Научная статья на тему 'Культурологическим подход к периодизации развития сирийской музыкальной культуры как научный инструментарий её освоения будущими музыкантами-педагогами в России'

Культурологическим подход к периодизации развития сирийской музыкальной культуры как научный инструментарий её освоения будущими музыкантами-педагогами в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
333
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЙСКАЯ МУЗЫКА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТРАДИЦИОННЫЕ УСТОИ СИРИЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЕРИОДИЗАЦИИ НА РОССИЙСКУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ / SYRIAN MUSIC / CULTURAL APPROACH / TRADITIONAL FOUNDATIONS OF SYRIAN CLASSICAL MUSIC / MUSICAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION OF PERIODIZATION ON THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рапацкая Людмила Александровна, Харфуш Раша

Статья посвящена малоисследованной проблеме педагогики музыкального образования определению научных оснований содержания и процесса освоения сирийской музыкальной культуры будущими музыкантами-педагогами в высших учебных заведениях России. Согласно авторской концепции, необходимой научной предпосылкой для решения обозначенной проблемы является теоретическое обоснование основных периодов исторического становления и развития музыкальной культуры Сирии как способа познания музыкального искусства в контексте эволюции культуры. В статье получили отражение взгляды исследователей-музыковедов (арабских и российских) на периодизацию истории музыкальной культуры Сирии, определена позиция авторов относительно необходимости разработки нового культурологического подхода к периодизации, педагогически ориентированного на применение в практике работы российских педагогических вузов. Его теоретическое обоснование и реализация применительно к исследованию сирийской музыкальной культуры позволили обобщить основные тенденции формирования музыкальной культуры Сирии на основе концепции её открытости и способности вести плодотворный диалог с музыкальными традициями арабского и европейского мира. Предложенная периодизация рассматривается авторами как научный инструментарий для освоения основополагающих закономерностей сирийской музыкальной культуры будущими музыкантами-педагогами, обучающимися в высших учебных заведениях России. В соответствии с выявленными историческими периодами в статье получает раскрытие процесс становления и развития ментально значимых черт сирийской музыки. Исследуя содержательные особенности каждого из выделенных периодов, подчёркивается значимость типологических характеристик сирийской музыкальной традиции в соотношении древних её истоков и привнесённых влияний как восточных (арабских), так и европейских. Анализ сирийской музыки с культурологических позиций позволил выявить доминантную тенденцию её развития, выраженную в стремлении сохранить национальные традиционные ценности на протяжении многовековой истории вплоть до наших дней, охарактеризовать соотношение вокальной и инструментальной музыки, особенности её жанров и ладовое своеобразие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Рапацкая Людмила Александровна, Харфуш Раша

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Approach to Periodization Development of Syrian Music Culture as a Scientific Instrument of Its Development Future Musician-Teachers of Russia

The article is devoted to the little-studied problem of pedagogy of music education-the definition of scientific grounds for the content and process of studying the Syrian musical culture by future musicians-teachers in higher educational institutions of Russia. According to the author’s concept, the necessary scientific prerequisite for solving this problem is the theoretical justification of the main periods of the historical formation and development of musical culture of Syria as a way of learning the art of music in the context of the evolution of culture. The article reflects the views of musicologists (Arab and Russian) on the periodization of the history of musical culture of Syria, the authors’ position on the need to develop a new culturological approach to periodization, pedagogically focused on the application in practice of Russian pedagogical universities. Its theoretical justification and implementation in relation to the study of Syrian musical culture allowed to summarize the main trends in the formation of musical culture of Syria on the basis of the concept of its openness and the ability to conduct a fruitful dialogue with the musical traditions of the Arab and European world. The proposed periodization is considered by the authors as a scientific tool for mastering the fundamental laws of Syrian musical culture by future musicians-teachers studying in higher educational institutions of Russia. In accordance with the identified historical periods, the article reveals the process of formation and development of mentally significant features of Syrian music. Exploring the content features of each of the selected periods, the importance of typological characteristics of the Syrian musical tradition in the ratio of its ancient origins and imported influences of both Eastern (Arab) and European is emphasized. The analysis of Syrian music from culturological positions allowed to reveal the dominant trend of its development, expressed in the desire to preserve national traditional values throughout the centuries-old history up to the present day, to characterize the ratio of vocal and instrumental music, especially its genres and modal originality.

Текст научной работы на тему «Культурологическим подход к периодизации развития сирийской музыкальной культуры как научный инструментарий её освоения будущими музыкантами-педагогами в России»

DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-3-138-150

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СИРИЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЕЁ ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ МУЗЫКАНТАМИ-ПЕДАГОГАМИ РОССИИ

Л. А. Рапацкая, Р. Харфуш*,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119991

138

Аннотация. Статья посвящена малоисследованной проблеме педагогики музыкального образования — определению научных оснований содержания и процесса освоения сирийской музыкальной культуры будущими музыкантами-педагогами в высших учебных заведениях России. Согласно авторской концепции, необходимой научной предпосылкой для решения обозначенной проблемы является теоретическое обоснование основных периодов исторического становления и развития музыкальной культуры Сирии как способа познания музыкального искусства в контексте эволюции культуры. В статье получили отражение взгляды исследователей-музыковедов (арабских и российских) на периодизацию истории музыкальной культуры Сирии, определена позиция авторов относительно необходимости разработки нового — культурологического — подхода к периодизации, педагогически ориентированного на применение в практике работы российских педагогических вузов. Его теоретическое обоснование и реализация применительно к исследованию сирийской музыкальной культуры позволили обобщить основные тенденции формирования музыкальной культуры Сирии на основе концепции её открытости и способности вести плодотворный диалог с музыкальными традициями арабского и европейского мира. Предложенная периодизация рассматривается авторами как научный инструментарий для освоения основополагающих закономерностей сирийской музыкальной культуры будущими музыкантами-педагогами, обучающимися в высших учебных заведениях России. В соответствии

© Рапацкая Л. А., Харфуш Р., 2019

0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Л. А. Рапацкая.

с выявленными историческими периодами в статье получает раскрытие процесс становления и развития ментально значимых черт сирийской музыки. Исследуя содержательные особенности каждого из выделенных периодов, подчёркивается значимость типологических характеристик сирийской музыкальной традиции в соотношении древних её истоков и привнесённых влияний как восточных (арабских), так и европейских. Анализ сирийской музыки с культурологических позиций позволил выявить доминантную тенденцию её развития, выраженную в стремлении сохранить национальные традиционные ценности на протяжении многовековой истории вплоть до наших дней, охарактеризовать соотношение вокальной и инструментальной музыки, особенности её жанров и ладовое своеобразие.

Ключевые слова: сирийская музыка, культурологический подход, традиционные устои сирийской музыкальной классики, музыкально-педагогическая ориентация периодизации на российскую систему образования.

Благодарности: Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Авторы благодарны преподавателям кафедры во главе с доктором педагогических наук, профессором Э. Б. Аб-дуллиным за обсуждение материалов исследования и ценные советы.

Для цитирования: Рапацкая Л. А., Харфуш Р. Культурологический подход к периодизации развития сирийской музыкальной культуры как научный инструментарий её освоения будущими музыкантами-педагогами России // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 3. С. 138-150. DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-3-138-150

DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-3-138-150

139

CULTURAL APPROACH TO PERIODIZATION DEVELOPMENT OF SYRIAN MUSIC CULTURE AS A SCIENTIFIC INSTRUMENT OF ITS DEVELOPMENT FUTURE MUSICIAN-TEACHERS OF RUSSIA

L. A. Rapatskaya, R. Harfush*,

Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119991

Abstract. The article is devoted to the little-studied problem of pedagogy of music education-the definition of scientific grounds for the content and

* Scientific adviser — Doctor of Pedagogical Sciences, PhD in Arts, Professor Ludmila A. Rapatskaya.

140

process of studying the Syrian musical culture by future musicians-teachers in higher educational institutions of Russia. According to the author's concept, the necessary scientific prerequisite for solving this problem is the theoretical justification of the main periods of the historical formation and development of musical culture of Syria as a way of learning the art of music in the context of the evolution of culture. The article reflects the views of musicologists (Arab and Russian) on the periodization of the history of musical culture of Syria, the authors' position on the need to develop a new - culturological - approach to periodization, pedagogically focused on the application in practice of Russian pedagogical universities. Its theoretical justification and implementation in relation to the study of Syrian musical culture allowed to summarize the main trends in the formation of musical culture of Syria on the basis of the concept of its openness and the ability to conduct a fruitful dialogue with the musical traditions of the Arab and European world. The proposed periodization is considered by the authors as a scientific tool for mastering the fundamental laws of Syrian musical culture by future musicians-teachers studying in higher educational institutions of Russia. In accordance with the identified historical periods, the article reveals the process of formation and development of mentally significant features of Syrian music. Exploring the content features of each of the selected periods, the importance of typological characteristics of the Syrian musical tradition in the ratio of its ancient origins and imported influences of both Eastern (Arab) and European is emphasized. The analysis of Syrian music from culturological positions allowed to reveal the dominant trend of its development, expressed in the desire to preserve national traditional values throughout the centuries-old history up to the present day, to characterize the ratio of vocal and instrumental music, especially its genres and modal originality.

Keywords: Syrian music, cultural approach, traditional foundations of Syrian classical music, musical and pedagogical orientation of periodization on the Russian education system.

Acknowledgements: This article was designed in the context of the research for the Department of Methodology and Technology of the Music Education at the Moscow Pedagogical State University (MPGU). The authors are grateful to the teachers of the Department headed by doctor of pedagogical Sciences, Professor E. B. Abdullin for discussion of the article and the valuable tips.

For citation: Rapatskaya L. A., Harfush R. Cultural approach to periodization development of Syrian music culture as a scientific instrument of its development future musician-teachers of Russia. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2019, vol. 7, no. 3, pp. 138-150 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2019-7-3-138-150

Введение

Музыка Сирии в российском музыковедении долгое время изучалась как «арабская», не играющая самостоятельной роли в мировом культурно-историческом пространстве. Так, например, в «Музыкальном энциклопедическом словаре» сказано, что в «арабскую музыку» входит музыкальное искусство стран Аравийского полуострова, Магриба, Египта, Ирака, Сирии и Судана [1, с. 35]. Однако за последние десятилетия стало очевидно, что музыкальное искусство Сирии имеет как общую с арабскими музыкальными культурами историю, так и собственные традиции, обусловленные циви-лизационными особенностями и менталитетом сирийского народа.

Проблема освоения музыки Сирии будущими музыкантами-педагогами в России родилась в силу ряда причин, среди которых особое значение приобретают духовно-культурологические, имеется в виду всё возрастающий интерес российского музыкального сообщества к древнейшим основаниям музыкального наследия сирийской нации, культура которой формировалась в контексте ислама при многовековом взаимодействии с христианством. Не менее важен факт духовного и политического сближения Сирии и России за последние годы, когда российская армия оказала поддержку сирийскому народу в борьбе за его освобождение от исламских террористов. Это вызвало у россиян, в том числе -у студенческой молодёжи, неподдельный интерес к культурному наследию сирийского народа, к его самобытному искусству и неизвестной

ранее сирийской музыке, как не имеющей аналогов в современном мире. Эта позиция позволила определить магистральное направление проводимого нами исследования -теоретическое обоснование периодизации исторического становления и развития традиционной музыки Сирии как научного инструментария для её изучения.

Исходя из сказанного, в данной статье будут рассмотрены оформившиеся в музыковедческих исследованиях подходы к периодизации исторической эволюции сирийской музыкальной культуры и предложена новая периодизация, которая определяет содержание и логику историко-теоретического изучения сирийской музыки будущими музыкантами-педагогами в России с позиций культурологического подхода.

Периодизация процесса

становления и развития традиционной сирийской культуры как научная проблема

Для обоснования периодизации и характеристики основных этапов становления и развития сирийской музыки необходимо проанализировать роль музыкального искусства в истории традиционной культуры Сирии с позиций культурологического подхода. В педагогике музыкального образования культурологический подход рассматривается как способ освоения музыки в контексте эволюции культуры, как научный инструментарий, позволяющий обосновать в содержании профессиональной подготовки педагогов-музыкантов взаимосвязь музыкального искусства с глубинными

141

142

смыслами развития цивилизаций народов мира [2].

Сирийская культура — одна из самых древних на Земле, но современная Сирия как самостоятельное государство возникла лишь во второй половине ХХ века. Как образно сказал один из арабских исследователей, «на протяжении тысячелетий на территории современной Сирии рождались и умирали десятки государств» [3, с. 52]. В течение своей многовековой истории Сирия часто оказывалась частью более крупных государственных образований, являясь либо их центром, либо периферией. Взаимодействие различных ци-вилизационных и национальных образований, оставивших своеобразный след в мировой истории, сформировало менталитет сирийского народа, открытого к «диалогу культур», что определило вектор развития традиционного музыкального искусства.

Музыка в контексте культуры Сирии, её жанры и стилевые особенности, складывались на протяжении тысячелетий. Становление традиционных направлений сирийской музыки в древние времена протекало под воздействием таких стран, как Вавилон, Ассирия, Византия, а также под влиянием различных иноземных нашествий и волн миграции. Как показывают исторические исследования, изначально в музыке Сирии главными музыкально-выразительными средствами были вокальная мелодия и ритмическое сопровождение (на ударных инструментах) [4, с. 35-36].

О древности музыкальной традиции Сирии свидетельствуют многие археологические артефакты. Так, на

сирийском средиземноморском побережье в городе Угарит археологи нашли глиняную табличку с записью музыки. Впоследствии нотные знаки были расшифрованы, и сегодня многие исследователи считают их первыми нотными записями в истории культуры. Дж. К. Михайлов отмечает, что по мнению американского музыковеда Р. Крокера, эти знаки - культовый гимн древнего Уга-рита, созданный около 3400 лет назад [Там же, с. 32]. Другим свидетельством о роли музыки в древней Сирии является дошедшая до нас статуэтка языческой богини, несущей музыкальный инструмент. Статуэтка найдена на земле города-царства Мари (Тель Харири), которое процветало в третьем тысячелетии до нашей эры [3].

В музыковедческой литературе, как арабской, так и российской, периодизация многовековой традиционной музыкальной культуры Сирии представлена с разных позиций. Впервые к проблеме периодизации, как отмечает Г. Дж. Фармер, обратилась музыковед Сахар Мульхем, которая, опираясь на исследования арабских историков, предложила выделить в истории сирийской музыкальной культуры пять периодов:

1. Художественная культура доисламского времени,

2. Исламское искусство средневекового периода,

3. Музыка эпохи колониального раздела страны,

4. Музыка нового времени,

5. Музыка новейшего времени [5, с. 8].

Российский музыковед Е. В. Беляева в своей диссертации «Творчество композиторов Сирии: основные

пути развития (вторая половина ХХ — начало XXI века)» ссылается на периодизацию Иссама Рафийи1, в которой выделено 8 периодов:

1. «Джахилия»2 или доисламская эпоха;

2. Исламский период;

3. Омейядский период;

4. Аббасидский период;

5. Андалусийский период;

6. Монголо-турецкий период;

7. Франко-английский период;

8. Период возрождения национальной культуры [6, с. 18].

На наш взгляд, освоение традиционной музыкальной культуры Сирии по предложенной периодизации требует глубоких знаний по истории арабского мира с древности до современности. Поэтому в русле проводимого нами педагогического исследования необходимо обосновать более обобщённую периодизацию, не противоречащую научным выводам учёных-арабистов, но приближенную к задачам освоения сирийской музыки обучающимися в российских высших учебных заведениях. Исследование истории музыки Сирии с позиций культурологического подхода позволяет предложить следующую периодизацию:

1. Сирийская музыкальная культура периода халифатов (661—847 гг.).

2. Сирийская музыкальная культура Турецкого периода (1519—1918 гг.);

3. Сирийская музыкальная культура франко-английского периода (1920—1946 гг.);

4. Сирийская музыкальная культура периода национального возрождения (с 1941 по настоящее время).

Рассмотрим данные периоды, обращая внимание на культурологические закономерности сирийской традиции, обусловившие ментальные характеристики сирийской национальной музыки.

Сирийская музыкальная культура периода халифатов

Сирийская музыка в контексте культуры периода халифатов является фундаментом сирийской музыкальной классики, сформировавшейся как культура устно-профессионального типа. В этот период столица Сирии Дамаск являлась одним из наиболее цивилизованных городов древнего Востока, главным политическим и культурным центром огромной империи.

В период Омейядского халифата (661—750 гг.) важнейшим фактором влияния на дальнейшее развитие культуры стало повсеместное распространение арабского языка и формирования единого арабо-му-сульманского культурного пространства. Дамаск явился средоточием выдающихся поэтов, музыкантов, философов. Активно развивалось образование. В Дамаск приглашались лучшие певцы и музыканты из Хид-жаза (ныне территория Саудовской Аравии) для обучения всех желающих музыкальной грамоте. Многие

1 Иссам Рафийя родился в 1971 году в Кувейте. В 1995 году окончил Высший институт музыки в Дамаске по специальностям уд и контрабас. В 1997 году участвовал в конкурсе "Arabic Traditional Ensembles" в Каире и был удостоен второй премии. С 2005 года работает в Высшем институте музыки в Дамаске, преподает историю арабской музыки и уд.

2 Джахилия — в арабской историографии период, предшествующий принятию ислама на Аравийском полуострове.

халифы выступали покровителями музыкального искусства. Например, известный халиф Валид бен Язид очень любил музыку и был прекрасным поэтом и музыкантом. Важной частью придворной жизни Омейяд-ского периода стало присутствие при дворе прославленных поэтов и музыкантов [6, с. 27].

Особо следует выделить деятельность Ибн Мусаджиха - одного из первых арабских теоретиков музыки, разработавших и обосновавших систему ладов. Он способствовал формированию ряда вокальных и инструментальных жанров, ставших классическими; сформулировал систему 8 основных ладов, а также 6 наиболее распространённых ритмических модусов [7, с. 184].

В этот период начинает развиваться музыковедение. Одним из первых осуществил классификацию арабских песнопений уроженец Дамаска Саэб Хасер (641-680 гг.). В частности, он выделил такие группы песен как: надеб и нуаах (песни-1ЛЛ плачи по умершему); таглиль (песня-приветствие); хедаб (лирическая песня, отличающаяся разнообразием динамических оттенков) [6, с. 25]. Саэб является создателем нового ритма самаи-сакил. Песни с использованием этого ритма считаются источником развития мелодического начала в сирийской традиционной музыке.

Перенимая богатый опыт соседних ближневосточных культур, сирийские музыканты совершенствовали свою исполнительскую традицию. Это отразилось на ладовом строении вокальной и инструментальной музыки.

Как считают исследователи, именно тогда в сирийской музыке возник

сплав разнообразных ладовых пластов, сложившихся ранее в различные исторические эпохи и под влиянием различных факторов [Там же, с. 25].

Следуя общим тенденциям развития арабской культуры, сирийская музыка основывается на системе семиступенных ладов, в которых наряду с основными звуками используются промежуточные интервалы — коммы. Ладовые особенности арабской музыки определили и своеобразную манеру пения, при которой широко применяются «глиссандо» (скольжение от звука к звуку), различные способы орнаментирования тонов -цветистая мелизматика, придающая музыке неповторимый колорит [9].

В целом, музыкальная культура Омейядского халифата ознаменовалась значительным ростом профессионального музыкального искусства - придворного и городского. К концу правления Омейядов не только народная, но и профессиональная музыка заняла прочное место в общественной жизни. Поэтому принято считать, что период Омейя-дов характеризуется становлением классических традиций [6, с. 26].

В период Аббасидского халифата Сирия утратила своё привилегированное положение культурного центра. На её территории образуется несколько местных династий (Хамда-ниды, Фатимиды, Сельджуки и др.). В этот период арабы тесно общаются с другими нациями (турками, греками, персами), искусство которых оказало влияние на сирийскую музыку. Особенно сильным было персидское влияние, которое затронуло даже некоторые ладо-акустические параметры. Например, из доисламского пе-

риода вернулся интервал в % тона, называемый «нейтральной секундой», иранская терция заменила «пифагорейскую» терцию, была воспринята персидская система нотации [7, с. 185].

При Аббасидах, как и при Омей-ядах, придворная жизнь сопровождалась инструментальным музицированием и пением. История сохранила имена выдающихся певцов-удистов того времени, среди которых Ибрагим Аль-Маусили, Исхак Аль-Маусили, Зальзаль, Зирьяб. Это время ознаменовано появлением великих учёных, таких как Аль-Фараби, Ибн Сина, Аль-Кинди, Сафи Ад-Дин. Считается, что во второй половине VIII — начале IX веков складывается система основных арабских ладов — макамов [4, с. 36].

Древние арабские трактаты о музыке связаны с именем Юнуса Аль-Катиба (VIII в). Его «Книга о мелодиях» (КйаЬ ап nagam) считается в Сирии первым фундаментальным «музыкально-теоретическим» трудом арабской школы. Автор зафиксировал тексты песен с названиями ладов и обозначениями, которые используются для исполнения ритмических формул [9].

В IX веке выделяется фигура Иу-суфа Аль-Кинди. Как пишет российский музыковед Т. М. Джани-Заде, «особое внимание мы уделяем трудам Иусуфа Ал-Кинди (ум. 870—873), который был переводчиком древнегреческих трактатов и ввёл многие греческие термины о музыке в арабскую музыкальную теорию. Подобно грекам и византийцам, он первым применил буквенную нотацию и первым стал использовать табулату-ру уда» [10, с. 164].

В целом сирийская культура периода халифатов заложила эстетически значимые основания сирийской музыкальной классики, сформировала основные жанровые и стилевые традиции вокальной и инструментальной музыки, несущие отпечаток национальной самобытности. Однако в последующие времена классические образцы древнего музыкального искусства были законсервированы на несколько столетий, ибо к середине XIII века развитие самобытной культуры Сирии было приостановлено иностранным вмешательством.

Сирийская музыкальная культура турецкого периода

В начале XV века Сирия и целый ряд других арабских территорий, включая Ирак и Египет, попали под власть Османской империи. С этого времени в сирийской музыке начинается период упадка классической национальной традиции.

Примечательно, что в Сирии арабское письмо (грамматика и кал- 145 лиграфия), а также основы арабской теории музыки преподавались лишь местными шейхами в религиозных кружках, ставших основой для системы гражданских школ [6, с. 38].

Одним из главных симптомов подъёма в развитии национальной сирийской культуры стало новое светское искусство, ориентированное, с одной стороны, на местные традиции, а с другой — на городскую коммуникативную ситуацию новоевропейского типа. Появляется интерес к музыкальному театру, к музыкальным клубам и к концертной практике. Следствием этого явилось

146

распространение как чисто инструментальных (такасим, башраф, мау-аль), так и вокальных музыкальных жанров (к примеру, вокального му-вашшаха).

Вместе с тем консервативное сирийское общество не приветствовало тенденции развития музыкального искусства. Поэтому многие сирийские музыканты уезжали в Египет. Среди них Абу Халиль аль-Каббани, прославленный сирийский автор музыкально-сценичных произведений и сочинений для инструментальных ансамблей [4, с. 35].

Характерно также, что в это время усилилось проникновение в Сирию западно-европейской культуры [Там же, с. 36].

Сирийская музыкальная культура франко-английского периода

В 1922 году по решению Лиги Наций бывшие сирийские территории Османской империи были разделены между Великобританией (получившей под своё управление Иорданию и Палестину) и Францией (получившей управление над современной территорией Сирии и Ливана).

Сирийскую музыкальную культуру этого периода можно охарактеризовать как культуру «европейско-сирийского диалога», поскольку французские колонизаторы, несмотря на все преступления против сирийского народа, способствовали формированию и развитию современных европейских направлений и новых общественных институтов (от учебных заведений до радиостанций

и кинематографа). В это время впервые были сделаны попытки оценить глубину и красоту музыки Сирии и включить её в контекст европейской исполнительской традиции. Например, в 1930 году в Дамаске известным деятелем искусства Фахри аль-Баруди был основан Сирийский музыкальный клуб.

Процесс возрождения национальных форм сирийской музыки усилился, получив поддержку со стороны известных деятелей европейской музыкальной культуры. Показательным и заметным событием, предварившем будущее возрождение сирийской национальной музыкальной культуры, стал состоявшийся в 1932 году в Каире Первый конгресс арабской музыки, с участием венгерского композитора и фольклориста Б. Бартока (1881—1945), британского музыковеда и фольклориста Г. Дж. Фармера (1882—1965) и французского музыковеда Родольфа д'Эрланже (1872—1932)3. На Конгрессе обсуждались общие проблемы развития арабского музыкального искусства и теории музыки, в том числе — проблема звукоряда и ладов. Специальная комиссия Конгресса в итоге приняла решение о равномерной темперации в четверть тона. Кроме темперации признавались четыре главных макама: раст, баят, сига и саба. Все остальные ладо-звукоряды трактовались как производные (побочные) от главных мака-мов [6, с. 41].

После Первого конгресса арабской музыки сирийцы вплотную подошли к осознанию, с одной стороны,

3 Барон Родольф д'Эрлангер (1872—1932 г) — французский художник и музыковед, специализировавшийся на арабской музыке.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

Т. 7. № 3. 2019. VOL. 7. № 3. 2019.

своей культурной общности с арабским миром, а с другой — к необходимости развития собственной национальной культуры в диалоге традиций Востока и Запада. Эти процессы получили активное развитие уже во второй половине ХХ века.

Период возрождения национальной музыкальной культуры

Верхним хронологическим рубежом в данном периоде будет 2010 год, так как влияние трагических политических событий на культурную жизнь Сирии в последующие годы нуждается в специальном тщательном исследовании и анализе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возрождение национальной музыкальной культуры Сирии обусловлено получением государственного суверенитета. В этот период общеарабский путь развития сирийской музыки уступает место приоритетам национальной самобытности и возвращению в культурный обиход сирийской музыкальной классики.

С первых лет независимости всё более распространённой становится практика концертного исполнения традиционных музыкально-поэтических композиций — касыд4, светских мувашшахов5, а также религиозных песнопений. Среди наиболее ярких авторов и исполнителей этих жанров — Амар Аль-Бадж, Ахмед Убри, Камиль Шембир. В области инструментальной музыки выделились сирийские авторы и исполнители Абд

Аль-Лятиф Ан-Набки, Фуад Хассун, Фуад Махфуз, Фарид Сабри и другие музыканты [6, с. 55]. Большое влияние на развитие устно-профессионального творчества этого периода оказал египетский певец и композитор Саид Дервиш.

Процесс возрождения исконных традиций сирийской музыкальной культуры не был спонтанным и во многом являлся следствием государственной политики. В 1947 году в Дамаске был основан Институт Восточной музыки, а в 1962 году на базе Института открылись новые факуль-теты6 национальной и европейской музыки. Обучение студентов осуществляется по программам традиционного сирийского и европейского образования (фортепиано, струнные инструменты, восточное пение, классическое пение, камерный ансамбль, камерный оркестр и симфонический оркестр восточных инструментов). В 1963 году был создан филиал в городе Алеппо, состоящий также из отделений национальной и западной музыки, для подготовки педагогов для музыкальных и общеобразовательных школ. В течение периода возрождения в каждом городе Сирии открываются музыкальные школы (маахад-араби), в которых могут обучаться все желающие. Музыкальные школы также готовят педагогические кадры творческого профиля для общеобразовательных школ.

В настоящее время ведущим жанром народного искусства в Си-

4 Касыда — в переводе с арабского «поэма», эта форма песенного искусства существует со времен Джахилии.

5 Мувашшах — жанр, средневековой арабской вокальной поэмы, возникшей на основе андалусийской музыкальной традиции.

6 В 1962 году институт был переименован в Дамасскую консерваторию; в 1991 году — в Высший институт музыки.

148

рии остаётся песня. Сегодня в разных районах Сирии в обиходе распространены лирические (касыда, мауль, мувашшах, тактука, угния шаббия, ухзужа), свадебные, трудовые, религиозные жанры, а также песни, связанные с верховой ездой.

В условиях современного бытования сохранилось и традиционное различение видов пения:

• Такиль («тяжёлое» пение) — сольное пение, характеризующееся широким применением мелизмати-ческого украшения мелодики;

• Хафиф — «лёгкое» пение с опорой на регулярную метрику;

• Асра — «быстрое» пение, ансамблевые песни, для которых типична регулярная метрика, обусловленная танцем [6].

Заключение

Музыкальное искусство Сирии — самобытное явление на карте культур народов мира. Изучение особенностей истории сирийской музыки с культурологических позиций показало значимость и устойчивость «диалогичности» — главной ментальной характеристики сирийской му-

зыкальной традиции в соотношении древних её истоков и привнесённых влияний, как восточных (арабских), так и европейских. Культурно-типологической доминантой развития сирийской музыки является её способность сохранять и возрождать национальные традиционные ценности на протяжении всей многовековой истории вплоть до наших дней.

Разработанная нами периодизация развития сирийского музыкального искусства в контексте культуры и её содержательное наполнение является историко-теоретическим основанием для изучения сирийского вокального и инструментального искусства в российской системе образования. Культурологический подход — педагогическим инструментарием освоения сирийского музыкального наследия российскими студентами. Этот подход может быть использован в курсах «История зарубежной музыки» и «Национальные образы мира в традиционной культуре» [11], что позволит полнее реализовать педагогические задачи профессиональной подготовки будущих учителей музыки в высших учебных заведениях России.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Русанова О. В. Арабская музыка // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 35-36.

2. Рапацкая Л. А. Культурологический подход в отечественной педагогике музыкального образования: история и перспективы развития // Ценности и смыслы. 2016. № 6(46). Т. 2. С. 6-15.

3. Медведко С., Осипов Д. Сирия: шаг за шагом. Дамаск, Арабинфом, 2001. 523 с.

4. Михайлов Дж. К. Сирийская музыка / Музыкальная энциклопедия. Т. 5. Под ред. Ю. В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, 1981. Стлб. 32-38.

5. 1957 jb : с с i'hhíI ¿j ù с ùJ. lù® " . (FarmerHenri. Tarihal-mysikaal-arabia. Transí. by Hussein Nassar. Cairo Dar Maktabe Masr, 1957. 344 р.).

6. Беляева Е. В. Творчество композиторов Сирии: основные пути развития (вторая половина ХХ - начало XXI века): дис. ... канд. искусствоведения 17.00.02. Казань, 2018. 288 с.

7. Виноградов О. А. Арабская музыка / Музыкальная энциклопедия. Т. 1. Под ред. Ю. В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, 1973. Стлб. 183-191.

8. ¿k'J^ м . £ ¿"»Л £ ¿V . I (Л ( ^ (Samim Al-Sharif. Al-oughniya al-arabiya / Samim Al-Sharif. Syria, Study, 1981. 294 р.).

9. Арабская культура / Большая советская энциклопедия URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bs e/64704/%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%D0%B0%D1%8F%81%D0%BA (дата обращения 25.02.2019).

10. Джани-Заде Т. М. Музыка исламской цивилизации // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2003. № 1. С. 156-168.

11. Николаева Е. В. Традиционная музыкальная культура народов мира как компонент вузовского музыкально-педагогического образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. № 4(24). С. 145-162.

Поступила 05.06.2019, принята к публикации 27.08.2019 Об авторах:

Рапацкая Людмила Александровна, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1. Москва, Российская Федерация 119991), доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, obris-lar@inbox.ru

Харфуш Раша, аспирантка кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1. Москва, Российская Федерация 119991), cellorh@yahoo.com

Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи

149

REFERENCES

1. Rusanova O. V. Arabskaya muzyka [Arabic music]. In: Music encyclopedic dictionary. Chief editor G. V. Keldysh. Moscow: Sovetskaya enciklopediya, 1990, pp. 35-36 (in Russian).

2. Rapatskaya L. A. Kul'turologicheskij podhod v otechestvennoj pedagogike muzykal'nogo obrazovaniya: istoriya i perspektivy razvitiya [Culturological approach in Russian pedagogy of music education: history and prospects of development]. In: Cennosti i smysly [Values and meanings]. 2016, no. 6(46), vol. 2, pp. 6-15 (in Russian).

3. Medvedko S., Osipov D. Siriya: shag za shagom [Syria: step by step]. Damask, Arabinfom, 2001. 523 p. (in Russian).

4. Mihajlov George K. Sirijskaya muzyka [Syrian music]. In: Music encyclopedia. Vol. 5. Compiler Yu. V. Keldysh. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1981, columns 31-38 (in Russian).

5. 1957 ¿^j^J : 'jj^ c C o' c ^¿j® ". ^ [Farmer Henri. Tarihal-mysikaal-arabia. Translated by Hussein Nassar. Cairo Dar Maktabe Masr, 1957. 344 p.] (in Arab).

6. Belyaeva E. V. Tvorchestvo kompozitorov Sirii: osnovnye puti razvitiya (vtoraya polovina XX -nachalo XXI veka) [The composers of Syria: the main development path (second half of XX -beginning of XXI century)]. PhD dissertation (Art history). Kazan, 2018. 288 p. (in Russian).

7. Vinogradov O. A. Arabskaya muzyka [Arabic music]. In: Music encyclopedia. Vol. 1. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1973. 1070 p., pp.183-191 (in Russian).

8. м j-^ . £ ¿"»jl £ ¿Vl . ¿i (j £ [Samim Al-Sharif. Al-oughniya al-arabiya. Syria, Study, 1981. 294 p.] (in Arab).

9. Arabskaya kul'tura [Arabic culture]. In: Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great soviet encyclopedia]. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/64704/%D0%90%D1%80%D0% B0%D0%B1%D1%D0%B0%D1%8F%81%D0%BA (accessed: 25.02.2019) (in Russian).

10. Jani-Zadeh T. M. Muzyka islamskoj tsivilizatsii [Music of Islamic civilization]. VestnikRossijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda [Bulletin of the Russian humanitarian science Foundation]. 2003, no. 1, pp. 156-168 (in Russian).

11. Nikolaeva E. V. Traditsionnaya muzykal'naya kul'tura narodov mira kak komponent vuzovskogo muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Traditional musical culture of the peoples of the world as a component of University musical and pedagogical education]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO chair "Musical Arts and Education". 2018, no. 4 (24), pp. 145-162 (in Russian, abstract in English).

Submitted 05.06.2019; revised 27.08.2019.

About the authors:

Lyudmila A. Rapatskaya, Professor at the Department of Methodology and Technology of Music Education of Art Institute of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation 119991), Doctor of Pedagogical Sciences, PhD in Arts, Professor, obris-lar@inbox.ru

Rasha Harfush, Graduate Student of the Department of Methodology and Technology of Music Education of Art Institute of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation 119991), cellorh@yahoo.com

All the authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.