Научная статья на тему 'ИНИЦИАТИВЫ И РОЛЬ РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА'

ИНИЦИАТИВЫ И РОЛЬ РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1281
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЙСКИЙ КОНФЛИКТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ / ПЕРЕГОВОРЫ / СИРИЯ / РОССИЯ / США / SYRIA CONFLICT / INTERNATIONAL RELATIONS / PEACEFUL / REGULATION / NEGOTIATIONS / SYRIA / RUSSIA / USA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хлопов Олег Анатольевич

В статье анализируется развитие процесса урегулирования сирийского кризиса, выявляются интересы различных сторон, вовлеченных в этот конфликт. Автором отмечается особая роль и дипломатические инициативы России, направленные на поиск политического решения сложной ситуации, особое внимание уделяется анализу результатов переговоров по Сирии в астанинском формате. Россия выступает в качестве миротворца и привержена политическому урегулированию конфликта в соответствии нормами международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIATIVES AND THE ROLE OF RUSSIA IN SOLVING A CONFLICT IN SYRIA

The paper analyzes the development of solving Syrian crisis, defines the interests of different counterparts of the conflict. The author examines a special role and diplomatic initiatives of Russia aimed at the search of political settlement of the complex situation. The results of the negotiations on Syria in Astana format are highlighted. Russia is viewed as a peacemaker and an adherent of solving the international conflict in alignment with the norms of International law.

Текст научной работы на тему «ИНИЦИАТИВЫ И РОЛЬ РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Хлопов

Олег Анатольевич

Кандидат политических наук, доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), г. Москва

Oleg A. Khlopov

Candidate of Political Sciences, Associated Professor of the Faculty of International relations and foreign regional studies of the Russian State University for the Humanities (RSUH), Moscow

e-mail: [email protected] УДК 327

Инициативы и роль России в урегулировании сирийского конфликта

Initiatives and the role of Russia in solving a conflict in Syria

В статье анализируется развитие процесса урегулирования сирийского кризиса, выявляются интересы различных сторон, вовлеченных в этот конфликт. Автором отмечается особая роль и дипломатические инициативы России, направленные на поиск политического решения сложной ситуации, особое внимание уделяется анализу результатов переговоров по Сирии в астанинском формате. Россия выступает в качестве миротворца и привержена политическому урегулированию конфликта в соответствии нормами международного права.

Ключевые слова и словосочетания: сирийский конфликт, международные отношения, мирное урегулирования, переговоры, Сирия, Россия, США.

The paper analyzes the development of solving Syrian crisis, defines the interests of different counterparts of the conflict. The author examines a special role and diplomatic initiatives of Russia aimed at the search of political settlement of the complex situation. The results of the negotiations on Syria in Astana format are highlighted. Russia is viewed as a peacemaker and an adherent of solving the international conflict in alignment with the norms of International law.

Keywords: Syria conflict, international relations, peaceful regulation, negotiations, Syria, Russia, the USA.

Гражданская война в Сирии, начавшаяся весной 2011 года, активизировала скрытые конфликты и противоречия региона, заложенные еще во времена формирования новой политической карты Ближнего Востока после Первой мировой войны, создания новый государственных образования Францией и Великобританией в рамках системы «Сайкс-Пико». Сирийский конфликт усилил вовлеченность в сирийский политический процесс основных акторов международных отношений, для которых Ближний Восток представляет геополитический интерес. Столкновение такого обширного количества взглядов на ситуацию в Сирии, противоречие интересов участников как внутренних, так и внешних вывело этот конфликт на международный уровень.

Этнический состав Сирийской арабской республики (САР) очень разнородный. Около 86 % населения составляют арабы, 9% - курды. Также в стране проживают сирийские туркмены, черкесы - потомки мухаджиров переселенцев с Кавказа, армяне, ассирийцы и другие этнические меньшинства. В стране представлено множество религиозных конфессий, включающих в себя исламские и христианские группы

различных направлений и течений. Большинство составляют мусульмани сунниты - 74 %, 15% населения страны занимают, находящиеся у власти алавиты.

Причины сирийской гражданской войны и последующие событий, вызваны внутренними противоречиями: неудачные реформы Б. Асада, религиозные и этнические противоречия, отчужденность правящей элиты от народа, низкое социально-экономическое развитие общества, слабая система здравоохранения [1]. Однако также нельзя не заметить наличие внешнего воздействия и наличие углеводородных ресурсов у Сирии, благодаря чему антиправительственные протесты смогли перерасти в гражданскую войну, факт влияния на нее региональных и нерегиональных стран [2].

В разрешение сирийского кризиса одну из главных ролей играет Россия. С самого начала гражданской войны Москва осуществляет политико-дипломатические усилия, чтобы поддержать Дамаск. Так совместно с КНР были заблокированы в Совете Безопасности ООН ряд антисирийских проектов, резолюций западной коалиции, которые предусматривали введение санкций в отношении САР, а некоторые страны даже предполагали проведение военной интервенции против режима Башара Асада.

Российская Федерация с самого начала конфликта стала поставлять вооружение, технику и боеприпасы сирийской армии. Также было организована подготовка военных специалистов и предоставлены военные советники. Основная позиция правительства России по сирийскому вопросу исходит из того, что в соответствии с международным правом сила должна применяться только под контролем ООН, а вмешательство во внутренние дела государства с целью сменить политический режим неприемлемо [3].

Политическим руководством РФ «арабская весна» была воспринята как серия цветных революций, осуществляемых Вашингтоном, в результате которых в регионе активизировались действия исламских экстремистов и фундаменталистов различного толка [4].

Советом Федерации РФ было одобрено применение российских вооруженных сил в Сирии против террористов. Военная операция ВКС при поддержке ВМФ и других родов войск началась 30 сентября 2015 г., и к началу 2018 г. основная сила террористов, их коммуникация и инфраструктура были уничтожены.

Основной базой России в Сирии является аэродром в Хмеймине на побережье Средиземного моря, недалеко от города Латакия. Это больше, чем просто авиабаза: большая часть высокопоставленных российских военных, возглавляющих сирийскую кампанию, также находится там. На базе также находится центр по устранению конфликтов российской армии, который связывался с возглавляемой США коалицией, чтобы не допустить военных действий обеих сторон.

На юге в сирийском порту Тартус находится главная военно-морская база России и единственная база в Средиземном море. Российские подводные лодки и военные корабли, оснащенные крылатыми ракетами, часто обстреливали группы ИГИЛ и повстанцев против Асада, когда боевые действия в Сирии были еще интенсивными. В разгар сирийского конфликта Россия также имела значительное присутствие сухопутных войск в стране. Некоторые из этих войск были выведены в связи с прекращением боевых действий. Помимо военного присутствия в Сирии, Москва также предпринимает экономические интересы, российские нефтегазовые компании получили контракты на разработку углеводородов в Восточной Сирии.

Таким образом, сложились все условия для мирного процесса внутри сирийского государства.

В начале 2016 г. боевые действия в Сирии продемонстрировали необходимость возвращения к переговорам, начатым еще в 2012 г. До участия России в сирийской войне, у Запада не было сомнений, что оппозиции свергнет сирийский политический режим. Однако с проведением Россией военной операции позиции Б. Асада упрочнились. Помимо этого стала возрастать террористическая угроза Исламского государства (запрещенная в России), только за 2015 г. ее численность возросла с 25 тыс. боевиков до 36. Угроза распространения ИГ вне территории САР стала реальностью. Миграционный кризис усилился. Турция и Иордания были переполнены сирийскими беженцами. Миграционный поток испытала на себе и Европа. Эти факторы способствовали возобновлению женевского формата переговоров, которые открылись снова 29 января 2016 г.

Результаты переговоров были зафиксированы в итоговом документе из 12 пунктов. При всех своих разногласиях стороны были едины в том, что должно сохраняться территориальное единство страны. Были достигнуты договоренности о доставке гуманитарной помощи населению, а также по установлению режима перемирия, которое в скором времени было нарушено. Политический процесс внутри САР запустить не удалось. Переговорный процесс прервался и в дальнейшем, несмотря на все попытки запустить его в течение года не удавалось [5].

После того как женевский формат сирийского урегулирования зашел в тупик, Россия способствовала

созданию переговорной площадки в Астане.

14 декабря 2016 г. президенты России Владимир Путин и Турции Рэджеп Эрдоган решили предложить участникам сирийского конфликта провести переговоры в новом формате в Казахстане. Данная инициатива была поддержана президентов Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, который заявил, что готов предоставить все условия для проведения переговоров в Астане. Президент Казахстана подчеркнул, что республика изначально поддерживала международные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта в Сирии [6].

В декабре 2016 г. после проведения переговоров министры иностранных дел России, Ирана и Турции сделали Совместное заявление по взаимным мерам, цель которых оживить процесс урегулирования сирийского конфликта. Были подтверждены суверенитет, принципы территориального единства и целостности САР, а также многонациональность и многоконфессиональность ее населения [7].

23-24 января 2017 года в Астане прошел 1-й раунд переговорного процесса. Были представлены делегация САР, блок оппозиционных группировок, представители РФ, Турции, Ирана и ООН. Отличия астанинского формата от женевского заключаются, прежде всего, в том, что в переговорах участвуют представители вооруженных формированиях оппозиции, которые непосредственно участвуют в боевых действиях на местах. Также это конференция была первой, где участвовали обе стороны конфликта. Основной итог конференции - это достигнутая договоренность о формировании трехстороннего механизма контроля над перемирьем в САР, который взяли на себя Россия, Турция и Иран. Также огромная работа была проведена по разделению оппозиции и террористических групп по их местам дислокации. Российские переговорщики передали проект конституции САР представителям оппозиции.

По словам специального представителя Генсекретаря ООН по САР Стаффан де Мистура, Казахстан не раз проявил усилия по решению сложных международных ситуаций, его непостоянное членство в Совбезе ООН также хорошая возможность способствовать урегулированию сирийского конфликта [8].

14-15 марта 2017 г. прошел 3-й раунд переговоров по Сирии. Была поднята на обсуждение проблема дальнейшего конституционного устройства страны, а также впервые обсуждена проблема восстановления исторических памятников всемирного культурного наследия, разрушенных в Сирии в ходе боевых действий, таких, как, например, Пальмира.

3-4 мая 2017 г. прошел 4-й раунд астанинских переговоров, на котором были представлены все участники переговорного процесса и которые оказались наиболее успешными. Был подписан важный документ в рамках сирийского урегулирования - это Меморандум о создании в Сирии «четырех зон безопасности». Их предполагалось создать в провинциях Идлиб, части Латакии, Алеппо и Хамы, в северной части провинции Хомс, в Восточной Гуте и в некоторых районах юга САР, в провинциях Дераа и Кунейтра. В соответствии с меморандумом с 6 мая в этих зонах запрещалось использовать любой вид оружия. Границы зон заранее обозначались военными. Также меморандум предполагал быстрый и безопасный доступ гуманитарной помощи на указанные территории. По границам указанных зон устанавливались КПП и наблюдательные пункты. Государства-гаранты (РФ, Турция и Иран) подписали Совместное заявление, которое выражает поддержание суверенитета, единства и целостности территории САР. Также была подчеркнута убежденность сторон в том, что сирийский кризис можно решить только политическим способом.

14-16 сентября 2017 г. прошел 6-й раунд международных переговоров в Астане. В результате переговорного процесса было провозглашено создание зон деэскалации: к северу от Хомса, в Восточной Гуте - пригороде Дамаска, в районе границы САР с Иорданией (Дераа) и в провинции Идлиб. Также стороны приняли пакет следующих документов:

- правила функционирования полос безопасности, КПП и наблюдательных пунктов;

- правила применения военной силы подразделениями Сил контроля деэскалации;

- мандат на развертывание Сил контроля деэскалации;

- положение о совместном ирано-российско-турецком координационном центре по рассмотрению вопросов, связанных с соблюдением режима прекращения боевых действий в зонах деэскалации.

30-31 октября 2017 года прошел 7-й раунд переговоров по Сирии. Было обсуждено предложение российской делегации провести Конгресс сирийского национального диалога (КСНД) в Сочи, которое было сделано по инициативе В. Путина. По итоговому документу переговоров Конгресс было решено провести в рамках женевского формата урегулирования под эгидой ООН.

21-22 декабря 2017 года на 8-й международной встречи по САР были приняты важные документы, затрагивающие гуманитарное разминирование и освобождение заложников и пленных. Было выражено

удовлетворение процессом воплощения в жизнь Меморандума о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике от 4 мая 2017 года. Была подчеркнута решимость продолжать взаимодействие по окончательному уничтожению экстремистских групп ИГИЛ, «Джабхат Ан-Нусры» и других [9].

Сегодня по принятому соглашению в САР действуют четыре зоны деэскалации:

- территория к северу от Хомса;

- район Восточной Гуты (пригород Дамаска);

- территория на границе Сирии и Иордании (провинция Дераа);

- провинция Идлиб.

Мониторинг провинции Идлиб осуществляется совместными патрулями России, Ирана и Турции, а остальные зоны патрулируются российской военной полицией [10]. К сожалению, наряду с вооруженной оппозицией в указанных зонах остались боевики исламистов, которые нарушают мирный режим, что в свою очередь приводит к гибели мирных жителей.

Помимо указанных зон диэскалации боевых действий в Сирии по-прежнему существуют неподконтрольные правительству территории, где имеют влияние США и Турция. Часть таких территорий занята курдами, которые сохранили нейтралитет в гражданской войне. Под их контролем находятся часть сирийско-турецкой границы, кантоны Джазира, Евфрат и некоторые районы Алеппо.

После того как Россия вывела свои основные вооруженные силы из Сирии, Москва предложила провести Конгресс национального сирийского диалога в Сочи. На него пригласили около 1600 представителей слоев сирийского общества и представителей соседних государств. На конференции присутствовали наблюдатели из России, Ирана и Турции и других стран Ближнего Востока. ООН представлял специальный посланник Генерального секретаря по Сирии Стаффан де Мистура. США в последний момент отказались посылать своего представителя.

Главным успехом конференции стали переговоры о формировании конституционной комиссии. Был обсужден ее состав и принципы осуществления деятельности. Комиссия должна насчитывать 50 делегатов от внешней оппозиции и 100 представителей правительства и умеренной оппозиции. Непосредственная деятельность комиссии должна реализовываться во взаимодействии с ООН, действия должны координироваться с посланником Генсека ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой [11].

Стоит отметить последовательную российскую дипломатическую политику по Сирии. России удалось обеспечить свое военное присутствие в регионе на законном уровне (авиабаза в Хмеймим и военно-морская база в Тартусе) и взять контроль над воздушным пространством САР.

Москва успешно поддерживает своих региональных союзников - Сирию и Иран. Более того, Россия получает новых союзников в лице Иракского шиитского ополчения. Ближневосточный процесс сегодня благоприятно сказывается на стратегических интересах РФ. На глобальной арене Москва удачно сдерживает американские стремления менять политические режимы на Ближнем Востоке, противоречащие системе норм международного права.

Одна из основных проблем в Сирии - устранение последствий войны на территории Сирии и возврат беженцев к прежним местам жительства. Согласно докладу постпреда РФ при ООН Василия Небензя территория САР на 96% находится под контролем войск Асада, а также народных ополченцев, около 1,5 млн сирийских беженцев вернулись к себе домой [12]. Однако вне дома проживают еще около 7 млн. беженцев в основном на территориях прилежащих стран: Ирака, Иордании, Турции, Ливана и других стран [13].

К сожалению, в Сирии по-прежнему нет гарантий безопасности населению, так как военные провокации, различные террористические акты по-прежнему происходят. Жилой фонд не восстановлен, инфраструктура нарушена, электрическое и водное снабжение не налажено, отсутствует необходимое количество медицинских учреждений.

Что касается США и их западных партнеров, то они четко выразили свою позицию по сирийскому вопросу. Основное условие финансирования восстановления страны - это смена режима САР. Саудиты и их союзники предоставили только $150 млн. , чтобы восстановить город Ракку, который был взят курдами. Что касается Турции, то она всячески поддерживает сирийскую оппозицию, как в гуманитарном, так и в военном плане. Поддержкой Анкары также пользуются жители оккупированной северо-западной сирийской территории, которые лояльны Эрдогану. Последний планирует в занятые сирийские территории перевести некоторую часть беженцев и лагеря антисирийской оппозиции.

Давая объективную оценку событиям, происходящим в Сирии, следует отметить, что сегодня еще недостаточно предпосылок для быстрого восстановления государства и начала масштабного возвращения

беженцев на родину.

Один из факторов, мешающий мирному процессу, это присутствие огромное количество иностранных наемников на территории Сирии. Уход американских и турецких военнослужащих мог бы положительно сказаться на сложившейся ситуации, а пребывание российских и иранских сил, можно поставить под контроль СовБеза ООН, предав операции миротворческий статус.

Американский контингент в Сирии насчитывает порядка 2200 солдат и офицеров. По официальным заявлениям, цель американского пребывания - исключительно борьба с террористами [14]. Россия и правительство Б.Асада выступают за то, чтобы США покинули Сирию, и неоднократно заявляли, что США находятся в Сирии незаконно. В октябре 2019 г. российский министр иностранных дел С. Лавров отметил, что он все еще не верит, что Трамп выполнит свое заявление о выводе американских войск. «Дональд Трамп действительно много раз заявлял, что он выведет свои войска из Сирии и из других стран. Тогда другие действющие лица тормозят этот процесс. Я не исключаю, что сейчас мы наблюдаем нечто подобное».

Критики решения Трампа уйти из Сирии специально указывали на растущее влияние России как на проблему. «Резкий вывод американских войск из Сирии принесет пользу только России, Ирану и режиму Асада», - написал в Твиттере лидер большинства в Сенате США Митч Макконнелл, обычно верный союзник Трампа и один из самых ярых критиков отступления.

Россия и Турция, безусловно, приветствовали бы полный уход США из Сирии, потому что это дало бы Москве еще больше рычагов - не только в формировании будущего Сирии, но и во всей Средней Азии.

Турция вошла на территорию в Сирии с целью отбросить курдских боевиков с большой полосы недалеко от границы. По данным турецкого агентства новостей Anadolu, Эрдоган заявил Путину, что военная операция будет способствовать миру и стабильности в Сирии и проложит путь к политическим процессам в стране.

Хотя Турция стала для России важным партнером как в Сирии, так и на международной политической арене, Россия, очевидно, не поддерживает объявленные Турцией военные операции. Причина этого проста: как союзник правительства Асада, заявленная цель России состоит в том, чтобы отвоевать всю территорию Сирии у повстанцев и проамериканских сил, а трансграничная операция Турции может стать долгосрочным нарушением территориального суверенитета САР.

9 октября 2019 г. Дамаск сделала заявление о том, что он хочет перебросить свои войска. «Агрессивное поведение режима Эрдогана ясно демонстрирует турецкие экспансионистские амбиции на территории Сирийской Арабской Республики и не может быть оправдано ни под каким предлогом», - говорится в заявлении министерства иностранных дел Сирии.

Но Россия предложила договориться со всеми сторонами о решении проблемы. Согласно заявлению С.Лаврова, «России поддерживает связь как с представителями курдской стороны, так и с представителями правительства, и мы призываем их начать диалог для решения проблем этой части Сирии, в том числе проблем обеспечения безопасности на турецко-сирийской стороне». границы».

Курдские вооруженные отряды, сражающиеся на стороне США против ИГИЛ, также воевали на стороне России и сирийского правительства. Российское и сирийское правительство всегда поддерживали контакты с курдами в надежде заставить их подчиниться власти сирийского правительства, а сирийская армия сохраняет присутствие в районах, удерживаемых курдами. Москва имеет влияние на Анкару, Дамаск и курдов. В заявлении курдских властей, похоже, говорилось, что они приветствуют заявления министра иностранных дел России и надеются, что Россия сыграет свою роль в ослаблении ситуации.

Сегодня можно определить сформировавшуюся ситуацию в Сирии как разделение ее на зоны влияния. Территория восточнее реки Евфрат находится под американским влиянием. Идлиб, несмотря на российско-турецкие договоренности, несомненно, находится под влиянием Турции. Остальные территории находятся под контролем официального Дамаска или под влиянием Ирана.

В настоящее время руководство России ведет диалог с сирийским правительством по активизации сотрудничества в гуманитарной и экономической сферах. Очевидно, что в ближайшем будущем межрегиональные отношения будут интенсивно развиваться. Ведутся переговоры по взаимодействию округа Дамаска с Московской областью. Заключен ряд контрактов по восстановлению разрушенной в ходе войны инфраструктуры. Намечаются сделки в области энергетики, финансов, торговли и автопромышленности. Уже заключено несколько соглашений на сумму $ 850 миллионов. Также ведутся переговоры ряда компаний с сирийским правительством по проведению геологоразведки, а также разработки нефти и газа на суши и шельфе САР. Соответственно двухсторонние отношения в ближайшее время будут интенсивно наращиваться не только в политической, но и в торгово-экономической сфере.

Руководство Сирии не только заинтересовано в сотрудничестве с Россией, для него отношения с Москвой обуславливают выживание в сложившихся условиях, когда западный мир желает полной смены политической власти в стране. Поддержка Тегерана важна, но с одной иранской помощью руководство Башара Асада не смогло бы справится с кризисов и бороться с ИГИЛ.

Благодаря решительным действам России удалось избежать крупной военной компании против Сирии, сохранить ее суверенитент, перейти к политическом урегулированию кризиса.

Россия подтвердила статус ключевого регионального игрока на Ближнем Востоке благодаря военному присутствию, успешным боевым действиям против террористов, активной дипломатии. Россия поддерживает резолюцию 2254 Совета Безопасности ООН, принятую в 2015 г., которая призывает к прекращению огня и политическому урегулированию в Сирии и неоднократно заявляла, что альтернативы этой резолюции по Сирии нет.

Сирийский конфликт, скорее всего, не будет полностью разрешен в ближайшее время, слишком много было вскрыто проблем и противоречий на разных уровнях - от сирийского общества до интересов великих держав. Однако Россия по-прежнему будет прилагать все необходимые усилия для стабилизации ситуации в Сирийской Арабской Республике, оказывать гуманитарную помощь и способствовать возвращению страны к мирной жизни.

Библиографический список

1.Мустафаев Ф.М О некоторых проблемах, противоречиях и особенностях межэтноконфессионального общения в многонациональном и поликонфессиональном регионе // Исламоведение. 2011. № 4 (10). С. 77.

2.Хлопов О.А. Энергетические ресурсы Сирии как фактор нестабильности и одна из причин вооруженного конфликта // Сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции «Наука сегодня: в 4 частях. Научный центр «Диспут», Вологда, 23 октября 2015 г. Издательство: ООО «Маркер». Часть 4. 136 с. С. 129-132.

3.Концепция внешней политики РФ (от 30.11.16) // Kremlin.ru. Официальное интернет-представительство президента РФ. 25.04.2019. [Электронный ресурс] // kremlin.ru/acts/bank/41451

4.Кошкин Р.П Сирийский кризис: геополитика и проблемы восстановления страны // Стратегические приоритеты. 2018. № 3 (19). С. 68.

5.Боровкова М.И.Женевские мирные переговоры по Сирии в 2016 г. // В сборнике: Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований Материалы XII международной научно-практической конференции. 2017. С. 94-102.

6.Телефонные разговоры с президентами Российской Федерации Владимиром Путиным и Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом // Акорда. Информационное агентство. 26.04.2019. [Электронный ресурс]// http://www.akorda.kz/ru/events/international_community/phone_calls/telefonnye-razgovory-s-prezidentami-rossiiskoi -federacii-vladimirom-putinym-i-turcii-redzhepom-taiipom-erdoganom

7. Совместное заявление министров иностранных дел Исламской Республики Иран, Российской Федерации, Турецкой Республики по согласованным мерам, направленным на оживление политического процесса с целью прекращения сирийского конфликта, Москва, 20 декабря 2016 года // Министерство иностранных дел РФ. Caйт Министерства иностранных дел Российской Федерации. 28.04.2019. [Электронный ресурс]. // http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2573489

8. Сстреча со специальным посланником Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой // Акорда. Информационное агентство. 26.04.2019. [Электронный ресурс]. http://www.akorda.kz/ru/events/ akorda_ news/meetings_and_receptions/vstrecha-so-specialnym-poslannikom-generalnogo-sekretarya oon -po-sirii-staffanom-de-misturoi

9. Совместное заявление Ирана, России и Турции по итогам Международной встречи по Сирии в Астане, 21-22 декабря 2017 года. [Электронный ресурс] // http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/3001212

10.Меморандум о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. - 30.04.2019. [Электронный ресурс] // http://www.mid.ru/ru/maps/sy/-/asset_publisher/9fcjSOw MERcf/content/id/2746041

11. Белова И.В. Конгресс сирийского национального диалога в Сочи: шаг к урегулированию политического процесса как важного политического события в современной России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 296-300.

12. Выступление Постпреда РФ при ООН Василия Небензи на заседании Совбеза ООН // Россия 24. Российский федеральный государственный информационный телеканал. [Электронный ресурс] // https:// www.vestifinance.ru/videos/42321

13. Кошкин Р.П. Сирийский кризис: геополитика и проблемы восстановления страны // Стратегические приоритеты. 2018. № 3 (19). С. 71.

14.Война без конца: когда США уйдут из Сирии // Газета.ру. Информационный портал. 5.05.2019. [Электронный ресурс] // https://www.gazeta.ru/army/2018/09/25/11996599^Ыт1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.