Научная статья на тему '"ПРЕДАННЫЙ ВАМ Ю. ПОМЕРАНЦЕВ…" ПИСЬМА Ю. Н. ПОМЕРАНЦЕВА К С. И. ТАНЕЕВУ (ИЗБРАННОЕ)ЧАСТЬ III'

"ПРЕДАННЫЙ ВАМ Ю. ПОМЕРАНЦЕВ…" ПИСЬМА Ю. Н. ПОМЕРАНЦЕВА К С. И. ТАНЕЕВУ (ИЗБРАННОЕ)ЧАСТЬ III Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОМЕРАНЦЕВ / СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ / АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН / СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ / "РУССКИЕ СЕЗОНЫ" / БОЛЬШОЙ ТЕАТР / ЧАСТНАЯ ОПЕРА ЗИМИНА / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ПЕТЕРБУРГА И МОСКВЫ НАЧАЛА XX ВЕКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шабшаевич Е.М.

В публикации впервые представлены избранные письма Ю. Н. Померанцева к С. И. Танееву из фондов Российского государственного архива литературы и искусства и Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину. Введение в обиход этих документов имеет большое значение для формирования научно обоснованных представлений о пианисте, композиторе, дирижёре Юрии Николаевиче Померанцеве (1878-1933), жизнь, творчество и деятельность которого пока остаётся малоизученными. В данном выпуске «Научного вестника Уральской консерватории» печатаются письма, охватывающие период с октября 1905 по июнь 1913 года. Для нашего героя он оказался чрезвычайно насыщенным событиями, как в личной (участие в Маньчжурской кампании, женитьба на актрисе Вере Всеволодовне Барановской), так и в профессиональной сфере (работа в качестве симфонического и оперного дирижера), - и обо всех Ю. Н. Померанцев по-прежнему доверительно сообщает С. И. Танееву. Он поверяет учителю свои колебания в выборе работы между Частной оперой Зимина (дебют в спектакле А. Тома «Гамлет» 25 января 1910 года) и балетной труппой Большого театра (дебют 21 февраля 1910 года со «Спящей красавицей» П. И. Чайковского); предпочтение в конечном итоге было отдано в пользу Большого театра (контракт заключён с 1 апреля 1910 года). Померанцев пишет наставнику об организуемом им Брамсовском вечере (19 января 1909 года), о своих выступлениях в летних концертах в Сокольниках и в Зоологическом саду(с 1909 года), о знаменательном концерте, где он дирижировал Третим концертом С. В. Рахманинова (VII симфоническое собрание Московского филармонического общества15 явнаря 1911 года). Из письма к Танееву узнаём о работе Померанцева в качестве концертмейстера в «Русских сезонах» в Париже (с 1909), не заладившейся ввиду сложных взаимоотношений с Михаилом Фокиным. Из музыкальных впечатлений, которыми Померанцев традиционно делится с Танеевым, следует отметить русскую премьеру Третьей симфонии А. Н. Скрябина (23 февраля 1906 года), а также посещения европейских театральных и концертных залов во время его летних вакаций. Хронологический рубеж известной нам переписки - последнее мирное лето перед началом Первой мировой войны, последовавшей в 1915 году кончины Танеева и дальнейших грозных событий, навсегда изменивших и личную судьбу Ю. Н. Померанцева (он отправился в эмиграцию), и русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“YOURS TRULY Y. POMERANTSEV...” LETTERS FROM YU. N. POMERANTSEV TO S. I. TANEEV (SELECTED)PART III

For the first time, the publication presents selected letters of Yuri Nikolaevich Pomerantsev to Sergei Ivanovich Taneev from the funds of the Russian State Archive of Literature and Art and from the funds of State Memorial Musical Museum-Reserve of P. I. Tchaikovsky in Klin. The introduction of these documents into everyday life helps shape scientifically grounded ideas about the pianist, composer, conductor Yuri Nikolaevich Pomerantsev (1878-1933), whose life, creativity, and activities are still poorly understood. This issue of the “Scientific Bulletin of the Ural Conservatory” prints letters covering the period from, October 1905 to June 1913. For our hero, he turned out to be extremely eventful, both in the personal (participation in the Manchurian campaign, marriage to actress Vera Vsevolodovna Baranovskaya), and in the professional sphere (work as a symphony and opera conductor), - and about all Yu. N. Pomerantsev still confidentially informs S. I. Taneev. He confides to the teacher his hesitation in choosing a work between the Zimin Opera (debut in A. Thomas “Hamlet” on January 25, 1910) and the Bolshoi Ballet (debut in P. I. Tchaikovsky's “Sleeping Beauty” on February 21, 1910); preference was ultimately given in favor of the Bolshoi Theater (the contract was concluded on April 1, 1910). Pomerantsev writes to his mentor about the Brahms Evening organized by him (January 19, 1909), about his performances in summer concerts in Sokolniki and in the Zoological Garden (since 1909), about a significant concert where he conducted the Third Concerto of S. V. Rachmaninov (VII Symphony meeting of the Moscow Philharmonic Society on January 15, 1911). From a letter to Taneyev, we learn about Pomerantsev's work as an accompanist in the “Russian Seasons” in Paris (since 1909), which did not work out due to a difficult relationship with Mikhail Fokin. Of the musical impressions that Pomerantsev traditionally shares with Taneyev, one should note the Russian premiere of A. N. Scriabin's Third Symphony (February 23, 1906), as well as visits to European theater and concert halls during his summer holidays. The chronological boundary of the correspondence known to us is the last peaceful summer before the outbreak of the First World War, which followed the death of Taneyev in 1915 and further terrible events that forever changed the personal fate of Yu. N. Pomerantsev (he went into exile) and Russian culture.

Текст научной работы на тему «"ПРЕДАННЫЙ ВАМ Ю. ПОМЕРАНЦЕВ…" ПИСЬМА Ю. Н. ПОМЕРАНЦЕВА К С. И. ТАНЕЕВУ (ИЗБРАННОЕ)ЧАСТЬ III»

УДК 78.071.1(470)

Елена Марковна Шабшаевич

Доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке, старший научный сотрудник Научно-издательского центра «Московская консерватория» (Москва, Россия). E-mail: shabsh@yandex.ru. ORCID: 0000-0003-4608-5081. Research-ID: D-8583-2017. Spin-код: 1318-9244

«ПРЕДАННЫЙ ВАМ Ю. ПОМЕРАНЦЕВ...» Письма Ю. Н. Померанцева к С. И. Танееву (избранное)

ЧАСТЬ III*

В публикации впервые представлены избранные письма Ю.Н. Померанцева к С.И. Танееву из фондов Российского государственного архива литературы и искусства и Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину. Введение в обиход этих документов имеет большое значение для формирования научно обоснованных представлений о пианисте, композиторе, дирижёре Юрии Николаевиче Померанцеве (1878-1933), жизнь, творчество и деятельность которого пока остаётся малоизученными. В данном выпуске «Научного вестника Уральской консерватории» печатаются письма, охватывающие период с октября 1905 по июнь 1913 года. Для нашего героя он оказался чрезвычайно насыщенным событиями, как в личной (участие в Маньчжурской кампании, женитьба на актрисе Вере Всеволодовне Барановской), так и в профессиональной сфере (работа в качестве симфонического и оперного дирижера), - и обо всех Ю. Н. Померанцев по-прежнему доверительно сообщает С. И. Танееву. Он поверяет учителю свои колебания в выборе работы между Частной оперой Зимина (дебют в спектакле А. Тома «Гамлет» 25 января 1910 года) и балетной труппой Большого театра (дебют 21 февраля 1910 года со «Спящей красавицей» П. И. Чайковского); предпочтение в конечном итоге было отдано в пользу Большого театра (контракт заключён с 1 апреля 1910 года). Померанцев пишет наставнику об организуемом им Брамсовском вечере (19 января 1909 года), о своих выступлениях в летних концертах в Сокольниках и в Зоологическом саду (с 1909 года), о знаменательном концерте, где он дирижировал Третим концертом С. В. Рахманинова (VII симфоническое собрание Московского филармонического общества15 явнаря 1911 года). Из письма к Танееву узнаём о работе Померанцева в качестве концертмейстера в «Русских сезонах» в Париже (с 1909), не заладившейся ввиду сложных взаимоотношений с Михаилом Фокиным. Из музыкальных впечатлений, которыми Померанцев традиционно делится с Танеевым, следует отметить русскую премьеру Третьей симфонии А. Н. Скрябина (23 февраля 1906 года), а также посещения европейских театральных и концертных залов во время его летних вакаций. Хронологический рубеж известной нам переписки - последнее мирное лето перед началом Первой мировой войны, последовавшей в 1915 году кончины Танеева и дальнейших грозных событий, навсегда изменивших и личную судьбу Ю. Н. Померанцева (он отправился в эмиграцию), и русской культуры.

Ключевые слова: Юрий Николаевич Померанцев, Сергей Иванович Танеев, Александр Николаевич Скрябин, Сергей Васильевич Рахманинов, «Русские сезоны», Большой театр, Частная опера Зимина, музыкально-театральная жизнь Петербурга и Москвы начала XX века

Для цитирования: Шабшаевич Е. М. «Преданный вам Ю. Померанцев...» : Письма Ю. Н. Померанцева к С. И. Танееву (избранное). Ч. 3 / подгот. к публикации и коммент. Е. М. Шабшаевич // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2022. - Вып. 28. -С. 23-37.

* Окончание. Начало см.: Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2021. -Вып. 26. - С. 30-47; Вып. 27. - С. 31-50.

Подготовка к публикации и комментарии Е. М. Шабшаевич

58

13 октября 1905 года, из действующей армии

Пишу Вам, многоуважаемый Сергей Иванович, из невероятной дали, куда судьба только достанет известия из внешнего мира. Между прочим порадовало меня известие, что и консерваторы наши теперь, когда от них отдалился призрак грозный власти, почувствовали, что это была за власть, и с единодушием, которое я от них даже не ожидал, выразили порицание режиму Василия Ильича и послали Вам сочувствие и просьбу вернуться1.

Если бы Вы знали, как хорошо мне теперь было б быть там, чтобы знать и видеть, что творится, а не почерпать редкие известия из газет, которые не всегда и получишь для прочтения.

И к горю моему должен сказать, что надежда на скорое возвращение с каждым днем становится всё слабее и слабее. Достаточно сказать, что 17 октября будет ещё свидание наших с японским уполномоченным, вероятно по вопросу о разделе линии железной дороги2, а до сих пор ещё вероятно неделю, а то и больше, мы стоим здесь на биваках и не идём на зимние квартиры. Обещают начало похода к 20 [октября]. Хорошо бы коль так: идти нам до места стоянки - станции Бухай3 - 20 вёрст. Путь нешуточный. А когда ещё будет посадка в вагоны для отправки на родину и слухов нет, т.е. слухов пропасть, но достоверно сие никому не приятно[?]. Знаем только, что если Пасху будем отмечать в России, то и то хорошо.

Попал в часть военную сразу без всяких интересных примесей, если не считать двух-трёх запасных, таких же, как я. Сцен для вроде купринского «Поединка»4 хоть отбавляй, а между тем мало кто из наших военных имеет гражданского мужества сознаться, что писал Куприн в своей повести - правда. Многие прямо издеваются и уверяют, что они, мол, 30 лет служат, а та-

ких типов не видывали. Что ж, их счастье, а рядом с тем почти каждый их поступок так и блещет воинскими доблестями. И это ещё полк, проведший всю кампанию, полк, бывший в самых [эффектных?] боях, полк, за убылью членов пополнившийся 5 раз, а это уже многое значит, т. к. у них отношения выработались совершенно иные, нежели у офицеров, сидящих сиднем во внутренних гарнизонах и плюющих в потолок от безделья. И наш полк на очень хорошем счету. Что же делается теперь повсюду-то?

С большими перерывами в пути и не без некоторых инцидентов, но не растерянный, попал я сюда. Прежде всего получил выговор от удивительно глупого и нахального полковника, занявшим десять мест и не позволявшего никому к этим стульям прикасаться. Вследствие этого многие были обречены остаться без стула, а группа актрис, приехавшая в Харбин, для которых места и были заняты, соблаговолили явиться только минут через 5-10 - срок, в который мы бы успели поесть. Я ему ничего [нрзб] не говорил, но при отходе оттуда он позвал меня к себе и начал мне дерзить, пользуясь своим чином - и в конце концов велел явиться к нему в Харбин, что я конечно не делаю по порядку подчинения, а донесу обо всём своему начальству.

Факт сей неприятный был в значительной мере скрашен трёхдневной остановкой у писателя Михайловского-Гарина5, который, пользуясь знакомством одного из моих сотоварищей, пригласил к себе всю нашу банду - четверых на станции [Черлань-Тун?], где у него квартира. У него есть пианино - а мы идём музыкальной компанией: 2 певца с нотами и я, так что мы им задавали концерты, а он нас великолепно кормил, поил и рассказывал свои чудные корейские сказки6, которые, если Вы не читали, рекомендую Вам прочесть - удивительно интересно познако-

миться с душою, дотоле нам бывшего совершенно неизвестным. Мы делали там удивительные прогулки по горам Хинтан, благо, погода всё время стояла, да и теперь стоит роскошная, и это было нам вдвойне приятно, если принять во внимание, что в вагоне мы безвылазно почти сидели чуть ли ни з недели.

После Харбина существование наше было не так спокойно и удобно. Во-первых, посадка в вагоны на Гунчжулин, которой заведывал безмозглый комендант станции Харбин. Едва-едва мы успели втащить свои вещи, а уж солдатики, таскавшие их, получали на чай и вскакивали на ходу, и это ещё хорошо, так как многие офицеры попали в вагоны без вещей - не успели вещей захватить.

Приехав в Гунчжулин, мы попали в общежитие для офицеров, которое без всяких преувеличений может служить чудной декорацией к «На дне»7, до того всё мерзко -грязно, полно насекомых, крыс, которые почти что бегают по вам. И всё это нам ещё было в полгоря, так как мы поехали бог знает куда и бог знает зачем, а каково офицерам, которые через такие этапы ехали на войну, как говорилось, на верную смерть.

Лучше всего, что мы, определившись в 17 корпус - 11 Псковский полк - [и] ни у кого в Гунчжулине узнать, где этот полк помещается. Наконец с трудом нам указали место стоянки нашего полка - 3-я дивизия и сказали, что можете ехать на такой-то разъезд на железной дороге, хотя, пожалуй, удобнее конной дорогой. Мы выбрали более удобный способ и на конке при отвратительной погоде приехали в невероятно грязный размокший город [Юши-тан?]. Но это далеко не было концом наших странствий. Мы узнали там, что нам остаётся сделать на лошадях ещё около 45 верст. Теперь ищем - где нам пристроиться, где взять и кто нас повезёт. Абсолютно никому до нас нет дела, и никто не знает, куда и зачем мы едем. Распоряжений, естественно,

уже никаких никому не дано. Делай как хочешь. Забирай все вещи - а их у нас немного - и айда per pedes apostoiorum8. Слава богу, нашлись добрые доктора и разрешили нам поместиться в госпитале. Вот туда 11 человек расположились в офицерской и операционной комнатах. Помещение ужасное - грязь и крысы, и незаклеенные окна. Ещё, слава богу, погода исправилась и холода ещё не наступили. Кое-как затребовали мы из обоза двуколку и после трёхдневного перерыва двинулись, наконец, к месту службы и, таким образом выехав из Москвы 8 сентября, прибыли в полк 3 октября.

Всё это наводит ли Вас на мысль, каково должно было находиться в пути офицерам, которые шли сюда не как partir de plaisir9, как мы, а в бой. Подумать страшно. За два года войны ничего не организовали, ни к чему не приспособились. Каждый думает, как бы ему стало поспокойней, а сверху никому до этого никакого и дела нет.

Удивительные времена, а как кажется было легко многое устроить, обо многом позаботиться. Ваш вопрос о плате. Мы приехали сюда 3 октября, а жалованье и [довольствие?] получили только к 20 ноября. Переписки у нас масса! Ну да что толковать, Россию не изменишь одним взмахом пера.

Преданный Померанцев.

ГМЗЧ. В11. № 1552. Л. 5, 5 об., 6, 6 об.

59

30 ноября 1905 года, Тамбов

<...> Счастлив, что окончилась эта удивительная авантюра, стоившая правительству около 3 миллионов рублей10. Я за эту поездку правительству крайне благодарен. С одной стороны, это спасло меня от необходимости быть свидетелем тех вопиющих беззаконий, которые под предлогом «Усмирения отчаянных беспорядко в» проводились в нашей и соседней. губернии11.

С другой стороны, я на казённый счёт съездил туда, куда Макар телят не гонял.

Повидал нашу армию, китайцев, Урал, Сибирь, Байкал...

РГАЛИ. Ф. 880. Оп. 1. № 44. Л. 147, 148.

60

24 февраля 1906 года, Ораниенбаум

Многоуважаемый Сергей Иванович!

<...> Был у Теляковского - директора театров, говорил с ним, но конечно ни до чего не договорился - он сказал, что против моего исполнения ничего не имеет, но что это движется через Московскую контору [Императорских театров]12.

<...>

Занимаюсь очень усердно. «Руслана», «Пиковую даму» и половину «Евгения Онегина» проглотил. Если будет возможность, достану «Русалку» при театре или откуда-нибудь13.

Вчера ходил на Русский симфонический концерт14 и слушал в чрезвычайно посредственном исполнении (дирижировал Блю-менфельд) Симфонию № 3 Скрябина «Poeme divin»15. Это чрезвычайное сочинение! Такое богатство музыки истинной - с настроением, с подъёмами, с богатейшими мелодиями и контрапунктической работой - что я даже, который Скрябина считает великим мастером своего дела, диву дался. Какие он невероятные шаги делает! Какая это роскошь музыки! Воображаю, что это было, когда Никиш её давал в Париже!16 Счастливый Володя Метцль, который это слышал. Здесь исполнение было чрезвычайно посредственным, а темпы до того неверны, что сочинение, длящееся 1 ч. 10 мин. (без перерыва), играли всего 40 мин.

Украли у нас 30 мин. великого эстетического удовольствия. Я страшно жалею, что не знал, когда её будут играть, и не был на репетиции. Русские симфонисты так скромны, что о самом исполненнии я узнал случайно, т.к. совершенно случайно в этот день зашёл в Придворный оркестр к товарищу по Лейпцигу (он там дирижирует) и мне там сказали об этом торже-

стве русской музыки, а то бы так просто я и не узнал.

<...>

РГАЛИ. Ф. 880. Оп. 1. № 44. Л. 149, 150, 150 об.

61

2 июля 1908 года, Сенково

<...>

Неудача с трио на меня повлияла гораздо больше, чем я думал, и породила некоторого рода апатию к моей композиторской деятельности - ещё больше задела меня за живое обида, нанесённая мне всесильным у Зимина Купером и Олениным, которые за целый год не собрались просмотреть моей оперы <...> (а Оленину было послано либретто)17. Я так надеялся на эту постановку, может быть даже и неудачную, но, во всяком случае, это дало бы мне большой толчок, в котором я очень нуждался. Теперь все мои помыслы заняты устроиться дирижёром и для начала место, о котором я говорю, было бы для меня идеальным.

Пока что занимаюсь усиленно упражнениями по ф[ортепиа]-но и в чтении партитур. Только что окончил «Парсифаля»18, который в особый восторг меня не поверг, за исключением отдельных мест.

РГАЛИ. Ф. 880. Оп. 1. № 44. Л. 151, 151 об., 152, 152 об.

62

20 июля 1908 года, Москва

Многоуважаемый Сергей Иванович!

<...> Я вчера вернулся из Петербурга, куда меня вызывали для пробы19. Я им предлагал исполнить вступление к «Мейстерзингерам» и Вашу симфонию (первые две части). Так мне дали a livre ouvert20 сюиту Ребикова из оперы «Ёлка»21. Со всей этой задачей я справился весьма удовлетворительно и вызвал одобрение оркестра и слушавших меня начальника оркестра барона Штакельберга и дирижёра Варлиха22.

У меня есть серьёзный конкурент -скрипач их же оркестра молодой человек [Белинг?] - немец, только что окончивший

курс П-бургской консерватории23, и как мне говорили музыканты оркестра, - совсем [нрзб] дирижёр, но ему благоволит Варлих, и он уже рассказывал своим знакомым, что место ему уже обещано. <...>

Ответа мне никакого не дали, а обещали известить в деревню.

Между прочим, симфонию Вашу они никогда не играли.

Надо отдать им справедливость - читают ноты они великолепно, так что мой труд был сведён к минимуму, а сюита Ребикова не сложная вещь, так что для чтения с листа она не представляет никаких трудностей.

Первые две вещи я получил и к своему предложению за несколько дней до пробы, так что имел возможность наизусть всё выучить.

О результатах, каковы бы они ни были, сейчас же Вас извещу.

Преданный Вам Ю. Померанцев.

РГАЛИ. Ф. 880. Оп. 1. № 44. Л. 153, 153 об., 154, 154 об.

63

13 января 1909 года, Москва

Многоуважаемый Сергей Иванович!

С большим опозданием поздравляю Вас с Новым годом и извиняюсь за своё беспутное поведение. Извинением тому может служить разве только организация такого сложного концерта, как Брамсовского вечера, на который Вы непременно должны приехать. Билет Вам будет послан с моей карточкой (19 января, М. зал М. Консерватории)24.

Ваш неаккуратный слуга

Ю. Померанцев.

ГМЗЧ. В11. № 1553. Л. 1, 2.

64

16 мая 1909 года. Письмо на бланке Гранд Отель Корнель, Париж

Многоуважаемый Сергей Иванович!

Снова попал я в Париж, но не с такими же чувствами, как в прошлом году, когда я был совершенно свободным человеком.

Дело в том, что сначала работы было непомерно много25, а потом с облегчением оной начались скандалы.

Вчера, например, я ушёл с репетиции, т.к. поведение балетмейстера петербургского балета Фокина26 было непозволительно. Я позволяю здесь, как и всюду, считать себя человеком, а не машиной, на которую можно кричать, а когда этот хам закричал про меня «уберите его», я не выдержал и доложил об этом Дягилеву, главному устроителю, и я думаю, что мне придётся уйти, т.к. Фокиным дорожат, конечно, больше, нежели мной. Не знаю, что произошло, но Фокин сразу встал в оппозицию ко мне, к Куперу, к Черепнину27 и ко всему московскому балету (здесь страшный антагонизм вообще между Москвой и Петербургом). Правда, у всех нервы страшно взвинчены, т.к. работа делается невероятной силы. (Как говорит Санин28, [нрзб] за месяц, как в Порт-Артуре.) Буду стоять на своём, и пока Фокин не объяснится, не сяду за рояль.

Я поставил им весь первый спектакль («Павильон Армиды», танцы 2 акта «Князя Игоря» и «Пир горой» - большой дивертисмент, кончающийся финалом 2-й симфонии Чайковского)29.

Работа была иногда по 8^ часа в день! Мой помощник - француз - играет чёрт знает что, так что вчера, когда я ушёл, некоторые №№ ставили без музыки.

Урок этот мне великолепный, но на моей стороне все, включая Дягилева и Бенуа, который ставит свой балет «Павильон Армиды» (музыка Черепнина)30.

Я чувствую, как Вы, читая это письмо, будете думать, что я, вероятно, вовсе не прав, но право же, Сергей Иванович, могли бы Вы работать, когда на Вас смотрят как на заводную машину; так я чувствовал в субботу утром, две ночи не спал, явился к Дягилеву, узнал, что репетиция в 3 часа. Заставили меня играть с 3 до 6^ без перерыва новую для меня музыку, познакомиться с которой я не мог раньше,

т. к. Дягилев мне нот не дал, а сказал, что я получу всё лишь здесь, в Париже, и на моё заявление, что я устал, я [следом?] получил грубость: если Вы уговаривались играть до первой усталости - то уходите.

Простите меня, что я посвящаю Вас во всю эту дребедень, но прямо душе больно вытерпеть, и я право всё брошу и поеду в деревню.

Мало где был, мало что смотрел - ум очень занят. Вчера вечером некторые наши балетные выступали в редакции Gaulois31 я им аккомпанировал. <...>

Что-то будет?

Ваш Ю. Померанцев.

РГАЛИ. Ф. 880. Оп. 1. № 44. Л. 155, 155 об., 156, 156 об.

65

3 июля 1909 года, Москва

Многоуважаемый Сергей Иванович!

Как жалко, что Вам не удалось попасть на мой первый дебют, который, судя по откликам слушавших, прошёл хорошо32. Очень меня тронуло присутствие и одобрение Юлия Ивановича Блока33, который заходил в артистическую и поздравлял меня с успехом. Шла 5-я [симфония] Бетховена, а во втором отделении - «Эгмонт» и «Мейстерзингеры». «Тристана» не удалось дать, т. к. была фактически одна полная репетиция, и всего пройти не было никакой возможности. Солист Тартаков34, убоявшись сырой погоды, не выступал, так что программа вышла куцая. Успехом и особенно необычайно тёплым приёмом оркестра я очень доволен. В субботу было повторение той же программы в Зоологическом саду с большим скандалом35. У 1-го кларнетиста был испорченный инструмент, и партию его невероятно плохо без моего ведома играл 2-й, так что в сущности шли без кларнетов. 1-й фаготист уехал в Нижний и за него тоже без моего ведома начал играть 2-й, пьяный и бестолковый музыкант. Всё было так до 2 отделения. Я предпочёл иметь одного кларнетиста (передал

инструмент 1-му) и на партию 1[-го] фагота посадил виолончелиста.

В пятницу 17-го мои мытарства продолжаются - я иду на них только из-за любви к искусству и из-за приёма, оказанного мне в субботу всем оркестром, они приветствовали каждое моё появление на эстраде, и публика много хлопала по окончании.

В пятницу [17 июля] я ставлю 5-ю [симфонию] Чайковского в 1-м отделении, сюиту из «Царя Салтана» - во 2-м. Не скрою от Вас, что единственное моё желание -не провалиться - это у нас в пятницу в Сокольниках. Вероятно, и этот концерт будет повторяться [нрзб] в Москве или в субботу36. <...>

Преданный Вам Ю. Померанцев.

ГМЗЧ. В11. № 1555. Л. 4, 4 об., 5, 5 об.

66

27 января 1910 года, Москва

Многоуважаемый Сергей Иванович!

Теперь только, когда всё окончилось и устроилось, могу спокойно описать Вам всё произошедшее в эти дни. Спектакль состоялся в понедельник 25[-го]37, прошёл очень удачно, я себя чувствовал наверху блаженства, и что страннее всего, сравнительно спокойным и уверенным, хотя поводов к этому было немного. Но всё хорошо, что хорошо кончается, и мои предде-бютные волнения исчезли. Были кое-какие несовершенства, но к чести моей могу сказать: не вполне по моей вине. Нынешний успех был полный, отзывы Кашкина и Эн-геля самые благоприятные38, а это мне для будущего очень важно. Нужно держаться. Я ещё ни разу не проваливался, дай Бог, чтобы и на будущее время было то же.

Вчера я пережил самый тяжёлый день. Дело в том, что я предполагался Дирекцией Большого театра на место 2-го балетного дирижёра (вместо ушедшего к Зимину Плотникова39). Вся Дирекция in corpore40 была на дебюте. Вчера я сговорился с Зиминым на будущий сезон. 2 самостоятельные постановки и из старого репертуара ко мне

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

переходят «Мейстерзингеры» и «Тангей-зер» или «Петушок». Работаю над постановками Палицына41 в случае надобности в качестве концертмейстера и за всё это получаю 300 руб в месяц. Условия кабальные! Отказаться бессмысленно. А с другой стороны, Большой театр, коронная служба и независимость от благосостояния отдельного лица - а в данном случае в особенности от Зимина.

И вот вчера я должен был выбрать, т. к. в Большой театр я единственный кандидат и на меня не смотрели как на человека. В воскресенье следующее надеюсь дирижировать уже балетом. Вот где мне важен был Ваш совет - я прямо плакал, не знал что делать и в конце концов решил остаться в опере, с которой я знаком, нежели пуститься плавать в балет, который я ещё не знаю, и не знаю, как себя буду там чувствовать.

Я думаю, Сергей Иванович, Вы меня оправдаете и согласитесь, что выбор мой был правильный. Здесь Купер от Зимина всю свою колоссальную карьеру сделал. Может быть, мне удастся чего-нибудь добиться. Не могу не воспользоваться случаем, чтобы ещё и ещё раз не поблагодарить Вас за всё, что Вы мне дали, т. к. своими музыкальными удачами и термином «серьёзного интеллигентного музыканта» я обязан исключительно Вам. Ещё раз, большое спасибо за всё.

Любящий Вас Ю. Померанцев.

ГМЗЧ. В11. № 1556. Л. 1, 1 об., 2, 2 об.

67

2 февраля 1910 года, Москва

Дорогой Сергей Иванович!

После недели серьёзных и очень волновавших меня размышлений я, сообразуясь с личным желанием и советами всех, кто бы мне мог их дать, решил балет Большой оперы предпочесть опере Зимина и вот на каких основаниях: 1) прочность положения и независимость от расположения личного отдельного лица; 2) спо-

койная и не расстраивающая нервы работа, дающая возможность и самому работать; 3) опасение, что я Зиминской работы прямо-таки физически не вынесу: мне ведь приходится быть там фактически концертмейстером для Палицына, так что на «Мейстерзингеров», говорят, недели мало - они едва ли с уходом Купера42 останутся в репертуаре, да если и останутся, то предварительная работа по их возобновлению будет сведена до минимума, новые постановки (по уговору, «Измена» Ипполитова-Иванова43 и может ещё одна работа) много не дадут, остаётся опять-таки маханье «Золотым петушком». В балет же я устраиваюсь основательно - чтобы было с хорошим и, как я думаю, заранее расположенным ко мне оркестром и на первую освобождающуюся вакансию более чем кто-либо рассчитываю оперные дирижёры Большого театра. Об чём я могу ещё мечтать?

У Зимина я расстроил своё здоровье и, судя по подготовке к «Гамлету»44, не буду иметь ни минуты свободной от мыслей об работе театральной.

Когда я это продумывал, обстоятельства переменились и явился конкурент -скрипач Сербулов4. Будет назначен конкурс. Он дирижирует, как предполагается, 14 февраля «Коньком-Горбунком», я - 21-го «Спящей красавицей»45. Управляющий конторой фон Бооль46 Вас просит приехать на эти дебюты, зайти высказать своё мнение потом при обсуждении «достоинств конкурсантов». Я со своей стороны буду слёзно упрашивать Вас приехать. Я Вас не подведу. За оперу я боялся, и сошло великолепно, так что Ваша рекомендация была справедливой. Теперь я снова жду и думаю, что Ваше мнение не будет связано личным пристрастием к любящему Вас Ю. Померанцеву.

ГМЗЧ. В11. № 1557. Л. 3, 3 об., 4, 4 об.

68

31 марта 1910 года, Москва

Дорогой Сергей Иванович!

Свершилось! Я подписал контракт с Дирекцией Большого театра на 13 месяцев с 1 апреля по 1 мая 1911 года на должность «капельмейстера балета» с окладом 2000 руб в год47.

Дебют моего конкурента был признан неудачным и выбор остановился на мне.

Переволновался я за это время невероятно. Ведь дебют мой был 21 февраля48, а подписал я 29 марта. Теперь нужно ждать утверждения контракта из Петербурга и тогда с завтрашнего дня я буду официальное лицо Hofkapellmeister и в воскресенье 4 апреля в новой должности дирижирую «Коньком-Горбунком».

Я очень рад, что управляющий конторой согласился на контракт с 1 апреля, а не устроил это с 1 сентября, как заключают большинство контрактов, т.к. благодаря этому я всё лето буду получать жалованье, и это даст мне возможность уехать куда-нибудь подальше. Ко 2 августа я должен быть на месте, а в этом году сезон окончится 25 апреля. Отдохнуть времени много.

Рад я необычайно, что всё это так блестяще устроилось - по крайней мере, не буду больше неприкаянным ходить. Работы будет много, но это даже хорошо, и если удастся поставить хоть один стоящий балет, это было бы великолепно. Я ведь мечтаю о «Щелкунчике», который в Москве никогда не шёл49. Вот бы за него взяться! Да нет, видно придётся через всех «Коньков» и «Корсаров»50 пройти раньше, чем доберёшься до постановки хорошего с музыкальной точки зрения балета.

Жизнь наша течёт также, как и прежде. Устраивали Brahms-Abend с участием Гер-хардт и Никиша51, читали им адрес - собрали полный зал; слушали у Никиша Володину симфонию52 Никиш её великолепно провёл - очевидно выучил, но учиться она не хотела; все-таки в Москве сочиняют несравненно лучше, чем в Петербурге. Последний шедевр Глазунова «Песнь судьбы»53 ничего не стоит, а ещё гораздо меньшего стоит симфония прославлен-

ного петербуржца Штейнберга54, какая-то мозаика из посредственных музыкальных мыслей, слабая техника и слабое вдохновение. Я горжусь тем, что у нас в Москве сочиняют и старики, и молодые лучше. Вот восхитительную вещицу Лядова сыграл Никиш, «Кикимора»55 - но эта безделка в счёт не идет.

<...>

Ваш Ю. Померанцев.

ГМЗЧ. В11. № 1558. Л. 5, 6, 6 об.

69

11 июня 1910 года, Одесса

Дорогой Сергей Иванович!

Всё свершилось, и я из разряда свободных людей перешёл в разряд бракован-ных56. Мы рассчитывали сначала венчаться или в Риме, или во Флоренции, первое отпало, так как мы в Рим совсем не поедем, а Флоренция была принесена в жертву Одессе, т.к. здесь живут родители Веры и, конечно, им было очень приятно, что всё произошло здесь, а не вдали от них.

<...>

Выезжаем мы из Одессы сегодня вечером пароходом на Галат (должны были выехать ещё вчера, но пароход не отошёл) и далее пароходом же я думаю в Будапешт. Предстоит, быть может, неприятная комбинация с карантином, т.к. Одесса объявлена неблагополучной по холере. Вчера, между прочим, против наших окон был поднят человек с признаками холеры и проведён в бараки; впечатление не очень приятное, а мысль просидеть в карантине несколько суток ещё менее приятна. Так как мы задержались с выездом.

Шлю Вам свой самый искренний привет. Таковой же шлёт Вам моя «законная супруга». Очень рад за Вас, что Вы отказались играть здесь в раковине57. Шум, ветер, свистки и полное отсутствие резонанса делают совершенно невозможным выступление солистов.

Ваш Ю. Померанцев.

ГМЗЧ. В11. № 1559. Л. 7, 7 об., 8, 8 об.

70

14 августа 1910 года, Москва

Дорогой Сергей Иванович!

<...>

Я с большим удовольствием, несмотря на отвратительную погоду, продирижировал в Сокольниках Егака, вступление и финал «Тристана» и «Парижский карнавал» [Ю.] Свендсена58 и заработал за это симфоническое дирижирование правда немного - 50 руб, но это мой первый такого рода заработок.

<...>

Ваш Ю. Померанцев.

ГМЗЧ. В11. № 1560. Л. 9, 9 об., 10, 10 об.

71

23 января 1911 года, [Москва]

Многоуважаемый Сергей Иванович!

Не писал Вам ни о репетициях балета Фомы Александровича59, ни о концерте Фи-лармонии60, так как, по правде Вам сказать, времени совсем нет; теперь на сегодняшний день я как раз свободен и спешу Вам ответить. Балет пойдёт 30-го, как и предполагалось, и генеральная репетиция будет 28-го в 12 час[ов] утра. Ноты оркестровые были в ужасном виде, и нам понадобилось 5 репетиций, чтобы только их исправить. Вчера прошли начисто 1 акт и исправил вставные номера. Завтра надеюсь пройти второй и третий, и со вторника начнутся уже оркестровые со сценой. Балет будет звучать довольно хорошо, хотя всё инструментовано слишком громоздко, но часто это бывает гораздо выгодней слишком прозрачной инструментовки, особенно когда она сделана неопытным инструментатором. Здесь, по крайней мере, почти всё будет звучать. Есть кое-какие фантазии: для одного номера во всём балете требуется бас-кларнет - для усиления меди малые тубы - арфы несут несоразмерно тяжёлую работу. Но всё это, я думаю, он сам чувствует и видит в этом опыт - хороший урок для него.

Относительно концерта могу Вам сообщить, что риск с моей стороны был гро-

мадный. Я концерта [Рахманинова] не знал до того дня, когда согласился на аккомпанемент. В среду среди дня мне передали партитуру концерта - а в субботу уже концерт - я, конечно, отказался, тем более что в пятницу была первая корректура балета и надо было серьёзно подготовиться. Но затем сам Рахманинов позвонил мне, и вечером в среду мы с ним основательно прошли весь концерт. В четверг я его учил - в пятницу времени не было, а в субботу утром репетиция - коротенькая, единственная. Вечером сошло всё хорошо. Слушатели довольны, дирекция Филармонии довольна и сам Рахманинов очень меня благодарил. Из этого и из кратких, но очень хороших заметок в газетах я заключаю, что всё было хорошо. Вознаградили меня за усердие -заплатили мне 300 руб. Очень мило с их стороны оценить мою самоотверженность и желание выручить Сергея Васильевича. Я вечером мечтал, что они пригласят меня продирижировать одним собранием на будущий год. Уж очень хочется мне выступить в качестве симфонического дирижёра в приличном концерте!

<...>

Преданный Вам Ю. Померанцев.

ГМЗЧ. В11. № 1561. Л. 1, 1 об., 2, 2 об.

72

26 июля 1911 года, Озерки Московской губернии

Я страшно провинился перед Вами после того, как на всё лето не собрался написать. Как-то не писалось, и вследствие этого я почти никому не отправил ни одного письма за это лето. Началось оно у нас поездкой в Виши на воды, потом остановились в Берлине и попали на RheingoId в Дрездене на «Тангейзера» в Нюрнберге, где пробыли несколько дней и вечеров при свете луны - то, чем этот город прекрасен. Между прочим, я провёл несколько дней в библиотеке, созерцая партитуру «Мейс-терзингеров»61. Затем через Лион перекочевали в Виши, где на следующий день после приезда стали принимать лечение душами,

ваннами и водами. <...> Я понемногу начал учить «Жизнь за царя»62, которую совсем не знал. Последний день нашего пребывания в Виши я попал на дикое зрелище боя быков и mise à mort63.

<...>

Решили спокойно поехать в Россию, в Сенково. Вот уж 3 дня будет неделя, как мы здесь. Погода стоит очаровательная. Вера значительно поправилась от изнурительного курса лечений на водах, а я на днях кончаю партитуру «Жизни за царя». Надеюсь её знать уже к началу сезона, когда мне в первую голову придётся её репетировать. Просматриваю клавир «Русалки»64 (партитура лишь писанная), чтобы быть годным. Эту оперу я тоже сейчас в деталях познал хорошо.

А вот с сочинительством дело обстоит хуже. Так мысли разбросались, что собрать их воедино очень трудно. Надеюсь, что к концу пребывания здесь (в Москву поеду числа 10-12 августа) приду совсем в норму и надеюсь к тому времени, справившись окончательно с Глинкой, заняться Померанцевым.

<...>

Искренно любящий Вас Ю. Померанцев.

РГАЛИ. Ф. 880. Оп. 1. № 44. Л. 157, 157 об., 158, 158 об.

73

28 ноября 1911 года, Москва

Дорогой Сергей Иванович!

<...> С сегодняшнего дня я как раз освободился от упорной работы (вчера в первый раз дирижировал «Волшебным зеркалом» Корещенки65, и, как он высказался мне по этому поводу, доставил ему подлинное удовольствие, т.к. он впервые услышал свой балет в тех темпах и с теми оттенками, как он его задумал). Я очень рад такому результату, т. к. потратил около двух недель на тщательное изучение его сложной партитуры. Оркестр доволен, балетные тоже и я больше всех, тем более что в тот же день (вчера 27 ноября) утром дирижировал

юбилейным спектаклем (75 лет со дня первой постановки) «Жизни за царя». Теперь в театре все трепещут и усиленно готовятся к встрече великого Фёдора Ивановича [Шаляпина], при одном имени которого уже все дрожат. Он начинает с «Пскови-тянки»66. Может быть, на днях уеду на один симфонический в Саратов. В январе дирижирую два народных концерта, Кусевиц-кого 8[-го] и 22[-го] утром в Б[ольшом] зале Благородного собрания. Это будут мои первые серьёзные симфонические концерты в Москве. Ставлю на первый Мендельсона увертюру из «Сна [в летнюю ночь]» и «Итальянскую» [симфонию], и Бетховена - з-ю «Леонору»67, а во втором - Брамса и Вагнера68. Я очень и очень надеюсь, что Вам на них удастся попасть.

<...>

Ваш Ю. Померанцев.

ГМЗЧ. В11. № 1562. Л. 3, 3 об., 4, 4 об.

74

24(14) июня 1913 года, [Швейцария]

Дорогой Сергей Иванович!

Не подумайте, что я умер и поэтому не пишу Вам о таких прекрасных путешествиях, которые я предпринял. Выехал из Петербурга в Гельсингфорс и оттуда, не задерживаясь, - в Стокгольм; здесь пробыл три дня и съездил в Упсалу, [посмотрел?] как в Швеции относятся к просвещению и к людям науки - я попал туда на чествование университетом и упсаль-скими обывателями при помощи упсаль-ской артиллерии вновь выпущенных докторов, сдавших свой экзамен, и так мне было грустно быть между ними и думать, что в то время, как в каком-то ничтожном городишке Швеции с артиллерией и пушечной пальбой приветствуют молодых учёных - у нас в России только тем и занимаются в ведомстве Народного Просвещения, что [разбирают дома по бревнам?], как у Щедрина в «Истории одного города»69. Из Стокгольма сделал восхитетельный трёхдневный [вояж]

по каналам в Gota-Kanal и уехал из Швеции в Гетеборг, и оттуда мимо Эльсино-ра приехал в Копенгаген. Оттуда поехал в Берлин, где попал на представление новой оперы Пуччини «La fanciulla del West»70 большой музыкальной пошлости на кинематографически-раздирающий сюжет из жизни калифорнийских золотоискателей - и оттуда уже поехал в Лейпциг. Очень заинтересовался одним спектаклем в Neue Theatre: «Les petits riens» Балет a Mozart71. Какая эта очаровательная музыка (полный балетный дивертисмент с [нрзб] увертюрой. К балетам давали «Der Golden Kreuz», старинную оперу

ПРИМЕЧАНИЯ

Брюля72, которую не могла мне испортить настроение, так очарователен был балет. Никиша в Лейпциге не было, а его родных я всех видел. .я уехал в Хандеск (Тироль), где лечится Вера Всеволодовна73, которая просила передать Вам свой поклон. <.> Через Милан и Верону я возвращаюсь в Lavico к Вере Всеволодовне. Там отдохну и главным образом займусь подготовкой к курсу гармонии и аккомпанемента, который буду читать на будущий год у Гне-синых74, и потом снова в путь по маленьким городкам Италии. <.>

РГАЛИ. Ф. 880. Оп. 1. № 44. Л. 159, 159 об., 160, 160 об.

1 Речь идёт о событиях сентября-октября 1905 года, связанных с протестами студентов консерватории и уходом Танеева.

2 Дальневосточный конфликт Российской империи с Японией включал вопрос о линии Южно-Маньчжурской железной дороги (ответвление Китайско-Восточной железной дороги).

3 Здесь и далее все географические наименования, которые удалось проверить, приведены по русским картам Китайско-Восточной железной дороги 1903 года* и Дальнего Востока 1904 года**.

4 Речь идёт о повести А. И. Куприна «Поединок», реалистично описывающей жизнь российских офицеров.

5 Писатель Н. Г. Гарин-Михайловский (1852-1906), который осенью 1905 года находился в Маньчжурии как военный корреспондент.

6 «Корейские сказки» (1898) Н. Г. Гарина-Михайловского, написанные под впечатлением путешествия писателя по Корее, Маньчжурии и Ляоданскому полуострову.

7 Имеется в виду пьеса М. Горького «На дне», повествующая о жизни обитателей ночлежек.

8 Per pedes apostolorum (лат.) - поговорка, означающая отправление в путь пешком, подобно апостолам.

9 Partir de plaisir (фр.) - увеселительная прогулка.

10 Речь идёт об окончании русско-японской войны 1904-1905 годов.

11 Померанцев имеет в виду усмирение противоправительственных волнений во время революционных событий 1905 года, в которых ему, как унтер-офицеру, прапорщику запаса, пришлось бы участвовать.

12 Речь идёт о предполагаемом поступлении Ю. Н. Померанцева на службу дирижёром в Большой театр. В. А. Теляковский - тогдашний директор Императорских театров.

13 Померанцев изучал партитуры опер М. И. Глинки «Руслан и Людмила», П. И. Чайковского «Пиковая дама», «Евгений Онегин», А. С. Даргомыжского «Русалка» для подготовки к работе в труппе Большого театра.

14 «Русские симфонические концерты» - мероприятия, организованные в 1884 году в Санкт-Петербурге М. П. Беляевым с целью пропаганды творчества русских композиторов. Проводились до 1918 года. Концерты финансировались из личного капитала М. П. Беляева, после его смерти -из средств, завещанных им Попечительному совету для поощрения русских композиторов и музыкантов (в 1904-1907 годах председателем совета был Римский-Корсаков, с 1907 года - участник Беляевского кружка Н. В. Арцыбушев).

* URL: http://nasledie-ea0.ru/upl0ad/medialibrary/bd8/bd833e9de08965cfc6687ca99eaf68a9.jpg

** URL: http://nasledie-ea0.ru/upl0ad/medialibrary/cdb/cdb7e473380c37cf098de82ba6c8d30a.jpg

15 23 февраля 1906 года в «1-м Русском симфоническом концерте» в Большом зале Благородного собрания в Петербурге под управлением Ф. М. Блуменфельда впервые в России прозвучала Третья симфония А. Н. Скрябина.

16 Речь идёт о премьере Третьей симфонии Скрябина 16 (29) мая 1905 года в зале Нового театра в симфоническом концерте под управлением Артура Никиша.

17 Померанцев говорит о своих сочинениях - фортепианном Трио Es-dur ор. 31, посвящённом Танееву, которое предназначалось к концерту фон Глена (современной музыки) и опере «Покрывало Беатриче», которую отказались принять к постановке в Частной опере Зимина. Эмиль Альбертович Купер (1877-1960) - русский и американский дирижёр. В начале XX века работал в Киевской опере, Частной опере Зимина, с 1908 года стал постоянным дирижёром симфонических собраний МО ИРМО. Дирижировал рядом спектаклей в «Русских сезонах» Дягилева. После 1917 года занимал пост дирижёра в Петроградском театре оперы и балета. В 1922 году эмигрировал из Советской России. Пётр Сергеевич Оленин (1871-1922)) - артист оперы (баритон), камерный и эстрадный певец и режиссёр. В 1904-1915 - солист московской Оперы С. Зимина, в 1907-1915 - главный режиссёр Оперы С. Зимина.

18 Опера Р. Вагнера «Парсифаль».

19 Речь идёт об испытании на должность дирижёра Большого театра, на которую претендовал Ю. Н. Померанцев.

20 A livre ouvert (фр.) - с листа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Сюита из оперы «Ёлка» В. И. Ребикова.

22 Барон Константин Карлович Штакельберг (1848-1925) - русский генерал, начальник Придворного оркестра, композитор. Варлих Гуго Иванович (1856-1922) - немецкий и российский дирижёр, альтист.

23 Среди выпускников 1908 года значится Эраст Белинг, который окончил Петербургскую консерваторию по отделу теории композиции профессора Н. Ф. Соловьёва (Санкт-Петербургское отделение ИРМО. Отчёт за 1907/08 год. Санкт-Петербург, 1909. С. 11).

24 После пребывания в Лейпциге в 1903-1905 годах Померанцев мечтал о пропаганде музыки Брамса в России (см. письмо 63). «Брамсовский вечер», а точнее «Вечер современной музыки, посвящённый Брамсу», на который Померанцев приглашает Танеева, состоялся 19 января 1909 года в Малом зале Московской консерватории. Программа включала Фортепианное трио ор. 101, Фортепианный квинтет ор. 34, фортепианные сочинения И. Брамса. Участники: К. Н. Игумнов (фортепиано), А. Могилевский (скрипка), А. Э. фон Глен (виолончель).

25 С 1909 года Померанцев периодически работал концертмейстером в труппе «Русских балетов» С. П. Дягилева.

26 Михаил Михайлович Фокин (1880-1942) - русский, позднее американский артист балета и хореограф.

27 Купер - см. примеч. 17. Николай Николаевич Черепнин (1873-1945) - русский композитор, дирижёр, педагог.

28 Александр Акимович Санин (1869-1956) - российский актёр и режиссёр, сотрудничавший в том числе с труппой С. П. Дягилева (знаменитые постановки 1908-1909 годов: «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова.

29 На первом спектакле балетной труппы Дягилева 19 мая 1909 года в театре Шатле в Париже зрителю были представлены «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (художник А. Н. Бенуа, хореограф М. М. Фокин), «Половецкие пляски» - танцевальный дивертисмент на музыку из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (хореограф-постановщик М. М. Фокин, сценография Н. К. Рериха) и «Пир» - дивертисмент, или, как было указано в программе, танцевальная сюита в постановке М. М. Фокина с включением хореографических номеров А. А. Горского, Н. О. Гольца и Ф. И. Кшесинского, М. И. Петипа и М. М. Фокина на музыку А. К. Глазунова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского.

30 А. Н. Бенуа был автором сценария и режиссёром балета «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина.

31 «Le Gaulois» - французская ежедневная газета.

32 Дебют Ю. Н. Померанцев в роли дирижёра на летних симфонических концертах в Сокольничем круге состоялся в пятницу 10 июля 1909 года. Программу составили Пятая симфония и увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена, увертюра к опере Р. Вагнера «Нюрнбергские майстерзингеры». В лето 1910 года в рамках летних концертов в Сокольничем круге проводились три типа концертов: по воскресеньям -общедоступные, по средам - популярные, по пятницам - симфонические.

33 См. примеч. 2 части I данной публикации (Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. 2021. Вып. 26. С. 30-47).

34 Иоаким Викторович Тартаков (1860-1923) - русский оперный певец (баритон) и режиссёр.

35 Сведений о концерте в Зоологическом саду найти не удалось.

36 Сведений о концерте 17 июля в Сокольничем кругу, как и о повторениях его программы, найти не удалось.

37 Ю. Н. Померанцев имеет в виду оперу А. Тома «Гамлет» в Частной опере Зимина (в театре Соло-довникова) 25 января 1910 года. В этом спектакле он дебютировал как оперный дирижёр.

38 Отзывы ведущих московских критиков Ю. Д. Энгеля и Н. Д. Кашкина на дебют Ю. Н. Померанцева в качестве оперного дирижёра были опубликованы соответственно в «Русских ведомостях» и «Московских ведомостях» вскоре после события. Приведём выдержки из них: «Другим дебютантом в Гамлете оказался г. Померанцев, дирижировавший оперой. Это было, кажется, первое выступление г. Померанцева в роли оперного дирижёра и как таковое должно быть признано очень удачным. У г. Померанцева есть способность владеть собой и следить за сценой, уверенный взмах, музыкальная интеллигентность, - словом, необходимые данные для оперного дирижёра Остальное, надо думать, даст молодому дирижёру практика и работа над более глубокими партитурами, чем Гамлет» [2, 4]; «...Особое значение этой постановки - в том, что в ней на ответственных местах режиссёра и дирижёра выступили два дебютанта, впервые пробовавшие свои силы в этих областях музыкально-сценического дела. <...> Померанцев, молодой дирижёр, пробовавший уже свои силы в качестве симфонического дирижёра (в летних Сокольнических концертах), но во главе оперного оркестра появляющийся впервые. Ни тот, ни другой, однако, не заявили себя в этой постановке чем-нибудь значительным и ярким.<...> У г. Померанцева всё идёт достаточно гладко, чисто и уверенно, но этим пока всё и ограничивается. Ни сколько-нибудь горячего темперамента, ни более или менее тонких и тщательно продуманных нюансов в исполнении нет. В оправдание дирижёра-дебютанта можно заметить, что сама опера не даёт дирижёру достаточно благодарного материала. Но это не всё объясняет и не всё оправдывает» [1, 4].

39 Евгений Евгеньевич Плотников (1877-1951) - русский дирижёр, работавший в Большом театре, Частной опере Зимина; также дирижировал летними концертами в Сокольниках.

40 In corpore (лат.) - в полном составе.

41 Ю. Н. Померанцев говорит о предложении работы дирижёром в Частной опере Зимина. Речь идёт о постановках опер «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тангейзер» Вагнера, «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, которыми ранее дирижировал Иван Осипович Палицын (1868-1931). По-видимому, вопрос был уже почти решён, потому что в газете «Московские ведомости» № 22 от 28 января 1910 года сообщалось о том, что Померанцев заключил контракт с Оперой Зимина на следующий сезон (с. 4). Как следует из публикуемого далее письма от 2 февраля 1910 года, Померанцев изменил первоначальное решение и предпочёл работу дирижёром балета в Большом театре.

42 «Измена» - драматическая опера М. М. Ипполитова-Иванова в 4 д. (5 к.), либретто А. Сумбатова (Южина) по его одноимённой трагедии. Премьера состоялась в Москве в Опере Зимина 4 декабря 1910 года под управлением автора.

43 Опера А. Тома «Гамлет», которой Ю. Н. Померанцев дирижировал в спектакле 25 января 1910 года (см. письмо № 66).

44 Сербулов Михаил Васильевич (i860-?) - скрипач и дирижёр, профессор Пражской консерватории.

45 Балеты «Конёк-горбунок, или Царь-девица» Ц. Пуни (с добавлением музыки П. И. Чайковского) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Ю. Н. Померанцев действительно дебютировал в Большом театре 21 февраля 1910 года с балетом Чайковского «Спящая красавица».

46 Управляющий Московской конторой Императорских театров и театральных училищ Николай Константинович фон Бооль (1860-1935).

47 Контракт был заключён 2 апреля 1910 года (см.: Личное дело Ю. Н. Померанцева - капельмейстера балета. Московская контора императорских театров // РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 3. Ед. хр. 2934. Л. 1). В деле имеются контракты с 1910 по 1916 год. Каждый год контракт перезаключался. С 1910 по 1911 и с 1911 по 1912 годы жалованье составляло 2000 руб. (Л. 16, 17), в 1912-1913 - 3000 руб. (Л. 40), затем в 1913-1914 - 3 600 руб. (Л. 50). Далее, видимо, оставалась та же сумма, потому что на бланках старых контрактов подписаны карандашом новые даты.

48 Дебют Ю. Н. Померанцева в качестве дирижёра балетного спектакля в Большом театре состоялся 21 февраля 1910 года с балетом П. И. Чайковского «Спящая красавица».

49 Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского к тому времения неоднократно ставился в Марииинском театре в Петербурге, а в Москве, действительно, ещё не шёл.

50 Померанцев говорит о балетах «Конёк-горбунок, или Царь-девица» на музыку Ц. Пуни (с добавлением музыки П. И. Чайковского) и «Корсар» на музыку Ш. Адана..

51 28 марта 1910 года состоялся ежегодный концерт Брамсовского общества (в программе: Соната fis-moll, Фортепианный квартет c-moll op. 60, Струнный квартет a-moll op. 51 и другие сочинения И. Брамса. В концерте приняли участие квартет Зиссермана, К. Н. Игумнов (фортепиано), Е. Герхардт (меццо-сопрано). Певица Елена Герхардт (1883-1961) прославилась исполнением немецких классических Lieder, постоянно сотрудничала с А. Никишем.

52 Речь идёт о симфоническом концерте 29 марта 1910 года под управлением А. Никита, в котором, в частности, прозвучала симфония В. Метцля.

53 А. К. Глазунов. Драматическая увертюра «Песнь судьбы» ор. 84.

54 Скорее всего, Ю. Н. Померанцев имеет в виду Вторую симфонию М. О. Штейнберга, которой А. Никит дирижировал 16 и, возможно, 19 марта 1910 года в Большом зале Благородного собрания.

55 А. К. Лядов. Симфоническая картина «Кикимора» ор. 63. Исполнялась в концерте 29 марта

1910 года.

56 Померанцев вступил в брак 27 июня 1910 года в Одесской Свято-Николаевской портовой церкви с Верой Всеволодовной Барановской, актрисой (Личное дело Ю. Н. Померанцева - капельмейстера балета. Московская контора императорских театров. РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 3. Е. х. 2934. Л. 9 об.). Его вторая супруга - Надежда Мухина, о чём свидетельствуют записи в кладбищенской книге Кокад-Ницца ((Русское кладбище Кокад_Ницца https://forum.vgd.ru/post/341/106567/p3457936.htm; дата обращения 19.08.2021).

57 В Одесском городском саду.

58 Ю. Н. Померанцев действительно участвовал в качестве приглашённого дирижёра в летних концертах в Сокольничем кругу летом 1910 года, но дату этого концерта найти не удалось.

59 Балет Ф. А. Гартмана «Аленький цветочек» (премьера 30 января 1911 года).

60 Померанцев выступил в качестве дирижёра в VII симфоническом собрании Московского филармонического общества в Большом зале Благородного собрания в Москве 15 января 1911 года, прозвучал Третий фортепианный концерт С. В. Рахманинова (солировал автор). Также в концерте исполнялась «Трагическая увертюра» И. Брамса, кантата «Весна» С. В. Рахманинова (хор и оркестр п/у С. В. Рахманинова, солист В. Р. Петров (бас), «Финская фантазия» А. К. Глазунова (впервые).

61 Перечисляются оперы Р. Вагнера «Золото Рейна», «Тангейзер», «Нюрнбергские майстерзин-геры».

62 Опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Ю. Н. Померанцев готовился дирижировать спектаклем на открытие сезона спектаклей русской оперы 30 августа 1911 года.

63 mise à mort (фр.) - смертная казнь.

64 Опера А. С. Даргомыжского «Русалка», которая была в репертуаре Большого театра.

65 Балет А. Н. Корещенко «Волшебное зеркало» (премьерным спектаклем 9 февраля 1903 года в Большом театре дирижировал Р. Дриго; с тех пор он неоднократно возобновлялся).

66 В сезон 1911/1912 годов Ф. И. Шаляпин к этому времени уже выступил в Большом театре 7 ноября

1911 года в опере М. П. Мусоргского «Хованщина». Опера Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка», в которой Шаляпин исполнил партию Ивана Грозного, шла 8 декабря.

67 Сведений об этом концерте найти не удалось.

68 Ю. Н. Померанцев выступил в качестве дирижёра 22 января 1912 года в VI общедоступном симфоническом концерте С. А. Кусевицкого. В программе: И. Брамс. Симфония № 4, Р. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер», Антракт из оперы «Нюрнбергские майстерзингеры», «Пять стихотворений» (Fünf Lieder nach Gedichten von Mathilde Wesendonk) (солистка П. Ж. Доберт), Ф. Шуберт. Музыка к «Розамунде», Ф. Лист. «Мефисто-вальс».

69 Имеется в виду один из эпизодов «войн за просвещение», которые затеял очередной градоначальник города Глупова Василиск Семёнович Бородавкин, персонаж повести Н. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

70 Опера Дж. Пуччини «Девушка с Запада» (1910).

71 Одноактный балет на музыку В. А. Моцарта «Безделушки», впервые поставленный в Париже в 1777 году (автором либретто и хореографом-постановщиком выступил Ж. Ж. Новерр).

72 «Das goldene Kreuz» («Золотой крест») - опера Игнаца Брюлля (либретто Саломона Германа Мозенталя; премьера состоялась в 1875 году).

73 Жена Ю. Н. Померанцева.

74 Сведений о работе Ю. Н. Померанцева в Училище Гнесиных, к сожалению, не обнаружено.

ШабшаевичЕ. М. «Преданный вам Ю. Померанцев.»: Письма Ю. Н. Померанцева к С. И. Танееву... ЛИТЕРАТУРА

1. Кашкин Н. Д. Театр и музыка // Московские ведомости. 1910. № 23, 29 янв. С. 4.

2. Энгель Ю. Д. Театр и музыка // Русские ведомости. 1910. № 21, 27 янв. С. 4.

Elena M. Shabshaevich

Moscow State Institute of Music named after A.G. Schnittke, Research and-Publishing center "Moscow Conservatoire", Moscow, Russia. E-mail: shabsh@yandex.ru.

ORCID: 0000-0003-4608-5081. ResearchID: D-8583-2017. Spin-Kog: 1318-9244

"YOURS TRULY Y. POMERANTSEV..." Letters from Yu. N. Pomerantsev to S. I. Taneev (selected)

Part III

Abstract. For the first time, the publication presents selected letters of Yuri Nikolaevich Pomerantsev to Sergei Ivanovich Taneev from the funds of the Russian State Archive of Literature and Art and from the funds of State Memorial Musical Museum-Reserve of P. I. Tchaikovsky in Klin. The introduction of these documents into everyday life helps shape scientifically grounded ideas about the pianist, composer, conductor Yuri Nikolaevich Pomerantsev (1878-1933), whose life, creativity, and activities are still poorly understood. This issue of the "Scientific Bulletin of the Ural Conservatory" prints letters covering the period from, October 1905 to June 1913. For our hero, he turned out to be extremely eventful, both in the personal (participation in the Manchurian campaign, marriage to actress Vera Vsevolodovna Baranovskaya), and in the professional sphere (work as a symphony and opera conductor), - and about all Yu. N. Pomerantsev still confidentially informs S. I. Taneev. He confides to the teacher his hesitation in choosing a work between the Zimin Opera (debut in A. Thomas "Hamlet" on January 25, 1910) and the Bolshoi Ballet (debut in P. I. Tchaikovsky's "Sleeping Beauty" on February 21, 1910); preference was ultimately given in favor of the Bolshoi Theater (the contract was concluded on April 1, 1910). Pomerantsev writes to his mentor about the Brahms Evening organized by him (January 19, 1909), about his performances in summer concerts in Sokolniki and in the Zoological Garden (since 1909), about a significant concert where he conducted the Third Concerto of S. V. Rachmaninov (VII Symphony meeting of the Moscow Philharmonic Society on January 15, 1911). From a letter to Taneyev, we learn about Pomerantsev's work as an accompanist in the "Russian Seasons" in Paris (since 1909), which did not work out due to a difficult relationship with Mikhail Fokin. Of the musical impressions that Pomerantsev traditionally shares with Taneyev, one should note the Russian premiere of A. N. Scriabin's Third Symphony (February 23, 1906), as well as visits to European theater and concert halls during his summer holidays. The chronological boundary of the correspondence known to us is the last peaceful summer before the outbreak of the First World War, which followed the death of Taneyev in 1915 and further terrible events that forever changed the personal fate ofYu. N. Pomerantsev (he went into exile) and Russian culture.

Keywords: Yuri Nikolaevich Pomerantsev; Sergei Ivanovich Taneev; Alexander Nikolaevich Skryabin; Sergei Vasilyevich Rachmaninov; «Russian Seasons»; Bolshoi Theatre; Zimin's Opera; musical and theatrical life in St. Petersburg and Moscow at the beginning of the 20th century

For citation: Shabshaevich E. M. "Yours truly Y. Pomerantsev..." : Letters from Yu. N. Pomerantsev to S. I. Taneev (selected). Pt. 3, Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2022, iss. 28, pp. 23-37. (in Russ.).

REFERENCE

1. Kashkin N. D. Theater and music, Moskovskievedomosti, 1910, no. 23, January 29, p. 4. (in Russ.).

2. Engel Yu. D. Theater and music, Russkievedomosti, 1910, no. 21, January 27, p. 4. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.