Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2017. № 1
ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Ю.Ю. Скуратова
ПОЗИЦИЯ РОССИИ В СИРИЙСКОМ КРИЗИСЕ
Кризис в Сирии приводит к распространению терроризма, различных видов оружия и экстремизма по всему миру. Поэтому Россия предпринимает попытки по нормализации ситуации в Сирии. Россия не приемлет применение принудительных мер и вооруженной силы в обход ООН, поскольку это способствует затягиванию узла противоречий не только в Сирии, но на всем Ближнем Востоке. В сирийском кризисе Россия поддерживает действующий режим как единственную легитимную, с точки зрения международного права, власть в Сирийской арабской республике.
Ключевые слова: Сирия, Сирийский кризис, Россия, США, Асад, Исламское государство, ООН.
The crisis in Syria leads to the spread of terrorism, weapons and extremism worldwide. For that reason Russia is attempting to normalize the situation in Syria. However Russia does not accept the use of coercive measures and military force in circumvention of the UN as it contributes to the strengthening of contradictions not only in Syria but throughout the Middle East. Russia supports the current regime in the Syrian Arab Republic as the only legitimate one according to the international law.
Key words: Syria, Syrian crisis, Russia, USA, Asad, Islamic State, UN.
Сирийский кризис уже 5 лет является одной из наиболее острых проблем современных международных отношений. Россия предпринимает шаги, нацеленные на решение сирийского конфликта. Позиция Москвы основана на понимании того, что выход из этого кризиса возможен только политическим путем. Для урегулирования конфликта Россия проводит работу по нескольким направлениям. В первую очередь, это дипломатическая поддержка законного сирийского правительства и предотвращение попыток его смещения внешними силами. Во-вторых, это активное участие в межсирийском переговорном процессе, целью которого является поиск компромиссного решения сирийского конфликта.
Скуратова Юлия Юрьевна — соискатель факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: Skuratova@spa.msu.ru
В-третьих, это шаги по налаживанию диалога между всеми сторонами сирийского кризиса. В-четвертых, это военная операция, направленная на создание условий для переговорного процесса между всеми патриотически настроенными силами Сирии.
Данная позиция отвечает стратегическим интересам России в регионе и основана на широком опыте духовного и культурного, политического и экономического взаимодействия России с арабскими странами.
Первые контакты России с арабским миром зафиксированы в XII в., когда «на землю Палестины ступил игумен Даниил, автор первого дошедшего до нас отечественного письменного памятника о странствиях на христианский Восток»1. Православных паломников XVI—XVIII вв. интересовали святые земли, расположенные в Палестине, Сирии и Египте. «Наряду с неизбежным скрупулезным описанием христианских святынь и реликвий... в паломнических описаниях обнаруживается россыпь ценнейших данных о географии, природе, торговле, экономике, сельском хозяйстве, народонаселении. организации управления на государственном и провинциальных уровнях, этнографии, культуре, религиозных культах, нравах и обычаях жителей ближневосточного региона, их моральных качествах и ментальности»2.
Начало официальной дипломатической деятельности России на земле исторической Сирии было положено еще в XIX в., т.е. в османскую эпоху, открытием российских консульств в Яффе, Бейруте, а затем — в Дамаске. «В истории культурных связей России со странами Ближнего Востока важную роль играли православные школы, созданные в этих странах в 80—90 гг. XIX в. Императорским Православным Палестинским Обществом3. Руководимые преподавателями-россиянами, эти школы, при поддержке дипломатических представителей Российской империи, знакомили местное население, состоящее преимущественно из арабов, как с истинными ценностями православия, так и с достижениями русской национальной культуры, усвоение основ которой облегчалось не только преподаванием русского языка, в право-
1 Кириллина С.А. Очарованные странники. Арабо-мусульманский мир глазами российских паломников XVI—XVIII столетий. М., 2010. С. 11.
2 Там же. С. 15.
3 Императорское православное палестинское общество (ИППО) — старейшая в России международная благотворительная, научная и гуманитарная организация. Основана в 1882 году указом Александра III. Уставными целями организации являются содействие православному паломничеству на Святую землю, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока.
славных школах, но распространением его среди широких слоев коренного туземного населения»4.
Советский период ознаменовался идеологической близостью с рядом арабских стран. Так в 1944 г. между СССР и получившей независимость Сирией были установлены дипломатические отношения. «В годы "холодной войны" придерживающаяся социалистической ориентации САР стала одним из основных союзников Советского Союза на Ближнем Востоке»5.
После распада СССР ближневосточному направлению внешней политики не уделялось должного внимания. Позиции Россия на Ближнем Востоке были существенно ослаблены. Количество стран, традиционно относящихся к числу российских союзников, сократилось6.
Однако запас прочности российско-сирийских отношений, основанный на широком спектре социальных связей между двумя странами, позволил реанимировать двусторонние отношения. В начале XXI в. Россия активизировала ближневосточное направление в политике и сейчас стремится восстановить «широкий круг взаимосвязей экономического и военного характера» в арабском мире7. Эта тенденция придала «второе дыхание» российско-сирийским отношениям. Башар Асад 4 раза — в 2005 г., 2006 г., 2008 г. и 2015 г. посещал Россию, а в 2010 г. Д.А. Медведев нанес визит в Дамаск8. Сегодня Сирия является дружественным государством и выступает стратегическим партнером России в регионе.
Для России важно, чтобы Сирия была сильной и стабильной страной. Во-первых, это вопрос безопасности южных районов нашей страны. Распространение ИГ привело к дестабилизации региона9. В силу того, что подконтрольные ИГ территории находятся в непосредственной близости от российской границы, ИГ
4 Хохлов А.Н. Российские православные школы в Палестине и Сирии на рубеже XIX—XX веков // Императорское Православное Палестинское Общество [Официальный сайт]. URL: http://ippo.ru/history/school/s/4/ (дата обращения: 23.06.2015).
5 ПодцеробА.Б. Россия и Арабский мир. М., 2015. С. 118.
6 Филоник А.О. Экономические отношения России и Арабского Востока // Ближний Восток, арабское пробуждение: что дальше? М., 2015. С. 553.
7 Никонов В.А. Современный мир и его истоки. М., 2015. С. 442.
8 ПодцеробА.Б. Указ. соч. С. 120.
9 ИГИЛ (исламское государство Ирака и Леванта) — международная исламистская суннитская террористическая организация. В 2014 г. было провозглашено о создании исламского государства (ИГ) на захваченной боевиками ИГИЛ территории Ирака и Сирии. (ИГ — организация, запрещенная в Российской Федерации).
представляет угрозу национальной безопасности России10. Учитывая тот факт, что ислам является второй по числу верующих религией в России, опасной является также тенденция вербовки граждан России (преимущественно среди исповедующих ислам) для участия в боевых действиях. По данным на 2015 г., на стороне ИГ воюют уже около 2 тыс. граждан РФ11. Это может привести к тому, что, как заявил В.В. Путин, «воюющие на стороне ИГИЛ, граждане России и стран СНГ, которые пройдут там подготовку и могут, вернувшись, действовать уже на территории России»12. Поэтому президент России в выступлении, посвященном военной операции в Сирии, сказал, что «наши военные на территории Сирии борются с терроризмом и в этом смысле защищают интересы сирийского народа. Но не только. В первую очередь они защищают интересы России и российского народа»13.
Россия также заинтересована в восстановлении и укреплении экономических связей с арабскими странами, в том числе и с Сирией. Для этого существуют объективные условия. В их число входят: многолетний опыт работы с арабскими странами, «высокая степень взаимодополняемости» потребностей рынков этих стран и возможности экономического потенциала России14. Необходимость развития хозяйственных отношений между Россией и Сирией объясняется также стремлением двух государств диверсифицировать свои внешнеполитические и внешнеэкономические отношения. Сирия также выступает в качестве важного торгового партнера России. «На Ближнем Востоке эта страна является вторым по значению покупателем российских вооружений после Ирана. В списке мировых покупателей этой продукции она стоит на седьмом месте»15.
10 Якимова Е.А. Будущее Ближнего Востока глазами президентов России и США // Институт Ближнего Востока [Официальный сайт]. 30.09.2015. URL: http://www.iimes.ru/?p=21045%D0%9E (дата обращения: 13.09.2016).
11 Лавров: На стороне ИГИЛ воюют две тысячи выходцев из России // РСН [Сайт]. 09.07.2015. URL: http://rusnovosti.ru/posts/379262 (дата обращения: 10.07.2015).
12 Путин заявил об отсутствии прямой угрозы для России со стороны ИГИЛ // РИА Новости. 16.04.2015. URL: http://ria.ru/world/20150416/1058950813.html# ixzz3gPsC3VgE (дата обращения: 15.09.2014).
13 Выступление В.В. Путина на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Президент России [Официальный сайт]. 28.09.2015. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/50385 (дата обращения: 29.10.2015).
14 Федорченко А.В. Трансформационные процессы на Ближнем Востоке и в Северной Африке и национальные интересы России. М., 2015.
15 Там же.
На протяжении столетий между Россией и Сирией складывались социальные, духовные и культурные связи, которые тоже играют важную роль в поддержании двусторонних отношений16.
Учитывая тот факт, что ближневосточная политика западных стран привела к фактической потере государственности в ряде арабских стран, хаосу и активизации террористов в регионе, Москва не могла остаться в стороне от сирийской трагедии17. В современном мире «Россия — одна из тех немногих стран. которые способны и будут вести собственную внешнеполитическую игру, выступать самостоятельным центром силы, сохраняющим суверенитет во внутренних и международных делах»18. Однако Москва в отличие от США и их союзников не приемлет применение вооруженной силы в обход ООН и международного права, так как подобное иностранное вмешательство «неспособно устранить глубокие социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов. Оно лишь ведет к расширению конфликтного пространства, провоцирует напряженность и гонку вооружений, усугубляет межгосударственные противоречия, разжигает национальную и религиозную рознь»19.
Поэтому с начала конфликта в Сирии Москва противодействует предпринимаемым западными странами и их союзниками в регионе попыткам делегитимизации сирийского режима или его незаконного смещения. На выборах президента в 2014 г. 88,7% избирателей поддержали действующего президента Башара Асада20. А на выборах в парламент страны, которые состоялись в 2016 г., население Сирии вновь подтвердило свою поддержку действующей власти, отдав 80% голосов правящей партии Баас21. Иран и Китай разделяют стремление России поддержать выбор
16 Попов В.В. Межцивилизационный диалог на Ближнем Востоке // Ближний Восток, арабское пробуждение: что дальше? М., 2015. С. 588.
17 Наумкин В.В. Кризис на Ближнем Востоке: внешнее вмешательство и разгул экстремизма // Россия в глобальной политике. 15.07.2015. URL: http://www. globalaffairs.ru/valday/Krizis-na-Blizhnem-Vostoke-vneshnee-vmeshatelstvo-i-razgul-ekstremizma-17587 (дата обращения: 23.07.2015).
18 Никонов В.А. Код цивилизации. М., 2015. С. 327.
19 Концепция внешней политики Российской Федерации // Министерство иностранных дел РФ [Официальный сайт]. 18.02.2013. URL: http://www.mid.ru/ web/guest/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/con-tent/id/122186 (дата обращения: 13.08.2014).
20 Долгов Б.В. Сирийский конфликт // Конфликты и войны XXI века. Ближний Восток и Северная Африка. М., 2015. С. 418.
21 Баас (с арабск. «возрождение») — Партия арабского социалистического возрождения. Партия Баас находится у власти с 1963 г., а ее генеральным секретарем является президент Сирии Башар Асад.
сирийского народа и его право на суверенное развитие. Однако США не признали результаты этих выборов.
С 2011 г. ключевую роль в разжигании сирийского кризиса среди внешних игроков играют США. Вашингтон и его союзники были нацелены на свержение действующего режима в Сирии, путем экспорта нестабильности в страну. В сирийском кризисе на стороне США выступают Франция, Великобритания, Саудовская Аравия, Катар, Турция, Иордания и действующие при их поддержке различные группы сирийской оппозиции. В целях разжигания конфликта Вашингтон и его союзники поддерживали многочисленные группировки антиправительственных сил в Сирии22. Сирийский конфликт можно охарактеризовать как "proxy war" (война чужими руками или «война по доверенности»). США не вводят войска в Сирию, не проводят наземной операции, предпочитая осуществлять общий контроль, и действуют через своих ближневосточных союзников, которые уже финансируют те или иные силы вооруженной сирийской оппозиции и группы иностранных боевиков, направляемые в Сирию23.
Саудовская Аравия, Катар и Турция оказывают поддержку так называемой «умеренной оппозиции» в Сирии24.
Как справедливо отметил В.В. Путин, осуждая действия США и их союзников в Сирии во время своего выступления на юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в ситуации, которая сложилась в Сирии, «лицемерно и безответственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования и поддержки террористов... либо пытаться манипулировать экстремистскими группировками, ставить их себе на службу для достижения собственных политических целей»25.
Помимо публичных осуждений действий США и их союзников, Россия с начала сирийского кризиса ведет кропотливую дип-
22 Чамов В.В. Ливийская драма: видение российского дипломата // Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? М., 2012. С. 570. URL: http://test.ivran.alpite.ru/attachments/585_middleast-russia2012.pdf (дата обращения: 07.02.2017).
23 Geraint A.H. Syria and the Perils of Proxy War // Small Wars & Insurgencies. 2014. Vol. 25. Issue 3. P. 522-538.
24 Khalaf R, Fielding-Smith A. How Qatar Seized Control of the Syrian Revolution // Financial Times. 17.05.2013. URL: https://www.ft.com/content/f2d9bbc8-bdbc-11e2-890a-00144feab7de (accessed: 07.02.2017).
25 Выступление В.В. Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» // Президент России [Официальный сайт]. 22.10.2015. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/50548 (дата обращения: 29.10.2015).
ломатическую работу по предотвращению повторения «ливийского сценария», когда резолюцию 1973, которая предполагала установление бесполетной зоны, фактически использовали для масштабной иностранной военной интервенции и силовой смены режима в Ливии26. Россия неоднократно использовала право вето при голосовании в Совете Безопасности ООН по проектам резолюций по Сирии. При голосовании по сирийскому вопросу Россию всегда поддерживал Китай27. Так в 2011 г. Москва и Пекин отклонили проект резолюции, предусматривающий применение санкций против Сирии в случае, если руководство страны продолжит подавление выступлений оппозиционных сил. В 2012 г. было наложено вето сразу на два проекта резолюции о возложении всей ответственности за кровопролитие в Сирии на действующие власти, которая предусматривала смещение Башара Асада с поста президента, и введение санкций. В 2013 г. Пекин и Москва заблокировали проект резолюции о прямом военном вмешательстве в сирийский кризис. Такую возможность рассматривали Саудовская Аравия и другие монархии Залива, западные страны, прежде всего США, после использования химического оружия в 2013 г. в пригороде Дамаска. Однако не было точно известно, какая сторона применила запрещенное оружие. Россия предложила мирное урегулирование инцидента и выступила с инициативой вывоза сирийского химического оружия под международным контролем. Этот план поддержали и Дамаск, и Вашингтон. В 2013 г. единогласно в СБ ООН была принята соответствующая резолюция. В 2014 г. был заблокирован проект резолюции, предусматривавший передачу в Международный уголовный суд досье по возможным военным преступлениям в САР28.
Кроме этого Россия принимает активное участие в международных конференциях, посвященных сирийской проблеме, переговорах между всеми силами конфликта. Целью этих встреч является обмен мнениями, который способствует лучшему пониманию ситуации в Сирии и вокруг нее и, как следствие, позволяет выработать эффективную стратегию межсирийского мирного диалога.
Так, в 2012 г. состоялась конференция «Женева-1», участники которой договорились о необходимости создания переходного
26 Примаков Е.М. Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами. М., 2012. С. 390.
27 Ходынская-Голенищева М.С. На правильной стороне истории. Сирийский кризис. М., 2015. С. 35.
28 Гулиева Э. Роль России в урегулировании вооруженного конфликта в Сирии // ТАСС. 06.04.2015. URL: http://tass.ru/info/889036 (дата обращения: 23.04.2015).
правительства. В 2014 г. после длительной подготовки прошла «Женева-2»29. Однако серьезных решений на этих конференциях принято не было в силу того, что по настоянию Вашингтона сирийскую оппозицию представляла НКОРС (Национальная Коалиция оппозиционных и революционных сил)30. Эта организация «не пользуется авторитетом среди сирийцев и мало осведомлена о проблемах страны»31. 15 марта 2016 г. переговоры по сирийской проблеме возобновились уже при участии всех заинтересованных сил сирийского конфликта.
В 2015 г. была проведена серия переговоров по Сирии в Вене, в которых приняли участие Россия, США, Саудовская Аравия и Турция. Москва выступила инициатором приглашения для участия в конференции представителей, «способных внести свой вклад в нормализацию ситуации, в том числе региональных (Египет, Иордания, Иран, Ирак, Катар, Ливан, Оман, ОАЭ) и внешних (ООН, ЕС, Британия, Германия, Франция, Италия, Китай) игроков, в общей сложности почти 20 стран»32. По итогам этих многосторонних встреч участники выработали план восстановления Сирии, рассчитанный на полтора года. В рамках политического процесса, в котором примут участие представители официального Дамаска и оппозиции, предполагается подготовить новую конституцию, и провести выборы. Однако у сторон не было единства по дальнейшей судьбе Башара Асада. Позиция России по этому вопросу, как отметил министр иностранных дел С.В. Лавров, остается неизменной — решать этот вопрос должны сами сирийцы33.
Первые контакты с внутренней сирийской оппозицией были установлены в 2011 г., в Москву приехала делегация Народного фронта за свободу и перемены, а в 2012 г. — Национальный координационный комитет. С 2013 г. по 2014 г. представители внут-
29 Борисова А.Р. Процесс «Женева-2»: взаимодействие России и США по сирийскому вопросу // Пути к миру и безопасности. 2014. № 1(46). С. 88.
30 В 2012 г. при содействии США была создана «Национальная Коалиция оппозиционных и революционных сил» (НКОРС), объединившая основные силы внешней оппозиции. Эту часть сирийской оппозиции западные страны считают официальными представителями Сирии, хотя НКОРС состояла из эмигрантов и финансировалась из-за рубежа.
31 Ходынская-Голенищева М.С. Кризис в Сирии // Азия и Африка сегодня. 2015. № 6. С. 13-20.
32 Переговоры по Сирии в Вене // РИА Новости. 14.10.2015. URL: http://ria. ru/trend/syria_negotiations_14112015/#ixzz3rULGbFKv (дата обращения: 14.10.2015).
33 В Вене договорились о сроках проведения выборов в Сирии // Lenta.ru. 15.10.2015. URL: http://lenta.ru/news/2015/11/14/election/ (дата обращения: 15.10.2015).
ренней оппозиции регулярно приезжали в Москву34. В 2015 г. российскую столицу посетил президент Сирии Башар Асад. В ходе встречи с Владимиром Путиным обсуждался широкий круг вопросов, касающийся не только военной операции, но и проблем социально-экономического восстановления страны. Особое внимание уделялось политическому урегулированию, «контакты с самым широким спектром тех, кто не имеет отношения к терроризму и экстремизму, безусловно, были на повестке дня»35.
Россия также проводила встречи и с внешней сирийской оппозицией. В 2012 г. состоялся визит СНС (Сирийский Национальный Совет) в Москву36. В 2014 г. в Россию приехали представители НКОРС. В 2015 г. Москва выступила в качестве площадки для консультаций, в которых приняли участие более 30 представителей сирийских оппозиционных групп и представителей гражданского общества. В итоги этих встреч были согласованы «Московские принципы» и «Призывы к международному сообществу».
Продолжая последовательную политику на сирийском направлении, Россия проводит успешную военную операцию в Сирии, основной этап которой прошел с 30 сентября 2015 г. по 15 марта 2016 г. Этот шаг был ответом на просьбу сирийского президента о военной помощи37. Асад обратился к России в критический момент, когда террористы подошли к Дамаску, и встал вопрос существовании Сирии как государства. Цели этой операции были озвучены президентом России В.В. Путиным. «Наша цель — победить терроризм и помочь Президенту Асаду одержать победу над террором, и тем самым создать условия для начала и, надеюсь, успешного проведения политического процесса урегули-рования»38.
34 Крылов А.В. Политический портрет сирийской оппозиции // Аналитический доклад. М., 2016. С. 12.
35 Песков: Путин и Асад обсуждали силы, не имеющие отношения к терроризму // РИА Новости. 27.10.2015. URL: http://ria.ru/syria_chronicle/20151027/ 1309181351.html#ixzz3pwhqLIqC (дата обращения: 29.10.2015).
36 В 2011 г. был создан Сирийский национальный совет (СНС) из эмигрантов, проживающих в западных странах, финансируемый иностранными организациями. В 2012 г. СНС был признан США в качестве «законного представителя сирийского народа» и «зонтичной» организацией сирийской оппозиции.
37 С точки зрения международного права данное решение находится в правовом поле, так как допускается применение силы на территории иностранного государства по просьбе властей этого государства.
38 Песков: Путин и Асад обсуждали силы, не имеющие отношения к терроризму // РИА Новости. 27.10.2015. URL: http://ria.ru/syria_chronicle/20151027/ 1309181351.html#ixzz3pwhqLIqC (дата обращения: 29.10.2015).
Российская военная операция изменила ход войны путем создания баланса между противоборствующими силами в Сирии, оказала серьезное содействие в борьбе с боевиками и создала условия для политического урегулирования39. Россия показала, что не допустит незаконной смены режима в Сирии. В преддверии переговоров, которые были начаты в Женеве 16 марта 2016 г., крайне важным было решение российского руководства о выводе основного контингента российских вооруженных сил из Сирии. Это продемонстрировало отсутствие у Москвы намерений влиять на переговорный процесс, что позволит сторонам быть больше склонными к компромиссу и диалогу на переговорах. Хотя переговоры обещают быть непростыми, но это единственный выход для решения сирийской проблемы40. Российские вооруженные силы, оставшиеся в Сирии, будут вести контроль за соблюдением перемирия, а также продолжат антитеррористическую миссию.
Военная операция в Сирии подняла престиж России как влиятельного международного игрока, укрепила ее позиции на мировой арене, в регионе и в Сирии41. Вследствие этого, как отмечает В.В. Путин, «удалось наладить конструктивное и позитивное взаимодействие с США и рядом других стран, с ответственными оппозиционными силами внутри самой Сирии»42. США и их союзники, которые с 2011 г. были бескомпромиссно настроены на смещение Башара Асада с поста президента, перешли к конструктивному диалогу, и как следует из заявления американского госсекретаря Джона Керри, целью США уже «является не свержение Асада, а победа над террористами»43.
Исторические связи России и стран Ближнего Востока — не только политические и экономические, но и духовные, культурные, гуманитарные, и сегодня способствуют выстраиванию проч-
39 Степанова Е. Политика России по Сирии на этапе военного вмешательства // Россия в глобальной политике. 28.03.2016. URL: http://www.globalaffairs.ru/ P0NARS-Eurasia/Politika-Rossii-po-Sirii-na-etape-voennogo-vmeshatelstva-18064 (дата обращения: 23.07.2016).
40 MacFarquhar N., Barnard A. First Russian Jets Leave Syria After Putin's Withdrawal Order // The New York Times. 15.03.2016. URL: https://www.nytimes.com/2016/ 03/16/world/europe/russia-syria.html?_r=0 (accessed: 07.02.2017).
41 Там же.
42 Путин рассказал, что операция в Сирии обошлась России примерно в 33 млрд руб. // ТАСС. 17.03.2016. URL: http://tass.ru/politika/2747726 (дата обращения: 07.02.2017).
43 Ардаев В. Зачем Асад прилетел в Москву // РИА Новости. 21.10.2015. URL: http://ria.ru/analytics/20151021/1305884119.html#ixzz3pwgal1nL (дата обращения: 29.10.2015).
ных отношений с арабскими странами, и особенно с Сирией. Между Москвой и Дамаском на протяжении более чем полувека сложились многоуровневые двусторонние отношения. И для поддержания и развития этих связей России важно, чтобы Сирия была сильной и процветающей страной. Поэтому Россия поддерживает президента Башара Асада и сирийское правительство как единственную легитимную, с точки зрения международного права, власть в Сирийской Арабской Республике, пользующейся поддержкой народа Сирии. Москва подчеркивает, что дальнейшую судьбу Сирии должны решать сами сирийцы. В связи с тем, что сирийская проблема является актуальной и для других международных игроков, Россия предпринимает попытки привлечения к решению этой проблемы всех заинтересованных сторон с целью того, чтобы выработать законные компромиссные решения. Москва неоднократно на протяжении сирийского кризиса предлагала конструктивные шаги по решению спорных вопросов, которые в итоге были поддержаны и другими странами, в том числе и США. Важнейшим достижением на пути урегулирования сирийского кризиса стала успешная военная операция, которая создала условия для единственно возможного пути решения сирийского кризиса — политического диалога между всеми патриотически настроенными силами Сирии.
Список литературы
Ардаев В. Зачем Асад прилетел в Москву // РИА Новости. 21.10.2015. URL: http://ria.ru/analytics/20151021/1305884119.html#ixzz3pwgal1nL
Борисова А.Р. Процесс «Женева-2»: взаимодействие России и США по сирийскому вопросу // Пути к миру и безопасности. 2014. № 1 (46). С. 88-97.
В Вене договорились о сроках проведения выборов в Сирии // Lenta.ru. 15.10.2015. URL: http://lenta.ru/news/2015/11/14/election/
Выступление В.В. Путина на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Президент России [Официальный сайт]. 28.09.2015. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/50385
Выступление В.В. Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» // Президент России [Официальный сайт]. 22.10.2015. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50548
Гулиева Э. Роль России в урегулировании вооруженного конфликта в Сирии // ТАСС. 06.04.2015. URL: http://tass.ru/info/889036
Долгов Б.В. Сирийский конфликт // Конфликты и войны XXI века. Ближний Восток и Северная Африка / Институт востоковедения РАН. М., 2015.
Кириллина С.А. Очарованные странники. Арабо-мусульманский мир глазами российских паломников XVI—XVIII столетий. М., 2010.
Концепция внешней политики Российской Федерации // Министерство иностранных дел РФ [Официальный сайт]. 18.02.2013. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/official_documents/-/asset_ publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186
Крылов А.В. Политический портрет сирийской оппозиции // Аналитический доклад. М., 2016.
Лавров: На стороне ИГИЛ воюют две тысячи выходцев из России // РСН [Сайт]. 09.07.2015. URL: http://rusnovosti.ru/posts/379262
Наумкин В.В. Кризис на Ближнем Востоке: внешнее вмешательство и разгул экстремизма // Россия в глобальной политике. 15.07.2015. URL: http://www.globalaffairs.ru/valday/Krizis-na-Blizhnem-Vostoke-vneshnee-vmeshatelstvo-i-razgul-ekstremizma-17587 Никонов В.А. Код цивилизации. М., 2015. Никонов В.А. Современный мир и его истоки. М., 2015. Переговоры по Сирии в Вене // РИА Новости. 14.10.2015. URL: http:// ria.ru/trend/syria_negotiations_14112015/#ixzz3rULGbFKv
Песков: Путин и Асад обсуждали силы, не имеющие отношения к терроризму // РИА Новости. 27.10.2015. URL: http://ria.ru/syria_chronicle/ 20151027/1309181351.html#ixzz3pwhqLIqC
ПодцеробА.Б. Россия и Арабский мир. М., 2015.
Попов В.В. Межцивилизационный диалог на Ближнем Востоке // Ближний Восток, арабское пробуждение: что дальше? М., 2015.
Примаков Е.М. Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами. М., 2012.
Путин заявил об отсутствии прямой угрозы для России со стороны ИГИЛ // РИА Новости. 16.04.2015. URL: http://ria.ru/world/20150416/ 1058950813.html#ixzz3gPsC3VgE
Путин рассказал, что операция в Сирии обошлась России примерно в 33 млрд руб. // ТАСС. 17.03.2016. URL: http://tass.ru/politika/2747726
Степанова Е. Политика России по Сирии на этапе военного вмешательства // Россия в глобальной политике. 28.03.2016. URL: http://www. globalaffairs.ru/PONARS-Eurasia/Politika-Rossii-po-Sirii-na-etape-voennogo-vmeshatelstva-18064
Федорченко А.В. Трансформационные процессы на Ближнем Востоке и в Северной Африке и национальные интересы России. М., 2015.
Филоник А.О. Экономические отношения России и Арабского Востока // Ближний Восток, арабское пробуждение: что дальше? М., 2015.
Ходынская-Голенищева М.С. Кризис в Сирии // Азия и Африка сегодня. 2015. № 6. С. 13-20.
Ходынская-Голенищева М.С. На правильной стороне истории. Сирийский кризис. М., 2015.
Хохлов А.Н. Российские православные школы в Палестине и Сирии на рубеже XIX—XX веков // Императорское Православное Палестинское Общество [Официальный сайт]. URL: http://ippo.ru/history/school/s/4/
Чамов В.В. Ливийская драма: видение российского дипломата // Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? М., 2012. С. 564—575. URL: http://test.ivran.alpite.ru/attachments/585_middleast-russia2012.pdf
Якимова Е.А. Будущее Ближнего Востока глазами президентов России и США // Институт Ближнего Востока [Официальный сайт]. 30.09.2015. URL: http://www.iimes.ru/?p=21045%D0%9E
Geraint A.H. Syria and the Perils of Proxy War // Small Wars & Insurgencies. 2014. Vol. 25. Issue 3. P. 522-538.
MacFarquhar N., Barnard A. First Russian Jets Leave Syria After Putin's Withdrawal Order // The New York Times. 15.03.2016. URL: https://www. nytimes.com/2016/03/16/world/europe/russia-syria.html?_r=0
Khalaf R., Fielding-Smith A. How Qatar Seized Control of the Syrian Revolution // Financial Times. 17.05.2013. URL: https://www.ft.com/content/f2d-9bbc8-bdbc-11e2-890a-00144feab7de