УДК 78.071.5
М. А. Говорухина КЁБЕР-СЭНСЭЙ И УЧИТЕЛЬ ЧАЙКОВСКИЙ
О Рафаиле Густавовиче Кёбере1 (1848-1923) написано не так много русскоязычных работ, чаще всего это статьи, в которых он упоминается [3; 6; 9, 12], или отдельные главы книг [1; 2; 7; 13; 14], в которых с разной степенью подробности описаны те или иные моменты его жизненного пути. Но часть сведений требует уточнения, а некоторые факты и даже этапы биографии Кёбера по-прежнему остаются «за кадром». К ним относится период обучения Кёбера в Московской консерватории, в том числе и в теоретических классах профессора П. И. Чайковского. Целью данной статьи является попытка реконструировать консерваторский период жизни Р. Г. Кёбера, а также представить историю пересечения судеб Чайковского и Кёбера как учителя и ученика.
Консерваторский период
Р. Г. Кёбер родился в Нижнем Новгороде 15 января 1848 года в семье российских немцев православного вероисповедания. Его отец был видным сановником, закончившим карьеру в чине действительного статского советника. Навыки музицирования Рафаил получил под руководством бабушки, а потом продолжил обучение у органиста церкви в Н. Новгороде2. В 1867 г. после окончания Нижегородской гимназии Кёбер, вопреки желанию отца, поступил в Московскую консерваторию. Основным источником сведений о периоде обучения Кёбера служат отчеты Московской консерватории с 1867 по 1872 гг., входившие составной частью в ежегодно публиковавшиеся отчеты МО РМО3. Согласно зафиксированной в них информации4, в первом полугодии 1867/68 уч. г. Кёбер поступает в класс специального фортепиано к адъюнкту К. Веберу, у которого учится на протяжении двух лет5. Следующие три года он числится в классе профессора К. Клиндворта6. У каких-либо других преподавателей Кёбер не значится в списках учеников по специальности. Между тем, в некоторых работах о Кёбере имеется информация, что его преподавателем по специальности был
© М. А. Говорухина, 2015
Н. Г. Рубинштейн [7, с. 130; 14, с. 240]. Документального подтверждения этого факта в настоящий момент найти не удается. Возможно, дело заключается в специфике отчетов консерватории, где отсутствует фиксация отдельных предметов внутри той или иной специальности. В частности, специальность «Фортепиано» не дифференцируется в отчетах на дисциплины: специальное фортепиано, камерный ансамбль, концертмейстерский класс, чтение с листа, транспонирование, хотя другие источники содержат информацию о наличии этих предметов [8; 11]. Таким образом, можно предположить, что Кёбер учился у Рубинштейна по какой-либо из этих дисциплин, что в отчетах консерватории не отражено.
Из обязательных дисциплин Кёбер изучает элементарную теорию у преподавателя Н. Кашкина, контрапункт у профессора Г. Лароша, историю церковного пения у протоиерея Д. Разумовского (этот курс преподавался только православным ученикам). Курс форм Кёбер проходил в классе профессора Н. Губерта, историю музыки у профессоров Лароша и А. Размадзе, гармонию и инструментовку в классе профессора Чайковского (см. табл. 1). Со 2-го полугодия 1868/69 уч. г. Кёбер на протяжении 3,5 лет преподает курс обязательного фортепиано7 ученикам других исполни-
Таблица 1
1МТ/йв I 51; I- сют. фэртспивль Ш/ЫГШКТ U. Ijlü'l'
2 ■ ■Ii--:.. i|i>jm4Lii:inn II-I-IbHIII Kl К Нм'нч
п fr ■ ■fiü-ЛЧ Tfi'JJD rriwM H. EfjrtflKH-H
I ii.T.MM'KT К. Drí^p
n.'T ödjTjnT. щ-нагнм с||<|ф. II. '[AilKinn:»^
1 шш. ДириицИй ÜJ4UILKT К. Btíop
qiUuV. i. |:4.L-. II. 4Eurf h.i :м'Кл|:
IINHI-Г Fi- Y ' ' 1 hi< oftiifli. ми
JHGN TU 1 cnaq. фартяпилвй апч>. К. Цпцпшрт
n.T ftQp ILnliri | Il 1.- ri|iiiip. Г. "In......
n 40#1йТ. 1к-гм|'пн и ■ ■ . i:. 11 ILJHHp. Г Л0[1И|1
2 llrTJ1H'1 ДОННШОН ........ ......ЦП1ВНК Л
utr jiHWT í ¡romixiD IH.I Ii" j,.::4i. -|i iji rv :ма un"
irtT-ll.Tt 1 стипз. фйрпшшвс ri^l. К. líTii'i.viiipT
WV ЛЩИЖИМНЫ lí^KTiiT } г i't^ip. IE. MafatecHEil
v Ф'ИЧи foÍJMT.k IL. lybejpi
2 gncpui Vi!. j tJ г.1:' hiTii.iK-.j i; [HWtx-n ni.- Л. £»инйдэ*
IT ИГП -.IIIÍ qújik-úb........ ......... IL|hi i .....1.4-м .![. л" ч--.
чплрщгичнткмг j-ррожн......щ" i V^innílM
lsTi/Tä L cdrq, ijo^iri II.III. iL|i">.4(i>i - К. Кпкад'кгт
пнтрпкишш! (МгВЫТ-t IL|i'í;>.-|' l'|: [| ЧлЙПОККМП
11 '( HCfflfiHI v,;. .:и,.н! (иПи.м, .1 i.fHHl4iií:ii|> А. З'гыим.ыг
iWUTOfH (ВРЯ? }Т1*ВЖ1НГПН*: 4 ypi'llHKft
С отит пртн^нм ir jp itos^t ефгагшп Цыргпнг rrnmHUjumoiy РМО ' Так л а nic-rx.it.
тельских специальностей, количество которых колеблется от пяти (в 1869 и 1870 гг.) до четырех (1870-1872 гг.)8. Подобная практика преподавания уча-щихся-пианистов носила название «педагогических упражнений».
Обучение у П. И. Чайковского. Из отчетов консерватории следует, что во 2-м семестре 1867/68 г. Кёбер изучал обязательную теорию у Кашкина, а в 1868/ 69 г. — гармонию у Чайковского.
Что касается инструментовки, то Кёбер изучал этот предмет в 1870/71 и 1871/72 уч. гг. Поскольку же курс инструментовки был рассчитан на один год обучения [11, с. 148], можно с большой долей уверенности предположить, что в 1871/72 уч. г. Кёбер изучал курс свободного сочинения, который существовал «по умолчанию» в составе инструментовки, однако фактически уже обособлялся в отдельный предмет, что нашло отражение в ряде документов.
Изучая этот вопрос, Е. Е. Полоцкая пишет: «<...> Кёбер весной 1872 года готовил "экзаменную задачу" по композиции. Однако <...> по отчетной документации МО РМО Кёбер не проходит как ученик специального класса профессора Чайковского, <...> он значится лишь учеником Петра Ильича по обязательной инструментовке (Отчет МО РМО за 1871/ 1872, с. 25, 35). Тем не менее, в архиве ВМОМК им. М. И. Глинки имеется документ, на основании которого можно предположить, что Кёбер <...> имел намерение заканчивать консерваторию по двум специальностям: «R. Koeber [Кебер P.P.9]. Concertstück fur Piano und Orchester [концертная пьеса для фортепиано с оркестром] h-moll. Экзаменационная работа. Партитура. М., 1872, мая 8 <...>. В этом сочинении Кёбера обращают на себя внимание следующие моменты:
1. Большой состав оркестра с классическим типом оркестровки.
2. Логика оркестровки, весьма убедительная с первых тактов вступления, где принцип диалога солиста со струнным квинтетом сочетается с последовательным наращиванием звучности путем присоединения к виолончелям и контрабасам альтов, затем скрипок.
3. Главная партия - героического характера бетховенского типа.
4. Соотношение главной и центральной в разработке тональностей Ь-тоП — Бе8-с1иг, что наводит на мысль о «Ромео и Джульетте» Чайковского (если не далее - на Балакирева) как ориентире для Кёбера.
5. Виртуозная партия солиста, обусловливающая принадлежность сочинения Кёбера к виртуозной (а не симфони-зированной) разновидности сольного концерта.
<...> СопсеЛзШск производит впечатление вполне законченной, профессионально выполненной работы, и остается лишь продолжать поиск документов, которые смогли бы пояснить, заканчивал ли Кё-бер Московскую консерваторию только как пианист по классу К. Клиндворта или же второй его специальностью была композиция» [11, с. 169].
В 1872 г. Кёбер окончил консерваторию, получив диплом свободного художника. Но он не стал продолжать карьеру пианиста. Быть может, на то были причины психологического свойства: «Я издавна испытываю непреодолимое отвращение от выступления перед публикой; многочисленная аудитория повергает меня в ужас», - говорил он (цит. по: [14, с. 240-241]). Но, прослеживая траекторию жизненного пути Кёбера, уместно предположить, что уже тогда его интересы стали отклоняться в сторону философии: в работе Е. С. Лепеховой «Неокантианство в Японии: Философия Нисида Китаро» содержится информация о том, что одновременно с консерваторией Кёбер окончил философский факультет Московского университета [9].
Японский период
Пролистнем страницы немецкого периода жизни Кёбера10, отметив тот факт,
что он в 1880 г. выдержал экзамен на степень доктора философии в Гейдель-бергском университете, а в 1883-84 гг. вместо философии стал преподавать фортепиано, основы гармонии, историю музыки и музыкальную эстетику в музыкальном училище в Карлсруэ.
9-го июня 1893 г. Кёбер прибыл в Токио для преподавания философии в Токийском императорском университете. Многие из его учеников впоследствии стали выдающимися людьми в различных областях японской культуры.
Параллельно с работой в Императорском университете в 1904-1905 гг. Кёбер вел уроки русского языка в Токийской школе иностранных языков.
Главным талантом Кёбера было общение с молодежью. Ученики заменяли ему семью. Он был полностью поглощен любимой работой, погружен в мир философии, литературы и музыки. Деньги предпочитал тратить не на вещи, а на книги или помощь нуждающимся студентам. Подобным же образом относился к своим ученикам и Чайковский11.
Японцы любили Кёбера за его благородный и скромный характер, отмечая такие качества, как «<...> свобода души, гармония, простота, чистота, теплота сопереживания <...>» [14, с. 245]. Книгу Кёбер «выпускал из рук только в двух случаях: когда обедал или играл на фортепиано» [7, с. 134]. Согласно воспоминаниям современников, вечерами из его окон доносились звуки фортепиано, на которые собирались любители музыки.
Музыкальная деятельность Кёбера в Японии
В апреле 1894 г. Кёбер посетил женскую духовную семинарию в сопровождении архиепископа Николая (Японского) и дал фортепианный концерт в ее большом зале. После этого он на протяжении 5 лет бесплатно учил наставниц семинарии игре на фортепиано.
С 1898 г. на протяжении 11-ти лет Кёбер ведет историю музыки и класс фортепиано в Токийском музыкальном училище. Подготовленные им исполни-
тельницы учились за границей и получили профессорские звания, Миура Тамаки впоследствии стала оперной певицей мирового уровня, а его ученики Таки Рэнта-ро и Ямада Косаку - известными концертирующими пианистами и основоположниками японской композиторской школы [1, с. 51]. Как пример ученической благодарности учителю приведем фрагмент отзыва на один из концертов, который в 1906 г. оставил польский журналист Бронислав Пилсудский: «Японцы могут понять и умеют передать нашу европейскую музыку, совершенно отличную от Японской национальной. Г-жа Тачибана [Итоэ] изящно и с душою исполнила на рояли (sic!) "Балладу" Шопена» [13, с. 132], на что исполнительница ответила: «<...> это никак не моя заслуга - всё обязано красоте самой музыки и преподавателю Кёберу, у которого я всегда занимаюсь» [13, с. 134].
Помимо педагогической работы, Кё-бер вел активную концертную деятельность. С 1894 по 1909 гг. он дал более 60 концертов в училище и на благотворительных музыкальных вечерах.
Репертуар Кёбера в основном состоял из сочинений классиков и романтиков. Стиль исполнения Кёбера, по отзывам современников, «изящен и красив, подобно картине, написанной тонкой линией» [14, с. 245].
В 1903 г. в опере Глюка «Орфей и Эв-ридика» - первом оперном представлении, организованном самими японцами, Кёбер исполнил на фортепиано переложение партии оркестра. С. А. Айзенш-тадт с большой долей вероятности предполагает, что идея выбора этой оперы принадлежала именно Кёберу, т. к. силами студентов и преподавателей Московской консерватории под руководством Н. Г. Рубинштейна в 1872 г. был поставлен одноименный спектакль [1, с. 53].
В 1909 г. Кёбер оставил работу в училище и прекратил концертную деятельность, сосредоточившись на преподавании в университете, а в 1914 г. подал в отставку и решил покинуть Японию. Но его планы нарушила Первая мировая война. Выезд был отложен. Кё-
бер поселился в Иокогаме у русского посла А. К. Вильма, прожив там 9 лет. Он занялся публикацией своих работ и выпустил 3 книги, среди которых весьма почитаемый в Японии сборник эссе «Наброски».
В 1920 г. он сделал еще одну попытку вернуться в Европу, но отказался от своих планов из-за сложностей, связанных с получением визы.
Умер Кёбер в Японии в возрасте 75 лет. Его прах был захоронен на токийском кладбище Дзосигая, а могила причислена к историческим памятникам Токио.
Кёбер — Чайковский
Завершить данную статью хотелось бы сюжетом об отношениях двух Учителей.
С. А. Айзенштадт пишет: «В основе его [Кёбера] репертуара - сочинения немецких и австрийских композиторов; нам не удалось обнаружить никаких следов педагогического и исполнительского интереса Кёбера к творчеству его великого педагога П. Чайковского. Учеников он воспитывал также, прежде всего, на немецко-австрийской музыке. С культурой Германии связан и сохранившийся <...> образец композиторского творчества Кёбера - 9 песен на стихи немецких поэтов» [1, с. 51].
Задержимся на этом моменте и предположим, что, быть может, сохранившаяся вокальная музыка Кёбера, подобно его выпускному сочинению, о котором было сказано выше, тоже несет на себе отпечатки стиля его великого учителя Чайковского. Вопрос этот требует изучения. Что касается воспитания Кёбером собственных учеников на австро-немец-кой музыке, то стоит обратиться к образованию самого Чайковского, а он, как известно, учился в Петербургской консерватории у Н. Зарембы. Заремба же, в свою очередь, был учеником выдающегося немецкого теоретика А. Маркса, который, к слову, считал Зарембу своим лучшим учеником [11, с. 117-140]...
Отношения Чайковского и Кёбера не ограничивались консерваторскими заня-
тиями. Кёбер состоял в переписке с Чайковским с 1869 или 1870 г. В письмах он обращался к Чайковскому на Вы, но при этом называл своего учителя «мой добрый друг». Кроме того, обоих объединяла личность Эдуарда Зака - близкого друга Чайковского и двоюродного брата Кёбера, вместе с которым они учились в консерватории. Петр Ильич принимал в Заке большое участие, заботился о его образовании (Зак был стипендиатом Чайковского [5, с. 55]) и устройстве на работу (с 1871 по 1872 г. Зак служил на железной дороге в местечке Конотоп у старшего брата Чайковского Николая). Кёбер часто сообщал композитору известия о жизни Зака [3, с. 178].
2 ноября 1873 г. 19-тилетний Зак застрелился. 5 ноября 1873 г. Чайковский пишет издателю В. Бесселю: «Я <...> нахожусь под впечатлением трагической катастрофы, случившейся с одним близким мне человеком, и нервы мои потрясены ужасно. Ничего делать я не в состоянии» [15, с. 333]. А 21 ноября (3 декабря) Кёбер пишет Чайковскому: «Последний раз, как я видел его летом, он мне сказал, что жизнь его не может иначе кончиться, как насильственной смертью. Эти слова были сказаны с такой горечью, что глубоко запали мне в душу и подтвердили мое давнишнее предчувствие. Открыв Ваше письмо, первое слово, которое я прочел, был Эдуард, и мне было достаточно, чтобы угадать остальное» (цит. по: [3, с. 178]).
Также известно, что Кёбер сообщил Чайковскому о приглашении в Японию,
на что Чайковский в ответном письме высказался против поездки, «мотивируя это тем, что такой "закоренелый европеец" как Р. Кёбер, к тому же в пожилом возрасте, не сможет хорошо себя чувствовать на Востоке» [14, с. 242].
Как пишет П. Е. Вайдман, «самые последние письма Кёбера к Чайковскому относятся к 1892-1893 гг. и содержат рассказы о лекциях по философии, о Шопенгауэре», как раз в этот период Чайковский работает над Шестой симфонией [3, с. 178].
Охватывая внутренним взором учеников Чайковского по Московской консерватории (а их было более четырехсот [5, с. 4]), обратим внимание на тот факт, что весьма часто истории отношений учителя и учеников не прерывались по выходе последних из стен консерватории. С кем-то он продолжал общаться профессионально, кто-то становился коллегой, другом или приятелем, кому-то Петр Ильич оказывал душевную или материальную поддержку [4, с. 52-94]. А ряду учеников Чайковский посвятил свои сочинения (см.: [4, с. 232]). Так или иначе, но всех его учеников объединяет общий факт обучения у Чайковского, величина фигуры которого не позволяет усомниться в значимости встречи с композитором в жизни каждого из них. Было бы неправильным говорить о том, что именно обучение в классах Чайковского кардинально повлияло на судьбы их всех (хотя в некоторых случаях так и произошло), но было бы также неверным утверждать обратное. И Рафаил Кёбер не был исключением.
Список сокращений
1ЭМ0МК ЦогдоссЕшские нуишк обимлле.миг чу^1л:л - |1"|-"| к; 1'■Typhi ик!'||» И- FI Г пин; г
крмо Имияфлторсксе pycncnc и;.'. 11.11:.i:.11' ■ i- ойыпгтво
ЧО РМО H0dEtori6tt44 ФглгоеНЙЛ Р}МИЛ1 Е^уЗДкл.гьвФсЯ ОСЩНТНБ
|>ПИЛ1Т. айн MTV.IMINI:. сйнлитгл мгсн
л,г (lOJiynrWft*
FHQ Гу^гтич Цташи-ивпа «^Спшстзо
СПИ, ПЩЧШЫНРМ
уч. укомичр
РОССИЯ и ЯПОНИЯ: история, теория, практика... Примечания
1 Также в литературе встречаются варианты: Рафаил Августович [3; 7], Рафаэль Густавович [12; 14], Рафаил Густав [6], Рафаэль фон Кёбер [9].
2 Карл Ребиндер, прадед Кёбера (по бабушке) по-
строил в Н. Новгороде протестантскую церковь [14, с. 240]. Можно предположить, что именно у органиста этой церкви обучался Кёбер.
3 Список сокращений см. в конце статьи.
4 В годовой отчет консерватории входят следующие пункты: изменения в профессорско-преподавательском составе, отчет о концертной деятельности и театральных постановках, материальные вспомоществования (лица и организации, назначавшие стипендии учащимся, пожертвования, завещания, помощь императорского двора и проч.), поименный список выпускников с указанием специальности и класса профессора. Чрезвычайно важным разделом отчета является списочный состав учащихся, распределенный по специальностям (с указанием класса профессора или адъюнкта) и по специальным и обязательным предметам. Списочный состав учащихся содержит в себе также указания на форму обучения (ученик или вольнослушатель) и на наличие стипендии. По переходу ученика от одного преподавателя к другому можно проследить последователь-
ность предметов теоретического цикла: элементарная теория музыки и сольфеджио (до 1873/ 74 уч. г. это был объединенный курс [11, с. 84]), гармония, контрапункт, формы и фуга, инструментовка (дисциплина «Формы и фуга» и 1-й год «Инструментовки» изучались параллельно у разных профессоров).
6 Отчеты за 1867/68 г., с. 31, 40; за 1868/69 г. с. 14, 23.
6 Отчеты за 1869/70 г. с. 17, 28; 1870/71 г. с. 17,
27; 1871/72 г. с. 17, 28.
7 Аналог дисциплине «Общее фортепиано» в сегодняшнем ее понимании.
8 Среди учеников Кёбера был в то время еще один ученик Чайковского - будущий главный дирижер балета Большого Театра в Москве А. Ф. Аренде.
9 Инициал ошибочен.
10 См. о нем: [14]
11 Ярким тому примером служит история с Самуилом (Александром) Литвиновым. Чайковский высоко ценил его талант. Когда у родителей Литвинова не стало возможности платить за обучение сына, Чайковский взял оплату на себя, не позволив ему уйти из профессии [10, с. 82]. Впоследствии Литвинов стал скрипачом, дирижером и педагогом. Подробнее о Литвинове см.: [4, с. 87].
Литература
1. Айзенштадт С. А. Русский немец Рафаил Густавович Кёбер у истоков японского фортепианного искусства // Музыка в системе культуры, 2014. - № 3 (16). - С. 49-54.
2. Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики: дис. ... д-ра искусствоведения. - Новосибирск, 2015. - 326 с.
3. Вайдман П. Е. Биография художника: жизнь и произведения (По материалам к биографии П. И. Чайковского) // Петербургский музыкальный архив: сб. ст. и материалов / Санкт-Петербург. гос. консерватория им. Н. А. Рим-ского-Корсакова, Науч. муз. б-ка. Отдел рукописей. - СПб., 1999. - Вып. - 3. С. 173-180.
4. Говорухина М. А. Ученики теоретических классов Чайковского в Московской консерватории: из истории отечественного музыкаль-но-теоретического образования: дипломная работа. - Екатеринбург, 2013. - 232 с.
5. Говорухина М. А. Ученики теоретических классов Чайковского в Московской консерватории: справочные материалы. - Екатеринбург, 2014. - 82 с.
6. Дневники Святителя Николая Японского (1870-1911). URL: http://www.k-istine.ru/ library/nikolay_yaponskiy-01 .htm.
7. Иванова Г. Д. Тридцать лет в Японии // Русские в Японии XIX - начала XX века. Несколько портретов. - М.: Восточная литература, 1993. - С. 130-142, 149-150.
8. Из истории Ленинградской консерватории: Материалы и документы, 1862-1917 / [сост.: А. Л. Биркенгоф, С. М. Вильскер и др.]; Ле-нингр. гос. консерватория им. Н. А. Римско-го-Корсакова. - Л., Музыка, 1964. - 328 с.
9. Лепехова Е. С. Неокантианство в Японии: Философия Нисида Китаро. URL: http://kant-online.ru/?p=2564.
10. Литвинов А. А. П. И. Чайковский в моей жизни // Воспоминания о П. И. Чайковском / [сост. Е. Е. Бортникова и др.]. 3-е изд., испр. - М.: Музыка, 1979. - С. 82-83.
11. Полоцкая Е. Е. П. И. Чайковский и становление композиторского образования в России: дис.... д-ра искусствоведения. - М., 2009. - 719 с.
12. Попов К. Япония. Очерки развития национальной культуры и географической мысли. -М.: Мысль, 1964. - 640 с.
13. Савада К. Японские знакомые Бронислава Пилсудского. URL: http://src-hokudai-ac.jp/ inoue/quest/japan_sawada_2.pdf.
14. Ханья С. Рафаэль Кёбер - первый российский немец в Японии // Немцы России: социально-экономическое и духовное развитие
(1871-1941). - М.: ЗАО «МДЦ Холдинг», 2002. - С. 239-250.
15. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. V / П. Чайковский; подгот. Е. Д. Гер-шовским [и др.]. - М.: Музгиз, 1959. - 518 с.
Referenses
1. Aizenshtadt S.A. Russkii nemets Rafail Gustavovich Keber u istokov iaponskogo fortepiannogo iskusstva [The Russian German, Rafail Gustavovich Koeber at the sources of Japanese Art of Piano Performance] Muzyka v sisteme kul'tury [Music in the culture system]. No. 3 (16), 2014, pp. 49-54.
2. Aizenshtadt S.A. Fortepiannye shkoly stran Dal'nevostochnogo regiona (Kitai, Koreia, Iaponiia). Problemy teorii, istorii, ispolnitel'skoi praktiki [Piano School of the Far East region (China, Korea, Japan). Problems of the theory, history and performance practice]. Dissertation for the Degree of Doctor of Arts, Novosibirsk, 2015, 326 p.
3. Vaidman P.E. Biografiia khudozhnika: zhizn' i proizvedeniia (Po materialam k biografii P.I. Chaikovskogo) [Biography of an artist: life and works (According to the biography of Tchaikovsky)] Peterburgskii muzykal'nyi arkhiv [St. Petersburg Musical Archive]. A collection of articles and materials, Manuscripts dept. of the Scientific musical library at the Rimsky-Korsakov Saint-Petersburg Conservatoire, St. Petersburg, 1999, Issue 3, pp. 173-180.
4. Govorukhina M.A. Ucheniki teoreticheskikh klassov Chaikovskogo v Moskovskoi konservatorii: iz istorii otechestvennogo muzykal'no-teoreticheskogo obrazovaniia: diplomnaia rabota [Students of Tchaikovsky's theoretical classes at Moscow Conservatory: from the history of Russian music theory education]. Thesis research, Ekaterinburg,
2013. 232 p.
5. Govorukhina M.A. Ucheniki teoreticheskikh klassov Chaikovskogo v Moskovskoi konservatorii: spravochnye materialy [Students of Tchaikovsky's theoretical classes at Moscow Conservatory: reference book], Ekaterinburg,
2014, 82 p.
6. Dnevniki Sviatitelia Nikolaia Iaponskogo (1870-1911) [Diaries of St. Nicholas of Japan]. URL: http://www.k-istine.ru/library/ nikolay_yaponskiy-01. htm
7. Ivanova G.D. Tridtsat' let v Iaponii [Thirty years in Japan] Russkie v Iaponii XIX - nachala XX veka. Neskol'ko portretov [Russians in Japan in the XIX - early XX century. Several
portraits]. Moscow: Vostochnaia literatura, 1993, pp. 130-142, 149-150.
8. Iz istorii Leningradskoi konservatorii: Materialy i dokumenty, 1862-1917 [From the history of the Leningrad Conservatory: Materials and Documents, 1862-1917] Comp. by A.L. Birkengof, S.M. Vil'sker et al. Rimsky-Korsakov Leningrad State Conservatoire: Muzyka, 1964, 328 p.
9. Lepekhova E.S. Neokantianstvo v Iaponii: Filosofiia Nisida Kitaro [Neokantianism in Japan: Kitaro Nishida's philosophy]. URL: http://kant-online.ru/?p=2564
10. Litvinov A.A. P.I. Chaikovskii v moei zhizni [P.I. Tchaikovsky in my life] Vospominaniia o P.I. Chaikovskom [Memories about P.I. Tchaikovsky]. Comp. by E.E. Bortnikova et al. 3rd ed, rev. Moscow: Muzyka, 1979, pp. 82-83.
11. Polotskaya E. P.I. Chaykovskiy i stanovlenie kompozitorskogo obrazovaniya v Rossii [P.I. Tchaikovsky and the Formation of Composers Education in Russia] Dissertation for the Degree of Doctor of Arts, Moscow, 2009, 719 p.
12. Popov K. Iaponiia. Ocherki razvitiia natsional'noi kul'tury i geograficheskoi mysli [Japan. Essays on the development of national culture and geographical thought]. Moscow: Mysl', 1964, 640 p.
13. Savada K. Yaponskie znakomye Bronislava Pilsudskogo
[Bronislaw Pilsudski's Japanese Acquaintances]. URL: http://src-hokudai-ac.jp/inoue/quest/ j apan_sawada_2. pdf
14. Khan'ya S. Rafael' Keber - pervyy rossiyskiy nemets v Yaponii [Rafael Koeber, the First Russian German in Japan] Nemtsy Rossii: Sotsial'no-ekonomicheskoe i dukhovnoe razvitie (1871-1941) [Germans in Russia: Their Social-Economic and Spiritual Development (1871-1941)]. Moscow: ZAO "MDTs Kholding", 2002, pp. 239-250.
15. Chaikovskii P.I. Polnoe sobranie sochinenii. Literaturnye proizvedeniia i perepiska [Complete literary works and letters]. Vol. 5. Prep, by E.D. Gershovskiy et al. Moscow: Muzgiz, 1959, 518 p.
Кёбер-сэнсэй и учитель Чайковский
Статья посвящена Рафаилу Густавовичу Кё-беру (1848-1923) - известному в Японии философу и музыканту, выпускнику Московской консерватории и ученику П. И. Чайковского по теоретическим дисциплинам. Некоторые факты и даже этапы биографии Кёбера требует уточнения. Автор, опираясь на отчеты Московской консерватории Русского музыкального общества и историческую литературу, реконструирует малоизвестный и противоречивый с точки зрения фактов период обучения Кёбера в Московской консерватории, в том числе и в теоретических классах П. И. Чайковского; уточняет некоторые факты биографии Кёбера, связанные с его музыкальной деятельностью в Германии и Японии. Отдельное внимание уделяется взаимоотношениям П. И. Чайковского и Р. Г. Кёбера как учителя и ученика.
Ключевые слова: Р. Кёбер, П. Чайковский, Московская консерватория, Япония, ученики П. И. Чайковского.
Sensei Koeber and teacher Tchaikovsky
The article is devoted to Raphael Gustavovich Koeber (1848-1923), a well-known philosopher and musician in Japan, a graduate of the Moscow Conservatory and Tchaikovsky's student on theoretical disciplines. Some facts and events of Koeber's biography require some clarification. Basing on the reports of the Moscow Conservatory's Russian Musical Society and historical literature, the author specifies little-known and contradictory information about the period of Koeber's education at the Moscow Conservatory, including Tchaikovsky's theoretical classes. The author also clarifies some of Koeber's biographical facts related to his musical work in Germany and Japan. The "teacher-student" relationship between Tchaikovsky and Koeber is also specially considered.
Keywords: Koeber, Tchaikovsky, Moscow Conservatory, Japan, Tchaikovsky's students.
Говорухина Марина Александровна - аспи- Marina Govorukhina - Postgraduate student
рант, Уральская государственная консервато- at the Ural State Conservatoire named after
рия им. M. П. Мусоргского. М. P. Mussorgsky
E-mail: Govorukhina_MA@mail.ru E-mail: Govorukhina_MA@mail.ru