Общество: философия, история, культура. 2022. № 10. С. 151-155. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 10. P. 151-155.
Научная статья УДК 78.071
https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.25
Александр Зилоти и Игорь Стравинский: творческие связи Светлана Владимировна Горобец
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Изучение писем русских музыкантов вызывает интерес во всем мире и явно отстает от популярности их творчества. В статье рассмотрена сюжетная линия переписки И.Ф. Стравинского и А.И. Зилоти, связанная с исполнением в Петербурге его сочинений по рукописям. Приведены подробности подготовки премьер в антрепризе «Концерты А. Зилоти». Анализируются творческие и дружеские связи Зилоти и Стравинского на основе опубликованных и неопубликованных архивных источников. Показана роль Зилоти в продвижении сочинений композиторов-современников. Эпистолярное наследие двух знаменитых музыкантов раскрывает профессиональные и человеческие отношения выдающихся творцов и отражает художественную жизнь столицы начала ХХ в. Источниковой базой служили архивные собрания Санкт-Петербурга и Москвы.
Ключевые слова: антреприза «Концерты А. Зилоти», зал Дворянского собрания, Петербург, Игорь Стравинский, «Фантастическое скерцо», «Фейерверк», опера «Соловей», Сергей Дягилев
Для цитирования: Горобец С.В. Александр Зилоти и Игорь Стравинский: творческие связи // Общество: философия, история, культура. 2022. № 10. С. 151-155. https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.25.
Original article
Alexander Siloti and Igor Stravinsky: Creative Connections Svetlana V. Gorobets
St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russia
Abstract. The study of the letters of Russian musicians is of interest all over the world and clearly lags behind the popularity of their work. The author considers the the storyline of the correspondence of I.F. Stravinsky and A.I. Siloti associated with the performance in St. Petersburg of his compositions based on manuscripts. The details of the preparation of the premieres in the entreprise "Concerts of A. Siloti" are given. The creative and friendly relations between Siloti and Stravinsky are analyzed on the basis of published and unpublished archival sources. The role of Siloti in promoting the works of contemporary composers is shown. The epistolary heritage of two famous musicians reveals the professional and human relationships of outstanding creators and reflects the artistic life of the capital at the beginning of the 20th century. The archival collections of St. Petersburg and Moscow served as the source base.
Keywords: entreprise "Concerts of A.Siloti", Hall of the Nobility Assembly, St. Petersburg, Igor Stravinsky, Scherzo fantastique, Feu d'artifice, The Nightingale (opera), Sergei Diaghilev
For citation: Gorobets, S.V. (2022) Alexander Siloti and Igor Stravinsky: Creative Connections. Society: Philosophy, History, Culture. (10), 151-155. Available from: doi:10.24158/fik.2022.10.25. (In Russian)
Тот, кто посвятил себя искусству, должен все время стремиться вперед. Не идти вперед - значит идти назад.
А.Б. Гольденвейзер1
Александр Ильич Зилоти (1863-1945) и Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971) являются крупными фигурами художественной культуры ХХ в. В статье эти личности рассматриваются в культурно-историческом контексте эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв. К этому времени русская художественная культура уже достигла определенной высоты, но в то же время появляются черты нового стиля, широко отразившиеся в наследии А.Н. Скрябина, Н.К. Метнера, С.С. Прокофьева и других композиторов.
Источниковую базу исследования представляют архивные документы и опубликованные материалы. Переписка И.Ф. Стравинского с разными корреспондентами, рукописи его сочинений,
1 Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания / сост. Д. Благой. М., 1969. С. 243. © Горобец С.В., 2022
обнаруженные в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, г. Москва), воспоминания и письма А.И. Зилоти, опубликованные к его столетнему юбилею в 1963 г. в Ленинграде и альбом к 150-летию Московской консерватории1.
Культуротворческая деятельность А.И. Зилоти - пианиста, дирижера, общественного деятеля и преданного музыканта-просветителя во многом обращена к созданию новых культурных реальностей и является отражением характерных тенденций культуры Петербурга в начале ХХ в. Его антреприза - «Концерты А. Зилоти» - давала в Петербурге абонементные концерты на протяжении пятнадцати лет для разных слоев населения (Горобец, 2021: 77-109).
Это концертное предприятие можно считать отражением веяний эпохи, новых форм музыкального просвещения и пропаганды сочинений своих современников - еще малоизвестных композиторов М. Гнесина, С. Василенко, М. Штейнберга, С. Прокофьева и других. С 1910-х гг. наблюдалась некоторая «творческая борьба» за исполнение музыки Стравинского между антрепренёрами, например, между Сергеем Кусявицким и Александром Зилоти. Кто-то исходил из творческих соображений, кто-то из коммерческих и старался первым представить публике сочинения Стравинского.
Благодаря дару распознавания молодых талантов, Зилоти занимался продвижением в жизнь новых, достойных художественного внимания произведений молодых авторов. Можно считать это своеобразной миссией Зилоти - «Мне Лист завещал держать знамя искусства и я это буду делать всегда»2. Современники испытывали большое уважение к Зилоти и предлагали ему для исполнения в концертах рукописи своих сочинений.
Участвовать в зилотиевских концертах было очень престижно для музыкантов. Исключительно человеческая и музыкантская отзывчивость Зилоти притягивала к нему молодых композиторов. Для них поддержка Зилоти в начале их творческого пути была очень своевременной и существенной. Брат известных сестёр Гнесиных - Михаил Фабианович Гнесин вспоминал: «Когда Зилоти помогал нам, молодым композиторам! Он все делал для того, чтобы "протолкнуть" написанное сочинение в жизнь. Даже если ему лично оно не особенно нравилось, но, по его мнению, было достаточно значительным для появления в печати или на эстраде, то прилагал все усилия к тому, чтобы этого добиться»3. Зилоти оказывал огромную творческую поддержку всем. Свой жизненный принцип он выразил следующими словами: «Самое большое счастье на земле -помогать другим, самое большое несчастье - не иметь возможности всем помочь»4.
В знак благодарности многие композиторы посвящали Зилоти свои произведения, что часто подтверждается надписью на титульном листе партитуры. Например, П. Чайковский посвятил Зилоти «Скерцо-фантазию» оп. 72 № 10, С. Рахманинов - Первый фортепианный концерт оп. 1 и Десять фортепианных прелюдий оп. 23, М. Гнесин - «Сонату-балладу» для виолончели и фортепиано оп.7, Л. Годовский - «Интермеццо», французский композитор Ж.Ж. Роже-Дюкас - мимодраму «Орфей». Посвященные А.И. Зилоти произведения часто звучат на концертных сценах и сегодня.
Федор Стравинский многим обязан Александру Зилоти. Имя молодого композитора Стравинского первый раз в Петербурге появилось на афише «Концерты А. Зилоти». Александр Зилоти усиленно продвигал молодых авторов, зачастую отводил им даже целые концертные программы, потому что знал, что это талантливые люди и их надо поощрять. Зилоти обладал неким чутьем и хорошо знал, что нужно ставить в программу, а также опирался на опыт своей концертной деятельности как в России, так и за рубежом. Он не был представителем какого-то одного направления в музыке, интересовался многим. Именно под управлением А. Зилоти в его антрепризе были исполнены: в 1909 г. - «Фантастическое скерцо», в 1910 г. - скерцо «Фейерверк» и сюита из балета «Жар-Птица». Отдельно стоит отметить, что все вышеназванные произведения Стравинского исполнялись впервые, как указано в программе и по рукописям.
Так, 24 января 1909 г. в программе 7-го абонементного концерта в зале Дворянского собрания Императорской русской оперой под управлением А. Зилоти, наряду с произведениями Ф. Листа, Ф. Мендельсона, К. Вебера, Э. Эльгара, прозвучало «Фантастическое скерцо» для большого оркестра (оп. 3) - одно из ранних оркестровых сочинений композитора. Музыка этого произведения типична для молодого Стравинского - октавные гаммы, увеличенные интервалы, оригинальная трактовка выразительных средств и др. приемы. Была сделана хорошая, но довольно трудная в исполнении инструментовка этого произведения. Как известно, вдохновило Стравинского
1 Александр Ильич Зилоти. Воспоминания и письма / сост. Л.М. Кутателадзе; под ред. Л.Н. Раабена. Л., 1963. 467 с.; Александр Ильич Зилоти (1863-1945): альбом (к 150-летию Московской консерватории) / ред.-сост. М.Д. Соколова. М., 2016. 140 с.
2 Александр Ильич Зилоти. Воспоминания и письма... С. 420.
3 Прибыткова З.А. Мои воспоминания об А.И. Зилоти // Александр Ильич Зилоти. Воспоминания и письма... С. 412-413.
4 Российская национальная библиотека, отдел рукописей. Собрание автографов разных лиц: 19001917 годы. Ф. 459. (Максимов А.Г. и Максимов М.К.). Ед. хр. 1.
на это сочинение эссе Мориса Метерлинка «Жизнь пчел», написанное в 1901 г. Изначально свое новое произведение Стравинский назвал «Пчелы». Сочинил он его за очень короткий период -начал работать в июне 1907 г., завершил - в марте 1908 г. и сразу же отправил партитуру своему учителю - Н.А. Римскому-Корсакову. Николаю Андреевичу сочинение понравилось, но, к сожалению, услышать публичное исполнение ему не удалось в связи со смертью. После премьеры еженедельное знаковое издание «Русская музыкальная газета» отмечала: «Пьеса Стравинского оказалась бойкой, со вкусом и воображением, художественно оркестрована, не без бесовского юмора в ритмах и звучностях»1.
«Фантастическое скерцо» Стравинский посвятил Зилоти как дирижеру, впервые представившему его произведение публике. На титульном листе партитуры после названия произведения, в правом верхнем углу чернилами сделана надпись: «Посвящаю большому музыканту Александру Зилоти»2.
Премьера прошла успешно. Сергей Павлович Дягилев, присутствоваший на концерте, был очень впечатлён сочинением Стравинского. Именно после этого концерта Дягилев заказывает молодому композитору балетную музыку для «Русских сезонов». Именно поэтому можно считать, что Зилоти способствовал знакомству Дягилева со Стравинским. «Исполнение "Фантастического скерцо" и "Фейерверка" в "Концертах Зилоти" было важным моментом для всей моей музыкальной деятельности», - вспоминал Стравинский3.
Положительная рецензия была и на премьерное исполнение «Фейерверка», которое прозвучало в зилотиевском концерте 9 января 1910 г. Рецензент «Русской музыкальной газеты» писал: «"Фейрверк" И. Стравинского мог бы иметь больший успех - это капризное, не лишенное своеобразности скерцо эффектно инструментовано. Но пьеска слишком коротка и недостаточно ярка, так что публика не успевает и настроить себя как следует»4. В то же время о номерах из балетной сюиты «Жар-птица» отмечали, что «она чрезвычайно интересна прежде всего своей ультра-эксцентричной оркестровой звучностью. г. Стравинский вкладывает в свою музыку нечто такое, что выгодно выделяет его композиторское дарование. Обладает ценной способностью -несколькими тонкими музыкальными штрихами сразу нарисовать тот или иной образ. Звуковая живопись и настоящая сказочная мечта, перенесенная с декоративного холста Билибина в оркестр. <...> Будем ждать от г. Стравинского чего-то значительного и интересного»5.
Именно благодаря протекции Зилоти издательство фирмы «П. Юргенсон» в 1909 г. выпускает в свет произведения Стравинского и становится постоянным издателем его сочинений вплоть до 1918 г.
Письма Стравинского к Зилоти, охватывающие период с 1914 по 1916 гг., показывают готовность Зилоти оказать помощь в постановке еще одного сочинения Стравинского - трехактной оперы «Соловей» по сказке Г.Х. Андерсена. Из переписки музыкантов по этому поводу ясно, что в «Соловьином деле»6 Зилоти играл не последнюю роль.
У Сергея Дягилева было приобретено право на один год исполнения оперы «Соловей» в Париже и Лондоне. Но Зилоти очень хотелось, чтобы опера прозвучала в России, предполагалась ее постановка в Мариинском театре в 1916 г. Он хлопотал о передаче клавира оперы Императорским театрам, тем более что директор театра В.А. Теляковский тоже этого очень желал. Но, как пишет сам Стравинский в письме к Зилоти, «присылки клавира "Соловья" Теляковскому считаю в высшей мере бесполезно, ибо из музыки этой, сыгранной без меня, скажу более - не мною - ничего никто в лучшем случае не вынесет - скажут чушь. <...> Лучше, если я ему сам сыграю. Ах, как я был бы рад Вам сыграть "Соловья"»7. В следующем письме Стравинский просит Зилоти не бросать начатого им дела по постановке и довести его до благополучного конца, несмотря на блистательные премьерные показы оперы в Париже.
Стравинский очень рассчитывал на помощь Зилоти по устройству своих произведений в Императорских театрах. Подробно излагал ему в письмах все свои трудности по сочинениям, посылал телеграммы о своем согласии на контракт. Сам вел переписку для ускорения дела и желал лично встретиться с Александром Ильичом. «Вас повидать, с Вами дружественно поболтать и крепко пожать Вашу руку», - так заканчивает Стравинский одно из писем8.
1 Хроника // Русская музыкальная газета (РМГ). 1909. 1 февр. № 5. Стб. 147.
2 Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 952. Оп.1. Ед. хр. 713-а. Л.1.
3 Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. М., 2005. С. б6.
4 Хроника // Русская музыкальная газета. 1910. 17 янв. № 3. Стб. 79.
5 Там же. 31 окт. № 44. Стб. 974-975.
6 Письма русских корреспондентов: письмо И.Ф. Стравинского А.И. Зилоти от 21 февраля 1914 г., Швейцария // Александр Ильич Зилоти. Воспоминания и письма... С. 288.
7 Там же.
8 Письма русских корреспондентов... С. 289.
В 1915 г. на квартире директора Императорских театров В.А. Теляковского состоялась читка оперы «Соловей». На читке присутствовали главный режиссер г. Тартаков, художник Головин, режиссер г. Мейерхольд и г-жа Абаза. Оперу играли на фортепиано в четыре руки гг. Коутс и Зилоти. Как отмечалось в газете «Биржевые ведомости», «музыка очень понравилась собранию, ввиду чего вопрос о постановке на Мариинской сцене решен в утвердительном смысле. Решено немедленно приступить к подготовительным репетициям. Оперу будет ставить г. Мейерхольд, декорации поручены написать г. Головину»1.
К сожалению, опера «Соловей» в 1916 г. не прозвучала. В России она была поставлена только в 1918 г., что подтверждается перепиской Леонида Собинова с Московской конторой государственных театров о постановке оперы «Соловей» в сезонах 1915/1916, 1916/1917, 1917/1918 гг.2
Небольшой обзор переписки музыкантов дает основание говорить о неподдельном служении искусству, объединвшем таких разных по характеру музыкантов. В письмах фиксируются культурные события того времени, имена выдающихся личностей, а сами авторы писем - деятельные участники художественной жизни ХХ в., и их роль в культуре мы можем оценить только сегодня. В связи с этим эпистолярное наследие обоих музыкантов заслуживает специального изучения. Эпистолярный жанр не дает биографу возможности ничего придумывать и досочинять.
Игорь Фёдорович писал Зилоти очень объемные письма, с пояснением мельчайших подробностей и деталей, касающихся либо оркестровых партитур, либо гонораров за сочинения. Обращался он к Зилоти очень тепло, каждое свое письмо начинал со слов «Дорогой Александр Ильич!», а заканчивал письма всегда пожеланиями доброго здоровья и благополучия жене Зилоти - милейшей Вере Павловне - и дружеским рукопожатием. Подписывал письма «Искренне Ваш Игорь Стравинский».
В письмах Стравинского Зилоти прослеживаются не только личные черты корреспондентов, их характеры, склонности, мировоззрение музыкантов, но представлена и летопись значительных событий и имен художественной культуры рубежа веков: Николай Густавович Струве - композитор, секретарь Российского музыкального издательства; Альберт Карлович Коутс - английский дирижер, дирижер Мариинского театра в 1910-1917 гг.; Михаил Иванович Терещенко - крупный предприниматель, чиновник особых поручений при дирекции императорских театров; Михаил Михайлович Фокин - балетмейстер, солист Мариинского театра; Владимир Аркадьевич Теляковский - директор императорских театров в 1901-1917 годах; Эмиль Альбертович Купер - дирижер.
Общались музыканты не только по переписке, но и лично на квартире Зилоти. Надо отметить, что Крюков канал в Петербурге имеет богатую историю, связанную с именами многих видных деятелей искусства, которые жили в домах на набережной канала. Игорь Федорович Стравинский проживал в доме номер 6 по набережной Крюкова канала с 1882 по 1908 гг., о чем нам сейчас напоминает установленная на этом доме мемориальная доска. Александр Ильич проживал в доме номер 14. Наиболее частым посетителем в доме у Зилоти был С.С. Прокофьев. Здесь будущий композитор впервые познакомился со Стравинским (Горобец, 2014).
Эмигрировав из России после революционных событий 1917 г., Стравинский и Зилоти встретятся в Нью-Йорке в 1945 г., где в «Карнеги-холле» проходили концерты Стравинского. На одном из его концертов присутствовала дочь Зилоти Кириена. Она пригласила Игоря Федоровича посетить ее класс фортепиано в Джульярдской школе музыки и послушать учеников - молодых пианистов. Стравинский побывал в классе Кириены, чему были несказанно рады все - и ученики, и Ки-риена, и сам композитор. Стравинский понимал, что его приход поднимает престиж студии Кириены, которую он знал еще в России. Помогая ей, он отдавал свой долг великому Зилоти3.
После очередного концерта Стравинский пригласил Джорджа Баланчина, Алекса Гаева и Александра Зилоти на ужин в «Русский чайный дом», где музыканты вспоминали Россию, много дискутировали. В частности, они вспоминали зарубежные концерты Зилоти в Лондоне, Париже, Бельгии, где он впервые знакомил публику с произведениями Стравинского.
2022 г. для И.Ф. Стравинского - юбилейный, исполняется 140 лет со дня его рождения, а грядущий 2023 г. будет юбилейным для А.И. Зилоти - 160 лет со дня рождения. Данная статья -дань уважения и поклонения двум отечественным музыкантам, сыгравшим значимую роль в культурной жизни Петербурга.
1 Театр и музыка // Биржевые ведомости: Политическая, общественная и литературная газета, утренний вып. № 14755 вторник, 31-го марта (13-го апреля) 1915 г. С. 5.
2 РГАЛИ. Ф. 864. Оп.1. Ед. хр.1034. Л.5.
3 По материалам перевода автора монографии Чарльза Барбера «Потерянный в звездах: забытая музыкальная жизнь Александра Зилоти» Гл. 11 «America 1922-1945». С. 221. (Оригинал: Barber C. Lost in the stars : the forgotten musical life of Alexander Siloti. Lanham (Md) Oxford : Scarecrow press, cop. 2002. рр. 340).
Список источников:
Горобец С.В. Зилоти в культуре Петербурга. СПб., 2021. 164 с.
Горобец С.В. Дом на Крюковом канале // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 3. С. 116-119.
References:
Gorobets, S.V. (2021) Ziloti v kul'ture Peterburga [Siloti in the culture of St. Petersburg]. St. Petersburg: SPbGIK. Gorobets, S.V. (2014) House on the Kryukov Channel. Society. Environment. Development. (3). 116-119.
Информация об авторе С.В. Горобец - доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор кафедры фортепиано, ученый секретарь ученого совета Санкт-Петербургского государственного института культуры, Санкт-Петербург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=301638.
Information about the author S.V. Gorobets - D.Phil. in Cultural Studies, PhD in Education Science, Professor, Piano Department, Scientific Secretary of the Academic Council, St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=301638.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 11.10.2022.