Научная статья на тему 'Сирия в жизни Эраста Беллинга. Творчество и наследиеАлабдаллах Джоржёс Мусалламович,'

Сирия в жизни Эраста Беллинга. Творчество и наследиеАлабдаллах Джоржёс Мусалламович, Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сирийская музыка / Эраст Беллинг / Валид Аль-Хажжар / Аббуд Абдельаль / Мухаммад Аль-Кудси / Сальма Аль-Хаффар / Хусни Аль-Харири. / Syrian music / Erast Belling / Walid Al-Hajjar / Abboud Abdelal / Muhammad Al-Qudsi / Salma Al-Haffar / Husni Al-Hariri.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алабдаллах Джоржёс Мусалламович

Статья посвящена Эрасту Евстафьевичу Беллингу — петербургскому дирижеру, пианисту и композитору, ученику Н. Римского-Корсакова, приехавшему в Сирию в 30-х гг. ХХ в. и прожившему здесь около 20 лет. Он внес огромный вклад в развитие профессиональной традиции и популяризации европейской академической музыки в Сирии. В статье также освещаются некоторые факты из биографии его известных учеников того периода, их исполнительские и композиторские достижения. Материалом исследования послужили архивные документы, письма, афиши, беседы-интервью с известными музыкантами, а также сведения, собранные в работах отечественных и зарубежных музыковедов. Деятельность Э. Беллинга, несомненно, составила целую эпоху в сирийской музыкальной культуре ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Syria in the Life of Erast Belling. Creativity and Legacy

The article is devoted to Erast Evstafyevich Belling, a St. Petersburg conductor, pianist and composer, a student of N. Rimsky-Korsakov, who came to Syria in the 1930s and lived here for about 20 years. He made a huge contribution to the development of the professional tradition and the popularization of European academic music in Syria. The article also highlights some facts from the biography of his famous students of that period, their performing and composing achievements. The research is based on archival documents, letters, concert posters, interviews with famous musicians, as well as works of domestic and foreign musicologists. The activity of E. Belling undoubtedly made up an entire epoch in the Syrian musical culture of the ХХ century.

Текст научной работы на тему «Сирия в жизни Эраста Беллинга. Творчество и наследиеАлабдаллах Джоржёс Мусалламович,»

Алабдаллах Джоржёс Мусалламович, аспирант кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных

Alabdullah Georgeos Musallamovich, Postgraduate student at the Russian Music History Department of Gnesin Russian Academy of music

E-mail: georgeos.mgkt@mail.ru

СИРИЯ В ЖИЗНИ ЭРАСТА БЕЛЛИНГА. ТВОРЧЕСТВО И НАСЛЕДИЕ

Статья посвящена Эрасту Евстафьевичу Беллингу — петербургскому дирижеру, пианисту и композитору, ученику Н. Рим-ского-Корсакова, приехавшему в Сирию в 30-х гг. ХХ в. и прожившему здесь около 20 лет. Он внес огромный вклад в развитие профессиональной традиции и популяризации европейской академической музыки в Сирии. В статье также освещаются некоторые факты из биографии его известных учеников того периода, их исполнительские и композиторские достижения. Материалом исследования послужили архивные документы, письма, афиши, беседы-интервью с известными музыкантами, а также сведения, собранные в работах отечественных и зарубежных музыковедов. Деятельность Э. Беллинга, несомненно, составила целую эпоху в сирийской музыкальной культуре ХХ в.

Ключевые слова: сирийская музыка, Эраст Беллинг, Валид Аль-Хажжар, Аббуд Абдельаль, Мухаммад Аль-Кудси, Сальма Аль-Хаффар, Хусни Аль-Харири.

SYRIA IN THE LIFE OF ERAST BELLING. CREATIVITY AND LEGACY

The article is devoted to Erast Evstafyevich Belling, a St. Petersburg conductor, pianist and composer, a student of N. Rimsky-Korsakov, who came to Syria in the 1930s and lived here for about 20 years. He made a huge contribution to the development of the professional tradition and the popularization of European academic music in Syria. The article also highlights some facts from the biography of his famous students of that period, their performing and composing achievements. The research is based on archival documents, letters, concert posters, interviews with famous musicians, as well as works of domestic and foreign musicologists. The activity of E. Belling undoubtedly made up an entire epoch in the Syrian musical culture of the XX century.

Key words: Syrian music, Erast Belling, Walid Al-Hajjar, Abboud Abdelal, Muhammad Al-Qudsi, Salma Al-Haffar, Husni Al-Hariri.

Академическое музыкальное искусство на территории современной Сирии существует уже более века. Его прошлое и настоящее насыщено яркими событиями и именами.

Публикаций на эту тему не так много, но к их числу относится книга Самима Аль-Шарифа «Музыка в Сирии» [13]. Известный писатель и исследователь сирийской музыкальной культуры не только подробно рассказывает о ее истории с конца XIX в. вплоть до нашего времени, приводя интересные факты из биографий сирийских музыкантов, но и повествует о творческой жизни некоторых иностранных музыкальных деятелей, так или иначе повлиявших на ее становление и развитие в Сирии. Наше внимание привлекла личность Эраста Евстафьевича Беллинга (ил. 1). Как оказалось, этот музыкант, стоявший у истоков зарождения академиче-

Иллюстрация 1. Эраст Евстафьевич Беллинг (18781950-е). Петроград, 1910

ской музыкальной традиции в Сирии, прошел весьма интересный творческий путь и смог проявить себя как выдающийся педагог, исполнитель, талантливый композитор и активный популяризатор западноевропейской классической музыки на Востоке.

Аль-Шариф одним из первых зарубежных исследователей обратил внимание на личность Э. Беллинга, однако заграничной деятельностью этого музыканта заинтересовались и в связи с его пребыванием в Бейруте, о чем нам удалось узнать благодаря Татьяне Бахер — автору книг по истории русской диаспоры в Ливане [3]. В 2019 г. усилиями Т. Бахер была организована выставка в Доме Русского Зарубежья в Москве: на ней были представлены фото и копии некоторых важных документов и нотных рукописей Э. Беллинга. Так открылись многие интересные биографические подробности обо всех членах семьи Беллингов — как до отъезда их из России, так и в связи с последним периодом жизни Эраста Евстафьевича, о котором почти ничего не было известно [2].

Попутно в поле нашего зрения оказалась ценная информация о периоде его деятельности в Витебске, чему были посвящены статья и доклад Светланы Мясо-едовой — ведущего архивиста государственного архива Витебской области [7; 8].

Среди первых отечественных публикаций, в которых упоминается о Э. Беллинге, следует назвать книгу Е. Бронфин «Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного десятилетия», где приводится список симфонических концертов под управлени-

66

ем музыканта, и очерк О. Гейниной в приложении к книге В. Фомина «Старейший русский симфонический оркестр», затрагивающий период жизни Э. Беллинга в Петрограде. Свой вклад в восстановление картины его обширной творческой деятельности внес Юрий Круж-нов, петербургский искусствовед и литератор. Опираясь на материалы Т. Бахер, а также архивные документы, находящиеся в Санкт-Петербурге, Ю. Кружнов опубликовал статью, рассказывающую о жизненном пути музыканта на родине [6]. Наконец, еще один важный источник, во многом объединивший сведения из русскоязычных изданий и дополнивший картину петербургской жизни Э. Беллинга фактами, связанными с его деятельностью на посту дирижера Придворного (Государственного) оркестра, — это публикация на официальном сайте Санкт-Петербургской государственной филармонии [9].

Сопоставив все собранные нами сведения с документами, оказавшимися в нашем распоряжении, мы попытались восстановить цепь наиболее важных событий и оценить вклад Э. Беллинга в становление академической музыкальной культуры в Сирии.

На протяжении многих веков развитие инструментальной музыки в Сирии шло в двух направлениях: с одной стороны, было стремление сохранить уже сложившиеся местные традиции, с другой — шло активное воздействие других национальных культур. Со второй половины XIX столетия начинает возрастать интерес к европейской музыке.

Значительную роль в распространении европейских музыкальных инструментов и развитии академического музыкального направления в ХХ в. в Сирии сыграли иностранные музыканты, среди которых особое место занимает деятельность замечательного русского музыканта Э. Беллинга, благодаря которому со временем это увлечение переросло в настоящую потребность осваивать музыку как профессию.

Э. Е. Беллинг (1878-1950-е?) родился 10 марта (по старому стилю) 1878 г. в Нижнем Новгороде1. «Еще учась в университете, Эраст прекрасно играл на скрипке, альте, фортепиано, с блеском читал с листа, сочинял, даже давал частные уроки по фортепиано, дирижировал любительским хором», брал уроки скрипичной игры у Л. Ауэра [6, с. 11]. В 1908 г. он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам теории и композиции (у Н. Римского-Корсакова и Н. Соловьева) и дирижирования.

Уже с 1902 г. Беллинг вел активную концертную деятельность, выступал с камерными ансамблями; бу-

дучи третьекурсником консерватории, работал с хором Валаамского монастыря. О том, что Э. Беллинг прекрасно владел фортепиано, подтверждает найденная Ю. Круж-новым грампластинка с записью двух пьес, выпущенная в 1913 г. англо-американским обществом «Граммофон» («Пишущий амур»), — это «Сомнение» М. И. Глинки и «Ave Maria» Баха-Гуно. Обе пьесы исполняются инструментальным ансамблем, без вокала. Партию фортепиано исполняет Э. Беллинг [6, с. 15].

Однако в то время Эраст Евстафьевич главное свое призвание видел в профессии дирижера и уверенно шел по этому пути вперед. С 1910 он уже состоял на службе вторым дирижером в Придворном оркестре, продолжив там работу и после его преобразования в Государственный симфонический оркестр с июня 1917 г. [6, с. 12-13]. Многочисленные выступления Э. Беллинга с прославленным оркестром зафиксированы во многих общедоступных источниках. Один из первых концертов, прошедших еще в Санкт-Петербурге, с участием Э. Беллинга (и, конечно, Г. Варлиха, главного дирижера оркестра) состоялся 19 февраля 1910 г. (30-е собрание «Музыкальных новостей»), а на «общедоступном концерте» 10 декабря 1913 г. Беллинг дирижировал Первой симфонией В. Калинникова [5, с. 838, 908]. В обнаруженных нами многочисленных письмах Э. Беллинга к В. Рачинской2, хранящихся в РГАЛИ, были вложены подлинные программки нескольких концертов за 1910 г. (ил. 2а, б, в)3. Афиши некоторых концертов с участием Беллинга находятся и в архиве Санкт-Петербургской государственной филармонии [9]4.

Об этом времени сохранились воспоминания в письмах близких ему людей. «Эраст вчера поразил меня своим благородством и удивительно уместными, дельными и даже пластичными жестами. Приятно еще то, что оркестр слушается Эраста и исполняет большею частью его требования. И еще то произвело хорошее впечатление, что Эраст дирижировал почти наизусть. Штакельберг остался, по-видимому, доволен и очень ласков был с Эрастом», — из письма Сандры Беллинг, жены Э. Беллинга5, к В. Рачинской, написанного 27 января 1910 г. после дебютного выступления супруга в качестве дирижера6. «Работа в оркестре очень много берет времени и трудов, за что на последнем спектакле (14-го) у Вел. Кн. Конст. (Великий князь Константин. — Дж.А.) государь, долго разговаривая с Эрастом, похвалил его и сказал, что Эраст дирижирует "великолепно". А слышал он Эраста у себя во дворце, в приезд сербского короля 9-го марта. <...> Государь был с Эрастом прост и

1 Дед Э. Беллинга — Генрих Август Белинг (именно так — с одним «л», в России его стали звать Андреем Андреевичем; 1793-1854), выходец из Саксонии, был известным в Петербурге органистом, пианистом, педагогом и хоровым дирижером; его сын — Эвстафий (Густав) Андреевич, отец Эраста, также был музыкантом [9].

2 Варвара Александровна Рачинская (1836-1910) — владелица имения Татево Тверской губернии, племянница А. А. Боратынского и родная сестра С. А. Рачинского.

3 РГАЛИ. Ф. 427, оп. 1, ед. хр. 1105, л. 60, 61. Письмо Э. Е. Беллинга к В. А. Рачинской от 7 января 1910 г.

4 Последний концерт с участием Беллинга по сохранившимся в архиве филармонии афишам датирован 11 мая 1919 г.

5 Беллинг (урожд. Невтонова) Александра Александровна (1880-1958).

6 РГАЛИ. Ф. 427, оп. 1, ед. хр. 1105, л. 14. Письмо А. А. Беллинг к В. А. Рачинской от 27 января 1910 г.

Иллюстрация 2а. Программа концерта 20 января 1910 г., присланная В. А. Рачинской Э. Е. Беллингом. Стр. 1

Иллюстрация 2б. Программа концерта 20 января 1910 г., присланная В. А. Рачинской Э. Е. Беллингом. Стр. 2

ПРИДВОРНЫЙ ОРКЕСТРЪ

@реда, 20-го (Января îdiO года.

!мфшишг co6piiie п память L Мщ

(1732—1809), (въ виду отод£т1я его смерти).

При благосклонномъ участии: г-жъ А. Л. Андреевой-Шкилондзь, Л. Д. Кобеляциой, гг. H. Н. Рихтера, А. Ф. Сандерса.

Отд-Ьлен1е I.

1. Симфоша D-dur (Glockensymplionie).

a) Adagio et Allegro assai.

b) Largo cantabile.

c) Menuetto: allegretto.

d) Finale, presto ma non troppo.

Настоящая симфошя—вторая изъ такъ называемыхъ плон-донскихъ симфошн» Гайдна, заказанныхъ композитору импрес-capio Саломономъ. Впервые Гаиднъ продирижировалъ ею 11 Марта 1791 года, въ Лондон-fe, съ блестящимъ усп-Ьхомъ, такъ что симфонм была повторена уже 18 Марта того же года, по особенному требоватю публики. Всего бол-fee понравилось Adagio, которое должно было быть повторено (что тогда было р-Ьдкимъ случаемъ); оркестръ Саломона, одинъ изъ лучшжхъ въ то время, состоялъ изъ 12 до 16 скрипокъ, 4 альтовъ, 3 вюлончелен, 4 контрбасовъ, по два: флейтъ, гобоевъ, фаго-товъ, вальторнъ, трубъ и литавръ. Назваше настоящей симфо-bíh мотивируется легкими намеками на имиташю колоколовъ.

ласков. Говорил же большей частью о музыке»7. По данным, обнаруженным Ю. Кружновым, только за сезон 1918-1919 гг. прошло почти 100 «народных концертов» Госоркестра в Петрограде, в которых дирижировал преимущественно Э. Беллинг [6, с. 13]. Также Ю. Круж-нов со ссылкой на О. Гейнину указал на тот факт, что по приглашению С. Кусевицкого он дирижировал концертами и в Москве [6, с. 13].

Благодаря обнаруженным нами в РГАЛИ письмам Э. Беллинга удалось узнать об относящемся к этому времени его знакомстве с С. Прокофьевым. В этих письмах прослеживается теплое отношение музыкантов друг к другу, взаимопомощь и поддержка, как в житейских делах, так и в творческих8. Например, в одном из писем от 20 апреля 1914 г. Эраст Евстафьевич просит у Сергея Сергеевича партитуру его «Сказки» (ил. 3)9 А в последнем из сохранившихся писем от 13 мая 1914 г. Беллинг

Концерть написанъ вь 1772 г. въ Эстергазм (hm1ííí¡h кыяэя Эстергазн, у котораго Гавднъ состоялъ капельмейстероыъ) для

любимаго композиторомъ виртуоза Крафта. Исполняется ш. переработка и новой инструментовка Геварта, снабднвшаго концерть своими каденшями.

3. Кантата „Ар1адна на HaKOOci" (оркестр. Э. Фраинъ), для одного голоса, съ сопровождешемъ оркестра.

Largo е sostenuto. Andante. Allegro. Adagio. Larghetto. Presto.

Иси. г-жа Л. Д. Еобеляцкая.

Кантата написана вь 1792 году. Эрнстъ Фравкъ, ее орке-стровавшш, до п у стиль, для большей выразительности, — какь онъ говорить въ своемь предцслов1и—ритмичесшя измЬнешя.

Отд-Ьлен1е II.

4 Увертюра иль on. „L'Isola disabiiata1- (допо.-шп.тъ орке-■ стровку Лкбескиндъ).

Опера „L'isola disabnata" (на текстъ Метастазю) создапа въ 1779 году для доыашияго театра князя Эстергази въ Энзен-пггадгЬ, гдЪ, еще съ 1762 года, давались спектакли итальянской оперной труппой. Въ 178а голу, увертюра напечатана в~Ьнскимъ издательствомъ „Artaria", въ качеств* перваго нумера «шести симфонщ для большого оркестра- (op. Î5J. Слово „большой'1 нужно понимать. эдЬсь, лишь относительно, ибо оркестръ Гайдна ограничивается струнвынъ квинтетомъ. одной флейтой, двумя гобоями. фаготомъ н двумя вальторнами. На настоящемъ конпертЬ, увертюра исполняется въ инструментовка Лнбес-кинда, прибавившей вторую флейту, два кларнета, второй фа-готь, дв~1. трубы, литавры, а также измявшей партщ первого фагота и вальторнъ.

6. Отрывки и.чъ ораторш „Четыре времени года":

a) Apia Симона (баритонь) пзь Весны". Исп. А. Ф. Сандере s.

b) Apioao Лукаса (теноръ) Исп. Н. Д. Рихтеръ.

c) Apía Ганнм (сопрано) Исп. А. Л. Андреева-Шкилондаъ.

d) Дуэтъ Ганны и Лукаса пзъ „Осени". Анд,.

признается Прокофьеву в особом расположении к нему: «Лишь только я узнал вашу музыку, я внезапно почувствовал к вам близость и смотрю на вас как надруга. <...> Я понял по вашей музыке вашу душу, понял много родного, общего, и полюбил вас»10.

Как уже было сказано, подробно о петербургском периоде жизни Э. Беллинга писал Ю. Кружнов, поэтому мы будем двигаться далее, сосредоточив внимание на последующих, менее известных страницах его биографии. В частности, можно дополнить сведения о Бел-линге в период 1914-1916 гг. данными из источников военного времени, где сообщается о его ранениях и наградах. Так, состоя в чине прапорщика 164-го пехотного Закатальского полка, Э. Беллинг практически в самом начале войны был дважды ранен — 25 августа и 11 сентября 1914 г.и, а 30 мая 1915 г. и 3 октября 1916 г.

7 РГАЛИ. Ф. 427, оп. 1, ед. хр. 1105, л. 17. Письмо А. А. Беллинг к В. А. Рачинской от 17 марта 1910 г.

8 В РГАЛИ в фонде С. С. Прокофьева (ф. 1929) сохранилось 4 письма от Э. Е. Беллинга (ед. хр. 457). Кроме того, там же имеются черновики ответных писем С. С. Прокофьева — на оборотах писем С. С. Прокофьева к Н. Н. Черепнину (ед. хр. 341 и 414).

9 РГАЛИ. Ф. 1929, оп. 1, ед. хр. 457, л. 1. Письмо Э. Е. Беллинга к С. С. Прокофьеву от 20 апреля 1914 г.

10 РГАЛИ. Ф. 1929, оп. 1, ед. хр. 457, л. 5-6. Письмо Э. Е. Беллинга к С. С. Прокофьеву от 13 мая 1914 г.

11 РГВИА. Ф. 16196, оп. 1, д. «Именные списки потерь штаб и обер-офицеров 164 пехотного Закатальского полка в боях»; Там же. «Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат)», ящик 7428-Б. Карточка ранения Э. Е. Беллинга от 11.09.1914.

68

Иллюстрация 2в. Программа концерта 20 января 1910 г., присланная В. А. Рачинской Э. Е. Беллингом. Стр. 3

Иллюстрация 3. Фрагмент письма Э. Беллинга С. Прокофьеву от 20 апреля 1914 г.

Стр. d

• Времена года», написанные въ перюдъ J799—1800, на либэетго фань-Свигена воспользовавшаяся аяглйской поэмой Томсонл исполнены впервые 24 апреля 1801 года въ в1нскомъ «дворцЬ Шварцеаберга>'. Стремлежя къ звуковой живописи и кь чисто—народному юмору, столь рЪаюя для того времени, выступаютъ, эд1;сц достаточно ярко. Встр^чаюиийся временами морализируюиий элементь—необходимый нридатокъ гайднов-ской эпохи. Выведеаныя лица Симона, Лукаса н Ганны— лишь бытовые типы, чуждые драматических!, колдишй.

6. Спмфоыш G-dur, съ литаврами (rait Paukenschlag).

a) Adagio cantabile. Vivace assai.

b) Andante.

c) Menuetto: allegro raolto.

d) Allegro di raolto.

Написана для лондонскихъ концертовъ Саломона и исполнена, впервые, aj Марта 1792 года, иодъ назвашемъ c<the surprise». Впослкдствш, получила назвав!е симфонш «mit Paukenschlag». (у Гайдна есть euxe симфонш „mit Paukenwirbel"), такт, какъ удары лнтавръ, въ Andante, долго разсматривались въ качеств!; новаго эффекта. Они-то. своей неожиданностью, и доставили снмфоши большой усп1>хъ, въ глазахъ тогдашней лондонской публики, всегда требовавшей ' повторешя andante.

Дирижируют-ь капельмейстеры: Г. И. Варлихъ—№№ 1, 2, 3 и 5 и Э. Е. Беллингъ—№№ 4 и 6.

Начало въ 8И час. вечера,

Въ антракт^ публика приглашается осмотреть Музей Придворного Оркеотра.

Въ Субботу, 30-го Января, въ 81/* час. вечера, состоится, въ Придворномъ ОркестрЬ. при благоскл. участ. г-жи Л. Д. Кобеляцкой Оркестровое Собраше Музыкальныхъ Новостей. Предположено исполнить: Concerto grosso Генделя. Adagio и снерцо, для духовыхъ инструмеятовь, арфъ и литавръ. 0. Фрида. .Шествие жизни», музы кальную картину Д. Копгяева. увертюру «Пьеро на минуту», вступл. и отрывки, для одного голоса съ оркестромъ, изъ <Сафо* Г Баптока. Кап. Г. И. Варлихъ.

Въ Воскресенье, 4-го АпрЪля. и въ Четвергь. 8-го Апреля, въ 3ani Дворянскаго Собран1я, назначены концерты Придворнаго Оркестра подъ упр. проф. Артура Ниниша. Программа будетъ объявлена особо.

Императором Николаем II награжден орденом Св. Анны ^-й степени и орденом Св. Станислава 11-й степени^.

По данным С. Мясоедовой, в 1920 г. Беллинг переехал вместе с семьей в Витебск. В этот же год он возглавил Витебский окружной музыкальный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР, а также стал за дирижерский пульт Витебского государственного симфонического оркестра, совмещая это с преподаванием, а с февраля 1921 г. и с председательством в Большом Совете Витебской государственной специальной музыкальной школы (бывшей Витебской народной консерватории) трехступенчатой системы обучения. Однако уже 13 июля 1921 г. Э. Беллинг был командирован в Петроград для переговоров с художественным советом Петроградской консерватории по поводу открытия в школе оперного класса, а также «классов декламации, танцев, пластики, мимики, грима и ритмической гимнастики», но обратно в Витебск он не вернулся [7, с. 39].

В другой своей работе [8] С. Мясоедова дает подробную оценку не только деятельности музыканта в этот непродолжительный период времени, но и уделяет

¿Lt. /¿к- ^ . fyét?

'-Jo,

_

внимание психологическому портрету его личности, благодаря чему мы можем представить, насколько Э. Беллинг был увлечен своим делом, буквально «горел» желанием дарить людям радость общения с музыкой. Подтверждение этому мы находим практически в каждом письме к В. Рачинской от его жены Сандры, сетовавшей на постоянную занятость мужа. При этом, как замечает в своей книге Г. Юдин, дополняя слова С. Мясоедовой, «слишком мягкий характер Беллинга не способствовал его успешной карьере. <...> Для того чтобы успешно бороться со всеми трудностями, требовался человек иного склада, нежели Беллинг» [10, с. 162-163].

Примечательно, что от этого времени уцелел ценнейший документ — «Анкетный лист», составленный лично Э. Беллингом как председателем Витебского Профессионального Губернского Совета, опубликованный в 2014 г. все той же С. Мясоедовой [7]. Здесь особое внимание привлекают указания на ранее неосвещенные факты его музыкальной деятельности. В частности, он сообщает, что с 1898 г. образовывал и руководил камерными ансамблями, с 1908-го по 1910-й являлся членом квартета Герцога Макленбургского, а с 1910 г. организовывал «народные и ученические» концерты Петроградского Государственного оркестра и концертные поездки по России и Сибири13.

12 РГВИА. Ф. «Печатные издания», д. «Высочайшие приказы /офицерские чины/ за май месяц 1915 г.»; Там же. Ф. № 2067, оп. 2, д. «Переписка о награждении офицеров и чиновников орденами».

13 Госархив Витебской области. Ф. 101, оп. 1, д. 48, л. 328. Анкета председателя Большого совета, руководителя класса камерного ансамбля Витебской государственной музыкальной школы трех ступеней Э. Е. Беллинга. 1921 г.

69

Вернувшись в Петроград, Э. Беллинг остается здесь до 1925 г. Но, как сообщает нам другой авторитетный источник, постоянной работы для него здесь нет. Он выступает с любительскими оркестрами перед сеансами в кинотеатрах, а на сцене только что открывшейся Филармонии появляется лишь раз — как один из трех пианистов, аккомпанирующих певцам в сборном концерте 6 июня 1922 г. [9]. И в 1925 или 1926 г. (данные расходятся) Э. Беллинг вместе с семьей покидает Советский Союз, отправившись в поисках лучшей жизни в Тегеран.

Стоит заметить, что об этом эпизоде в его биографии, то есть о начале эмиграции вплоть до приезда в Дамаск, до сих пор нет точной и достоверной информации. Однако обнаружились новые данные в периодике того времени: в одной из номеров газеты «The Palestine Bulletin» («Вестник Палестины») от 2 мая 1930 г. был напечатан анонс вечернего концерта того же дня на открытой площадке «EDEN» в Иерусалиме. В объявлении в качестве программы указаны «классическая, русская и экзотическая музыка, балетные сцены и современные танцы» в исполнении «Русского трио» (Эраста, Сандры и Тамары Беллингов) (ил. 4) [11, с. 4]. Любопытно также, что Беллинг здесь представлен как «композитор и бывший дирижер Императорского оркестра в Петрограде, ученик Ауэра и Римского-Корсакова», Сандра как «актриса Мариинского театра в Петрограде», а их дочь Тамара как «танцовщица, ученица Анны Павловой и Тамары Карсавиной».

Иллюстрация 4. Анонс концерта «Русского трио» 2 мая 1930 г. в Иерусалиме, опубликованный в газете «Палестинский вестник»

The Russian Trio

ШЩППШШШЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

To-Night, May 2nd, 1930.

Erast Belling

Sirsdra Bailing

Tamara Belling

(DANCER, DISCIPLE OF ANNA PAVLOVA a TAMARA KARSAVINA).

Судя по всему, не позднее 1931 г. семья обосновалась в Дамаске14, где прошли последующие около 20 лет. Здесь Беллинг начал строить свою заграничную карьеру в качестве педагога по фортепиано, скрипке и композиции.

Дом Беллингов в Дамаске стал особым притягательным местом для всех, кто по-настоящему был увлечен западноевропейской культурой и искусством. Его супруга, прежде известная, талантливая камерная певица, занялась изготовлением сувенирных кукол, открыв

собственную мастерскую, а дочь выступала в концертах и преподавала классический балет. Э. Беллинг решил посвятить себя почти всецело педагогике, занимаясь с сирийскими учениками, некоторые из которых впоследствии стали выдающимися профессиональными музыкантами. Однако Э. Беллинг продолжал выступать и в концертах. Так, в 1934 г. во Французском благотворительном обществе Дамаска состоялся концерт камерной музыки^, где вместе с ним принимали участие А. и Р. Кугели, Е. Кассель из консерватории г. Кельна, С. Гар-тер из Одесской консерватории и довольно известный русский певец А. Корноухов.

Теперь остановимся подробнее на именах сирийских учеников Беллинга, сведения о которых удалось разыскать, опираясь на самые разнообразные источники. С первым из указанных ниже воспитанников Беллинга нам довелось познакомиться лично и узнать некоторые подробности из первых уст.

Валид Аль-Хажжар (1932 г. р.) (ил. 5) — один из самых известных деятелей искусства, выходцев из Сирии; многогранная личность — композитор, писатель, поэт, художник, в свое время увлекавшийся архитектурой и философией. Впоследствии Аль-Хажжар окончил Национальную консерваторию искусств во Франции по двум специальностям — художника и композитора. Как композитор особую популярность он приобрел в Европе, находясь в эмиграции (во Франции, Италии, Испании и США), длившейся больше 40 лет. Его произведения звучали на концертах в Париже, Риме, Барселоне, Пальме. К сожалению, творчество музыканта на родине не имело широкой известности, и его соотечественники мало что знают о самом композиторе.

Иллюстрация 5. Валид Аль-Хаджар (р. 1932)

Благодаря установившемуся контакту и переписке с Аль-Хажжаром удалось узнать некоторые интересные подробности о Э. Беллинге и обстоятельствах их знакомства, которые мы сообщаем ниже.

Как вспоминает Валид, интерес к классической музыке у него возник еще в раннем возрасте благодаря занятиям на фортепиано с Э. Беллингом. «Беллинг был нашим ближайшим соседом. Мы жили на первом этаже дома, и у нас был просторный сад по соседству с тем, где жил Беллинг — в арендованной маленькой квартире. Наши внутренние сады были разделены небольшой стеной, которую я часто перемахивал, когда думал, что меня никто не увидит!.. Мне тогда было всего семь

14 Точная дата прибытия семьи в Дамаск остается загадкой. Однако последнее письмо А. Шёнберга С. Беллинг было адресовано в Дамаск и датировано 12 июня 1931 г. [1]. Подробнее о содержании этого письма далее.

15 ГАТО. Ф. Р-1741, оп. 1, д. 14, л. 25.

70

ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ консерватории. Музыкальное искусство ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ 2021 № 3 (13)

лет. <...> Беллинги были в восторге, узнав, что я говорю по-английски (хотя они говорили плохо), и еще больше, когда узнали, что я изучаю фортепиано в школе. Так все и началось. <...> С родителями же было условлено, что, когда я буду в Дамаске на каникулах, я буду продолжать заниматься с Беллингом. Надо сказать, они все втроем владели фортепиано и часто вместе принимали участие в совершенствовании моей игры.

Как я уже говорил, я был слишком молод, чтобы понимать, кто такие Беллинги, почему они находятся в Сирии, и какой статус они занимают в России. Мадам Беллинг была очень импозантна, всегда в черном, прикрывая волосы черным тюрбаном с длинным хвостом, свисающим сзади. Беллинг был кроток. Он, казалось, обожал свою прекрасную дочь-балерину, которая недолго пробыла в Дамаске. У них был граммофон, и они часто слушали оперную музыку. Всегда говорили друг с другом по-русски. Я любил их, и они, казалось, тоже любили меня»".

Сегодня В. Аль-Хажжар — признанный мастер, автор музыкальных произведений в самых разных жанрах. Так во Всемирной музыкальной интернет-библиотеке хранится множество его сочинений, несколько композиций размещены на интернет-канале Youtube, а в один из CD-альбомов проекта «250 пьес Людвигу ван Бетховену» включено его произведение «Памяти Бетховена» в исполнении Сюзанны Кессель, основателя проекта [12].

Среди лучших учеников-скрипачей Э. Беллинга — Мухаммад Аль-Кудси и Аднан Аль-Рикаби, а Аббуд (Абдульрахман) Абдельаль (1925-2009) стал одним из самых прославленных исполнителей на скрипке своего времени на Востоке.

Первую скрипку ему подарил отец в возрасте семи лет, а в десять — познакомил с Беллингом. Эраст Ев-стафьевич мечтал сделать Аббуда музыкантом международного уровня. Он оправдал ожидания своего учителя и впоследствии стал известным исполнителем восточной музыки, чьи блестящие выступления транслировали телеэкраны Сирии, Кувейта, Алжира, Ирака, Абудаби, Туниса и других стран; он также был основателем популярного ансамбля восточной музыки «Золотые струны».

Другой известный сирийский скрипач Мухаммад Аль-Кудси (1922-1999) (ил. 6), занимавшийся с Э. Беллингом в течение 7 лет, большую часть своей жизни посвятил музыкальному воспитанию детей. В 1938 г. стал солистом одного из известнейших ансамблей Сирии «Умайя», а в 1940 г. — дирижером оркестра, организованного в Восточном институте (Школе искусств) под названием «Друзья искусства». Позже Министерство по делам рекламы и молодежи пригласило его работать в музыкально-педагогический коллектив, наряду с такими уже хорошо известными авторитетами как Али Дэрвиш и Эраст Беллинг. За это время Мухаммад выступил во многих концертных залах в разных странах Ближнего Востока, организовал ряд фестивалей и

конференций, посвященных музыке и музыкальному образованию, принимая в них самое активное участие. Он — автор множества статей, книг и учебников, долгое время проработал в Министерстве просвещения Сирии.

Иллюстрация 6. Мухаммад Аль-Кудси (1922-1999)

>

Среди учеников-пианистов Э. Беллинга также известны имена Сальмы Аль-Хаффар, Хусни Аль-Харири и Нажлаа Абси.

Сальма Аль-Хаффар (1922-2006), популярная в свое время писательница, открыла у себя в доме музыкальный салон, где устраивала собственные сольные концерты для знатных дам Дамаска. Известно, что Сальма выступала в концертах и самого Э. Беллинга, играя с ним в ансамбле в 4 руки и на двух роялях. Зачастую подобные мероприятия проходили в самых «роскошных» помещениях Дамаска — в зеркальном зале гостиницы «Аль-Шарк» и в холле гостиницы «Умейя». Сальма продолжала энергичную концертную деятельность в течение всей своей жизни, даже после отъезда Беллингов в Ливан.

Хусни Аль-Харири (1927-2007), еще один знаменитый ученик Э. Беллинга, стал настоящей «звездой Дамаска», прославившись еще в молодые годы как исполнитель и композитор. Одной из популярных в то время концертных площадок стало студенческое кафе-ресторан в центре города, хозяин которого по вторникам превращал его в концертный зал — специально для музыкантов, обучавшихся в Восточном институте (Школе искусств). Любопытно, что в день концерта там не продавали еду, поскольку считали музыку высоким искусством, настоящей «пищей для души». Именно здесь впервые прозвучала фантазия Аль-Харири для фортепиано с оркестром «Душа Востока», которую он сам исполнил с оркестром (ансамблем) упомянутого учебного заведения. Произведение и в целом концерт имели огромный успех, что помогло Хусни продолжить музыкальное образование в Италии: он был направлен туда за счет Министерства образования и просвещения. А начинал он свой путь с занятий на фортепиано у Беллинга и с «дистанционных» уроков по гармонии,

16 Из личной переписки автора настоящей статьи с Валидом Аль-Хажжаром (письмо от 7 апреля 2021 г.). Перевод с араб. — Дж. А.

переписываясь с одной из французских школ.

В Италии Аль-Харири проучился 7 лет в Национальной академии Св. Цецилии в Риме и получил диплом по композиции. Вернувшись в родные края, 20 лет отработал в Министерстве просвещения Сирии советником по музыкальному образованию, затем 3 года преподавал композицию, фортепиано, гармонию и теорию музыки в университете «Аль-Ярмук» в Иордании; был основателем и главным дирижером оркестра и хора радио и телевидения в Дамаске, в 60-е гг. участвовал в подготовке музыкальных программ.

Широко известен Аль-Харири и как композитор. Среди его сочинений — балеты, струнные квартеты, романсы для голоса и фортепиано, фортепианные пьесы, произведения для оркестра и др. Он также инструментовал и аранжировал многие народные песни.

К сожалению, сегодня нам известно лишь о малой части педагогических достижений Беллинга, впрочем, как и о его композиторском творчестве. Так, увидев на выставке Т. Бахер среди нескольких сохранившихся его нотных автографов, относящихся ко времени обучения в консерватории, фугу к вступительному экзамену, Ю. Кружнов отметил, что она «демонстрирует не только незаурядный композиторский талант автора, но и владение полифоническим письмом, полифоническое чутье, тонкое чувство формы» [6, с. 15].

Несмотря на множество упоминаний о сочинениях Беллинга, найти их в опубликованном виде пока не удалось; более того, в настоящее время судьба его нотного архива не ясна, что затрудняет даже самую общую оценку композиторского наследия. Некоторые из своих опусов он перечисляет сам — в цитировавшемся уже нами «Анкетном листе». Благодаря этому источнику мы узнаем о значительном числе произведений, созданных Беллингом до 1921 г.: 8 фортепианных пьес, 6 романсов, хор а саре11а, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет (рукопись), «Торжественное шествие» для большого оркестра (рукопись)!7. По-видимому, все они существовали в форме рукописей. Однако выяснилось, что попытки напечатать их все же были.

В посвященной Беллингу публикации на сайте Петербургской филармонии об этом факте сообщается со ссылкой на одно из писем А. Шёнберга к Сандре Бел-линг, с которой знаменитый музыкант вел переписку на протяжении почти 20 лет [9]. Их знакомство состоялось в 1912 г. Тогда С. Беллинг, довольно известная камерная певица, вела активную концертную жизнь!8.

Из последнего известного нам по их переписке письма Шёнберга, посланного им 12 июня 1931 г. в Дамаск, очевидно, в ответ на письмо с просьбой Сандры, стало ясно, что она интересовалась возможностью публикации произведений мужа в Германии. Вот что содержит ответ Шёнберга: «Что касается сочинений г-на Беллинга, мне очень интересно их услышать. К сожалению, не могу

просить Вас послать их мне, так как в следующие месяцы я не смогу долго быть на одном месте. <...> Но г-н Беллинг должен не потерять это время, а скорее войти в контакт с издателями. В качестве издателей современной музыки в Германии речь может идти только о: I. "Универзаль эдицьон", Вена 1, Карлсплац; II. "Боте и Бок", Берлин, Лейпцигерштрассе; III. "Шотт", Майнц.

Другие издатели для современной музыки едва ли найдутся. <...> Экономические трудности в Германии привели к тому, что ноты очень мало или же вовсе не покупаются, а потому и не печатаются» [1, с. 425].

Из исследования Аль-Шарифа также удалось узнать, что свои произведения Беллинг исполнял на публике. Можно даже предположить, что на сирийский период жизни Э. Беллинга приходится расцвет не только его педагогической, но и композиторской деятельности. В своей книге Аль-Шариф отмечает, что счастливое, благодатное и плодотворное время пребывания Беллинга в Дамаске отразилось в его Фантазии для фортепиано и оркестра «Дамаск» [13, с. 682]. Это произведение было написано в начале Второй мировой войны, и поскольку в городе в то время почти не осталось профессиональных музыкантов-оркестрантов, оно было исполнено на 2-х роялях — самим Э. Беллингом и его ученицей Нажлой Абси. Второй раз эту Фантазию сыграл с ним Х. Аль-Харири в 1949 г.: их выступление сопровождал грандиозный успех!

Потрясенный героизмом советских войск, проявленным в легендарной Сталинградской битве, и вместе с тем вдохновленный творческой удачей, Э. Беллинг написал вторую фантазию — «Сталинград». Ее премьера состоялась в гостинице «Восток». Как пишет Аль-Шариф: «На концерте присутствовал первый чрезвычайный и полномочный посол Советского Союза в Сирии (1944-1950) Даниил Солод, высоко оценивший это произведение. Именно тогда у Э. Беллинга появилась надежда вернуться на родину: посол отправил И. Сталину телеграмму, в которой просил о снятии с Э. Беллинга обвинений и о разрешении вернуться с семьей на родину. Однако ответ И. Сталина был отрицательным» [13, с. 682].

Дополняя и систематизируя сведения об известных нам произведениях Беллинга, приведем также данные, опубликованные Ю. Кружновым: «Во Франко-арабском лицее в Дамаске 22 мая 1941 г. прозвучали два его произведения. <...> Первое произведение называлось загадочно — "Танец Боайард", исполняла танец его дочь Тамара. Прозвучали также "Четыре русских народных песни" (возможно, в обработке Беллинга), исполнителями были скрипачка Т. Мантейфель и виолончелист Р. Кугель. За фортепиано был автор» [6, с. 15]. Эти данные сохранились благодаря уцелевшей афише концерта, копия которой была любезно предоставлена нам Т. Бахер (ил. 7)19.

17 См. примеч. 13.

18 Одно из таких выступлений в дуэте с мужем Эрастом даже было отмечено похвальной рецензией в журнале «Жизнь искусства» (1924, № 20, 13 мая, с. 10-11).

19 ГАТО. Ф. Р-1741, оп. 1, д. 14, л. 122.

72

Иллюстрация 7. Афиша концерта с участием Эраста Беллинга и его дочери Тамары во Франко-арабском лицее г. Дамаска 22 мая 1941 г.__

LYCEE FRANCO-ARABE

Boulevard de BAGDAD

Jeudi 22 Mai 1941 à 21 heures très précises Soirée de MUSIQUE RUSSE

avec le concours du Trio

BELLING Tina MÂNTEUFEL R. KOEIGULI L

Ancien chef d'orchestre elaCour Impériale de Russie Grand-Prix du Conservatoire de St. Pétersbourg

Grand-Prix du Conservatoire de St. Pétersbourg Soliste des concerts Pasdeloup et I.amoureux de Paris

de

Premier Prix du Conservatoire de St. Pétersbourg

Mademoiselle Tamara BELLING

et de monsieur

ALEXIS KMAOIIKHOFF

de l'Opéra Пилке PROGRAMME

Aranîky

Trio en RE mineur M "' Manteufel

a) Allegro c) Elégie M.R. Kouguell

b) Scherzo <1} Finale M.E. Belling Borodin* M.A. Karnaoukhoff

Air du Prince Igor Moussorgiky — L'Oublié Clinka — Chant de roule Grelch&nlnoff — Le Captif Glazouriôw M"" Manteufel

Mélodie arabe Tiehaïkevsky — Romance. Spandlarew — « Haitarma » danse tartare. ENTR'ACTE

4 — Glazounow M. R. Kouguell

Chant du Menestrel Borodine Sérénade

5 — t. Balling M"' Tamara Belling

Danse Boyarde

6 — Ttchalkowsky M.A. Karnaoukhoff

Bénies soient les forets Le Reproche Le Désir

Rachmaninoff

Je suis de nouveau seul Oh! viens Tout passe

7 — E. Balling M"" Manteufel

Sur 4 chants M. R. Kouguell

populaires Russes M.E. Belling

Location — Fauteuils numérotés, 15 francs, Jeudi 15 mai de 8 à 12 et de 2 à 4,

uniquement à l'Economat du Lycée à partir du Vendredis et Dimanches exceptés.

Но, несмотря на достижения на поприще композиторства и исполнительства, главным делом Беллинга по-прежнему оставалась педагогика. Он продолжал преподавать фортепиано и скрипку, занимаясь и у себя дома, и в Восточном институте (Школе искусств), где получал за свой труд весьма скромную плату — 100 сирийских лир. В то время Ливанская академия предложила ему работу с вознаграждением в 5 раз выше, и Беллинг обратился с просьбой к сирийским чиновникам о повышении жалования. Однако ни его увещевания, ни старания одного из сотрудников не имели успеха, и он был вынужден покинуть так полюбившийся ему Дамаск [13, с. 683]20.

Точный год отъезда нам установить не удалось, но по информации, предоставленной Т. Бахер, к 1950 г. семья Беллинг окончательно перебралась в Бейрут. Здесь Э. Беллинг участвовал в камерных концертах,

давал частные уроки фортепиано и композиции, преподавал в Ливанской академии изящных искусств и Национальной консерватории музыки. Среди его наиболее ярких учеников следует назвать Богоса Гелаляна и Джоржа База, «будущих композиторов, классиков ливанской музыки» [4, с. 28]. Как говорит об этом времени ливанский историк музыки Нэнна Бахтанассар-Суккар, «едва ли не более значительной представляется заслуга русских преподавателей, которые заложили фундамент классического музыкального образования в Ливане, и чьи ученики стояли у истоков ливанской национально-ориентированной композиторской и исполнительской школы» [2, с. 36]. Именно так, на наш взгляд, можно описать заслуги Э. Беллинга во время его пребывания и в Ливане, и в Дамаске.

Подводя итоги, отметим, что двадцатилетие, проведенное Беллингом в Сирии, совпало с важнейшим этапом становления новой академической музыкальной традиции на Ближнем Востоке. Начав в Дамаске с частных уроков и продолжив преподавательскую работу в стенах одного из первых специальных учебных заведений, он и его соратники подготовили почву для успешного и плодотворного развития сирийской музыкальной культуры в 1960-80-е гг., что закономерно привело к открытию в Сирии новых музыкальных школ, первого высшего учебного заведения (Высшего института музыки в Дамаске), появлению оркестров, ансамблей, открытию столичного театра, стремительному развитию концертной жизни и в других крупных городах в конце XX — начале XXI вв. Кроме того, установившиеся русско-сирийские музыкальные связи, столь успешно начатые Беллингом, сыграют в этом дальнейшем масштабном процессе едва ли не основополагающую роль21.

Не менее важным было привить вкус к европейской классической музыке, воспитать не только музыкантов-профессионалов, но и публику. Именно поэтому деятельность Беллинга была столь разнообразна и носила самый широкий просветительский характер, отразив целую эпоху в сирийской культуре первой половины ХХ в.

Э. Беллинг, опираясь на лучшие педагогические, исполнительские и композиторские традиции русской, а именно — петербургской школы, внес, несомненно, огромный вклад в становление музыкально-профессиональной традиции в Сирии, в развитие музыкальной педагогики и в дело популяризации исполнительства на европейских музыкальных инструментах. И что особенно ценно, он оставил после себя множество учеников и последователей, продолживших дело, начатое их легендарным русским наставником и учителем.

20 В книге С. Аль-Шарифа приводятся любопытные подробности, касающиеся этого отъезда. Накануне Э. Беллинг оставил под залог свою скрипку у некоего коллекционера за 700 сирийских лир, поскольку очень нуждался в деньгах. Однако вернувшись через пару месяцев, он так и не смог ее забрать, поскольку тот человек захотел оставить инструмент себе, на память о великом музыканте. Ныне местонахождение скрипки неизвестно.

21 Речь идет о так называемом русско-сирийском музыкальном контракте, заключенном между Министерствами культуры Сирии и России, обеспечивавшем функционирование музыкальной школы, Высшего института музыки и Симфонического оркестра в Дамаске в 1984-2012 гг.

73

Литература

1. Арнольд Шёнберг. Письма / Сост. Э. Штайн; перевод с нем. В. Шнитке; ред. М. С. Друскин, Л. Ковнацкая. СПб: Композитор: Фонд «Pro Arte», 2001. 464 с.

2. Бахер Т. Петербургский музыкальный десант на Ближнем Востоке // Скрипичный ключ. 2019. № 4 (73). С. 28-36.

3. Бахер Т. Русские музыканты в Ливане: вариации наараб-скую тему. URL: https://www.domrz.ru/exhibition/14086_ russkie_muzykanty_v_livane_variatsii_na_arabskuyu_temu_/ (дата обращения: 03.04.2020).

4. Горячева Ю. Русские в Бейруте: Интервью с Т. (Куваше-вой) Бахер // Русский мир. 2019. № 12. URL: https://rusmir. media/2019/12/05/beyrut (дата обращения: 03.04.2020).

5. История русской музыки: В 10 томах. Т. 10В: 1890-1917. Хронограф. Кн. I / Под общ. науч. ред. Е. М. Левашева. М.: Языки славянских культур, 2011. 968 с.

6. Кружнов Ю. Забытый музыкант // Скрипичный ключ. 2019. № 5 (74). С. 11-15.

7. Мясоедова С. Витебские страницы в биографии петроградского дирижера Эраста Евстафьевича Беллинга // XXVI Международный музыкальный фестиваль им. И. И. Сол-лертинского: Буклет. Витебск: Витебская областная тип., 2014. С. 39.

В. Мясоедова С. Мелодии Северной Пальмиры || Вить-бичи. № б (939) (Приложение к газете «Вечерний Витебск» № 14 (3483)). Витебск: Витебская областная тип., 2014. URL: https:||www.pressreader.com|belarus|vitbic Ы|2014020б|2В1б2100В221440 (дата обращения: 20.08.2020).

9. Эраст Беллинг || К 100-летию первой русской филармонии. Персоны. URL: https:||100philharmonia.spb.ru| persons|1396| (дата обращения: 20.05.2021).

10. Юдин Г. Музыкальная жизнь Витебска в первой четверти XX века. Минск: Медисонт, 2013. 304 с.

11. The Palestine Bulletin [Вестник Палестины]. Jerusalem, May 2nd, 1930 (Vol. 5, № 1б02). URL: https:||www.nli.org.il|

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

he|newspapers|plb|1930|05|02|01|?e=.......he-20--1--img-

txIN%7ctxTI..............1 (дата обращения: 15.0б.2021).

12. 250 piano pieces for Beethoven: International composition project by Susanne Kassel. URL: http:||250-piano-pieces-for-beethoven.com|en|composers|walid-al-hajjar| (дата обращения: 15.01.2021).

13. IJ^j^^1 Ufj^^ij^ ^^ jjlj» IJ^ijl^» 2011. 800 с. [Аль-Шариф С. Музыка в Сирии. Дамаск: Союз сирийских писателей; Министерство культуры, 2011. 800 с.].

References

1. Arnold Schoenberg. Pisma [Arnold Schoenberg. Letters] / Sost. E. Shtain; perevod s nem. V. Schnittke; red. M. S. Druskin, L. Kovnatskaya. SPb.: Kompozitor: Fond «Pro Arte», 2001. 464 p.

2. Baher T. Peterburgskiy muzikalniy desant na Blizhnem Vo-stoke [St. Petersburg musicians in the Middle East] // Skripichniy kliuch [Treble clef]. 2019. № 4 (73). Pp. 28-36.

3. Baher T. Russkie muzikanty v Livane: variatsii na arabskuiu temu [Russian musicians in Lebanon: variations on an Arabic theme]. URL: https://www.domrz.ru/exhibition/14086_russ-kie_muzykanty_v_livane_variatsii_na_arabskuyu_temu_/ (Access date: 3.04.2020).

4. Goryacheva Y. Russkiye v Beyrute: Intervyu s T. (Kuvashe-voy) Bakher [Russians in Beirut: interview with T. (Kyvasheva) Bakher] // Russkiy mir [Russian world]. 2019. № 12. URL: https:// rusmir.media/2019/12/05/beyrut (Access date: 03.04.2020).

5. Istoriya russkoi muziki: v 10 tomakh. T. 10B. 1890-1917. Chronograph. Kn. I [The History of Russian music: In 10 volumes. Vol. 10B: 1890-1917. Chronograph. Book I] / Pod obsh. nauch. red. E. M. Levasheva. M.: Yaziki slaviyanskikh kultur, 2011. 968 p.

6 Kruzhnov U. Zabytiy muzikant [The Forgotten Musician] // Skripichniy kliuch [Treble clef]. 2019. № 5 (74). P. 11-15.

7. Myasoedova S. Vitebskie stranitsi v biographii petrogradsk-ogo dirizhera Erasta Evstafievicha Bellinga [Vitebsk in the biography of the Petrograd conductor Erast Yevstafyevich Belling] // XXVI Mezhdunarodniy muzikalniy festival im. I. I. Sollertinskogo [XXVI International music festival named after I. I. Sollertinskiy]:

Booklet. Vitebsk: Vitebskaya oblastnaya tip., 2014. p. 39.

8. Myasoedova S. Melodii Severnoi Palmiry [Melodies of Northern Palmyra] // Vitbichi. № 6 (939) (Prilozheniye k gazete «Vecherniy Vitebsk» № 14 (3483)) [Vitbichi. № 6 (939) (Appendix to the newspaper «Evening Vitebsk» № 14 (3483))]. Vitebsk: Vitebskaya oblastnaya tip., 2014. URL: https://www.pressreader. com/belarus/vitbichi/20140206/281621008221440 (Access date: 20.08.2020).

9. Erast Belling [Erast Belling] // K 100-letiyu pervoj russkoj filarmonii. Persony [To the 100th anniversary of the first Russian Philharmonic. People]. URL: https://100philharmonia.spb.ru/ persons/1396/ (Access date: 20.05.2021).

10. Udin G. Muzikalnaya zhizn Vitebska v pervoi chetverti XXveka [Musical life of Vitebsk in the first quarter of the 20th century]. Minsk: Medisont, 2013. 304 p.

11. The Palestine Bulletin [Vestnik Palestiny]. Jerusalem. May 2nd. 1930 (Vol. 5. № 1602). URL: https://www.nli.org.il/

he/newspapers/plb/1930/05/02/01/?e=.......he-20--1--img-

txIN%7ctxTI..............1 (Access date: 15.06.2021).

12. 250 piano pieces for Beethoven: International composition project by Susanne Kassel. URL: http://250-piano-piec-es-for-beethoven.com/en/composers/walid-al-hajjar/ (Access date 15.01.2021).

13. Al-Sharif S. Muzika v Sirii [Music in Syria]. Damask: Soyuz siriyskikh pisateley; Ministerstvo kultury, 2011. 800 p.

Информация об авторе

Джоржёс Мусалламович Алабдаллах E-mail: georgeos.mgkt@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» 121069, Москва, ул. Поварская, 30-36

Information about the author

Georgeos Musallamovich Alabdullah E-mail: georgeos.mgkt@mail.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Gnesin Russian Academy of music» 121069, Moscow, 30-36 Povarskaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.