Елена ПОЛОЦКАЯ
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАИКОВСКИИ И РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*
Творческий путь Петра Ильича Чайковского с начала его музыкальной карьеры до кончины тесным образом был связан с крупнейшей музыкально-просветительской организацией России второй половины XIX - начала ХХ века - Русским музыкальным обществом1, объединяющим в себе две взаимосвязанные структуры - музыкальное образование и концертную деятельность. В истории взаимодействия РМО и Чайковского следует выделить ряд стадий, которые, с разной степенью детализации, представлены в настоящей статье.
РМО и Чайковский - ученик Санкт-Петербургской консерватории. Поскольку консерватория являлась компонентом РМО, то именно в Дирекцию Общества Чайковский писал прошение о приёме его в Музыкальное училище2 (первоначальное название консерватории, нередко с указанием «высшее») (См.: [14]). На формирование профессионального тезауруса будущего композитора несомненное влияние оказали концерты РМО: их систематическое посещение в период учебы, наряду с посещением музыкального театра, способствовало тому, что «за четыре с половиной года его учения, - как писал Г.А. Ларош, - он успел преобразиться совершенно, из музыкального ребенка сделался взрослым, наряду с техническими знаниями приобрёл знакомство с классическою музыкой» [5, 186].
РМО и Чайковский - профессор Московской консерватории. Взаимодействие Чайковского с РМО на этапе его службы в Московской консерватории (1866-1878) находилось в пределах должностных отношений профессора консерватории с вышестоящей организацией. Так, с дирекцией Московского отделения РМО Чайковский четырежды, с интервалом в три года (1866, 1869, 1872, 1875), заключал «Условие» (служебный договор), в котором обязывался
«заниматься в Консерватории преподаванием уроков теории музыки, в качестве исправляющего должность Профессора... без всякой отговорки, если на такое число уроков будет достаточное число учащихся»3. Среди других уставных взаимоотношений Общества с Чайковским в период его профессорства следует назвать: ходатайство дирекции Московского отделения РМО перед Главной дирекцией Общества от 17 апреля 1876 года о представлении Чайковского к награде за «услуги Музыкальному делу в нашем отечестве»4; постановление дирекции Московского отделения от 2 октября 1877 года о выдаче Чайковскому единовременного пособия «.ввиду его громадных заслуг в отношении Музыкального общества и консерватории» [2, 153]; удовлетворение Московским отделением РМО заявления Чайковского от 9 октября 1878 года об уходе со службы из Московской консерватории [11, VII, 583]5.
РМО и Чайковский - музыкальный критик. Более двух третей статей, написанных Петром Ильичом за период его музыкально-критической деятельности (1867-1876), посвящено концертам РМО, упоминаний же о нём в прочих критических работах значительно больше. Если учесть, что нередко в статью Петр Ильич вкладывал обзор не только одного, но и двух-трёх музыкальных собраний Общества, то полнота ознакомления публики с деятельностью Общества по статьям Чайковского становится очевидной.
Самые значимые с историко-культурной точки зрения связи Чайковского с РМО - это его композиторская и дирижёрская деятельность, а также директорство в Московском отделении РМО с 1885 по 1890 годы.
РМО и Чайковский-композитор. РМО стало для Чайковского организацией, в значительной мере способствовавшей его композитор-
* Статья впервые опубликована на английском языке: Polotskaya Elena E. Piotr Ilyich Tchaikovsky and the Russian Musical Society. A Sociocultural Aspect of Interaction // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4. С. 80-90. DOI 10.17674/19970854.2018.4.080-090.
ской деятельности: Общество заказывало Чайковскому сочинения, предоставляло концертные площадки, профессиональные исполнительские силы и заинтересованного слушателя.
Основные концертные площадки для исполнения произведений Чайковского в 18661893 годах были представлены Московским и Петербургским отделениями Общества. В период жизни Чайковского его сочинения исполнялись также в Тифлисском, Киевском, Одесском, Харьковском и Саратовском отделениях. На эти, взятые вместе, отделения приходится около 25 % всех концертов Общества, включавших в себя произведения Чайковского. Более 75 % прижизненных концертов с исполнением музыки композитора распределяются
между Москвой и Петербургом: 117 и 112 концертов соответственно (Таблица 1).
Весьма показательно сравнение между собой гистограмм исполнения сочинений Чайковского в концертах Московского и Петербургского отделений РМО (Рисунок 1). Такое сопоставление, во-первых, делает зримым несомненный рост количества концертов в каждом из них к середине 1870 годов; во-вторых, демонстрирует преобладающее число концертов в Московском отделении РМО с 1860 годов по 1880 (50 в Москве и 35 в Петербурге); в-третьих, указывает на 1880 годы как время активного интереса к исполнению произведений Чайковского и своеобразной соревновательности отделений РМО в плане исполнения его
Таблица 1
Исполнение произведений П.И. Чайковского в концертах местных отделений РМО
год МОСКВА СПб. Харьков Киев Тифлис Одесса Саратов в год
1865
1866 2 1 3
1867 2 1 3
1868 2 2
1869 1 2 3
1870 3 1 4
1871
1872 2 2 4
1873 3 2 1 6
1874 5 5 2 12
1875 4 1 2 7
1876 5 6 11
1877 6 2 8
1878 5 2 7
1879 3 2 5
1880 7 8 15
1881 2 7 2 11
1882 6 2 3 11
1883 4 6 10
1884 3 3 4 10
1885 7 7 2 2 18
1886 6 5 1 5 17
1887 9 8 1 18
1888 5 4 1 4 14
1889 4 7 6 3 1 21
1890 5 13 1 3 3 1 26
1891 7 6 2 4 4 2 25
1892 5 6 3 3 1 1 19
1893 5 3 1 1 5 15
Всего 117 112 8 25 31 10 1 305
% 38,7 36,7 2,6 8,2 10,2 3,3 0,3 100
% 75,4 24,6 100
сочинений; в-четвёртых, фиксирует некоторое уменьшение количества концертов в обоих отделениях в начале 1890 годов. Прослеживание же суммарного изменения количества концертов в год в Московском и Петербургском отделениях с 1866 по 1893 годы6 выявляет общую тенденцию роста количества концертов с музыкой Чайковского ко 2-й половине 1880 годов. С одной стороны, это связано с возросшей известностью композитора и с его интенсивной дирижёрской деятельностью в этот период. С другой стороны, в этой тенденции отчётливо просматривается «линия жизни» РМО, достигшего своего расцвета ко второй половине 1880 и начавшего постепенно сдавать позиции в 1890 годах.
В связи с этим продемонстрируем сравнение в сводной таблице числа концертов Общества, где исполнялась музыка Чайковского, с числом подобных концертов в других концертных организациях, в том числе и зарубежных (Таблица 2). Как видим, приоритет РМО в исполнении музыки Чайковского безусловен - 305 концертов Общества против 118 в прочих отечественных и 71 в зарубежных концертных организациях, что составляет около 62 % против почти 24 % и 14 % соответственно. Анализ изменения количества концертов во временной динамике, опять-таки при помощи гистограмм (Рисунок 2), выявляет исторически показательную тенденцию постепенного возрастания авторитета прочих концертных организаций, исполняющих музыку Чайковского,
и постепенного снижения престижа РМО в 1890 годах7. В целом же, к году смерти композитора ситуацию исполнения его музыки в концертах различных организаций, в том числе и в первую очередь РМО, следует расценивать как весьма благоприятную.
Показательна заинтересованность Общества в исполнении сочинений Чайковского: ряд сочинений был заказан композитору Московским или Петербургским отделениями РМО специально для исполнения в их концертах. Приведём некоторые примеры8. В 1867 году Чайковский оркестровал «Антракт и пляску сенных девушек» из II действия «Воеводы» для исполнения в концертах РМО. Специально для собрания 5 ноября 1876 года в пользу общества Красного Креста по заказу дирекции Московского отделения РМО Чайковский написал «Славянский марш». Три квартета и трио «Памяти великого художника» были написаны Чайковским в расчёте на исполнение в концертах РМО либо силами его постоянных участников в других аудиториях (См.: [7, 70,83,107]). Дирекцией Петербургского отделения РМО инициирована сюита из балета «Щелкунчик».
В Москве подобные инициативы исходили и лично от основателя и директора Московского отделения РМО Н.Г. Рубинштейна. В частности, он посоветовал начинающему композитору переработать ученическую Увертюру Б-<1иг и продирижировал ею во 2 редакции в концерте Московского отделения РМО 4 марта 1866 года. По просьбе Рубинштейна, предположительно,
Рис. 1. Исполнение произведение Чайковского в концертах Москвоского и С.-Петербургского отделений РМО
к концертам РМО, Чайковский оркестровал арию К.В. Глюка «O del mio dolce ardor»9 и Трио из оперы «Тайный брак» Д. Чимарозы.
Характер взаимодействия Чайковского с РМО определяли не только заказы, но и говорящие за себя посвящения композитором своих сочинений. Так, он посвятил Московскому отделению РМО Вторую симфонию, а президенту Общества вел. кн. Константину Николаевичу оперу «Опричник» и Второй квартет; памяти вел. кнг. Елены Павловны - первой августейшей покровительницы РМО - посвящена опера Чайковского «Кузнец Вакула».
Сочинения Чайковского, первые исполнения которых состоялись в концертах РМО,
Таблица 2
Исполнение музыки П.И. Чайковского в концертах РМО и прочих отечественных и зарубежных концертных организаций
РМО ПРОЧАЯ ЗАГРА- Всего
год Россия НИЦА в год
1865 1 1
1866 3 3
1867 3 1 4
1868 2 2 4
1869 3 1 4
1870 4 1 5
1871 2 2
1872 4 1 5
1873 6 2 8
1874 12 1 13
1875 7 7
1876 11 7 4 22
1877 8 1 1 10
1878 7 5 12
1879 5 1 2 8
1880 15 6 1 22
1881 11 4 1 16
1882 11 3 4 18
1883 10 4 1 15
1884 10 3 3 16
1885 18 3 21
1886 17 6 2 25
1887 18 4 3 25
1888 14 5 15 34
1889 21 9 14 44
1890 26 9 1 36
1891 25 10 9 44
1892 19 16 1 36
1893 15 15 4 34
Всего 305 118 71 494
% 61,7 23,9 14,4 100,0
достигают полусотни. По жанровому составу это симфонии, оркестровые сюиты и программные сочинения, хоровые, камерно-инструментальные и камерно-вокальные опусы, переложения, оркестровки, редакции сочинений других композиторов. Показательно, что даже те произведения композитора, премьеры которых состоялись не в собраниях Общества, тоже становились репертуарными в концертной практике РМО. Таковы, в частности, Пятая симфония и Второй фортепианный концерт. В результате, все симфонии, все оркестровые сюиты, все программные симфонические сочинения, все концерты10 и все опусные квартеты были исполнены при жизни Чайковского в концертах РМО. Прибавленные к этому списку хоровые и симфонические фрагменты из опер, прозвучавшие в собраниях Общества, дописывают картину активного взаимодействия Чайковского-композитора с РМО. Всё это позволяет сделать вывод, что в собраниях Общества были исполнены сочинения практически всех жанров, в которых работал Чайковский, включая переработки сочинений других авторов.
Следует отметить, что почти половина премьер музыки Чайковского в симфонических собраниях РМО приходится на долю концертов под управлением Н.Г. Рубинштейна: без учета повторных исполнений их 48 %. На втором месте находится сам Чайковский: симфонические премьеры под его управлением сосредоточены во 2-й половине 1880 - начале 1893 года, когда композитор занимался интенсивной дирижёрской деятельностью. Остальные премьеры распределяются между Э.Ф. Направником, М. Эрдмансдёрфером, К.К. Зике, И.К. Альта-ни, С.И. Танеевым, М.М. Ипполитовым-Ива-новым, Г. фон Бюловом.
Чайковский - директор Московского отделения РМО. При систематически активном взаимодействии композитора со многими местными отделениями РМО следует, тем не менее, специально выделить контакты между Чайковским и Московским отделением - чрезвычайно важные для обеих сторон (См.: [1]).
С Московским отделением РМО Петра Ильича связывают не только творческие проекты, но и директорство в нём с 1885 по 1890 годы. В этот период композитор раскрывается в новом качестве - как общественный деятель,
активно влияющий на процессы музыкального образования и концертной жизни в Москве.
Взаимодействие директора местного отделения РМО с Московской консерваторией базировалось на праве рекомендательного голоса в решении вопросов учебно-административного характера и включало в себя инспектирование музыкально-педагогического процесса. Этим правом Чайковскому пришлось воспользоваться уже с момента вступления в должность. Начало его деятельности совпало с периодом «безвременья» в управлении Московской консерваторией: после смерти Н.Г. Рубинштейна в 1881 году ни Н.А. Губерт, ни К.К. Альбрехт - профессоры, последовательно принимавшие на себя обязанности руководителя консерватории, не смогли удержать дело управления ею на должной высоте, что позволило Чайковскому в мае 1885 года констатировать факт: «Консерватория находится в состоянии полнейшего упадка и разложения» [11, XIII, 89]. В поисках выхода из сложившейся ситуации Чайковский предложил директорство Н.А. Римскому-Корсакову, но тот отказался от предложения [Там же, 58,86]. Другой кандидатурой Петр Ильич считал С.И. Танеева - «человека безупречной нравственной чистоты и превосходного музыканта» [Там же, 89], единственным недостатком которого, по ироничным словам Петра Ильича, была лишь его молодость - к описываемому моменту Танееву было 28 лет. Тем не менее, Чайковскому
6=K67 68 59 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 B0 81 82 S38lE5Kä7 88 M 90 9ia2 93
ГОДЫ
с^Р(.Ю (—) щхн Росой заграница
—Полиномналзнын (РМО) —Псгаиомиальньм (лроч Россия) -—- Полинсмиалышй (заграниц)
Рис. 1. Исполнение произведение Чайковского в концертах РМО и прочих отечественных и зарубежных концертных организаций
удалось убедить как директоров Московского отделения РМО, так и самого Сергея Ивановича в необходимости этого шага, и 30 мая 1885 года Танеев был избран директором консерватории. Для поддержки Танеева в новой должности Чайковский намеревался снова войти в состав профессоров, чтобы «безвозмездно» вести класс свободного сочинения [Там же, 93]. Однако совмещение должностей профессора и члена дирекции РМО не полагалось по Уставу Общества, а потому Чайковский, обсудив с Танеевым возможную альтернативу [10, 124-125], остался в должности директора, более значимой с позиции влияния на дела консерватории и РМО в целом.
Действуя от имени дирекции Московского отделения РМО, Чайковский осуществил ряд важных предприятий, среди которых приглашение на должность профессора консерватории по классу фортепиано В.И. Сафонова (См.: [6, 81-85]), возвращение в консерваторию Н.А. Губерта11, отказавшегося в 1883 году от педагогической работы вместе с уходом с должности директора консерватории.
Период директорства Чайковского пришёлся на время наивысшего подъема концертной деятельности Общества и начала её спада. Последнее мотивировало важнейшее направление деятельности композитора в сфере организации концертной жизни Московского отделения, связанное с изысканием возможностей выживания Общества в условиях возрастаю-
щей конкуренции со стороны других концертных организаций и поддержания высокого профессионального уровня его концертов.
Одним из способов пресечения наметившегося регресса могло стать материальное вспомоществование Обществу. В сентябре 1885 года было создано Русское вспомогательное музыкальное общество, в деятельности которого Чайковский участвовал, скорее всего, как член-учредитель. Сохранилось «Обязательство П.И. Чайковского» от 15 ноября 1885 года, в котором он обязуется «жертвовать в пользу Русского вспомогательного [музыкального] общества в Москве ежегодно сто рублей серебром в четыре срока» [11, XIII, 545]. Однако эта паллиативная мера не могла дать ощутимых результатов.
Хорошо зная потребности публики, посещающей концерты Общества, Чайковский видел выход из положения, прежде всего, в приглашении для участия в концертах РМО выдающихся зарубежных музыкантов: «Если для процветания Муз[ыкального] общ[ества], для поддержания престижа и наплыва членов нужно приглашать иностранных артистов <...>, то отчего же и не приглашать?» [11, XIII, 106]. Возлагая большие надежды на «приманку солистов» (по выражению Петра Ильича), он в 1889 году берёт на себя инициативу приглашения зарубежных исполнителей для выступления в концертах Общества, активно общается по этому поводу с европейскими музыкантами
(См.: [15, 156-167]) и 12 октября 1889 года подытоживает в письме к Н.Ф. фон Мекк: «<...> если предстоящий сезон будет удачный, то я буду очень гордиться, ибо я выдумал и посредством личных и письменных сношений устроил, что в каждом концерте появится авторитетный капельмейстер» [11, Х^а, 197].
Таким образом, благодаря Чайковскому в концертах Общества12 приняли участие следующие знаменитые музыканты: А. Бродский, К.П. Таффанель, А. Дворжак, Э. Колонн, К. Клиндворт, И. Вольф, Лейпцигский квартет. Предложений же со стороны Петра Ильича было больше, но по разным причинам не все смогли приехать (Таблица 3).
Для участия в концертах Московского отделения РМО Чайковский приглашал не только иностранных, но и российских музыкантов, известных своими заслугами или подающих надежды. Так, симфонический сезон 1889/90 года открыл Н.А. Римский-Корсаков [11, Х^а, 115], 6 января 1890 года в Шестом симфоническом собрании выступил в качестве дирижёра и солиста А.Г. Рубинштейн [Там же], Десятым симфоническим собранием дирижировал М.М. Ипполитов-Иванов, прибывший из Тифлиса вместе с певицей В.М. Зарудной для участия в концерте Общества [Там же, 113,129,168, 176-177]. В феврале 1890 года, сообщая о решении выйти из состава дирекции Московского отделения РМО и об отказе от дирижирования концертами Общества, Чайковский предлагает
Таблица 3
Зарубежные музыканты, приглашённые П.И. Чайковским для участия в концертах РМО
Исполнитель Концертный сезон Документ
А. Бродский, скрипач 1889/90 [11, ХУ-а, 122-123]
Лейпцигский квартет (А. Бродский, Г. Беккер, О. Новачек, Ю. Кленгель) 1889/90 [11, ХУ-а, 122-123]
Э. Григ, композитор, пианист, дирижёр приезд не состоялся [11, XIV, 519-520]
К.П. Таффанель, флейтист 1888/89 [11, XIV, 602-603]; [9, 75, 126-127]
Л. Дьемер, пианист приезд не состоялся [9, 126-127]
И. Брамс, композитор, дирижёр приезд не состоялся [12, 188]
А. Дворжак, композитор, дирижёр 1889/90 [11, XV-а, 22-24, 32, 53-56, 67]; [12, 181-183, 192, 227, 238, 243, 246, 247]
Ж. Массне, композитор, дирижёр приезд не состоялся [12, 183-184]
Э. Колонн, дирижёр 1889/90 [11, XV-б, 100]; [12, 228, 264, 349, 570]
К. Клиндворт, дирижёр 1889/90 [11, XV-а, 35-36]; [9, 66-67]
И. Падеревский, пианист приезд не состоялся [12, 200]
И. Вольф, скрипач 1891/92 [9, 75]
дирекции заменить себя за дирижёрским пультом А.И. Зилоти - талантливым дирижёром, «которому недостает только опытности. Кому же дать ему средство приобрести опытность, как не Муз[ыкальному] обществу?» [11, XV-б, 56].
Немаловажна также позиция отказа Петра Ильича от гонораров при участии в концертах Общества: «Если взять во внимание, - писал он к А.И. Зилоти, - что Муз[ыкальное] общ[ество] в Москве очень бедно и что мы все должны по мере сил способствовать его процветанию, то очень желательно, чтобы и впредь мы довольствовались одной честью дирижировать в этих концертах или же самым маленьким гонораром» [11, XV-б, 36].
Выходу Чайковского из состава дирекции сопутствовал конфликт с директором консерватории и дирижёром Московского отделения РМО В.И. Сафоновым, который пренебрёг рекомендацией Чайковского, как директора Московского отделения РМО, принять на место умершего профессора виолончельного класса Московской консерватории В.Ф. Фитценхаге-на выпускника консерватории и талантливого виолончелиста А.А. Брандукова [Там же, 55-56, 60-61,134]. Возможно, этот конфликт послужил поводом, чтобы Чайковский смог оставить достаточно обременительные для него обязанности, требующие интенсивного общения с людьми и отвлекающие от композиторского творчества: «.я по мере сил доказывал свою приверженность Моск[овскому] Музыкальному] общ[еству] тем, что несколько лет <...> принимал участие в делах его, иногда весьма в ущерб моим личным интересам» [Там же, 54], - писал Чайковский в 1890 году.
Прекратив директорскую деятельность, композитор продолжал выполнять те же функции, но от себя лично. Его внимание в большей степени было теперь обращено к отделениям РМО в Киеве, Одессе и Харькове, где в 18901893 годах он выступал как композитор и дирижёр. Главным же образом, Чайковский тесно сотрудничает с Петербургским отделением РМО.
Как прежде в Москве, Петр Ильич продолжал оказывать содействие нуждающимся музыкантам13, брал на себя «роль ходатая за Харьковское отделение» [11, XVII, 188], обращался в Петербургское отделение с просьбой
о содействии приглашению Г.А. Лароша на должность профессора Петербургской консерватории [3, 55]; продолжал заботиться о приглашении «имён» для участия в концертах Общества. В частности, для участия в концертах Петербургского и Московского отделений Общества в сезоне 1893/94 года он планировал пригласить из Лондона певца Э. Удена [11, XVII, 160], а также рекомендовал дирекции Петербургского отделения РМО ученицу Ф. Листа Адель Аус дер Оэ [3, 55; 11, XVII, 134, 161-162], которая исполнила Первый фортепианный концерт Чайковского под управлением автора в его последнем появлении перед публикой в концерте Петербургского отделения РМО 16 октября 1893 года.
РМО и Чайковский-дирижёр. Интенсивной дирижёрской практикой Чайковский начал заниматься именно в период своего директорства в Московском отделении РМО. Первое такое выступление Чайковского состоялось во втором симфоническом собрании Московского отделения 14 ноября 1887 года, последнее - в первом симфоническом собрании Петербургского отделения 16 октября 1893 года. Всего с 1887 по 1893 годы он продирижировал концертами РМО двадцать раз. На период директорской деятельности композитора приходится семь выступлений Чайковского-дирижёра в Москве с 1887 по начало 1890 года. За этот же период в концертах Петербургского отделения Петр Ильич в качестве капельмейстера выступил четыре раза.
Следует заметить, что отказ от систематических выступлений Чайковского как дирижёра в Московском отделении в 1890 году, связанный с выходом его из состава дирекции, на интенсивности его капельмейстерской деятельности в дальнейшем практически не отразился. Только изменилась география дирижирования Чайковским концертами Общества: лишь однажды, 14 февраля 1893 года, композитор выступил в Московском отделении, прочие же концерты Чайковского-дирижёра в 1890-х годах прошли по одному разу в Тифлисском, Киевском, Харьковском отделениях Общества, трижды - в Одесском и два раза в Петербургском.
Концерты под управлением Чайковского следовало бы разделить на авторские, в которых исполнялись только его произведения (та-
ких концертов было большинство), на концерты из чужих произведений и смешанные, в которых программа концерта включала в себя как произведения Чайковского, так и других авторов, и Пётр Ильич дирижировал либо частью программы, либо целым концертом.
Репертуар авторских концертов РМО под управлением Чайковского во многом совпадает с концертами, которыми он дирижировал за рубежом в тот же самый период - с 1887 по 1893 год. И в тех, и в других исполнялись: Пятая симфония, Первая и Третья сюиты, «Ромео и Джульетта», Торжественная увертюра «1812 год», «Буря», «Франческа да Римини», Andante cantabile из Первого квартета (в авторской оркестровке), Первый и Второй фортепианные концерты, Концерт для скрипки с оркестром. Судя по репертуару, при выборе произведений для РМО и для гастрольных выступлений Чайковский ориентировался на сочинения, обладавшие ярко выраженным эмоционально-образным воздействием на слушателя.
В симфонических концертах РМО под управлением композитора прошли первые исполнения сочинений композитора, созданных в 1887-1893 годах: сюита «Моцартиана», увертюра-фантазия «Гамлет», сюита из балета «Щелкунчик» и Шестая симфония. В смешанном концерте Чайковского-дирижёра впервые прозвучала увертюра С.И. Танеева к трилогии Эсхила «Орестея». В концертах РМО Чайковским были продирижированы и такие масштабные произведения, как Девятая симфония Бетховена, Пятая симфония А.Г. Рубинштейна14.
Чем было для Чайковского РМО, лучше всего сказал он сам, адресуясь к Московскому отделению: «...сколько бы я ни прожил, где бы ни жил, ничто и никогда не искоренит из моего сердца самой глубокой и горячей любви к Московскому Музыкальному обществу и консерватории и <...> благополучие их останется, несмотря ни на какие перемены, весьма близким моему сердцу до самой последней минуты моей жизни» [и, ХУ-б, 56].
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Русское музыкальное общество возникло в Петербурге в 1859 году, просуществовало до 1918 года. С 1873 по 1917 годы имело статус Императорского.
2 ГМЗЧ. а12 № 4/2. Текст прошения П.И. Чайковского о зачислении его в Музыкальное училище при РМО см.: [13, 309].
3 РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 2. Ед. хр. 27. Л. 2-3. Текст «Условия» от 1866 года см.: [13, 312-313].
4 РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 1-1об. Было ли ходатайство удовлетворено, в настоящий момент не установлено.
5 При цитировании [11] за номером источника указываются номер тома и страница.
6 При помощи полиномиального тренда 4 степени. Полиномиальные тренды (мат.) применяются для описания значений временных рядов, попеременно возрастающих и убывающих.
7 Возрастание или убывание количества концертов с музыкой Чайковского за границей находится в непосредственной зависимости от гастрольных поездок Чайковского-дирижёра, что не позволяет рассматривать зарубежное исполнение произведений Чайковского в прижизненный период как тенденцию.
8 Здесь и далее информация дана по [8].
9 В XIX веке эта ария ошибочно считалась сочинением А. Страделлы. См.: [4, 296-314].
10 Кроме Третьего фортепианного, который при жизни Чайковского не исполнялся.
11 РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 1. Ед. хр. 33. Л. 117.
12 Чайковский способствовал также выступлениям иностранных исполнителей и в других концертных организациях.
13 См. примеры ходатайства Чайковского перед дирекцией Московского отделения РМО за кларнетиста В.Я. Фролова: [11, ХУ-а, 14], перед дирекцией Санкт-Петербургского отделения РМО за бывшего оркестранта Э.В. Мирчке: [11, ХУ1-а, 250-251].
14 Добавим к этому, что на других концертных площадках Чайковский дирижировал также ораторией «Вавилонское столпотворение» А. Рубинштейна, «Испанской серенадой» А. Глазунова, Концертом для фортепиано с оркестром Э. Грига. Кроме того, капельмейстерский талант Чайковского проявился и в управлении оперными постановками (как своими, так и других авторов), требующими от дирижёра высочайшего мастерства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайдман П., Айнбиндер А. «...Если б судьба не толкнула меня в Москву...» // Союз творцов и просветителей : сб. ст. / ред.-сост. Кривицкая Е.Д., Хабаров В.В. М., 2012. C. 1б3-181.
2. Дни и годы П.И. Чайковского. Летопись жизни и творчества / сост. Э. Зайденшнур, В. Киселёв, А. Орлова, Н. Шеманин. М. ; Л. : Музгиз, 1940. 744 с.
3. Калейс А.С. Архив Русского музыкального общества // Театр и музыка : док. и материалы. М. ; Л., 19б3. C. 24-5б.
4. Комаров А.В. Ария «O del mio dolce ardor» из оперы К.В. Глюка «Парис и Елена»: судьба сочинения в XIX веке, инструментовка П.И. Чайковского // Наследие: XVIII-XIX века : сб. ст., материалов и док. / сост. и ред. П.Е. Вайдман, Е.С. Власова. М., 2013. Вып. 2. C. 29б-314.
5. Ларош Г.А. Избранные статьи. В 5 вып. Вып. 2. П.И. Чайковский. Л. : Музыка, 1975. 3б8 с.
6. Летопись жизни и творчества В.И. Сафонова / сост. Л.Л. Тумаринсон и Б.М. Розенфельд. М. : Белый Берег, 2009. 808 с.
7. Моисеев Г.А. Камерные ансамбли П.И. Чайковского. М. : Музыка, 2009. 29б с.
8. Тематико-библиографический указатель сочинений П.И. Чайковского / ред.-сост. П. Вайдман, Л. Ко-рабельникова, В. Рубцова. М. : Юргенсон, 200б. ll94 с.
9. Чайковский и зарубежные музыканты. Избранные письма иностранных корреспондентов / сост. Н.А. Алексеев. Л. : Музыка, 1970. 240 с.
10. Чайковский и Танеев. Письма / сост. и ред. В.А. Жданов. М. : Госкультпросветиздат, 1951. XI, 557 c.
11. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. T. II-XVII. М. : Музгиз - Музыка, 1953-1981.
12. Чайковский П.И., Юргенсон П.И. Переписка. В 2 т. T. 2. 188б-1893 / сост. и науч. ред. П.Е. Вайдман. М. : П. Юргенсон, 2013. бб4 с.
13. Эпизоды жизни П.И. Чайковского в документах / публ. А.Г. Айнбиндер // Неизвестный Чайковский / науч. ред. и сост. П.Е. Вайдман. М., 2009. C. 301-344.
14. Polotskaya E.E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories // Проблемы музыкальной науки. 2017. Вып. 4. C. 100-107.
15. Sundkvist L. Ein bisher unbekannter Brief Cajkovskijs, Paris, 18 März 1888, an Louis Diémer // Tschai-kowsky-Gesellschaft. 2013. Mitteilungen 20. S. 156-i67.
REFERENCES
1. Vajdman P., Ajnbinder A. «___Esli b sudba ne tolknula menya v Moskvu... [«...If fate hadn't not throw me to
Moscow™»]. Soyuz tvortsov iprosvetiteley. Sbornik statey [Union of Creators and Enlighteners. Collection of articles. Eds.-comps. E.D. Krivickaya, V.V. Habarov], Moscow: Composer, 2012, pp. 163-181.
2. Dni igody P. I. Chajkovskogo. Letopis' zhizni i tvorchestva [Days and Years of P. I. Tchaikovsky. A Cronical of Life and Creative Activities. Comps. E. Zajdenshnur, V. Kiselyov, A. Orlova, N. Shemanin. Ed. by V. Yakovlev]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1940. 744 p.
3. Kalejs A.S. Arhiv Russkogo muzyikalnogo obschestva [Archive of the Russian Musical Society]. Teatrimuz-yika: Dokumentyi i materialyi [Theater and Music: Documents and Materials]. Moscow; Leningrad, 1963, pp. 24-56.
4. Komarov A.V. Ariya "O del mio dolce ardor" iz opery K.V. Glyuka "Paris i Elena": sud'ba sochineniya v XIX veke, instrumentovka P.I. Chajkovskogo [The Aria "O del mio dolce ardor" from the opera "Paride ed Elena" by Ch.W. Gluck: the Fate of the Composition in the 19th Century, Orchestration by Tchaikovsky]. Nasledie: XVIII-XIX veka:sbornikstatej, materialovi dokumentov [A Legacy. Vol. II: the 18th -19th Centuries: collection of articles, materials and documents. Comp. and ed. by P.E. Vajdman, E.S. Vlasova]. Moscow, 2013. Vol. 2, pp. 296-314.
5. Larosh G.A. Izbrannyie stati. V 5 vyip. Vyip. 2. P.I. Chaykovskiy [Selected articles: the 5th iss. Iss. 2. P.I. Chaikovsky]. Leningrad: Music, 1975. 368 p.
6. Letopis'zhizni i tvorchestva V.I. Safonova [Chronicle of V.I. Safonov's Life and Work. Comps. L.L. Tumarinson i B.M. Rozenfel'd]. Moscow: White Beach, 2009. 808 p.
7. Moiseev G.A. KamernyieansambliP.I. Chaykovskogo [P.I. Tchaikovsky's chamber ensembles]. Moscow: Music, 2009. 296 p.
8. Tematiko-bibliograficheskiy ukazatel sochineniy P.I. Chaykovskogo [Thematic and Bibliographic Index of Works by P.I. Tchaikovsky. Eds.-comps. P. Vajdman, L. Korabel'nikova, V. Rubcova]. Moscow: Yurgenson, 2006. 1194 p.
9. Chaykovskiy i zarubezhnyie muzyikantyi. Izbrannyiepisma inostrannyih korrespondentov [Tchaikovsky and foreign musicians. Selected letters from foreign correspondents. Comp. N.A. Alekseev]. Leningrad: Musica, 1970. 240 p.
10. Chaykovskiy i Taneev. Pisma [Tchaikovsky and Taneyev. Letters. Comp. and ed. V.A. Zhdanov]. Moscow: Goskultprosvetizdat, 1951. XI, 557 p.
11. Tchaikovsky P.I. Polnoe sobranie sochineniy: Literaturnyie proizvedeniya i perepiska [Complete works: Literary works and correspondence. Vols. II-XVII]. Moscow: Muzgiz - Musica, 1953-1981.
12. Tchaikovsky P.I., Jurgenson P.I. Perepiska. V21. [Correspondence in 2 vols. Vol. 2. 1886-1893. Comp and ed. P.E. Vajdman]. Moscow: P. Jurgenson, 2013. 664 p.
13. Epizodyi zhizni P.I. Chaykovskogo v dokumentah. Publikatsiya A.G. Aynbinder [Episodes from life of P.I. Tchaikovsky in the documents.- A.G. Einbinder's publication]. Neizvestnyiy Chaykovskiy [Unknown Tchaikovsky. Ed. and comp. P.E. Vajdman]. Moscow, 2009, pp. 301-344.
14. Polotskaya E.E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. Problemyimuzyikalnoy nauki [Music Scholarship]. 2017. No. 4, pp. 100-107.
15. Sundkvist L. Ein bisher unbekannter Brief Cajkovskijs, Paris, 18 März 1888, an Louis Diemer. Tschaikows-ky-Gesellschaft. 2013. Mitteilungen 20. S. 156-167.