УДК 792.54(470.23-25)"1906/1928":784.95.071.2(092)
С. В. Горобец
Л. В. Собинов в культуре Петербурга: к 150-летию со дня рождения
Показана деятельность Л. В. Собинова в Петербурге в начале ХХ в. Приводятся краткие биографические данные и основные вехи его творческой деятельности, акцентируются особенности исполнительской манеры музыканта. Подробно рассмотрен период жизни Собинова в Петербурге в 1906-1928 гг., рассмотрены его выступления в антрепризе «Концерты А. Зилоти». Основываясь на письмах Собинова и Зилоти, которые хранятся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства, прослеживаются взаимоотношения между музыкантами и разнообразные картины музыкальной жизни Петербурга. Материалы переписки охватывают период с 1905 по 1908 г. Письма раскрывают профессиональные и человеческие отношения музыкантов, которые глубоко уважали и ценили творчества друг друга. Одна из сюжетных линий переписки связана с приездом Собинова из Милана для выступления в антрепризе Зилоти. Приводятся также сведения о месте проживания Собинова в Петербурге - доме номер восемь на Сергиевской ул. (ныне - ул. Чайковского), на котором установлена мемориальная доска с барельефом.
Ключевые слова: Л. В. Собинов, Мариинский театр, Концерты А. Зилоти, В. Коломийцов, Русская музыкальная газета, эпистолярное наследие, оперные партии, улица Чайковского, Петербург начала ХХ в., культура и личность, культурно-историческое наследие
Svetlana V. Gorobets
L. V. Sobinov in the culture of St. Petersburg: to the 150th anniversary of his birth
The content of this article is determined by the desire to show the activities of L. V. Sobinov in St. Petersburg at the beginning of the twentieth century. Brief biographical data and the main milestones of his creative activity are given, the peculiarities of the musician's performing manner are emphasized. The details on the period of Sobinov's life in St. Petersburg in 1906-1928 are shown, especially the performances in the enterprise «Concerts of A. Ziloti». Based on the letters of Sobinov and Ziloti, which are stored in the funds of the Russian State Archive of Literature and Art, the relationship between the musicians and various pictures of the musical life of Saint-Petersburg can be traced. The correspondence covers the period from 1905 to 1908. And the letters reveal the professional and human relationships of musicians who deeply respected and appreciated each other's works. One of the storylines of the correspondence relates to the arrival of Sobinov from Milan to perform in the Zealoti entreprise. Information is also given about the place of residence of Sobinov in St. Petersburg - house number eight on Sergievskaya Street Street (now - Tchaikovsky Street), on which a memorial plaque with a bas-relief is installed.
Keywords: Leonid Vitalyevich Sobinov, Maryinsky Theatre, enterprise Concerts of A. Ziloti, V. Kolomiytsov, Russian Music Newspaper, Epistolary Heritage, Opera Parts, Tchaikovsky Street, St. Petersburg of the early twentieth century, culture and personality, cultural and historical heritage DOI 10.30725/2619-0303-2022-1-24-30
О Леониде Витальевиче Собинове (1872-1934), 150-летие со дня рождения которого будет отмечаться в 2022 г., написано немало научных и художественно-публицистических работ. В данной статье предпринимается попытка показать деятельность Л. В. Собинова в Петербурге, которая во многом способствовала развитию художественной культуры столицы. Рассматриваются социокультурные процессы, направленные на актуализацию результатов
его творчества. Уже доказано, что искусство оперного певца Л. В. Собинова, ознаменовало новую эпоху в исполнительстве и новый подход к оперному спектаклю как синтезу музыки, пения и театрального действия, способному выразить сложнейшие линии человеческой психологии. В своем творчестве Собинов объединил разные направления - итальянскую школу «bel canto» и традиционное русское пение, подняв вокальное искусство на небывалую высоту.
Именно в этом проявлялись творческая самобытность певца, преемственность традиций, истоки которых кроются в народном песенном фольклоре.
Вспомним основные биографические вехи жизни певца, достаточно освещенные в научной литературе [1-4]. Родился Леонид Витальевич в Ярославле. Дед Собинова - Василий Григорьевич - был дворовым человеком помещика Кокошкина. Отец -Виталий Васильевич - служил в торговом деле ярославского купцы С. А. Полетаева, вскоре женился на Екатерине Федоровне Чистовой. В браке у них родилось пять детей: Геннадий, Леонид, Сергей, Елизавета, Александра.
Первое знакомство маленького Леонида с музыкой произошло благодаря матери, которая обладала красивым голосов и часто пела задушевные русские песни и романсы, но, к сожалению, умерла от туберкулеза, когда сыну было всего 13 лет. Обучаясь в гимназии, Собинов привлекал к себе внимание учителей и сверстников своими способностями к учебе и разными выдумками. Именно в эти годы он увлекся театром.
Он посещал ярославский провинциальный театр, на подмостках которого выступали молодые В. Комиссаржевская, М. Савина, И. Москвин. На гастроли приезжали М. Щепкин, М. Ермолова и другие драматические артисты. Спектакли с участием первоклассных мастеров оказали сильное воздействие на юного Собинова, развивая в нем хороший художественный вкус и интерес к искусству. На спектакли Леонид бегал тайком от отца, который был за сохранение патриархальных обычаев и против зрелищ, мешающих занятиям в гимназии.
Затем Собинов постиг игру на гитаре -единственном музыкальном инструменте, на котором Леонид обучался музыке. Ближайшие его друзья-гимназисты любили петь, для этого они часто собирались компанией. Пение привело Собинова в хор Демидовского юридического лицея -высшего учебного заведения Ярославля, а также своеобразного городского центра культуры. Первое сольное выступление молодого Собинова, как это часто бывает, было незапланированным. Он замещал неожиданно заболевшего солиста, который должен был петь с лицейским хором. После удавшегося дебюта, Собинова стали качать и подбрасывать от радости, а директор гим-
назии пожелал ему «не зарывать» своего голосового таланта.
Окончив ярославскую гимназию с серебряной медалью, Собинов поступил на юридический факультет Московского университета. Юноше казалось, что эта одна из тех немногих профессий, которая может защитить несправедливо обиженных. Обучение в университете он совмещал с занятиями в хоре, а затем и с уроками пения в училище при Московском филармоническом обществе.
После окончания университета, отбыв в течение года воинскую повинность, Собинов начал работать на юридическом поприще - помощником юриста у знаменитого адвоката Федора Плевако. Но не забывал он и концертную деятельность, специально оговорив эту работу в своем адвокатском контракте. Для молодого певца оставалось еще неясным его подлинное призвание.
Н. М. Владыкина-Бачинская и И. И. Ремизов пишут на страницах своих книг, что Собинов в 1899 г., после совместных гастролей с Ф. И. Шаляпиным в Одессе, окончательно сделал свой выбор в пользу профессии артиста [1, с. 83; 2, с. 45]. Г. В. По-плавский выдвигает другую версию - после дебюта в петербургской антрепризе Любимова и Фигнер Собинов останавливается на концертной работе [3, с. 19]. Так или иначе, определил данный выбор не соблазн успеха и легкого заработка, а осознание внутренних ощущений своей полезности и нужности.
Служению искусства Собинов отдавал все свои силы, способности и время. Обладая от природы богатым голосом, сценичным обаянием, он быстро занял положение, которое многим певцам было завидным. Необычная музыкальность Собинова позволила ему с легкостью овладеть пением. Редчайший по тембру его голос - лирический тенор - раскрывал тончайшие оттенки человеческих чувств и переживаний. Голос был чистый, легкий, подвижный, мягкий и в то же время мужественный.
Творческая деятельность Собинова во многом связана с Петербургом - Петроградом. «Петербург - предмет моих мечтаний», - писал Собинов [3, с. 21]. Работая уже в Москве, в Большом театре, он регулярно, начиная с 1901 г. и вплоть до 1932 г., выступал в городе на Неве: в Мариинском, Михайловском, Эрмитажном театрах, в зале Дворянского собрания, на сцене Народного
дома, в частных антрепризах и в спектаклях итальянской оперы. Именно в Петербурге состоялись многие дебюты оперных партий Собинова, например Орфея, Кавара-досси, Вертера и др. С сезона 1901/1902 гг. начиналось блистательное десятилетние творческой деятельности Собинова, как по расширению исполнительского репертуара, вокальной техники, так и новых сценических успехов и крупных достижений артиста.
У Собинова были роли, которые хорошо ему удавались, и он чувствовал себя в них свободно. Это, безусловно, партия Ленского в опере «Евгений Онегин», которую он исполнил первый раз 14 марта 1901 г. в зале Петербургской консерватории. На протяжении 15 лет данную партию в Ма-риинском театре пел Николай Фигнер, не имея никаких соперников. Выступление же молодого московского тенора Леонида Собинова вызвало ошеломляющий успех, бурные аплодисменты публики, зависть профессиональных певцов и новую «пищу» для музыкальных критиков. Такого Ленского музыкальный Петербург еще не слышал. Собинов перевернул сложившееся представление об этой партии, не только внешним обликом и тонкой актерской игрой, удивительной красотой голоса, но и правдивостью переживаний, способным передать душевное состояние героя. 18 декабря 1901 г. Собинов дебютировал с этой же партией в Мариинском театре. И уже в первой картине под гром оваций был вынужден повторить ариозо Ленского, чего в Мариинском театре не бывало никогда.
Также любимыми партиями Собинова можно назвать Лоэнгрина в одноименной опере Вагнера, Орфея в опере Глюка, Ромео в опере Гуно «Ромео и Джульетта», которая считается одной из труднейших в оперном репертуаре. Созданные Собиновым образы поражали исключительной гармонией музыкальной, вокальной и сценической интерпретацией. Он создал своего Лоэнгрина, долго изучал литературные источники, работал над обликом, и с большим наслаждением всегда пел эту партию, так он сам писал в автобиографии [4, с. 18-19]. Г. В. Поплавский отмечает: «Появление Лоэнгрина - Собинова было подобно сказочному видению. <. > Когда звучало изумительное по красоте и призрачной чистоте обращение Лоэнгрина к Лебедю, весь зал завороженно замирал. Это тончайшее пианиссимо у Собинова было каким-то вол-
шебным. Возникало ощущение неземной, сказочной чистоты, далекой от реального мира, от бурных человеческих страстей» [3, с. 164].
Слушатели того времени приводили следующие эпитеты о голосе Собинова: золотой, серебристо-звонкий, нежный и пьянящий, лучезарный, пение сверхчеловеческой красоты [5, с. 348]. Известный музыкальный критик А. В. Оссовский о концерте с участием Собинова пишет: «„А1 ге dei tenori" - „королю теноров", - красовалась золотая надпись на зеленых лентах поднесенного певцу букета роз. Нет, не королю. Ни величавости, ни властности, ни пышного королевского великолепия в Собинове, разумеется, не найти. Что делает Собинова таким дорогим для нас, таким новым для запада, - заложено в русском существе его голоса» [6]. А Левон Акопян так оценивает голос певца: «Образцовый лирический тенор русской школы, завоевал огромную популярность благодаря мягкому, поэтичному стилю пения и изящным сценическим манерам» [7].
В газете «Русь» в разделе «Хроника музыкальной жизни» отмечалось, что «театр был совершенно полон и публика горячо принимала Собинова в роли Герцога в опере "Риголетто". В исполнении партии и роли по обыкновению Собинов проявил, помимо прелестного голоса, присуще этому артисту, изящество, общую красоту передачи и большой музыкальный вкус» [8].
Артистический успех Собинова в Петербурге сделал его имя известным всей России. Ажиотаж с билетами был настолько высок, что увеличение цены билета в день концерта доходило до десятикратного размера. Директор Императорских театров В. А. Теляковский отмечал, что Л. В. Собинов «благодаря чарующему голосу своему и благородной манере держаться на сцене, при хороших внешних данных, завоевал симпатии публики, которые неизменно росли с каждым появлением его в новой опере» [9, с. 136]. Талант и мастерство Собинова ценили Эдуард Направник, Антон Аренский, Модест и Анатолий Чайковские -родные братья Петра Ильича Чайковского и др. Он был человеком образованным, интеллигентным, в прекрасных отношениях со всеми и любим артистами и публикой как чарующий певец.
В Петербурге Собинов общался со многими выдающимися деятелями отечественной культуры - писателями, художниками,
композиторами, артистами, общественными деятелями. Через всю жизнь Собинова проходило дружеское общение с Александром Ильичом Зилоти (1863-1945) - известным пианистом, дирижером, крупным музыкально-общественным деятелем начала ХХ в., организатором антрепризы «Концерты А. Зилоти», где он выступал и как дирижер, и солист, и ансамблист, и аккомпаниатор [10].
Собинов глубоко уважал Зилоти, отзывался о нем как любезном, милом человеке, насколько можно судить по письмам певца разным корреспондентам [11], и дорожил дружбой с ним, неоднократно бывал у него на квартире в доме 14 по набережной Крюкова канала, и, естественно, выступал в концертах его антрепризы. Собинов говорил: «У Зилоти мне самому приятней спеть побольше. Вопрос в том, когда я все это буду учить» [12].
А. И. Зилоти принадлежит немалая заслуга в популяризации творчества Собинова. Как артист Императорских театров, Собинов имел право ежегодно выступать только в двух концертах на других сценах. Зачастую он пел в зилотиевских концертах бесплатно, не для сбора, а по воле души своей. Певец ценил художественный вкус музыканта и глубоко уважал его самоотверженную просветительскую деятельность, желая поддержать Зилоти, Собинов отказывался от платы за выступления в его концертах [13, с. 85].
Первое выступление Собинова в пятом симфоническом концерте Филармонического общества под управлением Зилоти состоялось 12 января 1902 г. Собинов пел сольную партию в симфонии Листа «Фауст», арию из оперы Массне «Манон», романсы Чайковского и Кюи. А в 1906 г. Собинов специально приехал из Милана, где проходил его гастрольный сезон в театре «Ла Скала», для участия в концертах Зилоти.
Вернуться в Россию для ранее запланированного концерта Собинову было очень трудно, о чем свидетельствует его письмо, адресованное Зилоти [14]. Так как в программе концерта уже были указаны все исполнители, отказаться было невозможно, и Собинову пришлось выезжать из Милана в Москву, а затем в Петербург [15]. По поводу участия Собинова в зилотиевских концертах переговоры велись через известного музыкального критика, переводчика текстов многих оперных либретто и романсов, пропагандиста творчества Р. Вагнера и
большого друга Собинова Виктора Павловича Коломийцова, что подтверждают его письма.
К выбору репертуара и репетициям Л. В. Собинов походил серьезно, с высокой требовательностью и даже критично. В партитурах нередко были сделаны пометы Собиновым для улучшения выразительности текста и музыки. «Сегодня петь лучше, чем вчера» - эти слова Собинова были своеобразным его кредо [3, с. 62]. В доказательство можно привести письмо Собинова к Коломийцову, в котором он обращался к нему с просьбой: «Затем предупреди Зилоти, что на участие солиста в симфоническом концерте я смотрю очень серьезно и традиционные четверти часовые репетиции в последний день мне глубоко не по нутру. Я прошу поэтому не одну, а две репетиции с оркестром» [16]. В другом письме В. П. Коломийцову Собинов напоминает: «Прежде всего, просьба об исполнении обещанного. Я жду музыку того, чтоб буду петь в концерте Зилоти, и перевод текста. Это ты мне обещал препроводить во всяком случае, как бы ты не был занят службой, гастролями, дружескими беседами et cet» [17].
1 декабря 1907 г. в рамках Пятого абонементного концерта Зилоти на сцене Мариинского театра, согласно программке [18], дважды прозвучал «Рассказ Ло-энгрина» в исполнении Л. В. Собинова с оркестром и романсы Рахманинова. Как известно, С. В. Рахманинов несколько своих романсов из оп. 34 посвятил Собинову. Например, романсы «Буря», «Арион» (слова А. Пушкина), «Ветер перелетный» (сова К. Бальмонта), «Сей день я помню» (слова Ф. Тютчева), «Какое счастье» (слова А. Фета). Композитор ценил дарование и вокальное мастерство Собинова. Можно считать, что эти романсы косвенно отражали представление Рахманинова о Собинове как исполнителе.
Рецензент газеты «Русь» в разделе «Сцена» писал о Пятом концерте Зилоти следующее: «Изрядно оживил вечер талантливый певец г. Собинов. Очень красиво, с большим вкусом и замечательной ясностью дикции спел он, под виртуозный аккомпанемент на фортепиано г. Зилоти несколько чудесных, полных жизненной свежести романсов Рахманинова и еще три интересные вещи на bis (Мусоргский, Балакирев и Кюи). С оркестром г. Собинов исполнил (по требованию публики - дваж-
ды) известный монолог из вагнеровского «Лоэнгрина». Судя по этому исполнению, искреннему и нежному, можно рассчитывать, что г. Собинов даст нам на сцене очень своеобразный и поэтический образ рыцаря Лебедя» [19]. Рецензент «Русской музыкальной газеты» так описывал один из концертов Собинова в зале Дворянского собрания: «Настойчивая дробь аплодисментов... корзины цветов, венки, лиры <...> певец был в голосе и в ударе и само собой, как хозяин концерта, отличался любезной неутомимостью» [20].
В Российском государственной архиве литературы и искусства (РГАЛИ) сохранились подлинные письма и телеграммы Зилоти адресованные Собинову с 1905 по 1908 г. [21]. В них обсуждались программы выступлений, концертные номера, указывались даты репетиций и концертов, а также предполагаемый гонорар (за выступление 800 р., за генеральную репетицию - 300 р.). Зилоти - активный пропагандист творчества талантливых молодых композиторов -старался приглашать для своих концертов лучших исполнителей, а Собинов был уже кумиром публики. В одном из писем Зилоти пишет: «Я уверен, что встречу в Вас товарищеское отношение к моим концертам» [22]. Письма раскрывают дружеские и деловые взаимоотношения между музыкантами и позволяют воспроизвести картину разнообразной музыкальной жизни Петербурга-Петрограда.
Многократно Собинов выступал в петроградском Народном доме (ныне - Санкт-Петербургский театр «Мюзик-холл»), который играл заметную роль в культурной жизни города и пользовался большой популярность у жителей. Начиная с 1915 г. и в течение следующих трех лет Собинов пел в операх «Евгений Онегин», «Риголетто», «Ромео и Джульетта», «Травиата», «Манон», «Искатели жемчуга», «Вертет», «Дубровский» и др.
Собинов в Петрограде проживал по разным адресам - на Гороховой, Большой Морской, Караванной (ныне - Белинского) улицах и др. Но довольно долгое время, с 1915 по 1929 г., артист с семьей жил на Сергиевской улице (ныне - ул. Чайковского) в доме номер 8, недалеко от Летнего сада. Сергиевская улица была одной из главных улиц тогдашней столицы, ее заселяли первоначально служащие артиллерийского завода, но с середины XVIII в. на ней проживало немало придворных и людей,
связанных с искусством. Таким образом, к началу XX в. Сергиевская улица считалась аристократическим районом Петербурга с великолепными особняками, многие из которых сохранились до сих пор и являются памятниками архитектуры, например дом номер 10, бывшее здание австро-венгерского посольства, с просторными гостиными и собственной римско-католической каплицей (часовней) на втором этаже дворового флигеля.
В 1915 г. Собинов женился на Нине Ивановне Мухиной, дочери рижского хле-бозаводчика, двоюродной сестре скульптора Веры Мухиной. После свадьбы молодожены поселились на Сергиевской улице в доме Куракина, в собственной квартире под номером семь. Квартира состояла из двух десятков комнат, включая гардеробную, большую и малые гостиные, столовую, зал, кабинет, музыкальный зал для занятий Собинова, поэтому занимала почти весь третий этаж. Часть квартиры принадлежала матери Нины - Евдокии Михайловне и ее мужу - Аркадию Ульяновичу Пальцеву, по профессии биржевому маклеру. Их дом был открыт для всех. На половине Собиновых часто собирались друзья, а по четвергам устраивались приемы.
Когда проходишь по улице Чайковского, невозможно не заметить в центре дома номер 8 красивую мемориальную доску, свидетельствующую о том, что здесь жил Собинов, она притягивает взгляд любого прохожего. Беломраморный барельеф певца, очень похожий на крыло лебедя, выполнен на доске из черного лабрадора. Светлый барельеф хорошо выделяется на фоне черно-серого гранита, символизируя светлый и благородный облик великого певца - гордости русского искусства. Доска была установлена в 1959 г., работали над ней три ленинградских скульптора -А. И. Далиненко, В. И. Татарович, Г. Д. Ястре-бенецкий и архитектор М. Ф. Егоров. Сам дом имеет довольно скромный фасад с рустовкой на первом этаже, балконом и двумя эркерами, характерными для второй половины XIX в.
Как известно, после революции в начале 1920-х гг. в Петербурге проводилось уплотнение жилья, в просторные квартиры вселялись несколько семей, среди жильцов квартиры Собинова появилось много курсантов и служащих. За Собиновым остались только две комнаты, а в 1928-1929 гг. в квартире семь и отделившийся от нее
квартире семь «а» проживало уже более 15 человек [23, с. 120-122]. Квартиры стали коммунальными, что свойственно Петербургу и сегодня.
В последующие приезды уже в город Ленинград, в 1929-1930 гг., Собинов останавливался у своих друзей на ул. Восстания в доме номер 6 или в гостинице «Европейская». Можно сказать, что с 1920 по 1934 г. Собинов жил на два города, попеременно выступая то в Петербурге, то в Москве, о чем свидетельствует мемориальная доска на доме номер 7/5 Камергерского переулка Москвы, на которой написано «Здесь жил с 1921 по 1934 г. великий русский артист Леонид Витальевич Собинов».
Собинов категорически отвергал все предложения об эмиграции, которые поступали ему в послеоктябрьские годы и с большим интересом следил за происходящими изменениями в жизни страны. Кроме того, Л. В. Собинов оказался незаурядным администратором музыкальным деятелем. Он был директором Большого театра в Москве (1917-1918 и 1921 гг.), председателем Всеукраинского музыкального комитета в Киеве (1918 г.), заведующим отделом искусств Народного образования в Севастополе (1920 г.), ближайшим помощником К. С. Станиславского по воспитанию актерской молодежи. Сочетание двух разных сфер - певца и организатора - закономерно и органично для Собинова исходя из свойств его характера.
Любовь народа к нему и уважение только крепли и росли, в ряды его почитателей вливались новые массы слушателей — рабочих, молодых советских интеллигентов, получивших свободный доступ к сокровищам музыкального искусства, в частности к оперному театру. В 1920-е гг. Собинов совершал большое количество гастрольных поездок по многим городам России. В 1923 г. ему было присвоено звание народного артиста Республики, а вскоре Собинов получил орден Красного Знамени.
В репертуаре Собинова было 42 оперные партии, не считая концертных номеров, которые состояли из русских народных песен, произведений отечественных и западноевропейских композиторов. Блестящий художник и вместе с тем замечательный, благороднейший человек - Леонид Витальевич Собинов - в своем творчестве выражал сокровенные чувства народа, поэтому так глубоко уважают и чтят великого певца до сих пор.
С уверенностью можно сказать, что Л. В. Собинов - деятель культуры Петербурга. В 2022 г. исполняется 150 лет со дня рождения певца, эта статья дань уважения великому музыканту. Если мы сохраняем память - мы сохраняем культуру.
Список литературы
1. Владыккина-Бачинская Н. М. Собинов. Москва: Молодая гвардия, 1958. 301 с.: ил. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 9 (257)).
2. Ремизов И. И. Леонид Витальевич Собинов: к 25-летию со дня смерти. Москва: Музгиз, 1960. 137 с.
3. Поплавский Г. В. Собинов в Петербурге -Петрограде - Ленинграде. Ленинград: Лениздат, 1990. 253 с. (Выдающиеся деятели науки культуры в Петербурге - Петрограде - Ленинграде).
4. Леонид Витальевич Собинов: в 2 т. / вступ. ст. В. М. Богданов-Березовский; коммент.: Т. И. Ка-рышева, В. А. Киселева; сост. К. Н. Кириленко; ред. Е. М. Гордеева. Москва: Искусство, 1970. Т. 2: Статьи, речи, высказывания, письма к Л. В. Собинову. Вос-поминанияо Л. В. Собинове. 456 с.
5. Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801-1917: энцикл. слов.-исслед. Санкт-Петербург: Композитор Санкт-Петербург, 2010. Т. 11, кн. 2: М-Я. 568 с.: ил.
6. Оссовский А. В. Концерт с участием Собинова // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894-1912). Ленинград: Музыка, 1971. С. 278-279
7. Акопян Л. О. Собинов Леонид Витальевич // Акопян Л. О. Музыка ХХ века: энцикл. слов. Москва: Практика, 2010. С. 530.
8. Русь. Санкт-Петербург, 1907. 11 (24) нояб. № 302. С. 4.
9. Теляковский А. В. Воспоминания / вступ. ст. и предисл. Д. И. Золотницкого. Ленинград; Москва: Искусство, 1965. 481 с. (Театральные мемуары).
10. Горобец С. В. Вспоминая забытые имена: Александр Ильич Зилоти: монография. Санкт-Петербург: Композитор Санкт-Петербург, 2016. 160 с.: ил.
11. [Письмо] Л. В. Собинов - Е. С. Корневой, 1901 г. // Леонид Витальевич Собинов: в 2 т. Москва: Искусство, 1970. Т. 1: Письма. С. 135.
12. [Письмо] Л. В. Собинов - В. П. Коломийцову,
1 ноября 1907 г. // Леонид Витальевич Собинов: в 2 т. Москва: Искусство, 1970. Т. 1: Письма. С. 424.
13. Дмитриевский В. Н., Катеринина Е. Р. Шаляпин в Петербурге - Петрограде. Ленинград: Лениздат, 1976. 264 с.
14. [Письмо] А. И. Зилоти - Л. В. Собинову // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 864. Оп. 1. Ед. хр. 518. Л. 4.
15. [Письмо] Л. В. Собинов - Е. М. Садовской от 9 сентября 1906 г. // Леонид Витальевич Собинов: в
2 т. Москва: Искусство, 1970. Т. 1: Письма. С. 363-364.
16. [Письмо] Л. В. Собинов - В. П. Коломийцову, Москва, 1 ноября 1907 г. // Леонид Витальевич Собинов: в 2 т. Москва: Искусство, 1970. Т. 1: Письма. С. 424-425.
17. [Письмо] Л. В. Собинов - В. П. Коломийцову, Милан, 28 августа 1906 г. // Леонид Витальевич Собинов: в 2 т. Москва: Искусство, 1970. Т. 1: Письма. С. 355.
18. Концерты А. И. Зилоти. Программы концертов за 10 сезонов. 1903/1904-1912/1913. Санкт-Петербург: тип. С. Л. Кинда, 1913. 145 с.
19. Русь. Санкт-Петербург, 1907. 3 (16) дек. № 324.
С. 3.
20. Русская музыкальная газета. 1909. 6 дек. № 49. Стб. 1175-1176.
21. РГАЛИ. Ф. 864. Оп. 1. Ед. хр. 518: Письма А. И. Зилоти - Л. В. Собинову. 13 апреля 1905 - 12 октября 1908 г. 18 л.
22. [Письмо] А. И. Зилоти - Л. В. Собинову, 22 февраля 1905 г. // РГАЛИ. Ф. 864. Оп. 1. Ед. хр. 518. Л. 3.
23. Бройтман Л. И., Дубин А. С. Улица Чайковского. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Изд-во Центрпо-лиграф, 2010. 604 с.
References
1. Vladykina-Bachinskaya N. M. Sobinov. Moscow: Molodaya gvardiya, 1958. 301: ill. (Life of remarkable people. A series of biographies; Iss. 9 (257)) (in Russ.).
2. Remizov I. I. Leonid Vitalievich Sobinov: on the 25th anniversary of his death. Moscow: Muzgiz, 1960. 137 (in Russ.).
3. Poplavsky G. V. Sobinov in Saint-Petersburg -Petrograd - Leningrad. Leningrad: Lenizdat, 1990. 253. (Outstanding figures of cultural science in Saint-Petersburg - Petrograd - Leningrad) (in Russ.).
4. Bogdanov-Berezovsky V. M. (introd. art.); Karysheva T. I. (comment.), Kiseleva V. A. (comment.); Kirilenko K. N. (comp.); Gordeeva E. M. (ed.). Leonid Vitalievich Sobinov: in 2 vols /. Moscow: Iskusstvo, 1970. 2: Articles, speeches, statements, letters to L. V. Sobinov. Memories of L. V. Sobinov, 456 (in Russ.).
5. Petrovskaya I. F. Musical Petersburg, 1801-1917: encyclopedic research dictionary. Saint-Petersburg: Composer Saint-Petersburg, 2010. 11 (bk. 2): M-Z. 568: ill. (in Russ.).
7. Akopyan L. O. Music of the XX century: Encyclopedia. dictionary. Moscow: Practice, 2010. 855 (in Russ.).
8. Russia. Saint-Petersburg, 1907. Nov. 11 (24) (in Russ.).
9. Telyakovsky A. V.; Zolotnitsky D. I. (introd. art.). Memories. Leningrad; Moscow: Iskusstvo, 1965. 481. (Theatrical memoirs) (in Russ.).
10. Gorobets S. V. Remembering forgotten names: Alexander Ilyich Ziloti: monograph. Saint-Petersburg: Composer Saint-Petersburg, 2016. 160: ill. (in Russ.).
11. [Letter] L. V. Sobinov - E. S. Korneva, 1901. Leonid Vitalievich Sobinov: in 2 vols. Moscow: Iskusstvo, 1970. 1: Letters, 135 (in Russ.).
12. [Letter] L. V. Sobinov - V. P. Kolomiytsov, November 1, 1907. Leonid Vitalievich Sobinov: in 2 vols. Moscow: Iskusstvo, 1970. 1: Letters, 424 (in Russ.).
13. Dmitrievsky V. N., Katerinina E. R. Chaliapin in Saint-Petersburg - Petrograd. Leningrad: Lenizdat, 1976. 264 (in Russ.).
14. [Letter] A. I. Siloti - L. V. Sobinov. Russian State Archive of Literature and Art (RSALA). F. 864. Op. 1. D. 518. L. 4 (in Russ.).
15. [Letter] L. V. Sobinov - E. M. Sadovskaya dated September 9, 1906. Leonid Vitalievich Sobinov: in 2 vols. Moscow: Iskusstvo, 1970. 1: Letters, 363-364 (in Russ.).
16. [Letter] L. V. Sobinov - V. P. Kolomiytsov, Moscow, November 1, 1907. Leonid Vitalievich Sobinov: in 2 vols. Moscow: Iskusstvo, 1970. 1: Letters, 424-425 (in Russ.).
17. [Letter] L. V. Sobinov - V. P. Kolomiytsov, Milan, August 28, 1906. Leonid Vitalievich Sobinov: in 2 vols. Moscow: Iskusstvo, 1970. 1: Letters, 355 (in Russ.).
18. Concerts of A. I. Siloti. Concert programs for 10 seasons. 1903/1904 - 1912/1913. St. Petersburg: type. S. L. Kinda, 1913. 145 (in Russ.).
19. Russia. Saint-Petersburg, 1907. Dec. 3 (16). 324, 3 (in Russ.).
20. Russian musical newspaper. 1909. Dec. 6. 49, 1175-1176 (in Russ.).
21. RSALA. F. 864. Op. 1. D. 518: Letters from A. I. Siloti to L. V. Sobinov. Apr. 13, 1905 - Oct. 12, 1908. 18 (in Russ.).
22. [Letter] A. I. Siloti - L. V. Sobinov, February 22, 1905 RSALA. F. 864. Op. 1. D. 518. 3 (in Russ.).
23. Broitman L. I., Dubin A. S. Tchaikovsky Street. 2nd ed., rev. and add. Moscow: Tsentrpoligraf, 2010. 604 (in Russ.).