Научная статья на тему 'ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ И РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ И РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.И. ЧАЙКОВСКИЙ / РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПЕРВЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ В РОССИИ / КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ 2-Й ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА / ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ ЧАЙКОВСКОГО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полоцкая Е.Е.

В статье рассматриваются многогранные отношения между П.И. Чайковским и РМО в аспекте их взаимодействия и взаимовлияния. Эти отношения начались в период учебы Чайковского в Музыкальных классах при РМО, затем - в Санкт-Петербургской консерватории, являющейся структурным компонентом РМО. Именно в дирекцию РМО Чайковский писал в 1862 году прошение о зачислении его в консерваторию, именно концерты РМО формировали фундамент его композиторства. Став профессором теории музыки в Московской консерватории, Чайковский вступил в должностные отношения с РМО как вышестоящей организацией: заключал служебные договоры, представлялся к награде, получал материальное вспомоществование. В качестве музыкального критика Чайковский почти 10 лет освещал концертную деятельность Общества в прессе. Теснейшим образом связан с РМО творческий путь Чайковского-композитора: он получал от Общества заказы на создание сочинений; местные отделения Общества (прежде всего, Московское и Петербургское) предоставляли ему концертные площадки; многие премьеры произведений Чайковского прошли в симфонических и камерных собраниях РМО. Рост количества концертов РМО с музыкой Чайковского ко 2-й половине 1880-х годов, а затем утрата этого первенства указывают на тенденцию снижения престижа РМО и возрастание авторитета прочих концертных организаций в начале 1890-х. Стремлением остановить регресс РМО во многом обусловлена деятельность Чайковского, как директора Московского отделения РМО, по приглашению выдающихся зарубежных музыкантов для участия в концертах Общества, а также деятельность Чайковского-дирижёра в период директорства. Столь же исторически значимые предприятия Чайковского-директора связаны со стремлением к поддержанию высокого уровня Московской консерватории, в свете которых рассматриваются его инициативы по утверждению на пост директора консерватории С.И. Танеева и приглашению В.И. Сафонова. Таким образом, в статье прослеживается обоюдная значимость взаимодействия Чайковского и РМО в историко-культурном масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIOTR ILYICH TCHAIKOVSKY AND THE RUSSIAN MUSICAL SOCIETY. A SOCIOCULTURAL ASPECTOF INTERACTION

The article examines the multifaceted relations between Piotr Ilyich Tchaikovsky and the Russian Musical Society (RMS) in the aspect oftheir interaction and mutual influence. This relationship began during the period of Tchaikovsky's studies at the Musical Classes affiliated with the RMS, and then at the St. Petersburg Conservatory, which presented a structural component of the RMS. It was particularly to the directorate of the RMS that in 1862 Tchaikovsky wrote his request about his enrollment at the Conservatory, and particularly the concerts organized by the RMS shaped the foundation of his compositional talent. Having become a professor of music theory at the Moscow Conservatory, Tchaikovsky entered into titular relations with the RMS as the superior organization: he signed official contracts, presented himself for rewards, and received material assistant. As a music critic Tchaikovsky illuminated the Society's activities in the press for almost ten years. The creative path of Tchaikovsky the composer is connected in the closest manner with the RMS: he received commissions from the Society to write compositions; various regional sections of the Society (primarily, the Moscow and St. Petersburg Sections) presented concert venues to him; many premieres of Tchaikovsky's works took place at the orchestral and chamber assemblies of the RMS. The rise in the number of concerts of the RMS with Tchaikovsky's music towards the second half of the 1880s, and then the loss of this precedence indicates at the tendency of the decrease of the prestige of the RMS and the increase of the authority of other concert organizations in the early 1890s. An aspiration to halt the decline in the RMS was what in many ways stipulated Tchaikovsky's activities as the director of the Moscow Section of the RMS, his work on inviting outstanding musicians for participation in the Society's concerts, as well as the activities of Tchaikovsky the conductor during the period of his directorship. No less significant from the historical perspective the endeavors of Tchaikovsky the director were connected with his aspiration to uphold the high tradition of the Moscow Conservatory, in light of which we may view his initiatives of confirming Sergei Taneyev on the post of the director of the conservatory and inviting Vassily Safonov. In this manner the article traces the mutual advantage of Tchaikovsky's interactions with the RMS on a historical-cultural scale.

Текст научной работы на тему «ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ И РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Елена ПОЛОЦКАЯ

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАИКОВСКИИ И РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*

Творческий путь Петра Ильича Чайковского с начала его музыкальной карьеры до кончины тесным образом был связан с крупнейшей музыкально-просветительской организацией России второй половины XIX - начала ХХ века - Русским музыкальным обществом1, объединяющим в себе две взаимосвязанные структуры - музыкальное образование и концертную деятельность. В истории взаимодействия РМО и Чайковского следует выделить ряд стадий, которые, с разной степенью детализации, представлены в настоящей статье.

РМО и Чайковский - ученик Санкт-Петербургской консерватории. Поскольку консерватория являлась компонентом РМО, то именно в Дирекцию Общества Чайковский писал прошение о приёме его в Музыкальное училище2 (первоначальное название консерватории, нередко с указанием «высшее») (См.: [14]). На формирование профессионального тезауруса будущего композитора несомненное влияние оказали концерты РМО: их систематическое посещение в период учебы, наряду с посещением музыкального театра, способствовало тому, что «за четыре с половиной года его учения, - как писал Г.А. Ларош, - он успел преобразиться совершенно, из музыкального ребенка сделался взрослым, наряду с техническими знаниями приобрёл знакомство с классическою музыкой» [5, 186].

РМО и Чайковский - профессор Московской консерватории. Взаимодействие Чайковского с РМО на этапе его службы в Московской консерватории (1866-1878) находилось в пределах должностных отношений профессора консерватории с вышестоящей организацией. Так, с дирекцией Московского отделения РМО Чайковский четырежды, с интервалом в три года (1866, 1869, 1872, 1875), заключал «Условие» (служебный договор), в котором обязывался

«заниматься в Консерватории преподаванием уроков теории музыки, в качестве исправляющего должность Профессора... без всякой отговорки, если на такое число уроков будет достаточное число учащихся»3. Среди других уставных взаимоотношений Общества с Чайковским в период его профессорства следует назвать: ходатайство дирекции Московского отделения РМО перед Главной дирекцией Общества от 17 апреля 1876 года о представлении Чайковского к награде за «услуги Музыкальному делу в нашем отечестве»4; постановление дирекции Московского отделения от 2 октября 1877 года о выдаче Чайковскому единовременного пособия «.ввиду его громадных заслуг в отношении Музыкального общества и консерватории» [2, 153]; удовлетворение Московским отделением РМО заявления Чайковского от 9 октября 1878 года об уходе со службы из Московской консерватории [11, VII, 583]5.

РМО и Чайковский - музыкальный критик. Более двух третей статей, написанных Петром Ильичом за период его музыкально-критической деятельности (1867-1876), посвящено концертам РМО, упоминаний же о нём в прочих критических работах значительно больше. Если учесть, что нередко в статью Петр Ильич вкладывал обзор не только одного, но и двух-трёх музыкальных собраний Общества, то полнота ознакомления публики с деятельностью Общества по статьям Чайковского становится очевидной.

Самые значимые с историко-культурной точки зрения связи Чайковского с РМО - это его композиторская и дирижёрская деятельность, а также директорство в Московском отделении РМО с 1885 по 1890 годы.

РМО и Чайковский-композитор. РМО стало для Чайковского организацией, в значительной мере способствовавшей его композитор-

* Статья впервые опубликована на английском языке: Polotskaya Elena E. Piotr Ilyich Tchaikovsky and the Russian Musical Society. A Sociocultural Aspect of Interaction // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4. С. 80-90. DOI 10.17674/19970854.2018.4.080-090.

ской деятельности: Общество заказывало Чайковскому сочинения, предоставляло концертные площадки, профессиональные исполнительские силы и заинтересованного слушателя.

Основные концертные площадки для исполнения произведений Чайковского в 18661893 годах были представлены Московским и Петербургским отделениями Общества. В период жизни Чайковского его сочинения исполнялись также в Тифлисском, Киевском, Одесском, Харьковском и Саратовском отделениях. На эти, взятые вместе, отделения приходится около 25 % всех концертов Общества, включавших в себя произведения Чайковского. Более 75 % прижизненных концертов с исполнением музыки композитора распределяются

между Москвой и Петербургом: 117 и 112 концертов соответственно (Таблица 1).

Весьма показательно сравнение между собой гистограмм исполнения сочинений Чайковского в концертах Московского и Петербургского отделений РМО (Рисунок 1). Такое сопоставление, во-первых, делает зримым несомненный рост количества концертов в каждом из них к середине 1870 годов; во-вторых, демонстрирует преобладающее число концертов в Московском отделении РМО с 1860 годов по 1880 (50 в Москве и 35 в Петербурге); в-третьих, указывает на 1880 годы как время активного интереса к исполнению произведений Чайковского и своеобразной соревновательности отделений РМО в плане исполнения его

Таблица 1

Исполнение произведений П.И. Чайковского в концертах местных отделений РМО

год МОСКВА СПб. Харьков Киев Тифлис Одесса Саратов в год

1865

1866 2 1 3

1867 2 1 3

1868 2 2

1869 1 2 3

1870 3 1 4

1871

1872 2 2 4

1873 3 2 1 6

1874 5 5 2 12

1875 4 1 2 7

1876 5 6 11

1877 6 2 8

1878 5 2 7

1879 3 2 5

1880 7 8 15

1881 2 7 2 11

1882 6 2 3 11

1883 4 6 10

1884 3 3 4 10

1885 7 7 2 2 18

1886 6 5 1 5 17

1887 9 8 1 18

1888 5 4 1 4 14

1889 4 7 6 3 1 21

1890 5 13 1 3 3 1 26

1891 7 6 2 4 4 2 25

1892 5 6 3 3 1 1 19

1893 5 3 1 1 5 15

Всего 117 112 8 25 31 10 1 305

% 38,7 36,7 2,6 8,2 10,2 3,3 0,3 100

% 75,4 24,6 100

сочинений; в-четвёртых, фиксирует некоторое уменьшение количества концертов в обоих отделениях в начале 1890 годов. Прослеживание же суммарного изменения количества концертов в год в Московском и Петербургском отделениях с 1866 по 1893 годы6 выявляет общую тенденцию роста количества концертов с музыкой Чайковского ко 2-й половине 1880 годов. С одной стороны, это связано с возросшей известностью композитора и с его интенсивной дирижёрской деятельностью в этот период. С другой стороны, в этой тенденции отчётливо просматривается «линия жизни» РМО, достигшего своего расцвета ко второй половине 1880 и начавшего постепенно сдавать позиции в 1890 годах.

В связи с этим продемонстрируем сравнение в сводной таблице числа концертов Общества, где исполнялась музыка Чайковского, с числом подобных концертов в других концертных организациях, в том числе и зарубежных (Таблица 2). Как видим, приоритет РМО в исполнении музыки Чайковского безусловен - 305 концертов Общества против 118 в прочих отечественных и 71 в зарубежных концертных организациях, что составляет около 62 % против почти 24 % и 14 % соответственно. Анализ изменения количества концертов во временной динамике, опять-таки при помощи гистограмм (Рисунок 2), выявляет исторически показательную тенденцию постепенного возрастания авторитета прочих концертных организаций, исполняющих музыку Чайковского,

и постепенного снижения престижа РМО в 1890 годах7. В целом же, к году смерти композитора ситуацию исполнения его музыки в концертах различных организаций, в том числе и в первую очередь РМО, следует расценивать как весьма благоприятную.

Показательна заинтересованность Общества в исполнении сочинений Чайковского: ряд сочинений был заказан композитору Московским или Петербургским отделениями РМО специально для исполнения в их концертах. Приведём некоторые примеры8. В 1867 году Чайковский оркестровал «Антракт и пляску сенных девушек» из II действия «Воеводы» для исполнения в концертах РМО. Специально для собрания 5 ноября 1876 года в пользу общества Красного Креста по заказу дирекции Московского отделения РМО Чайковский написал «Славянский марш». Три квартета и трио «Памяти великого художника» были написаны Чайковским в расчёте на исполнение в концертах РМО либо силами его постоянных участников в других аудиториях (См.: [7, 70,83,107]). Дирекцией Петербургского отделения РМО инициирована сюита из балета «Щелкунчик».

В Москве подобные инициативы исходили и лично от основателя и директора Московского отделения РМО Н.Г. Рубинштейна. В частности, он посоветовал начинающему композитору переработать ученическую Увертюру Б-<1иг и продирижировал ею во 2 редакции в концерте Московского отделения РМО 4 марта 1866 года. По просьбе Рубинштейна, предположительно,

Рис. 1. Исполнение произведение Чайковского в концертах Москвоского и С.-Петербургского отделений РМО

к концертам РМО, Чайковский оркестровал арию К.В. Глюка «O del mio dolce ardor»9 и Трио из оперы «Тайный брак» Д. Чимарозы.

Характер взаимодействия Чайковского с РМО определяли не только заказы, но и говорящие за себя посвящения композитором своих сочинений. Так, он посвятил Московскому отделению РМО Вторую симфонию, а президенту Общества вел. кн. Константину Николаевичу оперу «Опричник» и Второй квартет; памяти вел. кнг. Елены Павловны - первой августейшей покровительницы РМО - посвящена опера Чайковского «Кузнец Вакула».

Сочинения Чайковского, первые исполнения которых состоялись в концертах РМО,

Таблица 2

Исполнение музыки П.И. Чайковского в концертах РМО и прочих отечественных и зарубежных концертных организаций

РМО ПРОЧАЯ ЗАГРА- Всего

год Россия НИЦА в год

1865 1 1

1866 3 3

1867 3 1 4

1868 2 2 4

1869 3 1 4

1870 4 1 5

1871 2 2

1872 4 1 5

1873 6 2 8

1874 12 1 13

1875 7 7

1876 11 7 4 22

1877 8 1 1 10

1878 7 5 12

1879 5 1 2 8

1880 15 6 1 22

1881 11 4 1 16

1882 11 3 4 18

1883 10 4 1 15

1884 10 3 3 16

1885 18 3 21

1886 17 6 2 25

1887 18 4 3 25

1888 14 5 15 34

1889 21 9 14 44

1890 26 9 1 36

1891 25 10 9 44

1892 19 16 1 36

1893 15 15 4 34

Всего 305 118 71 494

% 61,7 23,9 14,4 100,0

достигают полусотни. По жанровому составу это симфонии, оркестровые сюиты и программные сочинения, хоровые, камерно-инструментальные и камерно-вокальные опусы, переложения, оркестровки, редакции сочинений других композиторов. Показательно, что даже те произведения композитора, премьеры которых состоялись не в собраниях Общества, тоже становились репертуарными в концертной практике РМО. Таковы, в частности, Пятая симфония и Второй фортепианный концерт. В результате, все симфонии, все оркестровые сюиты, все программные симфонические сочинения, все концерты10 и все опусные квартеты были исполнены при жизни Чайковского в концертах РМО. Прибавленные к этому списку хоровые и симфонические фрагменты из опер, прозвучавшие в собраниях Общества, дописывают картину активного взаимодействия Чайковского-композитора с РМО. Всё это позволяет сделать вывод, что в собраниях Общества были исполнены сочинения практически всех жанров, в которых работал Чайковский, включая переработки сочинений других авторов.

Следует отметить, что почти половина премьер музыки Чайковского в симфонических собраниях РМО приходится на долю концертов под управлением Н.Г. Рубинштейна: без учета повторных исполнений их 48 %. На втором месте находится сам Чайковский: симфонические премьеры под его управлением сосредоточены во 2-й половине 1880 - начале 1893 года, когда композитор занимался интенсивной дирижёрской деятельностью. Остальные премьеры распределяются между Э.Ф. Направником, М. Эрдмансдёрфером, К.К. Зике, И.К. Альта-ни, С.И. Танеевым, М.М. Ипполитовым-Ива-новым, Г. фон Бюловом.

Чайковский - директор Московского отделения РМО. При систематически активном взаимодействии композитора со многими местными отделениями РМО следует, тем не менее, специально выделить контакты между Чайковским и Московским отделением - чрезвычайно важные для обеих сторон (См.: [1]).

С Московским отделением РМО Петра Ильича связывают не только творческие проекты, но и директорство в нём с 1885 по 1890 годы. В этот период композитор раскрывается в новом качестве - как общественный деятель,

активно влияющий на процессы музыкального образования и концертной жизни в Москве.

Взаимодействие директора местного отделения РМО с Московской консерваторией базировалось на праве рекомендательного голоса в решении вопросов учебно-административного характера и включало в себя инспектирование музыкально-педагогического процесса. Этим правом Чайковскому пришлось воспользоваться уже с момента вступления в должность. Начало его деятельности совпало с периодом «безвременья» в управлении Московской консерваторией: после смерти Н.Г. Рубинштейна в 1881 году ни Н.А. Губерт, ни К.К. Альбрехт - профессоры, последовательно принимавшие на себя обязанности руководителя консерватории, не смогли удержать дело управления ею на должной высоте, что позволило Чайковскому в мае 1885 года констатировать факт: «Консерватория находится в состоянии полнейшего упадка и разложения» [11, XIII, 89]. В поисках выхода из сложившейся ситуации Чайковский предложил директорство Н.А. Римскому-Корсакову, но тот отказался от предложения [Там же, 58,86]. Другой кандидатурой Петр Ильич считал С.И. Танеева - «человека безупречной нравственной чистоты и превосходного музыканта» [Там же, 89], единственным недостатком которого, по ироничным словам Петра Ильича, была лишь его молодость - к описываемому моменту Танееву было 28 лет. Тем не менее, Чайковскому

6=K67 68 59 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 B0 81 82 S38lE5Kä7 88 M 90 9ia2 93

ГОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с^Р(.Ю (—) щхн Росой заграница

—Полиномналзнын (РМО) —Псгаиомиальньм (лроч Россия) -—- Полинсмиалышй (заграниц)

Рис. 1. Исполнение произведение Чайковского в концертах РМО и прочих отечественных и зарубежных концертных организаций

удалось убедить как директоров Московского отделения РМО, так и самого Сергея Ивановича в необходимости этого шага, и 30 мая 1885 года Танеев был избран директором консерватории. Для поддержки Танеева в новой должности Чайковский намеревался снова войти в состав профессоров, чтобы «безвозмездно» вести класс свободного сочинения [Там же, 93]. Однако совмещение должностей профессора и члена дирекции РМО не полагалось по Уставу Общества, а потому Чайковский, обсудив с Танеевым возможную альтернативу [10, 124-125], остался в должности директора, более значимой с позиции влияния на дела консерватории и РМО в целом.

Действуя от имени дирекции Московского отделения РМО, Чайковский осуществил ряд важных предприятий, среди которых приглашение на должность профессора консерватории по классу фортепиано В.И. Сафонова (См.: [6, 81-85]), возвращение в консерваторию Н.А. Губерта11, отказавшегося в 1883 году от педагогической работы вместе с уходом с должности директора консерватории.

Период директорства Чайковского пришёлся на время наивысшего подъема концертной деятельности Общества и начала её спада. Последнее мотивировало важнейшее направление деятельности композитора в сфере организации концертной жизни Московского отделения, связанное с изысканием возможностей выживания Общества в условиях возрастаю-

щей конкуренции со стороны других концертных организаций и поддержания высокого профессионального уровня его концертов.

Одним из способов пресечения наметившегося регресса могло стать материальное вспомоществование Обществу. В сентябре 1885 года было создано Русское вспомогательное музыкальное общество, в деятельности которого Чайковский участвовал, скорее всего, как член-учредитель. Сохранилось «Обязательство П.И. Чайковского» от 15 ноября 1885 года, в котором он обязуется «жертвовать в пользу Русского вспомогательного [музыкального] общества в Москве ежегодно сто рублей серебром в четыре срока» [11, XIII, 545]. Однако эта паллиативная мера не могла дать ощутимых результатов.

Хорошо зная потребности публики, посещающей концерты Общества, Чайковский видел выход из положения, прежде всего, в приглашении для участия в концертах РМО выдающихся зарубежных музыкантов: «Если для процветания Муз[ыкального] общ[ества], для поддержания престижа и наплыва членов нужно приглашать иностранных артистов <...>, то отчего же и не приглашать?» [11, XIII, 106]. Возлагая большие надежды на «приманку солистов» (по выражению Петра Ильича), он в 1889 году берёт на себя инициативу приглашения зарубежных исполнителей для выступления в концертах Общества, активно общается по этому поводу с европейскими музыкантами

(См.: [15, 156-167]) и 12 октября 1889 года подытоживает в письме к Н.Ф. фон Мекк: «<...> если предстоящий сезон будет удачный, то я буду очень гордиться, ибо я выдумал и посредством личных и письменных сношений устроил, что в каждом концерте появится авторитетный капельмейстер» [11, Х^а, 197].

Таким образом, благодаря Чайковскому в концертах Общества12 приняли участие следующие знаменитые музыканты: А. Бродский, К.П. Таффанель, А. Дворжак, Э. Колонн, К. Клиндворт, И. Вольф, Лейпцигский квартет. Предложений же со стороны Петра Ильича было больше, но по разным причинам не все смогли приехать (Таблица 3).

Для участия в концертах Московского отделения РМО Чайковский приглашал не только иностранных, но и российских музыкантов, известных своими заслугами или подающих надежды. Так, симфонический сезон 1889/90 года открыл Н.А. Римский-Корсаков [11, Х^а, 115], 6 января 1890 года в Шестом симфоническом собрании выступил в качестве дирижёра и солиста А.Г. Рубинштейн [Там же], Десятым симфоническим собранием дирижировал М.М. Ипполитов-Иванов, прибывший из Тифлиса вместе с певицей В.М. Зарудной для участия в концерте Общества [Там же, 113,129,168, 176-177]. В феврале 1890 года, сообщая о решении выйти из состава дирекции Московского отделения РМО и об отказе от дирижирования концертами Общества, Чайковский предлагает

Таблица 3

Зарубежные музыканты, приглашённые П.И. Чайковским для участия в концертах РМО

Исполнитель Концертный сезон Документ

А. Бродский, скрипач 1889/90 [11, ХУ-а, 122-123]

Лейпцигский квартет (А. Бродский, Г. Беккер, О. Новачек, Ю. Кленгель) 1889/90 [11, ХУ-а, 122-123]

Э. Григ, композитор, пианист, дирижёр приезд не состоялся [11, XIV, 519-520]

К.П. Таффанель, флейтист 1888/89 [11, XIV, 602-603]; [9, 75, 126-127]

Л. Дьемер, пианист приезд не состоялся [9, 126-127]

И. Брамс, композитор, дирижёр приезд не состоялся [12, 188]

А. Дворжак, композитор, дирижёр 1889/90 [11, XV-а, 22-24, 32, 53-56, 67]; [12, 181-183, 192, 227, 238, 243, 246, 247]

Ж. Массне, композитор, дирижёр приезд не состоялся [12, 183-184]

Э. Колонн, дирижёр 1889/90 [11, XV-б, 100]; [12, 228, 264, 349, 570]

К. Клиндворт, дирижёр 1889/90 [11, XV-а, 35-36]; [9, 66-67]

И. Падеревский, пианист приезд не состоялся [12, 200]

И. Вольф, скрипач 1891/92 [9, 75]

дирекции заменить себя за дирижёрским пультом А.И. Зилоти - талантливым дирижёром, «которому недостает только опытности. Кому же дать ему средство приобрести опытность, как не Муз[ыкальному] обществу?» [11, XV-б, 56].

Немаловажна также позиция отказа Петра Ильича от гонораров при участии в концертах Общества: «Если взять во внимание, - писал он к А.И. Зилоти, - что Муз[ыкальное] общ[ество] в Москве очень бедно и что мы все должны по мере сил способствовать его процветанию, то очень желательно, чтобы и впредь мы довольствовались одной честью дирижировать в этих концертах или же самым маленьким гонораром» [11, XV-б, 36].

Выходу Чайковского из состава дирекции сопутствовал конфликт с директором консерватории и дирижёром Московского отделения РМО В.И. Сафоновым, который пренебрёг рекомендацией Чайковского, как директора Московского отделения РМО, принять на место умершего профессора виолончельного класса Московской консерватории В.Ф. Фитценхаге-на выпускника консерватории и талантливого виолончелиста А.А. Брандукова [Там же, 55-56, 60-61,134]. Возможно, этот конфликт послужил поводом, чтобы Чайковский смог оставить достаточно обременительные для него обязанности, требующие интенсивного общения с людьми и отвлекающие от композиторского творчества: «.я по мере сил доказывал свою приверженность Моск[овскому] Музыкальному] общ[еству] тем, что несколько лет <...> принимал участие в делах его, иногда весьма в ущерб моим личным интересам» [Там же, 54], - писал Чайковский в 1890 году.

Прекратив директорскую деятельность, композитор продолжал выполнять те же функции, но от себя лично. Его внимание в большей степени было теперь обращено к отделениям РМО в Киеве, Одессе и Харькове, где в 18901893 годах он выступал как композитор и дирижёр. Главным же образом, Чайковский тесно сотрудничает с Петербургским отделением РМО.

Как прежде в Москве, Петр Ильич продолжал оказывать содействие нуждающимся музыкантам13, брал на себя «роль ходатая за Харьковское отделение» [11, XVII, 188], обращался в Петербургское отделение с просьбой

о содействии приглашению Г.А. Лароша на должность профессора Петербургской консерватории [3, 55]; продолжал заботиться о приглашении «имён» для участия в концертах Общества. В частности, для участия в концертах Петербургского и Московского отделений Общества в сезоне 1893/94 года он планировал пригласить из Лондона певца Э. Удена [11, XVII, 160], а также рекомендовал дирекции Петербургского отделения РМО ученицу Ф. Листа Адель Аус дер Оэ [3, 55; 11, XVII, 134, 161-162], которая исполнила Первый фортепианный концерт Чайковского под управлением автора в его последнем появлении перед публикой в концерте Петербургского отделения РМО 16 октября 1893 года.

РМО и Чайковский-дирижёр. Интенсивной дирижёрской практикой Чайковский начал заниматься именно в период своего директорства в Московском отделении РМО. Первое такое выступление Чайковского состоялось во втором симфоническом собрании Московского отделения 14 ноября 1887 года, последнее - в первом симфоническом собрании Петербургского отделения 16 октября 1893 года. Всего с 1887 по 1893 годы он продирижировал концертами РМО двадцать раз. На период директорской деятельности композитора приходится семь выступлений Чайковского-дирижёра в Москве с 1887 по начало 1890 года. За этот же период в концертах Петербургского отделения Петр Ильич в качестве капельмейстера выступил четыре раза.

Следует заметить, что отказ от систематических выступлений Чайковского как дирижёра в Московском отделении в 1890 году, связанный с выходом его из состава дирекции, на интенсивности его капельмейстерской деятельности в дальнейшем практически не отразился. Только изменилась география дирижирования Чайковским концертами Общества: лишь однажды, 14 февраля 1893 года, композитор выступил в Московском отделении, прочие же концерты Чайковского-дирижёра в 1890-х годах прошли по одному разу в Тифлисском, Киевском, Харьковском отделениях Общества, трижды - в Одесском и два раза в Петербургском.

Концерты под управлением Чайковского следовало бы разделить на авторские, в которых исполнялись только его произведения (та-

ких концертов было большинство), на концерты из чужих произведений и смешанные, в которых программа концерта включала в себя как произведения Чайковского, так и других авторов, и Пётр Ильич дирижировал либо частью программы, либо целым концертом.

Репертуар авторских концертов РМО под управлением Чайковского во многом совпадает с концертами, которыми он дирижировал за рубежом в тот же самый период - с 1887 по 1893 год. И в тех, и в других исполнялись: Пятая симфония, Первая и Третья сюиты, «Ромео и Джульетта», Торжественная увертюра «1812 год», «Буря», «Франческа да Римини», Andante cantabile из Первого квартета (в авторской оркестровке), Первый и Второй фортепианные концерты, Концерт для скрипки с оркестром. Судя по репертуару, при выборе произведений для РМО и для гастрольных выступлений Чайковский ориентировался на сочинения, обладавшие ярко выраженным эмоционально-образным воздействием на слушателя.

В симфонических концертах РМО под управлением композитора прошли первые исполнения сочинений композитора, созданных в 1887-1893 годах: сюита «Моцартиана», увертюра-фантазия «Гамлет», сюита из балета «Щелкунчик» и Шестая симфония. В смешанном концерте Чайковского-дирижёра впервые прозвучала увертюра С.И. Танеева к трилогии Эсхила «Орестея». В концертах РМО Чайковским были продирижированы и такие масштабные произведения, как Девятая симфония Бетховена, Пятая симфония А.Г. Рубинштейна14.

Чем было для Чайковского РМО, лучше всего сказал он сам, адресуясь к Московскому отделению: «...сколько бы я ни прожил, где бы ни жил, ничто и никогда не искоренит из моего сердца самой глубокой и горячей любви к Московскому Музыкальному обществу и консерватории и <...> благополучие их останется, несмотря ни на какие перемены, весьма близким моему сердцу до самой последней минуты моей жизни» [и, ХУ-б, 56].

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Русское музыкальное общество возникло в Петербурге в 1859 году, просуществовало до 1918 года. С 1873 по 1917 годы имело статус Императорского.

2 ГМЗЧ. а12 № 4/2. Текст прошения П.И. Чайковского о зачислении его в Музыкальное училище при РМО см.: [13, 309].

3 РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 2. Ед. хр. 27. Л. 2-3. Текст «Условия» от 1866 года см.: [13, 312-313].

4 РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 1-1об. Было ли ходатайство удовлетворено, в настоящий момент не установлено.

5 При цитировании [11] за номером источника указываются номер тома и страница.

6 При помощи полиномиального тренда 4 степени. Полиномиальные тренды (мат.) применяются для описания значений временных рядов, попеременно возрастающих и убывающих.

7 Возрастание или убывание количества концертов с музыкой Чайковского за границей находится в непосредственной зависимости от гастрольных поездок Чайковского-дирижёра, что не позволяет рассматривать зарубежное исполнение произведений Чайковского в прижизненный период как тенденцию.

8 Здесь и далее информация дана по [8].

9 В XIX веке эта ария ошибочно считалась сочинением А. Страделлы. См.: [4, 296-314].

10 Кроме Третьего фортепианного, который при жизни Чайковского не исполнялся.

11 РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 1. Ед. хр. 33. Л. 117.

12 Чайковский способствовал также выступлениям иностранных исполнителей и в других концертных организациях.

13 См. примеры ходатайства Чайковского перед дирекцией Московского отделения РМО за кларнетиста В.Я. Фролова: [11, ХУ-а, 14], перед дирекцией Санкт-Петербургского отделения РМО за бывшего оркестранта Э.В. Мирчке: [11, ХУ1-а, 250-251].

14 Добавим к этому, что на других концертных площадках Чайковский дирижировал также ораторией «Вавилонское столпотворение» А. Рубинштейна, «Испанской серенадой» А. Глазунова, Концертом для фортепиано с оркестром Э. Грига. Кроме того, капельмейстерский талант Чайковского проявился и в управлении оперными постановками (как своими, так и других авторов), требующими от дирижёра высочайшего мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайдман П., Айнбиндер А. «...Если б судьба не толкнула меня в Москву...» // Союз творцов и просветителей : сб. ст. / ред.-сост. Кривицкая Е.Д., Хабаров В.В. М., 2012. C. 1б3-181.

2. Дни и годы П.И. Чайковского. Летопись жизни и творчества / сост. Э. Зайденшнур, В. Киселёв, А. Орлова, Н. Шеманин. М. ; Л. : Музгиз, 1940. 744 с.

3. Калейс А.С. Архив Русского музыкального общества // Театр и музыка : док. и материалы. М. ; Л., 19б3. C. 24-5б.

4. Комаров А.В. Ария «O del mio dolce ardor» из оперы К.В. Глюка «Парис и Елена»: судьба сочинения в XIX веке, инструментовка П.И. Чайковского // Наследие: XVIII-XIX века : сб. ст., материалов и док. / сост. и ред. П.Е. Вайдман, Е.С. Власова. М., 2013. Вып. 2. C. 29б-314.

5. Ларош Г.А. Избранные статьи. В 5 вып. Вып. 2. П.И. Чайковский. Л. : Музыка, 1975. 3б8 с.

6. Летопись жизни и творчества В.И. Сафонова / сост. Л.Л. Тумаринсон и Б.М. Розенфельд. М. : Белый Берег, 2009. 808 с.

7. Моисеев Г.А. Камерные ансамбли П.И. Чайковского. М. : Музыка, 2009. 29б с.

8. Тематико-библиографический указатель сочинений П.И. Чайковского / ред.-сост. П. Вайдман, Л. Ко-рабельникова, В. Рубцова. М. : Юргенсон, 200б. ll94 с.

9. Чайковский и зарубежные музыканты. Избранные письма иностранных корреспондентов / сост. Н.А. Алексеев. Л. : Музыка, 1970. 240 с.

10. Чайковский и Танеев. Письма / сост. и ред. В.А. Жданов. М. : Госкультпросветиздат, 1951. XI, 557 c.

11. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. T. II-XVII. М. : Музгиз - Музыка, 1953-1981.

12. Чайковский П.И., Юргенсон П.И. Переписка. В 2 т. T. 2. 188б-1893 / сост. и науч. ред. П.Е. Вайдман. М. : П. Юргенсон, 2013. бб4 с.

13. Эпизоды жизни П.И. Чайковского в документах / публ. А.Г. Айнбиндер // Неизвестный Чайковский / науч. ред. и сост. П.Е. Вайдман. М., 2009. C. 301-344.

14. Polotskaya E.E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories // Проблемы музыкальной науки. 2017. Вып. 4. C. 100-107.

15. Sundkvist L. Ein bisher unbekannter Brief Cajkovskijs, Paris, 18 März 1888, an Louis Diémer // Tschai-kowsky-Gesellschaft. 2013. Mitteilungen 20. S. 156-i67.

REFERENCES

1. Vajdman P., Ajnbinder A. «___Esli b sudba ne tolknula menya v Moskvu... [«...If fate hadn't not throw me to

Moscow™»]. Soyuz tvortsov iprosvetiteley. Sbornik statey [Union of Creators and Enlighteners. Collection of articles. Eds.-comps. E.D. Krivickaya, V.V. Habarov], Moscow: Composer, 2012, pp. 163-181.

2. Dni igody P. I. Chajkovskogo. Letopis' zhizni i tvorchestva [Days and Years of P. I. Tchaikovsky. A Cronical of Life and Creative Activities. Comps. E. Zajdenshnur, V. Kiselyov, A. Orlova, N. Shemanin. Ed. by V. Yakovlev]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1940. 744 p.

3. Kalejs A.S. Arhiv Russkogo muzyikalnogo obschestva [Archive of the Russian Musical Society]. Teatrimuz-yika: Dokumentyi i materialyi [Theater and Music: Documents and Materials]. Moscow; Leningrad, 1963, pp. 24-56.

4. Komarov A.V. Ariya "O del mio dolce ardor" iz opery K.V. Glyuka "Paris i Elena": sud'ba sochineniya v XIX veke, instrumentovka P.I. Chajkovskogo [The Aria "O del mio dolce ardor" from the opera "Paride ed Elena" by Ch.W. Gluck: the Fate of the Composition in the 19th Century, Orchestration by Tchaikovsky]. Nasledie: XVIII-XIX veka:sbornikstatej, materialovi dokumentov [A Legacy. Vol. II: the 18th -19th Centuries: collection of articles, materials and documents. Comp. and ed. by P.E. Vajdman, E.S. Vlasova]. Moscow, 2013. Vol. 2, pp. 296-314.

5. Larosh G.A. Izbrannyie stati. V 5 vyip. Vyip. 2. P.I. Chaykovskiy [Selected articles: the 5th iss. Iss. 2. P.I. Chaikovsky]. Leningrad: Music, 1975. 368 p.

6. Letopis'zhizni i tvorchestva V.I. Safonova [Chronicle of V.I. Safonov's Life and Work. Comps. L.L. Tumarinson i B.M. Rozenfel'd]. Moscow: White Beach, 2009. 808 p.

7. Moiseev G.A. KamernyieansambliP.I. Chaykovskogo [P.I. Tchaikovsky's chamber ensembles]. Moscow: Music, 2009. 296 p.

8. Tematiko-bibliograficheskiy ukazatel sochineniy P.I. Chaykovskogo [Thematic and Bibliographic Index of Works by P.I. Tchaikovsky. Eds.-comps. P. Vajdman, L. Korabel'nikova, V. Rubcova]. Moscow: Yurgenson, 2006. 1194 p.

9. Chaykovskiy i zarubezhnyie muzyikantyi. Izbrannyiepisma inostrannyih korrespondentov [Tchaikovsky and foreign musicians. Selected letters from foreign correspondents. Comp. N.A. Alekseev]. Leningrad: Musica, 1970. 240 p.

10. Chaykovskiy i Taneev. Pisma [Tchaikovsky and Taneyev. Letters. Comp. and ed. V.A. Zhdanov]. Moscow: Goskultprosvetizdat, 1951. XI, 557 p.

11. Tchaikovsky P.I. Polnoe sobranie sochineniy: Literaturnyie proizvedeniya i perepiska [Complete works: Literary works and correspondence. Vols. II-XVII]. Moscow: Muzgiz - Musica, 1953-1981.

12. Tchaikovsky P.I., Jurgenson P.I. Perepiska. V21. [Correspondence in 2 vols. Vol. 2. 1886-1893. Comp and ed. P.E. Vajdman]. Moscow: P. Jurgenson, 2013. 664 p.

13. Epizodyi zhizni P.I. Chaykovskogo v dokumentah. Publikatsiya A.G. Aynbinder [Episodes from life of P.I. Tchaikovsky in the documents.- A.G. Einbinder's publication]. Neizvestnyiy Chaykovskiy [Unknown Tchaikovsky. Ed. and comp. P.E. Vajdman]. Moscow, 2009, pp. 301-344.

14. Polotskaya E.E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. Problemyimuzyikalnoy nauki [Music Scholarship]. 2017. No. 4, pp. 100-107.

15. Sundkvist L. Ein bisher unbekannter Brief Cajkovskijs, Paris, 18 März 1888, an Louis Diemer. Tschaikows-ky-Gesellschaft. 2013. Mitteilungen 20. S. 156-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.