо и 21 августа под Дамаском антиправительственными силами было применено химическое оружие. Россия на переговорах с правительством Б. Асада сумела убедить сирийское руководство вывезти с территории страны химическое оружие, что, по сути, предотвратило вероятность военного вмешательства стран Запада в сирийский конфликт.

США и Россия, а также эксперты ООН с октября 2013 г. по июнь 2014 г. осуществляли вывоз запасов химического оружия кораблями ВМС США (российские корабли осуществляли конвой), на которых и производилась техническая ликвидация (переработка) химических боеприпасов [4].

С 2014 г. существенным дестабилизирующим фактором в регионе является деятельность террористической организации ИГИЛ. В период с 2012 по 2014 г. ближневосточные союзники по антиасадов-ской коалиции при поддержке США

активно снабжали ИГИЛ деньгами и оружием, способствуя его усилению и превращению в серьёзную военную силу [5, с. 6], которая, стремясь к созданию «арабского халифата», на протяжении 2015 г. захватила часть территории Ирака и фактически две трети территории Сирии. Успех боевиков во многом связан с полной логистической, разведывательной, инфраструктурной, экономической поддержкой действий ИГИЛ рядом региональных государств [5, с. 8].

Избегая полномасштабной войны, США, возвратив свой военный контингент в Ирак, с сентября 2014 г. начали наносить авиаудары по позициям ИГИЛ в Сирии и Ираке.

По просьбе правительства Б. Аса-да с сентября 2015 г. по февраль 2016 г. группировка российских ВКС начала наносить бомбовые удары по позициям боевиков ИГИЛ. Благодаря этому стратегическая инициатива была возвращена правительству Б. Асада и правительственной сирийской армии.

В период активной фазы применения российских ВКС по позициям боевиков наносилось от 30 до 85 авиаударов в сутки [6].

22 февраля 2016 г. Россия и США выступили с совместным заявлением о прекращении боевых действий в Сирии [7]. В соответст-

4 Никитин А. И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование: Учебник. М.: Аспект-Пресс, 2017. С. 358.

5 ИГИЛ как угроза международной безопасности: / кол. авт., под ред. канд. филол. наук А. В. Глазовой. М.: РИСИ, 2015.

6 http://ruxpert.ru/

7 Сравнительный анализ выполнения российско-американских договорённостей // URL: http://www.mid.rU/ru/maps/sy/-/asset_publisher /9fcjSOwMERcf/content/id/2494622

вии с достигнутыми договорённостями была создана Международная группа поддержки Сирии и Целевая группа по прекращению огня под председательством России и США, занимавшаяся обменом данных о нарушении режима прекращения боевых действий (РПБД), введённого с 27 февраля 2016 г. Основными целями достигнутых соглашений являлись:

- определение границ, удерживаемых ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусрой» (крыло «Аль-Каиды»);

- обеспечение участия умеренной оппозиции в переговорах;

- отказ от захвата новых территорий;

- доставка гуманитарной помощи сирийскому населению, страдающему от военных действий, гуманитарными организациями.

Российская Федерация главный упор делает на достижении безопасности в этом и других регионах за счёт политико-дипломатических переговоров, разрешения противоречий между государствами без применения военной силы [8].

Исходя из такого подхода, на российско-американских переговорах (9 сентября 2016 г.) была достигнута договорённость «Снижение уровня насилия, восстановление доступа и создание Совместного исполнительного центра» [7]. Приоритетной задачей соглашения являлось размежевание территорий, подконтрольных ИГИЛ, «Джабхат ан-Ну-срой» и силам умеренной оппозиции. Россия и США должны были завершить создание карты особых

районов с указанием этих территорий. В рамках Совместного исполнительного центра предусматривался обмен разведданными для более точного нанесения авиаударов ВКС России и ВВС США. В осаждённый Алеппо по дороге Кастелло должны были быть доставлены гуманитарные грузы под контролем миссии ООН.

С 12 сентября 2016 г. на всей территории Сирии был восстановлен РПБД, в нарушение которого 19 сентября в районе г. Дейр-эз-Зоре, якобы по ошибке, ВВС США нанесли авиуадар по позициям правительственной сирийской армии (погибло 80 военных, ранено 150). Этот силовой сигнал со стороны США Б. Асаду, по сути, разрушил достигнутые договорённости. Карты с размежеванием территорий так и не были составлены, безопасность доставки гуманитарных грузов не была в полной мере обеспечена, Совместный исполнительный центр из-за отказа представителей американской стороны так и не заработал. 3 октября Соединённые Штаты заявили о прекращении переговоров.

Выделяя причины российско-американских разногласий при урегулировании сирийского конфликта, следует указать:

- во-первых, Россия и США являются геополитическими и стратегическими соперниками, а в отдельных случаях противниками не только в этом регионе, но и в мире. Так, интересы обоих государств кардинально расходятся на чувствитель-

8 Воробьев С. В., Воробьев С. С. Стратегическое ядерное сдерживание в международных отношениях: политический и военный аспекты // Дипломатическая служба. 2016. № 2. С. 39.

ном для России постсоветском пространстве;

- во-вторых, Россия озабочена возможным проникновением ИГИЛ в регионы Центральной Азии, Кавказа, Закавказья или усилением его влияния на постсоветской территории. Тем более что выходцы из России и СНГ воюют в составе ИГИЛ;

- в-третьих, Россия гораздо больше заинтересована в сохранении влияния в Сирии, своём давнем союзнике, где расположена единственная в Средиземном море военно-морская база ВМФ России в Тартусе и военно-воздушная база «Хмеймим»;

- в-четвёртых, основным расхождением российских и американских позиций в урегулировании сирийского кризиса является отношение к Б. Асаду. Россия выступает за сохранение легитимного главы государства, с возможностью разработки новой конституции и даже, может быть, предлагаемого американской стороной допущения представителей умеренной оппозиции в органы власти. Теперь Соединённые Штаты Америки уже не настаивают так категорично, как раньше, на отставке Б. Асада.

Совершенно очевидно, что большую опасность ИГИЛ представляет

для национальной безопасности России, чем для США: они территориально достаточно далеки от региона Ближнего Востока, от потоков беженцев, направляющихся в Европу. Хотя США декларируют своею целью борьбу с международным терроризмом, но сегодня, по прошествии более 15 лет после террористической атаки 11 сентября 2001 г., эта борьба носит несколько абстрактный характер, так как существенно не затрагивает американские национальные интересы.

Исходя из этого, Россия вынуждена играть ведущую роль, военную и дипломатическую, в урегулировании сирийского кризиса. Есть все основания утверждать, что именно роль российской дипломатии будет возрастать. Благодаря усилиям российских дипломатов активную роль в решении сирийской проблемы начали играть Турция и Иран. Об этом свидетельствует международная встреча по Сирии в Астане 2324 января 2017 г. [9] делегаций Ирана, России и Турции с участием представителей вооружённой сирийской оппозиции. В целом главной проблемой остаётся исполнение достигнутых договорённостей всеми сторонами сирийского конфликта.

Библиография • References

Воробьев С. В., Воробьев С. С. Стратегическое ядерное сдерживание в международных отношениях: политический и военный аспекты // Дипломатическая служба. 2016. № 2. С. 38-43.

[Vorob'ev S.V., Vorob'ev S. S. Strategicheskoe jadernoe sderzhivanie v mezhdunarodnyh otnoshenijah: politicheskij i voennyj aspekty // Diplomaticheskaja sluzhba. 2016. № 2. S. 38-43]

9 Совместное заявление Ирана, России, Турции по итогам международной встречи по Сирии в Астане, 23-24 января 2017 г. // URL: http://www. mid.ru/ru/maps/sy/-/asset_ publisher/9fcjSOwMERcf/content/id/2610777

ИГИЛ как угроза международной безопасности / колл. авт.; под ред. канд. филол.

наук А. В. Глазовой. М.: РИСИ, 2015. - 188 с. [IGIL kak ugroza mezhdunarodnoj bezopasnosti / koll. avt.; pod red. kand. filol. nauk

A. V. Glazovoj. M.: RISI, 2015. - 188 s.] Каширина Т. В. Российско-американские отношения на современном этапе //

Современная наука и инновации. 2016. № 3. С. 261-265. [Kashirina T. V. Rossijsko-amerikanskie otnoshenija na sovremennom jetape //

Sovremennaja nauka i innovacii. 2016. № 3. S. 261-265] Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г. № 640) // URL: http:// www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/ [Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г. № 640) // URL: http:// www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/] Международные организации и урегулирование конфликтов: Учебное пособие / отв. ред. Т. А. Закаурцева, Т. В. Каширина. М.: ИТК «Дашков и К°», 2017. -188 с.

[Mezhdunarodnye organizacii i uregulirovanie konfliktov: Uchebnoe posobie / otv. red.

T. A. Zakaurceva, T. V. Kashirina. M.: ITK «Dashkov i K°», 2017. - 188 s.] Никитин А. И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество,

урегулирование: Учебник. М.: Аспект-Пресс, 2017. - 384 с. [Nikitin A. I. Mezhdunarodnye konflikty: vmeshatel'stvo, mirotvorchestvo,

uregulirovanie: Uchebnik. M.: Aspekt-Press, 2017. - 384 s.] Совместное заявление Ирана, России, Турции по итогам международной встречи по Сирии в Астане, 23-24 января 2017 года // URL: http://www.mid.ru/ru/ maps/sy/-/asset_publisher/9fcjS0wMERcf/content/id/2610777 [Sovmestnoe zajavlenie Irana, Rossii, Turcii po itogam mezhdunarodnoj vstrechi po Sirii v Astane, 23-24 janvarja 2017 goda // URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ sy/-/asset_publisher/9fcjS0wMERcf/content/id/2610777] Сравнительный анализ выполнения российско-американских договорённостей / / URL: http://www.mid.ru/ru/maps/sy/-/asset_publisher/9fcjS0wMERcf/ content/id/2494622 [Sravnitel'nyj analiz vypolnenija rossijsko-amerikanskih dogovorjonnostej // URL: http://www.mid.ru/ru/maps/sy/-/asset_publisher/9fcjS0wMERcf/content/ id/2494622]

National security strategy of the United States. Feb. 2015. Washington, D.C,, 2015 // URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_ security_strategy_2.pdf http://ruxpert.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.