Научная статья на тему 'Концептуальные основы содержания курса "История русской музыки" в контексте культурно-типологического подхода к музыкальному искусству'

Концептуальные основы содержания курса "История русской музыки" в контексте культурно-типологического подхода к музыкальному искусству Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
413
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ / HISTORY OF THE RUSSIAN MUSIC / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ORTHODOX CIVILIZATION / КУЛЬТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CULTURAL AND TYPOLOGICAL APPROACH / ИСТОРИЧЕСКОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ / HISTORICAL MUSICOLOGY / "РУССКАЯ ЕВРОПЕЙСКОСТЬ" / "THE RUSSIAN EUROPEANISM" / ОРИЕНТАЛИЗМ / ORIENTALISM / МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / MUSICAL AND HISTORICAL TRAINING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рапацкая Л.А.

Анализ содержания курса «История русской музыки» в контексте культурно-типологического подхода к музыкальному искусству вызван как внутренними потребностями развития высшего музыкального образования, так и всплеском общественного и научного интереса к истории России, к её ментальным характеристикам, возникшим в пограничье двух мировых цивилизационных потоков, условно называемых «Востоком» и «Западом,». В статье раскрываются основные этапы становления отечественного исторического музыкознания, анализируются причины противоречивых тенденций данного процесса, затруднявших формирование соответствующего учебного предмета вплоть до середины ХХ века. Ориентируясь на ценностно-личностную значим,ость курса «История русской музыки» в профессиональном становлении учителя, автор приходит к выводу: методологическим основанием целостного осмысления музыкально-исторической национальной традиции в учебном процессе может стать культурно-типологический подход, являющийся научным инструментарием анализа музыкального искусства в русле концепции русской православной цивилизации. Культурно-типологические особенности русской музыки проявляются в способности её творцов к диалогу с иноязычными традициями, когда заимствованный материал перерабатывается и воплощается сквозь призму православных ценностей. Согласно представленной в статье авторской позиции, знаковым воплощением культурно-типологических особенностей русского музыкального искусства, требующих адекватного отражения в содержании соответствующего учебного курса истории русской музыки, являются «русская европейскость» и ориентализм,.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Рапацкая Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Basis of the Course Content “History of the Russian Music” in the Context of Cultural and Typological Approach to Musical Art

The analysis of content of the course “History of the Russian Music” in the context of cultural and typological approach to musical art is caused by both internal requirements of development of the higher music education and f growth of social and scientific interest in history of Russia and its mental characteristics which have arisen in a border zone of two world civilization streams. These streams are conditionally called by “East” and “West”. The modern concept of the Russian orthodox civilization developing in the humanities inevitably affects the research approaches to the domestic cultural heritage including to the Russian music. In this work the issues of content of musical and historical training of future music teachers on the basis of the analysis of history of the Russian music as science and its pedagogical interpretation are considered. The main stages of formation of domestic historical musicology are consistently revealed. The reasons of the contradictory tendencies of this process complicating formation of the corresponding subject up to the middle of the XX century are analyzed. Based on the valuable and personal importance of the course “History of the Russian Music” in professional formation of the teacher, the author comes to a conclusion: the cultural and typological approach which is scientific tools of the analysis of musical art in line with the concept of the Russian orthodox civilization can become the methodological basis of holistic conceptualization of musical and historical national tradition in educational process. In article it is shown that throughout centuries the Russian musical art conducted fruitful dialogue both with western (European) and with east (Asian) cultures, keeping mental priorities in the ratio “spiritual” and “art”. Cultural and typological features of the Russian music are shown in ability of its creators to dialogue with foreign-language traditions when the borrowed material is processed and translated through a prism of orthodox values. The clear manifestation of the cultural and typological features of the Russian musical art demanding adequate reflection in the content of the corresponding training course are “the Russian Europeanism” and orientalism.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы содержания курса "История русской музыки" в контексте культурно-типологического подхода к музыкальному искусству»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ» В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Л. А. Рапацкая,

Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119991

78

Аннотация. Анализ содержания курса «История русской музыки» в контексте культурно-типологического подхода к музыкальному искусству вызван как внутренними потребностями развития высшего музыкального образования, так и всплеском общественного и научного интереса к истории России, к её ментальным характеристикам, возникшим в пограничье двух мировых цивилизационных потоков, условно называемых «Востоком» и «Западом». В статье раскрываются основные этапы становления отечественного исторического музыкознания, анализируются причины противоречивых тенденций данного процесса, затруднявших формирование соответствующего учебного предмета вплоть до середины ХХ века. Ориентируясь на ценностно-личностную значимость курса «История русской музыки» в профессиональном становлении учителя, автор приходит к выводу: методологическим основанием целостного осмысления музыкально-исторической национальной традиции в учебном процессе может стать культурно-типологический подход, являющийся научным инструментарием анализа музыкального искусства в русле концепции русской православной цивилизации. Культурно-типологические особенности русской музыки проявляются в способности её творцов к диалогу с иноязычными традициями, когда заимствованный материал перерабатывается и воплощается сквозь призму православных ценностей. Согласно представленной в статье авторской позиции, знаковым воплощением культурно-типологических особенностей русского музыкального искусства, требующих адекватного отражения в содержании соответствующего учебного курса истории русской музыки, являются «русская европейскость» и ориентализм.

Ключевые слова: история русской музыки, православная цивилизация, культурно-типологический подход, историческое музыкознание, «русская европейскость», ориентализм, музыкально-историческая подготовка студентов.

CONCEPTUAL BASIS OF THE COURSE CONTENT

"HISTORY OF THE RUSSIAN MUSIC" IN THE CONTEXT

OF CULTURAL AND TYPOLOGICAL APPROACH TO MUSICAL ART

Ludmila A. Rapatskaya,

Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation, 119991

Abstract. The analysis of content of the course "History of the Russian Music" in the context of cultural and typological approach to musical art is caused by both internal requirements of development of the higher music education and f growth of social and scientific interest in history of Russia and its mental characteristics which have arisen in a border zone of two world civilization streams. These streams are conditionally called by "East" and "West". The modern, concept of the Russian orthodox civilization developing in the humanities inevitably affects the research approaches to the domestic cultural heritage including to the Russian music. In this work the issues of content of musical and historical training of future music teachers on the basis of the analysis of history of the Russian music as science and its pedagogical interpretation are considered. The main stages of formation of domestic historical musicology are consistently revealed. The reasons of the contradictory tendencies of this process complicating formation of the corresponding subject up to the middle of the XX century are analyzed. Based on the valuable and personal importance of the course "History of the Russian Music" in professional formation of the teacher, the author comes to a conclusion: the cultural and typological approach which is scientific tools of the analysis of musical art in line with the concept of the Russian orthodox civilization can become the methodological basis of holistic conceptualization of musical and historical national tradition in educational process. In article it is shown that throughout centuries the Russian musical art conducted fruitful dialogue both with western, (European) and with east (Asian) cultures, keeping mental priorities in the ratio "spiritual" and "art". Cultural and typological features of the Russian music are shown in ability of its creators to dialogue with foreign-language traditions when the borrowed material is processed and translated through a prism of orthodox values. The clear manifestation of the cultural and typological features of the Russian musical art demanding adequate reflection in the content of the corresponding training course are "the Russian Europea-nism" and orientalism.

79

Keywords: history of the Russian music, orthodox civilization, cultural and typological approach, historical musicology, "the Russian Europeanism", orientalism, musical and historical training of students.

Каким же хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?

Вл. Соловьёв

80

Введение в проблему

Актуализация проблемы содержания музыкально-исторической подготовки студентов в педагогическом университете вызвана не только внутренними потребностями развития высшего музыкального образования, но и социокультурной ситуацией нашего времени, порождённой всплеском общественного и научного интереса к истории России. Среди наиболее ярких тенденций «исторического бума» последних десятилетий выделим интенсивное обновление отечественной культурологической мысли, подпитываемой неиссякаемым источником полузабытых ранее трудов русских религиозных философов конца XIX - первой половины ХХ века. Современная культурология, изменив вектор методологических установок, пытается сформулировать концепцию русской православной цивилизации, культурно-типологические особенности которой служат неопровержимым доказательством ментального склада России, развивающейся в пограни-чье двух мировых цивилизационных потоков, условно называемых «Западом» и «Востоком». «Переоценка ценностей» культурного наследия с цивилиза-ционных позиций неизбежно отражается в содержании гуманитарных наук, тесно связанных с историей, в том числе в историческом музыкознании.

История русской музыки как наука, заложившая основания одноимённого учебного предмета, с особой остротой отразила сложный путь становления отечественной исторической и культурологической научной школы, постепенно раскрывающей ценности и смыс-

лы культуры русской православной цивилизации. В свою очередь, содержание курса «История русской музыки» складывалось под влиянием методологически значимых тенденций отечественного музыкознания. Поэтому анализ его содержания в контексте культурно-типологического подхода к русскому музыкальному искусству необходимо начать с рассмотрения истории русской музыки во взаимосвязи науки и её педагогической интерпретации.

История русской музыки как наука и как учебный предмет: линия взаимодействия

Анализ развития отечественного музыкального искусства в историческом пространстве его бытия далеко не всегда являлся актуальной проблемой высшего профессионального музыкального образования. Традиционный, «классический» вариант музыкально-исторической подготовки студентов, включающий изучение основных предметов «История зарубежной музыки» и «История русской музыки», сложился в отечественных консерваториях сравнительно недавно - в конце 40-х годов ХХ века. Тогда в учебный план Московской консерватории вошёл новый курс «История русской музыки» как самостоятельная дисциплина (по данным автора статьи, впервые он был прочитан профессором Московской консерватории Михаилом Самойловичем Пе-келисом в 1940 году). До этого времени отечественное профессиональное музыкальное искусство рассматривалось в русле изучения всемирной истории музыки и начиналось, как правило,

с творчества М. И. Глинки, считавшегося «первым русским композитором». Музыкальное наследие предшествующих исторических этапов, во-первых, было почти не изучено, во-вторых, считалось малозначимым с эстетической точки зрения по сравнению с западноевропейской музыкой.

В послевоенные десятилетия прошлого века содержание данного курса стало стремительно меняться, чему способствовало беспрецедентно быстрое и плодотворное развитие советской музыковедческой школы «русистов». Благодаря усилиям нескольких поколений музыковедов была воссоздана история отечественного музыкального искусства от древнерусского этапа до ХХ века. Самое же главное: изменились научные подходы к творческому наследию доглинкинского периода, что позволило значительно расширить рамки исторического развития отечественного профессионального музыкального искусства. Здесь необходимо сделать некоторые пояснения.

Научные исследования, посвящён-ные русской музыке, появились ещё в середине XIX века - эпохи подъёма национального самосознания и развития гуманитарного научного мышления. Рождение отечественного исторического музыкознания связано с публикациями В. В. Стасова [1], А. Н. Серова [2], Ц. А. Кюи [3], Г А. Лароша [4], В. Ф. Одоевского [5] и др. Однако в то время воссозданию полной картины развития отечественной музыки препятствовало отсутствие источниковедческого музыкального материала, относящегося к древнерусской культуре XI-XVII веков и наследию XVIII века.

Образовавшийся научный музыкально-исторический вакуум заполнялся медленно, поскольку была утрачена

традиция расшифровок древнерусских песнопений, а нотные, в том числе рукописные, источники эпохи Просвещения требовали кропотливой работы в архивах и долгое время не вызывали исследовательского интереса. На рубеже ХК-ХХ веков большой вклад в расширение представлений о временных рамках развития русской профессиональной музыки внесли работы по древнерусскому певческому искусству представителей духовной школы Синодального училища. В их трудах расшифровки древнерусских песнопений впервые получили научное и педагогическое обоснование [6].

Немаловажную роль в процессе формирования истории светской русской музыки в начале ХХ века сыграл Н. Ф. Финдейзен - создатель капитального труда «Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVШ века» [7], отразившего уровень музыкально-исторической науки той эпохи и ставшего своего рода финалом в развитии отечественной музыкальной историографии дореволюционного времени. Однако, ввиду отсутствия самостоятельного учебного предмета по истории русской музыки, научные достижения музыковедов оказались не востребованы в практике работы музыкальных вузов России.

После 1917 года музыкально-историческая наука стала развиваться в новой системе координат, поскольку насаждение атеистической идеологии надолго приостановило процесс изучения древнерусской православной музыки. Духовные музыкальные произведения исчезли из учебной, концертной и научно-исследовательской работы вплоть до 60-х годов ХХ века. Вместе с тем историческое музыкознание предвоенного времени обогатилось трудами Б. В. Асафьева

81

82

о светских произведениях Бортнянско-го [8], Глинки [9] и других композиторов, осмысленных учёным с позиций интонационной теории. Работы Асафьева стали аналитической базой для исследований последующих поколений отечественных музыковедов.

Как уже указывалось, подлинный расцвет истории русской музыки как науки начинается со второй половины ХХ века. Это позволило сформировать учебный курс истории русской музыки на прочной научной основе. Вершиной музыковедческих исследований и итогом многолетней работы явилось издание десятитомного труда по истории русской музыки [10], а также выпуск отдельных учебников и учебных пособий для студентов консерваторий, в которых рассматриваются различные этапы развития отечественной музыкальной культуры. Тем не менее на изучении русского музыкального искусства не могли не сказаться атеистические установки советской культуры, затруднившие научное освоение пластов доклас-сического наследия. Например, в первой монографии М. Г. Рыцаревой, по-свящённой творчеству Д. С. Бортнян-ского, названия духовных концертов, созданных на тексты православных молитв, были сняты редакторами по цензурным соображениям [11, с. 245].

Современное содержание истории русской музыки как учебного предмета складывалось под непосредственным влиянием советской музыковедческой школы и потому сохранило на себе отпечаток атеистической идеологизиро-ванности и изначального «дискретного» освоения музыкально-исторического материала вне учёта непрерывности культурной традиции в её цивилизаци-онной целостности. Не случайно некоторые учебники являются фактически

монографиями, посвящёнными отдельным композиторам и не учитывающими в полной мере глубинную культурно-типологическую общность русского музыкального искусства. Таким образом, линия взаимодействия научного знания (музыковедческих трудов по истории русской музыки) и учебного материала по курсу «История русской музыки» (учебники, методические пособия, рабочие программы) отражает:

а) неоднозначность трактовок духовного музыкального наследия Древней Руси и императорской России, характерных для отечественной историографии вплоть до настоящего времени;

б) отсутствие «сквозных» тем, выявляющих культурно-типологические особенности русской музыки, раскрывающих её целостность и самобытность, восходящих к основам русской православной цивилизации.

Всё сказанное распространяется на традиционное содержание курса «История русской музыки», входящего составной частью в профессиональную подготовку учителей в педагогических вузах. Обновление содержательных оснований этой дисциплины предполагает опору на культурно-типологические особенности русского музыкального искусства, проявляющиеся на всех этапах его исторического бытия.

Культурно-типологический подход к анализу русского музыкального искусства как методологическое

основание содержания курса «История русской музыки»

В отечественной педагогике музыкального образования утвердилось положение, согласно которому научное обоснование музыкально-исторической подготовки студентов педагогических вузов и её методологическая зна-

чимость предопределяются необходимостью предусмотреть в курсе истории музыки ориентацию на будущую профессиональную деятельность учителя общеобразовательной школы. Подчеркнём, что становление личностно-цен-ностного отношения к традициям музыкальной культуры своего народа как одна из первостепенных задач музыкально-исторической деятельности школьников на уроках музыки была убедительно обоснована в трудах Э. Б. Аб-дуллина и Е. В. Николаевой [12, с. 109110; 13, с. 120-131]. Это «прорывное» для педагогики музыкального образования культурологическое положение стало основанием для поиска подходов к формированию личностно-ценност-ного отношения будущего учителя к музыкальному искусству России.

В последние годы в музыкально-исторической подготовке в педагогических вузах произошли изменения, вызванные, прежде всего, обращённостью к русской духовной музыке и её православным источникам. Наряду с этим в учебную практику дирижёрско-хоро-вых классов прочно вошёл исполнительский анализ духовной музыки как способ познания национальной музыкальной традиции [14]. Существенный вклад в процесс обновления содержания курса «История русской музыки» вносят публикации, где проблема духовного смысла музыкальных произведений рассматривается с философских позиций. Среди них назовём статью З. В. Фоминой и А. А. Морозовой, где авторы призывают изучать христианские религиозные символы в искусстве как кросскультурные объекты вузовского музыкально-исторического образования, обращают внимание на принципиальную значимость осмысления тех трансформаций, «которые происходят в условиях непрерывно-

го транслирования духовной традиции» [15, с. 71]. Данная позиция, основанная на познании русской духовной музыки как источника и носителя национальной самобытности, не утратила своей педагогической актуальности. Вместе с тем очевидно, что для становления личностно-ценностного отношения будущих учителей к русской музыкальной культуре как явлению православной цивилизации необходимо преодолеть традиционную дискретность в изучении материала курса «История русской музыки». Методологическим основанием для целостного осмысления непрерывной национальной традиции, раскрывающейся не только в духовных, но и в светских музыкальных произведениях, может стать культурно-типологический подход, который рассматривается нами как научный инструментарий анализа русского музыкального искусства в русле концепции русской православной цивилизации

С позиций культурно-типологического подхода курс «История русской музыки» должен содержать достаточно компактную и обоснованную характеристику доминантных тенденций развития русской музыки, как духовной, так и светской, подкреплённую анализом конкретных музыкальных произведений. Такой подход позволяет сконцентрировать изучаемый музыкально-исторический материал вокруг обобщающих, «стержневых» тенденций развития русской музыки на основе её типологических характеристик, что будет способствовать формированию личностно-ценностного отношения будущего учителя к русскому музыкальному искусству в его смысловой цивилизаци-онной целостности. Для выявления указанных тенденций необходимо рассмотреть общие вопросы типологии русской музыкальной культуры.

83

84

Проблема типологии русской музыкальной культуры

Проблема типологии художественных культур разных народов мира -одна из фундаментальных в культурологическом знании. Анализ типов культур позволил ряду исследователей сфокусировать внимание на аспектах целостности художественного освоения действительности в ту или иную историческую эпоху. Но лишь немногие авторы, к примеру Д. С. Лихачёв, доказательно свидетельствуют о фундаментальных мировоззренческих основаниях русской художественной культуры, возникших под влиянием национального менталитета и устойчивых культурно-типологических традиций [16].

Анализ русской музыкальной культуры позволяет предположить, что базисом её типологии как некоего остова для изучения отечественного наследия является соотношение двух фундаментальных факторов - художественного и духовного. Под художественным фактором следует понимать весь спектр художественно-творческой деятельности человека. Иначе говоря, художественное в музыкальной культуре - это та картина мира, в которой запечатлено действие механизмов образного познания и отражения действительности. Под духовным подразумевается воплощение в художественных текстах религиозного смысла бытия, законов мироздания и его трансцендентальных символов.

На первый взгляд типология русской музыкальной культуры вполне вписывается в общеевропейскую (западную) модель исторического развития с соответствующим совпадением вариантов взаимодействия художественного и духовного. В ней можно выделить древний (или языческий), средневековый (или древнерусский), предвозрож-

денческий и другие исторические этапы. Однако следует ли относить русскую музыкальную культуру к чисто европейскому типу? Отвечая на этот вопрос, мы вторгаемся в сферу мировоззренческих (философских, культурологических, искусствоведческих) дискуссий последних двух столетий, во многом инициированных влиянием географического положения России на карте мира. Обширность русских азиатских владений предопределила восприятие России нашими европейскими соседями как Востока. Русские же мыслители подчёркивали то «азиатскость» отечественной культуры, то «европейскость», вполне обоснованно вытекающую из христианства, то её особый исторический путь развития (например, теория евразийства Л. Н. Гумилёва [17]).

Корни этой полемики уводят в XIX век. П. Я. Чаадаев в своих «Философических письмах» утверждал: «Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежали ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того ни другого» [18, с. 85]. В связи с этим вспоминаются известные строки Александра Блока, созданные спустя столетие и посвящён-ные «русским азиатам»:

Мильоны - вас. Нас - тьмы,

и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,

С раскосыми и жадными очами!

[19, с. 104].

Миф об азиатском влиянии на русскую культуру, по авторитетному мнению Д. С. Лихачёва, возник «под гипнозом» чисто символического географического фактора. При этом сам учёный разрабатывал европейскую теорию раз-

вития русской культуры, приводя в качестве примера «особую сопротивляемость» древнерусского искусства восточным традициям [16, с. 12].

Вслед за обновлением отечественной исторической науки ряд современных авторов стали рассматривать типологические особенности русской культуры с цивилизационных позиций. Например, писатель и публицист Валентин Распутин, анализируя особое положение России «на перегибе Европы и Азии», указывал на «давнее стремление Европы распространить на неё своё влияние, притяжение и одновременно отталкивание от Европы, а отсюда двойственность русской души, интуитивное её стремление остаться самостоятельной, принявшей на себя два разных мира и ни одному не подчинившейся» [20, с. 7-8].

Итак, на первый взгляд типологию русской музыкальной культуры следует рассматривать в контексте влияния как западных, так и восточных цивили-зационных традиций. Однако музыковедческие анализы свидетельствуют: культурная ориентация России в сфере музыкального искусства изначально была европейской и, сравнивая пути развития европейской и русской музыки, можно найти немало точек их соприкосновения. В своей многовековой истории русская профессиональная музыка храмовых и светских жанров интерпретировала христианские певческие традиции Византии, заимствовала и переосмысляла европейские стили барокко, классицизма, романтизма и др. В связи со сказанным вновь уместно вспомнить А. А. Блока:

Мы любим всё - и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно всё - и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений...

[19, с. 104].

Если перевести эти поэтические строки в русло понимания исторического процесса развития музыкальной культуры России, можно без труда обнаружить влияние «острого галльского смысла» на русскую музыку эпохи Просвещения (комическая опера), и «сумрачного германского гения» на процесс становления русской классической инструментальной музыки в XIX веке.

И всё же ни временные границы воплощения европейских стилей с характерными сдвигами в историческом времени, ни смысловые особенности русской музыкальной культуры не позволяют сделать вывод о её чисто европейской природе. Скорее можно выделить такое качество русской музыки, как диалогичность, то есть способность вести диалог с зарубежными культурными традициями, заимствуя и перерабатывая их, но при этом не копируя. Русская музыкальная культура всегда сохраняла свою национальную «особость». Иначе говоря, как в ментальности русского человека, так и в русских культурных традициях есть нечто, не принадлежащее ни Востоку, ни Западу. Эта мысль чрезвычайно важна для понимания сути традиционных тенденций, определивших становление и развитие родовых, типологических характеристик русской музыкальной культуры в её способности переосмысливать иноязычные культурные явления.

Что же позволяет русскому музыкальному искусству на протяжении столетий сохранять культурно-типологические особенности, выраженные в неповторимом соотношении художественного и духовного? На наш взгляд, основой его целостности и идентичности является православное мировиде-

85

86

ние, сформировавшее ментальные черты русского художника и русской культуры. Культурно-типологические особенности русской музыки проявляются в способности её творцов к художественному диалогу, при котором заимствованный западный (европейский) или восточный (азиатский) музыкальный опыт перерабатывается и воплощается сквозь призму православных ценностей.

Духовность, стремление к евангельской красоте, соборность и литур-гичность - все эти ценности лежат в основе художественно-образного мира, храмового и светского русского музыкального искусства и служат подтверждением её культурно-типологической самобытности [21]. Иначе говоря, русское музыкальное искусство как явление православной цивилизации, «приняв на себя два разных мира» (В. Г. Распутин), переосмысливает не только европейские формы и жанры, но и ориентальные (восточные) образы. «Русская европей-скость»1 и ориентализм являются знаковым воплощением культурно-типологических особенностей русской музыки, требующих адекватного отражения в содержании соответствующего учебного курса и учебно-методической литературы.

Заключение

Культурно-типологический подход позволяет выявить сквозные проблемы, определяющие содержание учебного курса истории русской музыки. Это прежде всего соотношение художественного и духовного, являющееся базисом типологии русской музыкальной культуры как некоего остова для изучения отечественного наследия.

Культурно-типологические особенности русского музыкального искусства сформировались в недрах православного мировидения. Бережное и гуманное отношение русских композиторов к искусству иных народов вытекает из глубинных смыслов православной цивилизации.

Завершая статью, приведём слова великого русского мыслителя И. А. Ильина: «Духовное единство России доказано той великой, самобытной и глубокой культурой, которая была создана единым русским народом во всём сложном сочетании его национальностей. <...> Из этого единого и общего "материала" жизни и быта, славяно-русское племя, исповедовавшее христианско-православную веру, создало и вьш осило тот самобытный духовно-творческий акт, которым творилась и создавалась русская национальная культура» [23, с. 627-628].

Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.

This article was designed in the context of the research for the Department of Methodology and Technology of the Music Education at the Moscow Pedagogical State University (MSPU).

1 Термин «русская европейскость» обоснован автором настоящей статьи в ряде работ, в том числе в учебнике «История русской музыки: от Древней Руси до Серебряного века» [22, с. 74-86].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стасов, В. В. Избранные статьи о музыке [Текст] / В. В. Стасов. - Вып. 1. - Л. ; М. : Музгиз, 1949. - 328 с.

2. Серов, А. Н. Статьи о музыке [Текст] / А. Н. Серов. - Вып. 1. - М. : Музыка, 1984. - 414 с.

3. Кюи, Ц. А. Избранные статьи [Текст] / Ц. А. Кюи. - Л. : Музгиз, 1952. - 692 с.

4. Ларош, Г. А. Избранные статьи [Текст] / Г. А. Ларош. - Вып. 1.- Л. : Музыка, 1974. - 232 с.

5. Одоевский, В. Ф. Музыкально-литературное наследие [Текст] / В. Ф. Одоевский ; под ред. Г. В. Бернандта. - М. : Музгиз, 1956. - 723 с.

6. Рапацкая, Л. А., Стрельцова, А. С. Синодальное училище как феномен православного музыкального ренессанса в культуре Серебряного века [Текст] / Л. А. Рапацкая, А. С. Стрельцова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2017. - № 1 (17). - С. 126143.

7. Финдейзен, Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века [Текст] / Н. Ф. Финдейзен. - М. ; Л. : Музыкальный сектор, 1928. - Т. 1. - 313 с. - М. ; Л. : Музыкальный сектор, 1929. - Т. 2. - 376 с.

8. Асафьев, Б. В. Об исследовании русской музыки XVIII века и двух операх Борт-нянского [Текст] / Б. В. Асафьев // Музыка и музыкальный быт старой России. - Л. : Academia, 1927. - 212 с.

9. Асафьев, Б. В. Глинка [Текст] / Б. В. Асафьев. - М. : Музгиз, 1950. - 240 с.

10. История русской музыки [Текст] : в 10 т. / редколлегия: Ю. В. Келдыш, О. Е. Лева-шёва, А. И. Кандинский и др. - М. : Музыка, 1983-1997.

11. Рыцарева, М. Г. Композитор Д. Бортнян-ский. Жизнь и творчество [Текст] / М. Г. Рыцарева. - Л. : Музыка, 1979. -255 с.

12. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Методика музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. -М. : Музыка, 2006. - 336 с.

13. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2013. -431 с.

14. Кравченко, Е. А. Исполнительский анализ духовной музыки как способ познания национальных традиций в хоровом искусстве рубежа ХХ-ХХ1 веков [Текст] / Е. А. Кравченко // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2015. - № 1 (9). - С. 111122.

15. Фомина, З. В., Морозова, А. А. О новом ракурсе изучения духовной традиции в русском музыкальном искусстве в контексте музыкально-исторического образования [Текст] / З. В. Фомина, А. А. Морозова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -№ 1 (17). - 2017. - С. 67-76.

16. Лихачёв, Д. С. Поэтика древнерусской литературы [Текст] / Д. С. Лихачёв. - М. : Наука, 1979. - 360 с.

17. Гумилёв, Л. Н. Конец и вновь начало [Текст] / Л. Н. Гумилёв / сост. Н. В. Гумилёва. - М. : ДИ-ДИК, 1994. - 541 с.

18. Чаадаев, П. Я. Философические письма. Письмо первое [Текст] / П. Я. Чаадаев // Антология культурологической мысли / авт.-сост. С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. - М. : Изд-во РОУ, 1996. - 352 с.

19. Блок, А. А. Скифы [Текст] / А. А. Блок // Антология русской лирики первой четверти ХХ века ; ввод. ст. В. Полянского. -М. : Амирус, 1991. - 684 с.

20. Распутин, В. Г. Эта книга названа точно - «.. .Из русской думы» (Предисловие) [Текст] / В. Г. Распутин // .Из русской думы : портреты отечественных мыслителей с письмами, статьями и просто раздумьями, сложенные Юрием Селивёрсто-вым в книгу : в 2 т. Т. 1 / сост., авт. портретов и текста «От сложителя» Ю. И. Сели-вёрстов. - М. : Роман-газета, 1995. - 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Рапацкая, Л. А. Воплощение православных ценностей в русском классическом музыкальном наследии и их воспитательный потенциал [Текст] / Л. А. Рапацкая // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкаль-

87

ное искусство и образование». - 2016. -№ 1 (13). - С. 27-41.

22. Рапацкая, Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до Серебряного века [Текст] : учебник / Л. А. Рапацкая. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лань : Планета музыки, 2015. - 480 с.

23. Ильин, И. А. За национальную Россию [Текст] / И. А. Ильин // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли Х1Х-ХХ веков / сост. Н. Г. Федоровский. - М. : Логос, 1997. -752 с.

REFERENCES

1. Stasov V. V. Izbrannye stat'i o muzyke [Chosen articles about music]. Issue 1. Leningrad; Moscow: Muzgiz Publ., 1949. 328 p. (in Russian).

2. Serov A. N. Stat'i o muzyke [Articles about music]. Issue 1. Moscow: Muzyka Publ., 1984. 414 p. (in Russian).

3. Kyui Ts. A. (Cui C.) Izbrannye stat'i [Chosen articles]. Leningrad: Muzgiz Publ., 1952. 692 p. (in Russian).

4. Laroche G. A. Izbrannye stat'i [Chosen articles]. Issue 1. Leningrad: Muzyka Publ., 1974. 232 p. (in Russian).

5. Odoevsky V. F. Muzykal'no-literaturnoe nasledie [Musical literary heritage]. Under the editorship of G. V. Bernandt. Moscow: Muzgiz Publ., 1956. 723 p. (in Russian).

6. Rapatskaya L. A., Strel'tsowa A. S. Sino-dal'noe uchilishche kak fenomen pravo-slavnogo muzykal'nogo renessansa v kul'-ture Serebryanogo veka [Synodal School as a Phenomenon of the Orthodox Music Renaissance in the Culture of the Silver Age]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2017, no. 1 (17), pp. 126-143 (in Russian).

7. Findeyzen N. F. Ocherki po istorii muzyki v Rossii s drevnejshikh vremen do kontsa XVIII veka [Sketches on music stories in Russia since the most ancient times until the end of the 18th century]. Moscow; Leningrad: Muzykal'nyj sektor Publ., 1928. Vol. 1. 313 p. Moscow; Leningrad: Muzy-

kal'nyj sektor Publ., 1929. Vol. 2. 376 p. (in Russian).

8. Asaf'ev B. V. Ob issledovanii russkoj muzyki XVIII veka i dvukh operakh Bortnyan-skogo [About a research of the Russian music of the 18th century and two operas by Bortnyansky]. Muzyka i muzykal'nyj byt staroj Rossii. Leningrad: Academia Publ., 1927. 212 p. (in Russian).

9. Asaf'ev B. V. Glinka [Glinka]. Moscow: Muzgiz, 1950. 240 p. (in Russian).

10. Istoriya russkoj muzyki [History of the Russian music]. In 10 volumes. Eds. Yu. V. Kel-dysh, O. E. Levasheva, A. I. Kandinskij, et al. Moscow: Muzyka Publ., 1983-1997 (in Russian).

11. Rytsareva M. G. Kompozitor D. Bortnyan-skij. Zhizn' i tvorchestvo [Composer D. Bort-nyansky. Life and creativity]. Leningrad: Muzyka Publ., 1979. 255 p. (in Russian).

12. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Metodika muzykal'nogo obrazovaniya [Metodika of music education: The textbook for students of the highest pedagogical educational institutions]. Moscow: Muzyka Publ., 2006. 336 p. (in Russian).

13. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya [Theory of music education: The textbook for students of the highest pedagogical educational institutions]. 2nd ed., corrected and added. Moscow: Akademiya Publ., 2013. 431 p. (in Russian).

14. Kravchenko E. A. Ispolnitel'skij analiz du-khovnoj muzyki kak sposob poznaniya natsional'nykh traditsij v khorovom iskusstve rubezha XX-XXI vekov [The Performing Analysis of Sacred Music as the Method of Cognition of the National Traditions at Chorus Art of the Border XX-XXI Centuries]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie " - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2015, no. 1 (9), pp. 111-122 (in Russian).

15. Fomina Z. V., Morozova A. A. O novom rakurse izucheniya dukhovnoj traditsii v russkom muzykal'nom iskusstve v kontek-ste muzykal'no-istoricheskogo obrazovaniya [About a New Angle of Study of Spiritual Tradition in Russian Music Art in the Con-

text of Music-Historical Education]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2017, no. 1 (17), pp. 67-76 (in Russian).

16. Likhachev D. S. Poetika drevnerusskoj lite- 21. ratury [Poetics of Old Russian literature]. Moscow: Nauka Publ., 1979. 360 p. (in Russian).

17. Gumilyov L. N. Konets i vnov' nachalo [End and again beginning]. Compiler N. V. Gumi-lyova. Moscow: DI-DIK Publ., 1994. 541 p. (in Russian).

18. Chaadayev P. Ya. Filosoficheskie pis'ma. Pis'mo pervoe [Philosophic letters. Letter the first]]. Antologiya kul'turologicheskoj mysli [Anthology of a culturological thought] 22. Authors-compilers S. P. Mamontov, A. S. Ma-montov. Moscow: ROU Publ., 1996. 352 p.

(in Russian).

19. Blok A. A. Skify [Scythians]. Antologiya russkoj liriki pervoj chetverti XX veka [Anthology of Russian lyrics of the first quarter 23. of the XX century]. Moscow: Amirus Publ., 1991. 684 p. (in Russian).

20. Rasputin V. G. Eta kniga nazvana tochno -"...Iz russkoj dumy" (Predislovie) [This book is called precisely - ".From the Russian thought" (Preface)]. ...Iz russkoj dumy:

portrety otechestvennykh myslitelej s pis'-mami, stat'yami i prosto razdum'yami, slo-zhennye Yuriem Seliverstovym v knigu. In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Roman-gazeta Publ., 1995. 256 p. (in Russian). Rapatskaya L. A. Voploshchenie pravoslav-nykh tsennostej v russkom klassicheskom muzykal'nom nasledii i ikh vospitatel'nyj potentsial [The Realization of the Orthodox Christian Values in the Russian Classical Musical Heritage and Its Moral Potential Capacity]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2016, no. 1 (13), pp. 27-41 (in Russian).

Rapatskaya L. A. Istoriya russkoj muzyki: ot Drevnej Rusi do Serebryanogo veka [Hysto-ry of the Russian music: from Ancient Russia till the Silver age]. 3rd ed. St. Petersburg: Lan' Publ.; Planeta muzyki Publ., 2015. 480 p. (in Russian).

Il'in I. A. Za natsional'nuyu Rossiyu [For national Russia]. Vpoiskakh svoegoputi: Ros-siya mezhdu Evropoj i Aziej. Khrestomatiya po istorii rossijskoj obshchestvennoj mysli XIX-XX vekov. Compiler N. G. Fedorovskij. Moscow: Logos Publ., 1997. 752 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию 08.12.2017. The article was received on 08.12.2017.

89

Рапацкая Людмила Александровна, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор e-mail: obris-lar@inbox.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991

Ludmila A. Rapatskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, PhD in Arts, Professor

e-mail: obris-lar@inbox.ru

Moscow Pedagogical State University (MSPU),

Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.